Календарь на 22-е декабря
. (см. 24 ноября, 25 ноября)Вечером я уже был в Готе, а затем через Эйзенах, Гессен и Хагау без особых приключений к полудню следующего дня прибыл в Оффенбах. Община верующих (франкистов) называлась Махане, в память лагеря евреев при праотце Моше. Уже сегодня мне предстояло быть принятым в этом лагере. В открытый город Оффенбах я вошёл вечером. Моросил дождь и было темно. Я стал выспрашивать у прохожих, где находится Польский двор, и мне указали на роскошное здание в другом конце города. Слёзы потекли из моих глаз, когда я увидел этот святой дом. Я был встречен молодым человеком, одетым в турецкое платье. Он обнял и расцеловал меня, называя братом, и сказал, что меня здесь давно ждут. Собралась толпа мааминим. Среди них выделялся почтенный пожилой мужчина в мундире полковника, с белоснежной бородой на благообразном лице. Звали его Цинский. Он привёл меня в свою комнату на втором этаже, где наставлял, как следует себя вести в присутствии святой матери. Он также пообещал, что всегда поможет советом, как родному сыну. Потом меня завели в комнату, в которой, склонившись над толстыми фолиантами, сидели три длиннобородых старца, облачённых в польские платья. Здесь я был поражён, увидев на стенах эмблемы и символы, которым скорее пристало украшать стены католического храма. Ещё там был портрет Гвиры в виде святой Богородицы, и висели другие картины с еврейскими надписями. На одной из картин художник начертал те десять слов, которые были мне хорошо известны из праздничных молитв: венец, мудрость, разум, важность, мужество, великолепие, победа, величие, царство, основа. Слова эти соединялись линиями между собой, а каждое из них - со словом "Эйнсоф". Один из старцев обратился ко мне: - Сын мой, Шехина (находится) в бедственном положении, Шехина в изгнании; Эдом и Ишмаель держат её в заточении, и мы обязаны её вызволить. А пока вместе с нею принуждены переносить страдания. Как только три сфиры соединятся в триединстве - грядёт избавление. Две сфиры уже воплотились в человеческом образе. Мы ожидаем третью. Счастлив тот, кто избран сочетаться с "Великолепием", так как от него выйдет Избавитель. Неси свою службу и стой на страже, чтобы удостоиться стать избранным. При этих словах он дал мне амулет с портретом и начертанными на нём десятью речениями (сфирот). В этот вечер меня посетили многие мааминим. А на следующий день я должен был представиться Гвире. Она жила на первом этаже. В передней меня встретила камеристка и предложила некоторое время подождать. О, как я был взволнован, и как билось моё сердце! Наконец отворилась дверь, и меня пригласили войти. Я не смел смотреть Гвире в глаза, только опустился перед ней на колени и целовал её ноги-так меня научили. Она произнесла несколько добрых слов. Хвалила моего отца и одобрила моё решение приехать в Оффенбах. Перед уходом я положил кошелёк с шестьюдесятью гульденами на стол и удалился, пятясь спиной к двери. Она произвела на меня сильное впечатление: не молодая, но привлекательная; руки и ноги её были чрезвычайно хороши; лицо выражало одухотворённость, скромность и доброту. Как мне позже стало известно, я ей тоже понравился. Потом меня привели в караульную комнату, где я увидел несколько человек - молодых и старых - все они были вооружены и одеты в военную форму. Мне тоже выдали такую форму, и на другой день я стал изучать воинские приёмы. Кормили нас хорошо, а служба состояла в несении караула в замке и вокруг него. Если не случались нападения или другие происшествия, то служба наша была лёгкой. Те, кто вечером были свободны от службы, имели обыкновение собираться в комнате трёх учёных старцев и там выслушивать их рассказы о Шабтае, царе-машиахе, о десяти "Сфирот" и почти всегда речь заходила о праведнике по имени "Малхут", которого мы никогда не видели. По распоряжению Гвиры меня вскоре перевели в отделение "Либерия", состоявшее по преимуществу из молодых людей. Работой их было обслуживание господ за столом, а также сопровождение при ежедневных выездах и при воскресных посещениях церкви. Таким образом, я получил возможность - чаще всего за трапезой - ближе присмотреться к господам. Мне выдали егерскую униформу, а вместо шапки - каскетку из зелёной кожи, обтянутую металлической лентой. Служить в этом отделении считалось большой честью. Во время трапезы моё место было за стулом Гвиры. Господа обедали в большом зале и их обслуживали три наших человека. Остатки еды мы потом съедали. А другие питались из общей кухни. Их обед состоял только из супа с зеленью, что было очень мало. Каждое воскресенье совершался парадный выезд в церковь, и мы участвовали в нём, одетые в праздничные мундиры. Встречался я только с нашими мааминим, а беседовать любил больше со стариками: Воловским, Дембицким, Матишевским, Червесским. Молодые люди, особенно те, которые жили вместе со мной, хотя и утверждали, что они богобоязненны, были, как это часто случается в молодости, достаточно легкомысленными. Несмотря на то, что нас окружала суровая аскетическая атмосфера, вели они себя не очень строго. Никакие разговоры с другим полом не допускались, жениться было совершенно запрещено. Однажды утром нам предложили, чтобы каждый, кто возбуждается при виде женщины, добровольно подставил спину для десяти ударов