Календарь на 1-е февраля

1605 — (23 Швата 5365) Родился Исаак Aбoaб да Фонсека

Абоаб-да-Фонсека, Исаак бен-Давид — хахам и проповедник в Амстердаме, род. в португальском городе Кастродэра в 1605, ум. в Амстердаме в 1693 г. Для отличия от современных однофамильцев он к отцовской фамилии «Абоаб» прибавил материнскую — «Фонсека». Когда ему минуло семь лет, родители бежали с ним от преследований инквизиции в пограничный между Францией и Испанией город С.-Жан де Луз, а оттуда — в столицу гостеприимной Голландии, Амстердам. Обучался вместе с знаменитым впоследствии Менассе бен-Израилем у амстердамского хахама Исаака Узиеля. Сделал такие быстрые успехи в талмудической науке, что уже на 21-м году был удостоен звания хахама. При объединении трех конгрегаций амстердамской общины (1639) сделался членом раввинской коллегии; но эта должность, по-видимому, его мало удовлетворяла, так как он вскоре (1642) принял приглашение на раввинский пост в новую еврейскую общину, образовавшуюся в городе Пернамбуко, в Бразилии, которая в то время находилась под властью Голландии. Поехал в Бразилию в сопровождении своего друга, грамматика Моисея де Агилара, и нескольких сот евреев. Он энергично занялся благоустройством новой общины-колонии, но последнюю скоро постигла неожиданная катастрофа: между Португалией и Голландией возгорелась война из-за обладания Бразилией (1646); евреи, стоявшие на стороне голландцев, претерпели все ужасы истребительной войны, так как португальцы повсюду одерживали победы. После перехода Бразилии под власть Португалии, евреям пришлось покинуть страну; в числе возвратившихся в Европу был и наш герой. Свои впечатления от пережитых бедствий он изложил в книжке, написанной в форме молитвенных гимнов «памятник, воздвигнутый мною чудесам Божиим». Рукопись ее, хранившаяся два с половиною столетия в архиве еврейской общины в Амстердаме, была издана лишь в последние годы. Кроме лирических описаний и молитв, составленных автором во время осады, книжка содержит также ряд стихотворений, написанных в разное время и не лишенных поэтических красот. Из Бразилии вернулся в Амстердам, где снова был принят в раввинскую коллегию в качестве «даяна». Здесь он, по-видимому, участвовал в деле отлучения Спинозы, совершенном этой коллегией (1656). После смерти известного по этому же делу хахама Саула Мортейры был назначен хахамом Амстердамской общины. Преподавал в знаменитой «Талмуд-Торе», заведовал новой Талмудической академией, или иешивой, «Эц-Хаим» и читал проповеди в синагоге три раза в месяц. Был прекрасным духовным оратором. Иезуит Антонио Виейра из Лиссабона, присутствовавший на проповедях его и коллеги по раввинату Менассе бен-Израиля, охарактеризовал обоих проповедников так: «Менассе говорит, что знает, Абоаб же знает, что говорит». Изучал Каббалу и перевел с испанского языка на еврейский два каббалистических трактата своего современника, марана Авраама де Герреро, «Врата неба» и «Дом Божий» («Schaar ha-Schamaim», и «Beth Elohim»; Амстердам, 1655). Когда началось саббатианское движение, увлекся им и тайно ему сочувствовал. Умер 4 апреля, 1693 года

  - раввин, ученый, каббалист и писатель. В 1656 году, был одним из нескольких старейшин в Португальско-израильской общине в Нидерландах, которые отлучили Баруха Спинозу от общины.
 

Метки:

1761 — (27 Швата 5521) Последнее документальное упоминание (договор аренды) синагоги острова Невис. Точных сведений о времени строительства на Невисе синагоги нет. Но, сопоставляя самую старую дату (1679) на сохранившейся могильной плите еврейского кладбища и упоминание о синагоге Невиса в архивном документе общины Амстердама (1684), историки предполагают, что синагога была построена в конце 1670-ых – начале 1680-ых годов. В 1772 году ураган уничтожил синагогу Невиса и евреи покинули остров. Упоминание о руинах синагоги фигурирует в записях 1809 года, а в 1846 году уже указывалось, что от синагоги не осталось и следа.
 

Метки:

1816 — (2 Швата 5576) В Белостоке родился Шмуэль Салант

Учился в иешивах местечка Саланты (ныне Салантай, Литва), Воложина и Вильны , где его учителем был выдающийся галахист Аврахам Абеле Посвелер (1764–1836). В 1840 г. приехал в Эрец-Исраэль; по дороге, в Стамбуле, встретился с М. Монтефиоре, прибывшим туда ходатайствовать у султана об освобождении жертв Дамасского дела. Эрудиция и аскетизм молодого раввина произвели сильное впечатление на еврейского филантропа; Салант стал доверенным лицом и консультантом Монтефиоре во всех делах, связанных с еврейской колонизацией Палестины. Назначенный в 1841 г. раввином общины митнагдим в Иерусалиме, Салант проявил выдающийся организаторский талант и приложил значительные усилия по созданию ее организационных структур. Между 1848 г. и 1851 г., а затем в 1860 г. он предпринял поездки по странам Европы для сбора пожертвований и основал существующие поныне иешиву, талмуд-тору «Эц-хаим» и больницу «Биккур-холим» в Иерусалиме. В 1878 г. Салант был назначен первым главным раввином ашкеназской общины Иерусалима, в которую вошли представители всех колелим, и оставался в этой должности до конца жизни; даже лишившись зрения в 1893 г., продолжал выполнять обязанности раввина. Возраставшую численно ашкеназскую общину (от 500 человек в 1878 г. до 30 тыс. человек в начале 1890-х гг.) турецкие власти признали наряду с более старой сефардской. Салант содействовал строительству еврейских кварталов вне стен Старого города: Меа-Ше‘арим, Кнесет-Исраэль и других. Отношение Саланта к новым веяниям еврейской жизни, к Хаскале и сионизму, было умеренным. В 1898 г. он запретил членам ашкеназской общины встречаться и вести переговоры с Т. Герцлем, поскольку тот приехал в Иерусалим в субботу, нарушив святость праздника. Вместе с тем Салант одобрил включение иврита и арабского языка в программу школ талмуд-тора и выступал против практиковавшегося ортодоксами отлучения «модернистов» от общины. Салант активно боролся с христианским миссионерством среди евреев Иерусалима. Он пытался создать атмосферу сотрудничества между ашкеназами и сефардами, а также между старым и новым ишувом; скромность и доброта Саланта вошли в легенду. В 1906 г. в день его 90-летия в честь Саланта был открыт благотворительный фонд его имени — Керен Шмуэль. Умер 16 августа 1909 года. Единственный сын Саланта, Бейнуш, участвовал в основании квартала Нахалат-Шив‘а (1869).

  - талмудист и общественный деятель Эрец-Исраэль.
 

Метки:

1831 — (18 Швата 5591) Во Франции принят закон о равенстве перед государством христианства и иудаизма. В связи с этим

Один авторитетный в узких кругах московских сионистов сионист вспоминал своё гимназическое детство. Их было трое приятелей: русский, еврей и поляк. Как-то поспорили они о том, кто лучше, Пушкин или Мицкевич. Каждый защищал своего. Еврей поддержал русского. И тогда оставшийся в меньшинстве поляк с некоторой досадой спросил его: Ладно - он, а ты-то чего кипятишся? Автор воспоминаний не заметил в реплике ничего предоссудительного. Ему видней. Но эпизод этот замечательно показывает место еврея в любом обществе, кроме общества себе подбных. Чужой. И пусть он хоть трижды будет ДРУГ и четырежды ТОВАРИЩ И БРАТ и костьми ложится за общее дело, рано или поздно появится некто с тем же недоумением А ЧЕГО ЭТО ТЫ...?С 1831 года Франция держалась недолго, вопрос прозвучал ... в Деле ДрейфусаИ в этой связи трудно не вспомнить нервную реакцию лидеров французкой общины на невинный призыв Ариэля Шарона возвращаться на Историческую родину, прозвучавший летом 2004 года. Известный еврейский журналист Менахем Гурар, напрмер, писал тогда: Мы не хотим выглядеть в глазах французов людьми, считающими себя подданными двух государств.... Надеется, что время вопросов прошло и спрашивать некому?

 

Метки:

1832 — (30 Швата 5592) В Сиднее состоялась первая в Австралии официальная еврейская свадьба.
 

Метки:

1860 — (8 Швата 5620) На открытии 36 сессии палаты Представителей Конгресса США впервые прозвучала молитва раввина Нью-Йорка Якоба Рашала.
 

Метки:

1882 — (12 Швата 5642) Собрание общественности Лондона с осуждением политики русского царя в отношении евреев. Собрано 100000 ф. ст. пожертвований, Александру Третьему отправлено послание, которое тот вернул через МИД.- Собрание в защиту русских евреев в Нью-Йорке. "Пусть они едут сюда, я благодарил бы небеса, будь в нашей власти принять все 3 миллиона евреев России" - говорил член Верховного суда Н. Девис.
 

Метки:

1900Имена.

Подробнее о людях января см. Блог рубрика "Имена".

 (2 Адара 5660) Родился Янис Липке - рижский докер, чья семья в годы войны спасла 55 евреев. В 1966 году Липке было присвоено звание Праведник мира. Из 80000 латышских евреев в живых осталось 162 человека.
 

Метки:

1905 — (14 февраля по н. ст.) Газета "Русский листок" сообщила: "Вследствие все увеличивающегося наплыва русских евреев в Англии решено, как говорит Rappеl, обучать английских полисмэнов древне-еврейскому языку и немецко-еврейскому жаргону, на котором говорят евреи-эмигранты."
 

Метки:

1915 — (17 Швата 5675) Случай с доктором Шабадом (см. 9 февраля 1924 года и 16 мая 2007 года). Он находился в Дембицах. После обработки раненных пошёл гулять по местечку, население которого насчитывало 4000 евреев и 2000 поляков. Далее

Евреев не осталось, все ушли. Местечко горело семь раз. Увидев старинную синагогу, он зашел. Огромное количество разных новых и старых религиозных книг, религиозная утварь, принадлежности разбросаны, скамейки разграблены. Когда пришли войска, солдаты учиняли погромы, буйствовали и поджигали дома. Вначале удрали богатые, а затем бедные. Евреи действительно страдали больше других, с ними значительно хуже обходились, чем с поляками. Шабад приводит беседу с ксендзами. Он был в костеле и видел, что там был порядок. Много молящихся и никакого сравнения с тем, что было в синагоге. Но они не уехали потому, что к ним русские относились хорошо и во всем шли навстречу. Ксендзы удивились, когда узнали от Шабада, что недалеко от костела находится разграбленная синагога. Шабад узнал от них, что есть еще одна большая синагога и она, по утверждению ксендзов, в порядке. Он нашел большое здание, недалеко от главного шоссе. Зашел в него, все было разрушено, разграблено, уничтожено, разорваны книги. Полная разруха, часть столов и скамеек была разрушена, использована как дрова. На полу валялись религиозные книги, разорванные и загаженные. Виленские, львовские, краковские издания, религиозные принадлежности. Большие учетные книги, где родившиеся в Дембицах записывались с 1889 года – и все загажено, превращено в туалеты. Шабад пишет: «Невозможно было долго здесь находиться, сжималось сердце, хотелось что-то делать, как-то помочь. Но я был один, уже становилось темно, мой военный мундир полковника сдавливал меня и я должен был выйти из этого оскверненного святого места».

 

Метки:

1923 — (15 Швата 5683) Родился Бен Вейдер - один из основателей болдибилдинга, брат Джо Вейдера (см. 29 ноября 1920 года). Умер 17 октября 2008 года.
 

Метки:

1924 — (26 Швата 5684) В Германии родился Эмануэль Шеффер - израильский тренер по футболу. Был главным тренером сборной на ЧМ-1970.
 

Метки:

1935 — (28 Швата 5695) Родился Зеэв Альмог - командующий израильским ВМФ в 1979 - 1985 годах.
 

Метки:

1948 — (21 Швата 5708) На этот день вооружённые силы Ишува насчитывали 16 500 человек.
 

Метки:

1959 — (23 Швата 5719) Израиль. Отменены продуктовые карточки.Режим экономии был введён в 1949 году. В городах каждая семья получала книжечку с отрывными талонами, на каждом талоне было написано наименование продукта и его количество. Потом владелец книжечки мог отправиться в магазин, отстоять в очереди и получить то, что сегодня завезли. Режим экономии, бывало, смягчался или ужесточался. В 1950 молоко начали выдавать только маленьким детям, отменено, а в 1952 возобновлено распределение мяса, в том же году увеличились нормы выдачи шоколада, томат-пасты, варенья, сахара, кукурузной муки младенцам, в 1956 увеличился рацион яиц.
 

Метки:

1959 — (23 Швата 5719)Теракт. Трое израильтян были убиты миной около мошава Завдиэль.
 

Метки:

1960 — (3 Швата 5720) Акция возмездия ЦАХАЛа против сирийской деревни Тауфик на Голанских высотах, из которой сирийцы постоянно обстреливали израильские поселения у Кинерета, в частности кибуц Тель Хацир (см. 3 ноября 1949 года) (или 31 января).
 

Метки:

1961 — (15 Швата 5721) В Тель-Авиве открылась больница "Ихилов". Сегодня вторая по величине в Израиле.
 

Метки:

1993 — (10 Швата 5753) На секретных переговорах с ООП Израилем представлен проект арабской автономии в Иудее, Самарии, Газе.
 

Метки:

2003 — (29 Швата 5763) Катастрофа космического корабля "Колумбия". В числе 7 погибших астронавтов - первый израильский космонавт Илан Рамон.
 

Метки:

2007 — (13 Швата 5767) Израиль. Министерство обороны подвело итоги конкурса на лучший вид оружия, способного защитить Израиль от ракет малого и среднего радиуса действия, Его выиграл концерн военной промышленности РАФАЭЛ, предложивший систему, в которой задействованы боевые лазеры и ракеты. Проект был назван «Кипат барзель» («Железный купол»)
 

Метки:

2008 — (25 Швата 5768) Теракт. Шестеро террористов с криками «Аллах акбар!» обстреляли из автоматического оружия здание посольства Израиля в Нуакшоте, столице Мавритании.
 

Метки:

2011 — (27 Швата 5771) Ночью и накануне вечером арабы выпустили из сектора Газы три ракеты "град". Ракеты разорвались в окрестностях Нетивота и Офакима, а также в районе Эшколь. Системы предупреждения о ракетных обстрелах не сработали. В результате этих ракетных обстрелов никто не пострадал, но четыре человека были госпитализированы в состоянии нервного шока. В Нетивоте осколками разорвавшейся ракеты были повреждены несколько автомобилей. Взрыв в Нетивоте прогремел, когда неподалеку от места падения ракеты отмечали свадьбу.
 

Метки:

2011 — (27 Швата 5771) Израиль. Появился проездной, действительный на всех железнодорожных маршрутах – городских и междугородних, включая промежуточные станции". Общая скидка, которую предоставлял проездной, составляла 25% от полной стоимости за поезд.
 

Метки:

2017 — (5 Швата 5777) Завершилась принудительная эвакуация жителей так называемого незаконного форпоста Амона в Самарии. Эвакуировать поселенцев из их домов распорядился Верховный суд Израиля.
 

Метки: