Календарь на 2-е октября

-2105 — До н. э. (10 Хешвана 1656 от Сотворения мира) Б-г велел Ноаху, которому было 600 лет, войти в построенный ковчег со всей его семьей и впустить туда животных, отобранных Б-гом. Подробнее

Б-г сказал Ноаху, чтобы он строил свой ковчег открыто, на глазах всех людей, и рассказывал всем о назначении ковчега – спасти его, Ноаха, от предстоящего Потопа. Ковчег должен был иметь 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в вышину. В его трех этажах, разделенных на небольшие помещения, должны были разместиться люди, животные и запасы пищи. В ковчеге должны были жить Hoax с его женой и их три сына – Шем, Хам и Ефет – с их женами. Некоторое число животных из всех видов, существовавших на земле, должны были также жить в ковчеге. Семья Ноаха и животные эти должны были проживать в ковчеге до окончания потопа. Hoax сделал так, как ему велел Б-г. Его соседи высмеивали его за его веру и не обращали внимания на его предупреждения о предстоящем потопе. Переводчик дат, источник, источник

 
 

Метки:

-826 — До н. э. (22 Тишри 2936) Закончились торжества освящения Храма, которые продолжались четырнадцать дней, после чего народ вернулся к своим очагам в приподнятом настроении и с глубокой благодарностью Б-гу за все то, что Он сделал для них (см. 13 марта -1313 года)
 

Метки:

1187 — (28 Тишри 4948) Египетский султан Салах-ад-дин (Саладин) разбил крестоносцев и захватил Иерусалим. (Или 6.10.1187?) В отличие открестоносцев, которые в 1099 году вырезали все население города, поведение войск Салах-ад-Дина было отмечено благородством.
 

Метки:

1596 — (20 Тишри 5357) В Амстердаме впервые была проведена служба на Йом-Кипур. 60 амстердамских евреев собрались в доме Самуила Пайаша – марокканского посланника в Республике Соединенных провинций. Более подходящего места для совместной молитвы тогда просто не было, первая синагога в Амстердаме появилась немного позже. Не было в городе и своего раввина. На эту должность был приглашен Моше Ури Леви, раввин другого голландского города – Эмдена, и выбор этот был не случаен. Именно Леви помог первым португальским марранам (насильственно крещеным евреям), попавшим в Голландию, вернуться к иудаизму и поселиться в Амстердаме. Бдительные соседи решили, что собравшиеся на молитву люди – тайные католики, вызвали кого следует, и всех евреев арестовали. Но задержанные объяснили, что они иудеи, а не католики, и тогда всех отпустили. www.booknik.ru
 

Метки:

1788Имена.

Подробнее о людях октября см. Блог рубрика "Имена".

(1 Тишри 5549)  Родился Исаак Бер Левинсон - писатель, поборник просвещения русского еврейства.
 

Метки:

1826 — (1 Тишри 5587) Шестеро состоятельных евреев Одессы подали исполняющему должность Новороссийского генерал-губернатора графу Ф.П. Палену бумагу с просьбой разрешить открыть финансируемое общиной училище. «С живейшим соболезнованием видим мы, — писали энтузиасты, — что дети наши предаются праздной жизни по недостатку опытных наставников, кои были бы в состоянии руководствовать ими на пути добродетели и с успехом преподавать им как учение веры и нравственности, так и познания". К прошению была приложена смета расходов, расписание уроков во всех пяти классах и устав нового учебного заведения, декларирующий, что «сие училище назначается для еврейского юношества и главной целью имеет сделать из них добродетельных и полезных граждан».
 

Метки:

1826 — (1 Тишри 5587) Родился Ицхак (Шарль) Неттер

еврейско-французский общественный деятель, один из основателей и лидеров Альянса. Родился в раввинской семье. С 1842 года занялся коммерцией в Лилле, Москве и Лондоне, с 1851 г. - в Париже. Там начал активную общественную деятельность. Был одним из инициаторов создания Альянса (в доме Неттера происходили предварительные совещания его организаторов) и в 1860 г. стал его первым генеральным секретарем. Был главным поборником принятия Альянсом идеи Ц. Х. Калишера и венгерского раввина Иосефа Натонека о возвращении евреев в Эрец-Исраэль и в 1867 г. первым предложил практические шаги к ее осуществлению — открытие в Иерусалиме эмиграционного агентства для поощрения и содействия алие евреев Марокко и других восточных стран и основания для них сельскохозяйственных поселений. В 1868 г. Альянс одобрил предложение Неттера, посетившего перед этим Эрец-Исраэль, незамедлительно открыть там сельскохозяйственную школу и в следующем году добился в Стамбуле у турецких властей фирмана на приобретение для этой цели в вечную аренду 2600 дунамов земли. Вернувшись затем в Яффу, он посвятил несколько лет организации этой школы, названной им Микве Исраэль (Неттер предоставил для нее вначале собственный дом и привлек многочисленные пожертвования), и стал ее первым руководителем. Письма Неттера этих лет свидетельствуют о его планах широкого еврейского заселения Эрец-Исраэль и превращения Микве Исраэль в духовный центр возрождения еврейской жизни. В середине 1870-х гг. он несколько раз (из-за болезни) возвращался в Париж, а затем предпринял по поручению Альянса ряд важных зарубежных поездок: в 1877 г. посетил Стамбул, где представил делегатам великих держав, участвовавшим там в международной конференции, памятную записку о тяжелом положении евреев восточных стран, Румынии и Сербии; в 1878 г. участвовал в Берлинском конгрессе; в 1880 г. — в аналогичной конференции в Мадриде, где отстаивал интересы евреев Марокко. В эти же годы, разочаровавшись в своих надеждах на быстрый расцвет Микве Исраэль, Неттер пришел к выводу о неприспособленности Страны Израиля к абсорбции большой алии и стал активным сторонником еврейской эмиграции в США. В 1881 г. он содействовал отправке в США 1200 еврейских беженцев из России и Румынии (направив в Микве Исраэль лишь группу из 28 еврейских детей), а в 1882 г. выступил публично против еврейской эмиграции в Эрец-Исраэль. В том же году, однако, под влиянием барона Э. де Ротшильда Неттер отказался от этой позиции, вернулся в Эрец-Исраэль и принял участие в устройстве первой группы членов Билу. Неттер занимался также филантропической деятельностью. В 1865 г. он основал в Париже ремесленную школу для еврейских детей и учредил ассоциацию для защиты прав рабочих, а в 1880 г. открыл общежитие для бедных ремесленников. www.eleven.co.il

 -еврейский общественный деятель, основатель Микве Исраэль. 
 

Метки:

1854 — В Шотландии родился сэр Патрик Геддес - шотландский биолог, социолог и градостроитель. Участвовал в создании генеральных планов Иерусалима, Тель-Авива и Бомбея. В 1919 году Геддес по заказу британского мандата составил генеральный план развития Иерусалима. По просьбе Х. Вейцмана разрабатывал план Иерусалимского университета. В 1925 году он представил план Тель-Авива. Тель-Авив является единственным известным городом, чьё ядро полностью построено в соответствии с планом Геддеса Незадолго до смерти учёный был возведён в рыцарское достоинство.
 

Метки:

1914 — (12 Тишри 5675) Родился Ю. Левитан - радиодиктор.
 

Метки:

1916 — (5 Тишри 5677) Еврейская община Москвы объявила "дни самообложения", призвав членов общины внести дополнительные средства в фонд помощи соплеменникам, выселенным из прифронтовых областей.
 

