Словарь иудаизма

О

Обеты (נְדָרִים, недарим; ед. число נֵדֶר, נֶדֶר, недер) — данные Богу обещания совершить нечто или воздержаться от чего-либо, в принципе дозволенного
Обрезание (брит-мила) – хирургическая операция по удалению у мальчиков и мужчин крайней плоти полового члена ради выполнения заповеди Торы
Обрядовые Предметы (ритуальная утварь, תַּשְׁמִישֵׁי קְדֻשָּׁה, ташмишей кидуша) — принадлежности, используемые при отправлении культа и совершении ритуальных церемоний в синагоге и в домашнем обиходе, например тфиллин, ермолка, таллит, свиток Торы (Сефер-Тора), менора, хануккия
Община (Кагал) — в частном случае — собрание людей для молитвы и богослужения, не менее десяти евреев старше тринадцати лет; еврейская организация, обеспечивающая своим членам возможность жить обособленной жизнью даже в условиях чуждого окружения
Ограничительный закон (Гзейра) — запрет, исходящий от мудрецов, который дан как ограда для законов Торы; запрет, вызванный возникшими условиями, чтобы охранить закон Торы от нарушения
Одинокий дуб — 600-летний дуб, росший в районе, где находились 4 кибуца Гуш-Эциона. После 6-дневной войны рядом было основано поселение Алон-Швут («Дуб Возвращения»)
Ойфруфн – брачный обряд у евреев Европы: в субботу, предшествующую свадьбе, жениха вызывают в синагогу для чтения Торы.
Олам-га-Ба — загробная жизнь, грядущий мир.
Оле (множ. ч. — олим) — иммигрант
Олей регалим — поломник
Омер — сноп колосьев; мера зерна, которую следует пожертвовать в Храм на второй день Песах, как сказано: «…приносите омер из начатков жатвы вашей священнику. И вознесет он омер пред Господом, чтобы приобрести вам благоволение; во второй день празднования вознесет его священник»(Лев. XXIII,10-11)
Омовение (טְבִילָה — твила, буквально «окунание», «погружение») — обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения
Онег Шабат — субботняя радость
Онкелос — римлянин, перешедший в иудаизм, который считается автором «Таргум Онкелос» — повсеместно принятого в иудаизме перевода Торы на арамейский язык, входящего во все издания Торы с комментариями
«Ор самеах» — «Свет радости» — книга раввина Меира-Симха из двинска
Осия — пророк, живший примерно в VIII веке до н. э. в Северном царстве (Израиле). Книга пророка Осии (Хошеа, ивр. הוֹשֵׁעַ‎) — книга ТаНаХа, написанная в Самарии после 745 г. до н. э. Охваченное время: до 804 — после 745 г. до н. э. пророчества адресованы в основном к Израилю, об Иудее упоминается лишь вскользь, об Иерусалиме — ниразу, между тем о крупнейшем колене Израиля, Ефреме (Эфраим), Осия говорит 37 раз, а о столице Израиля, Самарии, — 6 раз. Пророчества Осии приходятся на темную и печальную пору Северного царства VIII века до н. э, между успешным царствованием Иеровоама II и уничтожением Царства Израиля Ассирией. Времени, когда отпадение народа от Бога стало необратимым, служение тельцам Иеровоама I и Ваалу стало преобладающей религией в царстве. Осия вероятно сам являлся выходцем из Израильского царства, поскольку писал на выраженном северном диалекте библейского иврита
Откровение — непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от Него знание. Откровение — первичный исток и краеугольный камень иудаизма, явление Богом Своего присутствия людям, для которых оно иначе непознаваемо
Отступничество – переход в другую религию. С точки зрения галахических представлений, для еврея переход в другую религию невозможен. Нахманид в этой связи напоминает, что Завет между Богом и народом Израиля был заключен со всем народом, и ни одни человек, рожденный евреем, или прозелит, прошедший гиюр, не властны разорвать этот договор. Поэтому еврей, совершивший переход в другую религию, с точки зрения закона, остается евреем, однако сам переход рассматривается как один из страшных грехов. Примечательно, что семья отступника должна выполнять по нему все траурные обряды, как по покойному