Словарь иудаизма

С

Саадия гаон (882–942) – крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт
Саббатай (Шаббатай) Цви (1626–1676 гг.) – лидер самого крупного в еврейской истории мессианского движения
Саваоф — один из эпитетов Бога. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств. Одно из «семи Имён Бога, которые запрещено стирать»
Савораим (сабореи) — главы ешив и мудрецов Вавилонии от конца периода амораев до периода гаонов (500-650). В отличии от предшествующего им поколения, от амораев, собравших и оформивших Талмуд, савораи занимались в основном разъяснением и редактированием Талмуда. Савораи завершили процесс собирания и редактирования Вавилонского Талмуда
Савская Царица (X век до н. э.) — легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии
Саддукеи (ивр. цадоким) — название одной из трёх религиозно-философских школ 9наряду с фарисеями и ессеями), возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н. э.) и просуществовавших вплоть до разрушения Второго храма римлянами (70 г. н. э.)
Самаритяне (шомрони́м, в Талмуде кути́м) — народ, возникший, согласно Библии, в результате смешения спасшегося от массового выселения ассирийцами в 722–721 гг. до н.э. остатка населения Северного Израильского царства (столица г. Самария) и переселенных туда представителей семитских племен из Месопотамии. Самаритяне сочетали почитание Господа с поклонением божествам новых переселенцев. После возвращения иудеев из вавилонского пленения в 538 г. до н.э. и начала восстановления Иерусалима и Иерусалимского храма самаритяне предложили иудеям свою помощь и поддержку, но были отвергнуты, очевидно, из-за сомнений в их монотеизме (единобожии). Это привело со временем к окончательному религиозно-этническому размежеванию иудеев и самаритян, у которых складывается своя религиозная традиция
Самбатионн — название сказочной реки, протекающей на границе неведомой страны, в которой живут десять колен Израилевых, уведенных в плен Салманассаром, царем Ассирии. Упоминается в Талмуде* и в раввинской литературе Средних веков,где рассказывается об удивительном свойстве этой реки: обильная водой и чрезвычайно быстрая, шесть дней в неделю она шумна и бурлива, вздымает вверх песок и камни со дна своего, а по субботам отдыхает и утихает
Самсон (Шимшон) — согласно Библии, один из судей (т.е. военных предводителей, правителей) древнего Израиля из колена Дана, чьи подвиги в борьбе с филистимлянами описаны в библейской книге Судьи (13–16).
Самуил (Шмуэль, «услышанный Господом») — библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).
Сандек — лицо, чья обязанность — держать ребенка во время операции обрезания
Сара (Сарра) — жена Авраама, мать Исаака, первая из четырех прародительниц еврейского народа
Сатана (Сатан;ха-Сатан) — «противник», «обвинитель». В первоначальном значении Сатана — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В ТаНаХе Сатана не демоническое существо, антагонист или соперник Бога. Это слово относится и к людям. и к ангелам. Как имя определенного ангела имя Сатан впервые появляется около 520 г. до н. э. в книге пророка Зхарии (Зх. 3) и книге Иов (1–2). В первом случае Сатана выступает обвинителем на небесном суде; во втором — Сатан подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатан явно подчинен Богу, он один из Его слуг (бней hа-Элохим) и не может действовать без Его позволения; нигде он не выступает соперником Бога
Саул (Шауль, буквально «испрошенный» (у Бога) — первый царь Израиля (около 1029—1005 гг. до н. э.). Еврейский народ представлял собой конфедерацию разрозненных племён, единство которых поддерживалось лишь периодическими встречами в центральном святилище в Шило. Видя государственные модели окружавших их народов, еврейские племена захотели учредить нечто подобное в Израиле. Как рассказано в ТАНАХе, евреи пришли к «судье» Шмуэлю (Самуилу) и потребовали царя
Светильник храмовый — см. менора
Свеча поминальная — см. нер нешама
Свитки Мёртвого моря (Мегилот Ям ха-мелах) — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 г., в пещерах Кумрана (десятки тысяч рукописей и фрагментов), в пещерах вади Мураббаат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других Иудейской пустыни пещер и в Масаде
Святотатсво — см. Карет
Священное писание — ТАНАХ: вошедшее в употребление в средние века и принятое в современном иврите название еврейской Библии (в христианской традиции — Ветхого завета). Слово представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов Священного Писания:
Тора — Пятикнижие, Невиим — Пророки, Ктувим — Писания. Термин «ТаНаХ» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов. Датировка самых ранних текстов колеблется в промежутке XII—VIII вв. до н. э., самые поздние книги датируются II—I вв. до н. э.
Святой — см. кадош
Седер — ритуальная семейная трапеза в праздник Песах, во время которой читается Пасхальная агада
«Седер олам» — название двух мидрашских сочинений «Седер олам раба» и «Седер олам зута», автор неизвестен
Сейдер ха-авода — порядок жертвоприношений в Храме, порядок богослужения в Йом Кипур
Семнадцатый день месяца Таммуз — пост, с семнадцатого дня месяца Тамуз начинаются траурные дни в память о разрушении Первого и Второго Храмов, которые длятся до поста Девятого Ава
Септуагинта — собрание переводов ТаНаХа на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии
Сефарды — восточные евреи
Сефер-Тора (ивр. «Книга Закона») — рукописный пергаменный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева (Торы), используемый для еженедельного публичного чтения в синагоге
Сиван — третий месяц, считая от Нисана, и девятый, считая от Тишри
Сидра (множ. ч. — сидрот) — часть Торы, которую читают в синагоге; еженедельное чтение Торы в синагоге. Оно осуществляется в строго определенном порядке
«Сефер ха-маор» («Книга-светоч») — галахическимй труд рабби Зрахьи Ха-Леви (XII век) из Прованса
Сиддур — молитвенник на все дни годичного цикла
Сикарии – наиболее радикальная часть движения зелотов. (См. Зелоты)
Симхат Тора — праздник, который в Эрец-Исраэль отмечается в последний (восьмой) день Суккот (Шмини ацерет — буквально «восьмого — праздничное собрание»), в странах рассеяния — на девятый день (после Шмини Ацерет). В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл
Синагога (по-гречески синагоге — «собрание»; на иврите бет-кнесет, «дом собрания») — после разрушения Храма — основной институт иудаизма, помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины
Синай – гора на Синайском полуострове, с вершины которой, согласно Библии, Бог даровал израильтянам Десять Заповедей
Синедрион (ивр. Санхедрин) — в Древней Иудее — высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек. Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов связанных с отправлением правосудия в иудаизме дано в трактате Санхедрин в четвертом разделе (Незикин) Мишны, которая является составной частью Талмуда
Сион (Цион, точнее Цийон; этимология неясна, возможно, «цитадель» или «укрепление на холме») — восточный из двух холмов в 700 метров в древнем Иерусалиме, ставший символом этого города и Эрец-Исраэль
Сионизм — еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Стране Израиля (Эрец-Исраэль)
Скиния (ивр. мишкан, «обиталище, местопребывание») — походный храм евреев, использовавшийся, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии
Скрижали Завета или Скрижали свидетельства — две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей (см. лухот а-брит)
Слихот — молитвы о прощении; литургия, состоящая из дополнительных молитв, которые читаются в дни поста и в период покаяния между Рош ха-Шана и Иом-Киппур
Смиха — в библейский период — посвящение, в период Талмуда — возведение ученого в сан рабби; позднее — присвоение звания раввина.
Содом (ивр. Сдом) и Гоморра (ивр. Амора) — древние города около Мёртвого моря, уничтоженные Богом за грехи жителей
Сойфер — переписчик свитков Торы, пергаментов для тфилин и мезуз, свитков Эстер и других книг Танаха
Соломон (др.-евр. Шеломо́, Шломо) — третий еврейский царь, строитель Иерусалимского храма, правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Бат-Шевы, соправитель Давида в 967-965 до н. э.
Сотворение мира — в книге Бытие подчеркивается, что Господь сотворил мир Сам — не помощники, не ангелы, не небожители, а Он, Один и Единственный, и нет Бога, кроме Него. Другая важная особенность в описании СМ. в Торе —это отсутствие каких бы то ни было россказней о жизни богов и об их родословной. Бог Израиля был до СМ. и будет пребывать после окончания мира, ибо единственно Он вечен, никто не создавал Его, так как Он предшествует всякому созданию
Суббота (ивр. Шабат «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться») — седьмой день недели. Тора предписывает в этот день воздерживаться от работы в память о том, что в субботу Бог отдыхал после сотворения мира
Суббота «Нахаму» («Утешайте») — первая суббота после девятого Ава, в которую в синагогах читают отрывки из книги «Йешаягу», говорящие о грядущем утешениии народа Израиля
Сукка — крытое зелеными ветвями временное жилище, в котором,согласно Торе, евреей должен провести праздник Суккот. В Торе указано, когда, из чего и как строить сукку. Согласно еврейской традиции возведение Cукки является Заповедью.
Сукот (мн.ч., ед.ч. – «сукка», что досл. означает «шатры», «хижина», «временное укрытие») – праздник Кущей в память странствия евреев в пустыне и урожая в конце года. Начинается 15 числа месяца тишрей и продолжается семь дней
Суфганиот – (см. латкес) жареные в масле оладьи из картофеля, подаваемые на Хануку. Когда их вытаскивают из масла, они принимают разную форму – чем разнообразнее, причудливее, тем лучше (разнообразие формы символизирует Израиль)
Сэуда — трапеза, сэудат мицва — ритуальная трапеза, сэудот хова — обязательные трапезы