Словарь иудаизма

Х

ХАБАД (акроним слов «хохма», «бина», «даат», т.е. «мудрость, «понимание», «знание») – одно из ведущих движений современного хасидизма. Было основано Шнеуром Залманом
Хавдала (разделение) — церемония «отделения» субботы (или праздника) от будней, которая сопровождается чтением краткого литургического текста и символическими действиями.
Хагада (современное произношение — Агада) (ивр. Хагада шел Песах) — сборник молитв, благословений, комментариев к Библии и песен, прямо или косвенно связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах. Чтение Пасхальной Хагады в ночь праздника Песах (с 14 на 15 нисана) — обязательная часть седера
Хаг-га-Мацот — праздник Опресноков
Хад Гадья («Один козленок») — песня на арамейском языке, которую поют по окончании пасхального седера. По своей форме и содержанию это народный сказ; он был введен в Пасхальную Хагаду, по-видимому, для развлечения детей
Хазака — право давности, право первенства, юридический термин, означающий «овладение, удержание»
Хазал (аббревиатура слов: «хахамэйну, зихронам ли-враха») — «мудрецы наши, благословенна их память». Эти слова произносят, говоря о мудрецах Талмуда, упомянутых в обоих Талмудах — Вавилонском и Иерусалимском, и в мидраша
Хазан (множ. ч. — хазаним, кантор) – певец в синагоге, человек, который ведет общинную молитву
Хазанут — религиозные гимны (пиютим), которые пели хазаны (канторы) во время молитвы
«Хаей-Сара» («Жизнь Сары») — недельный раздел Торы, в ктором рассказывается как Авраам приобрел у хиттийцев пещеру Махпела
Хаккафот («обход по кругу») — церемониальное шествие людей по кругу, в центре которого, как правило, находится священный предмет.
Халла — хлеб, посвященный ритуальным целям в рамках храмового культа.
Халлель — праздничная молитва, выражающая хваление и благодарность Богу. Состоит из текстов псалмов 113—118
Хаманташен — традиционная еврейская выпечка, которая представляет из себя песочное печенье в виде треугольников с начинкой в центре, подают или дарят в праздник Пурим
Хамец — злаковый продукт, подвергшийся брожению. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде
Хамеш мэгилот — пять свитков: книги Руфь, Есфирь, Плач Иеремии, Екклезиаст и Иов
Ха-ноар ха-овед (Рабочая молодежь) — молодежное рабочее движение, создано в 1926 году
Ханука — праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета, установлен во II веке до н. э. в память о победе над греками и восстановлении государственной независимости, очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями в 165 году до н. э.
Ханукат ха-баит (освящение дома, новоселье) — короткая церемония освящения дома, во время которой на дверном косяке укрепляется мезуза
Ханукия — девятиглавый подсвечник, который зажигают в праздник Хануки — ханукальная менора
Ха-поэль-мизрахи — религиозно-сионистское рабочее движение, создано в 1922 году
Харедим (ед.ч. хареди) — название общины строго соблюдающих заповеди ортодоксальных евреев в Израиле. Представляет собой сокращение слов «харедим ли-двар Ѓашем» (трепетно относящиеся к словам Всевышнего); «ультраортодоксальные евреи», «ультраортодоксы»
Харосет — смесь из яблок, вина, корицы и орехов, которую едят во время Пасхальной трапезы. Символизирует глину, которую использовали для строительного раствора рабы-евреи в Египте. Блюдо обычно употребляется во время религиозного праздника Песаха
Хасид (множ. ч. — хасидим) — в Библии и раввинистической литературе — праведник, отличающийся своим усердием в соблюдении религиозных и этических предписаний иудаизма. Хотя на протяжении истории представления о хасидах претерпели изменения и были различны, общим признаком хасидов всегда был отличный от общепринятых норм их образ жизни: участник движения духовного возрождения, которое появилось в XVIII веке
Хасидизм («учение благочестия») — широко распространенное народное религиозное движение, возникшее в восточноевропейском иудаизме во второй четверти 18 в. и существующее поныне. Основателем этого движения был рабби Исраэль Баал Шем-Тов, прозванный Бештом. Он приобрел себе приверженцев, утверждая, что слияние человека с Творцом достигается не только путем изучения Торы, доступного не всем, но и восторженной молитвой, во время которой человек чувствует себя слитым с Творцом. Бешт утверждал, что человек должен стремиться к общению с Богом радостной и пламенной молитвой и любовью к ближнему
Хаскала (досл. «просвещение») – идейное течение, возникшее под влиянием идей европейского Просвещения во второй половине XVIII в. Хаскала выступала против культурно-религиозной обособленности еврейства, полагая, что приобщение к достижениям светского европейского образования улучшит положение еврейского народа. Сторонников движения называли маскилим («просвещенные»)
Хатан Тора и Хатан Берешит — в праздник Симхат Тора, по окончании годичного чтения Торы, начинают читать Тору заново, с книги Берешит (Бытие). Во всех общинах Израиля принято оказывать особую почесть двум уважаемым членам общины: пригласить их взойти к Торе. Один из них завершает годичное чтение Торы — его называют «Хатан Тора», а второй начинает сначала, с книги Берешит —его называют «Хатан Берешит»
Хафец-Хаим (рабби Исраеэль-Меир ха Коген) — один из выдающихся раввинов нового времени, крупный специалист в области еврейской этики
Хафтара (досл. «заключение») – чтение из книг пророков библейских. Оно происходит вместе с еженедельным чтением отрывков из Торы
Ха-шем (тетраграмматон) — принятое название имени Бога Израиля, которое не произносится, считается собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога.
Хевра Кадиша — объединение людей, которые оказывают последние почести умершему, готовят его к погребению, проводят обряд похорон. Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хеврат хесед ве-эмет («общество истины и добра», «истинного добра») или хеврат гмилут хесед («общество воздаяния добром»)
Хедер (множ. ч. — хедерим) — начальная религиозная школа
Херем — анафема, отлучение, то, что стало запретным для пользования или соприкосновения, евреи — как индивиды, так и целые группы, поклоняющиеся иным богам, нежели Бог Израиля; идолы и языческая культовая утварь. Грешники подлежат истреблению мечом, а утварь — сожжению. Поскольку заклятое строжайшим заклятием оскверняет всё, с чем оно находится в контакте, все имущество осужденной общины должно быть уничтожено — скот подлежит убою, а утварь следует предать огню как жертву всесожжения Богу; ни идолов, ни имущество осужденной общины нельзя брать в качестве добычи
Херувимы (крувим) — крылатые существа с четырьмя ликами: ликом быка, ликом льва, ликом орла и ликом человека. Впервые упоминаются X. в книге Бытие (III, 24): «И изгнал [Бог] человека из сада Эденского, и поместил к востоку от него херувимов, и меч огненный вращается, чтобы охранить доступ к древу жизни»
Хешбон ха-Нэфеш — отчет, который отдает себе человек о своих обязанностях перед Богом, общепринятое понятие в средневековой моралистической литературе, включает в себя понятие задолженности человека Создателю за все блага, которые Он дал ему
Хиллул ха-Шем — богохульство
Хол ха-Моэд — промежуточные дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни. Эти дни приходятся на 17—20 числа еврейского месяца Нисан. Поскольку в диаспоре праздники из Торы удваиваются, второй день Суккот и Песаха — В Земле Израиля является Холь ха-Моэд, а в диаспоре оказывается праздником (Йом тов)
Холокост (Шоа) – всесожжение, уничтожение еврейского народа в годы Второй мировой войны
Хошана раба — последний день праздника Суккот
Храм (бейт ха-микдаш, «Дом святости», микдаш) — здание, служившее для отправления культа Бога Израиля
Хукат — недельная глава Торы
Хукат-а-Тора (мн. ч. Хуким)- закон Торы, изошедший от Всевышнего
Хуким — законы, для существования которых не приводятся причины.
Хумус — паста из варёного турецкого гороха (в Средней Азии называется «нут»), к которой обычно добавляют оливковое масло, соль, кислоту и пряности. Как и тхина, пришёл в Израиль с репатриантами из арабских стран. Нейтрален с точки зрения кашрута. Его можно есть и с мясными, и с молочными блюдами.
Хумаш — первые пять книг Библии в напечатанном виде.
Хупа — балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания, а также сама эта церемония