Календарь на 20-е сентября
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
("Цемах-Цедек"), третий руководитель любавичского движения.Его отцом был рабби Шолом-Шахна, а матерью — раббанит Двора-Лея, дочь Алтер Ребе. Имя ему дали в честь р. Менахем-Менделя из Городка, который ушел из этого мира за год до этого.После его рождения его дед, Алтер Ребе, передал его родителям специальный отрез полотна, хранившийся у него, для того, чтобы в него завернули ребенка, после его первого купания. После ухода из этого мира рабби Дов-Бера (второго главы Хабада), была создана группа посланников, включавшая в себя десять особо известных людей, среди которых были: р. Иллель из Парич, р. Ицхок-Айзек из Витебска, р. Ицхок-Мейше из Ясс, р. Перец Хейн и другие. Эта группа посланников предстала перед Цемах-Цедеком и передала ему решение хасидов, которое уже было распространено во всех поселениях хасидов Хабада, что он должен стать новым главой Хабада.Однако, к их огорчению, Цемах-Цедек отказался. Он предложил им направить свой выбор на р. Хаим-Авроома, сына Алтер Ребе, или на р. Нохума, сына Миттелер Ребе, или на р. Аарона из Кременчуга, внука Алтер Ребе. Услышав это, община хасидов была в великом горе. Так рассказывает известный хасид р. Перец Хейн: — Во вторник, первый из трех дней, предшествующих празднику Шавуот, осенил меня дух Всевышнего, и стоя вместе с р. Иллелем из Парич и р. Ицхок-Айзиком из Витебска, молили мы Цемах-Цедек от имени тысяч хасидов, чтобы принял он на себя руководство, в соответствии с волей хасидской общины. Сказал я ему, что есть у меня довод, прямым текстом приводящийся в словах благословенной памяти наших мудрецов, что только он, внук Алтер Ребе, достоин принять на себя руководство.— Ответил Цемах-Цедек: Запрещено пренебрегать высказыванием благословенной памяти наших учителей. Выскажи, что в устах твоих! И сказал я, что написано: Женщина, когда зачнет, — и родит мальчика. И сказали мудрецы: Мужчина зачинает первым, — и рождается девочка — и родилась ваша мать, а женщина зачинает первой, — рождается мальчик, — и родился господин и учитель наш. Поэтому Ребе обязан выполнить волю хасидов. — Цемах-Цедек короткое время размышлял, а после этого произнес: Получено согласие. С условием, что меня не будут утруждать вопросами, связанными с материальными вещами. Движение АСКАЛА, направленное на подрыв основ еврейства, начало действовать среди евреев России в 5588 году. Основные действия были направлены против Торы хасидизма. Посланники движения АСКАЛЫ завязали связи с властями и убеждали их в необходимости вынесения указа о том, что все еврейские дети обязаны изучать общеобразовательные предметы: государственный язык, математику, географию и т.п.Министр внутренних дел созвал заседание раввинов с целью осуществить в еврейской религии несколько изменений, в соответствии с требованиями МАКСИЛИМ, т.е. приверженцев АСКАЛЫ. А первым из них был запрет на изучение хасидизма. Начиная с кануна Рош а-Шана 5603 года ощутимы были изменения, произошедшие в поведении Цемах-Цедека. Он послал Пидьен нефеш (досл.: Выкуп души, здесь: письмо с просьбой о привлечении милосердия от Всевышнего) на могилу своей матери в Лиозно. Цемах-Цедек писал: Берлинцы усиливаются. Решение готово к распространению. Их план — созвать раввинов, чтобы, в любом случае, согласились на их предложения, — буду я жив или... Соблаговоли сходить во дворец отца твоего и передай ему мою просьбу пробудить милосердие Всевышнего, дабы были отменены эти решения, и, если удостоюсь я, то пусть будет угодно, чтобы были отменены моими силами. На съезде раввинов Цемах-Цедек ясными доводами доказывал, что запрещено вносить исправления в законы Торы, и разъяснял обязательность изучения Торы хасидизма. Министр внутренних дел в дополнение к тому, что был злодеем, все желание которого сводилось к тому, чтобы притеснить и нанести вред боящимся Всевышнего, — был подкуплен МАКСИЛИМ и твердо держал их сторону. Он требовал, чтобы все раввины подписали подготовленный правительством протокол. Цемах-Цедек противостоял этому изо всех сил, в результате чего на протяжении съезда 22 раза оказывался в заключении! Министр внутренних дел спросил Цемах-Цедека: Но, ведь ваше поведение — это бунт против царской власти?! Ответил ему Цемах-Цедек: Тело бунтующего против земного царства должно быть умерщвлено. Напротив этого, бунтующий против Царства Небес рискует душой. Какой бунт страшнее?!Цемах-Цедек находился тогда в большой опасности. О происходящем было известно на всей территории России, и евреи были взволнованы создавшимся положением. Во всех центрах проживания евреев евреи собирались на общественный пост и прекращали работу. Массовые волнения, твердость позиции и самопожертвование Цемах-Цедека произвели свое действие, и министр внутренних дел отказался от осуществления всех предложений об исправлении религии, и изучение хасидизма стало разрешено, как прежде. В месяце кислев 5620 года Цемах-Цедек сильно заболел и болезнь его продолжалась более шести лет, вплоть до его ухода из мира. Последние полгода ему было тяжело говорить, однако видели от него в эту пору много чудес. Цемах-Цедек отказывался принимать на личную беседу по вопросам материальным и говорил, что не видит тело, но видит лишь свет души, посему не может отвечать на связанные с материальным вопросы. Вопросы задавались ему только в письменной форме и передавались через слуг.За несколько дней до своего ухода Цемах-Цедек очень ослабел. Пригласили врача из Любавич, который заявил, что ничего особенного не видит. На следующий день положение стало еще более тяжелым, и хасиды весь день читали Псалмы. К вечеру сообщили, что состояние Ребе улучшилось, но через короткое время увидели, что надежды нет. Кровать Ребе стояла посередине комнаты, а вокруг нее собрались люди с зажженными свечами. Цемах-Цедек лежал безо всякого движения и только смотрел на людей. В половине первого ночи он скончался. На могиле Цемах-Цедека в Любавичах Его сын, Ребе Шмуэль сказал: Пусть будет известно вам, что отец мой не умер, и тот, кто хочет попросить чего-либо, может просить. Также я направил ему некоторую просьбу. Рассказывал Ребе Раяц: Когда ушел из жизни Цемах-Цедек, хасиду рабби Екусиэлю Леплеру не рассказывали об этом в течение полугода. Когда ему стало известно об этом, он закричал: Глупцы! Почему вы дали Ребе умереть? Похороните Свиток Торы! Похороните сами себя!.. Он разбил окна дома своего и вышел пешком в Любавич. Придя в Любавич, рабби Екусиэль Леплер сказал: Не буду я ничего делать, не буду молиться... вначале мне надо услышать, что скажет мне Ребе. Он явился на могилу Цемах-Цедека и пробыл там в течение всего дня. В конце концов, его вынесли оттуда в состоянии обморока. Очнувшись от обморока, он сказал: Надо выйти плясать! А после этого сказал сыновьям Цемах-Цедека: Идите и слушайте маамар хасидизма от вашего отца.
Метки:
(15 Тишри 5649) Родилась Элишева (Елизавета Ивановна Жиркова) - ивритская поэтесса. Происходила из Рязани, семьи священника. В гимназии благодаря подруге - еврейке познакомилась сначала с языком идиш потом с ивритом. В 1921 вышла замуж за сиониста С. Быховского. Будучи издателем, он и издавал стихи жены.В 1925 семья переехала В Эрец-Исраэль. Елизавета Ивановна, принявшая имя Элишева, но не ставшая еврейкой и не поменявшая веру, писала стихи, выступала на литературных вечерах, пользовалась известностью. Но в 1932 году умер муж, экономическое положение вдовы пошатнулось, она должна была выплачивать многочисленные долги, переехала с дочерью в беднейший район Тель-Авива, всеми забытая, зарабатывала прачкой. Умерла в 1949 году.Подробнее о людях cентября см. Блог рубрика "Имена".