Метки:

1918 — (26 Тишри 5779) От гриппа в возрасте 32 лет умер Израиль Гилади - видный участник второй алии, один из руководителей организации Ха-Шомер. В 1907 г. вместе с И. Шохатом, И. Бен-Цви, А. Зайдом и другими участвовал в создании на съезде в Яффе тайного общества Бар-Гиора, которое должно было активно противостоять арабским бандам грабителей, нападавшим на еврейские поселения. Гил'ади поселился в Седжере (Илания, Нижняя Галилея) и возглавил группу охранников поселения. Когда в 1907 г. была создана организация Ха-Шомер, Гил'ади был избран в состав ее руководства. Влияние Гил'ади в организации Ха-Шомер усилилось после того, как турецкие власти в 1914 г. выслали И. Шохата из Стамбула. В 1916 г. Гилади руководил созданием киббуца Кфар-Баг к северу от города Кирьят-Шмона (Баг — аббревиатура названия Бар-Гиора). В 1919 г. киббуц Кфар-Баг был переименован в Кфар-Гилади.
 

Метки:

1938 — (7 Тишри 5699) Ишув. Вооруженные арабы ворвались в квартал Кирьят-Шмуэль Тверии, стреляя и поджигая дома. Была сожжена и синагога, а синагогальный служка убит возле свитка Торы. В эту ночь погибло 19 евреев, в том числе 11 детей. На 6000 евреев города было только 27 охранников с 16 винтовками, поэтому еврейский квартал Тверии Кирьят-Шмуэль некому было оборонять
 

Метки:

1940 — (29 Элула 5700) Ишув. Летом 1940 в организации ЭЦЕЛ произошёл раскол, от неё отделилась группа бойцов под командой А. Штерна. 2 октября 1940 она впервые выступила перед "общественностью" со своей программой, изложенной в выпущенных листовках. В них говорилось, что организация (Лехи) является "единственным представителем борющегося еврейства", а цель провозглашалась "возможно, раньше и всеми, доступными способами овладеть Страной силой оружия".
 

Метки:

1941 — (11 Тишри 5702) Шоа. "Начальнику полиции и службы безопасности Оперативное донесение по СССР N101, Эйнзацгруппа "Ц" Расположение: Киев "Зондеркоманда 4а в сотрудничестве с двумя полицейскими подразделениями из бригады "Юг" ликвидировала 29 и 30 сентября 1941 года в г. Киеве 33 771 еврея".
 

Метки:

1941 — (11 Тишри 5702) Шоа. Начало уничтожения евреев Витебска. До 12, затем 6 - 8 ноября и 19 декабря в основном около деревни Церковщина убиты 20000 человек.
 

Метки:

1943 — (3 Тишри 5704) Шоа. Попытка фашистов депортировать евреев Дании. Она практически не удалась, потому что "датчане прониклись трагическим положением евреев и были готовы из любви к ближнему рисковать жизнью", -- писал Геральд Райтлингер в своей знаменитой книге "Окончательное решение". Активную роль сыграла и датская лютеранская церковь. Главного раввина Маркуса Мельхиора с женой прятал епископ в своем доме на острове Фальстер. Большинство евреев нашли спасение в Швеции, куда их тайно перевозили на лодках датские рыбаки. Чтобы доставить беженцев на побережье, были задействованы все виды транспорта, даже машины скорой помощи. Датские полицейские помогали людям незаметно добраться до лодок. Пересекать пролив нужно было осторожно, патрульные немецкие катера могли проверить, кто прячется под брезентом. В таких случаях пойманных ожидали застенки гестапо и отправка в Терезиенштадт. Всего в этот лагерь из Дании попало 420 евреев -- главным образом пожилых и больных людей, которым трудно было скрыться. Свыше 7200 человек нашли спасение в Швеции. Подробнее

Сегодня, 8 апреля, в День Катастрофы в «Деталях» появилась статья Йоаны Гонена «Подлинные истории за мифами о Катастрофе», которая только добавила новые мифы к старым. По крайней мере, в том, что касается спасения датских евреев.

