Календарь на 24-е августа

1039 — (1 Элула 4799) - С этого дня 4799 года в Гранаде городскими евреями установлен местный Пурим. Он посвящён спасению от покушения заговорщиков Шмуэля Ха-Нагида

Шмуэль ха-Нагид родился в знатной семье, которая вела свою родословную от царя Давида; получил отличное образование, как религиозное, так и светское, в совершенстве знал Галаху, которую изучал у рабби Ханоха бен Моше, Аггаду, иврит, Коран, арабский язык и литературу. По сообщению историка 12 в. Аврахама Ибн Дауда, в 1013 г., когда Кордову захватили берберы, Шмуэль ха-Нагид был вынужден бежать из города, поселился в Малаге и занялся торговлей пряностями. Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря Гранады, нанял Шмуэля ха-Нагида в качестве составителя деловых писем. Его ученость, безупречный стиль и почерк произвели на визиря столь сильное впечатление, что он рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю Гранады, принять Шмуэля ха-Нагида на государственную службу. Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником, а в 1027 г. стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а гаон Хай бен Шрира, глава пумбедитской иешивы, присвоил ему титул нагида. После смерти халифа Хабуса (1038) два его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Поддержав вопреки мнению ряда еврейских нотаблей Гранады перврого, Шмуэль ха-Нагид помог ему одержать победу и стал ближайшим другом и помощником халифа, который в знак признательности не только сохранил за ним пост визиря, но и назначил главнокомандующим. Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль ха-Нагид был фактическим правителем Гранады (уникальный случай в истории еврейской диаспоры). Под его предводительством гранадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского полуострова. Уже в 1038 г. он разгромил армию Альмерии, а в 1039 г. одержал трудную победу над Севильей, одним из главных соперников Гранады (важным фактором, побудившим Шмуэля ха-Нагида начать войну против Севильи, явилась антиеврейская политика ее правителей; в одном из его стихотворений говорится, что на эту войну он был вдохновлен свыше). В 1045 г. Шмуэль ха-Нагид предпринял кампанию против Ронды, в 1049 г. — против Малаги, в первой половине 1050-х гг. вновь неоднократно воевал с Севильей. Непрерывные походы (из более чем 17 лет пребывания Шмуэля ха-Нагида в должности главнокомандующего лишь два года были мирными) подорвали его здоровье, он умер после очередной военной кампании. Гранадские евреи, о благополучии которых Шмуэль ха-Нагид постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф.

 

Метки:

1349 — (9 Элула 5109) Погибли 6 тысяч евреев немецкого города Майнц, на которых напала чернь. Евреи сначала оборонялись, но когда увидели, что силы не равны, подожгли собственные дома (так у С. Дубнова). Это было время страшной эпидемии чумы в Европе. Люди мёрли тысячами. Обвинили евреев. В тот же день была уничтожена еврейская община Кёльна.
 

Метки:

1614 — (29 Элула 5374) Лидер ремесленников Франкфурта-на-Майне Винцент Фетмильх (пряничник по профессии, называвший себя «новым Хаманом») фактически взявший власть в свои руки, приказал изгнать из города от евреев, и 1380 человек (в основном мужчины; женщины и дети были заблаговременно вывезены в безопасные места) покинули Франкфурт-на-Майне. Изгнанники обосновались в окрестных городках и деревнях. см. 4 мая, 22 августа, 10 марта).
 

Метки:

1841 — (8 Элула 5574) Умер Герц Гомберг

видный австрийский представитель "мендельсоновского" просвещения (1749—1841). Получив обычное религиозное образование в хедерах и иешиботах, Г. в 18-летнем возрасте стал изучать и светские предметы. Под влиянием "Эмиля" Руссо он особенно увлекся педагогикой. В Берлине он близко сошелся с Мендельсоном и в течение трех лет (1779—1782) был учителем в доме последнего. Он принимал участие в мендельсоновском издании Пятикнижия и составил комментарий к значительной части Второзакония. После издания императором Иосифом "толерантного эдикта" Г. вернулся в Австрию в надежде получить там государственную службу. После блестяще выдержанного экзамена при Пражском университете Г. получил назначение корепетитором при университете, но император в этой должности не утвердил его. Назначенный (1784) инспектором еврейских нормальных училищ в Галиции, Г. возбудил против себя ортодоксальное еврейство. Видя в традиционном еврействе одни лишь предрассудки, а в правительстве — олицетворение прогресса и культуры, Г. считал необходимым насильно "просветить" еврейскую массу. В выпущенном им в Лемберге в 1788 г. воззвании к раввинам (Igeret el Roe Seh pesurah be-Israel) он предупреждал последних, что, если они не пойдут навстречу просветительным намерениям правительства, он тогда "доложит обо всем высшим сановникам и как те решат, так и будет". Шесть лет спустя, убедившись в упорстве ортодоксов, Г. обратился к австрийскому правительству с предложением насильно ввести религиозные реформы в еврействе. По его уверению, в евреях укоренилась национальная и религиозная гордость, которую необходимо уничтожить; правительство должно очистить иудейство от приставшей к нему грязи. Кроткие меры Иосифа II, по мнению Г., не привели к цели; чтобы положить конец еврейской обособленности, следует закрыть иешиботы и религиозные школы и оставить лишь иешибот в Праге. Нужно также запретить еврейский язык в школе; раввины не нужны; наставники назначаются правительством. Необходимо также избрать комитет для пересмотра еврейских книг, и всякое изречение, возбуждающее религиозную нетерпимость или порождающее суеверие и предрассудки, должно быть совершенно изъято из употребления. Сам Г. составил впоследствии список религиозных книг, полных, по его мнению, суеверия и неприязни к другим народам. По инициативе Г. был введен в конце 18 в. ненавистный еврейской массе налог — "свечной сбор". Все это вызвало глубокую неприязнь к Г. среди галицийского ортодоксального еврейства, которое видело в нем опасного "еретика" и "совратителя", а в нормальных школах — очаг безверия. Во Львове, где жил Г., никто из евреев не хотел сдать ему в наем квартиру, и даже много лет после смерти Г. являлся в Галиции героем всяких сказаний, рисующих его как ненавистника традиционного еврейства, старавшегося всенародно осмеять освященные временем обряды. После закрытия еврейских училищ (1806) Г. состоял в Вене цензором еврейских книг, затем преподавал религиозную философию в Праге. Г. написал ряд религиозно-этических руководств и катехизисов. Самый значительный из них "Imre Schefer" (на древнееврейском и немецком языках, 1802; часто переиздан), в котором наиболее полно и систематически изложены взгляды и чаяния тогдашних маскилим. Его катехизис "Bne Zion" (1812) был особенно нелюбим ортодоксальным еврейством, так как его изучение стало в Богемии обязательным для желающих вступить в брак. http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/04-6/171.htm

  - автор учебников еврейской религии, первый еврей – студент Иенского университета и первый еврей – преподаватель философии. Все его дети изменили иудаизму.
 

Метки:

1855 — (10 Элула 5615) В США вышел первый номер немецкоязычной еврейской газеты для в основном женщин "Die Deborah". Превым редактором её был раввин Исаак Майер. В дополнение к сериализованной литературе он публиковал очерки о еврейской религии, культуре и истории, дебаты по поводу образования. Газета также публиковала наставления для женщин по правильному уходу за домом и воспитанию детей. Газета прекратила существование в 1902 году, через 2 года после смерти рабби Майера. Причиной стало также то, что выросшее новое поколение подписчиков предпочитало читать на английском.
 

Метки:

1857 — (4 Элула 5617) Предписание Новороссийского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова "о недопущении на улицах Одессы еврейским свадьбам ходить с... музыкой". Оно было отправлено одесскому градоначальнику, который, в свою очередь, обязал полицмейстера «истребовать от городового Раввина подписку в том, что он будет объявлять вступающим в брак евреям о настоящем запрещении, каковую расписку и представить Его Сиятельству генерал-губернатору". Предписание, впрочем выполнять никто не спешил/ (cм. 18 декабря)
 

Метки:

1861 — (18 Элула 5621) В своём доме, в городке Мобил, штат Алабама (США), службами Северян была арестована и помещена под домашний арест Евгения Леви Филлипс, обвинёная в шпионаже в пользу Конфедерации. Через несколько месяцев её отпустили, и семья перееехала в Нью-Орлеан, где в 1862 году она была снова арестована по обвинению в том, что смеялась во время похорон солдат Союза. Вскоре её снова освободили и семья переехала В Джорджию. Умерла Филлипс в возрасте 82 лет в 1902 году, так и не отрёкшись от своей яростной поддержки Конфедерации.
 

Метки:

1870 — Родился В. М. Пуришкевич, монархист, депутат 2-4-й Государственной думы. Помещик из Бесарабии прославился, если можно так сказать, своими погромно-антисемитскими речами в Госдуме. В 1905 году стал одним из основателей "Союза русского народа", после раскола которого в 1908 году возглавил черносотенный "Союз Михаила Архангела". Участник убийства Г. Распутина после свержения царя боролся за восстановлениемонархии, при советской власти был осужден, но вскоре амнистирован. Уехав на юг, сотрудничал с белым движением. Скончался в Новороссийске от тифа 1.2.1920.
 

Метки:

1898 — (6 Элула 5658) Освящение в Киеве хоральной синагоги Бродского (см. 25 августа ).
 

Метки:

1918 — (16 Элула 5678) Родился М. Гефтер - учёный-философ, историк, публицист, оснватель фонда "Холокост".
 

Метки:

1928 — (8 Элула 5688) Цитаты и мнения. В газете "Труд" опубликовано письмо читателя: «Почему евреям отпускают самые хорошие земли в Крыму? Все равно они не будут работать, а будут сдавать земли в аренду и будут ходить, заложив руки в карманы, а русские будут на них работать».
 

Метки:

1929 — В Каире родился в семье купца родился Я. Арафат. Умер 10 ноября 2004.
 

Метки:

1929 — (18 Элула 5689) Ишув. Субботним утром 18 числа еврейского месяца ав к жителю Газы Нисиму Элькаяму пришел приятель-араб и предупредил: напряжение в городе нарастает, евреям грозит опасность. Нисим мгновенно оценил ситуацию. И, решив собрать всех евреев в здании местной гостиницы, поручил своему сыну оповестить сограждан о надвигающейся угрозе. Однако многие евреи, к сожалению, сочли, что предостережение Нисима — излишняя “перестраховка”. Они не допускали даже сомнений в том, что “добрых соседей арабы не обидят”…Вскоре, в ту же субботу днем, евреи собрались в здании гостиницы. Для охраны им выделили пять британских солдат. (см. 25 августа )
 

Метки:

1929 — (18 Элула 5689) Ишув. Около 2000 вооружённых арабов напали на еврейский квартал Хеврона. Несколько британских полицейских, находившися там не смогли удержать их. Ворвавшись в квартал, погромщики устроили кровавую резню еврейского населения. В Погроме 66 евреев было убито и десятки ранено. Оставшиеся в живых были эвакуированы в Иерусалим британской полицией. Также были ничтожены поселения Моца, Хартув, Кирьят-Анавим.
 

Метки:

1933 — (2 Элула 5693) В Харбине российскими бандитами по сговору с японской жандармерией был похищен молодой еврейский пианист Сеймо Каспе. Бандиты требовали у его отца 300 тысяч юаней в качестве выкупа за сына. Сеймо Каспе погиб.
 

Метки:

1941 — (1 Элула 5701) На митинге еврейской общественности в Государственном еврейском театре в Москве С.А. Лозовский, в то время заместитель наркома иностранных дел и руководитель Совинформбюро обратился к евреям всего мира с призывом помочь Советскому Союзу. Подробнее

Сталин, по некоторым данным после подсказки Берия, вначале предполагал сделать Еврейский Антифашистский Комитет международной организацией и с этой целью приказал освободить из тюрьмы двух популярных еврейских деятелей польского рабочего движения - лидеров Бунда - Генриха Эрлиха и Виктора Альтер, арестованных в сентябре 1941 г., когда советские войска вошли на территорию Польши. Они были арестованы НКВД. Обоих приговорили к смертной казни, которую вскоре заменили десятью годами лагерей. Однако, в сентябре 1941 г. арестантов, неожиданно для них, привезли в Москву и поместили в шикарных номерах гостиницы "Метрополь". Им предложили подумать о том, как объединить все силы, способные противостоять фашизму. Эрлих и Альтер разработали план создания международной еврейской антифашистской организации. 24 сентября 1941 г. они обратились к польским евреям с призывом вступать в польскую армию, которая формировалась генералом Андерсом на территории СССР. Альтер и Эрлих часто встречались с польским послом в СССР Станиславом Котом, пытавшимся выяснить судьбу 15000 польских офицеров, среди которых было много евреев - польских подданных. Уже тогда до них доходили слухи, что все офицеры расстреляны. Все это Альтер и Эрлих открыто обсуждали в своем гостиничном номере, который постоянно прослушивался спецслужбами. Зная это, Сталин побоялся выпустить их, как слишком независимых антифашистских агитаторов, за пределы СССР. 4 декабря 1941 г. они были снова арестованы и оба погибли.

 

Метки:

1941 — (1 Элула 5701) Фашистами арестован доктор Яков Выгодский

Яков Выгодский родился в 1856 в г. Бобруйске. В эпоху Выгодского это был уездный город, местечко Минской губернии, присоединенное в 1795 г. к России от Польши. В начале XIX века здесь была возведена крепость, в которой по высочайшему повелению от 29.02.1812 г. евреям было запрещено строить, какие бы то ни были здания. По переписи 1861 года в Бобруйске проживало 8866 евреев. А в 1897 году из 34.336 жителей евреев уже было 20.260. Наиболее распространенным среди евреев занятием было изготовление одежды и торговля продуктами сельского хозяйства. Были там и учебные заведения. В их состав входила Талмуд-Тора, два мужских народных училища, в т.ч. одно ремесленное, две женских общеобразовательных школы и одно женское профессиональное училище.Предки Выгодского жили в предместье города Слуцка, которое называлось Выгода.Вот что писал о себе Выгодский: -Я родился в 1856 г. в хасидской семье в Бобруйске. Был старшим из моих 7 братьев. До 14 лет я воспитывался в глубоко религиозном духе любавических хасидов. Учился в Хедере. Когда мне было 10 лет, мой отец переехал в Вильно, где он занимался продажей экипировки для русской армии. Он постоянно наезжал к нам в Бобруйск. Его постоянным местом жительства был Вильно. Моя мать была очень способной, умной и энергичной женщиной. Она к этому времени должна была сама тяжело работать, чтобы обеспечить нашу большую семью. До 10 лет я был известным в городе хулиганом. Однако с того времени я попал под влияние выдающегося раввина Абрама Бер Иермигуд, гениального талмудиста и блестящего знатока каббалы, который был полностью отключен от мирских забот. Под его влиянием я стал глубоко и всесторонне изучать религию. Он отстранил меня от обыденной жизни и сделал знатоком хасидского и каббалистического учений. Он так глубоко посеял в меня еврейство, что потом никто не смог оторвать меня от него. Когда мне исполнилось 12 лет, мой отец, будучи под влиянием хаскалы, начал посылать мне книги по правоведению.Это имело огромное влияние на все мое дальнейшее развитие. Я выучил немного немецкий и на этом языке читал Танах в переводе Мендельсона. В дальнейшем я самостоятельно или почти самостоятельно научился русскому. В 14 лет я заявил, что хочу поступить в гимназию. После полуторагодичной подготовки я сдал экзамен для 5 класса классической гимназии в Мариямполе. В течение 4-х лет пребывания в гимназии был первым учеником в классе, проявляя большие способности в математике, и при окончании получил медаль.Несмотря на рекомендации педагогического совета о целесообразности поступления на математический факультет, я поступил в Военно-медицинскую академию. В гимназии я писал по-древнееврейски, а в Академии в основном пользовался русским языком. Но единственным языком, на котором я писал стихи, был древнееврейский-После окончания Военно-Медицинской академии Выгодский некоторое время работал в акушерской клинике академии, а затем уехал на специализацию в Париж, Берлин и Вену. После возвращения в Россию он поселился в Вильно. В 1884 г. был принят в Виленское медицинское общество. Занимался частной практикой, затем был главврачом еврейской больницы на Зверинце (тогдашнем пригороде Вильно). Работал в Больничной кассе. Пользовался огромным авторитетом врача-акушера.Он был первым врачом в Вильно, который повесил вывеску, что принимает больных только по его специальности. Он стал любимым и популярным врачом и общественным деятелем. Много оперировал. В 1890-1907 прочел в Виленском медицинском обществе 15 докладов. Общество присвоило ему звание почетного члена. Публиковал статьи на русском, польском, немецком языках.Во время Первой мировой войны, в период немецкой оккупации города он был активным защитником еврейского населения перед немецкими властями.В своей книге В ГРОЗЕ (евр. Ин штурм) – Выгодский дает подробный отчет о том, что происходило в Вильно во время Первой мировой войны. Когда началась война, в дивизии Виленского гарнизона было до 75% евреев. Еврейские солдаты хорошо воевали, и поэтому антисемитизм пошел на убыль. Но ненадолго. Вскоре польские шовинисты вернулись к ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ. Стали распространять слухи, что у еврея в бороде нашли телефон, по которому он сообщил все виденное немцам. Что вместо трупов они ХОРОНЯТ золото. Началась шпиономания.Приехал в Вильно сам Керенский, которому был вручен меморандум, подготовленный еврейским комитетом. Керенский подтвердил, что это все надуманное дело. Вся еврейская общественная работа была сконцентрирована в КОМИТЕТЕ ПОМОЩИ. Во главе этого комитета был Выгодский. Работа была гигантская, т.к. было огромное количество безработных. В 1915 г., в сентябре, немцы заняли Вильно. Вначале их распоряжения появлялись на немецком, польском и литовском языках. После вмешательства Выгодского объявления стали печатать и на еврейском языке. Были запрещены русские школы и вообще преподавание на русском языке, в т.ч. и сам русский язык. Когда Выгодский заметил: остается одно – преподавать на еврейском языке, немецкий комендант города спросил: Что такое еврейский?. И все-таки разрешил перейти на еврейский язык преподавания. Появилась масса проблем. Евреи обязаны были открывать свои лавочки и в субботу, умерших надо было хоронить в гробах, была запрещена работа еврейского театра. В Вильно начался голод. Выдавали не больше чем 250 гр. хлеба. Многие эмигрировали в Америку. Это были состоятельные люди.Немцы стали насильно отправлять людей на работу в Германию. Это касалось всех, но прежде всего евреев. Представители польской, литовской белорусской и еврейской общественности, выступили с меморандумом к немецким властям против принудительных работ. В результате на работу брали гораздо меньше рабочих, чем предвиделось. 14 сентября 1916 года глава города уведомил Выгодского, что евреи должны ОДОЛЖИТЬ Германии 1 миллион рублей. Он обещал их вернуть после войны. Было ясно, что они не только не вернут, но более того, потребуют еще, в то время как население голодало.В ответ на это требование Выгодский издал от собственного имени воззвание к еврейскому населению: -Евреи, не платите контрибуцию-. Это уже переполнило чашу терпения немецких властей к вечно протестующему Выгодскому, его арестовали в марте 1917 г, и выслали в лагерь военнопленных Черск в Пруссии. В этом лагере он находился более 13 месяцев. Представление о том, что происходило с ним в течение этих 13 месяцев после ареста дают его воспоминания в книге В АДУ (евр. Ин гегенем).В Черске свирепствовали голод и болезни. Военнопленные получали 200 гр. хлеба в сутки, немножко мороженой картошки, тертую морковку. Евреи в основном умирали от туберкулеза, неевреи – от голода. Англичане и французы помогали своим пленным. Русские в начале войны вовсе не заботились о своих пленных. Узники в большинстве случаев умирали.По мнению Выгодского, в плену, как в микрокосмосе отражалась бездна между психологией евреев и русских. Русское население имело возможность заниматься экстенсивным земледелием и пользоваться сильной протекционистской политикой в индустрии. Поэтому ему не приходилось конкурировать с меньшинствами населения.Евреи привыкли к опасной конкуренции. Они были связаны бесправными ограничениями и не могли конкурировать со своими согражданами на равных. Поэтому они должны были преодолевать самые трудные препятствия. Это оттачивало мозг, закаляло характер и развивало свободную инициативу и дух предпринимательства. Так было и в лагере. Немцы не любили евреев так же, впрочем, как и русских.После его приезда еврейские врачи организовали пасхальный праздник, на который пригласили и нееврейских коллег. Через несколько дней русские врачи пригласили евреев на русскую пасху. В конце июля Выгодскому неожиданно сообщили, что через несколько дней он должен переехать в другой лагерь Целле-Шлос. Выгодский пишет: -Самым большим потрясением в Целле была нужда. Не хватало всего, начиная с хлеба и кончая одеждой. Через два месяца кончились мои пищевые запасы, которые я принес из Черска. Вот тогда я почувствовал настоящий голод. И родилась мысль попроситься обратно в прежний лагерь-.-Здесь, в самых скверных германских лагерях, я окунулся в море таких человеческих страданий, таких ужасов, голода, холода и болезней, такой смертельной нужды, что все раньше пережитые страдания мне казались такими ничтожными, что и говорить не стоит-Его освободил его друг, в то время руководитель НЕЗАВИСИМЫХ СОЦИАЛИСТОВ в Рейхстаге, Оскар Кон, который обратился с ходатайством к Германскому правительству. Выгодский возвратился в Вильно в апреле 1918 г.27 августа Вильно заняли литовцы. Евреи решили не вмешиваться во взаимоотношения литовцев и поляков, но активно поддерживать литовскую власть в крае.От сионистских организаций он был направлен в правительство Литвы, когда в течение короткого времени Виленский район был в независимой Литве.На заседании общины 6 сентября 1920 г. Выгодский в своей приветственной речи говорил о тяжелом прошлом, которое объединяло евреев и литовцев. Потом приветствовал их в связи с объединением в независимой Литве. Он отметил, что евреи Виленского края стоят за независимую Литву, которая должна быть построена на демократической основе. Литовская власть Виленского края должна позаботиться о тяжелом положении еврейских трудящихся, необходимо принять в административный аппарат больше евреев.Когда большевики заняли Вильно, Выгодский был арестован. Во время обыска все рукописи, документы о его работе в тарибе (временном литовском правительстве) были забраны. Он был брошен в Лукишки в одиночную камеру. Но вскоре Вильно заняли поляки. Интересно, что во время немецкой оккупации евреи хорошо относились к полякам. Но как только пришли польские легионеры в Вильно, начались погромы. Погромы вызвали негодование во всем мире. В июле 1919 г. приехала американская комиссия во главе с Моргентау. Выгодский участвовал во встрече с Моргентау. Он говорил: -Примирить два народа, между которыми столетиями сеяли вражду, нелегкое дело. Такой мир надо поставить на крепкую основу-.С июля до октября польские власти вели себя по отношению к евреям разнузданно – погромы и разбой. Огромная роль Выгодского как председателя еврейской общины состояла в противостоянии погромам и антисемитизму. Работа общины заключалась в социальном обеспечении, культурной работе, в том числе со школами, помощи общественной медицине, юридической помощи, удовлетворению религиозных потребностей.Вообще такую работу можно было проделать только благодаря получаемой постоянно американской финансовой помощи. В 1922 и 1927 гг. он был избран от Новогрудского района в польский сейм (парламент). Он был почти единственным депутатом в комиссии просвещения, который предлагал законы, относящиеся к еврейскому просвещению, стоял на страже интересов еврейской культуры и ее равноправия.Вместе с прогрессивными польскими, литовскими, белорусскими депутатами он активно защищал интересы национальных меньшинств.Еще вначале XX века он начал широкую публицистическую деятельность. По-еврейски он начал писать в 1917 г. в немецком лагере. С тех пор он писал почти полностью на еврейском языке. -Главной сутью моей публицистической работы была борьба за права угнетенных, но главным образом за права евреев-. Выгодский много печатался в газетах и медицинских журналах. В своей книге он описывает деятельность польского сейма и борьбу еврейских депутатов против польских реакционеров. Эта книга содержит важнейший материал, относящийся к еврейской жизни в межвоенной Польше и борьбе евреев за свои человеческие и гражданские права. В еврейской публицистической и мемуарной литературе имя Выгодского навсегда останется на почетном месте.Когда в 1940 г. СССР занял Вильно, он обратился с меморандумом к Сталину, чтобы не закрывали еврейские и древнееврейские школы в занятых районах Польши и Литвы. Многие жители бывшего Советского Союза, наверное, с наслаждением читали великолепную, или как ее называли тогда критики, ЛУЧЕЗАРНУЮ автобиографическую повесть известной советской писательницы Александры Бруштейн -Дорога уходит в даль- (трилогия). Автор – дочь Выгодского – пишет, что ее отец был очень занятым человеком, имел огромную врачебную практику. При этом был безотказным для всех, особенно для бедных пациентов. Когда его упрекали: зачем он лечит нищих, ведь они ему за это не платят, он отвечал, что он принимал Клятву Гиппократа.Часто после операции он оставался в больнице, проводя у постели больного бессонные ночи. Возвращался домой настолько усталым, что жена нарезала ему завтрак на кусочки, чтобы легче было есть. Обычно, когда он возвращался усталым, то ложился на диване поспать, прикрываясь старой енотовой шубой.Это был кристально честный человек. Когда его маленькая дочка пошла вместе с другими детьми в соседский сад ВОРОВАТЬ ЯБЛОКИ и этим похвасталась перед отцом, он заставил ее отнести ворованные яблоки садовнику, извиниться перед ним и пообещать, что это никогда больше не повторится. При этом он напутствовал ее: -Вот что, – сказал наконец, – запомни, пожалуйста, на всю жизнь: ни одной чужой копейки, нитки чужой, куска чужого никогда не смей брать-Выгодский очень не любил заниматься обыденными житейскими делами. Он был как будто немного выключенным из окружающей жизни. Всегда был углублен в мысли о больных, операциях, научных докладах в обществе врачей, о политических событиях. Много читал – газеты, журналы, книги, медицинскую литературу. Всеми бытовыми делами, в том числе и покупкой его личных вещей, занималась жена.Выгодский вспоминает, что в юности он уделял очень много времени учебе. Отец его перед отъездом сына в Военно-медицинскую академию подарил ему старый кошелек со сломанным замком, посылал ему немного денег, и он вынужден был во многом себя ограничивать. -Медицина – это серьезная наука, – говорил он, – ее абы как изучать нельзя. Кончишь академию, и дадут тебе в руки не что-нибудь, не куклу, а жизнь человека-Когда речь заходила о доме, служанка Выгодского – Юзефа приговаривала, что при таком поведении (лечит бедняков) у него в будущем будет только трехаршинный дом (могила). И Александра Бруштейн по этому поводу пишет:-Папа мой, папа, через пятьдесят лет после этого вечера, когда мы с тобой КУТИЛИ, тебя, 85-летнего старика, расстреляли фашисты, занявшие наш город. Ты не получил даже того трехаршинного домика, который тебе сулила Юзефа, и я не знаю, где тебя схоронили. Мне некуда прийти сказать тебе, что я живу честно, никого не обижаю, что я тружусь, и хорошие люди меня уважают-Интересно, что при всей любви и заботе о еврейском воспитании Выгодский настоял (несмотря на возражения жены), чтобы дочь Саша поступила не в гимназию, где училось много еврейских ребят, а в так называемый русский институт. Это была средняя школа, но более престижная, чем гимназия. Объяснял он это тем, что в институте более обширная программа, чем в гимназии, особенно по математике. По этому поводу Александра Бруштейн вспоминает:-Скажу здесь к слову. С тех пор прошло более шестидесяти лет, и я свято чту память о моем отце. Он прожил долгую хорошую жизнь. Он не раз совершал поступки, которые можно смело назвать героическими. Он умер, презирая своих палачей, не унизившись перед ними ни на секунду. Но вот в этом, в выборе учебного заведения для своей единственной дочки, он был неправ. Я проучилась в этом проклятом институте семь лет, я перенесла в нем много унижений и несправедливости-. Имеется в виду придирки и не толерантное отношение к ней из-за ее еврейского происхождения.-А математика, как там ее преподавали, была такой же суррогат, как желудевый кофе. И математике, и мышлению я научилась гораздо позже, в высшем учебном заведении, а в особенности в жизни-Подлинный героизм и мужество Якова Выгодского ярко проявилось в трагические дни после занятия города гитлеровцами в июне 1941 г. во время Второй мировой войны. Он был уже пожилым и больным человеком.Тогда в городе Вильно проживало около 80000 евреев. С этого времени началась трагическая эпоха для виленского еврейства. Появились распоряжения носить желтые звезды, нельзя было ходить по тротуарам, проводились обыски, грабежи, вывоз и уничтожение тысяч человек в Понеряй (пригородная местность, где имелись глубокие рвы), там проходил расстрел ни в чем не повинных людей.Немцы организовали первый Юденрат 24 июля. Из врачей в него входили: д-р Шабад-Гавроньская, д-р Холем, д-р Выгодский, д-р Либер.Уполномоченный по еврейским делам Мурер вызвал 06.08.41 г. трех членов Юденрата и потребовал, чтобы евреи выплатили три миллиона рублей контрибуции, иначе эти представители будут расстреляны. Юденрат был охвачен ужасом. Только один человек – как вспоминает участница этих событий Р. Корчак, не поддался всеобщей панике – ДЕД – Яков Выгодский. Отчаиваться не время, – стукнув тростью по столу, заявил Выгодский, – время действовать- Как это похоже на действия Выгодского во время Первой мировой войны, когда немцы в оккупированном Вильно тоже потребовали контрибуцию, Выгодский тогда тоже протестовал и призвал население к неповиновению, за это был арестован и выслан в лагерь. И теперь, хотя ситуация была неимоверно более тяжёлой, Выгодский был верен себе, не зная страха боролся, не желая подчиниться зловещей силе.Десятки и сотни людей обращались к Выгодскому – у этого забрали сына, у того отца – чтобы он, как всегда, им помог, их спас. Однажды евреи по старой привычке пришли в его дом искать у этого 85-летнего старого доктора защиты от преследований. Больной Выгодский поднялся со своей больничной кровати, надел свою праздничную одежду с только что пришитой желтой латой и пошел к референту по еврейским делам.-Вы хотите нас не только физически истребить, – мужественно сказал старый доктор, – но также морально уничтожить. Мало вам, что мы будем носить латы на груди, но вы хотите нас еще унизить, чтобы мы носили их на спине, но...-Разъяренный немец закричал: выбросить этого старого грязного еврея, и его сбросили с лестницы.В. Суцкевер в своей книге ВИЛЬНЕР ГЕТТО пишет, что старик еле поднялся, вытерся от крови и по проезжей части улицы, как все евреи, поплелся домой. С тех пор он уже не выходил. 24.08.41 г. немцы ворвались к нему на Гданьскую улицу и велели одеться. -Я не пойду-, – сказал д-р Выгодский. Они бросились на него, избили, на руках его вынесли и повели в Лукишскую тюрьму. В камере было 75 человек.Инженер Камай, который сидел в одной камере с Выгодским и потом вышел из тюрьмы, рассказывал, что Выгодский держался исключительно мужественно, с гордостью, и другие арестованные прониклись этим достоинством этого выдающегося доктора. Он был очень больным, но никакого врача к нему не позвали.-В камере было очень холодно, и каждый из нас хотел, – рассказывал Камай, – снять свою одежду и укрыть больного доктора, но этот доктор категорически отказывался и просил не беспокоиться-.-Мы их переживем, – взбадривал всех старый доктор – мы уже пережили такое в нашей истории-, пытался рассеять он их опасения.Арестованных увозили в Понары. Все время менялся контингент, но доктора специально оставили мучаться. В больших страданиях старый любимый общественный деятель д-р Выгодский, который спас и оздоровил в своей жизни столько людей, без всякой элементарной медицинской помощи погиб в конце 1941 года.-Так, в немом одиночестве, – пишет Ружка Корчак, – на стылом тюремном бетоне ушел в муках из жизни заступник евреев Литовского Иерусалима Яков Выгодский. Не случайно в страшных условиях Виленского гетто жизнь и героизм Выгодского превратились в легенду, которая позволила людям верить в добро и продолжать надеяться на освобождение- Борец за гуманизм, демократию и национальное еврейское достоинство – доктор Яков Выгодский должен занять по праву принадлежащее ему достойное место в истории еврейского народа. Слава ему и вечная благодарность потомков за его беспримерную гражданскую доблесть. Он был любимым доктором у виленских евреев. Он был их ярым защитником. Его жизнь и смерть в борьбе по защите еврейского населения были для еврейского общества в гетто символом и призывом к героическому сопротивлению. Его жена, Елена Семеновна, была в Виленском гетто, получила помощь юденрата. С ликвидацией гетто была отправлена в Треблинку.

.
 

Метки:

1949 — (29 Ава 5709) Кнессетом впервые принято решение об участии израильской делегации на объединённой межпарламентской конференции в Стокгольме.
 

Метки:

1954 — (25 Ава 5714) Кнессетом принят закон о Банке Израиля.
 

Метки:

1956 — (17 Элула 5716) Израиль. Министерство социальной помощи решило прекратить выплаты пособий жителям лагеря новых репатриантов Пардес-Хана, отказавшихся переселиться в новое жильё.
 

Метки:

2011 — (24 Ава 5771) Израиль. Дикий кабан замечен на бульваре Герцля в Ашдоде. На просьбу городских властей изловить дикое животное, которое может представлять опасность для населения, в Управлении национальными парками и заповедниками заявили, что кабаном должны заниматься муниципальные власти, так как он находится на их территории.
 

Метки:

2014 — (28 Ава 5774) Операция "Нерушимая скала". День сорок восьмой



00:00. ВВС ЦАХАЛа нанесли удар по зданию торгового центра в городе Рафах, в южной части сектора Газы. В здании располагался штаб боевиков ХАМАС. Есть пострадавшие.

06:00. В ряде населенных пунктов, расположенных на территории региональных советов Шаар а-Негев, Сдот Негев и Эшколь, звучал сигнал "Цева Адом". Зафиксировано падение не менее 4 ракет. Cирена "Цева адом" была слышна на КПП "Кисуфим" и в населенных пунктах района Эшколь. Зафиксировано падение шести ракет. Военно-воздушные силы Армии обороны Израиля нанесли несколько ударов по целям в секторе Газы.

07:00. Сирена несколько раз была слышна в населенных пунктах района Эшколь. Зафиксировано падение не менее пяти ракет. Причинен ущерб линии электропередач.

08:00. Сирена "Цева адом" была слышна в поселке Беери (региональный совет Эшколь), в поселках Нахаль Аз, Алюмим, Саад (районы Сдот Негев и Шаар а-Негев). Зафиксировано падение нескольких ракет и минометных снарядов. Причинен ущерб.

09:00. "Цева адом" в Ашдоде, Ган Явне и Беэр-Тувия. Одна ракета была сбита системой ПРО "Железный купол".

10:00. Сигнал тревоги прозвучал в Сдероте и региональном совете Шаар а-Негев. Ракета, выпущенная из сектора Газы, разорвалась на территории районного совета Эшколь.

11:00. Ракета, выпущенная из сектора Газы, разорвалась на территории населенного пункта в региональном совете Эшколь, причинен материальный ущерб. Четыре ракеты были сбиты системой "Железный купол" над Ган Явне и Ашдодом.

В 11:55 в Тель-Авиве был слышен отдаленный взрыв. Взрыв также слышали в Холоне, Бат-Яме и других городах района Гуш Дан.

13:00. Три ракеты разорвались на открытой местности на территории районного совета Эшколь. Еще одна ракета разорвалась в Сдот Негев. Минометные снаряды разорвались в районном совете Шаар а-Негев, трое раненных, один из которых в тяжелом состоянии.

14:00. Ракета, выпущенная из сектора Газы, была сбита системой "Железный купол" в районе Ашкелона. Ракета разорвалась на открытой местности на территории районного совета Эшколь. Никто не пострадал и не был причинен ущерб. Система ПРО "Железный купол" сбила ракету над территорией районного совета Хоф Ашкелон. Четыре ракеты, выпущенные из сектора Газы, разорвались на территории районного совета Эшколь. Ракета разорвалась возле здания школы в Сдероте, на месте вспыхнул пожар. На территории районного совета Шаар а-Негев разорвались четыре ракеты. Две ракеты упали на открытой местности, две на территории населенного пункта.

15:00. Ракета была сбита системой ПРО "Железный купол" на территории совета Беэр-Тувия. Ракета, выпущенная из сектора Газы, была сбита системой ПРО "Железный купол" над территорией районного совета Хоф Ашкелон. Еще одна ракета разорвалась на открытой местности. Две ракеты разорвались неподалеку от населенного пункта в Сдот Негев.

16:00. Сирена прозвучала в Нирим и Эйн а-Шлоша, населенных пунктах регионального совета Эшколь. Пять ракет разорвались на территории регионального совета и еще одна на незастроенной местности рядом с Ашкелоном. Поврежден животноводческий комплекс. Сирена прозвучала в Кфар Маймон, Нахаль Оз, Алюмим, Кфар Аза, Саад, населенных пунктах региональных советов Сдот Негев и Шаар а-Негев. Одна ракета сбита системой ПРО "Железный купол" в районе Шаар а-Негев. Четыре ракеты упали на территории регионального совета Шаар а-Негев.

17:00. Населенные пункты Эшколя подверглись минометному обстрелу. Два минометных снаряда разорвались на незастроенной местности. Сирены прозвучали в Сдероте и Ор а-нер, Эрез, населенных пунктах регионального совета Шаар а-Негев.

18:00. Три ракеты разорвались на территории регионального совета Эшколь. Одна из ракет разорвалась на территории населенного пункта. Причинен ущерб дому. Сирена "Цева адом" прозвучала в промышленной зоне Ашкелона и населенных пунктах регионального совета Хоф Ашкелон. Обстрелу подверглись населенные пункты региональных советов Шаар а-Негев и Сдот Негев.

19:00. Ракетному обстрелу подверглись населенные пункты региональных советов Эшколь, Рамат Негев, Хоф Ашкелон. Сирены звучали в Ашкелоне и Ашдоде. Три ракеты сбиты над Ашкелоном и Ашдодом системой ПРО "Железный купол".

20:00. Сирены прозвучали в Нахаль Оз, Алюмим, Кфар Маймон. Четыре ракеты упали на не застроенной местности.

21:00. Арабы предприняли попытку обстрела израильской столицы. Сирены звучали в Бейтар-Илит, Абу-Гоше и других населенных пунктах регионального совета Мате Иегуда. Не менее двух ракет сбиты системой ПРО "Железный купол" в районе Бейт-Шемеша.

23:30. Две ракеты сбиты "Железным куполом" над Ашкелоном, еще две упали на открытой местности. Сирены в Кирьят-Малахи, Гедере, Эшколе. Четыре ракеты сбиты "Железным куполом" над Кирьят-Малахи

 
 

Метки: