Словарь иудаизма

П

Паломничество — посещение святых мест с целью поклонения. Паломничество у евреев в древнейшее время совершалось в некоторые места Эрец-Исраэль, особенно туда, где в то время находилась скиния (см. Бет-Эль, Гивон, Шило). Ежегодно девушки совершали паломничество к месту принесения в жертву дочери Ифтаха в Гиладе (Суд. 11:39–40). При царе Давиде одним из центров паломничества был, видимо, Хеврон (II Сам. 15:7). После реформ царя Соломона основными местами паломничества у евреев стали Иерусалим, Храмовая гора и Храм.
Парашат (множ. ч. — парашийот) — еженедельная часть Торы для чтения.
Парев — не молочная и не мясная пища
Парнас (дословно: кормилец) — глава еврейской общины назывался «Парнас», так как его обязанностью было обеспечить существование неимущих. Старейшины общины назначали Парнаса только с согласия общины. При избрании Парнаса требовалось, чтобы он был мудрецом и достаточно компетентным в вопросах галахи.
Парохет — завеса, внутри ковчега, где хранятся свитки Торы. Он отделяет ковчег от менее святых предметов
Пары — см. зугот
Пасук — стих в Священном Писании. Один пасук отделяется от другого посредством знака, называемого «соф пасук», то есть конец стиха
Пасхальный сейдер — трапеза, которая устраивается в каждом еврейском доме и в общественных залах в ночь на пятнадцатый день месяца Нисан, проводится по особому обряду и сопровождается чтением Хагады, содержащей сказания, песни и мидраши об Исходе из Египта.
Патриархи — отцы-прародители народа Израиля — Авраам, Исаак и Иаков
Пеа (ивр. край) — второй из 11 трактатов раздела Зраим (Посевы), первого из разделов Мишны. Состоит из 8 глав. Посвящён законам благотворительности связанных с урожаем. Название «Пеа» (Край) обозначает обязанность хозяина поля или фруктовых деревьев оставить край поля или плодов несобранными, передавая плоды в собственность нуждающихся
Пеа нохрит (парик) — еврейские религиозные женщины носят парики после замужества из соображений скромности, чтобы их собственные волосы не были открыты взорам окружающих
Пейсы (Пеот) — локоны на висках мужчин, которые оставляют нестрижеными, согласно книге Ваикра (Левит) 19:27: «Не стригите край пеат голов ваших кругом, и не порти край (пеат) бороды твоей»
Песах — главный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается 15 Нисна, длится 7 дней
Первосвященник (ха-кохен) — священнослужитель, возглавлявший службу в скинии, затем в Первом и храме. Первым первосвященником был Аарон
Первые плоды — см. бикурим
Песнь Песней — (шир ха-ширим) — библейская книга, следует в еврейском тексте Библии за книгой Иов и представляет собой собрание любовной лирики. В книге — восемь глав, насчитывающих в общей сложности 117 стихов. Традиция приписывает авторство Песни Песней царю Соломону, однако филологический анализ исключает единое авторство. Многие исследователи языка Песни Песней указывают, что в ее нынешней форме книга была записана уже после того, как арамейский язык стал разговорным в Эрец-Исраэль (между 5 в. и 4 в. до н. э.). Вместе с тем, ряд языковых признаков и элементов содержания говорит о том, что часть стихотворений относится к периоду, предшествовавшему вавилонскому пленению
Пещера Махпела (Пещера Патриа́рхов) — склеп в древней части Хеврона, в котором, согласно Торе, похоронены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия
Пидьон ха Бен — церемония, посвященная рождению первого сына, обряд «выкупа первенца»
Пикадон (данное на хранение) — вещь или деньги, отданные на хранение. Если принимающий на хранение берет за это плату, его статус -платный сторож. Если он не берет платы, то в случае пропажи вещи или кражи ее он освобождается от всякой уплаты, если поклянется на суде в своей невиновности. Платный же сторож обязан возместить владельцу стоимость вещи.
Пиккуах-Нефеш – понятие в иудаизме, обозначающее долг спасения человеческой жизни, когда ей угрожает опасность. Эта мицва обосновывается талмудическим толкованием части библейского стиха: «Не стой (в бездействии) при виде крови ближнего твоего». Это – одно из важных правил, ради выполнения которого допускается пренебрежение многими предписаниями и законами, включая соблюдение субботы, что позволяет работать скорой помощи, пожарным и прочим службам в шабес.
Пиркей Авот — последний трактат четвертого раздела Мишны — Незикин. Посвящен этическим советам величайших раввинов раннего периода Талмуда.
Пиют (множ. ч. — пиютим) — богослужебный стих, религиозный гимн
Поколение пустыни — см. Дор ха-мидбар
Поским (буквально «выносящие решения») — мудрецы, посвятившие себя решению практических проблем Галахи, то есть нормативной (в отличие от Аггады) части иудаизма, регламентирующей религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев
Пост — отказ от еды и питья по религиозным причинам. Полный пост — отказ от еды и питья, умывания, наложения косметики, ношения кожаной обуви и половых отношений. Начинается как правило за полчаса до захода солнца кануна поста и заканчивается с наступлением вечера через сутки: Девятое Ава, Йом Кипур; неполный пост — отказ от еды и питья от рассвета до заката: Пост Эстер, 17 Тамуза, Пост Гедальи, Десятое Тевета, Пост первенцев; нерегулярный пост: жених и невеста постятся в день свадьбы. Община постится в случае падения свитка Торы, Таанит дибур — добровольный отказ от разговоров, не связанных с Торой, на определенный интервал времени
Пост Гдальи — см. Гдалья бен Ахикам
Постоянная лампада — лампада эта называлась «западной лампадой», и от нее зажигали все остальные лампады. Отсюда обычай зажигать постоянную лампаду в синагоге, которая является как бы малым Храмом. Место лампады — перед ковчегом, где хранятся свитки
Праздники — еврейские праздники делятся на две основные категории: установленные в Пятикнижии, и добавленные в позднейшие периоды. К первой группе наряду с субботой (которая не является праздником в прямом смысле) относятся три паломнических праздника — Песах, Шавуот и Суккот, — Рош ха-Шана (еврейский Новый год) и Иом-Киппур (Судный день), а также дни новолуния (Рош ходеш). Вторая группа праздников включает Пурим (см. также Эсфири книга), Ханукку (установлена в эпоху Хасмонеев), Лаг ба-омер (возник в средние века) и Ава пятнадцатое (восходит к эпохе Мишны), а также Ту би-шват; наконец, в новое время были установлены некоторые праздники в память об исторических событиях, имевших большое значение для еврейского народа. Наряду с этим существуют праздники, принятые в той или иной общине (Мимуна, местные пуримы и др.)
Притча (машал) — в Библии машал обозначает иносказание, включая пословицу, афоризм, аллегорию, басню и т. п.; в талмудической литературе — малое эпическое повествовательное произведение, в котором действительность представлена посредством аллегории и абстракции (вне конкретных хронологических и территориальных указаний)
Проповедь (драша; друш; ср. Мидраш) — нравоучительное устное произведение ораторского типа, основанное на разработке и комментировании одного или нескольких мотивов Библии. В узком смысле драша, друш — комментарий к определенному стиху Библии.  Проповедь возникла в период Второго храма из обычая публично читать Тору на иврите и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа (арамейском). Первое свидетельство об этом обычае восходит ко временам Эзры (см. Нех. 8:1–8)
Пророки (в Ветхом и Новом Завете) – персонажи Библии, люди, наделенные провиденциальным даром, призванные возвещать Божественное слово, играли важную роль в общественной и политической жизни, давая советы и предсказывая будущее от имени Бога. Ранние Пророки включают книги Иехошуа бин Нуна, Судей Израилевых книгу, I и II книги Самуила и I и II книги Царей, где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.
Поздние Пророки включают Йешаяху, Ирмеяху, Йеhезкель, и двенадцать малых пророков: Хошеа, Иоэль, Амос, Овадия, Иона, Миха, Нахум, Хавакук, Цфания, Хагай, Зхария и Малахи
Почитание отца и матери (Кибуд ав ва-эм) — Почитание родителей — пятая из Десяти Заповедей, и от исполнения ее, как сказано в Торе, зависит само существование Израиля.
Праматери — жены Авраама, Ицхака и Яакова: Сарра, Ривка, Рахель и Лея
Прерывающая трапеза — трапеза, которую устраивают перед постами 9 Ава и Йом Кипур. Она должна быть скромной: едят лишь одно блюдо, а некоторые съедают яйцо,
посыпанное пеплом, сидя на низкой скамье, в знак траура. Во время этой трапезы запрещено есть мясо и пить вино.
Приданое — ценности (деньги и вещи), которые жена приносит в дом мужа после совершения брака. Имущество это делится на «нихсей мелог» и «нихсей цон барзел». Во втором случае за капитал ответственен муж, а «нихсей мелог» — то, что жена приносит с собой, и муж пользуется доходом, а капитал принадлежит жене. Ни муж, ни жена не могут единолично, без обоюдного согласия, продать приданое. В наше время приданым называется сумма денег, которую обязуется отец невесты предоставить в распоряжение новобрачным. Это обязательство имеет законную силу, и жених вправе отменить свадьбу, если оно не выполняется
Проводы (царицы) субботы — трапеза, которая совершается на исходе Субботы: так как Суббота названа «царицей», проводы ее должны быть не менее торжественными, чем встреча. Посему следует провожать «царицу» с пением и праздничной трапезой
Прушим — см. фарисеи
Псалмы (Техилим, Псалти́рь, Псалты́рь) — первая книга Ктувим (Писания, третий раздел ТаНаХа), состоящая из 150 или 151 (в греческом и славянском вариантах Библии) песней-псалмов, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях (см. Ктувим)
Пурим — праздник, установленный, согласно Свитку Эстер (Книге Эсфири. 9:20–32) Мордехаем и Эстер в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от гибели, которую им уготовил царский сановник Аман-амаликитянин, любимец персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша; возможно Ксеркс I, V в. до н. э.)
Пятидесятница (Шавуот) — праздник, отмечаемый 6 сивана, на 50 день омера в честь дарования Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами Эрец Исраэль праздник отмечается 6 и 7 сивана
Пятикнижье – пять первых книг еврейской Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), так называемый Моисеев Закон. Они образуют первую часть Библии – Тору. Содержанием Пятикнижия является история еврейского народа от ее начала до смерти Моисея. Приведенные названия приняты в русской традиции и являются переводами греческих названий. На иврите книги называются по первым словам каждой книги соответственно: Брейшит («В начале»), Шмот («Имена»), Ва-икра («Воззвал»), Бе-мидбар («В пустыне»), Дварим («Слова»). Для иудаизма Пятикнижие представляет собой единое свидетельство Божественного Откровения, записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония, содержащие рассказ о смерти Моисея.