Календарь на 19-е сентября

-1565 — (5 Тишри 2197) До н. э. У Яакова и служанки Билы, которая была дочерью Лавана от рабыни, родился сын Нафтали
 

Метки:

672 — (21 Тишри 4433) Взошёл на престол король вестготов

Евреи давно жили в Испании. У них были хорошие земли и прекрасные виноградники. В 681 году король Эрвиг и святые отцы, заседавшие на Двенадцатом Толедском соборе, объявили охоту на евреев открытой. Между 681 и 694 годами было принято сорок различных документов по этому поводу. Наконец, всех нехристиан королевства обязали креститься в течение года. Несогласных ждала публичная порка (сто кнутов), обривание головы, вечная ссылка и конфискация имущества в казну. Но и это еще не все. Эгика, знаменитый своими расправами также и с беглыми рабами, удваивает наказание. По его настоянию в 694-м Собор под номером XVII принимает решение, ведущее к полному краху израильской диаспоры: вся она поголовно в кратчайшие сроки подлежит обращению в рабство и распределению по благонравным католическим семьям, где за их религиозными отправлениями наконец-то будет установлен надлежащий надзор. Этот последний удар так и не был нанесен — что-то помешало. Однако, когда в 711 году арабы ступили на берега Андалусии, все иудейские молельные дома на их пути лежали в руинах — как некий символ безжалостного отношения вестготов к тому, что было чуждо их принципам. Известно также, что в первые же годы халифата синагоги отстраивались заново, а христианское население не только тому не противилось, но и вообще не проявляло к евреям неприязни. Так что, по-видимому, все антисемитские настроения в вестготском королевстве были делом рук властей и не находили в народе отклика. И почти все хронисты отмечают: евреи первыми открывали арабам ворота вестготских городов. Они встречали мусульман как освободителей... "Вокруг света" апрель 2008 г.

  Вамба, в правление которого евреи были изгнаны из из Нарбонна и, по-видимому, также из Септимании (область на юге Франции; до 759 г. входила в состав испанских владений). См. так же 9 января
 

Метки:

1701 — (27 Элула 5461) - День рождения самой старой синангоги Лондона Bevis Marks Synagogue. Она единственная в Европе, непрерывно действующая на протяжении последних 300 лет. Синагога Бивис-Маркс была построена по инициативе португальских и испанских евреев-сефардов. В убранстве ее зала особенно заметен ковчег со свитками Торы, выполненный из дуба в стиле Возрождения. Семь люстр, свисающих с потолка, символизируют семь дней недели, самая большая означает священный для еврeев день – субботу. Сейчас люстры электрифицированы, но в особо торжественных случаяx, по праздникам и во время свадеб, в них зажигают свечи. Двенадцать столбов подпирают галерею для женщин, они олицетворяют 12 колен Израилевых. В синагоге до сих пор сохранились оригинальные деревянные скамьи эпохи Кромвеля. Подробнее

В XVII в. первые марраны — испанские евреи — приехали в Лондон. Тогда им приходилось скрывать свою веру. Вероятно, они сплотились в тайное сообщество, возглавленное Антонио Фернандесом Карваджалом. В 1655 г. марраны обратились с петицией к Оливеру Кромвелю, который имел репутацию человека либерального (для своего времени) в вопросах свободы вероисповедания. Положение купцов со связями, которые вели торговлю с Ист- и Вест-Индией, Голландией, Испанией и Португалией, было полезно Кромвелю в его дальнейших планах, и он, не предавая это дело огласке, удовлетворил прошение иудеев. В 1656 г. один этаж дома на Бивис-Маркс был отдан евреям для отправления богослужений. В 1699 г. квакер Джозеф Авмс создал проект синагоги. Она была закончена в 1701 г. Синагога просуществовала вплоть до недавнего времени (если не считать пожара 1738 г.), но в начале 1990-х гг. была сильно повреждена бомбовыми атаками террористов. После этого здание подверглось капитальному ремонту и реставрации. Теперь к синагоге вернулась прежняя слава, и она выглядит почти так же, как четыреста лет назад, когда только что была закончена.

 
 

Метки:

1724 — (2 Тишри 5488) В возрасте 78 лет умерла Глюкель из Гамельна - одна из первых еврейских женщин-писательниц на идише, автор воспоминаний Подробнее

В 17 столетии основным центром еврейской жизни стали страны Восточной Европы. Здесь сформировалась своеобразная еврейская автономия со своей единой культурой, ментальностью и языком. В немалой степени этому способствовало распространение книг на языке идиш. В отличие от книг на иврите, издаваемых с религиозным содержанием, в книгах на идиш основное внимание уделялось популяризации еврейской морали, вопросам светской жизни и тематике, представляющей интерес для женщин. 17 столетие вошло в историю европейских евреев, как одна из величайших трагедий народа. В 1648-1649 годах казаками Богдана Хмельницкого и украинскими крестьянами по разным оценкам было уничтожено до 100 тысяч евреев Украины, Белоруссии, Польши. В итоге, часть евреев бежала на более благополучный запад, в Германию. Здесь существовали еврейские общины, которые, несмотря на преследования, смогли по тем временам обеспечить не только возможность выживания, но и дальнейшее культурное развитие, включая язык и литературу на языке идиш. При этом сохранилась преемственность издания книг на идиш при финансовой поддержке состоятельных еврейских женщин. Но, наряду с этим уровень развития этой культуры привел к уникальному явлению. Старая литература на идиш, которая развивалась вокруг еврейской женщины, ее потребностей, ее духа и чувств получила новое развитие. Впервые, в Европе в еврейской литературе на идиш, появляется женская личность, которая вместо покровительства писателям и издателям книг сама создает прекрасное произведение – мемуары о своей жизни. Труд этой женщины был напечатан только в 1886 году

Жизнь ее автора - Глюкели Гамельн (по-еврейски Гликль, Гликеле - счастьечко) по многообразности ее деяний вряд ли сопоставима сейчас с жизнью какой-нибудь современной женщиной. Ее мемуары представляет собой яркую и весьма впечатляющую историю достойной еврейской женщины, образованной по тем временам, глубоко религиозной, матери родившей 14 детей, из которых 12 она сумела вырастить и поставить на ноги, вступившей в брак в 14 лет, преуспевающей купчихе на протяжении многих лет. По тем временам сохранить столько детей живыми в условиях массовых эпидемий и отсутствия их лечения было немыслимым достижением. Воспоминания Глюкели являются ценнейшим первоисточником социальной и экономической жизни евреев Германии, Голландии и Европы, в целом, 17 века и бесценным литературным документом по языку идиш и его формам того времени. Книга написана в духе не только жизнеописания героини, но и сочетается с моральными наставлениями и нравоучительными рассказами, вполне в духе имевшего в то время место в еврейской литературе. Сын Глюкели, раввин Мойше Гамельн, велел снять копию с рукописи матери после ее смерти, и в качестве бережно хранимого наследства она переходила из рода в род и была сохранена ее потомками. Копия точно соответствовала оригиналу, написанному на идиш. Благодаря этому, несмотря на потерю оригинала, мы можем судить о том идише, на котором разговаривали в то время. Книга состоит из семи частей. Эту рукописную книгу Глюкель писала с 1691 года по 1719 год. Глюкель родилась в Гамбурге в 1646 году. Она была дочерью весьма уважаемого в Гамбурге торговца алмазами, старосты еврейской общины города. Семья была хорошо обеспеченной, и сам Гамбург был по тем временам процветающим городом. Правда, в 1649 году евреи были изгнаны из города, но потом им, благодаря стараниям ее отца, было разрешено вернуться. В детские годы Глюкель встречала у себя дома многих польских евреев, спасавшихся от резни казаков Хмельницкого бегством в Германию. Ее отец открыл у себя дома лечебницу для этих людей. Он немало сделал для еврейской общины и воспитания своих детей. Уважение и любовь к своему отцу Глюкель сохранила на всю свою жизнь. Судя по ее воспоминаниям, Глюкель училась в хедере. Тем не менее, ее образование было ограниченным, т. к. уже к 14 годам она вступила в брак и дальше рожала много детей (примерно с периодичностью в 2 года) и интенсивно занималась торговлей. Но, в то же время она была наделена живым умом и быстро усваивала то, с чем сталкивалась в жизни. Глюкель владела языками - идиш и немецким. Также, судя по ее книге, она неплохо знала иврит и голландский. Отсюда иврит, который представлен в ее воспоминаниях в виде целых предложений и даже небольших отрывков текста. В 1661 году по воле ее родителей она вступила в брак с Хаимом Гольдшмидтом родом из Гамельна. Его семья была также состоятельной, и первое время молодые супруги жили в Гамельне на содержании родителей мужа. Также во время чумы 1664 года в Гамбурге они опять поселились на какое-то время в Гамельне. Отсюда, и присвоенное ей имя в последующем - Глюкель из Гамельна.

Удивительным фактом является то, что хотя брак Глюкели был навязан родителями, как тогда было принято, жили она с мужем в любви и взаимном уважении. Занимались они торговлей жемчугом, золотом и драгоценностями. Глюкель в последующем также владела чулочной фабрикой. Заниматься торговлей в то неспокойное время было не просто из-за изгнаний, банкротств, войн, массовых эпидемий. В любой момент такой бизнес мог обернуться бедой. Она всегда помогала мужу в работе. Ее горячо любимый муж скончался в 1689 году, и к этому времени в браке состояли только четверо из ее 12 детей. Она сумела без мужа успешно вести торговые дела с рядом крупных городов Европы - Амстердамом, Веной, Лейпцигом, Берлином, Парижем. В течение своей жизни, как по делам торговли, так и в связи с браками своих детей она посетила многие крупные города Европы. Среди ее знакомых были виднейшие еврейские представители того времени от Лемберга (Львова) на Востоке до Лондона на Западе. Такая осведомленность и связи были обусловлены крупной международной торговлей, которую вела ее семья, включая даже московских купцов. Желание написать книгу пришло к ней после смерти ее мужа, чтобы увековечить память о нем и о родословной семьи для своих детей и как пособие для ее детей по передаче накопленного ей житейского опыта: «Я записываю все эти подробности, дорогие мои дети, чтобы вы знали, от каких людей вы происходите, а то завтра или послезавтра ваши дети и внуки уже не будут ничего знать о своих корнях, откуда они были родом, и кто были их деды и прадеды«. Такое же стремление знать свою родословную имеет место и сейчас среди евреев. Ее второй брак был связан с желанием помочь своим детям материально, но он не принес ей счастья. Во второй брак она вступила в 1699 году с банкиром из Меца - Серфом Леви. До этого она в течение 11 лет отказывалась вступить в брак, хотя предложения ей делались очень выгодные от самых уважаемых и достойных представителей еврейских общин ашкеназийской Европы того времени. Ее второй муж был уже пожилым человеком, пользующимся большим доверием, как у еврейских, так и христианских вкладчиков. Но, в 1702 году их совместное состояние было потеряно из-за банкротства. После смерти ее второго мужа в 1712 году, которому она также была предана всей душой, она жила до самой своей смерти в 1724 году у своей дочери в Меце. Вся ее жизнь была связана с накоплением денег, т. к. от величины приданного зависел брак ее дочерей и их дальнейшее благополучие.

Помолвки предшествовали бракам за несколько лет, и приданное дочерей помещалось заранее на хранение. При отказе от брака, деньги не возвращались. Сыновья получали приданное со стороны родителей их невест, хотя и родители сыновей также вносили залог, и это был исходный капитал их сыновей для начала ведения собственных дел. Известное, даже в недалеком прошлом, выражение «Зицн аф кест» (дословно - сидеть на харчах) - означало находиться у родителей жены на содержании в течение оговоренного числа лет, что часто применялось из-за очень ранних браков, что очевидно в свою очередь было связано с небольшой продолжительностью жизни в то время. Тем не менее, она предостерегает детей не делать из денег фетиша: «Я пишу это, чтобы показать вам, что большое приданое или наследство еще не все, как видите, в наши дни люди иногда давали своим детям самые скромные деньги, но, в конце концов, те трудом наживали себе богатство. Человек может гордиться почестями и копить золото до последнего дня, однако приходит смерть, и все забывается. Все тлен, все пустое: и почести, и богатства!». И хотя сама Глюкель умела зарабатывать рейхсталлеры, но она действительно не считала деньги высшей ценностью. Об этом свидетельствует рассказанная ею притча об Александре Македонском, заканчиваемая следующим наставлением: «Пока человек жив, глаз его никогда не насыщается. Чем больше имеет человек, тем больше хочет. Но стоит человеку умереть, стоит праху земному коснуться его глаз, как они насыщаются… Как только тело твое опустят в землю, тебе, которому был мал весь мир, достанет и трех аршинов земли». В книге уделено большое внимание вопросу семьи, заботе о детях и их воспитанию. Книга дает понимание многих обстоятельств жизни более чем 300 лет тому назад. Из книги мы узнаем, чем торговали богатые евреи семнадцатого столетия, как они добирались до дальних городов, по суше, по рекам и морям, как и на каких условиях заключались сделки, какая посуда стояла у них на столе и что ели во время трапезы. Мы узнаем о теснейших контактах состоятельных евреев с немецкой знатью, как в торговых делах, так и в быту; о контактах ашкеназийских и сефардских евреев. В книге дается описание реакции на появление лже-мессии Шабтая Цви в Турции и огромные волнения, охватившие евреев, поверивших этому сообщению. Глюкель и ее семья даже собрались в связи с этим отбыть в Палестину, но оказалось, что сообщение ложное. «Примерно тогда же начались разговоры о Шабтае Цви (лже-мессии). Горе нам, грешным, чего мы только ни слышали и почти поверили... Когда вспоминаю, в каком порыве каялись и молодые, и старики, то не нахожу слов.… Как мы надеялись на приход Искупителя. Тогда, уверовав в то, что Шабтай Цви и есть долгожданный Мессия, многие продавали свои дома, земли, другое имущество, дабы быть готовым к Освобождению». Занятия торговлей были в то время очень рискованными. Глюкель описывает случай, когда они потеряли на торговле значительную сумму денег. Также она рассказывает, как удалось спасти родную дочь, когда у еврейской общины возникло подозрение, что она заболела чумой. Если бы об этом стало известно местному герцогу (семья находилась тогда в Ганновере), то все евреи были бы изгнаны из города. Пришлось девочку с нанятыми служанками отправить в деревню недалеко от города и снабжать в тайне их пищей.

Глюкель рассказывает также о случаях мошенничества и воровства. Однажды от мошенничества двух французов их спасло только то, что ее сестра владела французским языком, и поняла, о чем договаривались между собой мошенники. В книге имеются описания свадеб, сведения - о брачных контрактах и денежных подарках и драгоценностях, вручаемых на свадьбах, о происшествиях в синагоге и другого событийного материала. Много в книге рассказов и сказок, порой придуманных самой Глюкель, на темы морали. Как пример моральных поучений можно привести сказку о птице, которая бросает в бурное море своих двоих птенцов за то, что они клянутся в старости делать все, что их отец не пожелает, и оставляет в живых третьего, обещающего лишь неустанно заботиться о своем собственном потомстве. Эта притча вызвала негативную реакцию у некоторых наших современников своей жестокостью, но надо помнить, что это было другое время, когда жизнь евреев подвергалась постоянным угрозам, и сохранить подрастающее поколение во имя будущего было самой важной задачей. К тому же, как в семье ее родителей, так и у ее детей почитание старших и забота о них имели первостепенное значение. Из книги также видно, какая смертельная угроза постоянно висела над евреями со стороны местной черни, готовой уничтожить всех евреев особенно тогда, когда они пытались отстоять свое достоинство и справедливость. Каждая еврейская община имела своих парнасов - старост и штадланов - адвокатов и посредников евреев по связи с церковными и государственными властями с тем, чтобы защитить интересы евреев своего города. Ведь у евреев не было официально признанных прав. Судя по книге, евреям иногда удавалось обеспечить благосклонность ценными подарками или деньгами. Очень интересен язык книги. Его немецкая составляющая значительно отличается, как от современного идиш, так и от современного немецкого языка. В ее идишистской речи много ивритовских религиозных терминов, а также целые предложения и абзацы написаны на иврите. Мне удалось получить хорошее представление об этом по книге Макса Эрика, написанной на идиш, »История еврейской литературы от старейших времен до эпохи просвещения» (Издательство культурной лиги, Варшава,1928 год), где дословно приведено много отрывков из ее исходной рукописи. Для человека знающего идиш и иврит возможно, пусть и с трудом, прочтение оригинала. К сожалению, я не обнаружил сведений о каком-либо современном издании ее книги на идиш. В лице Глюкель понимаешь, каких высот тогда достигло развитие еврейской женщины. В этом немалую роль сыграла идишистская литература, которая уже существовала к этому времени несколько столетий, и которую женщины, в том числе и

Глюкель, судя по книге, охотно читали. Первое издание мемуаров на идиш появилось во Франкфурте, только в 1886 году благодаря еврейскому ученому из Будапешта Давиду Кауфману одному из потомков Глюкели. Воспоминания Глюкели напечатаны на русском языке в 2000-2001 годах в журнале »Лехаим» (прочитать воспоминания можно и на сайте журнала «Лехаим« в Интернете). Издательство »Лехаим» выпустило воспоминания Глюкели отдельной книгой в 2001 году. Также, в 1999 году в России выпущена книга французского историка Натали Земон Дэвис "Дамы на обочине". Там имеется целая глава, посвященная Глюкели. Портрет Глюкели, приведенный в статье, был выполнен с ее праправнучки Берты Папенхейм, одетой в нарядную женскую одежду еврейки 17 века. Папенхейм также осуществила перевод книги Глюкель на немецкий язык, и эта книга была издана в Вене в 1910 году. В еврейском музее Берлина, открытом в 2001 году Глюкели посвящен отдельный зал источник

 
 

Метки:

1757 — (5 Тишри 5518) В Мантуе родился Самуил Аарон Романелли - итальянский поэт, писатель на иврите, путешественник, знал 10 языков. Умер 17 октября 1814 года в Германии.
 

Метки:

1831 — (12 Тишри 5592) Торжественно провозглашен Акт консула Великобритании на Ямайке

Ямайка была открыта Колумбом 3 мая 1494 года. На протяжении всего XVI века шла колонизация острова, которая опиралась на развитую в те времена работорговлю. Ямайка была небольшим островом, однако она имела важное месторасположение и от владения ею зачастую зависел весь рынок работорговли между Европой и Америкой. В 1663 году на Ямайку приехали евреи из Англии. В 1664 году зажиточный еврей сэр Томас Модифорд покупает плантации сахарного тростника и начинает вести натуральное хозяйство. В 1704 году на острове была основана синагога «Неве Шалом» сефардского типа. В ней собирались испанские и португальские евреи, которых становилось все больше. В 1709 году открыта синагога ашкеназийской общины «Микве Исроэль». В 1720 году на Ямайке была напечатана первая книга, которую написал еврейский просветитель и путешественник Даниэль-Исраэль Лопез Лагуна. Евреи, занимающиеся сельским хозяйством на островной территории, выращивали в XVIII веке наиболее перспективные сорта кофе, табака, чая, риса. Они вели торговлю, участвовали в строительных подрядах.

  о правах и свободах евреев острова.
 

Метки:

1883 — (17 Элула 5643) Родился раввин Исаак Бройер - писатель, общественный деятель Израиля, один из основателей современного ортодоксального иудаизма. Один из лидеро движения Агудат Исраэль

С появлением сионистского движения возник вопрос о религиозной терпимости‚ и на втором Сионистском конгрессе лондонский раввин М . Гастер сказал: "Мы желаем‚ чтобы сионизм не предпринимал ничего‚ что противоречило бы еврейским религиозным законам. Там‚ где горит огонь‚ не надо прибавлять свечей". В 1901 году молодые сионисты организовали Демократическую фракцию‚ которая потребовала проводить "национальное воспитание еврейского народа"‚ отделив его от воспитания религиозного. Против этого выступили верующие сионисты‚ отвергавшие светское воспитание в рамках сионистского движения; в 1902 году они основали движение Мерказ рухани – Духовный центр /сокращенно Мизрахи/. Инициатором создания Мизрахи и его лидером стал раввин из Литвы Ицхак Яаков Рейнес. Движение Мизрахи желало объединить "всех верующих сионистов‚ ортодоксальных и умеренных"; их девизом стал лозунг: "Земля Израиля для народа Израиля – согласно Торе Израиля"; в их первом воззвании сказано: "Сион и Тора – две святыни‚ дополняющие одна другую и нуждающиеся друг в друге". Движение Мизрахи стало фракцией в рамках Сионистской организации и сохраняло автономию в области религиозной и культурной деятельности – "в духе традиции и ортодоксальности". Большинство раввинов и религиозных авторитетов не принимали идею Т.Герцля о создании еврейского государства. "Избавление придет к нам от Господа‚ Который пошлет Мессию‚ чтобы привести нас на Святую Землю‚ – писали противники сионизма. – Мы не желаем свободы от человека‚ кем бы он ни был‚ а хотим ее от Всевышнего". Они провозглашали: человеческими усилиями нельзя изменить судьбу народа; лишь избавитель–Мессия освободит Иерусалим‚ соберет всех евреев на Святой Земле и установит царство мира. Раввин Моше Шрайбер‚ один из религиозных авторитетов Европы‚ заявил: "На что нам новшества‚ которые не ценили наши предки? Ведь если дело поселения хорошо и угодно в глазах Господа‚ почему же предки наши никогда не брались за него? Новое запрещено Торой". Раввин Ш.Могилёвер отвечал на это: "Господу Богу более угодно‚ чтобы дети Его возвратились в страну Его‚ – пусть и не будут соблюдать как следует все заповеди‚ чем если бы они оставались в иных странах‚ строго соблюдая Закон". Появление на этой земле нерелигиозных евреев‚ проникнутых революционными идеями‚ встревожило ортодоксов. Казалось бы‚ им следовало организовать массовое переселение в Эрец Исраэль‚ чтобы создать здесь религиозное большинство‚ однако этого не произошло. Раввин И .Я.Рейнес так объяснял это явление: в начальный период изгнания евреи пытались вернуться на родину; все их усилия оказались тщетными‚ а потому они стали уповать на Мессию – единственного избавителя; эта пассивная надежда развила "дух лености" и "остудила воодушевление". "Пока мы рассуждаем‚ – жаловался один из ортодоксов‚ – эти неверующие опережают нас‚ захватывают страну и укрепляются в ней". В 1912 году ортодоксальное еврейство объединилось‚ основав организацию Агудат Исраэль. В ее программе было записано – "решать в духе Торы различные вопросы‚ которые станут на повестку дня в жизни народа Израиля". Агудат Исраэль находилась в оппозиции к сионистскому движению и выступала против образования еврейского государства на Святой Земле – если это будет сделано без "Божественного вмешательства". Споры не утихали и не утихают многие годы. Что означает – возвращение на эту землю‚ "возвращение в народ"? Религиозные сионисты считали это возвращением к Торе и еврейским традициям; непримиримые ортодоксальные круги видели в сионистском движении огромную опасность‚ ибо оно "называет себя наследником еврейской традиции‚ а на самом деле собирается с ней порвать". Перед сионистскими агитаторами закрывали двери синагог; раввины выступали против "новой секты‚ подобной секте Шабтая Цви‚ да будет проклято его имя"‚ призывали "преследовать этих негодяев до полного их истребления". Но переселение на эту землю продолжалось‚ и раввин И . М .Пинес с горечью отметил‚ что сионисты со временем полностью подчинят себе поселенческое движение; они "знают‚ что их цель требует упорного труда‚ и стремятся к ее достижению‚ а для наших верующих сон уж очень сладок‚ лень им даже подумать о чем–то‚ не то что действовать самим". Его предсказания оправдались: лишь через несколько десятков лет ортодоксальное еврейство приняло активное участие в заселении этой земли‚ но к тому времени сионисты уже укрепили свое лидерство. Кандель "Земля под ногами"

 . Умер в 1946 году.
 

Метки:

1894 — (18 Элула 5654) Родился Дов Оз - общественный деятель Ишува. Член исполкома партии «Ахдут ха-Авода», глава Всемирного союза еврейских рабочих «Поалей Цион», заместитель мэра Тель-Авива, один из основателей Гистадрута и авиации Израиля. В его честь назван аэропорт Сде Дов. Погиб в авиакатастрофе 29 декабря 1940 года.
 

Метки:

1919 — (24 Элула 5679) Цитаты и мнения. Газета "Таймс" писала: "Иордан не может быть восточной границей Палестины. цель Великобритании как мандатной державы - не допустить превращения еврейской Палестины в государство, которое будет вынуждено вечно воевать, цель - в создании государства, способного жить независимой национальной жизнью"
 

Метки:

1923 — (7 Тишри 5681) В Омске родился инженерный гений, лауреат трех премий безопасности Израиля бригадный генерал Армии обороны Израиля Давид Ласков. Служа в ЦАХАЛе, создал и возглавил подразделение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ инженерных войск - ИФТАХ. В ходе шестидневной войны израильская армия применяла реактивные снаряды "L", названные так по фамилии Ласкова, создавшего их. Несмотря на несовершенство конструкции, снаряды произвели самое серьёзное впечатление на иорданскую армию. Попавшие в плен впоследствии утверждали, что против них израильтяне применяли ядерное оружие. Многие изобретения Ласкова засекречены и сегодня. Они создавались, исходя из нужд различных воинских частей, включая спецназы. Умер 8 декабря 1982 года
 

Метки:

1932 — (18 Элула 5692) Ишув. Профсоюз работников Хайфы добился объединения всех водителей Нешера и Кфар-Хасидим. Авраам Измаилов, Йосеф Мелинк, Акива и Барух Гендель, и Цви Райх подписали договор о создании кооперативного предприятия "Объединение водителей (автобусов) Нешера и Кфар-Хасидим".
 

Метки:

1934 — (10 Тишри 5695) Родился директор группы "Битлз" Брайан Эпстайн

Родился в Ливерпуле в семье владельцев мебельного магазина. В доме соблюдалась традиция, однако мальчика отдали в обычную английскую школу, где ему пришлось довольно туго: он не делал особых успехов в спорте, учился весьма средне и был евреем. После школы Брайан покорно встал за прилавок, но мечтал он стать актером. Он и стал им, но вскоре понял, что ему светят исключительно второстепенные роли, и вернулся в семейный бизнес, частью которого к тому моменту стала продажа пластинок. И тут он услышал «Битлз», влюбился и предложил им себя в качестве директора группы. В контракте стоит подпись свидетеля сделки со стороны Брайана, но нет его собственной: «Они смогут удержать меня, если что, а я их – нет». Грубоватые ребята из рабочих семей, которые курили и матерились на сцене, поверили мальчику из приличной еврейской семьи и даже послушались его совета: надели костюмы, прекратили хамить и разработали коллективный поклон публике в конце каждой песни. Харизма в сочетании с хорошими манерами уже на первом этапе привела их в королевский дворец и к славе. Брайан обожал их (притом, что до встречи с ними в клубе Cavern вообще ненавидел поп-музыку), и эта его любовь передавалась всем, с кем он говорил о группе. Так он достал им первый контракт, так он и вел битловские дела, пока однажды не перебрал случайно транквилизатора и не умер в своей постели. Все сходятся на том, что это была трагическая случайность: Брайан был полон планов, ему надо было поддерживать маму после смерти отца, и «Битлз» были на пике славы. Это случилось 27 августа 1967 года. Впереди у «Битлз» – гениальный альбом Abbey Road и сингл Hey Jude, но Леннон все равно сказал в интервью журналу «Роллинг Стоунз» (в 1971 году): «Как Брайан умер, все и рассыпалось». www.booknik.ru

 
 

Метки:

1938 — (23 Элула 5698) Ишув. Подписано соглашение о сотрудничестве между ЭЦЕЛ и Хаганой. В июле 1938 года в ответ на арабский террор ужесточились и участились ответные действия бойцов ЭЦЕЛя - взрывы бомб на "арабской улице", что вызвало негативную реакцию не только "левой" части населения Ишува, но и некоторых членов ревизионистской партии. Они даже обратились к Хагане с предложением о союзе. После трёхнедельных переговоров 19 сентября 1938 года был подписан проект договора, по которому ЭЦЕЛ обязывался прекратить операции, выходящие за рамки обычной обороны, но предполагал наравне с Хаганой участвовать в легальной обороне во всех её формах. Участие ЭЦЕЛя в охранных подразделениях было определено в 10%. Очерчена и зона ответственности - 11 поселений: Зихрон-Яаков,Рош-Пина, Мишмар, ха-Ярден, Рамат-Темкин, Тель-Литвинский, Бат-Ям, Нахалит-Ицхак, Экрон. В это время Бен-Гурион находился в Лондоне. Узнав о соглашении, он выступил категорически против, и оно так и не было реализовано.
 

Метки:

1941 — Цитаты и мнения. Дневник Нины Герасимовой: "Пятница. Ночь прошла тревожно. Первый раз за все время я спала одетая. Вчера вечером все небо было охвачено заревом. Я вышла на улицу. Виден был сильный пожар за железнодорожным полотном. Видны были волны огня. Позже началась сильная стрельба, все гудело и дрожало. Я думала, что это идут бои в городе, но сегодня узнала, что это в Шевченковском саду взрывали все припасы. В саду стоят деревья с ободранной корой и поломанными ветками и представляют печальное зрелище. Ребята собирали [нрзб.] гильзы. В ближайших домах вылетели все стекла. Утро было холодное, пасмурное. Сильный ветер гнал по небу темные тучи. Город я не узнала. Как будто это не Киев был. Пусто, грязно. Мертвый город. Рано утром грабили магазины, но там почти ничего не было. Все вывезли. Сейчас появилось холодное солнце. Я пошла на Крещатик. Улица почти пуста, редкие люди бежали обратно, перепуганные, что в городе немцы. Говорили, что около молочного магазина лежат убитые жители. Вскоре их забрали. Киев сдан без боя. Вступили немецкие войска на мотоциклах. Молчаливо и холодно смотрели на них. На Крещатике было оживленно около каждого магазина. Тащили все, что попадется, особенно игрушки. Разбирали мешки заграждений. Но людей было мало, боялись выйти. Улица была засыпана осколками стекол и бумажками. День был необычайно холодный и пасмурный. Только евреи на Крещатике встречали немцев [нрзб.] с хлебом с солью. Вот этого простить нельзя!!" (см. 11 июля 1941 года, см. блог)
 

Метки:

1941 — (27 Элула 5701) Шоа. Убиты 18000 евреев Житомира.
 

Метки:

1942 — (8 Тишри 5703) Шоа. 2500 евреев галицийского местечка Броды из примерно 10000 проживавших там до войны отправлены в концлагерь Белжец.
 

Метки:

1942 — (8 Тишри 5703) Майор из 512 истребительного авиационного полка Бинов Лев Исаакович на подступах к Сталинграду таранил немецкий самолет-истребитель. На своем поврежденном самолете, раненый, он совершил посадку. После лечения продолжал летать и погиб в воздушном бою в январе 1943 г.
 

Метки:

1943 — (19 Элула 5703) В этот день морской атташе германского посольства в Дании Георг Дуквиц принял решение противодействовать планам Берлина в депортации евреев Дании в лагеря смерти. Благодаря ему, спаслись 7200 человек. 29 марта 1971 года Дуквиц был удостоен звания Праведник мира.
 

Метки:

1944 — (2 Тишри 5705) Шоа. 2000 евреев-узников лагеря Клоога в 40 километрах от Таллина заживо сожжены в бараках. ....

В 1934 г. в Эстонии, согласно переписи, еврейское население составляло 4381 человека (0,4% всего населения), из них в Таллине жили 2203 еврея, в Тарту — 920 евреев; торговлей занималось 57,4% самодеятельного еврейского населения, 30,7% были заняты в промышленности или занимались ремеслами, 9,9% были представителями свободных профессий. В июле 1941 г. немецкие войска вступили на территорию Эстонии. Таллин был занят после продолжительной осады 28 августа 1941 г. Большинство евреев Эстонии эвакуировалось, около тысячи осталось на оккупированной территории. в июле–августе 1941 г. были расстреляны все евреи, остававшиеся в Тарту (около 40–50 человек). В сентябре 1941 г. националисты по приказу немцев арестовали несколько сотен мужчин-евреев старше 18 лет и всех уничтожили в окрестностях Таллина. Оставшихся евреев — женщин, детей, стариков — согнали в здания синагог и какое-то время использовали на тяжелых принудительных работах, а затем отправили в рабочий лагерь Харку близ Таллина. Согласно отчету М. Зондберга от 12 октября 1941 г., в Эстонии было расстреляно 440 евреев. В декабре 1941 г. эсэсовцами из зондеркомманды и эстонцами из «Омакайтсе» было уничтожено 936 человек — практически все еврейское население. На выпущенных тогда же немецких картах Эстония была отмечена как юденрайн. К началу осени 1942 г. на территории Эстонии были созданы около 20 концентрационных лагерей, куда были доставлены евреи из Терезина, Вены, Каунаса и из концентрационного лагеря Кайзервальд (Латвия). Их использовали на принудительных работах для нужд немецкой армии. Утративших работоспособность расстреливала охрана лагерей. Осенью 1944 г. из-за наступления советской армии евреи из большинства лагерей были отправлены в концентрационный лагерь Штутгоф (Германия). В двух концентрационных лагерях на территории Эстонии большинство евреев было убито 18–19 сентября 1944 г. (www.eleven.co.il). "Спешка была такая, что заключенных сжигали живьем, заперев в бараках. Именно такой смертью в концлагере близ железнодорожной станции Клоога меньше чем в 40 км от Таллина погибли две тысячи человек. Столб дыма поднимался, я думаю, на высоту ничуть не ниже той, на которой реял эстонский флаг на Длинном Германе, и был виден даже из Таллина...Из всех местных евреев, имевших несчастье остаться на территории Эстонии к моменту нацистской оккупации (а Эстония была оккупирована в самые первые дни войны, и мало кто успел уехать), выжили 10 человек. ". ("Совершенно секретно", №7, 2008 год, Л. Велихов "ПОСЛЕДНИЙ БОЙ «КРОВАВОГО» МЕРИ")

 
 

Метки:

1959 — (16 Элула 5719) Израиль. Введены в обращение новые деньги - лиры, которые были в ходу до 31 марта 1984 года.
 

Метки:

1961 — (9 Тишри 5722) В «Литературной газете» опубликовано стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр».
 

Метки:

1972 — (11 Тишри 5733) Теракт. А. Широхи - атташе израильского посольства в Лондоне погиб от взрывчатки, вложенной в письмо.
 

Метки:

1988 — (8 Тишри 5749) Израиль. Первый испытательный запуск израильского спутника. «Офек-1» (масса – 156 кг) выведен на орбиту ракетой-носителем «Шавит», запущенной с базы израильских ВВС в центре страны. Экспериментальный образец не был оснащен фотоаппаратурой. «Шавит» представлял собой производную израильской баллистической ракеты «Йерихо-3». Страна вошла в группу государств, имеющих космические корабли. Израильский спутник был первым, запущенным в космос в сторону, противоположную направлению вращения Земли. Сделано это было, чтобы трасса полета не проходила над враждебными Израилю арабскими государствами. История

1981. Начало работ в рамках израильского космического проекта. Начальник военной разведки (АМАН) генерал-майор Йегошуа Саги санкционирует выделение 5 миллионов долларов на изучение возможностей самостоятельного производства спутников, носителей и телескопических фотокамер.

1982. Создание Израильского космического агентства (СЕЛА), под эгидой которого планируется создание разведывательных спутников для ЦАХАЛа.

1983. Работы по космическому проекту приостановлены по решению нового начальника военной разведки Эхуда Барака.

1984. Министр обороны Моше Аренс настаивает на возобновлении космического проекта. Израиль находит стратегического партнера для совместного участия в финансировании и разработке разведывательных спутников. Авиастроительный концерн ТААСИЯ АВЕРИТ выигрывает конкурс на разработку спутника ОФЕК и ракеты-носителя ШАВИТ (проигравшая сторона – концерн РАФАЭЛ).

1986. Командующий израильскими ВВС генерал-майор Авиху Бин-Нун отказывается принять ведомственную ответственность за разработку спутника ОФЕК на возглавляемый им род войск.

1987 Начальник военной разведки Амнон Липкин-Шахак выступает в поддержку израильского космического проекта. АМАН принимает ответственность за разработку спутника ОФЕК.

