Словарь иудаизма

З

Завет — (см. брит) одно из центральных понятий еврейской библии. С помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом. В библейском, а также в современном иврите это слово обозначает «союз, договор». В Библии понятие «завет» обозначается также словом эдут (буквально «свидетельство») и реже — ала, по смыслу более близким к понятиям «клятва, обет». Идея завета между Богом и народом, присущая религии Израиля и неизвестная никакой другой древней религии, требует полной преданности народа Богу
Зажигание свечей (Гадлакат ха-нейрот) — зажигание свечей в канун субботы и праздников -не право, а обязанность, которая распространяется и на мужчин и на женщин. У всех должны быть в доме зажженные свечи в субботу и в праздник.
Закон письменный — совокупность предписаний, содержащихся в Пятикнижии
Закон устный (устная Тора) — общее название всей устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Служит дополнением к Письменной Торе, её расширенным вариантом, и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого Моисеем были получены законы иудаизма. В разные времена существовали секты, не признававшие Устную Тору (самаритяне, саддукеи, караимы). В ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме законы Устной Торы обязательны к исполнению наряду с законами Торы, поскольку традиционно считается, что Моисей на горе Синай получил две Торы — Письменную и Устную, которая разъясняет Письменную. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена из письменной посредством ряда герменевтических принципов (искусством толкования, интерпретации). Тем самым, согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы
Западная стена – сохранившаяся часть опорной западной стены древнего Иерусалимского храма, которая находится поблизости от места прежнего святилища. Известна как Стена плача. В еврейском сознании Западная стена является святыней, так как является частью Храма
Заповеди (мицвот) — предписания и запреты еврейской религии, насчитывается 613 мицвот. Уже в эпоху Первого храма некоторые заповеди, наряду с установлениями царских властей, служили источником права. В эпоху Второго храма продолжалось постепенное превращение Торы — Письменного Закона — в основу всеобъемлющей правовой системы — Устного Закона. Большинство мицвот даны Израилю путем откровения — в непосредственном обращении Бога как к прародителям человечества, так и к Аврааму и к народу Израиля
Захария — пророк, автор книги Захарии, был современником пророка Хагая, Зерубавеля и первосвященника Иехошуа, родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира о возвращении (538 г. до н. э.) и в детском возрасте прибыл в Иерусалим, о времени смерти пророка и месте его погребения в ТаНаХе ничего не сказано
Захарии Пророка книга — в ней Захария стремится приободрить строителей Храма и весь народ в трудную пору восстановления общины после Вавилонского плена; вместе с тем, он старается рассеять ложное мнение о непосредственной близости мессианских времен, подчеркивая, что будущее Царство Мессии осуществиться лишь после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого еврейского народа
Закен мамре — мудрец из числа мудрецов Израиля, достигший ступени принятия законодательных решений, выступающий против решения принятого высшим судом — Санедрионом, указывающий делать противоположное их решению или сам поступающий в соответствии с собственным законодательным решением
Зелоты – общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э.
Земля обетованная — синонимы: Земля Израиля, Эрец-Исраэль, (древнее название) Ханаан, Иудея
Зимри (Замврий) (ивр. זמרי‎) — царь Израильского царства, правиший в 876 до н. э.
Змирот — (дословно «песнопения») — застольные гимны, которые поют во время или непосредственно после каждой из трех обязательных субботних трапез и на исходе субботы.
Зогар — (дословно «сияние») — основная книга по (Каббале), составленная мудрецом Мишны рабби Шимоном бар Йохаи, учеником раби Акивы
Золотой Телец — золотое изображение быка, сделанное Ааронома и в другое время для идолопоклонства. После раскола царства Соломона в Иудее культ золотого тельца осуждался, а в Израильском царстве — нет
Зоровавель (VI в. до н.э.) – предводитель первой группы евреев, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим после указа персидского царя Кира в 538 г. до н. э.
Зугот («пары»), — принятое в Талмуде название пар законоучителей периода Второго Храма. Один из пары законоучителей возглавлял Санhедрин в качестве Патриарха (Наси), другой возглавлял суд, он назывался «ав бейт дин». Название зугот относится к 5 парам законоучителей, возглавлявшим Верховный Суд (бейт дин ха гадол) с 142 года до н. э., когда было установлено независимое еврейское государство и до конца правления Старца Гиллеля. После этого должности Патриарха и Главы Суда (ав бейт дин) сохранились, но их уже не занимали зугот.