Календарь на 16-е ноября

1491 — (14 Кислева 5252) Этим числом помечен приговор инквизиции семерым «иудействующим еретикам» к сожжению за убийство христианского мальчика (Кровавый навет). Восьмой человек был осужден за это преступление позже. Двое евреев и шестеро «конверсос» — евреев-выкрестов под пытками признали, что похитили мальчика в Толедо и привезли его в Ла Гуардиа, чтобы распять. Легенда гласит, что они высекли мальчика, заставили его нести крест и подвергли тем же страданиям, какие описаны в Новом Завете применительно к Иисусу. В Ла Гуардиа осужденные якобы вырвали у ребенка сердце и с помощью облатки для причастия, украденной из церкви, исполнили ритуал, имевший целью отравить запасы воды христианского населения.
 

:

1497 — (21 Кислева 5258) В итальянском городке Барко печатником Гершомом Сончино (см. 23 января) издан Вавилонский талмуд (Talmud Babli Sanhedrin)
 

:

1798 — (8 Кислева 5559) Указом Павла Первого освобождён из Петропавловской крепости Рабби Шнеур-Залман Борухович. Он попал в тюрьму по доносу Виленских раввинов, завидующих влиянию и авторитету хасидов в массах. Следствие в Тайной канцелярии шло быстро, т. к. хасиды собрали на выручку "учителя" 60000 рублей и подкупили кого надо, и закончилось в 2 месяца оправданием. Рабби стал свободным и с тех пор 19-й день месяца кислев является праздником ХАБАДа.
 

:

1881 — (24 Хешвана 5642) Родился выдающийся тренер по футболу Хуго Майзль

Майзль был непутевым сыном венского банкира. Юноша был столь увлечен футболом, появившимся в Центральной Европе, что решил сам участвовать в игре. Он играл на месте инсайда в «Аустрии», когда познакомился с английским тренером Джимми Хоганом и уговорил его остаться работать в Вене. Позже Майзль перешел в «Адмиру, а затем стал генеральным секретарем австрийской федерации. Одновременно он работал тренером национальной команды, и его сотрудничество с Хоганом привело к созданию легендарной «Вундертим» — сборной времен 20-х и начала 30-х гг. Майзль и Витторио Поццо-тренер сборной Италии были двумя доминирующими фигурами в довоенном континентальном футболе. Хьюго Майзль не достиг успехов как футболист, но зато заслужил признания в других футбольных ролях, коих у него было много. Сложно найти в истории европейского футбола личность более разносторонне одаренную, чем Хуго Майзль. Он раньше других увидел грандиозные перспективы развития игры. Будучи одним из трех великих энтузиастов развития футбола в начале двадцатого века (наряду с англичанином Гербертом Чемпеном и итальянцем Витторио Поццо), Майзль быстрее всех сумел сделать себе имя. В 1906 году будущий великий тренер стал президентом Австрийского футбольного союза, благо борьбы за мало что значащий тогда пост не было. И он смог выжить максимум из своего положения, задав сразу несколько направлений развития австрийского футбола. Он быстро понял, что настоящему успеху австрийских команд поможет переход их на профессиональные рельсы, а это переход включает в себя следующие составляющие: серьезные финансовые вложения, всестороннюю рекламу новой для континентальной Европы игры, грамотную селекцию игроков и наличие сильных тренеров. Добывать деньги Хуго Майзль умел, а реализация остальных пунктов его программы была вопросом времени и делом техники. С 1912 году Майзль занимал крупную должность в ФИФА и сумел серьезно повысить авторитет этой международной организации. Стоит сказать, что Майзль к тому времени стал самым известным международным арбитром (овладел и этой специальностью), и поэтому всячески содействовал повышению профессионализма судей в разных странах. Майзль еще до Первой мировой войны провел ряд мероприятий организационного плана по созданию хорошо финансируемой базы по подготовки игроков. Пришло время создавать сборную. Так как Майзль обладал незаурядными способностями селекционера, он искал и отбирал футболистов по всей необъятной Австро-Венгреской империи. Особое внимание уделялось технике владения мячом, но и о тактике Майзль тоже не забыл: по его приглашению в Австрию приехал англичанин Джимми Хоган, известный своими выступлениями за «Бернли» и «Фулхэм». Принципы Хогана шли вразрез с магистральными тенденциями на Альбионе, поскольку он был апологетом игры «внизу». Зато, его взгляды совпадали с со взглядами Майзля. Предположительно Хоган привез в Автсрию тот футбол, который в начале двадцатого века возник в Шотландии: в отличие от Англии игру там вели преимущественно коротким пасом. Прививка всех этих тактических новшеств к местным традициям вкупе с грамотной селекцией привели к созданию так называемой венской или дунайской школы футбола, которая, пожалуй, впервые главенствующую роль отвела эстетической составляющей игры. Майзль, работая с разными командами, стремился создать именно элегантные команды, способные понравиться взыскательной венской публике. Связи и наработки Майзля были столь значительными, что даже война не смогла остановить поступательный процесс развития австрийского футбола, а уже после окончания войны сборная Австрии легко и непринужденно взлетела к европейским вершинам. Даже в отсутствие официальных матчей Майзль прославлял свою команду на весь континент, организуя товарищеские матчи и переезжая из одной страны в другую. Тогда эту команду за невиданное доселе качество игры и результаты и стали называть «вундертим». Пиком игры австрийской «вундертим» стали 20-ые и первая половина 30-ых годов, когда и появились те игроки, о которых я писала в начале рассказа. Эти игроки, встроенные в рамки так называемой «пирамиды» 2-3-5, позаимствованной у англичан, показывали столь яркий комбинационных атакующий футбол, что до начала 30-ых и появления в европейской элите Италии Витторио Поццо Австрия Майзля признавалась лучшей командой Европы. Но одних товарищеских матчей для полномасштабной рекламы все же было недостаточно, поэтому Майзль активно работал в ФИФА над проектом проведения чемпионата мира и стал одним из основателей Кубка Митропы, разыгрывавшегося среди клубных команд центральной Европы – турнира, который предшествовал Кубку европейский чемпионов. Единственное выступление «вундертим» на кубке мира в 1934 году в Италии вызвало неоднозначные оценки: подопечные Майзля по-прежнему дарили зрителям незабываемый спектакль и, как сейчас любят выражаться, играли «весело», но былое безоговорочное преимущество над соперниками куда-то ушло. В итоге в полуфинале «вундертим» уступила хозяевам-итальянцам. Турнир выявил главный недостаток венской школы – довольно слабую физическую подготовку, что позволило более мощным соперникам отчасти нивелировать преимущество Австрии в индивидуальном мастерстве. После этого принято говорить о закате «вундертим», хотя, следует сказать, что Майзль весьма грамотно провел смену поколений, и после 1934 года цвета сборной защищали высококлассные мастера. В крушении великой сборной решающую роль сыграли 2 фактора: человеческий (Мазль умер в 1937 году) и политический (через год с небольшим после смерти Майзля сборная Австрии перестала существовать вместе со страной, вошедшей в состав нацистской Германии). Звездам «вундертим» предложили выступать за сборную Третьего Рейха. И если Карл Сеста и Франц Биндер приняли предложение, то Матиас Шинделар, памятуя о своих еврейских корнях, отказался и вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах. Уже после падения нацизма в Австрии появились новые герои, благодаря которым сборная Австрии держалась в лидерах европейского футбола до середины 50-ых годов. В 1954 году команда взяла бронзу Кубка Мира, после чего Австрия окончательно сникла и очень быстро утратила завоеванные в мире позиции и авторитет и скатилась к типичным середнякам. А значение Хуго Майзля для всего европейского футбола переоценить сложно. Он первым установил тенденции и сформировал направления развития мирового футбола, которые актуальны и по сей день. Не было в истории футбола человека, столь органично проявившего себя и в качестве тренера, и в качестве организатора, и в качестве чиновника ФИФА. Вот почему Хьюго Майзль до сих пор вызывает уважение и по праву считается одним из основателей европейского футбола.

  умер 17 февраля 1937 года.
 

:

1900 — (24 Хешвана 5661) Родился О. Абдулов

Сценическую деятельность он начал в 1918 году в студии имени Шаляпина, затем выступал в Театре-студии под руководством Юрия Завадского, в Московском театре Революции, а в 1943 году пришел в труппу театра имени Моссовета. Среди лучших сценических ролей актера - Лыняев в "Волках и овцах" по А.Островскому, Фромантейль в "Школе неплательщиков" Вернёя, дядя Васа в "Госпоже министерше" Нушича. С 1924 года Осип Абдулов работал на радио - сначала диктором и актером, затем - как режиссер, организовывал художественное вещание для детей. В кино он начал сниматься в 1933 году, проявив себя ярким острохарактерным и комедийным актером. В числе лучших работ Осипа Абдулова можно назвать Джона Сильвера в "Острове сокровищ" (1937), Тарантулова в "Человеке в футляре", грека Дымшу из "Свадьбы", Крашке в "Поединке". Снялся он также в фильмах "Светлый путь", "Свинарка и пастух", "Пятнадцатилетний капитан". Отношение Осипа Наумовича Абдулова к кинематографу было двойственным: кино он очень любил, понравившиеся фильмы смотрел по многу раз, но никогда не бывал удовлетворен собственной работой. Он говорил: "В театре мне приходилось играть разные роли, в том числе и хороших, обаятельных людей. В кино же меня приглашали главным образом на роли вредителей, злодеев, пиратов. Я всегда старался их очеловечить, избегать сплошной черной краски". Часто приходилось Осипу Наумовичу самому придумать для себя характерные детали, иногда даже реплики. В картине "Светлый путь" и роли-то, по существу, не было. Всего два появления директора текстильной фабрики. В первом директору показывают рисунки тканей. Это был период увлечения производственной тематикой. Никаких там тебе цветочков или букетиков: ситцы покрывались тракторами, зубчатыми колесами. Директору - Абдулову - нужно высказать свое мнение. Почему-то в сценарии нет никакой реплики. Вся съемочная группа предлагает фразу за фразой. Не годится. Вдруг Осип Наумович, хитро блеснув глазами, говорит: - Я придумал. Снимайте! ...Снова вносят кипы ситцев. Директор глубокомысленно разглядывает ткань, расписанную фабриками и заводами со множеством труб. - Дыму мало! - изрекает директор. Все покатываются со смеху. Хохочут режиссер, оператор, помреж, актеры. Еле засняли. ГРЕК Представление о жизнерадостности и чувстве юмора Абдулова дает отрывок из записей о нем Фаины Георгиевны Раневской, с которой его связывала многолетняя дружба и творческая совместная работа: "Однажды, после окончания ночной съемки в фильме "Свадьба" по Чехову, нам объявили, что машины не будет и что нам придется домой добираться пешком. Осип Наумович сердился, протестовал, долго объяснялся с администратором, но, тут же успокоившись, решил отправиться домой, как был: в гриме с черными усами и огромными черными бровями, в черном парике и турецкой красной феске. Меня он попросил пройтись с ним, тоже не снимая грима и моего костюма - допотопной мантильи и капора. На улице он взял меня под руку и стал рассказывать какую-то историю на тут же им придуманном языке от лица своего грека. При этом он свирепо вращал глазами, отчаянно жестикулировал и вскрикивал фальцетом. Идущие нам навстречу домашние хозяйки с авоськами в ужасе бежали от нас, не оборачиваясь. И это была не только озорная шутка, это тоже было творчество, неуемный темперамент, щедрость истинного таланта. И это было после труднейшей ночной съемки..." САМОСУД В фильме "Поединок" (режиссер В.Легошин) Абдулов сыграл роль гестаповца Крашке - колоритную фигуру эсэсовского полковника, который не только любовно выращивает цветы в своем саду, но с не меньшим рвением выращивает кадры шпионов и диверсантов в руководимой им школе гестапо. С этой ролью был связан случай, который мог худо кончиться для Осипа Наумовича, но о котором тем не менее он потом рассказывал как об одном из забавнейших. Шла война. Ходили слухи о поимке шпионов и диверсантов. Москвичи были бдительны. Часто тревога оказывалась ложной, и все заканчивалось смехом. Как-то раз Осип Наумович шел на радио. Здание ВРК помещалось на улице Качалова, недалеко от дома, и обычно Абдулов ходил пешком. На этот раз ему вздумалось воспользоваться трамваем от Пушкинской площади до Никитской. Вагон был переполнен. — Дернул же меня черт войти с передней площадки, - сетовал он потом на себя. Вожатый потребовал удостоверение, несмотря на то, что Осип Наумович хромал и не расставался со своей палкой. Никакие объяснения, что он опаздывает на радиопередачу, не помогали. Вожатый заявил, что не сдвинет трамвай с места, пока нарушитель не сойдет. Пассажиры тоже спешили, и все их негодование обрушилось на Осипа Наумовича. Довольно неделикатно его выпихнули с площадки, где и без него яблоку негде было упасть, на тротуар. Вездесущие мальчишки, налетевшие на шум, как воробьи на мякину, моментально узнали Абдулова по только что вышедшему фильму "Поединок" и завопили: — Гестаповца Крашке поймали! Гестаповца Крашке! Что тут началось! Из трамвая высыпали люди, набросились на Осипа Наумовича, сорвали с него шляпу, вырвали из рук палку... Но тут кто-то из прохожих да и сами мальчишки разъяснили недоразумение. Изрядно помятый, Осип Наумович появился в радиостудии в тот самый драматический момент, когда директорша, уже объявившая об этом выступлении, замерла в ужасе, обнаружив, что исполнителя нет рядом. О самообладании Абдулова свидетельствует то, что радиослушатели ничего не заметили.

  - актер Театра им. Моссовета. Умер 14.6.1953.
 

:

1900 — (24 Хешвана 5661) Умер Соломон Коген

В начале ХIX века одной из главных «табакерок» империи был Крым. И именно тут, в Евпатории в 1830 году семье торговца табаком и родился будущий лидер табачной промышленности Соломон Аронович Коген. Вначале Соломон помогал отцу, а вскоре решил открыть собственное дело, однако не в Крыму — конкуренция на полуострове была весьма серьезной. Для старта Коген выбрал Киев. В город на Днепре Коген перебрался в 1860 году и уже в следующем году вместе с земляком-караимом Шапшалом основал небольшой табачный завод с магазинчиком. Вскоре фабрика, на которой поначалу работало, включая хозяев, не более двадцати человек, превратилась в крупное преуспевающее предприятие. Десять лет спустя Шапшал продал свою долю компаньону и переехал в Петербург, а Коген успешно продолжил начатое дело. К 1885 году в городе действовало уже 13 табачных предприятий, на которых работало 934 человека. Крупнейшими были фабрики Соломона Когена и его родного брата Моисея. Кстати, почетное третье «табачное» место также держала фабрика караимов Исаака Дурунча и Якова Шишмана. Поскольку производство и торговля тогда достаточно часто были связаны географически, удачное размещение табачной фабрики фактически означало прямой путь к сердцам потребителей. Поэтому Коген разместил свое предприятие для выделки турецкого табака и сигар в самом центре города. Первым адресом фабрики был Крещатик, 17, дом аптекаря Густава Зейделя. А рядом, в доме № 19, жил сам Соломон Аронович с женой и братом жены Мордехаем Шишманом. Его, а также брата Моисея и евпаторийского мещанина Симу Прика Коген взял в компаньоны и с 1 января 1872 года открыл на основе своей фабрики торговый дом «Коген и Шишман». Несколько лет компаньоны работали, используя арендованные площади. Но вскоре средства позволили приобрести собственное помещение для фабрики — в мае 1874 года была куплена большая усадьба, расположенная между Ново-Елизаветинской улицей (ныне Пушкинской) и Крещатиком, возведены производственные корпуса, в том числе и для паровых машин. 1879 году Моисей Коген приобрел усадьбу по улице Лютеранской, 6, почти на углу Крещатика. Один из выстроенных там двухэтажных домов предназначался для табачной фабрики, но санитарная комиссия, опасаясь загрязнения окружающей среды, не давала разрешения на открытие здесь производства. Однако предприниматели не только добились своего, но и выстроили еще два корпуса — в 3 и 4 этажа. В результате вплоть до начала 1930-х, уже при советской власти, и производство, и склады находились практически рядом с главной улицей города. Переехав в Киев, Соломон Коген решил завоевать рынок новым товаром — «сигаретками», а также приучить киевлян к мысли, что за удовольствие нужно платить. Дело в том, что в середине XIX века Киев был еще тихим провинциальным городом, застроенным в основном белоснежными деревянными хатками с довольно обширными усадьбами, где кроме знаменитых киевских яблонь (в архивных документах можно найти такое описание: «с территории усадеб, находившихся между Святой Софией и Михайловским Златоверхим монастырем, нельзя было разглядеть даже колокольни — мешали деревья») рос крепчайший табак-самосад. Его многие жители столицы Юго-Западного края не курили, а нюхали, для «крепости» подмешивая в него гвоздику, перец и прочие экзотические приправы. «Нюхачи» всегда носили с собой табакерки, которые красноречиво свидетельствовали о социальном статусе владельца (табакерками награждала своих придворных еще Екатерина II). Что касается курения, то достаточно широко, особенно среди военного сословия, были распространены традиционные трубки. Именно благодаря стараниям Когена трубки и табакерки начинают активно вытесняться папиросами. По воспоминаниям одного из современников Когена, «с этого времени появляются папиросница, пепельница, которые раньше были не в ходу, так как чисткой, набивкой и раскуркой трубки занималась прислуга. Папироса более портативна, экономна, независима. Для хранения папирос на столе употреблялись всевозможные вместилища с фигурами людей и зверей, а что касается пепельниц, то, кроме специальных и явно предназначенных для этой цели вещей служили просто блюдечки, которые в других домах шли к столу исключительно для фруктов или мороженого». Главным достижением Когена на поприще тогдашнего рекламного бизнеса стала «раскрутка» папирос как более современного, демократичного, либерального (не стоит забывать о настроениях тогдашней русской интеллигенции) продукта. «Понюшка табаку» изображалась как непременный атрибут быта «старосветских» помещиков и мещан, чей образ жизни вызывал лишь улыбку у «продвинутого» человека. Лучшая иллюстрация к этим словам — повесть Михаила Старицкого «За двумя зайцами», где «шкворчащая папироска» Голохвастова и «нюхательный табачок» отца Прони Прокоповны символизируют конфликт поколений, во многом спровоцированный находчивым предпринимателем из Евпатории. К тому же папиросы Когена были довольно дешевы, чем сразу же воспользовались самые перспективные слои покупателей — студенты, гимназисты, а также ученики народных училищ. Неудивительно, что уже к концу XIX столетия курящие профессор, адвокат и купец перестали восприниматься как нечто экстраординарное — курение стало непременным атрибутом жизни Киева и киевлян. В 1887 году по размеру чистого дохода, определенного городской думой для уплаты в пользу города, Коген занимал восьмое место в Киеве, опережая Бродских, Терещенко, Зайцева, Хрякова и других известных предпринимателей. К этому времени его фабрика стала одним из крупнейших поставщиков табачных изделий в юго-западной части Российской империи с годовым оборотом 650 тысяч рублей (оборот фабрики Моисея Когена достигал 400 тысяч). В производстве использовался листовой табак, произраставший в районе Симферополя, на Ялтинском побережье, в Сухуми, Бессарабии, в Македонии и даже в Малой Азии. Строжайше соблюдались технологические процессы. Весь табак, поступавший с плантаций, выдерживался в течение года на складах при фабрике, где происходил процесс брожения. Затем в сортировочном отделении сырье распределялось по сортам и поступало в машины для резки и раструски. Частично табачные листья использовались для изготовления сигар, но главным образом его перерабатывали «на папиросы». При этом папиросные гильзы использовались тоже собственного производства. Зарабатывали рабочие Когена весьма неплохо. Так, сортировщики сырья работали поденно, получая от 25 до 65 копеек в день, а все остальные работали на сдельной оплате и зарабатывали в месяц от 20 до 60 рублей. Коген заботился о подготовке кадров мастеров. Еще в 1885 году он учредил в родной Евпатории ремесленное училище на 40 учеников, ассигновав на него 150 тысяч рублей. Столько же средств от имени его жены Эстер Чефаньевны было пожертвовано школе для караимских девушек. Но главным детищем Когена по праву считается одно из самых красивых зданий Киева — караимская кенасса, возведенная знаменитым архитектором Владиславом Городецким. Соломон Коген умер 16 ноября 1900 года. Похоронили его на караимском кладбище в старинном районе Киева — на Зверинце. Его могила не сохранилась: все зверинецкие кладбища — караимское, еврейское, турецкое и Братское — были уничтожены во времена советской власти. После смерти братьев Когенов управление фабрикой взял на себя старший сын Моисея Когена Абрам Моисеевич, который в 1905 году преобразовал фабрику «Соломон Коген» в акционерное общество под тем же названием. А четыре года спустя табачное производство с Ново-Елизаветинской улицы переехало на Бибиковский бульвар, № 72—76 (теперь это начало проспекта Победы). В 1911 году наследники Когенов учредили Акционерное общество табачных фабрик «Соломон Коген» и «Бр. Коген». Фабрики работали абсолютно самостоятельно, а в единую финансовую систему объединились только ради экономии средств. Спрос на их продукцию был настолько велик, что «папиросы Когена» продавались в 4-х специализированных магазинах на Крещатике. После национализации предприятия стали 4-й Государственной табачной фабрикой. Любопытно, что в рекламе 1923 года особо подчеркивалось, что «фабрика выпускает изделия качества довоенного времени». О табачных традициях в Киеве не забыли — ныне наследство Когенов принадлежит совместному украинско-немецкому предприятию «Реемтсма-Киев табачная фабрика». http://www.interesniy.kiev.ua/old/7137/7141/tabahcnijgeneral

 "табачный король" Киева.
 

:

1901 — (5 Кислева 5662) Родился Лев Свердлин

Лев Наумович Свердлин родился 16 ноября 1901 года в Астрахани. Учился в театральном техникуме имени А.В.Луначарского, затем в Государственных театральных мастерских под руководством В.Э.Мейерхольда. В 1926 году он стал актером Московского театра имени Мейерхольда, в 1938-1941 годах играл на сцене театра имени Вахтангова, а в 1943 году перешел в труппу Московского театра имени Маяковского. С 1924 года он также был педагог Узбекской драматической студии в Москве, преподавал во ВГИКе, ГИТИСе. Первоначально Свердлин как актер пользовался преимущественно средствами внешней обрисовки образа (Акробат в "Мандате" Эрдмана, Лодочник в "Рычи, Китай" Третьякова). На театральной сцене он с успехом играл роли как современного (Степанов в "Директоре" Алешина, Павел Михайлович в "Сонете Петрарки" Погодина, Илья Журбин в "Журбиных" Кочетова и Кара), так и классического репертуара (Счастливцев в "Лесе" и Тихон в "Грозе" Островского, Полоний в "Гамлете" Шекспира). Среди его работ также Аздак в "Кавказском меловом круге" Брехта и Нунбах во "Вступлении" Германа. В кино Лев Свердлин дебютировал в 1925 году, сыграв роль Васи в фильме "На верном следу". Первая его крупная работа - рыбак Юсуф в картине Бориса Барнета "У самого синего моря" (1936). Актерскими удачами стали отрицательные роли японского шпиона Цоя в фильме "На Дальнем Востоке" (1937) и полковника Усижимы в "Волочаевских днях" (1938) братьев Васильевых. Среди лучших ролей актера особенно выделяются Сухэ Батор в советско-монгольском фильме "Его зовут Сухэ Батор" (1942), поставленном Александром Зархи и Иосифом Хейфицем, и Насреддин из комедии Якова Протазанова "Насреддине в Бухаре", снятом на Алма-атинской студии в 1943 году по роману Леонида Соловьева "Возмутитель спокойствия". У Александра Столпера в драме "Жди меня" (1943) Свердлин мастерски сыграл роль военного корреспондента Миши Вайнштейна. Среди других его ролей - Григорий Орлов ("Минин и Пожарский", 1939, Всеволод Пудовкин), Валько ("Молодая гвардия", 1948, Сергей Герасимов), Алитет ("Алитет уходит в горы", 1950, Марк Донской), Залкинд ("Далеко от Москвы", 1950, А.Столпер), профессор Бородин ("Две жизни", 1961, Леонид Луков). За театральные работы Лев Свердлин был дважды, в 1947 и 1949 годах, удостоен Государственной премии, а в 1951 году стал лауреатом Госпремии за роль Залкинда. Последняя работа Льва Свердлина в кино - Каримов в фильме режиссера Б.Кимягарова "Как велит сердце" (1968); на телевидении в 1969 году вышел фильм "Цена" по пьесе А.Миллера. За театральные работы Лев Свердлин был дважды, в 1947 и 1949 годах, удостоен Государственной премии, а в 1951 году стал лауреатом Госпремии за роль Залкинда.

 - советский артист театра и кино. Умер 29.08.1969 года.
 

:

1906 — Родился Роман Лазаревич Кармен — знаменитый советский журналист, кинодокументалист. Считается самым известным создателем официальной советской кинопродукции. Умер в 1978 году
 

:

1917 — (1 Кислева 5678) Британские войска под командой Алленби освободили от турок Тель-Авив.
 

:

1924 — (19 Хешвана 5685) В Вене родился генерал-лейтенант Армии Обороны Израиля Хаим Бар-Лев

Когда Австрия оказалась под властью и влиянием нацистов, семья уехала в Югославию. В 1939 году 15-летний Хаим уехал из Загреба в Эрец-Исраэль, через три года окончил сельскохозяйственную школу, вскоре вступил в боевые отряды Пальмаха. Во время Войны за Независимость он командовал 8-м батальоном бригады «Негев», стал командиром механизированного батальона, после окончания войны перешел на штабную работу. В 1956 году Хаим Бар-Лев окончил военную академию в Англии и вскоре был назначен командующим бронетанковыми частями ЦАХАЛа. В 37 лет он решил, что должен получить солидное образование, уехал учиться в Колумбийский университет в США, потом продолжил учебу в Париже, после возвращения был назначен начальником отдела Генерального штаба ЦАХАЛа. Незадолго до начала Шестидневной войны Хаим Бар-Лев стал заместителем начальника Генштаба и сыграл самую активную роль в разработке молниеносной «превентивной» авиационной атаки на все важнейшие аэродромы потенциального противника. Эта операция, по существу, и привела к убедительной победе государства Израиль. После ухода в отставку Хаим Бар-Лев по предложению Голды Меир вошел в состав правительства, занял пост министра промышленности и торговли. Когда началась Война Судного дня в октябре 1973 года он был назначен советником начальника Генерального штаба, фактически принял на себя командование Южным фронтом, на котором в первые дни войны ситуация для подразделений израильской армии складывалась крайне неудачно. Были большие потери, но израильтяне выдержали натиск превосходящих сил врага, а затем сами перешли к активным наступательным действиям. И все равно Хаим Бар-Лев вместе с некоторыми другими генералами после победного окончания войны попал под «обстрел» запальчивых политиков и журналистов, которые именно эту «южную» группу военных обвинили в промахах и неудачах… Эта война была для него последней. Хаим Бар-Лев полностью переключился на общественную деятельность. В 1984-1990 годах он был министром внутренних дел страны. В 1992 году принял предложение и уехал полномочным послом Государства Израиль в Россию. В мае 1994 года Хаим Бар-Лев ушел из жизни, исполнив свой долг до конца…

 
 

:

1925 — (29 Хешвана 5686) Резолюция ОЗЕТ «О палестинской колонизации». В ней говорилось, что Общество землеустройства еврейских трудящихся: «1) никогда не занималось и не занимается вопросом о колонизации Палестины; 2) никогда не противопоставляло и не противопоставляет свою работу по еврейской колонизации в СССР работе других организаций по колонизации Палестины; 3) не стремилось и не стремится ставить никаких препятствий переселению в Палестину и из СССР, поскольку будут желающие, несмотря на большую дешевизну, большую прочность и обеспеченность и большую выгодность колонизации евреев в СССР, чем в Палестине.» Хотя на самом деле с самого начала Общество землеустройства еврейских трудящихся не только противопоставляло свою деятельность сионизму, но и боролось с ним, как отметили делегаты второго съезда нелегального Хе-Халуца, проходившего в коммуне Мишмар в феврале 1926 г.
 

:

1936 — (2 Кислева 5697) Родился Исаак Бергер - Олимпийский чемпион в тяжёлой атлетике. Подробнее

Исаак Бергер. Само это имя возвращает память уже редеющему числу болельщиков, помнящих его отменную фигуру и филигранную технику рывка. Для людей моего поколения он является легендарным персонажем, придавшим особую окраску нашему времени. Для людей, принадлежащих к младшему поколению, он представляет собой только имя, которое мы произносим с особым почтением и используем в качестве эталона рыцаря тяжелоатлетического помоста. Он считался идолом американской молодежи и символом тяжелоатлетического помоста. Узнав, что этот великий спортсмен живет в Нью-Йорке, я начал его поиски. И только лишь недавно вышел на его след. Для лучшего взаимопонимания, я мобилизовал своего внука – мой английский несколько хромает для таких встреч. Но опасения оказались напрасными – мой визави на другом конце телефонного провода, сказав мне Шалом, подтвердил, что может говорить со мной не только по-английски и на хибру, но и на идиш, чему я безмерно обрадовался. Из досье чемпиона. Исаак Бергер родился в Иерусалиме 16 ноября 1936 года. Чемпион ХУI Олимпийских игр (60 кг). Второй призер ХVII и ХУШ Олимпиад. Чемпион мира 1958 и 1961 гг. 12-кратный чемпион Соединенных штатов Америки. Установил 6 рекордов мира. Чемпион Маккабиады 1957 года. Его имя увековечено во Всеамериканском зале славы тяжелой атлетики, а также в Международном зале славы еврейского спорта в Израиле. ...Ловлю себя на мысли, что, рассуждая о Бергере, невольно перебрасываю мостик к нашему знаменитому соотечественнику , великому спортсмену Григорию Новаку. Именно такие атланты мирового спорта, как Исаак Бергер и Григорий Новак, надежно держат небосвод истории еврейского тяжелоатлетического спорта. Великий чемпион, как мы уже отметили, родился в Иерусалиме в 1936 году. Учился в иешиве. С благословения отца – ортодоксального раввина, - Исаак серьезно занялся тяжелой атлетикой (мною подчеркнуто – Е.Г. - обратите внимание, уважаемый читатель, на такой нестандартный пассаж). В 1941 году переехал с родителями на постоянное место жительства в США и стал жителем Нью-Йорка. Вскоре Исаак завоевал звание сильнейшего атлета Америки, получив почетное право защищать ее честь на мировых первенствах. На Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне завоевал золотую медаль в полулегком весе. Медалей серебряной пробы наш атлет завоевал еще на двух Олимпийских играх – в 1960 – в Риме, в 1964 – в Токио. Его олимпийский рекорд в рывке, установленный в 1964 году, продержавшийся девять лет, стал одновременно и абсолютным рекордом по тяжести, поднятой на килограмм собственного веса ( и такие рекорды фиксируются). Неоднократный чемпион мира. Обладатель 6 мировых рекордов! В 1957 году он приехал на историческую Родину, в Израиль, чтобы принять участие в Маккабиаде, где установил мировой рекорд в жиме, который стал первым мировым рекордом, установленный на территории Израиля. В 1958 году он одержал блестящую победу в поединке с прославленным советским тяжелоатлетом Евгением Минаевым и стал единоличным лидером в своей весовой категории на мировом помосте. Исаак Бергер – первый в истории тяжелой атлетики, выжавший штангу вдвое тяжелее своего собственного веса. Знаменательно, что при такой сильнейшей конкуренции, которая была тогда в его весовой категории, Исаак сумел двенадцать раз стать чемпионом США. Благодарные потомки, по сложившейся традиции, увековечили его память, включив его имя в американских и зарубежных Залах славы.

 

:

1938 — (22 Хешвана 5699) Ишув. Методом "Ограда и башня" основан мошав Шарона. Находится в Нижней Галилее.
 

:

1941 — (26 Хешвана 5702) Шоа. Начало расстрелов евреев Минска. Погибли 20000 человек.
 

:

1943 — (18 Хешвана 5704) Ишув. Обыск в поисках оружия в кибуце Рамат ха-Ковеш. На рассвете к воротам кибуца прибыли 40 военных машин, 80 солдат окружили кибуц по периметру, в кибуце было 140 жителей, после тщательного обыска был найден мешок с учебными гранатами. Допрос жителей ничего не дал. Когда же последовал приказ арестовать часть поселенцев, возникла кровопролитная драка. Один поселенец умер от ран, 35 арестованы.
 

:

1945 — (11 Кислева, 5706) Старейшее и крупнейшее еврейское высшее учебное заведение и основной учебный центр ортодоксального иудаизма в США (Нью-Йорк) Иешива-колледж стала Иешивой-университет. Первая составляющая университета — иешива «Эц-Хаим» — была создана в 1886 году. В 1896 году выпускники «Эц-Хаим» основали и в 1897 году зарегистрировали новую иешиву, назвав её в честь рабби Ицхака Элханана Спектора. В 1928 году учреждение получило статус колледжа. Помимо отделения ортодоксальной семинарии, присваивающей своим выпускникам звание раввина, в университете существуют отделения, готовящие специалистов в области точных, естественных и гуманитарных наук: математики, физики, права, педагогики, психологии, социальной работы, семитологии и медицины
 

:

1948 — 914 Хешвана 5709) СБ ООН принял резолюцию с призывом к воюющим на Ближнем востоке сторонам заключить долгосрочное перемирие, но требует от Израиля отступления из Негева.
 

:

1949 — (24 Хешвана 5710) Состоялся последний спектакль (ГОСЕТа)Государственного еврейского театра (Москва) — «Гершеле Острополер» Гершензона.
 

:

1965 — (21 Хешвана 5726) Израиль. Однодневная забастовка всех газет, протестующих против предложенного Кнессету закона о клевете в опасении ограничения свободы печати.
 

:

1969 — (6 Кислева 5730) Война на Истощение. Египетскими диверсантами повреждены два пассажирских судна в порту Эйлата "Далия" и А-Дарома".
 

:

1994 — (13 Кислева 5755) Кнессетом принят закон о бюджете на 1995 год, который составил 227.9 миллиардов шекелей.
 

:

2006 — (25 Хешвана 5767) Израиль. В парке развлечений Ашдода был открыт новый аттракцион — башня для занятий снеплингом. Главная особенность её в высоте — около 30 метров, самая высокая башня для игр в Стране. В новый комплекс гигантских тренажёров входит и скоростная канатная дорога длиной 150 метров, а также особое оборудование для занятий парным снеплингом. Все эти сооружения сразу завоевали огромную популярность среди ашдодских подростков и молодёжи, а на днях новый комплекс попал в поле зрения командования армейскими и полицейскими спецподразделениями, которые решили не только проводить здесь собственные тренировочные занятия, но и отбирать будущих бойцов из числа самых ловких ашдодских допризывников.
 

: