Календарь на 9-е декабря
Метки:
Тем временем история приближалась к трагической развязке. Вопреки настойчивым увещеваниям Ирмии, молодой царь Цидкия восстал против Невухаднецара. Вместе с тем, евреи продолжали открыто служить идолам и вновь осквернили ими Храм (II Мелахим 24:19; II Диврей аямим 36:12-14, Мальбим)
В течение некоторого времени Невухаднецар опасался приступить к осаде мятежного Иерусалима, так как хорошо помнил, что произошло с армией ассирийского царя Санхерива. Но, узнав, что величайшие еврейские пророки предсказали его победу и гибель города, он решился (Санхедрин 96б).
Десятого тевета 3336 года /424 г. до н.э./ началась осада Иерусалима (II Мелахим 25:1; Ирмия 39:1; Седер адорот).
В час смертельной опасности Цидкия направил посланцев к Ирмии, чтобы тот вопросил для него Б-га: царь надеялся, что Творец вновь совершит для евреев спасительное чудо, подобное внезапной гибели армии Санхерива. И пророк передал царю слова Б-га: «Я Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцей крепкою — в гневе и ярости, и в великом негодовании. …И предам Я царя Йеуды Цидкию, и его слуг, и народ, который выживет в этом городе от мора, меча и голода, в руки Невухаднецара, царя Вавилона, …и поразит он их острием меча, не пощадит, не сжалится и не помилует. …Вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: тот, кто останется в этом городе, умрет от меча, от голода или мора, а кто выйдет и сдастся вавилонянам, осаждающим вас, останется в живых» (Ирмия 21:1-9).
Но внезапно для осажденного города блеснул луч надежды. Стало известно, что многочисленная армия фараона Египта выступила на помощь Иерусалиму, чтобы ударить в тыл войска Невухаднецара. Стремясь избежать этого, вавилоняне сняли осаду и выступили навстречу новому неприятелю. Но Ирмия развеял надежды царя и его сановников, сообщив им, что фараон испугался открытого столкновения: «Вот, войско фараона, которое вышло на помощь вам, уже возвращается в свою страну, Египет. А вавилоняне снова будут воевать против этого города и захватят его, и сожгут огнем. Так сказал Б-г: Не обманывайте сами себя, говоря: “Вавилоняне непременно уйдут от нас”, ибо они не уйдут. Если бы даже вы разбили всё войско вавилонян, что воюет с вами, и остались бы у них лишь пронзенные мечом трупы, то поднялись бы и они, каждый от шатра своего, и сожгли бы этот город огнем» (Ирмия 37:5-10).
В дни, когда вавилоняне сняли осаду, Ирмия собрался посетить свой родной город Анатот. Но при выходе из Иерусалима он был схвачен начальником стражи, предположившим: «Вот, ты хочешь перебежать к вавилонянам». Его привели к сановникам царя, избили и бросили в подземелье. Некоторое время спустя, когда Ирмия уже был на пороге смерти, царь приказал тайно привести его к себе и спросил: «Нет ли слова от Б-га?» «Есть, — ответил пророк, — ты будешь предан в руки царя Вавилона». Вместе с тем, Ирмия попросил Цидкию не возвращать его в подземную темницу. По приказу царя Ирмию оставили под надзором у дворцовой стражи, и его кормили, пока в городе оставался хлеб (там же 37:11-21) переводчик дат, источник
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
По ПОЛОЖЕНИЮ ОБ УСТРОЙСТВЕ ЕВРЕЕВ, утвержденному Александром I в 1804 г., евреям-земледельцам было также разрешено жительство в Астраханской и Кавказской губерниях. Положение позволяло еврейским купцам, фабрикантам и ремесленникам вместе с семьями временно пребывать за пределами черты оседлости. Хотя большинство членов Еврейского комитета, созданного по указу Александра I от 9 ноября 1802 г., были либерально настроены и разделяли мнение графа С. Потоцкого и влиятельного государственного деятеля М. Сперанского, управляющего делами Комитета, о необходимости дать евреям некоторые гражданские права и разрешить вести оптовую торговлю внутри России, Положение еще более сокращало районы, открытые для свободного поселения евреев. Евреям было запрещено брать в аренду различные отрасли помещичьего хозяйства, быть владельцами питейных заведений и постоялых дворов в сельских местностях, проживать в селах и деревнях (в одних губерниях — с 1 января 1807 г., в других — с 1 января 1808 г.). Несмотря на многочисленные просьбы об отсрочке выселения, с которыми в правительство обращались как еврейские общества, так и помещики (они должны были понести большие убытки в результате удаления евреев-арендаторов из их имений), власти стали выселять евреев, обычно под конвоем солдат. В городах евреи оказывались на улице без жилья и работы. О приостановке выселения стали просить губернаторы. В феврале 1807 г. правительство временно приостановило выселение евреев из деревень, в основном из-за страха, что в войне с Францией российские евреи встанут на сторону противника 9 ноября 1802 г. царь подписал указ об образовании Еврейского комитета, в состав которого вошло несколько человек из его ближайшего окружения, известных своими либеральными взглядами: министр внутренних дел граф В. Кочубей, товарищ министра иностранных дел, князь А. Чарторыйский, граф С. Потоцкий; влиятельный государственный деятель М. Сперанский стал управляющим делами комитета. В него был включен и консервативно настроенный министр юстиции Г. Державин, чье мнение, отличное от взглядов большинства его коллег, должно было во многом определять решения комитета; однако вскоре Г. Державин вышел из его состава. Чтобы узнать отношение самих евреев к планируемым реформам, члены комитета получили право приглашать на заседания представителей еврейского населения черты оседлости. Кагалы четырех губерний послали в Петербург своих делегатов. Средства на их поездку были собраны за счет введения дополнительных налогов. Среди делегатов были и евреи, жившие в столице, — Н. Ноткин, А. Перетц и Л. Невахович. Создание комитета встревожило российских евреев. Их духовные лидеры (например, Нахман из Брацлава) опасались вмешательства со стороны правительства в религиозную жизнь общин. Эти опасения были настолько сильны, что министр внутренних дел был вынужден разослать в губернии черты оседлости циркуляр, в котором предлагал губернаторам объяснить евреям: ухудшение их положения не является целью комитета; -напротив, предполагается доставить им лучшее устройство и спокойствие-. Подавляющее большинство членов комитета разделяло мнение М. Сперанского и С. Потоцкого: нужно дать евреям некоторые гражданские права, благодаря чему они станут полезными членами общества. В журнале комитета говорилось, каким образом его члены намеревались решить еврейский вопрос: сколь можно менее запрещений, сколь можно более свободы — вот простые стихии всякого устройства в обществе. Однако в докладе комитета, озаглавленном -Положение об устройстве евреев- и утвержденном царем (после чего он обрел силу закона), отразилась и точка зрения сторонников антиеврейских запретов и ограничений, которую разделял Александр I (совершив в 1804 г. поездку по западным губерниям, он пришел к убеждению, что евреи повинны в тяжелом положении крестьян). В императорском указе Сенату, сопровождавшем новый закон, говорилось, что, хотя ПОЛОЖЕНИЕ соответствует истинным интересам евреев, его главная цель — забота о -пользах коренных обывателей-. В новом законе предусматривались меры для улучшения положения евреев. Им разрешалось приобретать в собственность незаселенную землю и обрабатывать ее, самостоятельно или нанимая для этого христиан. Желавшие заняться сельским хозяйством могли получить казенные земли и ссуды на обзаведение инвентарем и семенами; они освобождались на несколько лет от всех налогов и податей. Евреи обрели право открывать в черте оседлости фабрики на тех же основаниях, что и христиане. Предприниматели и ремесленники освобождались от уплаты двойной подати; последние получили, кроме того, возможность записываться в цеха (если это не противоречило привилегиям отдельных городов) или работать по профессии без такой записи. Для евреев-земледельцев были открыты две внутренние губернии — Астраханская и Кавказская; -фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам вместе с семьями- разрешалось временное пребывание за пределами черты оседлости. ПОЛОЖЕНИЕ окончательно освободило проживавших в помещичьих имениях евреев от судебной власти землевладельцев, но свобода передвижения была ограничена требованием, чтобы уезжавшие из имений евреи представляли властям подписанные помещиками справки об отсутствии невыполненных обязательств. Ряд пунктов ПОЛОЖЕНИЯ был направлен на ускорение ассимиляции евреев. Они получили доступ во все учебные заведения (народные училища, гимназии, университеты), а также право открывать собственные общеобразовательные училища с обязательным преподаванием одного из трех европейских языков — русского, польского или немецкого; только тем, кто знал один из этих языков, разрешалось занимать должности в органах городского самоуправления, быть раввинами или членами кагалов. Евреи, выезжавшие за пределы черты оседлости или избранные в органы городского самоуправления, а также ученики гимназий и студенты были обязаны носить европейскую одежду. Хотя составители ПОЛОЖЕНИЯ считали, что оно носит либеральный характер, для еврейского населения была наиболее важна его ограничительная часть: по требованию Александра I в новый закон вошла статья, запрещавшая евреям брать в аренду различные отрасли помещичьего хозяйства, быть владельцами питейных заведений и постоялых дворов в сельских местностях, проживать в селах и деревнях (в одних губерниях — с 1 января 1807 г., в других — с 1 января 1808 г.). Это означало выселение около 60 тыс. еврейских семей из деревень в города и местечки. После того, как представители местной администрации приступили к осуществлению соответствующих мероприятий, кагалы, а затем и губернаторы убедились, что города не в состоянии принять евреев, и стали просить центральные власти об отсрочке выселения. Однако требование завершить его в назначенные сроки было подтверждено, и евреев силой, с помощью солдат, начали выгонять из деревень в города, где они зачастую оставались без жилья и работы. Правительство рассчитывало, что изгнанные из деревень евреи станут земледельцами или фабричными рабочими, но эти планы провалились, поскольку в губерниях черты оседлости практически не было свободных земель, а для создания промышленных предприятий ни власти, ни сами евреи не имели достаточных средств. Небольшие участки земли, выделенные в Херсонском уезде Новороссийской губернии для создания еврейских сельскохозяйственных колоний, не могли вместить даже малую часть евреев, оставшихся без средств к существованию, хотя многие подавали прошения о переселении в эти колонии, а некоторые даже распродавали имущество и прибывали туда без разрешения властей (местные власти сообщали, что евреи -в немалом числе беспрерывно идут и идут в Новороссию-). В феврале 1807 г. правительство временно приостановило выселение евреев из деревень. Основной причиной для принятия такого решения был созыв Наполеоном I Синедриона французского: власти опасались, что в войне с Францией российские евреи встанут на сторону противника. В докладе министра внутренних дел В. Кочубея, утвержденном Александром I, говорилось, что необходимо -дать отсрочку к переселению евреев из деревень в города и местечки, поставив вообще нацию сию в осторожность против намерений французского правительства-. В. Кочубей предписал местным властям внушать евреям, что Синедрион стремится к изменению ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ; одновременно во всех православных церквах читалось послание Синода, объявлявшего, что, созвав Синедрион, Наполеон I стал врагом христианской церкви и лжемессией. Для выяснения вопроса о возможности выселения в районы черты оседлости был направлен сенатор Алексеев, но и он высказался за отсрочку этого мероприятия. Для разрешения вопроса о выселении евреев из деревень в феврале 1807 г. был созван специальный правительственный комитет, а в провинции — собраны депутаты-евреи; они просили отменить выселение или отложить его на много лет, упразднить двойную подать с купцов и мещан, смягчить закон о переходе на европейские языки в деловой документации. Комитет высказался против переселения евреев, отметив, что они не имеют для этого необходимых материальных средств, а правительство не в состоянии помочь тем, кто захочет заняться земледелием и фабричным трудом. Доклад комитета был утвержден Александром I, но, несмотря на это, вскоре после заключения Тильзитского мирного договора между Россией и Францией (июнь 1807 г.) был опубликован императорский указ, предписывавший БЕЗ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА начать с 1 января 1808 г. переселение евреев из деревень в города, дабы завершить его в течение трех лет. Выселение осуществлялось жесткими методами, города губерний черты оседлости вновь наполнились тысячами евреев, которые не могли найти постоянного места жительства. Губернаторы сообщали в Петербург, что статья ПОЛОЖЕНИЯ 1804 г. о выселении неосуществима. Их обращения заставили нового министра внутренних дел, князя А. Куракина подать докладную записку Александру I, в которой он доказывал, что евреев необходимо оставить на старых местах, поскольку переселение на казенные земли займет несколько десятков лет -по чрезмерному их [евреев] количеству-. Император был вынужден согласиться с А. Куракиным. Указом от 29 декабря 1808 г. он распорядился остановить переселение и оставить евреев в деревнях до нового распоряжения. В 1807 г. были основаны первые еврейские земледельческие колонии Бобровый Кут, Сейдеменуха, Добрая и Израиловка. В 1810 г. колоний было уже семь. Их жители оказались в очень тяжелом положении, поскольку правительственные чиновники разбазарили половину выделенных средств, которых и без того не хватало. Поселенцы не имели никакого сельскохозяйственного опыта; скот и сельскохозяйственный инвентарь, закупленные для них чиновниками, были очень низкого качества. Из-за скученности и тяжелых условий (жили по несколько семей в неотапливаемых домах) среди поселенцев распространялись эпидемии, резко возросла смертность. В 1810 г. правительство приняло решение временно прекратить поселение евреев в сельскохозяйственных колониях. В январе 1809 г. был создан новый комитет по еврейскому вопросу под руководством сенатора В. Попова. Комитету было предписано -войти в особенное и окончательное- рассмотрение вопроса о проживании евреев в деревнях и о торговле спиртными напитками, а также рассмотреть различные жалобы еврейских депутатов. Тем временем по распоряжению Александра I евреи были выселены из помещичьих имений, расположенных в 50-верстной пограничной полосе. В марте 1812 г., после трехлетней работы, доклад комитета был представлен Александру I. В докладе утверждалось, что евреи играют положительную роль в хозяйственном развитии страны, скупая у крестьян и помещиков хлеб, привозя из городов промышленные изделия. Было подчеркнуто, что в пьянстве и нищете крестьян повинны не евреи, а помещики, у которых винокурение составляет основную статью доходов; если удалить из деревень тысячу шинкарей-евреев, на их место встанут тысячи шинкарей-христиан, что отвлечет их от крестьянского труда и нанесет ущерб помещикам и государству. Комитет отметил, что евреи, живущие в деревнях, не обогащаются за счет крестьян, а зарабатывают только самое необходимое; переместить сельских евреев в города и сделать из них фабрикантов и рабочих невозможно: все попытки такого рода ведут лишь к ВЯЩЕМУ РАЗОРЕНИЮ евреев. Поэтому в докладе делался вывод о том, что продолжение политики насильственных выселений при существующих политических обстоятельствах (имелась в виду назревавшая война с Францией) ожесточит ДО КРКАЙНОСТИ СТЕСНЁННЫЙ еврейский народ, и давалась рекомендация РЕШИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ прекратить выселения, разрешить евреям заниматься производством и продажей спиртных напитков в деревнях. Хотя доклад не был утвержден императором, выселения евреев после декабря 1808 г. не возобновлялись. www.eleven.co.il
Метки:
Происходил из семьи придворных банкиров короля Баварии. Нажил огромное состояние главным образом на строительстве железных дорог в Турции В 1874 г. пожертвовал Альянсу один миллион франков (двести тысяч долларов) на строительство школ на территории Османской империи. В 1888 г. учредил благотворительный фонд, названный его именем, для просветительской работы среди евреев Галиции и Буковины, который успешно действовал вплоть до 1-й мировой войны (в 1891 г. функционировало семь школ с 1789 учащимися, а в 1904–1905 гг. — 48 школ с 7859 учащимися). Попытка Гирша создать в конце 1880-х гг. фонд для устройства сельскохозяйственных, ремесленных и общеобразовательных школ, ферм и мастерских в России, с целью привлечь ее еврейское население к земледельческому и ремесленному труду, окончилась неудачей из-за неприемлемости условий, которые выдвинуло русское правительство. В письмах и высказываниях последующих лет Гирш утверждал, что подавляющее большинство евреев России (включавшей тогда Восточную Польшу и Прибалтику) необходимо переселить в автономное еврейское государство, которое будет создано на территории какой-либо страны, изобилующей значительными массивами необработанных плодородных земель. Основанное Гиршем в 1891 г. ЕКО занялось созданием еврейских сельскохозяйственных поселений в Южной Америке, главным образом в Аргентине, где было учреждено также управление ими (первый директор В. Левенталь, 1850–94). В том же году Гирш создал в Нью-Йорке фонд помощи еврейским иммигрантам. В 1892 г. с согласия русского правительства был образован в Петербурге центральный комитет ЕКО, стремившийся облегчить эмиграцию евреев из России и Румынии. Свои взгляды на возможность создания еврейского государства Гирш впоследствии изменил, считая это несбыточной мечтой, а возникновение такого государства в Палестине, подвластной тогда Турции, даже находил нежелательным. Продолжая развивать аргентинские сельскохозяйственные поселения, Гирш ответил отказом на просьбы представителей Ховевей Цион о материальной помощи еврейским поселенцам в Палестине и не откликнулся на призыв Т. Герцля (1895) поддержать движение Сионизма. www.eleven.co.il
Метки:
- немецкий учёный, химик, разработчик боевых отравляющих веществ.С 1898 г. профессор Политехнического института в Карлсруэ. В 1903 г. ради обеспечения своей карьеры принял христианство. В 1908 г. разработал метод получения жидкого аммиака, а в 1913 г. создал завод по фиксации атмосферного азота (Нобелевская премия, 1918). В 1911 г. возглавил Институт физической химии кайзера Вильгельма в Берлине (Далем). В годы 1-й мировой войны Габер активно участвовал в разработке отравляющих газов (Хабер разработал Фосген и Иприт), что надолго сделало его имя одиозным в кругах либеральной научной общественности. После поражения Германии Габер превратил возглавляемый им институт (получивший название Институт физической химии и электрохимии; ныне Институт имени Фрица Габера Общества Макса Планка в Берлине) в один из ведущих центров физической химии в мире. Убежденный немецкий патриот, Габер деятельно способствовал возрождению германской военной промышленности. С приходом к власти нацистов Габеру было предписано уволить из института всех сотрудников-евреев. В знак протеста он подал в отставку и осенью 1933 г. уехал в Кембридж, где вел студенческий семинар в университете. Уже работая в Кембридже, он сближается с сионистами. Обсуждает с выдающимся ученым Вейцманом, будущим первым президентом Израиля, свой переезд в Палестину и работу в Иерусалимском университете. Но сбыться этому уже было не суждено: Умер 29 января 1934 года.
Метки:
Метки:
- автор "Автоэмансипации".Основное в национальном самосознании Пинскера это необыкновенно глубокое чувство национальной гордости или, как он это сам называет, национальной гордости за себя. Пинскер видит в идее автоэмансипации, не спасение от преследований извне, а в восстановлении национальной чести и в возрождении в нас чувства самоуважения. Очень печально, что другие нас преследуют и презирают. Еще трагичнее, что мы сами как народ реагируем приниженно на такое отношение к нам со стороны окружающих и этим нашим собственным поведением, в какой-то мере, оправдываем презрительное отношение к нам других. Патетическая часть в работе Пинскера посвящена особенно этой внутренней стороне нашей национальной проблемы. Здесь он поднимает часто свой голос до пророческого гнева, в котором слышится трагедиягордого сына народа, потерявшего свою гордость. Пинскер не может смириться с унизительным подобострастием, с которым его народ допускает по отношению к себе самые возмутительные оскорбления. Гордый народ, насколько слаб он бы не был, не может в таких случаях, ничего другого, как тем или иным способом выразить возмущение своей израненной души. Не менее того, не приемлет Пинскер наше униженное поведение по отношению к нашим благодетелям, протестует против отсутствия в нас самоуважения, хотя мы и угадываем их отношение к нам даже в самой незаметной снисходительной улыбке в нашу сторону. «..похвалят какого-нибудь еврея, что он делает честь своему народу — так этот народ настолько глуп, что он этим еще и гордится. Мы так глубоко пали, что чуть ли не делаемся заносчивыми от радости, когда, как, напр., в западной Европе малую часть нашего народа ставят в ровне с не евреями...» (перевод ldn-knigi) Приведенные слова достаточно показывают, как Пинскер оценивает «великий идеал» эмансипации, который в известных кругах еврейства и теперь выражает почти конечную цель в существовании нашего народа. Он видит в акте эмансипации ничто другое как глубочайшее унижение народа, которое заставило бы нас краснеть от стыда, если бы мы не были лишены полностью национального самоуважения. Ни один другой народ не нуждается в эмансипации. Для всех других существуют общее законодательство. Вообще Пинскер воспринимает все свое существование в диаспоре, с эмансипацией или без нее, как одно единственное непрекращающееся унижение. Физические муки народа отходят на задний план по сравнению с душевными муками, вызванные этим оскорбительным состоянием. Само по себе презрение со стороны окружающих было бы для него не так непереносимо, если бы он в то же время мог бы многих тем успокоить, что это не более, чем результат многовековых предрассудков, невежества и т. д. Его гордый дух смог бы тогда просто презирать это презрение. Но, к сожалению, он не мог не заметить, что поведение его народа играет не последнюю роль в таком отношении к нему со стороны других. «..Вы презренны, потому что у вас нет самолюбия и нет национального самосознания». Национальное самосознание! Где же его взять? В том-то и заключается великое несчастье нашего племени, что мы не составляем нации, что мы только евреи. Мы — стадо, рассеянное по всей земле...» «Стадо». В одном этом слове собрал Пинскер все горькие истины, когда он говорит о душевном состоянии евреев в то время. Стадо не думает ни о чести, ни о будущем — оно вообще ни о чем не думает кроме как о непосредственной опасности, от которой оно как-нибудь пытается спастись, неважно как, все вместе или каждый в отдельности. Именно в этом смысле понял Пинскера Л. Гордон, в посвященном ему стихотворении «Божье стадо» (Едер Адонай). Но все же поэтическая натура Гордона не смогла превозмочь себя и заклеймить позором людское стадо в своем видающемся произведении. Это удалось другому, более одаренному поэту Бьялику в его бессмертных «Песнях гнева». Как обидно, что Пинскеру не привелось до этого дожить. Он узнал бы, что его пророческое слово не пропало зря и умирая, он нашел бы утешение в том, что он не был ПОСЛЕДНИМ ГОРДЫМ ИУДЕЕМ. Ахад Гаам «Гордый Иудей»
Метки:
Метки:
Метки:
- советский государственный и общественный деятель.Теперь уже трудно представить себе, что до 22 июня 1941 года уральские заводы СССР не выпустили ни одного танка, что до нападения гитлеровской армии на страну Советов ни их инженеры, ни рядовые работники просто не знали, как подступиться к производству этого вида продукции. Потому что каждый танкист-фронтовик вспоминает: танки в годы войны шли с Урала Решение задачи по созданию в кратчайшие сроки на Востоке СССР обновленной военной промышленности Сталин возложил на еврея, Бориса Львовича Ванникова. Прежде всего, ему предстояло подобрать кадры, способные воплотить задание. Таких людей, талантливых руководителей и специалистов, надо сказать, после нескончаемых репрессий 30-х годов осталось совсем немного. Но Ванникову все же удалось создать группу, на которую он мог положиться. В одной из своих статей, опубликованной в журнале Алеф, профессор И.Коган писал: То, что сделала небольшая группа евреев в суровую зиму 1941-1942 годов на Урале, в Сибири и на Волге, было чудом, которое спасло Советский Союз от гибели. 11 октября 1941 года в Челябинск прилетели шестнадцать человек. Группу возглавлял Исаак Моисеевич Зальцман. Он стал новым директором ЧТЗ и одновременно - заместителем наркома танковой промышленности СССР. Через месяц И.М.Зальцман разрезал алую ленту, и с территории завода вышел первый челябинский танк. История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на производство новых машин. Считается, что технически это - невозможно. Через год танковая промышленность СССР, под руководством Зальцмана, уже была готова к масштабным сражениям. Танки ЧТЗ участвовали в исторической битве на Курской дуге. Кто же он, этот неординарный человек, сумевший осуществить неосуществимое? Исаак Моисеевич Зальцман родился в местечке Томашполь под Винницей. Отец его был портным, работал, не покладая рук, но в семье было много детей - заработанных денег не хватало на самое необходимое. С раннего детства Исааку пришлось подрабатывать на уборке сахарной свеклы. Но учебу он не бросал. Окончил школу и поступил в Одесский политехнический институт. Защитив диплом, молодой специалист получает направление на Путиловский завод в Ленинграде. Там за неполные пять лет Исаак Зальцман делает головокружительную карьеру: от мастера смены - до директора этого крупнейшего тогда в СССР оборонного предприятия, выпускавшего танки, артиллерию, турбины, моторы… Зальцмана назначают директором Путиловского завода в 1938 году. На тот момент ему не было еще и тридцати трех лет. Столь стремительный рост объяснялся, конечно, незаурядными организаторскими способностями молодого инженера. Сентябрь 1941-го. К середине месяца линия фронта вплотную приблизилась к Ленинграду. Возникла реальная опасность, что противник, преследуя отступавшие советские войска, захватит окраины города. Но завод, не взирая на артобстрелы и налеты вражеской авиации, продолжал выпускать столь необходимое для защиты блокадного Ленинграда вооружение. В октябре 1941 года 35-летний директор к тому времени уже Кировского завода (переименован после смерти С.М.Кирова) стал Героем Социалистического Труда Те, кто работал под началом Исаака Зальцмана, вспоминают, что он бывал вспыльчив и резок. Приняв то или иное решение, не допускал возражений. Имея в годы войны практически неограниченные полномочия, данные ему Государственным Комитетом Обороны, он не всегда пользовался ими с должной мудростью и дальновидностью. Но ведь и время было тяжелое - не только на фронте, но и в тылу действовали законы военного времени. Сказывалось постоянно накапливающееся напряжение, работать приходилось круглые сутки. Зальцман, как говорили на заводе, был крут. Но в трудные для людей минуты проявлял доброжелательность, чуткость, особую душевную деликатность. В январе того же 41-го, не успел он завершить организацию выпуска тяжелых танков КВ, под его начало прибыл еще один завод, эвакуированный в Нижний Тагил. Танк КВ остается в производстве. Но фронту теперь требуются танки нового образца - Т-34. Именно на них военное командование СССР возлагает большие надежды. Задача, которая перед ним поставлена, казалось, не имеет технического решения. Так мне и сказали, - рассказывал потом Исаак Зальцман. - Технически это сделать невозможно. Но стране нужны такие танки. И кировцы должны справиться с задачей. Для того, чтобы на новом месте наладить выпуск танков Т-34 на конвейере, понадобилось полгода. К концу этого срока смонтированный заново завод уже производил по 30 танков в день. После Второй мировой войны и до 1949 года Зальцман возглавлял танковую промышленность. Не оправившуюся от разрухи страну захлестнула волна антисемитизма. Борьба против космополитизма и буржуазного национализма приобрела общегосударственный размах. В прессе публиковались статьи, фельетоны, карикатуры на деятелей науки, культуры и искусства еврейской национальности, взятые из пропагандистского арсенала Геббельса. Началось массовое увольнение евреев с руководящих постов. За шесть лет (1947-1953 гг.) из армии и военных научных лабораторий уволили более 50-ти евреев - генералов и адмиралов. В их числе оказались - начальник Военно-инженерной академии генерал-полковник Леонтий Котляр, директор Института танковой промышленности генерал-майор Семен Давидович, министр танковой промышленности Исаак Зальцман, заместитель министра авиационной промышленности Соломон Сандлер… Зальцман остался работать директором завода. Своего апогея советский государственный антисемитизм достиг в январе 1953 года. В средствах массовой информации появилось сообщение ТАСС о том, что органы безопасности СССР обезвредили шайку врачей во главе с профессорами-медиками Вовси, Этингером, Фельдманом и другими. И.Зальцману предложили дать показания по ленинградскому делу, пообещав вернуть министерское кресло. За отказ он был смещен и с директорского поста. Что ж, честь все равно дороже любой должности. Бывший министр танковой промышленности уехал в районный городок Муром во Владимирской области. Устроился на работу на маленький заводик - рядовым мастером. Его реабилитировали в 1955-м году. Вернувшись в Ленинград, он работал главным инженером Ленгорлеса, потом - ведущим конструктором опытно-механического завода. Выйдя на пенсию, долгие годы оставался консультантом. Умер в 1988 году. При подготовке использованы материалы сайтов: zerkalo-nedeli.com; hronos.km.ru;ir.spb.ru; book-chel.ru;sm.aport.ru
Метки:
Метки:
Метки:
. Вдохновляющими силами процесса стали партии Ахдут Ха-Авода и Хопоэл хацаир.Всеобщая федерация трудящихся Эрец-исраэль - Хистадрут - была создана в декабре 1920 года на учредительном съезде в Хайфе для объединения и организации всех трудящихся, для повышения их уровня жизни и защиты их экономических и прочих интересов. Идею её появления высказал в 1919 году И.Трумпельдор, а руководящей и вдохновляющей силой на съезде была партия Аздут ха-авода (Единство труда). На первых порах в хистадрут входило 4433 человека. Идеология была социалистической. Зарплата рабочим выплачивалась в зависимости от выслуги лет и количества иждивенцев в семье, а не от профессии и квалификации. Когда Голда Меир вошла в исполком Хистадрута, уборщица её кабинета зарабатывала больше и это не считалось нонсенсом. Долгое время Хистадрутом руководил Бен-Гурион, превративший небольшой профсоюз в мощнейшую в Израиле политическую силу. Сейчас хистадрут координирует свои усилия с кабинетом министров во многих сферах внешней и внутренней политики и выполняет функции, которые в других государствах обычно берет на себя правительство. Эта организация была тесно связана с руководством Партии труда Израиля, или Авода (в переводе – «Труд»), которая долгое время находилась у власти. Хистадрут принадлежит к числу крупнейших работодателей в стране и участвует в реализации разных проектов за рубежом. 10% всех работников Страны трудится на предприятиях Хистадрута. Его члены владеют акциями холдинговой компаний «Хеврат хаовдим» (Рабочей корпорации), которая функционирует как обычная капиталистическая корпорация, хотя она и возникла под лозунгом социалистического идеала коллективного хозяйствования, предполагавшего отсутствие руководящего слоя и рабочее самоуправление. Хистадрут вырос в мощную экономическую силу, распространив свое влияние почти на все области экономики в стране; ему принадлежат многонациональный «Банк ха-Поалим», конструкторская фирма «Солел Бонех» и промышленная компания «Коорс» с 280 дочерними филиалами. "...защита интересов трудящихся, экономическая деятельность, расселение иммигрантов, культура, образование, здравоохранение (больничная касса, купат халим, больница "Бейлинсон"), права женщин, охрана поселений - Хистадрут занимался всем". (М. Штереншис "История Израиля")
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
«Председатель общины Шмуэль Штерн взялся доказать, что евреи не являются паразитами, – писала «Доар ха-йом». – Он вновь начал рассказывать о том, какую пользу приносят евреи своей любимой родине и какие жертвы они принесли ради ее процветания. У каждого сохранившего гордость еврея эти оправдания вызывают отвращение. Как будто негодяи, преследующие наш многострадальный народ, не знают правды. Как будто бы на них можно повлиять с помощью слов и убедительных аргументов!»
«Мы терпели нападки и страдали от враждебного отношения, но всегда были и останемся венграми, – цитировала заявление Штерна «Доар ха-йом». – Венграми будут наши дети и дальнейшие потомки. Мы продолжим работать и приносить жертвы во имя нашей родины».
«Сколько раз мы слышали подобные слова! – писала «Доар ха-йом». – В Германии сторонники ассимиляции взывают к совести немцев, пытаясь оттолкнуть их от поддержки нацистов. Но все бесполезно. В России в свое время издавался еврейский журнал «Восход», со страниц которого сторонники ассимиляции читали мораль прогрессивной интеллигенции, обходящей молчанием антисемитскую пропаганду. Но кто обращал внимание на их слова? Мы в Эрец-Исраэль должны извлечь из этого урок. Мы должны прекратить попытки увещевать наших соседей, потому что они все равно сделают по-своему. Нужно решительно отвечать на каждое оскорбление, на каждое нападение. Это окажет влияние и на положение евреев диаспоры» Источник
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
385 делегатов, среди них — представители ревизионистов, вернувшихся в Сионистскую организацию в 1946 г. Первый сионистский конгресс после 2-й мировой войны и Катастрофы европейского еврейства; проходил на фоне резкого обострения отношений между ишувом Эрец-Исраэль и британскими мандатными властями. Подтвердил, что целью сионистского движения, в соответствии с принятой в 1942 г. Билтморской программой, является создание самостоятельного еврейского государства. При обсуждении плана урегулирования палестинской проблемы, разработанного комиссией во главе с Х. Моррисоном и Т. Грейди, а также предложения британского правительства провести в Лондоне еврейско-арабские переговоры под эгидой США и Великобритании, разгорелись споры между активистами (сторонниками бескомпромиссной, в том числе и вооруженной борьбы за еврейское государство), которых возглавлял председатель Исполнительного комитета Еврейского агентства Д. Бен-Гурион, и теми участниками конгресса, которые, следуя за Х. Вейцманом, отстаивали более гибкий курс, предусматривавший возможность достижения путем переговоров политического соглашения с британским правительством. Мнение активистов, составивших большинство делегатов, возобладало: конгресс отверг план Моррисона—Грейди и заявил, что при существующих обстоятельствах сионистское движение не может принять участие в переговорах в Лондоне. Х. Вейцман, энергично выступавший против последнего решения, подал в отставку с поста президента Сионистской организации. Поскольку его преемник не был избран, мировое сионистское движение фактически возглавил Д. Бен-Гурион.