Словарь иудаизма
В
Вааса (Бааша) («Ваал слышит») — царь Израильского царства, правивший в 900 — 877 до н. э. (24 года) (3Цар.15:33)
Вавилонская башня — башня, подымавшаяся вершиной к небу, которую сооружали потомки Ноя. После потопа они осели в долине Шин’ар, в Вавилоне и сказали друг другу: «Построим себе город и башню до небес и прославимся, чтобы не рассеялись мы по всей земле» (Быт. XI, 4). Это был как бы вызов Всевышнему, поэтому Он перемешал их языки настолько, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всему миру, и постройка города прекратилась.
Вавилонский Талмуд — создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв., он включил значительную часть учения законоучителей Эрец-Исраэль, высказывания амораев, мудрецов Вавилонии и мудрецов Израиля от периода окончания редакции первого письменного текстом, содержащего религиозные предписания ортодоксального иудаизма Мишны (3 в. н.э. и до конца 5 века н.э.). Кроме этого, в него вошли добавления редакторов, связывающие и проясняющие текст
Вавилонское пленение (Вавилонское изгнание) — собирательное название серии изгнаний населения Иудеи в правление Навуходоносора; эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598–582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на восстание Иудеи. В Вавилонии уже находились потомки угнанного в VIII в. до н. э. ассирийцами населения Израильского царства. Это историческое событие стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.
«В будущем году в Иерусалиме…» (Лешана габаа бирушалаим) — по окончании Пасхального Сейдера произносят: «Лешана габаа бирушалаим габнуя». —»В будущем году — в восстановленном Иерусалиме!» Молитву эту произносят и по окончании богослужения в Йом Кипур, в конце молитвы «Нэила». Причина того, что молитву эту произносят дважды (один раз -в месяце Нисан, а второй —в месяце Тишри), заключается в разногласиях между р. Элиэзером и р. Иегошуа. Первый говорит: в Нисане был избавлен народ Израиля и в Нисане будут избавлены, а второй утверждает: в Нисане были избавлены, а в месяце Тишри будут избавлены. Евреи, в стремлении своем к избавлению, принимают оба мнения и произносят молитву и в нисан и в тишри
Вади-Мураббат – местность, часть большого вади (сухие долины, заполняющиеся водой после сильных дождей; русла пересыхающих рек), начинающегося в Иудейской пустыне и достигающего Мёртвого моря. В пещерах в склонах Вади-Мураббаат (около 18 км от Кумрана, 25 км юго-восточнее Иерусалима) были найдены Кумранские рукописи
«Ваикра» — книга «Левит»
Ваней – сын священника Иодая (Иоддая) из Кавцеила в Южной Иудее (2 Цар. 23:20); один из «тридцати храбрых» царя Давида (2 Цар. 23:20–23; 1 Пар. 11:22–25), был начальником царских телохранителей (2 Цар. 8:18; 20:23)
Великая суббота — суббота перед праздником Песах
Ветхий завет — христианское название ТаНаХа, чтобы противопоставить его «Новому завету» христианства, канон Ветхого завета полносотью совпадает с ТаНаХом
Вефиль (см. Бейт-Эль) — местность и город на Иудейском нагорье,впервые упомянут в Библии в рассказах о ветхозаветных патриархах Аврааме и Иакове. Кочуя на юг от Сихема, Авраам воздвиг жертвенник между Вефилем и Гаем (Быт. 12:8), а по пути из Египта вновь останавливался в этом месте (Быт. 13:3, 4).
Вефсамис (см. Бейт-Шемеш) – Город к западу от Иерусалима, на северной границе колена Иуды. Упомянут в двух библейских списках распределения земли между племенами сынов Израиля: в первом (Нав. 19:41) как «город солнца» в колене Дана, во втором (Нав. 21:16) говорится о «Беф-Шемеше и предместьях его», отданных «сынам Аарона, из племён Каафовых, из сынов Левии» (Нав. 21:10).
Видуй — (дословно «исповедание») — молитва о признании грехов, покаянная молитва.
Виленский гаон — Элияху бен Шломо Залман (1720 – 1797) — талмудист, раввин, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства. Был одним из самых непримиримых противников хасидизма и внес вклад в создание еврейской литовской культуры, которая достигла вершины своего развития в XIX веке
Вино Возлияния (Ейн нэсех) — вино, которое возливают на жертвенник. В Талмуде называют так вино идолопоклонников, возливаемое на алтари их божков; такое вино запрещено пить и им нельзя пользоваться. Главная цель запрета — предотвратить сближение евреев с иноверцами
Вирсавия (см. Бэер-Шева) — город в пустыне Южной Иудеи. Древняя Вирсавия (Тель Беэр-Шева) – национальный археологический парк в 5 км от современного города Беэр-Шева. Упоминается в Ветхом Завете. В 7 в. до н.э. город разорили вавилоняне. Позже он застал эпоху эллинизма, царя Ирода и римлян. Поселения здесь были и в византийскую эпоху, и во времена крестоносцев. Затем настал период упадка, который прервало строительство нового города поблизости турками в 1880 году
Возношения и десятины (трумот у-маасрот) — пожертвования и приношения, отделяемые от урожая плодов, выросших в Стране Израиля, в пользу левитоы и когенов, а так же в пользу Храма (когда он существует) или для бедных
Восемнадцать благословений — см. Амида
Воскресение мёртвых (тхият-ха-метим) — одна из основных догм иудаизма: вера в то, что когда-то мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле
Восхождение Торе (Алия ле-Тора) — согласно древней традиции, во время утренней молитвы в субботу восходят семеро «приглашенных» к Торе и читают отрывок из недельного раздела. В Йом Кипур* восходят к Торе шестеро, а в каждый из трех праздников (Регалим*) и в Рош hа-шана* —пятеро «приглашенных»
Вручение Торы (МатанТора) — На горе Синай евреи получили Тору и удостоились быть избраны Господом. Это событие нашло свое выражение в молитве «Амида» в праздники: «Ты избрал нас из всех народов… к служению Тебе…»
Всемирный потоп (ивр. — ѓа-мабу́ль) — широкомасштабное наводнение, карa Бога за человеческие грехи. История потопа и спасения Ноаха рассказывается в книге Берешит, главы 6:5-9:17. Потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Ной же был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле.
Второзаконие — (на иврите «Дварим», буквально «слова» в соответствии с началом первого стиха книги) — пятая часть Торы. Слово «второзаконие» происходит от греческого перевода библейского выражения «мишне а-тора», буквально «рукопись Торы, переписанная с другой рукописи», «список Торы». Название книги соответствует ее содержанию. Второзаконие наряду с новым материалом содержит некоторые законы и излагает некоторые события, уже известные по предыдущим книгам Торы (Исход, Левит, Числа). Книга дает ретроспективный обзор пути, пройденного израильтянами по пустыне в стремлении достичь земли Обетованной
Вульгата (лат. Vulgatus – общепринятый, общедоступный, народный) – латинский перевод ТАНАХа, апокрифов и Нового завета, сделанный в в 382–405 гг. н.э. Иеронимом Евсевием