Календарь на 25-е сентября
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
(23 Элула 5763) Старший сержант Армии Обороны Израиля А. Кейнан ("Саерет Гивати") погиб в лагере беженцев Эль-Бурейдж в Газе при выполнении боевого задания.Подробнее о людях cентября см. Блог рубрика "Имена".
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
21 год спустя, после того, как он покинул должность израильского посла в Организации Объединенных Наций, Биньямин Нетаниягу вернулся вчера на "место преступления", в зал заседаний Генеральной ассамблеи ООН, которая в 1971 году приравняла сионизм к расизму, а в 2009 году обвинила Израиль в военных преступлениях в секторе Газа. 24 сентября Нетаниягу вновь доказал, что он и ООН - беспроигрышный тандем. Нетаниягу продемонстрировал лучшее шоу на нынешней Генеральной ассамблее. Над этой трибуной впервые взошла его звезда. С этой трибуны он шагнул прямиком на первое место в предвыборном списке Ликуда в 1988 году. Выступив с этой трибуны, он вернулся домой. Его положение нельзя назвать столь уж блестящим. Однако он чувствует себя победителем. Это была прекрасная речь. Хорошо написанная, грамотно выстроенная, талантливо произнесенная. Тон этой речи был правильным и соответствовал поставленной задаче. Медленно, взвешенно, агрессивно. В течение тридцати минут, которые были отведены на его выступление, Нетаниягу достойно представлял нас всех. Весь здравомыслящий израильский политический мейнстрим – от МЕРЕЦа до Ихуда Леуми, от Шели Яхимович до Бени Бегина. Думается, что и арабские депутаты кнессета также могли бы поставить свои подписи под некоторыми фрагментами речи Нетаниягу, особенно теми, что касаются Ирана. Когда Нетаниягу дошел до той части своего выступления, где описывались действия ХАМАСа в Газе, последняя представительница палестинской автономии, которая все еще оставалась в зале, собрав свои пожитки, в знак протеста покинула заседание Ассамблеи. Может быть она вспомнила о том, что творили хамасники с ее народом, как они сбрасывали с 15-го этажа активистов ФАТХа, стреляли безоружным людям, подвергали сотни людей смертной казни без суда и следствия? Нетаниягу заранее наметил себе мишени и поразил каждую из них. Последовательно, грубо, без дипломатических реверансов он сорвал маску с участников этого всемирного праздника лицемерия, который начинается с аплодисментов Ахмадинеджаду и завершается отчетом судьи Голдстоуна. Первой мишенью Биби стал бесноватый президент Ирана. Это было ясно. Второй мишенью была ООН. Это проблематичная цель. Особенно когда ты вещаешь с трибуны этой организации. Однако Биби не испугался. Он четко обрисовал картину событий с момента одностороннего отступления из сектора Газа. Он описал все, что было после размежевания. Ракеты, которые падали на головы женщин и детей в течение восьми лет. Попытки Израиля сдерживаться. Он напомнил всем о праве демократического государства защищать себя от кровавого террора, который обивает порог его дома. Третья часть речи Нетаниягу была посвящена миру. Он повторил свое согласие на урегулирование конфликта в соответствии с принципом "два государства – для двуз народов". Биби вновь воспользовался термином "надежный мир", который он изобрел 13 лет назад, и который помог ему с малым перевесом одержать победу над Шимоном Пересом. Каковы практические результаты речи Нетаниягу? Их немного. Нетаниягу звучал убедительно лишь для тех, кого не нужно убеждать. И не произвел никакого впечатления на равнодушных слушателей и лицемеров. Речь идет о заранее написанном сценарии, который не дано изменить. С другой стороны, он говорил от нашего имени. Он выразил наши тревоги и обиды. Он защищал нашу честь и достоинство. Он произнес все то, о чем мы кричим с экрана телевизора, в заголовках газет. Все, то что мы пытаемся объяснить тем, кто судит нас по двойным моральным стандартам. И еще: Нетаниягу показал, что не только Обама обладает ораторскими способностями. Оба лидера построили свою карьеру на присущем им ораторском даре. Все верно. К сожалению, у Биби нет харизмы, которой обладает американский президент, нет его уверенности в себе. Но не велика мудрость чувствовать себя уверенным, когда ты президент США. Попробуй ощущать в себе уверенность, будучи премьер-министром Израиля – со всеми ракетами, оппозицией в Ликуде, поселенцами, евреями, арабами, террористами и прочими несчастьями. И все-таки это был вечер национальной гордости. Глава правительства с документами в руках, доказал, что Катастрофа была на самом деле. Все, что ему осталось сделать, это предотвратить следующую. Автор Бен Каспит.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Наш Новый год, Рош а-Шана, , (точный перевод: начало года, точное написание: Рош hа-Шана) - это день сотворения первого человека - Адама, шестой день творения. В Торе - Книге, которую Всевышний даровал евреям после исхода из Египта, - рассказывается о сотворении Вселенной - природы и всего живого в ней. Там рассказано и о сотворении Адама, и о жизни первых поколений людей. Двадцать поколений сменилось на земле к моменту, когда на ней появился первый еврей — Авраам. Тора сообщает нам продолжительность жизни каждого "доисторического" поколения; от Авраама и до наших дней в еврейском народе от отца к сыну, от учителя к ученику передавалась точная историческая хронология, неотъемлемая часть еврейского наследия. Поэтому мы точно знаем, что сейчас заканчивается 5770 год от сотворения мира. Наступающий Рош а-Шана будет первым днем нового, 5771 года. С этих замечаний начинается и ими же заканчивается сходство (мы не обсуждаем различия в системах летосчисления) представлений о Новом Годе у нас и у других народов. Ибо через Тору и традиции Всевышний открыл нам удивительные принципы, согласно которым Он управляет миром. Эти принципы действуют, разумеется, круглый год, но некоторые из них особенно остро проявляются в день Рош а-Шана. Рассмотрим их хотя бы в самом первом приближении. Принцип первый: память. Все наши мысли, намерения и поступки не проходят бесследно, не "канут в Лету". Они "регистрируются" в высших мирах, вплетаясь в состоящую из миллионов и миллиардов "стежков" ткань, представляющую собой колоссальное полотно — свиток Всеобщей истории человечества. (Разумеется, нет никакой возможности точно описать на человеческом, ограниченном языке устройство высших миров, а также смысл понятий, с ними связанных. Изучая Тору — во всем ее объеме и многообразии — мы постепенно приближаемся к их пониманию.) Принцип второй: суд и приговор. В праздничный день Рош а-Шана все это полотно заново просматривается Всевышним. Наши мысли и поступки рассматриваются и взвешиваются — в точном соответствии с их истинной значимостью, в их взаимосвязи с нашими способностями и нашим прошлым, с поступками других людей и внутренней логикой развития судьбы каждого из нас. Рассматриваются и точно взвешиваются. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор.(Точнее, его первую редакцию. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается.) Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья... Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим — умереть до конца года, не дожив до старости... Принцип третий: наше исправление и исправление приговора. Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски: тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может — новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту. Помочь нам в самоанализе и исправлении, утвердить веру в Высшую справедливость — именно этому служат и атмосфера, и содержание праздника. Здесь нет ошибки. Именно праздника. Потому что если в день заседания земного суда разумный человек не позволит себе "праздновать", то частью нашего исправления в день Суда Всевышнего становятся праздничные одежды, праздничная трапеза, радостные пожелания, да и вся атмосфера — одновременно праздничная и возвышенная. Шофар. Центральной особенностью Рош а-Шана, по существу, ассоциирующейся с этим днем, являются трубные звуки шофара. Шофар — это полый бараний рог, в который во время новогодней молитвенной службы в синагоге трубят несколько раз. (Если первый день Рош а-Шана приходится на субботу, исполнение заповеди, связанной с шофаром, откладывается на завтра.) Да и сам праздник Рош а-Шана назван в Торе — "йом труа" (в переводе: день трубления). Это указывает на исключительную значимость трубного звука шофара. Что же такое заложено в душе каждого еврея, что делает вслушивание в звуки шофара столь необходимым в день Высшего Суда? Давайте вспомним, что говорит на эту тему еврейская традиция, по сути, наша коллективная память: • В тот великий день, когда все евреи стояли у горы Синай и получали Тору, как бы на волнах звука шофара они восприняли слухом и сердцем слова Десяти Заповедей, произнесенные голосом Всевышнего... • За четыреста лет до этого на вершине другой горы — Мория, — там, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, стояли первый еврей Авраам и его сын Ицхак. Они выполняли удивительный приказ Всевышнего: Авраам был должен принести в жертву своего любимого и единственного сына Ицхака. Сердца Авраама и Ицхака мгновенно откликнулись на этот приказ: мы выполним все, что исходит от Всевышнего. В ту же секунду они были признаны достойными исторической миссии — от них должен был произойти еврейский народ, каждый из нас. И в ту же секунду Авраам увидел запутавшегося в кустах барана, и тогда было сказано Аврааму: "Вместо Ицхака принеси в жертву его..." • И еще мы вспомним, что в священном языке иврите, на котором говорил с нами Всевышний и на котором написана Тора, слово "шофар" — — происходит от корня — "исправление", "улучшение"... Заповеди и традиции праздника Рош а-Шана • Как и все еврейские праздники, Рош а-Шана начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник. • Вечерняя служба в синагоге — особая, ее слова настраивают на внутреннее содержание этого дня. • Затем — праздничная (вечерняя) трапеза. Как и каждую субботу и в другие праздничные дни, она начинается с "освящения дня" — делается "Кидуш" — в переводе: освящение) — произносится специальное благословение над бокалом вина. • После — омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека — хлебом. В субботу это обычные халы, в Рош а-Шана — круглые, символизирующие цельность, которую мы желаем себе и всему народу Израиля в Новом году. • Кидуш, нетилат ядаим, благословение на хлеб — так начинается любая субботняя и праздничная трапеза. После этого принимаются за еду. В Рош а-Шана мы по традиции берем яблоко, обмакиваем его в мед и желаем присутствующим и всему Израилю хорошего и сладкого года. • Завершается трапеза (как, впрочем, любая, частью которой был хлеб) благословением — (биркат га-мазон) — благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что мы ежедневно от Него получаем. • Утром — особо торжественная (и довольно продолжительная) служба в синагоге. В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош а-Шана места, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков. • Дневная праздничная трапеза в Рош а-Шана по своим традициям и обычаям не отличается от вечерней. Рош а-Шана продолжается два дня. Первый день года, Рош а-Шана является, естественно, и первым днем месяца Тишри. Как известно, еврейский месяц начинается в новолуние (что, кстати, находит отражение и в русском слове — "месяц"!). Всевышний передал еврейскому народу заповедь: еврейский Высший религиозный суд (Сангедрин) должен, на основании показаний двух свидетелей, видевших накануне Луну, устанавливать точный день новолуния (лунный месяц равен 29 с половиной дня и каждый конкретный месяц может продолжаться 29 или 30 дней). Поскольку не исключено, что рассмотрение свидетельских показаний может затянуться почти до захода солнца, то может случится, что постановление о начале месяца Тишри и провозглашении Рош а-Шана будет вынесено слишком поздно. Поэтому еврейский закон предусматривает для Рош а-Шана два дня — 30-й и 31-й дни от начала предыдущего месяца Элула, всегда продолжающегося 29 дней. Сангедрин может функционировать лишь в Эрец Исраэль и только если выполняются некоторые специальные условия. Поэтому после изгнания евреев из Эрец Исраэль Сангедрин перестал собираться, и мы перешли на фиксированный календарь, замечательно рассчитанный нашими мудрецами. В нем все дни новолуний и даты праздников установлены наперед. Однако поскольку Рош а-Шана отмечали в Эрец Исраэль два дня и во времена, когда функционировал Сангедрин, этот порядок был оставлен без изменений. Второй день Рош а-Шана по своим законам и обычаям не отличается от первого. Правда, первый день праздника может прийтись на субботу, и тогда в шофар трубят только во второй день, который на нее не выпадает. От Рош а-Шана к Йом Кипуру Рош а-Шана, как и все еврейские праздники, заканчивается с появлением первых звезд. Однако его атмосфера не исчезает. Первые десять дней года "от Рош а-Шана до Йом Кипура" называются, десять дней Тшувы" (раскаяния и исправления), и завершаются они Йом Кипуром — самым торжественным и ответственным днем года. Мы закончим традиционным для Рош а-Шана пожеланием: Лешана това тикатеву! (Пусть вам будет записано хорошее решение [суда Всевышнего] на следующий год!) www.evrey.com