19 сентября 1988. Первый испытательный запуск израильского спутника. ОФЕК-1 (масса – 156 кг) выведен на орбиту ракетой-носителем ШАВИТ, запущенной с базы израильских ВВС в центре страны. Экспериментальный образец не оснащен фотоаппаратурой. По утверждению иностранных источников, ШАВИТ представляет собой производную израильской баллистической ракеты ЙЕРИХО-3.

3 апреля 1990. Второй испытательный запуск израильского спутника. Подобно первому образцу, ОФЕК-2 выведен на орбиту без фотоаппаратуры ракетой-носителем ШАВИТ.

1991-1993. Два неудачных испытательных запуска, завершившихся падением спутников в море. 5 апреля 1995. Разведывательный спутник ОФЕК-3 (масса – 225 кг) выведен на орбиту ракетой-носителем ШАВИТ. Израиль впервые получает собственный источник данных космической разведки.

21 января 1998. Запуск израильского спутника ОФЕК-4 сорвался в результате системной аварии во второй ступени ракеты-носителя ШАВИТ.

1999. Израильские ВВС принимают ведомственную ответственность за дальнейшую разработку и оперативную эксплоатацию спутников серии ОФЕК.

Осень 2000. Разведывательный спутник ОФЕК-3 отрабатывает свой срок и сгорает при попадании в плотные слои атмосферы. Декабрь 2000. Коммерческий спутник ЭРОС, представляющий собой производную ОФЕКА-3, выводится на орбиту российской ракетой-носителем. Основным клиентом, получающим отснятые ЭРОСОМ материалы, становится израильское министерство обороны.

28 мая 2002. Разведывательный спутник ОФЕК-5 (масса – 300 кг) выведен на орбиту ракетой-носителем ШАВИТ, запущенной с базы ВВС ПАЛЬМАХИМ. ОЛЕГ ГРАНОВСКИЙ

.
 

Метки:

2002 — (13 Тишри 5763) Теракт. Шахид взорвал себя в автобусе маршрута №4 на улице Алленби близ Главной синагоги в Тель-Авиве. Результат - 6 убитых: Соломон Хониг (79) из Тель-Авива; Йоси Мамиставлов (39) из Тель-Авива; Яффа Шемтов (49) из Тель-Авива; Розана Рисо (63) из Ган-Явне; Офер Гингер (29) из мошава Разиэль; Йонатан (Йони) Еснер (19 лет) из Глазго, Шотландия; 70 раненых.
 

Метки:

2005 — (15 Элула 5765) Дождь

Однажды поздней осенью в синагоге Минска евреи молились о дожде. "Папа, почему они просят, чтобы пошёл дождь, ведь и так он сильно идёт" - спросил маленький мальчик отца. "Это не наш дождь, сынок" - ответил тот. КАНДЕЛЬ "Очерки времён и событий"

  в Израиле.
 

Метки:

2010 — (11 Тишри 5771) Главной темой еженедельного заседания правительства Израиля стало обсуждение программы по превращению Страны в мировой центр исследований и разработок, связанных с созданием альтернативных энергоносителей. Подробнее

План был подготовлен специальной комиссией во главе с экономическим советником правительства профессором Юджином Канделом в рамках выполнения решения правительства о стимуляции развития сферы альтернативных энергоносителей. План предусамтривал те же действия, что и в 90-х годах прошлого столетия, когда действовала государственная программа стимуляции хай-тека. Так, при частичном финансировании государства (600 миллионов шекелей) предполагалось создать два венчурных фонда, вкладывающие деньги в старт-ап компании, работающие в сфере альтернативных энергоносителей. Еще 200 миллионов шекелей должны были быть выделены компаниям, уже прошедшим стадию разработки продукта, но застрявшим на этапе проведения испытаний из-за нехватки денег. 520 миллионов шекелей предполагалось выделить на гранты ученым, занимающимся исследованиями в данной сфере, 150 миллионов - на создание исследовательских центров, 340 миллионов шекелей - на стимуляцию международного сотрудничества, 110 миллионов шекелей - на координацию всей работы в данной сфере на уровне министерства главы правительства и преодоление бюрократических препон. Не менее важной частью плана, позволяющей многократно увеличить государственные инвестиции за счет частного сектора, стало намерение освободить от налогов прямые инвестиции в сферу альтернативных энергоносителей. Налоговые льготы оказались долгосрочными инвестициями в экономику Израиля. На тот момент в Израиле действовали 60 старт-ап компаний, находящихся на разных стадиях разработки продуктов, подпадающих под категорию альтернативных энергоносителей.

 
 

Метки:

2014 — (24 Элула 5774) В Минске подписан договор об отмене визового режима между Израилем и Беларусью. 21 сентября такой же документ подписан с Молдовой.
 

Метки:

2016 — (16 Элула 5776) Тысячи людей приняли участие в забеге вдоль стен Старого города в Иерусалиме. Забег был посвящен началу года 20-ой Маккабиады (соревнования состоятся летом 2017 года) и 50-летию объединения Иерусалима
 

Метки:

2024 — (16 Элула 5784) На севере Израиля в противостоянии с "Хизбаллой" погибли майор резерва Наиль Фуарси, 43 года, из Магара, командир роты батальона "Херев" (229) дивизии "Барам" (300); сержант Томер Керен, 20 лет, из Хайфы, боец 51-го батальона бригады "Голани"
 

Метки: