Календарь на 20-е ноября
Метки:
(5 Кислева 5392) Умер Самуил Элизер Эдельс (Махарша) - раввин, один из крупнейших комментаторов Талмуда и литургический поэт. Родился в Позднани в 1555. Происходил из знатной раввинской семьи. Рано приобрел известность как талмудист. Был женат на дочери раввина Познани рабби Моше Ашкенази Халперина, одного из крупнейших галахических авторитетов. Его теща Эдель была богатой женщиной, на свои средства в течение 1585–1605 гг. содержала иешиву, во главе которой стоял Эдельс. Под прозвищем Эдельс, образованным от имени тещи, глава иешивы стал известен еврейскому миру.Подробнее о людях ноября см. Блог рубрика "Имена".
Метки:
Метки:
один из виднейших деятелей европейского еврейства XVII века появился на свет в 1604 году на португальском острове Мадейра в маранской семье, вынужденной крестить его под именем Мануэл Диаш Соэйру. Спустя год после появления мальчика на свет семья бежала от инквизиции в благословенный для евреев Амстердам, где официально вернулась в иудейскую веру (ранее соблюдавшуюся ею тайно) и отринула христианское имя отпрыска. В 18-летнем возрасте Менаше стал раввином Амстердамской синагоги, в 22 года основал в городе первую в Нидерландах еврейскую типографию. Образованный богослов и лингвист, он составил выпущенный сначала на испанском, а затем на латинском языке трактат «Примиритель», в котором попытался «примирить», казалось бы, взаимно противоречащие библейские тексты. Труд был высоко оценен выдающимся голландским ученым-юристом Гуго Гроцием. Многие из последующих сочинений Менаше были написаны для неевреев с целью разъяснения и оправдания иудаизма. Одно из них иллюстрировал гравюрами великий Рембрандт, написавший и портрет автора. Помимо прочего, Менаше искал аргументы, подтверждающие право евреев на заселение тех или иных территорий. В 1650 году он издал книгу «Надежда Израиля», где доказывал, что индейцы Южной Америки как раз и составляют 10 исчезнувших колен Израилевых. Важнейшую роль сыграл Менаше бен Исраэль в преодолении запрета на проживание евреев в Англии. В 1655 году он ездил в Лондон и вел переговоры с низвергнувшим британскую монархию лордом-протектором Оливером Кромвелем, которого смог убедить в экономической целесообразности допуска в страну евреев. Официального разрешения Менаше не добился, но после его миссии на иммиграцию евреев в Англии стали смотреть сквозь пальцы www.lechaim.ru
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
- артистка балета.Отец – Плисецкий Михаил Эммануилович (1901–1938), генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля», репрессирован и расстрелян. Мать – Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна (1902–1993), актриса немого кино. Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия. Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов – «гений», «мужество» и «авангард». Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение. После того, как президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь». Падение социалистического строя в одной отдельно взятой стране Плисецкая переживала, как собственное торжество. К тому времени она, словно личного врага, ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой, тиранила – годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось. Впрочем, власть действительно была личным врагом. Самый страшный удар она нанесла Майе Плисецкой, когда та была еще ребенком. В 37-м году был арестован отец, чья преданность коммунистическим идеалам не составляла секрета и для его юной дочери. Михаил Плисецкий исчез навсегда. А через год была арестована и мать, отправленная в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном, лишившимся отца за два месяца до своего рождения. Над Майей и другим ее братом, тоже моложе ее, но уже вышедшим из младенческого возраста, нависла вполне реальная угроза попасть в детский дом. Воспрепятствовали тетка и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер. Они разобрали детей по своим домам и сумели добиться смягчения участи для своей сестры Рахили. Она была выслана в Казахстан, в Чимкент. Вернуться в Москву ей удалось лишь в 41-м году, за два месяца до начала войны. Кинематографическая карьера матери Плисецкой (она снималась под именем Ра Мессерер) была недолгой. Но навыки, полученные на съемках (немое кино стимулировало работу над пластикой), и зрительский опыт, накопленный во время посещений балетных спектаклей Большого театра, пригодились и в Чимкенте. Никогда не учившаяся балету, она давала уроки танца в одном из чимкентских клубов, сумела даже воспроизвести со своими учениками так называемый танец маленьких лебедей. Развитию ее увлечения балетом способствовали С. и А. Мессерер, видные танцовщики Большого театра, впоследствии нашедшие свое второе призвание в педагогике. В течение долгих лет народный артист СССР Асаф Мессерер (1903–1992) вел класс в Большом театре. У него занимались все ведущие артисты балетной труппы, в том числе и его знаменитая племянница. По словам Плисецкой, всю жизнь боровшейся с последствиями травм, его класс лечил ноги. В 1932 году Михаил Плисецкий получил назначение на Шпицберген. Там Майя Плисецкая училась в школе, лихо каталась на лыжах, впервые - и с успехом - выступила на сцене в самодеятельном представлении оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». В июне 1934-го, когда Плисецкие вернулись домой на время отпуска отца, Майя поступила в Московское хореографическое училище. И уже в первом классе обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым она не раз встретится в работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищаться всю жизнь. Номер, поставленный Л. В. Якобсоном для воспитанников училища, назывался «Конференция по разоружению». Каждый участник изображал главу того или иного государства. Острая, гротесковая пластика, предложенная хореографом, делала узнаваемым любого персонажа (конечно, помогали и костюмы) и несла в себе его оценку в соответствии с требованиями «политического момента». Плисецкой досталась роль трусливого гоминьдановца Чан Кай-ши… Она хорошо помнит дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года. Ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища, впервые проходившем на сцене филиала Большого театра (ныне театр «Московская оперетта»). С двумя партнерами танцевала номер «Экспромт» на музыку П. И. Чайковского, поставленный опять-таки Леонидом Якобсоном. На следующий день началась Великая Отечественная война. Получив ошибочную информацию о том, что Большой театр будет эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург), Рахиль Мессерер-Плисецкая уехала с детьми в этот город. Но ни театр, ни училище в Свердловск эвакуированы не были. В течение года Майя Плисецкая не имела возможности заниматься балетом. В Москву, не имея специального пропуска, она пробиралась тайком. И сразу же по приезде возобновила занятия. К тому времени, когда надо было сдавать выпускной экзамен, она уже выступала на сцене филиала в нескольких сольных партиях. Экзамен был сдан на «отлично». И 1 апреля 1943 года Плисецкую приняли в труппу Большого театра. (С годами эта дата, поначалу воспринимавшаяся просто как некий курьез, стала производить на нее мистическое впечатление – и чем дальше, тем сильнее. «Есть в этом что-то дьявольское – быть зачисленной в труппу в день, когда нельзя никому верить,»- сказала она в одном из своих интервью накануне празднования 50-летия этой даты.) Несмотря на уже начавшую складываться карьеру солистки, зачислили ее в кордебалет. Недостаток танцев Плисецкая компенсировала выступлениями в «сборных» концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» – номер, который она будет танцевать всю жизнь и сделает «своим» в той же степени, что и первая исполнительница знаменитой миниатюры М. М. Фокина на музыку К. Сен-Санса легендарная Анна Павлова. Если бы точно было известно, сколько раз она исполнила «Лебедя», это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представляется возможным, даже если какой-нибудь скрупулезный летописец творчества Плисецкой ухитрился бы собрать все разлетевшиеся по миру театральные программки: ей слишком часто приходилось его бисировать. В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала «Лебедя» четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук. …Вы спрашиваете меня о руках… Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Всё участвует в танце – ноги, корпус, голова, ну, и конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат…Ваганова говорила: пусть хуже, но свои… От редактора. О Майе Плисецкой не то что статью – полноценный Интернет-портал сделать, и то мало будет. Так что этой короткой информацией и органичимся.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Операция “Хаганы”, под кодовым названием “Сезон” была утверждена руководством Еврейского Агенства (“Сохнут”). 20 ноября 1944 года “Хагана “ открыла сезон охоты на членов организации “ЭЦЕЛь”. “Охотниками “ выступали бойцы “ПАЛьМАХа” , ударных отрядов “Хаганы”, действовавших по наводке агентов ШАЙ (разведслужба “Хаганы”). Более 1500 человек было схвачено пальмахниками, большинство из них были переданы в руки британских властей, часть похищенных содержались в импровизированных тюрьмах Хаганы. Среди похищенных практически не было членов организации “ЛЕХИ”, (из за двух боевиков которой по сути и разгорелся весь сыр-бор), зато среди них были простые члены ревизионистских партий, не имевших никакого отношения к организации “ЭЦЕЛь” – руками британских властей “Сохнут” сводила счёты с политическими противниками. Менахем Бегин, руководитель организации “ЭЦЕЛь”, отдал приказ всем членам организации не оказывать сопротивления и не принимать ответные действия против членов “Хаганы”, дабы избежать братоубийственной войны. Руководство же организации ЛЕХИ, повело себя прямо противоположным образом. Один из руководителей ЛЕХИ, Натан Елин-Мор, недвусмысленно намекнул руководству Хаганы о том, что в случае “охоты” за членами “ЛЕХИ”, они начнут “отстрел” руководства Хаганы. Именно этим и объясняется тот факт, что среди выданных британцам не было членов организации ЛЕХИ. www.War Online
Метки:
Киббуц в 8 км. от Хедеры назван в ее честь "Лагавот-Хавива". На израильской карте можно найти и другое место, названное в ее честь "Гиват-Хавива", возле ее кибуца Маанит. Гиват-Хавива – место съездов партии МАПАМ и движение "Гашомер га-цаир", а также исследовательский и педагогический центр, библиотека и архив.Хавива Райк (1914-1944) родилась в Словакии, росла в семье очень скромного достатка, должна была тяжело работать с юных лет, чтобы помогать родителям. Семья была настолько ассимилирована, что одним из редких праздников, которые она себе позволяла отмечать, был Рош-Гашана. Однажды, когда Хавиве было 16 лет, ей в руки случайно попала книга о сионизме. Она была потрясена, и отныне сионизм занимал все ее мысли. Когда после долгого отсутствия ее увидел старший брат, он ее не узнал. "Хавива стала одержимой!" – воскликнул он. Но кончилось тем, что она его убедила, и он тоже переехал в Эрец-Исраэль. Став активным членом молодежного движения "Гашомер-гацаир", Хавива приехала в Эрец-Исраэль в сентябре 1939г. почти одновременно с Ханой Сенеш. Но тогда они не были знакомы. Хавива стала членом кибуца Маанит. В 1942г. продвижение к Египту немецких войск под командоваием Роммеля грозило Палестине войной. Хавива чувствовала всю серьезность положения и к тому же узнала, что творится в Европе. Она записалась добровольцем в парашютный десант. Там и пересеклась ее судьба с судьбой Ханы Сенеш, старше ее на 7 лет.В сентябре 1944г. ее забросили на парашюте вместе с тремя парашютистами в Словакию, где они связались со словацкими евреями и оказали им моральную поддержку. Для них это были очень тяжелые недели. В конце концов немцы их арестовали. Об их последних днях известно очень мало, потому что только одному из них удалось спастись.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
(см. 29 ноября 2022 года)Это Рани Оф, трудившийся в "Селкоме" разработчиком ПО с 2004 года, и Шади Аиди, внештатный советник компании. По делу проходит также Зухейр Оф, брат Рани, который ездил в Турцию и Ливан на конспиративные встречи с еще одним израильским арабом по имени Ашраф Хасан, эмиссаром ХАМАСа. Рани Оф, занимавший старшую программистскую должность, имел доступ практически ко всем компьютерным ресурсам "Селкома". Как явствует из материалов дела он, будучи приверженным идеологии и целям организации ХАМАС, в 2017 году провел встречу с активистами ХАМАСа в Турции при посредничестве упомянутого Ашрафа Хасана. Про просьбе этих активистов он впоследствии передавал информацию о тех особенностях инфраструктуры связи, которые неизвестны широкой публике и о которых он имел представление в силу должностных обязанностей. В 2021 и 2022 году он встречался в Турции с Азамом Акрой, занимающим высокий чин в боевом крыле ХАМАСа. Тот попросил, чтобы Рани Оф предоставил ХАМАСу удаленный доступ к компьютерным системам и информационной базе компании "Селком". Еще на ранних этапах шпионской деятельности Рани Оф вступил в контакт с внештатным консультантом "Селкома" Шади Аиди, попросив выявить уязвимые точки в инфраструктуре компании. Он, не таясь, известил Аиди о том, что собирается передать эти данные в ХАМАС. Аиди, работавший в "Селкоме" несколько лет, а затем перешедший на должность внештатного консультанта этой компании в сфере компьютерных и информационных сетей, начал действовать сообща с Рани Офом. Как выяснило следствие, еще в 2015 году Оф и Аиди обсуждали возможность выведения из строя или нарушения работы различных блоков в компьютерных системах "Селкома" в случае очередных военных действий между израильской армией и палестинскими арабами. Третий обвиняемый – брат Рани Офа, Зухейр. Он ездил в Турцию на встречи с хамасовцами по поручению брата, поскольку тот не мог постоянно туда летать сам. Как рассказали журналистам сотрудники "Селкома", персонал компании в шоке от произошедшего. Рани Оф проработал в этой компании 20 лет, его там все прекрасно знали и ценили, у него много друзей в коллективе. Он пользовался полным доверием руководства и имел доступ ко всем компьютерным системам. Шади Аиди тоже всегда пользовался хорошей репутацией среди сотрудников, и от них никто не ожидал подобного.