Словарь иудаизма

И

Иаков (Яков, Яакрв, Израиль) — герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака.
Иафет (Яфет) — сын Ноя, брат Сима (Шема) и Хама. Подобно своим братьям он был женат, но не имел детей до времени потопа, после же потопа у него было семь сыновей. отомки Иафета населили Европу и северо-восток Азии.
Иегуди — еврей
Идолопоклонничество, идолопоклонство — поклонение идолу, как подмена поклонению Единому Богу. В Торе идолопоклонство, включая изготовление идолов или символов божеств, считается самым тяжким грехом, и борьба с ним (позднее и с другими монотеистическими религиями) занимает центральное место в религиозной жизни еврейского народа почти на всем ее протяжении
«Идра» — раздел книги Зогар
Идумея (Эдом) — историческая область, расположенная к югу от Иудейского нагорья до северной части Негева. Граничила на севере с южной оконечностью Мёртвого моря, на юге — с Эйлатским заливом, на востоке — с пустыней южного Заиорданья
Идур мицва — (дословно «украшение заповеди») — выполнение ее лучше, чем обязывает закон. Сказано в Торе: «Это Б-г мой и украшу его». Объясняют мудрецы: «Укрась себя перед Ним заповедями», красивой мезузой, красивыми тфиллин. Каждая заповедь должна быть красивой, выполненной наилучшим образом несмотря на то, что в таком случае выполнить ее бывает значительно труднее. То же относится к заповедям, определяющим взаимоотношения между людьми. Вести себя с человеком милосердно, с любовью даже тогда, когда закон не обязывает к этому — такое же украшение заповеди, как и красивые тфиллин, красивый этрог. Есть ситуации, в которых украшение заповеди не «добровольно». Иногда в нем обязывает закон.
Иегова (Яхве, Йахве, Ягве) – собственное имя Бога
Иезавель — жена израильского царя Ахава, дочь сидонского царя Ефваала. Унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость, фанатическую преданность культу Астарты, жрецом которой некогда был её отец. Сделавшись царицей израильского народа, она презирала его религию и порешила водворить в израильском народе своё идолопоклонство. Ахав вполне подпал под её влияние; по её настоянию в Самарии построен был храм и жертвенник Ваалу, а также устроена дубрава для оргий в честь Астарты. При дворе Иезавели заведен был целый штат служителей нового культа; еврейской религии грозила полная гибель, если бы на защиту её не выступил пророк Илия, борьба которого с Иезавелью составляет одну из поразительнейших страниц библейской истории (3Цар.18 и 19). Жестокая несправедливость Иезавели особенно проявилась в деле о винограднике Навуфея (3Цар.21:1—16), но этим она переполнила чашу своих беззаконий: выброшенная из окна, она была растоптана всадниками и растерзана собаками (4Цар.9). Имя Иезавель сделалось впоследствии синонимом всякого нечестия
Иезекиил — пророк, родился в Иудее и был кохeном. Его жена умерла во время осады Иерусалима войсками Навуходоносора , а сам он первым караваном пленных в 597 году до н. э. был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. В 592 году до н. э. началось его пророческое служение. В это время Йехезкелю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). 22 года спустя, в 27-м году пленения, он всё так же оставался в служении, как мы читаем далее в книге (Иез. 1:1, 2; 29:17). Время и обстоятельства смерти пророка неизвестны
Иеремия (Ирмеяху) — пророк, родился, видимо, в 645 г. до н. э. – умер в начале VI в. до н. э.), был глубоко сведущ в исторической и литургической литературе, беспощадно обличает евреев за отступление от Завета, требуя сосредоточить все помыслы и усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия, он предвещает Иудее долю, постигшую Израильское царство: полное разрушение «народом, который явится с севера». Иеремия считает себя призванным Богом «искоренять и разорять, губить и разрушать», и лишь затем сызнова «созидать и насаждать» (Иер. 1:10, 14–15). Суровость его пророчеств, ужасающие картины разрушений, бедствий и голода, уготованных Иудее, вызывают к нему ненависть окружающих даже в его родном городе. В глубоко личных поэтических «исповедях» Иеремия горько сетует на одиночество и обреченность быть всю жизнь человеком, «который спорит и ссорится со всей землею» (Иер. 15:10), однако не считает себя вправе отступиться от выполнения возложенной на него Богом миссии
