Первые годы Израиля. 1952.

Случилась забастовка «буржуев»-торговцев в январе указанного года. Социалист – министр снабжения и распределения Дов Йосеф мужественно боролся с повышением цен на продовольственные товары, но борьба эта не имела ничего общего с рыночным хозяйством, а потому, в итоге, жители стали запасаться продуктами впрок. В результате, очереди, пустые прилавки, паника…

Торговцы по всей стране закрывают магазины. Дов Йосеф дает «слабину» и удовлетворяет часть требований забастовщиков повысить цены на некоторые виды товаров.
В результате удалось, после двухмесячного перерыва, возобновить распределение мяса при дневном рационе 100г на одного человека.

В феврале Бен-Гурион огласил готовность к принятию новой экономической политики. Магазины перестали отпускать товары. Никто не хотел рисковать. Торговцы не знали, как НЭП отразится на ценах.
Речь премьер-министра в Кнессете была пространной, а все напряженно ждали главного, что будет с курсом доллара. Тем временем, Бен-Гурион рапортовал о победах последних лет, упомянув наметившийся прогресс в отношении к женщинам в общинах из стран ислама. Старик с гордостью отметил «возвращение должного уважения к еврейской женщине». Какой-то нетерпеливый журналист заметил: «Да оставь ты эту еврейскую женщину, что с долларами?»

В том же месяце очередной скандал в Кнессете. Правые, во главе с Менахемом Бегиным, категорически против аморальной, с их точки зрения, сделки с Германией Аденауэра. Левые считают, что экономическая выгода от принятия репараций перекрывает все нравственные издержки.
В Иерусалиме состоялась двухтысячная (по сводкам полиции) демонстрация протеста. Демонстранты пустили в ход камни и железные палки. 369 человек было арестовано. 200 демонстрантов и 140 полицейских получили ранения.

Оппозицию в Кнессете «держали» в те годы две партии: партия коммунистов-сталинистов МАКИ и «Херут». Партию Бегина объявили вне закона, а самого вождя правых лишили депутатских полномочий на 3 месяца.
Правая оппозиция обвиняла Бен-Гуриона в том, что он предал память о 6 миллионах жертв гитлеровского геноцида ради материальной выгоды.

Жизненно необходимый прирост еврейского населения страны и полвека назад стоил недешево. Началась операция по репатриации потомков Иакова из Ирана. Беженцев доставляли в аэропорт Лода исключительно самолетами.
Воздушным путем прибыли в Израиль и нежелательные гости: стаи саранчи. Желтые, пустынные твари пожрали зелень не только на юге, но и в центре страны. Нашествие длилось ровно четыре дня.

На родине предков евреев из Ирана ждали палаточные городки, но и местный люд страдал от дефицита крыши над головой, особенно молодежь. В газетах описывается случай любопытного судебного разбирательства: парочка подруг не разлей вода жили в одной квартире. Жили благополучно до тех пор, пока не влюбились в одного молодого человека, а он полюбил одну из подруг, женился на ней и переехал в квартиру, где жила его избранница. Отвергнутая подруга стала жаловаться, что такое положение вещей невыносимо, и обратилась в суд.

Суд внял стонам отвергнутой и запретил законному супругу счастливой подруги находиться в квартире. Бедняга временно поселился на коврике в прихожей, но и оттуда злобная дама его выгнала, потрясая решением суда. Выгнала, несмотря на то, что у супружеской пары к этому времени ребеночек родился. Суд, правда, сжалился над молодым отцом и разрешил ему навещать сына каждый день в течение часа во второй половине дня, а в шабат аж три часа с утра он мог любоваться своим чадом.

Строг был закон. Строга и полиция, из который и состояли «продовольственные отряды», в обязанность которых входили обыски машин и автобусов с целью изъятия контрабандной еды. «Мелкая рыбешка» ловилась часто. Крупные дельцы черного ранка чаще всего оставались в тени. Полиция понимала мотивы своих жертв, у самих стражей порядка дома шаром покати, но выбора у государственных служащих не было – служба обязывала.

Практика «нормирования» распространялась в те годы даже на домашних животных. Необходимо было представить специальное заявление о количестве последних, чтобы получить соответствующий корм.
Терпение, терпение, терпение. Доктор Дов Йосеф пытался внушить израильтянам мысль, что чем хуже мы живем сегодня, тем быстрее наша экономика встанет на ноги завтра. Но сотни тысяч граждан Израиля жили на грани нищеты. Постоянное чувство голода не покидало многих. Не было денег на одежду и обувь, на тетради для детей. Зимой люди мерзли, не могли купить солярку для печей, а летом не хватало льда, чтобы сохранить еду, полученную по талонам. Многие семьи выживали лишь за счет посылок из-за границы.

Голодно, холодно зимой и грязь во все времена года. Газеты писали, что улицы городов Израиля были загажены в буквальном смысле слова.
«Отсутствие общественных туалетов угрожает здоровью наших граждан. В Тель-Авиве сортиров на улице просто не существует, что уж говорить о провинциальных городах. Необходимо построить отхожие места на перекрестках центральных улиц. Если этого не сделать, мы обречены на вечное зловоние и антисанитарию».

Израильское общество той поры страдало всеми «родовыми» болячками социализма, а не только отсутствием общественных туалетов. Хамство в сфере обслуживания было нормой. «Побегай за мной, кланяясь при этом на ходу, если тебе что-нибудь нужно» – вот невидимый лозунг-совет на стене любой конторы.

Газеты роняли горькие слезы: «Из нашей жизни пропало внимательное отношение к ближнему. Все заботятся только о своей шкуре, забота об окружающих считается слюнтяйством, уделом «ботаников». Таксист, продавец, любой мелкий служащий будто прячутся от людей. Их нужно искать, вымаливать, выпрашивать. Даже простая починка обуви становится унизительной проблемой. Товары, которые мы покупаем, производятся неизвестно где, на них ничего не написано, и некуда обращаться в случае брака.

«Клиент всегда не прав» – вот лозунг нашей сферы обслуживания. За любым мастером своего дела мы должны бегать. Эта погоня отнимает время и радость жизни».
Государство пыталось бороться с этим явлением. Была предпринята попытка воспитания водителей автобусов. Лучшим, тем, кто был вежлив с пассажирами и соблюдал правила движения, присваивали звание «Рыцарь дорог». Один из пунктов «Кодекса отличного шофера» гласил: «Вы не имеете права переговариваться между собой посередине дороги, испытывая терпение пассажиров и мешая движению».

Что имел в виду журналист под «радостями жизни» – неизвестно, но в той же газете пространно описывается ночная, ресторанная жизнь северного Тель-Авива: «Вино льется рекой, известные личности нещадно квасят, не зная, куда девать свои деньги, оркестры, фальшивя, лабают тоскливую музыку, а в Яффо дело дошло до азартных игр в карты и рулетку».

«Режим экономии» напрямую связали с ночными излишествами: автобусы укоротили график на два часа в день. Владельцы автомобилей получили наклейку на лобовое стекло, на которой указывалось 2 выходных дня, когда машина должна стоять на приколе, а не тратить драгоценный бензин. Теперь многим любителям ночной жизни стало не на чем добираться по утрам домой.

Вернемся к жизни дневной, нормальной. Сегодня нас крайне огорчает возросшее отсутствие мотивации к службе в армии, но вот статья в старой газете за март месяц 1952 года, а в ней сообщается, что приняты меры против уклоняющихся от призыва в армию: каждый, кто не представит доказательств прохождения военной службы, не получит продовольственных купонов.
Сообщалось также, что в лагерях репатриантов появились «агенты», предлагающие «отмазать» от армии всего за 100 лир при помощи адвоката.

Технология «отмазки» была проста: адвокат, нанятый агентом, подавал в суд прошение об изменении в документах года рождения истца, так как при оформлении на границе была, якобы, допущена ошибка, и на самом деле возраст истца больше призывного. В течение нескольких месяцев в канцелярии областного Тель-Авивского суда скопилось 310 дел с просьбой о пересмотре даты рождения призывников. Наметился существенный процесс старения новоприбывших. Судьи ничего не могли поделать, так как для установления подлинной даты рождения было достаточно свидетельства кого-нибудь из близких или знакомых истца.
Легкой добычей для «агентов» стали олимы из Ирана, Ирака и Румынии. В этих странах отвертеться от службы в армии всегда считалось делом благородным.

Пурим в этом году прошел довольно скучно. Во всем чувствовалось влияние дефицита и дороговизны. Любимые чада выросли из старых костюмов, а новых было не достать. Бедные дети мастерили себе маски из обложек старых тетрадей, красили, оборачивали фольгой, прикрепляли шнурки от старых ботинок вместо тесемок. Кому-то пришлось ограничиться одним праздничным макияжем из подсобного материала: угля, пуха, маминой помады. Подорожали даже самые простые бумажные игрушки и погремушки.

Взрослые, надо думать, слезами обливались, глядя на своих неимущих детей. А сами дети? Не знаю, может быть, какой-нибудь сорванец, сотворив своими руками незамысловатую маску, был гораздо счастливее на Пурим, чем еврейское дите ХХI века, задаренное к празднику дорогостоящим хламом из супермаркета.

Терпение, терпение, терпение. Все будет хорошо. Бен-Гурион приглашает в гости Хелен Клер – слепоглухонемую писательницу. Она должна составить трактат о социальных достижениях Израиля, после того, как совершит путешествие по всей стране с лекциями для работников учреждений опеки инвалидов и неимущих. Основная цель лекций – немного обнадежить тех, кто оказался за бортом жизни из-за физического ущерба. Хелен также встретилась с детьми-инвалидами. Писательница сообщила журналистам, что Танах – путеводная звезда в ее жизни, а Бен-Гуриона сравнила с пророком Ишиягу.

Хелен Клер душевно поддержала новорожденное еврейское государство, а американский Сенат принял решение субсидировать Израиль огромной, по тем временам, суммой – 76 миллионов долларов. В тот год почти 6 миллионов американских евреев могли отдать свои голоса тому или иному кандидату на пост президента… Впрочем, будем справедливы – нынче слуг Аллаха в США больше, чем евреев, но великая американская демократия по-прежнему благоволит к Израилю.

Евреи только в особых условиях: США, Россия, Франция и т.д. – демонстрируют выдающиеся успехи в кинематографе и шахматах. На родине предков в этой сфере интеллектуальной деятельности их преследуют хронические неудачи.

Одна из первых случилась в мае 1952 года. Израильтяне осрамились в Каннах, хоть и привезли на фестиваль три фильма. Два из них были стыдливо показаны в малых залах, один – в большом, но и он не вызвал интереса у зрителей и критиков. Домашняя пресса охарактеризовала эту ленту так: «Почти девять минут этого фильма занимает танец Дворы Бартновой. Фильм сделан откровенно убого во всех отношениях. В нем нет светлой и радостной израильской атмосферы, не показана харизма жителей страны. У зрителей фильм вызвал смех и издевательские замечания».

Несмотря на слабость отечественного кинематографа, кино в те годы было главным развлечением израильтян. В газетах постоянно встречаются не только рецензии на фильмы, но и репортажи о жутких очередях в кассы кинотеатров, о спекулянтах билетами и о полиции, занятой ловлей последних.
Длинные очереди любителей кино были частью повседневной жизни. На рекламе сигарет была изображена вереница страждущих в кассу кинотеатра, в которой каждый будущий зритель курит сигарету рекламируемой марки.

В газетах публиковались цифры, связанные с демонстрацией фильмов: в 100 кинотеатрах Израиля продали 21 миллион билетов. Около 200 новых фильмов ежегодно поступали в Израиль. Зритель страны обетованной «на душу населения», по данным ЮНЕСКО, потреблял кинопродукции больше, чем в любой другой стране мира. Народ Книги превратился в народ кино.

Но и здесь социалистическое государство не могло пустить дело на самотек. Фильмы, в которых слишком много места уделялось банкетам и пирам, не допускались к просмотрам. Совет по контролю над фильмами и спектаклями (был им такой!) запретил показ четырех американских фильмов, поскольку «их низкий нравственный уровень не соответствует уровню израильского зрителя».
Увы, на энтузиазме любителей, как оказалось, можно построить и защитить свое собственное государство и даже учредить разного род цензурные комитеты, но в большинстве мирных областей человеческой деятельности требуются специализированные школы, многолетние традиции и профессионалы.

Израиль решился на участие в Олимпийских играх, проводимых в Хельсинки, несмотря на явный финансовый голод и тот факт, что лучшие израильские спортсмены не дотягивали до мирового уровня спортивных результатов. Большая часть спортсменов выбыла из соревнований уже на первом этапе, даже репортажи по радио были отменены из-за отсутствия финансирования. Израильские спортсмены говорили: «Мы чувствуем себя самыми покинутыми в Хельсинки».
Неудачи неудачами, но все-таки атмосфера в стране была, как и всегда, разной: то радостной, то печальной, то светлой, то мрачной. Вот на отсутствие скандалов и сенсаций никто не мог пожаловаться.

В июне месяце несколько раз пытались подбросить бомбу в дом министра транспорта Давида Цви Пинкаса, отменившего движение общественного транспорта по субботам. Последняя «бомба»-хлопушка взорвалась, но никому не причинила вреда. «Террористов» поймали сразу же. Одним из них оказался журналист левой газеты «А-Арец». Дело сразу же попало на первые страницы газет, и тираж их вырос на 40%.

Под шумок министерство финансов произвело обмен денежных купюр – при этом люди потеряли 10% стоимости денег. Как обычно, реформа эта ударила по гражданам простым, малоимущим. «Сложные» успешно подготовились к обмену.
Банковская операция прошла с прибылью, но правительство было вынуждено признать, что не успевает к зиме закончить работы по укреплению и утеплению временных бараков. Этой зимой 250 тысяч человек мерзли в палатках и лачугах.

Тем не менее, было решено, что главное в лагерях репатриантов – отсутствие приличных развлечений. Министерство культуры развернуло кампанию под названием: «Театр – в бараки!» В лагеря репатриантов были направлены театральные труппы с готовыми спектаклями, но желаемого результата это не принесло. Новоприбывшие встретили подарок деятелей искусств прохладно. Тогда театры получили особые бюджеты для палаточных городов для новых спектаклей, хоть как-то приближенных к жизни репатриантов.

Пьесы сочинились незамедлительно. Идеология в них была только легкой приправой к песням, танцам и житейским особенностям, характерным для каждой общины. Особым успехом пользовалось сочинение Моше Шамира под жутким названием «Конец света».

Как обычно, газеты полувековой давности были наполнены жалобами на подрастающее поколение: «Что творится с нашими детьми? Уровень преступности (воровство, грабежи) необычайно велик среди подростков школьного возраста. Чем это можно объяснить? Да хотя бы тем, что этим летом из 45 тысяч школьников только 5 тысяч попали в летние лагеря. Остальные шатаются без присмотра по улицам. Они не плохие, не испорченные дети. Просто энергия, которая рождает героев среди их отцов и старших братьев, толкает их на «подвиги» иного рода».

С детьми связана еще одна забавная история: в школах Израиля развесили плакаты с наглядной агитацией правил дорожного движения. Плакаты украшали нарушители – дети с ослиными головами и надпись: «Кто играет на дороге – неразумный и убогий». Учителя и родители возмутились: «Наши дети, даже в указанных случаях нарушений, – не ишаки». Полиция расследовала инцидент, и выяснилось, что деятели из министерства просвещения всего лишь скопировали английские плакаты на «дорожную» тему, а в Англии даже дети знакомы с ослиноголовыми персонажами Шекспира.
Политиков Израиля никто в те годы с ослиными головами как будто не изображал, но, тем не менее, в сентябре исследуемого года разразился жесточайший правительственный кризис, связанный с проблемой призыва религиозных девушек в армию.

В том же месяце было подписано соглашение с Германией, по которому западные немцы обязались выплатить 741 миллион долларов в рассрочку на 11 лет, из них 30% нефтью, 38% промышленным оборудованием и сырьем 24%.
Оппозиция тут же вычислила, что каждая голова еврея, убитого за годы Холокоста, была оценена примерно в 123 доллара.

Октябрь месяц был отмечен сидячей забастовкой тысяч репатриантов, не пожелавших перебраться из палаток в бараки. «Хотим то же, что имеют ашкеназы – квартир!» С жильем социальным и тогда было худо. Одни новоприбывшие остались в палатках, другие переселились в бараки. Злые языки утверждали, что квартиры получили единицы: как раз те, кто шумел больше других.
В ноябре 1952 года умер Хаим Вейцман – первый президент Израиля. Бен-Гурион предложил этот пост Альберту Эйнштейну. Великий ученый вторым президентом быть не захотел, и 10 декабря на этот пост избрали Ицхака Бен Цви.

Метки: , ,

Оставить комментарий