В последние месяцы, основой палестинской политики и основным рычагом давление на Израиль стало провозглашение независимого палестинского государства в границах 1967 года.
Представляет ли этот стратегический ход реальную опасность для Израиля или же это пустые угрозы, цель которых оказать влияние на общественное мнение и создать панику?
Данный прецедент уже имел место в истории. В 1988 году Ясир Арафат, будучи председателем ПА, выдвинул на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН аналогичный проект.
15 ноября 1988 года инициативу поддержали 88 стран
15 декабря 1988 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию номер 43/177, согласно которому признала провозглашение государства Палестина абсолютным большинством в 104 голоса («против» проголосовали Израиль и США, 36 стран воздержались)
Многие страны даже открыли представительства и посольства в «государстве Палестина»
Чем же это закончилось? Ничем. Почему?
Во-первых, согласно международному праву, решения Генеральной Ассамблеи ООН являются рекомендательными, и не обязательны к исполнению.
Во-вторых, согласно юридическим нормам того же международного права, существуют, как минимум два базовых условия или критерия, которые необходимы для создания самостоятельного государства:
Власть и суверенитет: на обозначенной территории вся полнота власти над этой территорией и всем ее населением сосредоточена в руках одного-единственного органа и/или системы
Независимость: способность управлять внутренними и внешними делами без участия других стран, обеспечивать безопасность, иметь собственную инфраструктуру во всех сферах, вне зависимости от какого-либо другого органа, государства, организации.
В случае с ПА эти условия не выполняются. У нее нет власти и суверенитета над территорией и населением: на данный момент за т.н. «зеленой чертой», проживают порядка 660,000 израильтян, там находятся силы ЦАХАЛа, 60% площади (т.н. территория С) находится под гражданским и военным суверенитетом Израиля. ПА находится в полной зависимости от Израиля в финансовой сфере, в области инфраструктур и безопасности, в плане свободного передвижения по местности.
Одностороннее провозглашение палестинцами независимости и их соглашение с ХАМАСом — это прямое нарушение мирных соглашений Осло. Как следствие, палестинская администрация автоматически теряет право на управление территориями А и В.
Иными словами, в сентябре мы имеем на руках не «независимое государство Палестина», а лишь (возможно) декларацию о его провозглашении. Израиль не получил свое право на существование автоматически после оглашения Декларации независимости: он отстоял его в тяжелой войне.
Эффективная власть и контроль – вот гарантии становления государства.
Краткий ход событий, предшествующих провозглашению палестинского государства:
В 2009 году Хавьер Солана, на тот момент Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности, призвал к оглашению твердых сроков по формированию независимого палестинского государства в одностороннем порядке, в случае, если стороны не придут к какому-либо соглашению. Этот ход был призван оказать давление на правительство Израиля и вынудить его пойти на дополнительные уступки. Палестинцы, а также некоторые европейские организации подхватили этот флаг, используя его, как перманентный рычаг давления на Израиль.
Эта идея была развита до обращения в Совет безопасности ООН, что уже само собой стало представлять некую угрозу.
США сняли этот вопрос с повестки дня, несколько раз пообещав наложить «вето» на любую подобную попытку.
В 2010 году Конгресс США принял однозначное решение против любой односторонней политики, а сам президент Обама наложил «вето» на любую попытку осуждения поселенческой политики Израиля.
В 2011 году инициатива по одностороннему провозглашению «государства Палестина» начала набирать обороты, в основном в израильской прессе, создавая панику в израильских политических кругах.
В марте 2011 года Эхуд Барак, министр обороны Израиля, довел эту ситуацию до апогея, введя понятие «политического цунами», как следствие провозглашения палестинского государства. И это высказывание Барака прозвучало на фоне того, что ему известно о решении Соединенных Штатов против односторонних шагов палестинцев.
Канцлер ФРГ, Ангела Меркель, подтвердила свою приверженность переговорному процессу и обоюдным шагам, и высказалась против палестинской инициативы. Италия возражает против односторонних шагов. Однако ряд израильских политиков и пресса продолжают, незнамо зачем, бить тревогу.
Главный вывод: мир знает, что израильский политический истеблишмент заходится в истерике. И эта истерика на руку врагам, но никак не государству Израиль.
Почему США, Германия и другие страны против одностороннего провозглашения палестинского государства?
Они понимают, что этот шаг приведет к созданию слабого, обреченного на провал, но воинственного образования (Failed & Hostile State).
1. Провал обусловлен тем, что у палестинцев не будет полного контроля над территорией. Стоит только подумать об Ариэле, Маале Адумим, Иерусалиме и других населенных пунктах – контролирует ли их ПА, и может ли? ПА полностью зависит от Израиля в сфере инфраструктур и безопасности, нет свободы передвижения по территории. Такая ситуация лишь обозлит самих же палестинцев.
2. К тому же, если палестинцы получат государство без официального провозглашения окончания конфликта и отказа от права на возвращение беженцев, какая мотивация будет у них в будущем пойти на эти уступки? ХАМАС захватит власть, и, вскоре, это государство станет иранской военной базой, которая будет представлять угрозу уже не только Израилю, но и Иордании и всему западному миру.
То есть, признание палестинского государства в одностороннем порядке — это верный способ увековечить конфликт, а не разрешить его.
Что же произойдет в сентябре 2011 г.?
Одна версия: как и в 1988 г., палестинцы опять провозгласят независимость, большинство стран опять поддержат их в этом, Генеральная ассамблея ООН опять проголосует за создание палестинского государства. Вся эта акция примет опять чисто символический характер. Ничего страшного, опять поиграли в большую политику.
Другой вариант: палестинцы, под давлением мировой общественности, передумают и откажутся от этой инициативы.
Так или иначе, цунами в Израиле не ожидается, по крайней мере, политического.
Что делать?
Не паниковать. Становление независимого палестинского государства при односторонней декларации независимости на данный момент – не более чем попытка политического давления на Израиль. Именно наша паника подбадривает палестинцев и некоторые европейские страны вместе с ними продолжать весь этот фарс. Как только Израиль перестанет паниковать, этот рычаг давления перестанет существовать.
Продолжать работать в политическом направлении с влиятельными странами, такими как США, Россия, Германия, Франция, Китай и другими. США и Германия уже выразили свою поддержку, стоит продолжать в том же духе.
Противодействовать – лоббировать закон о распространении полного израильского суверенитета хотя бы на территории грифа С. Это 60% от площади Иудеи и Самарии, на данных землях проживает почти 100% еврейского населения, за исключением нескольких тысяч палестинцев. Некоторые министры от партии Ликуд (Кахлон, Эдельштейн, Кац) уже заявили о своей поддержке этой инициативы.
Палестинцы начали против Израиля политическую войну. И в этой войне нельзя просто поднять руки и ждать своей участи. Необходимо противодействовать.
Какова позиция Совета Иудеи и Самарии?
В свете последних инициатив палестинцев, нежелания последних искать реальных путей к мирному выходу из конфликта, и в виду вхождения террористической организации ХАМАС во властные структуры ПА, Совет Иудеи и Самарии призывает израильское правительство денонсировать «соглашения Осло» и принять постановление о распространении полного израильского суверенитета на территории с грифом С. http://www.vestnik-news.com/2011/05/15/strategija_otvet.html