палкой. И почти все молодые люди решили подвергнуться подобной экзекуции. О таких случаях ежедневно докладывали одному из трёх господ, который записывал это в специальную книгу ("Книга откровений"). Каждый день экзерсис - мастер из "поляков" - проводил с нами занятия. Однако, когда в 1799 году в Оффенбах вошли французские войска, мы попрятали свои мечи и другое оружие. Летом 1798 года в общину приехали три сына Йонаса Вехели и с ними мой младший брат Йегуда - Леопольд. Братья Вехели были воспитанными и образованными молодыми людьми. Их звали: Авраам, Йосеф и Акива. А здесь им дали имена: Йозеф, Людвиг и Макс. Моему брату дали имя - Карл Младший. Тогда ему было 17 лет. Он не был ещё самостоятельным. Ему предложили работать парикмахером. Осенью того же года вместе с господами Йонасом Вехели и Аароном - Бером Вехели приехал и мой дорогой отец. Я был вне себя от радости снова увидеть своего дорогого, любимого отца. Трое учёных и уважаемых господина были радушно приняты всеми мааминим, а на следующий день они представились Гвире и её братьям, к ногам которых сложили свои подарки. Оба Вехелисы были людьми состоятельными и в подарок они привезли много золота, а золото здесь особенно охотно принимали. Мой любимый отец, у которого не было никакого богатства, привёз штуку батистового штофа. Этот подарок стал причиной, что в моей слепой вере появились сомнения, которые потом превратились в подозрения, что всё здесь происходящее-обман и мошенничество. У сотен приезжающих сюда честных людей вытряхивают кошельки, и они становятся несчастными бедняками. В тот же самый год приехал господин Церковиц. Когда-то он был очень состоятельным человеком и привёз с собой все остатки былого богатства. Здесь ему приказали всё отдать, как подношение. Его капитал состоял из австрийских государственных бумаг. Когда он отдавал последнее из того, что у него осталось - он плакал. Потом я отвёз эти бумаги во Франкфурт и обменял их у Ротшильда на серебро. Рядом со столовой находилась "священная" комната. В ней хранились кровать и одежда "святого отца" - так здесь называли Йакова Франка, отца Гвиры и её братьев. В комнате этой всегда царил полумрак, потому что окна были постоянно завешены. Здесь мааминим совершали молитву, предварительно благоговейно опускаясь на колени. Заходить сюда разрешалось в любое время дня. Перед входом стояла стража из девушек, одетых амазонками и вооружённых мечами. В этот караул обычно назначались молодые и красивые девушки. Как я уже раньше отметил (?), у меня вызвала чувство досады насмешка, с которой святой Йозеф в моём присутствии отозвался о скудости подарка, привезённого моим отцом. При этом я подумал, что здесь дорожат больше подарком, чем человеком, который его преподнёс. С этого времени я стал внимательно смотреть на всё, что происходит вокруг. Поначалу я старался отбросить критические мысли, рассуждая так: ведь это непозволительная дерзость сомневаться в том, во что верят многие уважаемые и учёные мужи. И я зашёл в священную комнату и долго покаянно молился. Но вскоре я снова вернулся к моим сомнениям. Среди тех, кто жил со мной в одной комнате, был также молодой человек из Дрездена, которого звали Йонас Хойфзингер. Со временем мы с ним подружились. После осторожных подготовительных бесед, он намекнул, что не со всем, что здесь происходит, он согласен. А когда уверился, что я его не выдам, стал говорить более откровенно: после долгих раздумий он пришёл к убеждению, что тут творится непостижимое мошенничество, и только большие жертвы, которые принесли мааминим, не дают им признать, что это обман. У них похитили все средства, которые позволили бы им вернуться в их далёкие дома. Вследствие таких разговоров, мы решили, что отсюда надо бежать. Хойфзингер предложил способ достать денег (на дорогу), но я отверг его план, потому что он не подобал чести и имени нашей семьи. Но так как у нас совсем не было наличных, то я написал письмо своему брату, доктору Поргесу, и сообщил ему о своём решении покинуть Оффенбах. Я попросил его, чтобы он указал дом во Франкфурте, где мы могли бы остановиться и получить деньги для дальнейшего пути. И прибыл ответ: семья согласна с нашим планом и сообщает, что известный господин Нейштатл дружелюбно примет нас и снабдит всем необходимым. Я посвятил младшего брата в свои намерения, показал ему письмо и он сразу согласился бежать с нами. Мы договорились о том, как всё будет происходить. Некоторое время тому назад один поляк (польский еврей) был схвачен при попытке бежать и жестоко наказан. Поэтому мы решили свои намерения держать в строжайшей тайне. Бежать решили в четыре часа утра через сад. Так как мы с Хойфзингером часто бывали в одном дозоре, то я так устроил, чтобы мы с ним попали в караул одновременно. Вещей у нас было мало, и все их мы засунули в один мешок. Вечером, накануне побега меня позвали к Гвире. Уже наступили сумерки, когда я зашёл в её кабинет. Её любимый пёс, Виндшпиль, с которым я был хорошо знаком, вдруг стал злобно лаять. Необычный час приглашения и неожиданное нападение собаки напугали меня: я решил, что нас предали и наш план раскрыт. Гвира принялась успокаивать собаку: -Что с тобой сегодня? Разве ты не узнаёшь нашего любимого Карла? Потом она обратилась ко мне по-польски: -Я заметила, что твоя униформа протёрлась. Ты можешь завтра поехать во Франкфурт и заказать новый мундир. Она также спросила, нет ли у меня других просьб. Я был так тронут, что уже чуть было, не сознался из благодарности за симпатию и милость. Но тут она протянула руку для поцелуя и отпустила меня. Я ушёл плача, потому что уважал и любил эту возвышенную женщину. А мне ведь тогда было всего 19 лет. В двенадцать часов ночи я покинул свой пост и немного прилёг. Но в два часа я уже встал, собрал одежду и бельё и связал их в платок. Всё, что я не привёз с собой, я оставил. Хойфзингер и мой брат сделали то же самое. В четыре часа утра я и Хойфзингер снова стояли на посту. Вещи мы уже прихватили с собой. Пост наш находился в нижнем коридоре, у комнат святого Бернарда и святого Йозефа. Когда мой брат спустился со ступенек, мы составили оружие в угол и с бьющимися сердцами вышли во двор. Была опасность, что кучер или конюхи задержат нас. Со двора мы проникли в сад, перепрыгнули через деревянный забор -и стали свободными. Мы добежали до ближайшего леса, оттуда - в Оберрод и в шесть утра были уже во Франкфурте
Метки:
и нашел около 20 раритетов.Иудейская община, существовавшая на протяжении многих веков на территории Крымского полуострова, включала в себя самые разнообразные течения и народности. К ним относились тюрко-язычные раввинисты-крымчаки, кочевники Хазарского каганата, караимы, отрицавшие учение Талмуда, говорящие на идише евреи-ашкеназы, греко-говорящие евреи-романиоты и даже субботники – перешедшие в иудейскую веру православные славянского происхождения. Пожалуй, одной из самых примечательных и значительных этно-конфессиональных иудейских групп, проживавших на территории Крыма, были крымские караимы. Об истории караимов и времени их появления в Крыму ученые, литераторы и представители общественности дискутируют, начиная как минимум с XIX века. Заметим, что порой данные дискуссии перерастали, к сожалению, в откровенные и затяжные конфликты, выходящие за рамки научного дискурса. Следует отметить, что в Крыму в последнее время появилось поразительное количество поверхностных и тенденциозных работ, неправильно отражающих этногенез и историю караимов. Данная статья – это попытка в краткой форме изложить достаточно запутанную историю караимского населения Крыма беспристрастным языком фактов, а не эмоций и псевдо-исторических искажений реальных событий.По мнению известнейшего исследователя Цви Анкори, ранний период истории караимов следует понимать и изучать как -продукт еврейского опыта под воздействием средневекового ислама-. Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н.э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд, исходящих в основном от противников Анана. Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем альтернативного диссидентского движения в иудаизме, основным содержанием которого было отрицание авторитета Талмуда.[1] Помимо отрицания Талмуда, сторонники Анана следовали провозглашенному их учителем принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от прочих евреев (называемых ими с того момента талмудистами или раввинистами) по целому ряду религиозных практик и традиций: в праздновании праздника Шаббат, каковой караимы проводили в молитвах и темноте, строго следуя провозглашенному в Ветхом Завете запрету на возжигание в этот день огня,[2] в проведении обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключении брака, во времени проведения традиционных еврейских праздников, в устройстве синагог и литургической обрядности. Так началось, собственно говоря, прото-караимское движение – дело в том, что ученики Анана еще не называли себя караимами, используя термин -ананиты-, т.е. -последователи Анана-.Термин «караимы» появляется несколько позднее, в IX веке, в работах уже собственно -караимского- теолога Биньямина (Вениамина) бен Моше НаГавенди, назвавшего этим именем различные анти-талмудические движения (в том числе и ананитов), объединившееся в IX - X веках под общим названием караимы. Даже само название КАРАИМ (чтецы или читающие; КАРАИМ - это множественная форма от древнееврейского КАРАЙ) отражает основную характеристику данного движения - почитание (или, если угодно, ЧТЕНИЕ) священного Писания (т.е. Ветхого Завета или ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины. Существуют также два других, менее распространенных, но, тем не менее, важных древнееврейских термина для понимания сути караимского движения: бней микра (сыны / последователи Писания) или баалей микра (владеющие Писанием).Период Х-XI веков, называющийся часто ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ в истории развития караимского движения, ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением иудаизма в его караимской интерпретации далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина (с центром в Иерусалиме и Рамле), Египет (Каир), Испания (тамошняя община вскоре была изгнана кастильским правительством в результате спровоцированного раввинистами конфликта), Кавказ и Византия. Особенно любопытен интерес караимов к земле Израиля – именно ранние караимы, объединившиеся в группу Авлей Цион (скорбящие по Сиону), были одними из первых еврейских мыслителей, призывавших всех евреев в изгнании (евр. галут) начать переселяться в святую землю Палестины. Успех миссионерской деятельности караимского движения в Х-XI веках был несомненен: по разным оценкам до 30-40 процентов еврейского населения того времени придерживалась не-талмудического, т.е. караимского варианта иудаизма.[3] Более того, именно в полемике с соперниками-караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во многом сформировалась средневековая еврейская цивилизация в той форме, в какой она нам известна на сегодняшний день.Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, т.е. в Крыму, Литве и Польше. К сожалению, именно на эту тему появилось особенно много псевдо-исторических работ, связывающих караимов с самыми различными народами, к примеру, с хазарами, гуннами, кыпчаками или древними израильтянами. Авторы, придерживающиеся этих теорий, ссылаются как правило на недостоверные или сфабрикованные источники (см. ниже). Тем не менее, сухой язык документов нам говорит о том, что караимы появляются в Восточной Европе уже в пост-хазарское время и остатки иудаизированных хазар, проживавших, возможно, и на территории Крыма, едва ли могли оказать на них сколько-нибудь серьезное влияние. Позволю себе процитировать, что же, к примеру, говорили сами караимы в прошении к царю Александру I о времени своего появления в Крыму: Мы все караимы, потомки одного древнейшего Еврейского поколения, которое более четырех веков поселясь в Крыму впоследствии вместе с прочими Крымскими народами поступило под благословенную державу Ва[шего] Императорского Величества. Некоторые другие караимские источники XIX века сообщали о переселении караимов в Крым из Бухарии и Черкесии вместе с татарскими ханами. Действительно, в данных караимских преданиях, несомненно, сохранились отголоски истинных реальных событий (о которых, к сожалению, нам практически не сообщают средневековые источники), а именно, о переселении караимов в Крым в XIII веке, по всей видимости, вскоре после очередного набега и поселения в Крыму татар в 1239 году. Исходя из того, что караимы того времени известны нам как искусные торговцы и ремесленники, можно предположить, что они попали в Крым вместе с другими торговцами и ремесленниками, необходимыми татарам для поддержания экономического состояния Золотой Орды.Возвращаясь к данным письменных источников, тем не менее, заметим, что первое свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом. В этом году, как сообщает нам византийский караимский автор Аарон бен Иосиф а-Рофе, между общиной караимов и раббанитов, проживавших тогда в городе Сулхате (совр. Старый Крым) состоялась дискуссия относительно того, когда же начинается месяц Тишри. Кроме Старого Крыма, в том же XIII веке, по-видимому, возникает община в городе Каффа (Феодосия) – опосредованные источники позволяют нам датировать время основания каффинской караимской синагоги 1292 годом. Несколько позднее, в середине XIV века (а точнее между 1342 – 1357 годами) в связи с экспансией Золотой Орды в юго-западный Крым и захватом города Кырк-Ера (позднее – Чуфут-Кале – Иудейская / Еврейская крепость), там также возникает караимская община, каковой будет суждено стать позднее самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. На Феодоро-Мангупе караимская община появляется только во второй половине XV века, по-видимому, сразу после 1453 года. По всей видимости, мангупская община изначально состояла из грекоговорящих караимов-романиотов, эмигрантов из Адрионополя, бежавших из захваченной турками-османами Византийской империи и спасавшихся от политики сюргюна – проводившегося Мехмедом II Завоевателем насильственного переселения в опустевший Константинополь-Стамбул. Еще позднее (по данным Фирковича в конце XVI, а по данным другим источников – в конце XVII – начале XVIII века) возникает община в городе Гезлев (Евпатория). В XIX веке, скажу, несколько забегая вперед, небольшие караимские общины проживали практически в каждом крупном населенном пункте Крыма и Российской империи.Везде в мире караимы являлись, если можно так выразиться, двойным меньшинством – будучи иудейским меньшинством в христианских и мусульманских государствах, они являлись также караимским меньшинством в еврейских общинах этих стран (добавим, что мусульманская администрация Крыма не отличала караимов от евреев-талмудистов, называя и тех и других официальным термином яхуди / яхудилер или, с несколько презрительным оттенком, чуфут / чуфутлар). И только лишь в мусульманском Крыму караимы являлись большинством в иудейской общине – по некоторым оценкам, 75 процентов иудейской общины Крыма состояло из караимов и лишь 25 – из раввинистов.Во главе каждой караимской общины стоял газзан, духовный глава общины, его помощниками был шаммаш (служка) и митпалель (проповедник). Еще позднее, в XIX веке, всеми караимскими общинами Российской империи стал руководить гахам (др.евр.мудрец). Должность гахама была выборной и первым гахамом в 1839 году был избран известнейший купец Симха бен Шеломо (Соломон) Бабович из Евпатории. Погребальные обязанности выполняла хевра кадиша (священное братство). Финансовыми делами заведовал казначей-габбай, а образованием – учителя-маскилы. Особой образованностью отличалась община Чуфут-Кале: проживавший там с 1666 по 1670 год известный караимский поэт из Деражно, Иосиф бен Иешуа а-Машбир охарактеризовал Чуфут-Кале как град и мать в Израиле… главный среди караимских общин, город великий мудрецами и книжниками, наполненный книгами и совершенными праведниками. Именно поэтому Машбир остался в караимской академии Чуфут-Кале на три года, занимаясь изучением Торы и религиозной учености. Читателю, вероятно, будет интересно также узнать, что первые печатные книги и первый печатный станок в Крыму также находились в Чуфут-Кале. Караимская типография в Чуфут-Кале была основана около 1731 года на средства караимского лидера Исаака бен Моше Синан-Челеби. В период с 1734 по 1741 годы там были опубликованы несколько литургических книг на иврите (древнееврейском). Таким образом, как бы это парадоксально ни звучало, но первые печатные книги крымской земли говорили на том же языке, что и ветхозаветные пророки.Уже самые ранние караимские переселенцы в Крым XIII – XIV веков, по всей видимости, были тюркоязычны, переняв татарский язык в качестве разговорного от своих соседей-татар. Об этом нам красноречиво свидетельствуют ранние караимские надгробия этого времени с тюркскими именами погребенных там караимов. Тем не менее, иврит (древнееврейский) по-прежнему свято и бережно хранился караимами в качестве лашон а-кодеш (святой язык) – языка литургии, богослужения, деловой переписки, поэзии, надгробных эпитафий, научных и теософских трудов. Только лишь в XIX и в особенности в 20-30-ые годы ХХ века в литургию караимов начинают вводиться татарский и караимский языки, ранее свысока именовавшиеся в караимской литературе разговорным жаргоном (см. напр. ж-л Караимская жизнь). Самые ранние известные нам на настоящий момент караимские таргумим (в данном случае, переводы на караимский и татарский языки священных текстов на древнееврейском) датируются временем не ранее XVII – XVIII веков.Помимо лингвистического влияния, близкое сосуществование с татарами оказало неизбежное воздействие и на быт и повседневную жизнь караимов. Действительно, зачастую, лишь зайдя в молитвенный дом и увидев стоящие в алтаре свитки Торы и семисвечник-менору, посетитель караимского квартала мог понять, что перед ним народ совсем иного вероисповедания и этноса – столь по-татарски выглядели их дома, одежды, этническая кухня и обряды. Тем не менее, как уже отмечалось выше, влияние татар не выходило за пределы чисто культурологических заимствований и смешанные браки между караимами и их мусульманскими соседями были запрещены, пожалуй, вплоть до реформ советского времени.Важнейшим периодом для усиления караимской общины в Крыму становится конец XVIII века. Дело в том, что в это время караимам, оставшимся на практически опустевшем после эмиграции татар и турок, а также насильственного выселения христианского населения полуострове, удалось практически за бесценок скупить огромные земельные угодия. Кроме того, в руках караимов оказался другой фантастически прибыльный заработок – торговля табаком. Таким образом, достаточно незначительная (ок. 2,5 тысяч в конце XVIII века) караимская община Крыма стала одной из самых процветающих в экономическом отношении этнических групп Российской империи. В XIХ веке, прежде всего, из-за важности купеческого потенциала караимской общины, а также в связи с тем, что караимы отбрасывали авторитет Талмуда (являвшегося, с точки зрения российских чиновников, главным врагом христианства, сосредоточением зла и антихристианской ереси), российская администрация начинает сознательно выделять караимов из общей массы еврейского населения империи. Под официальным предлогом образцового морально-нравственного поведения и полезного для государства экономического положения, караимы начинают осыпаться рядом привилегий и льгот, в отличие от евреев-талмудистов, на которых начинает обрушиваться ряд унизительных и обременительных указов относительно двойного налогообложения, обязательной службы в армии, проживания только в пределах черты оседлости и т.п. В 1863 году караимы получают полные права граждан российской империи. С этого момента караимы начинают пользоваться теми же льготами, что и проживавшие в России христиане-православные, служить в армии, учиться в университетах, занимать государственные посты и т.п.XIX век стал важным моментом в становлении караимского самосознания и самоидентификации – именно в это время в Крыму проживали и действовали такие известнейшие караимские просветители как Соломон Бейм, Элиягу (Илья) Казас, Иосиф Соломон Луцкий, Мордехай Султанский и Авраам Фиркович. Особенно важна для понимания караимской истории фигура Авраама Самуиловича (Авраам бен Шемуэль) Фирковича (1787-1874).Родившийся и получивший образование в Луцке, в 20-ые гг. XIX в. Фиркович переезжает в Крым, странствует по миру, посещает Кавказ, Стамбул, Каир, Ближний Восток, Австрию, Литву и Польшу, завершая свой жизненный путь в Чуфут-Кале. Уникальные рукописные коллекции, собранные им за годы странствий по Турции, Египту, Палестине, Крыму и Кавказу, представляют собой гордость коллекции еврейских и самаритянских рукописей Российской Национальной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Автор сборника поэзии, нескольких религиозно-общественных трактатов, содержащих зачастую крайне противоречивые и, порой, не слишком корректные сведения,[4] в 1872 г., т.е. за два года до своей смерти, Фиркович публикует Авнэ зиккарон ли-вней Йисраель (Книга памятных камней сынов Израиля; Вильно, 1872). Данная книга, содержащая экскурсы автора в историю караимов в Восточной Европе (прежде всего, в Крыму), а также ряд надгробных надписей с караимских некрополей Мангупа, Чуфут-Кале, Евпатории, Феодосии, Старого Крыма и Трок, является самым известным произведением Фирковича. Умерший в Крыму в 1874 г., караимский патриарх был похоронен на территории некрополя в Иосафатовой долине возле Чуфут-Кале, в месте, которое он исследовал, начиная с 1839 г. и чью историю он, фактически, переписал заново. Как указывают обнаруженные в недавнее время архивные материалы, Фиркович, несомненно, являлся одной из самых заметных караимских и еврейских фигур в Европе в XIX в., и был несомненным потенциальным (но неудавшимся) кандидатом на пост главы караимской общины Крыма и Восточной Европы в целом. В круг его знакомых и симпатизировавших ему людей входили такие знаменитые и разносторонние личности, как известейший российский гебраист Даниил Хвольсон, лидер хабадского движения Менахем-Мендель Шнеерсон, археолог Бларамберг, реакционные деятели братья Княжевичи, российский историк Д.И.Иловайский, еврейские просветители-маскилы Бецалель (Базилиус) Штерн и Симха Пинскер (сын последнего явился одним из отцов-основателей сионизма), армянский патриарх Нарсес, христианские священники, турецкие дёнме, авторитетные ашкеназские и крымчакские раввины, бахчисарайские татары и многие, многие другие.Сделав вышеупомянутую в высшей степени хвалебную характеристику Фирковичу (и не желая ее ни в коей мере умалить), необходимо все же отметить, что, несмотря на свою поразительную и несомненную талантливость и одаренность, Фиркович был далеко неоднозначным человеком. Как неопровержимо свидетельствует нам сухой язык архивных документов и источников, весь бег его бурной жизнедеятельности сопровождался конфликтами, скандалами, трениями, сомнительными историями и частыми обвинениями в подлоге и мистификации. Более того, современное состояние исследовательской литературы, посвященной Фирковичу, позволяет нам достаточно однозначно утверждать, что, несмотря на несомненную важность собранных им рукописных коллекций, ряд документов и приписок к рукописями, и, в особенности, эпиграфические открытия Фирковича, явно являются недостоверными и, более того, поддельными. Как уже говорилось выше, самые ранние свидетельства о пребывании караимов в Крыму датируются XIII-XIV веками и, как следствие, все исторические построения Фирковича, пытавшегося датировать время приезда караимов в Крым VI в. до н.э. (?!) и доказать, что хазары восприняли иудаизм караимского (а не раббанитского) толка, совершенно несостоятельны.Важно заметить (к сожалению, этот факт очень редко принимает во внимание большинство из русскоязычных авторов, пишущих на караимскую тему), что Фиркович никогда не говорил о караимах как о потомках хазар, считая их потомками древних израильтян, переселившихся в Крым непосредственно из Ассирийского пленения. Любопытно, что основные постулаты т.н. теории хазарского происхождения караимов, впервые были высказаны не караимами, но российскими учеными-тюркологами В.В.Григорьевым и В.Д.Смирновым. Григорьев и Смирнов, привлеченные к мнимым хазарско-караимским связям прежде всего шумной деятельностью А.С.Фирковича, пошли еще дальше караимского патриарха и пришли к выводу, что караимы не только обратили хазар в иудейскую веру (как об этом писал Фиркович), но и сами позднее слились с хазарами этнически. В 1896г. тезис Смирнова и Григорьева о хазарском происхождении караимов подхватывается и развивается С.М.Шапшалом (1873-1961), тогда еще молодым студентом Восточного отделения Санкт-Петербургского университета, а впоследствии - последним гахамом (или, как он сам себя именовал, гаханом) восточноевропейских караимов. Шапшаловская концепция о хазарском происхождении караимов окончательно утвердилась в караимской литературе после вступления С.М.Шапшала в должность гахама в 1915 году, а в особенности в 30-ые годы ХХ века. К сожалению, равно как и в случае с Фирковичем, Шапшал базировал свои теории на документах и источниках, признанных наукой на настоящий момент либо недостоверными, либо сфабрикованными. Увы, революция 1917 года прервала благосостояние и процветание караимов. Им, верноподданным российской короны, зажиточным купцам, промышленникам и белогвардейцам пришлось тяжелее, чем кому ли бы то ни было. Часть из них погибла в ходе бурных событий того времени, часть была раскулачена или расстреляна (в частности, известный художник М.Казас), часть, лишенная всего накопленного ранее имущества и возможности свободно исповедовать свою религию, была вынуждена влачить ПОЧЁТНОЕ существование в стране победившего социализма. Один за другим у караимов отнимались их дома, библиотеки, памятники религии и культуры… Так продолжалось вплоть до времен перестройки – галичская караимская кенаса была уничтожена ради строительства девятиэтажного дома, ни много ни мало, в 1985 году. За годы советской власти, по целому ряду причин, караимское население Крыма сократилось от практически 8,5 тысяч в 1912 году до 800 человек по данным переписи 1989 года. Помимо демографического упадка, советская власть нанесла также тяжелейший удар по своеобразной культуре и религии крымских караимов – лишь немногие из них способны ныне общаться на татарском диалекте, практически полностью утратив также знание древнееврейского, в каковом были столь искусны их предки.Во всем мире на настоящий момент проживает около 30 тысяч караимов. Любопытно, что большинство караимов, проживающих на настоящий момент на территории Крыма, России, Польши, и Литвы, считает себя народом тюркского происхождения, караимы Израиля, Египта, Турции и США причисляют себя к представителям еврейского населения, в то время, как среди караимов Франции есть сторонники обоих подходов. В связи с тем, что по современному законодательству государства Израиль караимы подлежат закону о репатриации, за последние годы достаточно большое число караимов, проживавших на территории бывшего Советского Союза, выехало в Израиль.По последней переписи населения Украины (2001), в Крыму насчитывается 671 караим (0.03 % населения автономии), а всего по Украине 834 человека. С XIX века караимы проживают в таких крымских городах, как Симферополь, Евпатория, Бахчисарай, Феодосия, Севастополь, Ялта, Керчь и Армянский Базар. На сегодняшний день по приблизительным оценкам Евпаторийская караимская община насчитывает около 260 человек, примерно столько же караимов живет в Симферополе, еще около 100 человек – в Феодосии, приблизительно 50 – в Севастополе, 30 – в Ялте, 50 – в Бахчисарае. На настоящий момент караимская община Крыма пытается возродить практически полностью утраченные за время атеистического диктата религиозно-культурные традиции. Особенно ярко этот процесс проходит в Евпатории, где на настоящий момент вновь стал действовать один из молитвенных комплексов и находится в процессе реставрации другой (к сожалению, следует отметить, что, на наш взгляд, далеко не все традиции, в особенности, те из них, которые связаны с религиозными практиками, удалось восстановить в той форме, в какой они существовали до революции). Большинство из современных крымских караимов – люди с высшим образованием, работники науки, культуры, образования. Так вкратце выглядит история караимов, одной из самых любопытных этно-конфессиональных групп Крымского полуострова, рассказанная сухим языком фактов и сведений, почерпнутых из исторических источников. Постоянно уменьшающейся караимской общине нашего полуострова остается лишь пожелать найти силы сохранить свою своеобразную этническую культуру и религию в неотвратимо надвигающемся ХХI веке, веке усиливающейся глобализации и еще большей девальвации духовных ценностей прошлого.МИХАИЛ КИЗИЛОВ СЫНЫ ПИСАНИЯ - КАРАИМЫ КРЫМА (очерк истории с древнейших времен до наших дней) [1] Талмудом называется сформировавшееся приблизительно к 500 году позднейшее добавления к Ветхому Завету (в еврейской традиции – ТаНаХ, т.е. еврейское священное писание, состоящее из Торы (Пятикнижия), Невиим (Пророков) и Ктувим (Писаний)). В средневековое время Талмуд стал основой еврейской учености, считаясь устной Торой, т.е. книгой по авторитету практически равной письменной Торе, т.е. Пятикнижию. Именно поэтому отрицание Талмуда было столь важной специфической чертой караимского движения.[2] В то время как их собратья-раввинисты с довольно раннего периода стали различными путями обходить это предписание, превращая Шаббат в празднество полное огней, вина и других радостей жизни. К примеру, в средневековом византийском Константинополе, по сведениям Вениамина Тудельского, на две тысячи раббанитских семей проживало 500 караимских, т.е. одна пятая еврейской общины города. Более того, в Крыму или, скажем, в Троках численность караимов превышало число раббанитов. В своих трудах Фиркович неоднократно яростно атаковал евреев-раббанитов и хасидов, обвиняя их, ни много ни мало, в распятии Иисуса и предлагаю выселить их за черту оседлости на западные окраины России
Метки:
Метки:
приговорён к пожизненному заключению.Альфред Дрейфус, французский офицер генерального штаба, капитан, еврейского происхождения, родился в 1859. В 1894 обвинён военным судом в государственной измене и сослан на Чертов остров. Впоследствии открылось, что поставленный ему в улику документ (бордеро) написан другим офицером (майором Эстергази), но вследствие интриг военной партии с Буадеффром во главе инициатор секретного дознания, приведшего к этому открытию, полковник Пикар, подвергся преследованию. Страстная агитация за пересмотр дела Дрейфуса разделила Францию на два враждебных лагеря антидрейфусаров и дрейфусаров. Против пересмотра были клерикалы, националисты и антисемиты, которые, прикрываясь требованием сохранения престижа армии и авторитета высших военных начальников и военного суда, настаивали на виновности Дрейфуса вопреки новым открывавшимся фактам. За пересмотр были радикалы и социалисты. 3 кабинета и 5 военных министров сменилось из-за этой борьбы. Обличителями неправильных действий генерального штаба были Шерер-Кестнер, Золя, Клемансо, Жорес, Рейнак, Лабори и др. Официально возбужденный, по почину сенатора Шерер-Кестнера, вопрос о пересмотре дела, после обнаруженного подлога полковника Анри, решен 1899 утвердительно высшим кассационным судом. Военный суд в Ренне, под давлением военной партии, особенно свидетелей обвинителей Мерсье, Буадеффра и др., вторично 1899 признал Дрейфуса виновным. Однако для умиротворения возбужденного общественного мнения Дрейфус был помилован. 1904-06 высший кассационный суд, рассмотрев вновь дело Дрейфуса, постановил, в виду открывшихся новых обстоятельств, указывавших на наличность подлогов в первом процессе Дрейфуса, произвести дополнительное расследование и затем отменил первой и второй приговоры военного суда во всем объеме. Дрейфусу возвращено было военное звание
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Операция ХОРЕВ, которая называлась так же, как и операция АНЫ (по имени многих целей, решаемых в ней: Авжия, Асложи, Аль-Ариш, Абу-Агила) началась 22 декабря 1948 года и продолжалась до прекращения огня 7 января 1948 года как война на юге. В результате окружения армии египтян, они вынуждены были приступить к переговорам о сложении оружия. В ходе операции был осуществлен так же переход к следующей операции ХИСУЛЬ. Необходимость проведения операции ХОРЕВ определил Игаль Алон, командующий южным округом. К участию в ней были привлечены бригады: Голани, Ха-негев, Харель и ударные подразделения, временно выделенные из бригады Александрони, втянутые в окружение египетских сил, находившихся в блокаде. Для того, чтобы предотвратить прорыв египетских сил, планировалось, что во время проведения силами фронта военных действий, они сражались бы против остатка египетских сил. Программа операции опиралась на принцип -косвенной подачи- и решалась изгнанием армии египтян с территории страны за международные границы мандатной территории, посредством глубокого обхода с фланга по линии Беэр-Шева – Асложи и до линеии Лаожия – Эль Хафир (Ницна) и оттуда на запад к Ом-Катафу и Абу-Агила. Поэтому операция началась введением противника в заблуждение действием бригады Голани в секторе Газа. В часы, когда морские силы Израиля вели артиллерийский обстрел Газы, авиация бомбила Рафиах, Аль-Ариш, Хан-Юнес и Фложию, силы Голани ударили по командной высоте 86. Обманный маневр имел успех, и египтяне поверили, что цель сил Цахаля захват сектора Газа. Эта операция Голани позволила остальным силам сосредоточиться и подготовить старую Римскую дорогу, которая раньше считалась непроходимой для всех видов транспорта, для наступления. Первой ступенью создания горячей обстановки в центре сопротивления противника явилось проникновение моторизированных сил на командную высоту в Бар-Асложи Авжа-Аль-Хафив, что было сюрпризом для неприятеля. Голани, военно-морские силы и авиация, вступившие в сектор Газа. Операция проводилась в полной тишине под руководством командующего операцией с передачей информации с помощью голубиной почты. Командные высоты были захвачены без сопротивления. Бойцы бригады Негев, встретили сильное сопротивление у высот Хамила вместе с батальоном французских коммандос из полка, состоящего из выходцев из Франции и Северной Африки при столкновении в бою лицом к лицу. Около половины бойцов были ранены или убиты и остаток отступил к высоте Хатмила. В конце концов было открыто шоссе и командная высота Хатмила была взята полностью с помощью батальона № 9 и приподнесла сюрприз бригаде Негев. После того, как 8 бронированный полк открыл Римскую дорогу, она была завоевана 27 декабря 1948 года. На завтра силы Цахаля были на международной границе с целью достижения Абу-Угайла и окружения Аль-Ариша и Бир-Лехефсы. После атаки ночью был захвачен Аум-Натиф. В тот же день (29 декабря 1948 года) Совет Безопасности ООН потребовал отступления ЦАХАЛя к международной границе. К этому решению присоединился британский ультиматум, потребовавший отступление Цахаля из Синая. Ультиматум был передан через американского посла в Израиле по указанию президента США. Министр обороны приказал силам Цахаля, участвующим в операции ХОРЕВ отступить из Синая и окончить отступление вечером 1 января 1949 года. Командующий операцией Игаль Алон быстро передал в Тель-Авив о тяжелом положении министру иностранных дел Шарету, министру обороны Бен-Гуриону и потребовал отступления с Синая только после прекращения огня. Отступление с Синая было отмечено и Бен-Гурион утвердил вступление полков на юг в Рафиах для того, чтобы противостоять египетской армии в секторе Газа. В важный в стратегическом отношении перекресток Рафиах вступили клином части бригады Голани и Харель. Бойцы Голани ночью 4 января 1949 года захватили египетские части северо-восточнее Рафиаха. Параллельно бойцы Харель захватили командную высоту на юго-востоке Рафиаха, оттеснив египтян. Таким образом, силы Харель загородили шоссе на Рафиах с юга, в результате этих действий египтяне захотели вступить в переговоры о прекращении огня. Днем 7 января 1949 года в полдень состоялось прекращение огня. Последние действия операции ХОРЕВ завершила авиация (которая выполнила во время операции 243 боевых вылета, сбросив 243 тонны бомб и сбив в воздушных боях 3 египетских самолета) и сбила 5 британских самолета, проникших на территорию Израиля. 8 января днем сообщил министр обороны (вслед за инцидентом с британской авиацией), что Цахал снял заграждения южнее Рафиаха и египетская армия была спасена от разрыва. Окружение было снято 10 января 1949 года и таким образом закончилась операция ХОРЕВ и окончилась борьба с египтянами в войне за Независимость.