Автор пишет: «Германия вторглась в Данию в апреле 1940 года, и, в отличие от других европейских стран, Дания тут же сдалась». А двумя месяцами позже Франция не сдалась? Резистанс? Он родился только в 1943-м. Знаете ли вы, сколько французов из 40-миллионного населения пошло за Де Голлем? 5 тысяч! Гонен ссылается на неизвестного историка Орну Керен-Кармель, которая утверждает, что «нацисты сами были заинтересованы, чтобы датские евреи бежали в Швецию. Это было для них предпочтительнее, нежели аресты и депортации, чреватые осложнением отношений с покорными датчанами. Поэтому утечка даты предстоящей депортации была допущена преднамеренно». Во-первых, кто слышал, что нацисты были заинтересованы, чтобы евреи бежали? Во-вторых, кто из немцев боялся осложнения отношений с датчанами, если они и так были «покорны»? В-третьих, кто поверит в «преднамеренную утечку информации» и где документальное подтверждение этого дикого предположения?

Мало того, Гонен написал от себя: «По всей видимости, решение предоставить звание Праведников народов мира всем датчанам было несколько поспешным».

А теперь – о том, как все было на самом деле. После оккупации датский король Кристиан X оставался на престоле, а датская армия и полиция находились под контролем правительства, поэтому евреи не подвергались преследованиям и не были обязаны носить на одежде желтую звезду. К тому времени в Дании насчитывалось 7 700 евреев. У половины из них предки жили там уже несколько веков, свыше 3 тысяч русских евреев нашли приют в датском королевстве после погромов времен Гражданской войны, а потом к ним прибавилось около тысячи беженцев из нацистской Германии. В оккупированной Дании не действовали Нюрнбергские расовые законы. Более того, после сожжения синагоги в Копенгагене в декабре 1941 года двух местных нацистов отдали под суд и приговорили к трем годам лишения свободы, а издателя местной пронацистской газеты, опубликовавшей антисемитскую статью, отправили за решетку на три месяца. Третий рейх проявил такой либерализм к датчанам по двум причинам: во-первых, нацистские идеологи считали их народом, родственным по крови, во-вторых, немалое значение имел тот факт, что Дания была основным поставщиком говядины, свинины и сливочного масла для населения Германии. Но в августе 1943 года, из-за активизации датского движения Сопротивления («покорные датчане»?!), в стране было введено чрезвычайное положение. Правительству пришлось уйти в отставку, парламент был распущен, и, по предложению рейхскомиссара Дании, было решено депортировать в концлагеря всех датских евреев. Облава на евреев была намечена в ночь с 1 на 2 октября 1943 года, когда они должны были сидеть дома и праздновать Рош ѓа-Шана. Гестаповцы ходили со списками жильцов из дома в дом и не верили своим глазам: всюду было пусто. Арестовали только 194 еврея. Их и отправили в «показательное гетто» в Терезиенштадт. Через несколько дней местным нацистам удалось схватить еще 300 евреев. Одну женщину застрелили в момент ареста. Остальные 7 206 евреев как в воду канули.

Датчане обратились к шведскому правительству, которое заверило их, что все датские евреи получат в Швеции политическое убежище. Трудно понять, каким образом всезнающее гестапо так опростоволосилось, но еще поразительнее, что чуть ли не весь датский народ принял участие в уникальной операции по спасению евреев. Руководство подпольного движения Сопротивления мобилизовало все плавательные средства до последней рыбацкой лодки, и по всей стране начался сбор пожертвований на вывоз евреев. Из 12 миллионов крон половину дали сами евреи и половину — датчане, включая детей, опустошавших свои копилки. Прежде чем доставить евреев на берег, датчане три недели прятали их у себя в домах, амбарах и церквях. Они действовали тихо и слаженно. Трамвайные кондукторы, школьники, медсестры, водители такси, учителя — все включились в операцию по спасению евреев. Для большинства датчан это был первый акт гражданского неповиновения, первое нарушение действующего закона. Но они соблюдали более важный закон: библейскую заповедь «возлюби ближнего своего». Как сказал знаменитый датский философ Сёрен Кьеркегор, «ближний — это первый человек, которого вы видите». Вместе с евреями в Швецию было перевезено и 700 нееврейских членов их семей. Шведское правительство не только согласилось предоставить евреям убежище, но еще и отправило в нейтральные воды корабли военно-морского флота, чтобы датские евреи смогли пересесть на них с рыбацких лодок. В Терезиенштадте погибли 53 датских еврея. Официальные представители Дании продолжали заботиться о выживших евреях до конца войны, пересылали им посылки с одеждой, едой, витаминами, книгами и сумели уберечь их от крематория. В центре Копенгагена, на Израильской площади, лежит большой камень, привезенный из Эйлата. На иврите и по-датски на нем написаны слова благодарности датскому народу, спасавшему евреев.

В 2001 году израильский писатель, историк и журналист Том Сегев рассказал об исследовании датского профессора политологии Петера Наннестада из Орхусского университета, который утверждал, что «лодочники, переправившие евреев в Швецию, заработали на них огромные деньги — каждый еврей заплатил сумму, равную годовой зарплате инженера». А в 2014 году в интернете появилась статья И. Черсона «Миф о том, как Запад "спасал евреев"», где обсуждалась та же тема в том же негативном аспекте: «После войны, в попытке найти хотя бы одну светлую страницу в мрачной истории истребления европейского еврейства, придумали милую сказочку «а-ля Андерсен» о том, как датчане бесстрашно спасли своих евреев. Но недавнее исследование профессора Наннестада разрушило даже эту чудесную легенду. Как выяснилось, датский король никогда не надевал желтой звезды и не делал никаких смелых заявлений о своей мифической солидарности с евреями, а датские рыбаки перевезли евреев в нейтральную Швецию не из сострадания или симпатии, а за очень хорошие деньги: по современному курсу — по 100 тысяч долларов и более за супружескую пару. У многих евреев таких денег не было, и они были вынуждены давать долговые расписки, по которым иногда расплачивались до самой смерти». Но зачем полагаться на слухи и легенды, если в нашем распоряжении есть три документальных источника.

Датский король Кристиан X действительно не вышел на улицу с желтым магендавидом, но оставил в своем опубликованном дневнике запись, пронизанную не мифической, а подлинной солидарностью с евреями. Она датирована сентябрем 1941 года, после совещания с министром юстиции. «Когда видишь бесчеловечное обращение, которому подвергаются евреи не только в Германии, но и во многих оккупированных странах, начинаешь беспокоиться, как бы это требование не было выдвинуто и в нашей стране, но на это мы ни в коем случае не можем пойти, учитывая правовой статус датских евреев в рамках датской конституции. Я заявил на совещании, что не согласился бы на такое требование в отношении граждан Дании. А если его все же выдвинут, нашим лучшим ответом будет, если мы все наденем желтую звезду Давида. Министр юстиции ответил, что такая возможность всегда остается».

Вторым источником стала книга «Октябрь 43?го» — воспоминания директора орхусской гимназии Оге Бертельсена, который вместе с женой возглавил подпольную группу для спасения датских евреев, за что они оба чуть не поплатились жизнью. В этой книге, изданной в английском переводе в США в 1954 году с теплыми отзывами на задней обложке Альберта Эйнштейна и Нильса Бора, есть целая глава, которая называется «Рэкетиры». Бертельсен не скрывает того, что нашлись мошенники, которые прикарманили собранные деньги под видом помощи евреям, и, еще хуже, двое шкиперов, получивших двойную плату за переправку евреев в Швецию. Подпольщики устроили им импровизированный суд, а после войны их дело перешло в городской суд Копенгагена, приговоривший одного к четырем, а другого к пяти годам лишения свободы. В других случаях алчными лодочниками занялось налоговое управление Дании, в свете чего вся история с «долговыми расписками» и выплатой долгов «до самой смерти» выглядит весьма неправдоподобно. Кстати, если разделить 12 000 000 крон на 7 206 евреев, получится 1 665 крон на человека, что никак не тянет на 100 тысяч долларов.

Третий источник — «Яд ва-Шем», чьи исследователи тщательнейшим образом проверяют и перепроверяют каждый случай героизма людей из разных стран, которые спасли евреев во время Катастрофы. На официальном сайте «Яд ва-Шем» указано, что 22 датских подпольщика, признанные Праведниками народов мира, пожелали получить это звание все вместе, как группа. И там же указано, что датские рыбаки, которые переправили евреев в Швецию, этого звания не получили, поскольку им было заплачено. Так что этот факт никогда и ни для кого не был тайной. Тем, кто поспешил поставить под сомнение нравственную стойкость и чистоту помыслов датчан из всех слоев общества, ответил один из безвестных героев книги Бертельсена, которого он попросил о помощи: «Разумеется... Я мало что знаю о евреях, но моя вера не допускает, чтобы на людей охотились как на крыс». Нам не известны ни мотивы, ни заказчики исследования профессора Наннестада, которое он закончил таким выводом: «Датчане не лучше и не хуже других народов». В ответ мы скажем только одно: лучше. В тысячу раз лучше. источник

 
 

Метки:

1952 — (13 Тишри 5713) Израиль. Увеличены нормы выдачи продуктов по карточкам растительного масла, томатной пасты, шоколада, варенья. В частности, шоколад - 56 гр., паста - 100 гр., масла - 150 гр., варенье - 450 гр., сахар- килограмм. Детям до 12 лет полагался ещё рис - 250 гр.
 

Метки:

1956 — (27 Тишри 5717) Со стапелей Гамбургской верфи спущено на воду самое большое пассажирское судно для Израиля "Теодор Герцль" водоизмещением 9000 тонн.
 

Метки:

1957 — (или 1 октября) (7 Тишри (или 6) 5718) В Тель-Авиве открылся Гейхаль–а Тарбут – Дворец Культуры.
 

Метки:

1973 — (6 Тишри 5734) Неудачная попытка Г. Меир переубедить канцлера Австрии Б. Крайского не закрывать перевалочный лагерь для советских евреев Шенау. Австрия закрыла Шенау, поддавшись угрозам ООП.
 

Метки:

1973 — (6 Тишри 5734) Сирия объявила мобилизацию.
 

Метки:

2002 — (26 Тишри 5763) А. Шароном на пост директора внешней разведки Моссад назначен Меир Даган. 16 января 2010 года ведущей египетской газетой "Аль-Ахрам" он назван "еврейским суперменом", который, используя "тихую дипломатию", существенно затормозил иранские ядерные разработки.
 

Метки:

2006 — (10 Тишри 5767) Ночной погром на еврейском и татарском участках кладбища в районе деревни Дмитрово-Черкассы Калининского района Твери. В общей сложности были осквернены около 200 могил, из них 105 мусульманских и 68 еврейских. Вандалы не только разрушили могильные памятники, но и разбросали листовки с антисемитскими заявлениями и изображением свастики. Через 8 дней виновные были задержаны милицией.
 

Метки:

2007 — 920 Тишри 5768) Израиль. В поселении Ароар (2 25 км. востоку от Беер-Шевы) открылся новый медицинский центр для оказания всех необходимых медицинских услуг жителям близлежащих районов.
 

Метки:

2008 — (3 Тишри 5769) Израиль. Газета "Ха-Арец" сообщила о том, что поверхность воды в Кинерете на 214,06 м ниже уровня моря. Это более чем на метр ниже так называемой нижней красной черты. Что касается верхней красной черты, то уровень воды ниже ее на 5,26 м. С весны 2004 года уровень Кинерета снизился более чем на 5 м, что означает: озеро потеряло 850 млн кубометров воды. 850 млн кубометров – это больше, чем весь Израиль потребляет в среднем за год.
 

Метки:

2012 — (16 Тишри 5773) В Бат-Яме начался 16-й Международный фестиваль уличных театров с 23-мя театральными, хореографическими и цирковыми представлениями, а также произведениями дизайна, видео-арта, пластического искусства и т.д. Длился 2 дня
 

Метки: