Календарь на 21-е октября

362 — (15 Швата 4123) Записки римского императора Юлиана (Отступника): "(город Антиохия) Я хотел было уже сесть в носилки, но вдруг зaметил в толпе нескольких иудейских стaрейшин и знaком велел им приблизиться. Один из них, стaрик, окaзaлся рaввином, и я в шутку спросил его: - Почему ты не совершил жертвоприношения вместе со мной? Далее

- Август знaет, нaм это зaпрещено. - Рaввин явно чувствовaл себя не в своей тaрелке, его спутники тоже нервничaли. В прошлом римские имперaторы зaчaстую безжaлостно избивaли иудеев, не желaвших исполнять госудaрственные обряды. - Но вы нaвернякa предпочтете Аполлонa вот этому! - Я мaхнул рукой в сторону хрaмa. Стaрый рaввин улыбнулся: - Августу, должно быть, известно: тaкой выбор, в отличие от многих других, нaм никогдa не предлaгaлся. - Но у нaс, во всяком случaе, есть общий врaг, - произнес я, отлично сознaвaя, что стоящие рядом услышaт мои словa и рaзнесут их от Тигрa до Темзы. Стaрик молчa улыбнулря. - И все же вaм следует хотя бы время от времени совершaть жертвоприношения, - продолжaл я. - Ведь вaш Адонaй - истинный бог. - Август, нaм рaзрешено приносить богу жертвы только в одном месте - в Иерусaлимском хрaме. - Но этот хрaм рaзрушен. - Знaчит, нaм теперь нельзя приносить жертвы. - А если бы вaш хрaм был отстроен? - Тогдa бы мы возблaгодaрили нaшего Господa. Я сел в носилки. В голове у меня уже зрел плaн. - Приезжaйте ко мне в Антиохию. Нaзaрей предскaзaл: иудейский хрaм будет лежaть в рaзвaлинaх до скончaния веков, и после его смерти имперaтор Тит сжег этот хрaм. Если я его отстрою, это докaжет, что Нaзaрей - лжепророк. Кроме того, кто может быть лучшим союзником в борьбе с гaлилеянaми, нежели иудеи, с ужaсом нaблюдaющие, кaк глумятся нaд их Священным Писaнием приверженцы человекобогa? С нескрывaемым удовольствием я отдaл прикaз отстроить хрaм. (Гор Видал "Юлиан" ("О жизни императора Юлиана сохранилось много свидетельств. До нас дошли три тома его собственных сочинений и писем" Гор Видал "От автора")

 
 

Метки:

1270 — (15 Хешвана 5031 года или 11 Нисана 5030 года (4 апреля 1270 г.) Умер Моше бен Нахман

, именуется также Нахмани или, чаще, Рамбан — акроним словосочетания рабби Моше бен Нахман, талмудист и галахист, библейский экзегет, каббалист, философ, поэт и врач. Нахманид был прозван также раббену (`наш учитель`) Моше Геронди — от названия города Жерона (Герона); был известен и как Бонаструг да Порта. Нахманид происходил из рода Ицхака бен Реувена Албарджелони. Нахманид поддерживал тесные контакты с рядом видных галахистов Испании и Франции. Нахманид зарабатывал на жизнь врачеванием. Хотя о иешиве Нахманида в Жероне не сохранилось сведений, многие видные галахисты следующего поколения были его учениками. До своего отъезда в Эрец-Исраэль (1267) Нахманид, по-видимому, был главным раввином Каталонии. Испанские раввины последующих поколений считали его своим учителем. Когда в начале 1230-х гг. в Монпелье разгорелась полемика о философско-религиозном учении Маймонида, Нахманид пытался найти компромисс между сторонами и разработал систему религиозного образования, включавшую изучение философии, в том числе философской части труда Маймонида «Яд ха-хазака», в пропорции, представлявшейся ему правильной. План Нахманида не был осуществлен, так как в обоих лагерях преобладали экстремисты. Нахманид оказывал большое влияние на общественную жизнь евреев Каталонии. В 1263 г. в Барселоне арагонский король Хайме I навязал Нахманиду публичный диспут с отступником Пабло Кристиани, во время которого Рамбан мужественно защищал еврейскую религию. Нахманид согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял его условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвался об аргументации Нахманида («Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела») и подарил ему 300 динаров. Нахманид сам ответил королю благодарственной речью в большой синагоге Барселоны — случай, небывалый в истории. По настоянию епископа Жероны Нахманид изложил свои взгляды в книге «Сефер ха-виккуах» («Книга о диспуте»), которую епископ использовал для возбуждения судебного дела по обвинению Нахманида в хуле на христианство (1265) в существовавшем лишь в Арагоне суде папской инквизиции. Однако благодаря вмешательству короля решение суда о наказании Нахманида было отложено на неопределенное время. Доминиканцы обратились за поддержкой к папе Клименту IV, и он потребовал от короля наказать дерзкого еврея. Нахманид был вынужден бежать из Испании. Нахманид был первым из раввинских авторитетов, провозгласившим обязанность заселения Эрец-Исраэль одним из важнейших позитивных предписаний еврейской религии. Летом 1267 г. Нахманид прибыл в Акко и поселился ненадолго в разоренном недавним нашествием монголов Иерусалиме. В письме сыну Нахманид описал бедственное положение Святого города, где он нашел всего двух евреев, занимавшихся красильным ремеслом. Страну Израиля, пребывавшую в запустении и убожестве, Нахманид уподобил матери, которая не может прокормить своих родных детей, так как предназначенную им пищу отнимают завоеватели-иноверцы; подобно роженице, дитя которой умерло, она вынуждена кормить своей грудью щенят, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания. Нахманид восстановил в Иерусалиме общину и синагогу. В 1268 г. Нахманид вернулся в Акко и до конца жизни был духовным главой еврейской общины, став преемником Иехиэля бен Иосефа из Парижа. В Акко была обнаружена печать Нахманида, изготовленная из меди. Место погребения Нахманида точно не установлено.

