В главе «Насо» рассказывается: «И было, когда окончил Моше устанавливать скинию и помазал ее, и освятил ее и все принадлежности ее, и жертвенник со всею утварью его, и помазал их и освятил их, подошли начальники Израиля.» (7:1-3)
В приведенном фрагменте не сообщается, когда была построена скиния, но ссылаясь на другое место Торы (Ваикра 9:1), Раши уточняет, что это имело место в новомесячие нисана. Тщательность исторических зарисовок, в том числе точная датировка событий весьма характерная для ТАНАХа деталь.
Но каким образом пристальное внимание древних евреев к текущим событиям своей истории сменилось полной утратой этого внимания в период упадка хасмонейской династии, и особенно после разрушения Храма?
В самом деле, если мы обратимся к собственно еврейским источникам, описывающим события первой и второй иудейской войн, то поразимся скудости содержащихся в них исторических сведений. Причем сведения эти в такой мере густо приправлены агадой, что их достоверность невольно вызывает сомнения (галаха, как известно, не обязывает верить в агаду, как в нечто реально имевшее место, равно как и не запрещает этого).
Основные известные нам подробности трагических событий, связанных с римской оккупацией Иудеи и разрушением Храма содержатся в сочинениях Йосифа Флавия (37-100). Но характерно, что этот автор, по существу, покинул если не иудаизм, то еврейский мир. И здесь даже не важно отрицательное отношение к нему его сородичей, то есть не существенно, что в еврейском народе он снискал репутацию предателя. Существенно, что он действительно сменил культуру, действительно «перешел на сторону врага», то есть стал писать по латыни в духе своих современников — греческих и римских историков (Страбон (64-23), Плутарх (45-127), Плиний Старший (23-79), Плиний Младший (61-113), Тацит (56-117), Светоний (75-160)).
Насколько можно судить из «Иудейской войны», политические симпатии и антипатии Иосифа Флавия мало чем отличались от симпатий и антипатий рабби Иоханана бен Заккайя. Между тем очевидно, что если бы Иосиф Флавий не сменил культуру, если бы он до конца оставался со своим народом, то вместо того, чтобы писать историческую хронику, он бы ушел в йешиву в Явне, где бы стал спасать традицию, то есть среди прочего слагать связанные с «иудейской войной» легенды о Камце и Бар-Камце, о прыгавшем на версту Бар-Дроми и о поселившемся в мозгу императора Тита комаре.
Итак, в ту самую пору, когда народы завели моду писать исторические исследования, первые в мире «историки» — евреи — не просто это занятие целиком и полностью забросили, но занялись древним делом народов — слаганием легенд! Как такое могло случиться? Что сия метаморфоза означает? Тому мне видится два объяснения — естественное и сверхъестественное.
Естественное, и при этом весьма принятое объяснение, предложенное в свое время Гегелем, гласит, что каждый народ лишь однажды выбирается Мировым Духом для осуществления возложенной на него исторической миссии. Гегель пишет: «Народу, обладающему природным началом, поручено его исполнение в поступательном шествии развивающегося самосознания мирового духа. Он во всемирной истории для данной эпохи — господствующий народ, и лишь однажды он может составить в ней эпоху. Пред лицом этого абсолютного права быть носителем ступени развития мирового духа в настоящее время духи других народов бесправны, и они, равно как и те, чья эпоха минула, не идут больше в счет во всемирной истории».
Провидение постоянно перепрягает коней в колеснице мировой истории, и такова судьба всех народов — лишь однажды солировать на исторической сцене, а затем уступать место другим исполнителям. В этом отношении еврейский народ — это такой же отработанный материал, как и все другие («древние народы»), его время кончилось с приходом христианства, с разрушением Храма, и его упорное сопротивление этому факту более чем неуместно.
Думать так достаточно естественно. Естественно, но все же совершенно неверно. Неверно прежде всего именно потому, что Израиль стоит выше естества, выше судьбы. Израиль не только может дважды войти в одну и ту же реку, но и призван это сделать. Призван, потому что именно так предречено ему через пророков: «И будет в тот день: Господь снова, во второй раз, (протянет) руку Свою, чтобы возвратить остаток народа Своего, который уцелеет, из Ашшура и из Египта, и из Патроса, и из Куша, и из Эйлама, и из Шинара, и из Хамата, и с островов моря. И подаст Он знак народам, и соберет изгнанников Израиля, и разогнанных из Иудеи соберет от четырех концов земли» (Иешайя 11:11).
Именно так Израиль покажет всему миру, кто в нем Хозяин. Именно так он продемонстрирует, кто управляет мировой историей: рок, мировой дух, или Живой Бог. Во всяком случае, так всегда верил иудаизм, то есть верил даже тогда, когда он полностью выпал из истории, когда оглядываясь в прошлое и не замечая настоящего, он целиком устремлялся в будущее.
В какой-то момент евреи потеряли интерес к текущей истории, потому что для них она действительно прекратилась. Но прекратилась она по слову Гегеля, а восстанавливается по слову Бога: «И сильным сделаю дом Йеуды, и дому Йосефа помогу, и возвращу их, ибо Я сжалился над ними, и будут они, как (в те времена, когда) Я не покидал их, ибо Я — Господь Бог их, и Я отвечу им» (Захар 10:6).
Евреи потеряли интерес к текущей истории, потому что для них она реально прервалась, потому что пришел час рассеяния, потому что народ умер. А что может быть после смерти? По Гегелю — ничего, по вере Израиля — воскресение. Виленский Гаон писал (в 18 веке!): «Тогда, когда еврейский народ был изгнан из Земли Израиля — в тот момент еврейский народ умер. Затем труп народа лежал в могиле (период составления Талмуда и Гаонов). Потом этот труп стал распадаться на части (Ришоним, позднее средневековье). Затем и части тоже стали разлагаться, так что к нашему времени (18 век) этот труп уже полностью сгнил. Однако, точно так же как зерно, которое бросают в почву и кажется, что оно гниет и разлагается, но на самом деле оно прорастает, — также и еврейский народ — кажется, что он сгнил, но на самом деле нас ожидает в ближайшее время его воскрешение из мертвых».
Так и произошло. С сионизмом еврейский народ поднялся из гроба, с сионизмом он вторично вошел в ту же реку, с сионизмом он обновил свою хронологию! К Пуриму и Хануке в еврейском календаре прибавились День Независимости и День Иерусалима!
Гегель возразит, что цыплят считают по осени, что сионизм деморализован и переживает трудные времена. Но у сионизма никогда не было легких времен, а сионистский мейнстрим всегда соглашался с любым навязываемым ему «разделом Палестины» (не только «Квартетом», не только ООН, но даже комиссией Пиля).
Но в то же время факт остается фактом: прерванный на полуслове ТАНАХ возобновился в новостных сводках, поступающих с Ближнего Востока начиная с 1948 года. Буквально всех (хотя и каждого по-своему) занимает судьба страны, существующей вопреки всем вероятностным законам.
Проиллюстрирует сказанное текущими событиями: ХАМАС неожиданно решил возглавить арабский мир и навязать Иерусалиму свою собственную повестку дня: в день Иерусалима город был обстрелян из сектора Газы.
Впервые за долгие годы ЦАХАЛ вместо того, чтобы палить по мешкам с песком, ответил вполне адекватными ударами. Необходимость решительных действий дополнительно была обусловлена тем, что выходка ХАМАСа была восторженно принята израильскими арабами: в смешанных городах громились еврейские дома, в Галилее и Негеве «демонстранты» перекрывали дороги, не пропуская еврейский транспорт.
Но чем беспомощней держалась в тылу полиция (которой уже 20 лет запрещено препятствовать беспорядкам в арабском секторе), тем яростней армия повела себя на передовой. Уже более недели ЦАХАЛ планомерно уничтожает инфраструктуру террора.
Как всегда, миллионы людей во всем мире, начиная российским писателем Прохановым, и кончая американской актрисой Портман скорбят об убиенных в Газе, их стенания достигают ушей правителей со слабыми нервами, и вот уже Байден стучит рукой по столу, требуя от Нетаниягу прекратить операцию.
И все же поток осуждений не тот, что бывал раньше. На сей раз даже нашлись правители, вывесившие на своих канцеляриях израильские флаги. До кого-то, видимо, стало доходить, что не существование Израиля является причиной нестабильности в мире, а напротив: именно от победы Израиля зависит благополучие других стран.
Ведь мусульманская братва имеется не только в Израиле, и не только в Израиле она умеет в считанные часы разогреть массы своих «умеренных» поклонников. Автомобили горят одинаково эффектно и в Лоде, и в Каире, и в Париже. (Арье Барац, источник)