Календарь на 10-е декабря

-164 — До н. э. (14 Тевета 3597) Израиль. Ханукальное чудо

История праздника. Ханука начинается 25 кислева и длится восемь дней. События, связанные с установлением праздника, произошли во 2 в. до н.э. В это время народ Израиля находился под властью греческого царя Антиоха Четвертого Эпифана. Царь стремился к тому, чтобы евреи отказались от веры во Всевышнего и стали поклоняться греческим богам. Он издал указы, запрещающие евреям исполнять многие законы Торы. Однажды греческий отряд прибыл в местечко Модиин. При большом скоплении народа главы отряда попытались заставить коэна Йоханана принести жертву идолу. Йоханан отказался, но один из находившихся там евреев вызвался принести жертву. Йоханан не мог вынести мерзкого зрелища и одним ударом убил отступника. На защиту старого коэна встали его сыновья и многие из народа. Началось восстание, которое возглавили сыновья Йоханана -- Йонатан, Йоханан, Иегуда, Шимон и Элиэзер. Лозунгом восставших стал призыв «Кто за Г-спода, ко мне». Восставшие назвали себя маккавеи (на иврите маккаби). Началась война, получившая название маккавейской. Она длилась 3 года. Плохо вооруженные повстанцы сражались против сильной и великолепно обученной греческой армии, но евреи всё же одержали победу и освободили Иерусалим. Главной задачей победителей стало очищение осквернённого греками Храма и возобновление храмовой службы. Однако оказалось, что нет возможности зажечь Храмовую Менору-Семисвечник. Дело в том, что греки осквернили масло, предназначенное для Меноры, сломав печать Первосвященника на всех кувшинчиках. С трудом был найден всего один кувшинчик с целой печатью. Его могло хватить только на один день, а для изготовления нового масла требовалось семь. Но евреи решили всё же зажечь Менору, и случилось чудо - масло в Меноре горело 8 дней, а за это время было приготовлено новое масло. С тех пор евреи празднуют Хануку, что означает «освящение». Обычаи праздника Каждый день Хануки зажигают специальный подсвечник – ханукию, в котором 9 свечей: 8 свечей символизируют дни чуда, а от девятой, служебной свечи (шамаш) зажигают все остальные (в первый день праздника одну, во второй – две и т.д.). Шамаш устанавливают чуть отдельно от остальных – выше, ниже или сбоку. В память о произошедшем чуде в Хануку принято жарить пончики и картофельные оладьи (латкес) в большом количестве масла. Дети играют в волчок, который называется севивон. На каждой из граней севивона написана первая буква слов фразы "Чудо великое было здесь" (если дело происходит в Израиле) или "Чудо великое было там" (в диаспоре).

 

Метки:

219 — (15 Кислева 3980) В возрасте 81 года умер Иуда Ха-Наси - раввин, политический глава («патриарх») еврейского народа в период после разрушения Второго храма.
 

Метки:

1033 — (16 Тевета 4794) Началась 40-дневная серия (до 4 января 1034 года) землетрясений по всему Израилю силой 5-6 баллов. Разрушены города Наблус (Шхем) и Рамле, повреждены крепостные стены Иерусалима. [По - Д.Амиран, «Кадманиот» (Древности) №111]
 

Метки:

1239 — (13 Тевета 5000) Папа Григорий IX ответил согласием на просьбу венгерского короля Белы IV (1235?1270) разрешить ему отдать на откуп евреям королевские доходы, мотивируя это тем, что откупщикам нередко приходится платить в казну из собственного кармана. Евреи, сначала под видом откупщиков, вскоре были допущены ко многим государственным должностям
 

Метки:

1486 — (14 Тевета 5247) В Толедо девятьсот евреев предстали на аутодафе для публичного примирения с церковью. То были самообличители из ближайших сельских районов, которые отозвались на эдикт о помиловании, недавно изданный в этих краях. Далее

Нотариус перечислил формы иудейских ритуалов, в следовании которым признались виновные, и объявил об их стремлении с этих пор жить и умереть в христианской вере. Затем он зачитал догматы веры, и после каждого догмата самообличители хором повторяли: «Верую!» В заключение на Евангелии и распятии они поклялись не впадать более в заблуждение, доносить обо всех известных им случаях вероотступничества, преданно служить делу Священной инквизиции и святой католической веры.

