К 60-летию Государства Израиль. Часть 6.

Май

1
1948
— Война за Независимость. Самолёты ВВС Израиля бомбят Амман, район Туль-Карема и Тиры.
— Из дневника командира Арабского легиона генерала Глобба: «Стало ясно, что арабское наступление затухает».

Бегин заключил с временным правительством соглашение, предусматривающее прекращение самоуправных действий «ЭЦЕЛа» на территории, находящейся под юрисдикцией государства, а также введение батальонов в состав национальной армии с последующей присягой. Все оружие следовало сдать высшему командованию. Временному командованию «ЭЦЕЛа» разрешалось продолжать свою деятельность до полной интеграции, то есть не больше месяца. «ЭЦЕЛ» обязался прекратить закупки оружия за рубежом.

3
Война за Независимость. Операция «Ицхак». Неудачная контратака под Ашдодом двух батальонов бригады Гивати против египтян, продвигавшихся к Тель-Авиву. Тем не менее, наступление арабов было остановлено в 32 км. от него.
Война за Независимость. Первый воздушный бой израильского истребителя. Самолёт «Авиа  С199», ведомый М. Алоном, сбил две египетские «Дакоты».

4
Торжественное богослужение в московской хоральной синагоге в честь провозглашения Государства Израиль.

Война за Независимость. Бен-Гурион получил сообщение от руководителя обороной Западного Иерусалима Дова Иосефа о том, что запасов муки в городе осталось на 5 дней и необходимо его пополнить независимо как: джипами или на верблюдах.

5
Норма выдачи хлеба жителям Западного Иерусалима уменьшилась до 150 гр. на человека.

7
600 носильщиков пешком, через Иудейские горы доставили в Иерусалим продовольствие (см.4 и 5 июня).

 Война за независимость. Бой у кибуца Ницаним. Защитники кибуца своим сопртивлением притормозили движение египетских войск на Тель-Авив. 7 июня усиленный египетский батальон приподержке бронетехники с утра начал атаку на кибуц. атака была отбита. Вторую атаку поддерживала авиация, и танки египтян прорвались внутрь кибуца. Его защитники были оттеснены к окраине и окружены. Попытка вырваться из окружения не удалась. В 16 часов израильские бойцы сдались. Погибли 33 защитника кибуца, 105 взяты в плен. После войны кибуц был снесён, на его месте построена военная база.

На встрече Бен-Гуриона, Реувена Шилоаха, работавшего в политическом отделе Еврейского агентства («Сохнут»), и Исера Беери (Биренцвейга, прозванного «Большим Исером»), возглавлявшего службу «Шай» (Исер Беери незадолго до того сменил на этой должности своего предшественника Давида Шалтиэля) определены первоначальные контуры разведывательных служб молодого еврейского государства. Из дневника Бен-Гуриона: «Необходимо создать при штабе (Генеральный штаб) службу армейской разведки под началом Исера (Беери) и Вивиана (Хаима Герцога). Армейская разведка будет отвечать за безопасность, цензуру и контрразведку.
Внутреннюю службу разведки под руководством Исера Харэля и Йосефа (Йосеф Израэли, бывший до создания государства членом Генерального штаба ХАГАНЫ, а летом 1948 года назначенный генеральным секретарем Министерства обороны).
Службу государственной внешней разведки возглавит Реувен Шилоах. До окончания войны он будет подчиняться Министерству обороны, а потом – возможно – Министерству иностранных дел».

8
Война за Независмость. Открыта новая в обход Латруна дорога в Иерусалим, чем была прорвана его блокада. Пошли караваны с продовольствием. Оно доставлялось на джипах, мулах, вручную носильщиками. Дорога назвалась Бирманской, так же, как дорога в Китай через Бирму, но которой шла американская помощь Чан Кай Ши.

10
Война за Независимость. Египетские самолёты «Спитфайеры» бомбили Тель-Авив. Система оповещения не сработала, были многочисленные жертвы.

Третья неудачная попытка ЦАХАЛа захватить Латрун.

Первый перерыв в начатой 20 мая эпопее по доставке из Чехословакии воздушным путём оружия. 26 рейсами были перевезены 11 Мессершмидтов, 107 тонн грузов.

11
 Первое перемирие в Войне за Независимость.

Корабль «Альталена» вышел в море, имея на борту 5000 английских винтовок (+4млн. патронов), 300 брэнов, 150 пулеметов «Шпандау» , 5 легких бронетранспортеров, 100 тонн динамита и другое оружие. «Альталена», кроме того, везла 862 добровольцев, по большей части, переживших нацистские лагеря, экипаж состоял из людей ЭЦЕЛя и нескольких добровольцев неевреев. Об отплытии «Альталены» немедленно доложила радиостанция Би би си. Как раз 11 июня вступило в силу первое перемирие, по условиям которого было запрещено привозить в «горячий район» Ближнего Востока оружие и солдат. Об отплытии «Альталены» Бегин узнал из передачи Би би си. Он хотел задержать корабль, чтобы не нарушать условия перемирия. Но «Заграничный штаб» решил, что остановить корабль уже невозможно, и капитан получил приказ вести судно к берегам Палестины с максимальной скоростью.

13
Встреча министра иностранных дел Израиля с представителем ООН графом Бернадотом, протест Израиля в связи с нарушением Сирией перемирия.

15
Несмотря на перемирие, в Хайфу прибыло судно «Борея» с большой партией оружия для Армии: 10 легких танков «Гочкис».

С Югославией достигнута договорённость об использовании её аэродрома как промежуточного в следовании израильских транспортных самолётов с оружием из Чехословакии. До того использовался аэродром на Корсике.

16 июня
 Представителям правительства передали точный список грузов, Бегин просил утвердить прибытие и разгрузку корабля. «Галили и Эшколь встретились с Бегиным. Завтра — послезавтра прибудет их корабль, привезет 800 900 человек, 5000 винтовок, 250 бренов, 5 млн. патронов, 50 противотанковых базук (пиат), 10 бронетранспортеров. Зифштейн (директор тель авивского порта) полагает, что можно разгрузить за одну ночь. Я считаю, что нельзя подвергать опасности Тель Авив. Не следует возвращать корабль. Надо привести его к неизвестному берегу». (Дневеик Бен-Гуриона). «Неизвестным берегом» Бен Гуриона был причал поселения Кфар Виткин. В тот же день Бегин просит зарезервировать для боевых группировок «Иргуна» в Иерусалиме 20% поставленного вооружения. Город, который должен был находиться под международным контролем, юридически не входит в состав еврейского государства; соглашение от 1 июня не соблюдается, и соединения «Иргуна» и «Лехи» по-прежнему сохраняют свою автономию. Вот почему, учитывая необычность ситуации, Галили соглашается удовлетворить просьбу Бегина.

17
В Чехословакию на аэродром Жатич прибыли 3 американских бомбардировщика В-17 для ВВС Израиля. Первые 3 недели на них никто не обращал внимания, потому что не знали, как использовать. Лишь после того, как за дело взялся доброволец из США Р. куртц, командовавший в войну эскадрильей В-17, самолёты были укомплектованы экипажами и готовы к действию. Первая настоящая бомбардировка территории Египта ВВС Израиля состоялась 15 июля.

19
Война за Независимость. Открыта Бирманская дорога из Тель-Авива в Иерусалим в обход арабских укреплений в Латруне. Она шла горными тропами, между крутых скалистых холмов, минуя арабские посты. Но по ней можно было проехать, а значит доставить в осаждённый Иерусалим продовольствие, подкрепления, оружие.

Галили доложил Бен Гуриону, что ЭЦЕЛЬ хитрит и стремится «сохранить отдельную военную организацию в рамках государства». Галили и Эшколь вели переговоры с М. Бегиным о том, кому и как достанется оружие «Альталены». Бегин предложил отдать 20% ЭЦЕЛю в Иерусалиме, а остальное батальонам ЭЦЕЛя в составе ЦАХАЛа. Галили и Эшколь требовали, чтобы оружие было передано ЦАХАЛу, который распределит его по своему усмотрению. Бегин согласился при условии, что оружие сначала будет помещено на складах ЭЦЕЛя, затем он согласился на склады ЦАХАЛа, охраняемые ЦАХАЛем и ЭЦЕЛем совместно, потом он был готов ограничиться символическим участием одного часового ЭЦЕЛя. В конце концов, он снял и это условие, но просил, чтобы на церемонии передачи оружия ЭЦЕЛю в Иерусалиме выступил представитель штаба организации. ДРУГАЯ ВЕРСИЯ ПЕРЕГОВОРОВ, озвученная Микаэлем Бар-Зохаром в его книге
«Бен Гурион». «Бегин выдвигает новые требования: оружие, которое не попало в Иерусалим, то есть 80% поставки, должно быть передано на вооружение батальонов «Иргуна», входящих в состав регулярной армии, а то, что останется, перейдет во владение верховного командования. Галили возражает, но понимает, что руководители «Иргуна» «готовы принять меры в одностороннем порядке». Вечером он встречается с Бегином, который сообщает ему о том, что «Иргун» намерен хранить оружие в своих арсеналах до момента передачи его своим боевым соединениям, входящим в состав регулярной армии, что должно произойти во время церемонии в присутствии временного командования. Эта беседа свидетельствует о разрыве соглашения между «Иргуном» и министерством обороны.» 

20
«Альталена» — судно с оружием для ЭЦЕЛ подошло к берегам Страны. Но направилось не в оборудованный порт, а к простому причалу в Кфар-Виткин. Там его пытались разгрузить бойцы ЭЦЕЛ, но этому помешали бойцы Хаганы. Завязалась перестрелка, в которой погибли и были ранены несколько представителей ЭЦЕЛа. Командовать подразделением Хаганы Бен-Гурион поручил М. Даяну, он смог отказаться. Его место занял И. Рабин.

21
Дневник Бен-Гуриона: «В бригадах есть сейчас 16400 винтовок, решено немедленно выделить поселенцам 2000 винтовок, на складе есть сейчас 2900».

22
Бой за «Аталену». 16 бойцов “Эцеля” были убиты в столкновениях. Шестеро пали в районе Кфар-Виткин, 10 человек — на тель-авивском берегу. Из солдат ЦАХАЛа погибли трое: двое в перестрелке в Кфар-Виткин и один в Тель-Авиве.
По распоряжению Бен-Гуриона были арестованы более 200 бойцов “Эцеля”. Большинство было освобождено через несколько недель.

Судно «Инко» доставило в Страну взрывчатку и боеприпасы.

23
Ночь. Весь народ Израиля в течение двух часов слушал выступление Менахема Бегина, транслируемое подпольной радиостанцией «Иргун».  Бегин на чем свет стоит поносил Бен-Гуриона, «этого безумца и дурака», который «замыслил» его убить. Он утверждал, что бомбардировка «Альталены» была осуществлена с единственной целью — убить его, Бегина, которому для уничтожения Бен-Гуриона, пожелав он этого, было бы достаточно «пошевелить пальцем». Он предупредил Бен-Гуриона и его сторонников, что «если они поднимут руку на кого-нибудь из нас, то этим подпишут себе приговор. Все, кто немедленно не освободит наших солдат и офицеров, будут обречены». Тем не менее, приказал своим людям не оказывать вооруженного сопротивления армии: «Мы не откроем огонь. Мы не допустим братоубийственных стычек в то время, когда враг стоит у наших дверей».

Вечер. На ассамблее Народного Совета Бен-Гурион выступил с ответной речью: «Из одной винтовки можно убить несколько человек; но из 5000 стволов можно расстрелять всю общину!». Поскольку эти стволы не предназначались армии, их уничтожение предопределено самой судьбой, добавляет он, завершая фразу, которая породит вечную к нему ненависть со стороны «Иргуна»: «Благословенна пушка, потопившая этот корабль!».

29
Солдаты Армии Обороны Израиля принесли присягу на верность Стране: «Я клянусь и обязуюсь хранить верность Государству Израиль, его законам и его полномочным властям, безоговорочно и безусловно подчиняться дисциплине Армии Обороны Израиля, выполнять все приказы и инструкции, отдаваемые полномочными командирами, посвящать все свои силы и даже жертвовать жизнью для защиты Родины и свободы народа Израиля».

 В США отправлен гроб с телом Дэвида Маркуса, выпускника Уэст-Пойнта. В первые весенные войны за Независимость он был военным советником Бен-Гуриона, внёс значительный вклад в превращение Хаганы из полупартизанских формирований в регулярную армию. После падения еврейской части Старого Города был назначен командовать войсками в Иерусалиме. Был убит через 11 дней после этого назначения в результате нелепого несчастного случая — его застрелил израильский часовой, когда он ночью вышел из своей палатки и не услышал оклика. 

30
 Война за Независимость. Ночью перед выходом последних британских частей из Израиля были угнаны два танка «Кромвель» с 75-мм орудиями и полным боекомплектом с одной из последних английских баз — аэродрома в районе нефтеперегонного завода. Танки вели английские солдаты, ранее завербованные в Отряд Приобретения. По первоначальному плану предполагалось угнать три танка — третий должен был вести один из израильтян, получивший перед этим теоретическую подготовку по управлению «Кромвелем». Однако он не смог пройти первый же поворот и застрял. Попытки вытащить танк оказались неудачными, англичане начали преследование и танк пришлось бросить. Два других без добрались своим ходом до Тель-Авива.

Переходным правительством принят Закон «Об оставленных территориях», по которому всё, что осталось от прежних владельцев, отходило в собственность Государства.

День рождения израильской разведки. В Тель-Авиве в ничем не примечательном доме №85 по улице Бен-Иегуда собрались шесть мужчин в костюмах цвета «хаки». Совещание проходило в крохотной комнате на втором этаже. На табличке, прибитой к двери, значилось: «Служба помощи ветеранам».
Заседание проводил седовласый, аскетического вида подполковник 47-летний Иссер Беери (в прошлом – Бернцвейг). Он занимал должность начальника ШАЙ («Шерут Едиот» – «Служба информации») – разведывательного подразделения Хаганы. Беери сообщил, что «Старик» (так называли первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона) предложил распустить ШАЙ и создать три новых ведомства. Военную разведку АМАН («Агаф Модиин»), которую возглавит сам Беери, политическую разведку (будущий «Моссад») во главе с Борисом Гуриелем и службу внутренней безопасности «Шин-Бет» («Шерут Бетахон Клали» — ШАБАК, или по первым буквам первых двух слов — «Шин-Бет»), руководителем которой назначен начальник тель-авивского отдела ШАЙ Иссер Харел.

 Казнь по решению военного трибунала командира Хаганы М. Тубянского за якобы передачу информации арабам. Впоследствии погибший был реабилитирован.

Метки:

Оставить комментарий