Иерихон — город, расположен в долине Иордана, на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. В библии Иерихон упоминается многократно, прежде всего, в связи с историей завоевания Ханаана
Иеровоам I — израильский царь, правивший в 928 — 907 до н. э., из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. В молодости он состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. Тут он узнал тягости, которые должен был нести народ для удовлетворения неумеренных прихотей царя, слышал ропот рабочих, видел придворные смуты и нравственную распущенность самого царя. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Пророк Ахия предсказал ему, что он будет царем всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена. Когда известие об этом дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Древний Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама. Отложившиеся колена призвали Иеровоама, и он стал первым царем царства Израильского. Он укрепил границы своего царства, построил несколько новых городов и вообще сделал немало для своего народа; но его погубило опасение, как бы народ вновь не вернулся под власть дома Давидова. С этой целью он стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами, и даже произвел религиозный раскол, установив поклонение золотым тельцам в Вефиле (Бэйт Эле) и Дане
Иеровоам II — царь израильский, сын и преемник Иоаса, царя 10 колен, правнук Ииуя. Сведения о нём содержатся в 4Цар.14:23-29 и других местах Ветхого завета. Был язычником, не отказываясь служения золотым тельцам, и вел счастливые войны с Сирией, моавитянами, аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Библейский хронист считает, что Господь помогал ему, потому что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Израильское царство достигло высшего расцвета во дни царствования Иеровоама.
Иерусалим — столица Государства Израиль, святыня еврейства. В древности — местонахождение Храма и столица (приблизительно с конца 11 в. до н. э.) Объединенного Израильского царства, затем (около 928 до н. э. – 70 н. э.) — Иудейского царства. Один из святых городов христианства и ислама.
Иерусалимский Храм — святыня еврейского народа, центр духовной жизни нации. Первый храм был построен царем Соломоном в середине X в. до н.э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э. Второй храм восстановлен в 516 г. до н.э. и сожжен римлянами в 70-е г. н.э.
Иехония (Йехояхин) — сын Иоакима — один из последних иудейских царей. Царствовал всего 3 месяца и 10 дней (4Цар.24:8) с 9 декабря 598 до н. э. по 16 марта следующего года
Иешива (Йешива, Ешива) — йешива (буквально «сидение, заседание»), в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда
Иешива «Мир» — одна из крупнейших иешив в мире. Основана в местечке Мир (нынче Белоруссия) в 1815 году
Иешива «Слободка» — одна из самых знаменитых иешив нового времени, основана в пригороде Ковно в 1882 году
Иехошуа бен Ханания — закононучитель I−II веков, для потомства Иошуа являлся представителем еврейского остроумия и мудрости, секулярная ученость Иехошуа бен Ханании распространялась на такие отрасли науки, как греческий язык, математика и астрономия
Иисус Навин (Йехошуа бин Нун) — предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана (конец XIII века до н.э.), был ближайшим сподвижником Моше, сопровождал его в восхождении на гору Синай (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моше скинию (Исх. 33:11), возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13), был одним из 12 разведчиков, посланных осматривать Ханаан.
Иисус, сын сирахова (Шимон бен Йехошуа бен Элазар бен Сира) — автор написанной около 290 или 170 года до н. э. книги «Премудрость Бен-Сиры», в которой он пытается научить человека действовать во всех обстоятельствах в соответствии с этическими нормами и здравым смыслом. Бен-сира был учёным, весьма сведущим во всей еврейской письменности своего времени, был учителем и имел школу
Избавление (גְּאֻלָּה, геулла) — спасение от зла, угрожающего ценности человеческого существования и самому человеческому существованию. Роль избавителя может играть и царь (Пс. 72), но чаяния национального избавления сосредоточены на Боге, так как именно Он является подлинным избавителем. В некоторых местах Библии избавление обусловливается раскаянием, но в большинстве случаев утверждается, что инициатором избавления будет сам Бог, который дарует его в силу Своего безграничного милосердия и заботы о справедливости (например, Ис. 54:8; 59:15–20): наступит конец страданиям, Израиль возвратится в свою страну, чтобы жить там в безопасности под защитой вечного завета и Божественного присутствия (Иер. 32:37–44; ср. Иех. 11:17–20)
Избранный народ (עַם סְגֻלָה, ам сгулла) — обозначение еврейского народа, отражающее его особые, исключительные отношения с Богом. Идея избранного народа составляет главную отличительную черту национально-религиозного сознания еврейского народа. Его избрание Богом мотивируется не какими-либо особыми достоинствами или заслугами этого народа, но любовью Бога к нему (Втор. 7:6–8). Израиль не только избран Богом, но и сам избрал себе Господа, чтобы служить Ему (ИбН. 24:22). Хотя Библия неоднократно указывает, что расположение Бога к Израилю зависит от исполнения народом Его повелений (Лев. 26:3–39; Втор. 28:1–68 и другие), она исключает возможность окончательного отвержения Богом Своего народа (Лев. 26:44), ибо любовь Бога сильнее Его гнева. Избранный народ не наделяется какими-либо привилегиями; наоборот, на него возлагаются особые обязательства и ответственность
Изкор — начальное слово и название одной из заупокойных молитв, читаемых в синагогах ашкеназских общин в ходе ритуала Хазкарат нешамот; таблички для поминания усопших; их можно видеть на одной из стен синагоги. Они содержат имена умерших людей с датами смерти. Свечи, прикрепленные к табличке, зажигаются в годовщину смерти, а также на праздники, когда читают особую молитву
Измаил (Ишмаэль) — упоминаемый в ТаНаХе сын Авраама (Быт.16:3) от рабыни Ѓагар (Агари)
Израиль — Яаков, он же Израиль (Исраэль) — праотец еврейского народа; бней-Исраэль, «сыны Израиля, `израильтяне» (בְּנֵי יִשְׂרָאֵל) — общее наименование сыновей Яакова и их потомков; Название Северного царства, образовавшегося после раскола державы Соломона и включавшего 10 из 12 колен с их наделами; в галахической литературе «Исраэль» — еврей, не являющийся кохеном или левитом; название Страны еврейского народа, впервые таком значении Эрец-Исраэль (Земля Израиля) встречается в Мишне
Изреельская долина — долина Изреэль отделяет горы Нижней Галилеи от Северной Самарии, образуя сквозной проход от реки Иордан к долине Зевулун (Завулона); на западе граничит с горой Кармель, на востоке – с долиной реки Иордан. Название получила по городу Изреель в центре долины, одной из столиц династии израильского царя Амврия (3 Цар. 21:1). Выражение «Изреельская долина» иногда использовалось для указания на центральную часть долины, вокруг Изрееля, в то время как юго-западная часть была известна как равнина Мегиддо
Ииуй (Йеху, Иеху, Иегу, Иеу, Еу, Йиуй) — израильский царь (около 842 — 814 годы до н. э.)
Ила (Эла) — четвёртый израильский царь, сын и преемник царя Ваасы (около 886 – 885 или 900–877 гг. до н.э.). Ила правил всего несколько месяцев до и после начала нового года в Израиле. Даты правления Илы приводятся в связи с хронологией царей Южного царства: его восшествие на престол и гибель произошли в 26-й и 27-й годы правления иудейского царя Асы (3 Цар. 16:8; ср.: 3 Цар. 15:33). Ила, будучи нечестивым царём, был жестоко убит в столице Фирца, когда находился в состоянии алкогольного опьянения
Илия (Элияху, Элиша) — израильский пророк времен царя Ахава и его сына Ахазии (9 в. до н. э.), наиболее значительная фигура эпохи «устных пророков». Был родом из города Тишбе в Гиладе. В Библии Элияху представлен как нищенствующий аскет-подвижник (II Ц. 1:8). Проникнутый твердой верой в Бога, Элияху вступил в борьбу как с народными массами, которые «хромают на оба колена», так и с царем Ахавом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов Тирского Ваала и Ашеры, усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа
Илия бен Шломо Залман (1720 – 1797) – талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма
Ин — сосуд, которым отмеряют сыпучие вещества и жидкости, а также мера объема, равная 4147 см3.
Иоаким (Элиаким, Йегоаким) — царь Иудеи (609/608 – 598/597 гг. до н.э.), сын царя Иосии (1 Пар. 3615). Египетский фараон Нехо II поставил Иоакима царём над Иудеей, низложив его старшего брата царя Иоахаза. Иоаким наследовал трон в возрасте 25 лет и поклялся быть верным вассалом Египта. Он отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков за публичные обличения политики царя и за предвещение гибели Иерусалима (Урию, Иеремию и Варуха)
Иоас (Иоаш) — 13-й царь израильский, сын Ииуя, ничем не выделявшийся; царствовал 16 лет, поддерживал идолопоклонство, хотя и почитал пророка Элишу; (Йеоха́ш) — царь Иудейского царства (836 — 798 до н. э.)
Иоахаз — 12-й царь израильский, царствовал 17 лет (4 Цар. X, 35; XIII, 1—9); 17 царь иудейский, сын Иосии, царствовал всего три месяца (4 Цар. XXIII гл.)
Иов — житель восточной земли Уц, обладатель несметных стад и многочисленных слуг (подобно патриархам в книге Бытие), отец семи сыновей и трех дочерей — угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Автор герой Книги Иова, третьей книги Писаний, трактующей проблему страдания праведного
Иоиль (Йоэль) — автор книги Йоэля, родился и жил в IX веке до н. э. в Иудее, во время правления иудейских царей Иоаса и Амасии (1:1), возможно, писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее (Йоэль 1:1, 9, 13, 14; 2:1, 15, 16, 32). Также можно предположить, что он был свяшенником или храмовым пророком. Но ни в Библии, ни в других источниках нет никаких сведений о личности Иоэля и времени его жизни
Иона — пророк. Родом из Гат-Хефера, происходил из колена Зевулуна, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Яровамам II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год, автор Книги пророка Ионы — пятой книги «малых пророков» ТаНаХа
Иорам (Йора́м, Йехорам «Бог высок», сын Йосафата (Йехошафата) — царь Иудейского царства, правивший с 851 по 843 г. до н. э. (из них, видимо, пять лет как соправитель отца); Иорам — 10-й израильский царь, сын Ахава и преемник своего брата Охозии. От своего отца он унаследовал наклонность к идолопоклонству. На время его царствования выпадает большинство чудес пророка Елисея, который не раз избавлял его от сирийцев, пал от руки Иегу, убийцы всего дома Ахава. Царствовал 12 лет (4 Цар. III, V, VI, IX и др.)
Иосафат (Иехошафат (Йегошафат «Господь Судия»), сын Асы — царь Иудейского царства, вступил на престол в 35 лет и царствовал около 25 лет. При нем Иудейское царство достигло высшей степени процветания, начал своё царствование с укрепления границ государства, затем энергично боролся с идолопоклонством, поручив некоторым из своих приближенных, вместе с левитами и священниками, учить народ закону Божию по всем городам Иудеи. При нем Иудея находилась в мире с окружавшими ее народами. Филистимляне платили ему дань серебром, аравитяне пригоняли множество всякого скота; могущество его поддерживалось сильным войском под начальством храбрых военачальников. Единственной ошибкой его можно считать попытки вступать в союз с нечестивыми израильскими царями. В общем, царствование его было счастливое, и он мирно скончался, оставив по себе благословенную память в народе
Иосиф (Йосеф) — одиннадцатый сын патриарха библейского Иакова и его любимой жены Рахили, родившей его после семилетнего бесплодия (Быт. 29:30–31; 30:22–24); отец Менашше и Эфраима, родоначальников двух колен Израилевых.
Иосия (Иошияху, 639 — 609 до н. э.) — сын Амона, царь Иудеи. Взошёл на престол в восьмилетнем возрасте после убийства его отца Аммона.
Иоханан Гиркан I (Йоханан Гиркан, Гиркан I Иоханан) — сын Шимона Хасмонея, этнарх (начальник, правитель этноса, народа) Иудеи и первосвященник (134–104 г. до н. э.), самый деятельный из правителей династии Хасмонеев
«Ирмеяху» — «Книга пророка Иеремии»
Ирод Великий — 29-й Царь Иудеи (37 или 36 до н. э. — 4 или 1 до н. э.). Царствование Ирода Великого продолжалось более 30 лет и было отмечено выполнением обширной программы строительства городов, крепостей, дворцов и других сооружений как в самой стране, так и за ее пределами. Самым выдающимся делом Ирода Великого была грандиозная реконструкция Иерусалимского храма, начатая в 19 г. до н.э. Вместе с тем его царствование омрачалось противодействием старой аристократии и членов прежней царской династии Хасмонеев, хотя Ирод Великий был женат на принцессе из этой семьи. Сложные династические и придворные интриги, а также болезненная подозрительность, развившаяся в конце жизни царя, привели к многочисленным казням, в том числе и членов его семьи
Исаак (Ицхак) — праотец еврейского народа, сын Авраама и Сарры, объем библейского повествования об Ицхаке сравнительно невелик. В истории о патриархах Ицхак выступает не столько как самостоятельная фигура, сколько в качестве либо сына Авраама, либо отца Иакова.
Исав (Эсав) — первенец Ицхака (Исаака) и Ревекки, близнец Йакова (Иакова)
Исаия (Исайя, Иешаяху) — один из больших библейских пророков, сын Амоца, выходец из знатной иудейской семьи, родился в Иерусалиме около 765 года до н. э., примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии, а также идеями социальной справедливости и всеобщего равенства (сходные с книгами Амоса и Осии), что даёт основания считать Исаию предтечей социалистических мыслителей последующих веков
Исру Хаг — день, следующий за каждым из трех праздников — Песах, Шавуот и Суккот
Исход — события, связанные с массовым выходом евреев (израильтян) из Египта, описываются в Пятикнижии (главным образом в книге Исход)
Исход субботы (Моцаэй шабат) — трапеза на исходе субботы, как в субботнюю ночь при встрече Субботы
Иуда (Йехуда) – четвёртый сын ветхозаветного патриарха Иакова от Лии, родоначальник одноимённого колена Израилева; праведный (память в Неделю св. праотец); название территории вокруг Иерусалима и к югу от него – место обитания колена Иуды
Иуда Маккавей (Иехуда Маккаби) — третий сын Матитьяху Хасмонея, принявший, согласно предсмертной воле отца, руководство восстанием евреев против Антиоха Эпифана
Иудаизм – первая религия человечества, утверждающая существование единственного Бога, первая из трех религий, восходящих к Аврааму, поэтому две другие (христианство и ислам), уходящие корнями в иудаизм, также называются авраамическими
Иудаизм ортодоксальный – самое древнее течение в иудаизме, обобщенное название различных течений и направлений, полагающих себя прямыми наследниками традиционного иудаизма и всей исторической иудейской традиции в том виде, в каком они сложились в Средние века
Иудаизм реформистский — движение за обновление иудаизма, обусловленное социальными изменениями в жизни евреев в конце XVIII, XIX веках
Иудейский календарь – лунно-солнечный. Он приобрел современную форму в IV в. н.э. Еврейский год включает 12 или 13 месяцев, в зависимости от того, обычный это год или эмболисмический (эмболисмическим год называется тогда, когда он включает дополнительный месяц в 30 дней).
Иудейское царство (Иудея) — одно из двух (Южное) еврейских государств (927 — 586 г. до н. э.), возникших после распада Израильского царства Саула, Давида и Соломона в X веке до н. э., со столицей в Иерусалиме. Включало в себя земли колена Иуды и половину колена Вениамина
Ишмаэль бен Элиша (конец I – начало II вв.) – иудейский законоучитель, книжник, один из наиболее почитаемых представителей третьего поколения таннаев. Согласно Талмуду, Ишмаэль бен Элиша вырос в Галилее в священнической семье. После подавления антиримского восстания (66–70 гг.) в качестве пленника был увезён в Рим. Раввин Иошуа бен Ханания, приехавший в Рим, чтобы добиться смягчения участи евреев Палестины, обратил внимание на талантливого юношу и выкупил его, привёз Ишмаэля бен Элиша в Палестину, и тот стал его учеником
Ияр — второй месяц еврейского года при счислении от Нисана, восьмой месяц -при счислении от Тишри