Приговор обязал их участвовать в процессиях в последующие семь пятниц, а затем – в первую пятницу каждого месяца в течение года. Последние будут проводиться в пределах их районов. Кроме того, им надлежало приходить в Толедо для участия в процессиях в честь Девы Марии в августе и во вторник страстной недели. Двести человек были приговорены носить санбенито поверх обычных одежд в течение года и не появляться на людях без него под страхом наказания за непокорность и обвинения в повторном вероотступничестве. Семьсот человек должны были явиться за прощением 15 января 1487 года, а тем двумстам, о которых речь шла выше, предстояло пройти этот обряд лишь 10 марта. О них, кстати, Ороско сообщает, что это были в основном жители сельских округов Талаверы, Мадрида и Гвадалахары и что некоторых из них впоследствии приговорили к пожизненному ношению санбенито (особенный саван желтого цвета с красным андреевским крестом, надевавшийся на осужденных инквизицией, на нем изображался человек, сжигаемый на костре и окруженный дьяволами)

 
 

Метки:

1505 — (13 Тевета 5266) Умер Санчес Габриэль - испанский государственный деятель, казначей короля Фердинанда II, марран, вместе с Луисом Сантанхелем участвовал в лоббировании и финансировании экспедиции Колумба в Западные Индии 1492 года
 

Метки:

1791Имена.

Подробнее о людях декабря см. Блог рубрика "Имена".

(14 Кислева 5552)  В возрасте 65 лет умер Яков Франк (Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович) — польско-еврейский религиозный деятель, создатель еврейской мессианской группы сторонников Шабтая Цви. Объявил себя мессией. Жил в Оттоманской империи, потом перебрался в Польшу, где организовал секту, которая была в остром конфликте с ортодоксальными еврейскими общинами. В споре с раввинами привлёк католического епископа, а потом всей сектой принял католичество. Находясь в Турции, принимал ислам, дважды принимал католичество и вёл переговоры с русским духовенством о массовом принятии православия всей его общиной.
 

Метки:

1890 — (28 Кислева 5651) В газете "Таймс" на английском языке опубликован текст Протеста против преследования евреев в России, составленный русским религиозным мыслителем, философом В. С. Соловьёвым и поддержанным группой русских писателей во главе с Л.Н. Толстым. Текст

«Движение против еврейства, распространяемое русской печатью, представляет собой небывалое прежде нарушение самых основных требований справедливости и человеколюбия. Мы считаем нужным напомнить русскому обществу эти элементарные требования. Их забвение есть единственная причина так называемого еврейского вопроса, а простое и искреннее их принятие есть единственный путь к их разрешению.

1) Во всех племенах есть люди негодные и зловредные, но нет и не может быть зловредного племени, так как этим упразднялась бы личная нравственная ответственность, и потому всякое враждебное заявление или действие, обращённое против еврейства вообще и против евреев как таковых, показывает или безрассудное увлечение слепым национальным эгоизмом, или же личное своекорыстие и ни в коем случае оправдано быть не может.

2) Несправедливо возлагать ответственность на еврейство за те явления в его жизни, которые вызваны тысячелетними преследованиями еврее в Европе и теми ненормальными условиями, в которые этот народ был поставлен. Если в течение многих веков евреев насильно принуждали заниматься одним денежным делом, закрывая для них все другие роды деятельности, то нежелательные последствия такого исключительного направления еврейских сил никак не могут быть устранены дальнейшими стеснениями, которые только увеличивают прежний ненормальный порядок.

3) Принадлежность к семитическому племени и Моисееву закону не представляет собой ничего предосудительного, не может сама по себе служить основанием для особого гражданского положения евреев сравнительного с русскими подданными других племён и вероисповеданий. Так как русские евреи, принадлежащие к известным сословиям, несут одинаковые повинности со всеми прочими представителями тех же сословий, то по справедливости они должны иметь и общие с ними права.

Сознание и применение этих элементарных истин важно и необходимо прежде всего для нас самих. Усиленное возбуждение племенной и религиозной вражды, столь противной духу христианства, подавляя чувства справедливости и человеколюбия, в корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне уже заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала в нашей жизни.

Вот почему уже из одного чувства национального самосохранения следует решительно осудить антисемитическое движение не только как безнравственное по существу, но и как крайне опасное для будущности России»

  8 ноября 1890 года министром внутренних дел И.Н. Дурново публикация протеста была запрещена
 

Метки:

1898 — (26 Кислева 5659) В Австро-Венгрии родился Мордехай Наркис - израильский учёный-искусствовед. Получил традиционное еврейское образование. Изучал классическую литературу, искусствоведение и нумизматику в университетах Кракова и Вены. В 1920 г. уехал в Эрец-Исраэль. В 1921–24 гг. изучал живопись и скульптуру в Школе искусств и ремесел Бецалель. Еще во время учебы стал близким другом и помощником Б. Шаца. Наркису принадлежит идея создания коллекции еврейского искусства и археологии и открытия музея искусств при школе Бецалель. Собрания этого музея заложили основу Израильского музея. После смерти Б. Шаца в 1932 г. музей Бецалель был закрыт из-за отсутствия средств. Наркис основал «Общество друзей национального музея Бецалель», и благодаря пожертвованиям, собранным этим обществом, музей снова возобновил работу, на протяжении 25 лет Наркис был его директором. Для пополнения коллекции музея в послевоенные годы Наркис приобрел в странах Европы, Америки и Северной Африки многие произведения еврейского искусства и ритуальные предметы, ставшие уникальными экспонатами.
 

Метки:

1906 — (27 ноября по ст. ст.) В Хельсинки завершилась 3-я Всероссийская конференция сионистов, составившая план сионистской деятельности после революции 1905 г. Совокупность резолюций конференции составила так называемую Гельсинфогскую программу. Подробнее

Конференция обсуждала положение еврейского народа в Российской империи и задачи мирового и российского сионизма после смерти Т. Герцля. Дебаты отражали борьбу внутри Сионистской организации в связи с планом Уганды и те перемены, которые произошли в царской России после революции 1905 г. Конференция сформулировала идею «синтетического сионизма», то есть синтеза политической деятельности с практической работой в Эрец-Исраэль (главным образом, поселенческой). Поворотным пунктом во взглядах сионизма стала резолюция «о текущей работе» — политической и культурной — среди еврейских масс в диаспоре. Это было особенно важно для евреев России, вовлеченных в период революции 1905 г. в общероссийскую политическую деятельность и подвергавшихся, кроме сионизма, другим идеологическим влияниям. Были высказаны опасения, что отказ от политической активности в России приведет к падению влияния сионистов среди еврейских масс. Основной доклад по этому вопросу сделал И. Гринбаум. Участниками дебатов были В. Жаботинский, Л. Моцкин и другие. Резолюция по докладу Гринбаума основывалась на 2-м параграфе Базельской программы, в котором заключался призыв к сионистам организовать еврейские массы стран рассеяния и неустанно руководить ими в сионистском духе. Конференция подчеркнула, что такая деятельность подготовит еврейство диаспоры к борьбе за создание здоровой национальной жизни в Эрец-Исраэль. Участники конференции надеялись на либерализацию и демократизацию России, что дало бы широкие автономные права ее национальным меньшинствам (см. Национальных меньшинств права), в том числе и евреям. Реализация Гельсингфорсской программы позволила сионизму превратиться в динамичное движение, не ограниченное дипломатической и поселенческой сферами и поэтому более полно отражающее насущные нужды еврейских масс, особенно в России. Дух Гельсингфорсской программы породил новые формы сионистской деятельности, в том числе в культурной сфере. Была создана широкая сеть начальных религиозных школ нового типа и светских школ с преподаванием на иврите. Было решено использовать любую возможность активного участия в политической жизни страны (выборы в Государственную думу и т. д.), вплоть до выступления в качестве самостоятельной сионистской партии. Политическая реакция в стране после разгона 2-й Государственной думы не позволила сионистам России применить идеи Гельсингфорсской программы на практике в полном объеме. Это стало возможным только после свержения царизма (февраль 1917 г.), причем в течение очень короткого периода — до ликвидации советской властью русского сионистского движения www.eleven.co.il.

 

Метки:

1918 — (7 Тевета 5679) Директория (Гетманское правление в Украине, пришедшее на смену Центральной раде (см. 7 ноября 1917 года) восстановила закон о национально-персональной автономии и учредила (на временной основе, до формирования министерств) отдел по делам национальных меньшинств во главе с Ш. Гольдельманом.В конце декабря 1918 г. было воссоздано министерство по еврейским делам во главе с одним из лидеров По'алей Цион А. Ревуцким. Оно разработало программу финансирования еврейского образования, подготовило проект нового закона о еврейских общинах, придававшего им светский характер. Но эти начинания не удалось реализовать, поскольку уже на исходе 1918 г. Красная армия развернула наступление против Директории.
 

Метки:

1933 — (22 Кислева 5694) В Харбине библиотека харбинской организации сионизма была объединена с библиотекой еврейской театрально-музыкальной ассоциации и таким образом была создана харбинская общественная еврейская библиотека.
 

Метки:

1936 — (26 Кислева 5697) Ишув. Методом "Ограда и бишня" основан кибуц Нир-Давид

Расположен в долине Бет-Шеан у подножья горы Гилбоа, в 3 км к западу от города Бет-Шеан. Назван в честь Давида Вольфсона, второго президента Всемирной сионистской организации. Принадлежит объединению Ха-Киббуц ха-арци — Ха-Шомер ха-ца'ир. Площадь — 780 га; население — 553 человека (начало 2003 г.). Основан в 1936 г. уроженцами Эрец-Исраэль и халуцим из Польши, которые в 1932 г. объединились в группу «Всеизраильский киббуц алеф». Первоначально разбитый ею в 1936 г. лагерь на месте будущего киббуца пришлось оставить из-за нападений арабов. Члены группы временно переселились в киббуц Бет-Альфа и продолжали обрабатывать свои земли. В том же году был заложен Нир-Давид, который первоначально назывался Тель-'Амал. Это было первое поселение, построенное по методу способу хома у-мигдал. Члены киббуца первыми в стране стали разводить карпов в искусственных водоемах и выращивать приспособленные к жаркому климату зерновые. Основные культуры: пшеница зимой, кукуруза и хлопчатник летом; развито также плодоводство и птицеводство. В Нир-Давиде есть металлообрабатывающий завод, предприятия по производству сельскохозяйственного оборудования и пластмассовых труб. В киббуце открыт Музей археологии Средиземноморья. На территории Нир-Давида находится городище, при раскопках которого обнаружены остатки строений древнего израильского поселения (в том числе ткацкой мастерской, где производилось также крашение тканей). Поселение было разрушено войсками фараона Шешонка I (библейский Шишак, 10 в. до н. э.), но затем восстановлено и просуществовало еще около двух столетий. Близ Нир-Давида, у истоков речки Амал под горой Гилбоа, расположен национальный парк Ган ха-Шлоша (в буквальном переводе с иврита «парк троих», назван в память о трех киббуцниках, убитых в этом месте арабами в 1936 г.) www.eleven.co.il

 .
 

Метки:

1938 — (17 Кислева 5699) Шоа. Из Вены в Голландию прибыл первый поезд с шестьюстами еврейскими детьми из Австрии в в рамках операции «Киндертранспорт» (см. 15 ноября 1938 года). Нацисты постановили, что эвакуация не должна блокировать порты Германии, а потому большинство групп отправлялись на поездах в Голландию, а затем по морю в британские порты.
 

Метки:

1949 — (19 Кислева 5710) Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой весь Иерусалим и его окрестности должны были быть переданы под международное управление. В ответ на это 13 декабря правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства и распорядилось о переводе Кнессета и правительственных учреждений из Тель-Авива в Иерусалим. Трансиордания также отвергла резолюцию ООН от 10 декабря 1949 года (см. 13 декабря), и в дальнейшем на нее ссылался только Ватикан и некоторые другие государства в своих выступлениях против Израиля.
 

Метки:

1951 — (11 Кислева 5712) Обсуждение в Кнессете забастовки моряков торгового флота. Моряки решили бастовать после того, как их требования о создании профессионального объединения вне профсоюза были отклонены.
 

Метки:

1966 — (27 Кислева 5727) Нобелевская премия по литературе вручена писателю Ш. Й Агнону.
 

Метки:

1978 — (10 Кислева 5739) Бегин и Садат удостоены Нобелевской премии Мира.
 

Метки:

1982 — (24 Кислева 5743) Ю. Андропов предложил обсудить на заседании Политбюро ЦК КП СССР вопрос «о привлечении советских граждан еврейской национальности к активному участию в контрсионистской пропаганде». В пояснительной записке говорилось, что «известные люди еврейской национальности воздерживаются, за редким исключением, от публичной оценки сионизма». см. 23 марта
 

Метки:

1987 — (19 Кислева 5748) В Иерусалимском мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» открыт архив советского писателя Ильи Эренбурга, хранившийся там уже более двадцати лет. Подробнее
 

Метки:

1994 — (7 Тевета 5755) Перес и Арафат удостоены Нобелевской премии Мира.
 

Метки:

2000 — (13 Кислева 5761) Премьер-министр Израиля Э. Барак ушёл в отставку.
 

Метки:

2005 — (9 Кислева 5766) Правительство Израиля выделило 19 млрд. шекелей на реализацию пятилетнего плана развития транспортной инфраструктуры - строительства новых и ремонт старых трасс. Кроме того выделено 68 млн. шекелей на реконструкцию Стены Плача и принят закон о музее Диаспоры, признанным национальным учреждением.
 

Метки:

2015 — (28 Кислева 5776) Израиль провел удачное испытание противоракетной системы «Хец-3», которая должна обеспечивать возможность перехвата баллистических ракет противника на внеатмосферном участке траектории.
 

Метки:

2023 — (27 Кислева 5784) Война с Газой. День шестьдесят пятый. В Газе атакованы более 250 целей. Бригада "Гивати" выявила командной пункт боевиков ХАМАСа около мечети на юге сектора. ВВС нанесли удар, после чего атаковала пехота. Бойцы спецподразделения "Эгоз" выявили туннельные шахты в Хан-Юнисе. По ним были нанесены удары. БПЛА ЦАХАЛа атаковал группу боевиков в этом районе. Бойцы 188-й бригады в районе Шуджаийя атаковали один из штабов ХАМАСа. Ночью ВВС ЦАХАЛа атаковали военную инфраструктуру в центре города Хан-Юнис, на юге сектора, и туннельные шахты. Погибли майор резерва Роман Бронштейн, 46 лет, из Бат-Яма, офицер 8111-го батальона 5-й мотострелковой бригады "Уцбат А-Шарон", капитан резерва Элия Яновски, 24 года, из Иерусалима, офицер 8111-го батальона 5-й мотострелковой бригады "Уцбат А-Шарон", старшина резерва Ари Йехиэль Зенильман, 32 года, из Иерусалима, боец 8111-го батальона 5-й мотострелковой бригады "Уцбат А-Шарон", старшина резерва Гидеон Илани, 35 лет, из Асаэля, боец 2855-го батальона 55-й резервной воздушно-десантной бригады "Ход а-Ханит", старшина резерва Итай Пери, 36 лет, из Модиина, связной роты 8111-го батальона 5-й мотострелковой бригады "Уцбат А-Шарон", майор резерва Эвьятар Коэн, 42 года, из Кфар-Сабы, офицер 8111-го батальона 5-й мотострелковой бригады "Уцбат А-Шарон", майор Галь Бехер, 34 года, из Оранита, офицер 36-й дивизии "Гааш. Обстрел из Газы приграничных поселений, обстрелы с ливанской территории Севера Страны. Правительство утвердило пятилетний план восстановления населенных пунктов, расположенных по периметру разделительного забора с Газой, выделенный бюджет – 18 миллиардов шекелей. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: "Нападение ХАМАСа, устроенное 7 октября, не оправдывает коллективного наказания всего палестинского народа"
 

Метки:

2024 — (9 Кислева 5785) Управлением природы и парков открыты на Севере заповедник Нахаль Хермон – Баниас, заповедник Тель-Дан, заповедник Нахаль Снир, национальный парк Хуршат-Таль, заповедник Эйн-Афек. Они были недоступны более года из-за военных действий на границе и ракетных обстрелов из Ливана (см. 4 декабря)
 

Метки:

2024 — (9 Кислева 5785) Комиссия по сохранению исторических объектов в муниципалитете Иерусалима объявила о включении 40 зданий квартала Бейт-Яаков в список исторических объектов. В частности, решение касалось комплекса рынка "Махане Йегуда". Квартал Бейт-Яаков был построен в 1877 году, став девятым кварталом, построенным за стенами Старого города. Вскоре рядом с ним возник стихийный рынок, который был упорядочен в 1930-е годы путем возведения постоянных зданий
 

Метки: