Первые годы Израиля. 1955.

Не знаю, правда, можно ли счесть простыми заботами начало строительства первого компьютера в Израиле, но упомянуть о таком событии считаю необходимым. А еще о том, что профессор Гершом Шалом, один из создателей этого чуда техники, предложил назвать сию огромную машину Големом в честь пражского мифического глиняного монстра.
   
   Израиль в тот год был занят не только строительством машины, предназначенной помочь человеческому мозгу, но и другой »лепкой» себе подобных существ: одна из игрушечных фабрик в Тель-Авиве решила воспользоваться грядущими выборами и начала выпускать игрушки, копирующие Бен-Гуриона, Моше Шарета и Менахема Бегина.
   Ну как тут не вспомнить слова из замечательной песни Новеллы Матвеевой: »Я леплю из пластина, пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха, если клоун выйдет плохо, назову его дурак».
  
   Ладно, перейдем от кукол к живым людям. После трех лет тревожного затишья к израильским берегам вновь причаливают корабли с новыми репатриантами. Идет экстренная операция по доставке евреев из Марокко. Страна эта борется за независимость, и существует естественные опасения, что очередными жертвами этой борьбы могут стать потомки Яакова.
  
   Газеты пишут, что новая волна репатриации столкнулась с неожиданным сопротивлением внутри страны. Жители поселений для новоприбывших отказывались принимать своих африканских собратьев, мотивируя это тем, что те далеки от еврейских традиций, а также незнакомы с правилами европейского, хорошего тона. Попросту говоря, очень плохо воспитаны: не так и не то едят, не так молятся, не так одеваются и так далее, и тому подобное. Даже во временных лагерях, где обитали выходцы из Йемена, отказывались принимать выходцев из Марокко.
  
   Это, так сказать, материал общий, обзорный, но есть в газетах той поры и любопытные истории, рассказывающие о конкретных репатриантских судьбах. Вот одна из таких историй.
   Рейс из Вены в Израиль был задержан: ждали двух пассажирок. Ими оказались две старушки — репатриантки из СССР: Рива Хамельянская и Наха Штейман. Для Ривы репатриация произошла весьма неожиданно: как-то, вернувшись с работы, эта скромная служащая банно-прачечного комбината обнаружила в почтовом ящике письмо с правительственными печатями. В письме было разрешение на репатриацию, полученное в результате обращения дочери Ривы, живущей в Израиле, к самому Клименту Ефремовичу Ворошилову. Всесильный в то время меткий стрелок взял да и разрешил воссоединение семьи, и старушка полетела в Израиль.
   Но по дороге самолет совершил посадку в Риме, где к пассажирам присоединилась звезда итальянского кино Сильвана Пампанини. Актриса проявила неподдельный интерес к судьбе двух репатрианток и всю дорогу беседовала с ними через переводчика. Старушки были польщены необыкновенно, и вообще им казалось, что попали они в настоящую сказку.
   Когда самолет приземлился, к трапу железной птицы сразу бросились корреспонденты, фотографы и восторженный народ с цветами.
   — Рива, посмотри! — сказала Наха. — Ты только посмотри, как нас встречают!
   Но встречали, конечно, не наивных старушек, а итальянскую кинозвезду.
   Ну как тут не вспомнить финал знаменитого фильма »Мертвый сезон», в котором восторженная толпа у самолета приветствует не настоящего героя в исполнении Донатаса Баниониса, а спортсменов-победителей.
  
   Еще одно доказательство, что сюжетов в мире нашем не так уж много. Иногда, впрочем, случаются истории исключительно еврейского разлива. Вот одна из них.
   Герой Войны за независимость, а ныне — свободный художник Моше Барак (Беркович) полюбил Орит, христианку (в прошлом жену сербского поэта-еврея Милана Пантковича). Влюбленные решили пожениться, но во время брачной церемонии молодой приспичило признаться, что еврейкой в документах она записана по ошибке, и что в Б-га еврейского не верит. Мало того, и гиюр проходить не собирается.
   Свадьба расстроилась, но художник решил не сдаваться. Моше письменно обратился в газеты и в Кнессет, а также пригрозил голодовкой, если закон о гражданских браках в ближайшие три недели не будет принят.
   Кнессет не обратил внимания на демарши Барака, и Моше начал голодовку. Местная и заграничная пресса широко освещали эту акцию. Барак продержался несколько дней, а потом загремел в больницу, где его стали »откармливать» уколами, но предупредили, что долго он так не продержится.
   В итоге Барак прекратил голодовку и подал гражданский иск в суд. Кстати, прежде чем начать голодовку, Моше пытался застраховать свою жизнь на 50 тысяч лир, но ни одна страховая компания не рискнула выдать ему полис.
  
