Словарь иудаизма

Р

Раавад (Аврагам бен Давид) — жил в 12 веке в Провансе, автор талмудических комментариев, кодифицированных сочинений и критических толкований работ разных ученых
Раби (у хасидов «ребе») — духовный руководитель иудейской общины
Равак — холостяк. Мудрецы осуждали мужчин, не желавших жениться, даже если он посвятили себя изучению Торы
Раввин — священнослужитель, религиозный учитель и человек, обладающий достаточными знаниями, чтобы возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда, уполномоченный принимать решения по вопросам, связанным с законами иудаизма
Рай — обитель праведных душ после телесной смерти или конца мира. На иврите рай называется גַּן עֵדֶן, Ган Эден, основанием чему служит повествование об Эдеме (на иврите Эден) в книге Бытие (2:8–3:24)
Рама — рабби Моше Иссерлес (ок. 1520 — 1572) — польский раввин. талмудист, правовед, философ, кодификатор Галахи
Рашба (рабби Шломо бен Аврагам Адерет, 1235 — 1310) —  комментатор Талмуда,жил в Испании
Раши (акроним словосочетания «Рабейну Шломо Ицхаки» — «наш учитель Шломо сын Ицхака», (1040 – 1105) — крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов ТаНаХа; духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции
Ревекка (Ривка, евр. «связь», «узы») – персонаж Торы, одна из библейских праматерей, жена Ицхака (Быт. 22:23; 24:15, 24, 47)
Регалим — праздники, в которые положено совершать паломничество (восхождение) в Иерусалим. «Три раза в году празднуй Мне: праздник опресноков (Песах) соблюдай; и праздник жатвы первинок труда твоего, то, что посеял ты в поле (Шавуот); и праздник собирания плодов на исходе года, когда собираешь ты с поля плоды трудов твоих (Суккот)» (Исх. XXIII, 14-17).
Реконструктивизм — основанное в 1922 году в Нью-Йорке М. Капланом еврейское идейное течение. Реконструктивизм рассматривает иудаизм как развивающуюся религиозную цивилизацию, которая, подобно любой другой цивилизации, обладает, наряду с религией, также собственной историей, языком, социальной структурой, правилами поведения и духовными и общественными идеалами. Евреи, утверждает Каплан, несмотря на гонения и страдания, оставались верны своей религии, потому что верили в избавление в будущем мире, однако сегодня в это уже не верят, и потому иудаизм должен превратиться из цивилизации, ориентированной на загробную жизнь, в цивилизацию, которая была бы способна помочь евреям достичь избавления в этом мире. Поклонников учения М. Каплана в Израиле человек 300-400
Респонсы (буквально «вопросы и ответы») — жанр раввинистической литературы — письменные разъяснения и решения по галахическим и судебным вопросам, которые даются признанными учеными в ответ на запросы общин и отдельных лиц. Запросы повторяются во введении к ответу и поэтому сохраняются вместе с ним
Рибоно шел олам — владыка мира. Одно из наименований Господа. Выражение это встречается часто в Талмуде и в молитвах
Риммонимы — украшения из серебра на свитках Торы
Ритва (рабби Йом-Тов бар Аврагам ха-Севили, 1250-1330, Испания) — духовный лидер своего поколения, исследователь Талмуда
Ришоним — галахические авторитеты (законоучители) раннего периода — примерно с 11 по 15 века до н. э.
Рош-га-Шана (досл. «первый день года», «глава года», «начало года») — еврейский Новый год.
Рош-Ходеш (букв. «голова месяца») — Начало месяца в еврейском календаре. Приходится на первый день каждого лунного месяца, а если в месяце 30 дней, то тридцатый день также считается праздничным
Рош ха-Духан — помощник учителя. Мудрецы установили, что на одного учителя полагается двадцать пять учеников. Если в группе больше этого, ноне более сорока учеников, следует дать учителю помощника
Руах ха-кодеш — святой дух, Дух Божий, синоним пророчества и пророческого откровения
Руфь (Рут) — Книга повествует о том, как в эпоху Судей, спасаясь от постигшего Иудею голода, некий Элимелех (Елимелех) из Бет-Лехема (Вифлима) переселился с семьей в Моав. Там он и оба его сына умерли, а его вдова Нооми (Ноеминь) решила вернуться на родину. Невестки Нооми, Орпа и Рут, хотели идти вместе с ней, но она уговаривала их остаться в Моаве. Орпа послушалась свекрови, а Рут ответила: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом». Женщины прибыли в Бет-Лехем к началу жатвы.
Рут воспользовалась традиционным правом бедняка подбирать колосья, не собранные жнецами, и пришла на поле зажиточного родственника Элимелеха, землевладельца Боаза (Вооза), который, узнав, кто она такая, проявил к ней особую благосклонность и щедрость из уважения к ее преданности свекрови. Впоследствии Руфь стала прабабушкой царя Давида. Книга Рут — книга ТаНаХа (раздел «Писания» — Ктувим)