YAHAD — второе ивритское слово, которое я узнал. Первое — шалом, третье — LUAH SHANA. Но если №1 №3 туда-сюда, нейтральны, то YAHAD — просто какой-то индейский боевой клич. Так и хочется с воплем “YAHAD” выскочить из засады и метнуть во врага томагавк. Такая вот ассоциация. Впрочем, само слово-то ни при чём, наоборот, замечательно — ВМЕСТЕ, ОБЩИНА. Помните, “Пока мы едины, мы непобедимы”.
Только вот, у сожалению, с единством, YAHADом, у евреев всегда почему-то были проблемы. В Коллекции тому масса примеров.
18 июля 66 года — Начало вооружённого противостояния в Иерусалиме между приверженцами решительных действий против Рима и более умереной частью общества, поддерживаемой царём Агриппой.
Иосиф Флавий: “Элеазар, сын первосвященника Анания,чрезвычайно смелый юноша, занимавший тогда начальнический пост, предложил тем, которые заведовали порядком богослужения, не принимать больше никаких даров и жертв от неиудеев. Это распоряжение и было собственно началом войны с римлянами, потому что в нем заключалось отвержение жертвы за императора и римлян. Как ни упрашивали первосвященник и знатнейшие особы—не отменить обычного жертвоприношения за верховную власть, они все-таки не уступали… Ввиду серьезного и опасного характера движения, представители властей, первосвященники и знатнейшие фарисеи, собрались вместе для совещания о положении дел. Решено было попытаться урезонить недовольных добрыми словами; с этой целью народ был созван на собрание к медным воротам, находящимся внутри храмового двора, против восточной стороны. Сделав народу много упреков за его смелую попытку к отпадению, сопряженному с столь опасной войной для отечества, ораторы старались вместе с тем поколебать основательность поводов к этой войне.
Во время этой речи представлены были народу священники, знакомые с древними обычаями и разъяснившие, что их предки во все времена принимали жертвы от иноплеменников. На все это никто из восставших не обратил никакого внимания…Представители властей увидели, что они больше не в состоянии справиться с мятежом, они отправили посольства: одно под предводительством Симона, сына Анании, к Флору, а другое — к Агриппе. Обоих они просили стянуть войска к городу и подавить восстание, пока есть еще возможность. Для Флора это было чрезвычайно приятное известие; решившись раздувать пламя войны, он не дал послам никакого ответа. Но Агриппа, одинаково озабоченный судьбою, как восставших, так и тех, против которых война была возбуждена, старавшийся сохранить для римлян иудеев, а для иудеев — их храм и столицу, послал иерусалимским жителям три тысячи конных солдат под командой Дария, начальника конницы. Ободренная этой помощью, иерусалимская знать, с первосвященниками и миролюбивой частью населения, заняла верхний город; нижний же город и храм находились в руках мятежников. С обеих сторон пустили в ход камни и метательные снаряды и начался беспрерывный ряд перестрелок между обоими лагерями. Семь дней подряд лилась кровь с обеих сторон и, однако, ни одна партия не уступала другой занятых ею позиций”. (В ссылке к тексту говорится, что военные действия начались 8 ава, то есть 18 июля).
25 июля 66 года — “На восьмой день, в праздник ношения дров (в ссылке — 15 ава. то есть 25 июля), когда каждый должен был доставить дрова к алтарю для поддержания на нем вечного огня, ревнители исключили своих противников из участия в этом акте богослужения. Вместе с невооруженной массой вкралось тогда в храм множество сикариев (разбойников с кинжалами под платьем), с помощью которых они еще более усилили нападения. Царские отряды оказались в меньшинстве и уступали им также в мужестве; они должны были освободить верхний город. Тогда наступавшие вторгнулись туда и сожгли дом первосвященника Анания, а также дворцы Агриппы и Вереники; вслед за этим они перенесли огонь в здание архива для того, чтобы как можно скорее уничтожить долговые документы и сделать невозможным взыскание долгов. Этим они имели в виду привлечь массу должников на свою сторону и восстановить бедных против лиц состоятельных. Надзиратели архива бежали, так что они беспрепятственно могли предать его огню. Уничтожив здания, составлявшие как бы нервы города, они бросились на своих врагов. Часть властных людей и первосвященников скрылась в подземные ходы; другие вместе с царским отрядом отступили назад, в верхний дворец, и поспешно заперли за собою ворота. Между последними находились: первосвященник Ананий, брат его Езекия и посланные пред тем к Агриппе делегаты. Тогда только бунтовщики сделали перерыв, довольствуясь победой и произведенными огнем опустошениями”. (Иосиф Флавий)
26 июля 66 года — “На следующий день (в 15-й день Лооса — 16 ава, 26 июля) они сделали нападение на замок Антонию, штурмовали его после двухдневной осады, убили весь гарнизон, а самую цитадель предали огню. За тем они обступили дворец, куда спаслись царские отряды, разделились на четыре громады и пытались пробить стену. Находившиеся внутри, в виду многочисленности наступавших, не отваживались на вылазку; вместо этого они установили посты на брустверах и башнях, стреляли в нападавших и убивали значительное число разбойников под стеною. Ни днем, ни ночью не унималась борьба…” (Иосиф Флавий “Иудейская война”).
Дальше было то же. До самого разрушения Храма Титом.
17 октября 1800 года — (28 тишрей 5561) Алтер-ребе был заключен в канцеляриях Тайного совета по доносу. Освободился 27 Кислев, в третий день Хануки 5561 года (14 декабря). Это был уже второй арест, первый — в 5559 году. И как, пишет ребе Раяц, причина обоих были доносы (своих же соплеменников). “В 5559 году донос в основном касался самого нашего ребе, что он хочет быть царем в Израиле и собирает людей и деньги, и намеревается устроить бунт против правительства. А донос 5561 года в основном касался Торы хасидизма”.
3 декабря 1884 года — Этим днём помечен документ, касающийся отлучения от общины турецкого журналиста Давида Фреско:“Стамбульские газеты «Telegrafo», а позднее и «El’ Tiempo», редактируемые Давидом Фреско, не могут не вызывать возмущения. Этотжурналист уже несколько лет является проблемой для общины вследствиеего статей, направленных против морали. Он не только позволяет себенасмешки над религией, врагом которой себя показывает, но к тому жесчитает возможным оскорблять покойных и ныне живущих раввинов и дажеглавного раввина не щадит. Очевидно, единственная цель этогочеловека – предельно унизить своими публикациями нашу святуюрелигию. Мы не можем не реагировать на враждебные выходки именнотогда, когда происходит формирование общинного совета (meclisi cismani), который будет управлять делами общины. И в это время намприходится закрывать глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать, какон изощряется в дискредитации общинных институтов и тем самымразрушает общину. Поскольку он сеет семена раздора средиединоверцев, пытается разложить общинный совет, который мы формируем с большим трудом, а с момента основания его газеты мы не знаем покоя, нам не остается ничего другого, кроме как применить к вышеназванному Давиду самые жесткие меры. По причине всего сказанного, мы, раввины, члены религиозного совета Стамбула, собрались под председательством нашего высочайшего и почитаемого главного раввина, увенчанного короной [добродетели]. Изучив всепункты этого дела и в соответствии с религиозным законом, принимая во вниманиеслова и действия вышеназванного Давида, которые причиняют нам вред, мы решилиотлучить его от религии и объявить недостойным редактировать газету. Объявляем также, что ни одна еврейская газета, ни один журнал не должны предоставлять емувозможность для публикации. Это решение принято, чтобы остановить причиняемоеим зло, чтобы сохранить религию и нацию, а потому оно должно быть выполнено без каких-либо изменений. 15 кислев 5645 от сотворения мира”. Далее следуют семь подписей членов религиозного совета.19 апреля 1943 — Начало восстания в Варшавском гетто. Но, как ни ужасно. и в эти героические и трагические дни не было среди евреев единства. см. “Правда о восстании в Варшавском гетто“. 20 ноября 1944 — C целью отвести от себя удар британских властей после убийства лорда Моина, руководство “Хаганы” приняло решение о сотрудничестве с британской полицией в борьбе с правыми еврейскими подпольными организациями “ЛЕХИ” и “ЭЦЕЛь”. План “Хаганы”, под кодовым названием “Сезон” был утверждён руководством Еврейского Агенства (“Сохнут”). 20 ноября 1944 года “Хагана “ открыла сезон охоты на членов организации “ЭЦЕЛь”. “Охотниками “ выступали бойцы “ПАЛьМАХа” , ударных отрядов “Хаганы”, действовавших по наводке агентов ШАЙ (разведслужба “Хаганы”). Более 1500 человек было схвачено пальмахниками, большинство из них были переданы в руки британских властей, часть похищенных содержались в импровизированных тюрьмах Хаганы. Среди похищенных практически не было членов организации “ЛЕХИ” (из за двух боевиков которой по сути и разгорелся весь сыр-бор), зато среди них были простые члены ревизионистских партий, не имевших никакого отношения к организации “ЭЦЕЛь” – руками британских властей “Сохнут” сводила счёты с политическими противниками. Менахем Бегин, руководитель организации “ЭЦЕЛь”, отдал приказ всем членам организации не оказывать сопротивления и не принимать ответные действия против членов “Хаганы”, дабы избежать братоубийственной войны. Руководство же организации ЛЕХИ, повело себя прямо противоположным образом. Один из руководителей ЛЕХИ, Натан Елин-Мор, недвусмысленно намекнул руководству Хаганы о том, что в случае “охоты” за членами “ЛЕХИ”, они начнут “отстрел” руководства Хаганы. Именно этим и объясняется тот факт, что среди выданных британцам не было членов организации ЛЕХИ. www.waronline.org 7 марта 1978 года — Израиль. Открытое письмо 300 военослужащих резерва премьер-министру М. Бегину положило начало движению “Шалом Ахшав”.
4 ноября 1995 — Убийсктво премьер-министра Израиля И. Рабина.15 августа 2005 года — Размежевание.Но может быть это “единство противоположностей” и есть основа нашего длительного, тьфу-тьфу-тьфу, существования? YAHAD? (все даты, кроме первых трех и “турецкой” из “Ежедневного еврейского календаря“)
Метки: Иудейская война