 
 

Метки:

1391 — (22 Хешвана 5152) Оставшиеся в живых и не покинувшие остров евреи Мальорки приняли христанство. Подробнее

Известие, полученное на Майорке в июле 1391 г., о еврейских погромах в Кастилии и Валенсии, вызвало возбуждение. Окончательный взрыв не заставил себя ждать. После отдельных стычек между христианами и евреями, толпы горожан напали 2 августа на еврейский квартал, совершенно его разграбили и перебили около 300 человек. Напуганные и бессильные городские власти не разогнали толпу и не наказали насильников, напротив — они вынуждены были уступить давлению мятежников и стали обращать евреев в христианство, хотя и не угрожая им смертью, как то делали смутьяны. Эти последние добились в ряде соглашений с генерал-губернатором погашения и ликвидации долгов (с наросшими процентами) евреям и отмены указа о возвращении обитателям еврейского квартала похищенных у них денег, драгоценностей и другого имущества; прощения всех совершенных ими насилий и немедленного обращения евреев в христианство. Неизвестно, как произошло обращение евреев; во всяком случае оно было почти поголовным и имело место до 21 октября 1391 г., когда евреи сменили свои традиционные имена на христианские и вернулись в свой квартал, где продолжали жить, пользуясь покровительством короля. С тех пор колония необращенных евреев на Майорке утратила свое былое значение. И хотя население Майорки и приветствовало обращение евреев и отмену их привилегий, но с экономической точки зрения оно пострадало как от последствий погрома 1391 г., так и от дальнейших мероприятий, направленных против евреев. Одним из главнейших вдохновителей «Священной войны против евреев», в ходе которых испанцами было убито более пяти тысяч евреев, стал некий монах Висенте Феррер. Горожане никогда не могли простить крестьянам разграбления еврейского квартала; даже спустя сто лет они считали, что именно этот разгром был «одной из основных причин разорения Майорки», так как евреи держали в закладе почти все драгоценности христиан, а иногда были их должниками; кроме того, значительным было участие евреев в торговой деятельности и в ремесленном производстве.

 
 

Метки:

1468 — (5 Хешвана 5259) Епископ города Шпейера в Германии издал указ, согласно которому все мужчины евреи в течение пяти лет должны были носить на одежде в качестве отличительного значка кусок желтой ткани в форме колеса, все женщшины-еврейки аналогичного возраста - паранджи с двумя синими полосами. Евреи не имели права принимать участие в общественных собраниях или развлечениях, держать христианских слуг, занимать жилье в разных частях города, должны были жить близко друг к другу; во время высоких христианских праздников не должны были появляться на улицах, им было запрещено участвовать в денежных операциях. Указ стал ответом епископа на несогласие евреев креститься.
 

Метки:

1491 — (17 Хешвана 5252) Печатником Шем Товом Ибн Халазом с сыновьями двумя сефардскими шрифтами издан Комментарий Бахьи бен Ашера ибн Ха-Лави к Пятикнижью (Список первых еврейских печатных книг).
 

Метки:

1533 — (2 Хешвана 5294) В Венеции сожжены книги Талмуда.
 

Метки:

1905 — (22 Тишри 5666) Погром в Красноярске, организованныйместным отделением «Союза русского народа» и членами его печатного органа «Сусанин».
 

Метки:

1916 — (16 Тишри 5677) В Северной Галилее создан кибуц Кфар-Гилади.

Основан членами организации Ха-Шомер; первоначальное название Кфар-Баг (Баг — аббревиатура названия Бар-Гиора). главными занятиями жителей Кфар-Гил‘ади было сельское хозяйство и охранная служба в Метуле. В годы Первой мировой войны все мужское население киббуца было арестовано турецкими властями и поселение покинуто. По окончании военных действий киббуц был восстановлен и в 1919 г. назван в честь Исраэля Гил‘ади (1886–1918), одного из создателей Ха-Шомера. Через два дня после падения поселения Тель-Хай, в защите которого участвовали и члены Кфар-Гил‘ади, киббуц был оставлен (3 марта 1920 г.), но 10 месяцев спустя поселенцы снова вернулись сюда. В 1926 г. Тель-Хай объединился с Кфар-Гил‘ади. Со временем Кфар-Гил‘ади принял несколько групп новоприбывших из Германии и стран Прибалтики. Во 2-й половине 1940-х гг. Кфар-Гил‘ади служил базой полевых частей Хаганы и Палмаха и был транзитным пунктом по приему «нелегальных» иммигрантов из Сирии и Ливана. В 1946 г. британские солдаты и полицейские окружили Кфар-Гил‘ади, требуя выдачи «нелегальных» иммигрантов; в стычке были убиты два члена киббуца. Площадь Кфар-Гил‘ади 540 га. Население — 641 человек (начало 2003 г.). Основные отрасли хозяйства: выращивание полевых культур и фруктов, рыбоводство, молочное животноводство, птицеводство; имеются каменоломня и оптический завод, дом отдыха. Кладбище Кфар-Гил‘ади, расположенное между киббуцом и преобразованной в музей усадьбой поселения Тель-Хай, превращено в пантеон героев обороны Галилеи.

 .
 

Метки:

1932 — (21 Тишри 5693) Родился писатель Ф. Кандель («Очерки времен и событий», «Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец Исраэл», «История евреев Советского Союза. 1917–1939 гг.», «Зона отдыха, или Пятнадцать суток на размышление», «Врата исхода нашего», «Коридор», «Слово за слово»).
 

Метки:

1938 — (26 Тишри 5699) Ишув. Первое испытание миномётов местного производства. Арабские беспорядки конца 30-х годов доказали, что существование ишува зависит от его способности защищать себя. А без разннообразного оружия это было невозможно. Трёхдюймовый миномёт британской армии был замечен, как эффективное и простое в производстве боевое средство. Подготовка его создания началась в 1936 году, были созданы новые предприятия, привлечены специалисты, в том числе профессор Курайн - обработка металла, профессор Гольдберг - точная механика и оптика... В Австрии были заказаны 50 труб из высококачественной стали. Расточка первых стволов началась весной 1938 года, тогда же - отливка корпусов снарядов. В школе имени Файна в Тель-Авиве создана лаборатория для электролитического покрытия деталей, рядом "магазин", где детали красились. 21 октября в роще близ кибуца Шфаим состоялись первые испытательные стрельбы первых пяти миномётов. В 1939 году Хагана распологала 48 миномётами и 5000 снарядов к ним.
 

Метки:

1943 — (22 Тишри 5704) Шоа. В Минске уничтожены последние евреи.
 

Метки:

1948 — (18 Тишри 5709) Война за Независимость. Oперация «Моше» по взятию Беэр-Шевы, ставшая финальным аккордом операции «Йоав». Центральную роль в прорыве в город и в боях в застроенной местности сыграло «французское коммандо» в составе около 60-ти человек. С момента прорыва до капитуляции египетского гарнизона прошло около пяти часов, около двух с половиной из них в городе сражалось только «французское коммандо», потерявшее четырех человек убитыми и тринадцать ранеными. Итог операции "Йоав" - снятие блокады Негева: свободное передвижение транспорта по дорогам.
 

Метки:

1949 — (28 Тишри 5710) Родился Б. Нетаниягу - политический и общественный деятель Израиля, премьер-министр.
 

Метки:

1949 — (28 Тишри 5710) 34-летнему М. Даяну, начавшему Войну за Независимость майором, присвоено генеральское звание.
 

Метки:

1965 — (25 Тишри 5726) В порт Ашдода зашло первое судно — это был шведский корабль «Вингальд», который привез в Израиль 1621 тонну сахара.
 

Метки:

1967 — (17 Тишри 5728) Египетский ракетный катер типа "Комар", стоявший в гавани Порт Саида, выпустил в 17:28 три ракеты по крейсировавшему недалеко "Эйлату". Несмотря на попытки капитана сманеврировать, все три попали в цель. Эсминец уже после первого попадания потерял ход и начал крениться. Второе и третье попадания вывело из строя все системы, ещё действовавшие после первого удара, а также привели к детонации боезапаса. Корабль начал медленно погружаться. Экипаж успел спустить спасательные средства, уничтожить секретные документы и спуститься в воду. Четвёртая ракета разорвалась уже в воде, так как корпус "Эйлата" почти скрылся под водой. Но от гидродинамического удара погибли и получили ранения многие из уцелевших в атаке членов экипажа. Всего в атаке погибло 47 человек - четверть всего экипажа эсминца. www.War Online
 

Метки:

1969 — (9 Хешвана 5730) Война на Истощение. Артист А. Фельдман погиб от попадания ракеты прямо во время выступления перед солдатами.
 

Метки:

1973 — (25 Тишри 5734) Война Судного дня. Египетская военно-морская база вновь атакована штурмовыми группами израильских боевых пловцов (см. 17 октября). На этот раз они использовали противотанковые гранатометы, из которых прямо у причалов были расстреляны вражеские ракетоносцы. Огонь велся по ракетным шахтам, где находились русские ракеты П-15. Итогом боя стало потопление двух ракетоносных кораблей. Это были русские ракетные катера типа “Комар”, потопившие в октябре 1967 года израильский эсминец “Эйлат”.
 

Метки:

1973 — (25 Тишри 5734) Война Судного дня. Силами 31-й воздушно-десантной бригады Израиля на гору Хермон был высажен вертолётный десант. Цель — отвоевать гору у сирийцев. В 14.00 десант пошел в наступление вдоль горной цепи на занятые сирийские позиции. В то же время три батальона бригады Голяни начали взбираться по горе в труднопроходимом районе в направлении вершины Хермон. Сирийцы предпринимали многочисленные контратаки. Израильтяне потеряли немало живой силы и техники. Территория переходила из рук в руки. Для уничтожения десанта сирийцы вызвали свою авиацию. Но тут же появились и израильские самолёты. Завязалось воздушное сражение, в ходе которого было уничтожено девять сирийских самолётов без потерь с нашей стороны. К рассвету, после тяжёлых боев, оборона сирийцев ослабла. Тут же был дан приказ высадить на вершину горы Хермон, вблизи крепости, батальон парашютистов, что окончательно предопределило исход сражения в пользу израильтян. Сирийские силы, окружённые с двух сторон, понесли большие потери и были вынуждены отступить. Ещё несколько часов шла очистка местности от снайперов и минных ловушек. Так был возвращен в руки страны самый важный для Израиля наблюдательный укрепленный пункт — Хермон. Из 55 израильтян, находившихся в первые минуты войны в крепости, двадцать два погибли. Среди них и врач Розенкранц. Остальные попали в плен. Только одиннадцати удалось прорваться и дойти до израильских позиций. источник
 

Метки:

1975 — (16 Хешвана 5736) Израиль. Открыта больница "Хадасса", прекратившая деятельность во время Войны за Независимость.
 

Метки:

1996 — (8 Хешвана 5757) В Израиле открылась "Болгарская памятная роща", где установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению евреев Болгарии в годы мировой войны: Лиляны Паницы, Д. Пешева, митрополита Стефана, царя Бориса Третьего.
 

Метки:

2002 — (15 Хешвана 5763) Теракт на перекрестке Каркур (около Хадеры) в автобусе №841. 14 погибших, свыше 50 раненых
 

Метки:

2003 — (25 Тишри 5764) Бойцы первой учебной роты 46 батальона "Шелах" 401 бригады "Иквот ха-Барзель" Армии Обороны Израиля завершили полный курс подготовки для эксплуатации танков "Меркава"
 

Метки:

2006 — (29 Тишри 5767) Израиль. Официально заканчился купальный ceзoн.
 

Метки:

2007 — (9 Хешвана 5768) Израиль. Автобусным кооперативом "Эгед" введён новый маршрут №955 из Нацрат-Илита в Иерусалим по шоссе номер 6. Автобус собирал пассажиров на остановках возле поселений Вади-Ар, а затем направлялся в Иерусалим в объезд Афулы и перекрестка Ум-Эль-Фахм.
 

Метки:

2007 — (9 Хешвана 5768) Израильские археологи, участвующие в раскопках на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, наткнулись на исторический слой, относящийся ко времени Первого еврейского храма, на месте раскопок обнаружены фрагменты керамического стола и кости животных, датируемые периодом Первого Иерусалимского храма, 6-10 век до н.э.
 

Метки:

2012 — (5 Хешвана 5773) В Израиле начались учения Управления тыла ЦАХАЛа и экстренных служб по действиям в условиях землетрясения силой 7.1 балла. в них приняли участие также полиция, Служба «скорой помощи» МАДА, пожарная охрана, государственные учреждения и рядовые граждане. Длились 5 дней.
 

Метки: