Словарь иудаизма
Словарь, буква А
Аарон — старший брат Моисея, ведущий свою родословную из колена Леви
Абра канфот — молитвенное покрывало небольшого размера (другие названия — «талит катан» или «цицит»).
Абра миним — четыре вида растений, используемых на празднике Кущей. Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений») призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.
Аваддон – одно из названий обители мёртвых в Ветхом Завете. Исследователи полагают, что первоначально было именем божества царства мёртвых, а впоследствии перенесено на само царство мёртвых. Слово «Аваддон» шесть раз употреблено в ТАНАХе, встречается в текстах Кумрана (II в. до н.э. – I в. н.э.), а также в более поздней раввинистической литературе
Аварим – горный хребет, лежащий к востоку от устья реки Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана (Числ. 33:47–48). С одной из вершин Аварима, горы Нево, Моисей смог увидеть обетованную землю (Числ. 37:12; Втор. 34:1–4)
Авель и Каин – дети Адама и Евы. Авель – пастух-скотовод, Каин – земледелец. Согласно книге Бытия, пожертвование Каином плодов земледелия оказалось Богу менее угодно, чем принесенные Авелем первородные ягнята, за что Каин возненавидел Авеля и убил его
Авейлут — траур
Авенир (евр. – отец света; отец есть свет) – сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула (1 Цар. 14:50), участвовал в битве с филистимлянами в Сокхофе (1 Цар. 17:55).
Авессалом (Авшалом) – (1007 или 1006 до н. э., Хеврон, – ок. 970 до н. э.) — третий сын царя Давида от Маахи, дочери гшурского царя Талмая (Фалмая). Восстал против отца, был разбит, во время бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит
Авиафавр — десятый первосвященник иудейский и четвертый из рода первосвященника Илия (Эли).
Потомком Авиафара был пророк Иеремия. Имя Авиафара упоминается в Евангелии от Марка (Мк.2:26)
Авила – древний город в Сирии. Его остатки исследователи идентифицируют с урочищем Куэйльба, в 15 км к северо-востоку от Ирбида в 29 км к северо-западу от Дамаска, по пути в Иераполь. Название, по мусульманскому преданию, произошло от якобы погребённого близ руин Авилы праотца Авеля
Авимелех — правитель Шхема, сын Гидона, израильского судьи и наложницы из Шхема. Истории Авимелеха посвящена целиком глава 9 книги Судей. В ней сказано, что жители Шхема «поставили Авимелеха царем». На самом же деле Авимелех, вероятно, был всего лишь правителем города
Авия – второй царь Иудеи после разделения царств, сын и преемник Ровоама от Маахи (3 Цар. 15:1–2), царствовавший три года (913–911 гг. до н.э.), согласно Септуагинте – шесть лет. Об Авии сообщается, что он жил во грехе, но боролся за укрепление династии потомков Давида (3 Цар. 15:3–4)
Ав — летний месяц еврейского календаря
Авдала — (в переводе с иврита «разделение») — проводы Субботы или Праздника. Молитва, добавляемая к «Амиде» на исходе Субботы и Йом Това, а также особый обряд, совершаемый в эти дни после вечерней молитвы в знак отделения святого от будничного.
Авода — служение в Храме
Авот — трактат Мишны
Авраам — библейский персонаж, родоначальник многих народов (Быт.17:4)
Авторитеты галахи (поским) — мудрецы, авторы комментариев и ответов на религиозные тексты
Агада — часть Талмуда, не имеющая прямого отношения к Закону. В Агaде содержатся многочисленные нравственные философские идеи, тайны Торы. Иногда они примеряют одеяния истории или притчи, скрывая под ними глубочайшие пласты смысла. Впрочем, даже в простом понимании Агaда является источником веры, богобоязненности, любви к Всевышнему, Торе, евреям. В Вавилонском Талмуде Галаха и Агада находятся вместе, переплетаются друг с другом. Иерусалимский Талмуд всецело посвящен Галахе, а Агада, сказанная мудрецами земли Израиля записана в отдельные сборники составленных ими мидрашей. Агадическая часть Талмуда в последних поколениях собрана воедино в книге «Эйн Яаков»
Агада (множ. ч. — агадот) — книга для чтения во время Пасхальной трапезы.
Агада Пасхальная — сборник молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах. Чтение Пасхальной Аггады в ночь праздника Песах (с 14 на 15 нисана) — обязательная часть седера
Агарь — служанка-египтянка Сарры, ставшая во время бездетности последней, наложницей Аврахама и родившая ему сына Ишмаэля
Аггей — (Хагай) десятый в ряду малых пророков, первый после вавилонского плена пророк, оставивший свое писание, автор названной его именем книги. Кни́га проро́ка Хагая — книга ТаНаХа, занимающая десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков
Агнец — жертвенное животное
Агриппа I Ирод (10 г. до н.э. – 44 г. н.э.) – правитель Иудеи (41–44 гг. н.э.), внук Ирода Великого
Агриппа II Ирод (27–92 гг. н.э.) – последний иудейский правитель (53–92 гг. н.э.), сын Агриппы I Ирода и Кипры (подробнее)
«Агудат-Исраеэль» («Союз Израиля») — всемирное еврейское религиозное движение, основано в начале ХХ века
Агуна — женщина, которая не может снова выйти замуж по иудейским законам, так как ее муж пропал без вести и не известно, умер он или нет
Ад — в христианстве посмертное состояние души, впоследствии — место для наказания грешников. Противопоставляется раю. Русское слово «ад» происходит от др.-греч. Ἅδης — Гадес. Понятие об аде как таковом отсутствует в Библии, где говорится лишь о недифференцированном обиталище мертвых, преимущественно называемом словом שְׁאוֹל, шеол. Другие принятые в Библии названия для обиталища мертвых суть эрец (земля), кевер (могила), афар (прах), бор (яма), шахат (яма), авадон (место исчезновения), дума́ (место неподвижности` или место молчания)
Адам — первый человек, сотворенный богом
Адар — шестой месяц еврейского календаря, 14 адара отмечается праздник Пурим.
Адар Шени — дополнительный месяц в високосном году еврейского календаря
Адмор (аббревиатура ивритских слов адонейну морейну ве-рабейну — наш господин, учитель и наставник) — титул хасидских руководителей
Адонай — Имя Бога, наиболее часто встречающееся в Торе, — יהוה, не имеющее произношения в традиционном иудаизме, также известное под термином тетраграмматон. Тетраграмматон (от греч. τετρα — «четыре» и γράμμα — «буква») — принятое название имени Бога Израиля, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога. Согласно еврейской традиции, написание этого Имени допустимо только в священных, но не в «бытовых» текстах. Состоит из букв י (йуд), ה (hей), ו (вав), и замыкающая ה («hей»). Под Именем Тетраграмматона Всeвышний впервые открылся Моше (Моисею) в книге Шмот.
Адония – четвёртый сын царя Давида от Аггифы, рождённый в Хевроне (2 Цар. 3:4)
«Ад ше-яво Элиягу» — пока не придет Элиягу (Илья-пророк). Вопрос остается неразрешенным, пока не придет Мессия и не расставит точки над «И», синоним «в долгий ящик»
Азек – город в Северной Иудее. Впервые упоминается в библейском рассказе о победе Иисуса Навина над пятью амморейскими царями (Нав. 10:10–11); далее – в описании городов колена сынов Иудиных (Нав. 15:35); в истории Давида и Голиафа (1 Цар. 17:1); в рассказе об укреплении городов Ровоамом (922–915 гг. до н.э.; 2 Пар. 11:9) и в ассирийской надписи из Британского музея, сообщающей о походе Саргона II 712 г. против правителя Ашдота
Азек – один из двух последних оплотов Иудеи против вавилонян (Иер. 34:7; лахишский текст), взятый Навуходоносором (около 588 г.), а после плена заселённый «сыновьями Иуды» (Неем. 11:30). В XIX веке Азек на основе письменных источников был отождествлён с современным Телль-Захария, холмом в 9 км от Бет-Гуврина
Аиалон – город к северо-западу от Иерусалима. Неоднократно встречается в Ветхом Завете среди городов, по жребию принадлежавших Данову колену (Нав. 19:42), который, однако, остался незавоёванным (Суд. 1:35); как город левитов, предназначенный для потомков Каафа (Нав. 21:24; 1 Пар. 6:69–70). Аиалон исследователи отождествляют с Телль-эль-Квока (современный Ялу, 22 км к северо-западу от Иерусалима), возвышающимся над Аиалонской долиной у Иерихона.
Акеда — библейский рассказ о жертвоприношении Исаака (дословно — «связывания»)
Акива бен Иосиф (ок. 50–135 гг. н.э.) – законоучитель эпохи составления Мишны
Алейну — молитва, которую читают по окончании каждой как ежедневной, так и субботней и праздничной службы, и в начальных разделах дополнительных служб Рош ха-Шана и Иом-Киппура.
Александр (Ионафан) Яннай (103–76 гг. до н.э.) – иудейский правитель и первосвященник из династии Хасмонеев
Алеф-Бет – еврейский алфавит; называется по двум первым буквам. В нем отражена иерархия ценностей. «Алеф» означает «бык», который был священным животным. На втором месте стоит понятие «дом» («бет»). На основе еврейского алфавита были созданы греческий, а затем – русский.
Алия — 1. Вызов на чтение Торы. 2. Иммиграция в Израиль 3. Паломничество
Аллилуйя — еврейское библейское литургическое выражение, встречающееся в Книге Псалмов. Встречается в псалмах 23 раза. В храмовой службе Аллилуйя являлось обращением руководящего богослужением к молящимся с целью вызвать их ответное слово. Таким образом, Аллилуйя стало самостоятельным культовым восклицанием
Алмана (вдова) — женщина, муж которой умер. По одной версии, это слово происходит от «илем» —»немой», ибо В. беспомощна и не может ответить своим притеснителям. По другой версии, слово это происходит от корня, означающего «беззащитный».
Альфаси Ицхак бен Яаков (1013 — 1103) — духовный лидер еврейства Испании и Северной Африки в XI веке. Автор монументального труда «Сефер hа-hалахот» по еврейскому закону.
Ам — народ
Амалек — один из сыновей Эсава (Исава). Амалекитяне (потомки Амалека) первыми напали на сынов Израилевых по выходе их из Египта
Амаликитяне – народ западносемитского происхождения. Во II–I тыс. до н.э. жили в пустынях Синай и Негев
Аманташен – название печенья, которое готовят на Пурим, переводится с идиша как «кошельки Амана», иногда – «уши Амана», из-за своей формы
Амасия (евр. – Господь могуществен) – девятый царь Иудейского царства (около 800 – 783 гг. до н.э.). Амация был братом Амоца, отца пророка Исайи
Амврия (Омри) – царь Израильского царства, правивший в 882 до н.э. — 869 до н. э. История правления Омри записана в 3 Цар. 16:16-28.
Амен — этим словом отвечает на благословения и некоторые молитвы тот, кто слышит их. Если они заключают в себе лишь хвалу Всевышнему, то слово это означает согласие со сказанным: если же в них содержится какая-либо просьба, то смысл слова «амен» в этом случае — «да будет эта просьба исполнена».
Амида — (Стояние, или молитва, читаемая стоя, или Восемнадцать благословений) — главная молитва в иудаизме. Часто называется также «Шмоне-Эсре» (ивр. שְׁמֹנֶה עֶשְׂרֵה — Восемнадцать) по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва»
Аммонитяне – западносемитский племенной союз и царство в Заиорданье, потомки младшей дочери Лота, имевшей кровосмесительную связь с отцом (Быт. 19:38). Эта легенда также говорит о их родстве с израильтянами. Но Второзаконие (23:3) запрещает вводить амонитян и моавитян в «общество Господне», то есть приобщать их к культово-религиозной общине Израиля, вероятно, из-за неприязни к этим народностям, берущей своё начало в глубокой древности
Амон, Аммон – царь Иудеи (642–640 гг. до н.э.; 4 Цар. 21:18–26; 2 Пар. 33:21–25), один из младших сыновей царя Манассии, вступивший на престол в возрасте 22 лет. В течение своего правления Амон подражал своему отцу в идолопоклонстве. Был убит слугами в результате придворного заговора
Амораи — законоучители и лидеры еврейского народа, толкователи Пятикнижия и Мишны. Наряду с таннаями создатели талмудической письменности, создатели Вавилонского и Иерусалимского Талмуда. Деятельность амораев относится к 3-6 вв.
Амос – один из так называемых малых пророков библейских, первый пророк, записавший свои проповеди, автор Книги пророка Амоса (760 г. до н.э.). Был пастухом (нокед) из Текоа. (По всей вероятности, его родиной был не известный город Ткоа в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в Талмуде), и обрабатывал сикоморы. Он был призван Господом от своих стад, для того чтобы обратиться с пророчеством против элиты, что он с мужеством и исполняет. Местом его деятельности являлись Самария, столица Израильского царства и, в особенности, святилище в Бет-Эле. Он утверждал, что каждое нарушение этических законов не только сынами Израиля, но и языческими народами будет наказано Богом. Амос предсказывал даже изгнание народа Израиля за грехи из страны, дарованной ему Всевышним, однако верил, что в будущем будет установлено на земле Царство Божье
Анава — скромность или смирение: «…И следует тебе учиться у Моше Рабейну, да почиет он в мире, который достиг совершенства умственного и нравственного до пророческой степени. Он был велик в Торе, велик в мудрости, велик в пророчестве, но прославил его Господь за смирение его и сказал: «А муж Моисей -смиреннейший из всех людей, которые на земле» (Чис. XII, 3)»
Анания – древнееврейское селение в колене Вениамина, где жили его потомки после возвращения из вавилонского плена. Ананию исследователи отождествляли с современным городом Бет-Ханниной (4 км северо-западнее Иерусалима)
Анафоф (Анатот) — один из городов левитов. Находился в трёх древнеримских милях на северо-восток от Иерусалима. Анатот сильно пострадал от армии ассирийского царя Синахериба, и только 128 мужчин вернулись домой из вавилонского плена
Ам-ха-Арец — население, вне зависимости от его этнической принадлежности; после разрушения Второго храма определение ам-ха-арец в основном применялось к людям, которые не знали Тору. Большинство ам-ха-арец были выходцами из низших слоев населения; в хасидской литературе ам-ха-Арец — наивный, но приверженный Богу простолюдин
Ангел — ТаНаХ не содержит единого термина для обозначения этого понятия, чаще всего ангел — это «посланец». Когда используется в религиозном тексте без добавления чей именно посланник, имеется ввиду Посланник Бога. Ангел может выполнять одновременно только одно задание, при этом может совершать любые действия для ее достижения
Анусим — еврей, насильственно сменивший веру, или принявшим ее из опасения за свою жизнь
Аод (Эхуд) — один из первых судей. Как повествуется в Суд. 3:15–30, Эhуд из колена Биньямина избавил израильтян от ига моавитского царя Эглона, угнетавшего их 18 лет
Араба — географический термин, обозначающий вытянутую с севера на юг зону долин, идущую от озера Киннерет вдоль реки Иордан и Мёртвого моря к Акабскому заливу
Арад – крепость на севере пустыни Негев. Был крупным библейским городом, контролировал главный путь в Эдом и Эйлат; в Библии об Араде говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ. 21:1; 33:40)
Арамеи – кочевой семитский народ Передней Азии, носитель одного из западносемитских языков (Арамейский язык), родиной арамеев являлся Аравийский полуостров, библейские рассказы дают основание полагать, что патриархи, то есть праотцы евреев, состояли в близком родстве с арамеями. Библия повествует, что Ицхак взял в жены Ривку, дочь Бтуэля арамеянина, сестру Лавана арамеянина (Быт. 25:20). Однако существование арамеев в так называемую эпоху патриархов не подтверждается никакими другими источниками
Арба косот — см. четыре бокала
Арба кушйот — см. четыре вопроса
Арбе — саранча. В Торе упомянуты десять видов её, среди них — разрешенные и запрещенные в пищу
Аризаль (Ари) — сокращение имени р. Ицхака Лурия (1534-1572), жившего в Цфате в 17 веке, одного из величайших каббалистов. Многие из введенных им обычаев и правил молитвы были приняты всеми еврейскими общинами
Армагеддон (др. евр. Ар-Мегиддо, «поле Мегиддо») – вероятно, метафорическое название местности, где, согласно библейскому учению о конце света, произойдет последняя и решающая битва на земле между силами добра и силами зла.
Арнон – небольшая река (современная Эль-Мауджиб, Иордания), берущая начало в Сирийской пустыне и впадающая в Мёртвое море напротив Эн-Геди. Во времена правления династии Хасмонеев (II–I вв. до н.э.) Арнон служил границей между Иудеей и Набатейским царством.
Арон кодеш — место в синагоге, где хранятся свитки Торы
Арье Левин — знаменитый иерусалимский раввин и педагог, за помощь больным и бедным его прозывали «иерусалимский праведник»
Аса – третий царь Иудеи (около 911 – 870 гг. до н.э.), сын Авии и правнук Соломона. Повествование о царствовании Асы изложено кратко в третьей Книге Царств (15:9–24) и более подробно во второй Книге Паралипоменон (14–16), упомянут так же несколько раз в третьей Книге Царств в связи с приходом к власти израильских царей, в Книге пророка Иеремии (41:9) и в родословии Христа (Мф. 1:7–8)
Асара бе-тевет (Десятое Тевета) – пост на 10-й день тевета (декабрь/январь), день траура в память о том, как в 588 г. до н.э. войска Навуходоносора II начали осаду Иерусалима. Впоследствии город пал, а первый Иерусалимский храм был разрушен. Десятое тевета — единственный из еврейских постов, который может выпасть на пятницу. В этом случае пост завершают лишь после наступления Шабата
Асара харугей-мальхут — см. Десять мученников
Асир (Ашер) — восьмой по счету сын патриарха еврейского народа Иакова и Зелфы, служанки его жены Лии. Родоначальник одного из двенадцати колен Израилевых (колена Ашера)
Асор (Хацор) — город, важный политический и торговый центр в доизраильский период. Тель Хацор (ивр. תֵּל חָצוֹר ; Асор) — самый большой Тель на севере Израиля, расположенный в 6 км севернее Рош Пины, западнее реки Иордан. Территория кургана около 2 000 акров
Афек (אפק) — древнее еврейское городище в Шаронской долине (холм Тель-Афек в 1 км от Рош ха-Айна и 3 км от Петах-Тиквы). Был крупной станцей так называемого «морского пути», находящаяся в стратегически очень важной точке — перекресток дорог север-юг и запад-восток, у которого есть значительные источники воды. Водные источники района Афек — это озера, из которых берет свое начало река Яркон, протекающая через Тель-Авив. Город Афек существовал с ранней бронзы до византийских времен.
Артапан – еврейский историк, жил в Александрии во второй половине III или II века до нашей эры, написал «О евреях», историю евреев, на греческом языке между 250 и 100 годами до нашей эры, но этот текст не сохранился до наших дней
Арфаксад (ивр. אַרְפַּכְשַׁד) — библейский персонаж, являлся третьим сыном Сима, сына Ноева, предок Авраама (Быт.10:22-24, 11:10; 1Пар.1:17-24), родился через 2 года после Всемирного потопа (Быт 10. 1, 22-24; 11. 10-13)
Афикоман – от греческого «радость», «празднование». Кусочек мацы, который съедали перед концом пасхальной трапезы, после чего уже нельзя ничего больше есть. В пасхальный седер (вечер) половину мацы прячут, затем дети ищут ее, а нашедший получает приз. Афикоман съедают в последнюю очередь
Ахав – царь Израиля (около 874 – 853 гг. до н.э.), сын и наследник Амврия, один из образов богоотступничества в Ветхом Завете (3 Цар. 16:30). Поклонялся Яхве наряду с языческими богами исключительно ради удовлетворения своих земных интересов и потребностей
Ахаз – двенадцатый царь Иудеи ( около 735 – 715 гг. до н.э.), унаследовал престол отца Иоафама. При нём Иудея была поставлена в полную зависимость от Ассирии, в Иудее распространение получили финикийские и сирийские культы, что вызвало возмущение иерусалимского жречества и пророков
Ахарони Йоханан (1919–1976) – один из основателей современной израильской школы археологии, специалист по исторической географии
Ахитофел – советник царя Давида, родом из города Гило. Обладал столь высоким авторитетом мудреца, что обращение к нему за советом приравнивалось к испрашиванию «наставления у Бога» (2 Цар. 16:23). Во время мятежа сына Давида Авессалома Ахитофел перешёл на его сторону и руководил действиями восставших (2 Цар. 15:12). Покончил собой, когда увидел, что восстание подавлено
Ахашверош — царь Персии в последний период 70-летнего Вавилонского изгнания евреев. Участвовал в заговоре Амана против евреев, описанном в Танахе, в Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Многие историки отождествляют царя Ахашвероша, описанного в Свитке Эстер, с персидским царем Артаксерксом (Артаксеркс I), другие считают, что Ахашверош – это предшественник последнего, царь Ксеркс I.
Арба канфот — (Арба канфот) молитвенное покрывало небольшого размера (другие названия — «талит катан» или «цицит»)
Арба миним — (см. Абра миним) четыре вида растений, используемых на празднике Суккот
Ахроним — галахические авторитеты (законоучители) позднего периода (начиная с 15 века нашей эры)
Ацарет — название седьмого дня праздника Песах и последнего, восьмого дня праздника Суккот
Ашдод — древний город в южной части Средиземноморского побережья Израиля, в 34 км от Тель-Авива и в 51 км от Иерусалима
Ашкеназы — евреи, принадлежащий к социально-культурной общности, сложившейся в средние века в Северной Франции, Германии и западно-славянских странах Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, характеризуется определенными особенностями в трактовании Алахи, и до недавнего прошлого — употреблением в быту языка идиш и особым укладом жизни.
Ашрей — первое слово и название литургического текста, который занимает важное место в ежедневных молитвах. Основу Ашрей составляет псалом 145. Ему предшествуют стих 5 псалма 84 и стих 15 псалма 144. Завершается Ашрей стихом 18 псалма 115. Ашрей читается дважды во время утренней службы и один раз в начале службы послеобеденной, а также перед началом слихот в месяцах Элул и Тишрей