Уже будучи в Америке, Лион Фейхтвангер давал откровенное интервью о себе. И журналист спросил его:
— Вы великий немецкий писатель, представитель плеяды наиболее талантливых европейских писателей, но все чаще и чаще Вы начинаете писать не об общечеловеческих темах, близких каждому читателю, а об узкой, еврейской теме. Почему это так? Вы ведь не местечковый еврейский писатель, рожденный в Черте Оседлости. Вы не Шолом Алейхем, описывавший местечковую жизнь…
Фейхтвангер горько усмехнулся. Ком встал у него в горле. Он не мог говорить. Лишь через минуту он ответил:
«Я не немецкий писатель, а еврейский писатель, пишущий, к великому сожалению для себя на немецком языке… Я бы многое отдал чтобы писать на иврите, но иврита я не знаю так чтобы писать на нем. Действительно в начале мы все пытаемся быть интернационалистами, мультикультуристами и людьми нового века и новых идей… Но потом дым заблуждений рассеивается, и ты остаешься тем, кто ты есть, а не тем, кем ты пытался стать. Да, я пытался быть немецким и европейским писателем, но мне не дали им стать, а сегодня, я уже не хочу им быть… Рано или поздно тебе говорят: не лезь не в свое. И тогда я иду туда, где мое. И пишу о моем. Так спокойнее. Так лучше. Для всех. И это происходит далеко не всегда потому, что я или кто-то другой этого хотел. Нет. Просто так распоряжается жизнь… И наши соседи… Немцы, австрийцы, французы, венгры, поляки… Они не хотят, чтобы мы лезли в их жизнь и в их культуру… Поэтому куда спокойнее писать о древней Иудее, или об испанских марранах, или о моих собратьях в Германии…
Рано или поздно, если ты сам не вернешься в свой дом, то тебе напомнят кто ты и вернут тебя в него, те, кого ты совсем недавно считал своими братьями…»
Архив рубрики «Без рубрики»
Цитата
23.03.2020Путешествие в Израиль в феврале 2020 года
28.02.2020Мы были в Израиле 10 дней. Жили в Тель-Авиве, много гуляли по городу: набережная, центр, Неве-Цедек, Флорентин, Яффо. Побывали на Севере Страны, в столице, на Мёртвом море, в Герцлии, Нетании, Ришон ле-Ционе. Не «освоенным» остался Юг: просто не осталось времени. Снимали всё подряд на телефон, пока у него хватало зарядки и места. Музыкальное сопровождение видеоряда подбирали уже дома. Вот что получилось
Одесса. Юморина-2017
16.04.2017«И не беда одесситов, что с сатирой и вообще со всяческими обличениями и поисками виноватых у них сейчас хорошо, а вот с юмором стало хуже… Таксисты, которые в Одессе шутили от открытия дверей автомобиля до закрытия бумажника, теперь лишь исповедуются. Если все так не любят власть, как они, то, боюсь, Майдан здесь был не последний. Правда, один, лет шестидесяти, изложил мне и другую теорию развала: «Я сам русский, Боря с 5-й линии, меня тут все, твою медь, знают. Наша правда — есть правда: уехали евреи — закончилась Одесса, твою медь. Раньше по 12 евреев на каждый двор, а сейчас, твою медь, на целый район!» (журнал «Огонёк» №14, 2017 год)
Цитата
19.07.2013«…Надо понимать, о какой диаспоре идет речь. Если о постсоветской, то я, честно говоря, не вижу смысла в искусственном поддержании здесь еврейской жизни. Пора перестать себя обманывать и признать, что местная диаспора давно превратилась в кормушку для еврейских лидеров и функционеров. Без внешней подпитки еврейская жизнь здесь мертва».
Раввин Галицкой синагоги Пинхас Розенфельд.
http://mnenia.zahav.ru/Articles/2727/sionism_sdelal_svoe_delo#ixzz2RD2SgIaY
фотофакт
15.06.2011Так и живём.
03.03.2011«…Меня спрашивали, куда ты в артисты с такой фамилией Ширвиндт, кто это выговорит? В 53-м году, под «дело врачей», я из института вылетел. Я не врач, но всё равно — чистка была всего этого населения…Танька Васильева всегда говорит: «Я завидую Шурке, что он нашёл в себе мужество оставить свою фамилию». У меня в театре Васильевых много, а Ицикович была одна.
Уехать никогда не хотелось?
Никогда, потому что я долго не могу находиться нигде: ни в Израиле, ни во Франции, ни в Америке. Мой дом здесь» (из интервью А. Ширвиндта . «Аргументы недели» 24 февраля 2011 года).
«Мне слов не найти, не украсть
И выразишь ими едва ли
еврейскую тёмную страсть
к тем землям, где нас убивали» (И. Губерман)
Что евреям Израиль? (продолжение)
09.10.2010В СССР не осталось еврейских театров. В 1949 г. центральные власти начали осуществлять тотальную чистку в Еврейской автономной области. Руководство области обвинялось в национализме, проявления которого видели и в планах преобразования области в автономную республику, и в планах создания еврейского университета, и в том, что оно не обнаружило «националистической организации, окопавшейся в редакции «Биробиджанер штерн», и даже в том, что был создан еврейский детский дом. 25 июня 1949 г. Политбюро приняло решение «Об ошибках секретаря обкома Еврейской автономной области Бахмутского А. К. и председателя облисполкома Левитана М. С.», в котором наряду с прочим их обвинили в получении «подачек» от Американского Биробиджанского комитета, «чем способствовали распространению проамериканских и буржуазно-националистических настроений среди некоторой части населения области». (далее…)