12 мая, когда арабские демонстрации по всей стране уже начались, на шоссе возле арабского города Умм эль-Фахм неизвестные попытались задавить полицейских, которые только чудом отделались небольшим ранениями. Полицейские открыли огонь по автомобилю, но он скрылся.
Тем же вечером в хайфскую больницу «Рамбам» поступил с огнестрелом 17-летний Мухаммад Киван из Умм эль-Фахма. Говорили, что его ранили полицейские, но доказательств этому не было.
Мухаммад умер. 20 мая, менее чем за сутки до прекращения огня между Израилем и ХАМАСом, состоялись его похороны в Умм эль-Фахме. Израильские арабоязычные страницы в соцсетях все еще переполнены видеосъемками и фотографиями с тех похорон.
На них собралось более 30 000 человек. Кроме палестинских флагов, здесь хватало флагов ХАМАСа. На видео, снятом одной из палестинских журналисток, можно увидеть такой текст – из самого сердца Израиля:
«[Говорим] в открытую – мы не хотим здесь видеть сионистов!», «О, сын Аль-Аксы, твоя кровь – это моя кровь!», «Кровью и духом мы искупим тебя, Палестина!».
В один миг Мухаммад из обычного человека превратился в мученика-шахида, погибшего за Аль-Аксу. Более того: на флаере изображены мечеть Аль-Акса и флаг ХАМАСа, то есть этот юноша, сам того не подозревая, посмертно превратился в представителя этого террористического движения в Израиле.
Эта история – одна из многих за двухнедельное противостояние Израиля и ХАМАСа – раскрывает основную проблему, которая видна любому, кто просматривает публикации на арабском языке в соцсетях Израиля. Кажется, что этой проблемой никто не занимается, что нет стратегии ее решения. Можем ли мы «привить лояльность» почти двум миллионам израильских арабов, живущим среди нас?
В дни войны израильтяне были поражены масштабами погромов в городах со смешанным населением. Возможно, такое поведение израильских арабов стало сюрпризом для евреев – но, на самом деле, арабы давно все написали. И надпись была на стене соцсетей. Просто мы ее не прочитали. В этой статье мы рассмотрим основные темы, обсуждаемые в последние две недели в соцсетях на арабском языке.
10 мая три темы в соцсетях волновали арабов. Первая и главная — намерение выселить арабские семьи из домов в иерусалимском квартале Шейх Джарах и передать эти дома евреям. Вторая – массовые потасовки, начавшиеся на Храмовой горе между полицейскими и молящимися. Третья – традиционный марш с флагами в столице в День Иерусалима.
Этот снежный ком нарастал, и никто не пытался его остановить. Тяжело поверить, но это писали израильские арабы: они призывали к противостоянию. Так, 9 мая арабский блогер Нидаль Сиам из Иерусалима выставил видеоролик с демонстрациями на Храмовой горе.
Его публикация набрала сотни лайков и комментариев: «Призывы армий мусульман поддержать мечеть Аль-Акса. Сегодня вечером вы могли услышать эти призывы благородными голосами. О, Аллах, укрепи наши сердца. Спуститесь в свою мечеть Аль-Акса»
Арабские политики не могли упустить такой шанс. Они не только не остановили возможную эскалацию, но наоборот, всячески пытались распалить молодых людей. Ниже – публикация депутата кнессета Ахмада Тиби («Объединенный список»). «Перед войсками, вооруженными до зубов, встала мечеть Аль-Акса. Сегодня и каждый день мы были с нашей молодежью в мечети Аль-Акса, в Шейх Джарахе, и в Аль-Кудс (Иерусалиме), чтобы поддержать их в этой справедливой борьбе против изгнания и нападений на мечеть Аль-Акса. Десятки демонстраций сейчас проходят в наших арабских городах, подтверждая нашу солидарность с нашим палестинским народом и его справедливым делом, с нашей благословенной мечетью Аль-Акса и семьями в Шейх Джарахе, а также выступление против убийства детей в Газе».
«Да здравствует стойкая и гордая своим народом Палестина!» – гласил один из сотен комментариев.
Представительница того же арабского «Объединенного списка» Аида Тома-Сулейман тоже поспешила в район Шейх Джарах. Так она описала происходящее в Иерусалиме: «Сегодня мы тоже были со своей семьей в Шейх Джарахе. Мы были там в ответ на варварскую агрессию, совершенную в последние дни против нашего народа в Иерусалиме и мечети Аль-Акса. Мы провели пресс-конференцию, чтобы услышать крик жителей Иерусалима против этнической чистки и попытки иудаизации и выселения палестинцев из своих домов и своего города».
«Каждый день иерусалимцы преподносят уроки борьбы и стойкости», – добавила она.
На арабском языке слово «стойкость» («сумуд») имеет палестинский националистический смысл. Оно передает стойкость палестинского народа, остающегося на своей земле, несмотря ни на что, приближая победу и возвращение палестинских земель. Именно это слово использовала в своем посте Сулейман.
Тяжело сказать, кто начал обострение конфликта, но довольно точно можно сказать, что арабские политики-депутаты кнессета никак не попытались его предотвратить.
В течение первых дней не было ни одного арабского лидера или блогера, который написал бы открыто, что нужно прекратить стычки с солдатами и полицией. Наоборот, ситуация накалялась. С началом конфликта с сектором Газа и демонстраций в смешанных городах один короткий ролик распространился с необычайной скоростью на арабских каналах. Он стал той зажигательной смесью, которая придала арабам ощущение приближающейся победы палестинского народа. Он снизил осторожность и сорвал маски с тех, кто пребывал в эйфории от происходящего на улицах Израиля.
В этом ролике израильские арабы-жители Рамле срывают со столба израильский флаг и вместо него вешают палестинский. Кадры «повстанца», окутанного дымом гранат, вызывали чувство «мукавамы» (араб., «сопротивление»).
Этот ролик получил тысячи лайков на арабских страницах в Израиле. Арабские телеканалы подхватили его, набирая миллионы просмотров. «Прямо сейчас палестинский флаг подняли во время массовой демонстрации в городе Лод, а также в городе Рамле. Сотни людей вышли в поддержку Аль-Аксы и Шейх Джараха». «Палестина восстает» – гласил хештэг.
Новостные службы ретранслировали в соцсети сотни изображений погромов в израильских городах. И не было ни одного комментария и ни одного поста на арабском языке, осуждающих погромы.
Казалось, в арабском обществе нет никого, кто хотел бы сдержать этот разгул хаоса. На странице помощника главы регионального совета Аль Касом в Негеве, Окаба Аль-Ававде, были написаны следующие слова:
«Любовь к Иерусалиму — это не девиз, а инстинкт, с которым мы родились. Внутренние палестинцы (самоназвание арабов, проживающих в Израиле – прим. «Детали») восстают ради победы Иерусалима и нашей Аль Аксы».
Еще один его пост: «Негев выполняет служебный долг» – написал он, выставив фотографии беспорядков на дорогах Негева.
Есть ли еще хоть одно государство в мире, в котором не только его граждане, но и представители власти могут безнаказанно призывать к насилию?
Не меньше обсуждались и ракетные обстрелы. В глазах местного населения ХАМАС заработал немало очков во время этой операции. Именно Газа «пришла на помощь» в защите мечети Аль Акса. Газа заступилась за святыни палестинского народа, и тяжело преувеличить тот уровень поддержки, которым сегодня пользуется ХАМАС среди «внутренних палестинцев». Израильские арабы радовались ударам ХАМАСа по израильским городам – но в то же время операцию ЦАХАЛа в Газе считали бесчеловечной и критиковали ее.
Даже смерть арабов в Израиле от ракет ХАМАСа не изменила их отношение к обстрелам Израиля. Надин Авад, 16-летняя девушка, была убита вместе со своим отцом Халилом после того, как ракета из Газы попала в их машину. К сожалению, не нашлось ни одного комментария, осудившего за это ХАМАС. Смертью Надин цинично воспользовались, превратив ее, как и погибшего ранее Мухаммеда Кивана, в мученицу мечети Аль Акса.
«Это – та цена, которую платят за освобождение Палестины палестинцы, живущие внутри границ 1948 года» – написал один из комментаторов.
В Рамле после падения ракеты множество молодых арабов пожелали сфотографироваться рядом с ней.
Наверное, одна из наиболее ужасающих сцен войны, которые мне довелось увидеть в эти дни – это видео женщины, кричавшей от страха, лежа на земле, в ожидании падения ракеты в Ашкелоне. Но у израильских арабов эта женщина не вызвала никакого сострадания. Десятки комментариев гласили: «Почувствуйте то, что чувствует народ Газы!»
А между ракетами, сиренами и подстрекательствами продолжались демонстрации. Все они шли под флагами Палестины и все против Израиля. Демонстрация в Назарете… Демонстрация бедуинов а Беэр-Шеве…
В соцсетях нашлось место и шуткам, точнее – высмеиванию Израиля и ЦАХАЛа. Вот пост, который был опубликован в фейсбук-группе арабского района Шуафат в Иерусалиме. На нем парень в ярости разбивает телевизор, услышав, как пресс-секретарь ЦАХАЛа говорит о силе армии на арабском языке.
Одна из наиболее активных кампаний, прошедших в дни войны на арабской улице Израиля, призывала израильских солдат и полицейских арабского происхождения уйти из израильских служб безопасности:
«Я – Юсеф Джени из Назарета. Я заявляю перед Богом и каждым, кто меня знает, что подаю заявление об уходе из израильской армии. Ведь Бог обещал прощение и награду тем, кто раскаивается. Я прошу Бога дать мне успех в этом решении. Аль-Акса – это красная черта…»
Другая публикация: «Братья моего города Кафр Манда! Я объявляю перед всеми, что бросаю службу в полиции! Вы – моя семья. Я – ваш и вы – мои. Я был и по-прежнему останусь слугой моих братьев».
Тяжело сказать, сколько из десятков этих постов правдивы. Но важнее другое: были ли сделаны из этого выводы нашими службами безопасности?
Старая израильская шутка гласит «Не нужно по 99 процентам арабов судить об остальном проценте». Некоторые из тех, кто не знает арабский язык или надеется, что его не знают другие, пытаются утверждать, что так ведут себя не все израильские арабы. Что не все они были настроены против Израиля в этой войне.
Возможно. Но, просмотрев за эти дни десятки страниц и тысячи комментариев, я не встретил ни одного проявления сочувствия израильтянам. Ни одного призыва восстановить мир. Ни одного осуждения ХАМАСа. Более того, я не увидел ни одного поста с жалобой на ущемление арабов в Израиле! Я видел лишь националистический запал тех, кто видит себя частью палестинского народа и хочет уничтожения Израиля, как еврейского государства.
Вне всяких сомнений в войне Израиль победил ХАМАС, уничтожив значительную часть его инфраструктуры и арсенала. Но если судить по тому, что происходит внутри Израиля, то мы все ближе к тому, чтобы проиграть эту войну.
Судите сами. Группа жителей арабского города Бака аль-Гарбия выставила следующий пост: «Великое зрелище: Иерусалим и мечеть Аль- Акса». «Оккупационные силы покидают мечеть Аль Акса».
Флаги ХАМАСа были подняты в мечети Аль Акса. Тогда как шейх Аль-Аксы, поддерживающий Абу-Мазена (а не ХАМАС), был изгнан из мечети. Одна «гордая» арабка заявила девушке-полицейской: «Вали в свою Украину, из которой приперлась!» – и, конечно, сняла это на камеру…
Это противостояние еще сильнее показало, насколько утопично утверждение, что израильские арабы видят себя частью Государства Израиль. Скорее, их отношение к стране отражает понятие «сумуд» («стойкость»).
Эти вопросы должны лишить нас покоя и быть обращены к израильским властям. Есть ли хоть какая-то программа действий для изменения ситуации? Хоть какая-то стратегия по отношению к израильским арабам? И если такой программы нет, что, по их мнению, случится с Израилем в ближайшем будущем?
Эта война должна открыть нам глаза.
Иван Гончаренко, арабист — специально для сайта «Детали»