   Чем закончилась история неудачной женитьбы художника — неизвестно. Газеты как-то вдруг потеряли интерес к его персоне. Любопытно, однако, то, что еще раньше пропала из репортажей христианка Орит. Судя по всему, любовь к христианству оказалась для нее сильнее любви к бедолаге Бараку. Да и со страховкой ничего не вышло…
  
   Во что был одет свободный художник — мы можем только догадываться, опираясь на информацию о модах 1955 года. Мужчины носили тогда брюки в мелкую клетку, причем сильно зауженные книзу, и костюмы тигровой окраски. Больше всего модников толпилось у витрины магазина »Мадим», на Алленби, 56. Этот магазин одним из первых ввел в свой ассортимент американскую спортивную одежду.
  
   К чему это я? Да просто к тому, что жизнь в Еврейском государстве стала и веселей, и лучше.
   Появился в Израиле первый прямой междугородный телефон, появилась возможность вести напрямую переговоры между Тель-Авивом и Иерусалимом.
   В Хайфский порт прибыли первые дизельные локомотивы, которые позволили значительно ускорить движение поездов и сократить время поездок.
   Открылся второй завод по сборке мотоциклов и велосипедов по эгидой »Форда» и под лозунгом: »Дадим железного друга всем желающим!»
   В Нагарии открылась первая в Израиле кулинарная школа.
   Впервые отправился на гастроли израильский филармонический оркестр.
   Впервые, впервые, впервые… Ничего не поделаешь, напомним: стране всего лишь семь лет.
  
   Нужно признаться, что даже воришки в Израиле выглядели так, будто впервые решили нарушить закон. Приведу два характерных случая.
   Задержали грабителя после того, как он обчистил квартиру в Северном Тель-Авиве. Вор надкусил хозяйское яблоко, и его изобличили по прикусу.
   В Рамат-Гане полицейский патруль заметил ночью трех молодых людей, одинаково хромавших. Ребят остановили и попросили разуться. И тут обнаружилось, что каждого из них в носке были спрятаны драгоценности, украденные ими с виллы, расположенной по соседству.
   Тем не менее, статистика криминала в тот год не внушала особого беспокойства, но количество адвокатов явно перевалило необходимый предел. На каждого обвиняемого приходилось аж по три адвоката. Профессия защитника перестала быть популярной. Свахи перестали описывать эту публику как самых выгодных женихов, так как зарабатывали адвокаты в ту пору сущие гроши.
  
   В то же время профессора истории на свои доходы в тот год не жаловались — по крайней мере, в Англии. Газеты сообщают, что профессор истории из Оксфорда отказался получить гонорар за израильское издание отредактированного им собрания писем императора Наполеона. Издательство решило в благодарность посылать профессору каждые две недели ящик апельсинов.
  
   Чудеса, да и только. Оказывается, в 1955 году у берегов Эйлата водились кровожадные акулы. Привожу сообщение в газете, доказывающее этот факт: «Местный совет Эйлата обустроил пляж, установив подводную сеть длиной в 650 метров, чтобы обезопасить купающихся от атак акул».
   Эх, если бы евреев стремились сожрать только акулы. Газа и тогда была стартовой базой террора. В ответ ЦАХАЛ провел операцию «Элькаям», атаковав полицейский участок в Хан-Юнесе. С египетской стороны 72 убитых. В ответ Насер направил в сектор крупные силы.
   В ноябре ЦАХАЛ провел операцию «Вулкан» в районе Ницаны. Египтяне потеряли 70 солдат убитыми, 48 взяты в плен. Погибло 7 израильских военнослужащих.
   Бесконечные стычки с бандитами в форме и без обусловили «военный» характер заголовков газет. Ну, например: «Марокканцы захватили Негев!» Прямо ужас какой-то, но на самом деле в статье рассказывалось, что 36 семей из Марокко доставили из Хайфы прямиком в Димону, так назвали небольшой городок на юге страны, в центре Негева. За последние два года в Негеве основано 46 новых поселений. В Димоне, Тель-Йерухаме, Беэр-Шеве и так далее абсолютное большинство жителей выходцы из Северной Африки.
   Побережье Мертвого моря осваивали, в основном, выходцы из Европы. Не знаю, как поднимали сельское хозяйство «африканцы», но «европейцы» добились внушительных побед. Вот одно из сообщений: «В Эйн-Геди — поселении, которому исполнилось два года, курица снесла первое яйцо. В полученном бюллетене об этом событии указывалось, что поскольку курицы начали нестись, но не всегда в курятнике, каждому, нашедшему яйцо, предлагалось отнести его на общественную кухню. В результате число яиц достигло 41-й штуки».
   Страна, как и полагалось юному государству, жила рекордами.
   Рафаэль Гальперин стал чемпионом мира в вольной борьбе в тяжелом весе. Он стал первым мировым чемпионом Израиля в спорте.
   Пловчиха Шушана Ривнер потрясла своими результатами страну. Израиль был уверен, что она одержит победу на грядущей Олимпиаде. Увы…
   Несмотря на непрекращающийся атаки соседей, Израиль уверенно шел к нормальной, мирной жизни. А это, как вы понимаете, прежде всего — питание.
   Сообщалось, что средний израильтянин есть так же хорошо, как средний голландец и западный немец (2873 калории в день), но его меню гораздо разнообразнее. Он, например, съедает только треть мяса, поглощаемого голландцами и немцами за год, так же как средний грек или египтянин. Средний израильтянин выпивает 104 литра молока в год, как средний югослав, и съедает 152кг злаков в год, как средний житель Бирмы, Японии, Греции или Италии.
   Еще одна общая черта есть у греков, итальянцев и израильтян: их равнодушие к картошке — всего 39кг в год на человека. (В Польше, например, среднестатистический гражданин поглощал 240кг картофеля в год).
   Сахара израильтянин потреблял столько же, сколько француз или немец, а количество бобовых на душу в два раза превышало норму французов и в шесть — немцев.
   Заботы о питании напрямую связаны с беспокойством по поводу снижения лишнего века. В конце сороковых годов, в начале пятидесятых такое объявление просто не могло появиться в газетах. Другое дело — год 1955.
   «Конец жиру!
   Последнее открытие к твоим услугам!
   Электрическая чудо-машина! Наконец-то без диет! Без лекарств! Без упражнений! Без массажа!
   Во вторник, 15 ноября, открытие новейшего тренажерного зала в Израиле — САЛОН «ВЕНЕРА», Тель-Авив, ул. Райнс 5. телефон 201 37.
   С личным инструктажем Рафаэля Гальперина и под наблюдением врачей.
   Электрические машины, только что привезенные в Израиль из США, сокращают объем талии и бедер, убирают излишки жира на теле, результат очевиден после нескольких процедур».
   Сытому и стройному человеку самое время вспомнить об одежде.
   Осенняя мода 1955 года: черные и коричневые тона властвуют, иногда, впрочем, перемешиваясь с темно-бежевым, серым и зеленым. Материалы — шотландка, джерси, фланель, твид. Силуэт костюмов по линии буквы Y — фасон «принцесса»: широкие плечи, зауженная талия и прилегающий низ.
   До пяти дня — все узкое и облегающее, позднее — широкие, вечерние платья.
   Осенние шляпки из бархата, искусственного шелка, джерси, шерсти, от маленьких «спортивных» шапочек до элегантных широкополых шляп.
   Ну, прямо настоящая поэзия. Давно замечено, что подлинно поэтическая натура человека выявляется во время читки меню ресторанов и рекомендаций в журналах мод.
   Сытые и хорошо одетые израильтяне бурно праздновали Рождество в Яффо. Газеты отмечают, что церкви заполнены, главным образом, евреями. Еще за неделю до праздника были опубликованы объявления с просьбой заказывать места в протестантской церкви Яффо заранее. Однако многие явились без приглашения и наткнулись на полицейские наряды, охраняющие вход от наплыва непрошенных гостей.
   Кое-кто пытался найти лазейку и проникнуть в церковь «зайцем», как на футбольный матч. Один старик в кипе перемахнул через забор, но был пойман полицейским. Старику посоветовали пойти молится в синагогу, но что он ответил, что этот сделать всегда успеет, а Рождество бывает раз в году, и он перед неизбежной кончиной хочет узнать, что же это все-таки такое?
   Счастливые обладатели билетов обнаружили в зале многочисленных соседей, знакомых и родственников. Одинокие христиане чувствовали себя неуютно среди сотен евреев и покинули церковь до окончания церемонии. Евреи же дождались торжественного конца с окроплением святой водой и т.п.
   Ладно, это случилось в декабря, а в марте 1955 года, после 20-летнего перерыва, было решено возобновить традицию Аделаиды (праздничного пуримского карнавала) в Тель-Авиве. Готовились декорации. Мэрия вложила немалые средства, однако, по сообщениям газет, праздник не потряс 500 тысяч зрителей карнавала, собравшихся со всех концов страны.
   Вот Песах, как всегда, удался на славу. Газеты сообщают, что необыкновенно загружен аэропорт Бен-Гурион. Число прибывающих к Песаху самолетов в два с половиной раза превышает обычную норму.
   Все-таки уникально пристрастие евреев к праздникам разного рода. Мало обычных, в 1955 году придумали еще один: «День цитрусовых». Придумали и шумно отпраздновали в Реховоте. Министр сельского хозяйства своей персоной собравшихся не порадовал, но прислал поздравление, в котором отметил, что в этом году Израиль экспортировал 7 миллионов ящиков фруктов.
   Сытый, хорошо одетый, любящий веселье гражданин, как правило, большой поклонник быстрой езды на двух и четырех колесах. Недавно, в феврале 2005 года, полицейское начальство решило реформировать методы воздействия на нарушителей правила движения. Ну, как в связи с этим не привести сообщение в газете полувековой давности: «Полевые суды для борьбы с дорожными авариями задействованы армией. В рамках акции по снижению числа дорожных происшествий армия учредила полевые суды. Водитель, пойманный «на месте преступления», немедленно отдается под суд, судебный процесс проходит без проволочек — наказание назначается на месте».
   Как обычно, важные сообщения в газетах той поры соседствовали с полными пустяками. Вот образцовая пара таких новостей:
   «Новое увлечение нашей ребятни — ходьба на консервных банках. В банки продеваются веревки, и, держась за них, дети ходят на жестянках, как на ходулях».
   В ходе исследования, продолжавшегося около года, Х.Тавору, директору физической лаборатории при Научном совете, удалось найти способ использования солнечной энергии и ее преобразование в электрическую энергию при помощи недорого устройства. Эффективность использования солнечных лучей, согласно израильскому изобретению, превышает, по крайней мере, в 2 раза существующие методы.
   Есть и сообщения, совершенно невозможные в сегодняшних газетах, еще раз доказывающие, что подлинный юмор появляется там, где о нем вовсе не помышляют.
   Читаем: «Поселенцы долины Хула терпят непоправимые убытки от набегов кабанов, уничтожающих посевы. До сих пор ни одно из средств борьбы с этой напастью не оправдало себя. И вот недавно в кибуце Дафна опытным путем было обнаружено новое эффективное оружие: пропитанные потом носки. По договоренности, вещевой склад поставляет на поля грязные носки, а члены кибуца получают взамен новые. Четырех пар вонючих носков хватает на один квадратный километр поля, засеянного кукурузой. Поскольку всего в этом году было засеяно 600 километров, каждые 10 дней будет уходить до 600 пар грязных носков».
   До чего же оказывается чистоплотное животное — кабан, хоть и некошерное. Ну, прямо перед глазами здоровый хряк, наткнувшийся за задубевший носок и брезгливо сморщивший рыло: «Ох уж эти евреи: нашли-таки способ, как испортить нам жизнь!»
  
   Опубликовано в газете «Мост»

Метки: , ,

Оставить комментарий