Словарь иудаизма

У

Урим и тумим — упоминаемые в Торе предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога. Что это за предметы, неизвестно. «Урим и тумим» были одним из трёх, наряду со сновидениями и пророчествами, дозволенных способов предсказания будущего во времена становления еврейского народа. Наиболее позднее упоминание об «урим и тумим» относится ко времени Давида; после этого предсказания от имени Бога делались исключительно пророками. По возвращении из вавилонского пленения, когда использование урим и туммим прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим»
Устный Закон — собирательное название устной галахической (см. Галаха) и аггадической (см. Аггада) традиции, которая после канонизации Пятикнижия и прошла долгий путь развития и формирования, закончившийся созданием устных, а затем и письменных сборников (см. Мишна, Тосефта, Талмуд, Гемара, Мидраш). Устный Закон служит дополнением к Письменной Торе и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого Моисею было явлено еврейское законодательство. Письменная Тора как бы подразумевает наличие объясняющего ее Устного Закона. Буквальное исполнение ряда законов Письменной Торы практически невозможно; формулировка многих законов крайне лаконична; некоторые из них носят декларативный характер; иногда существуют противоречия между законами, приведенными в разных частях Торы. У многих законов, касающихся проблем, которые с древности занимают центральное место в жизни еврея, например, у законов убоя ритуального, вообще нет основы в Писании, другие базируются на скудной информации, как закон о разводе (Втор. 24:1–4) или о наказаниях. В самой Торе приведены примеры того, как из-за непонятности библейского закона возникает необходимость в его устном толковании
Учение священников — см. торат коганим