Календарь на 3-е декабря
Метки:
Метки:
Метки:
- праведник народов мираВ 1931 г. немецкий католический священник Бернхард Лихтенберг публично призывает смотреть антивоенный фильм "На западном фронте без перемен" по роману Э.Ремарка, чем привлекает внимание нацистов и лично Геббельса. После захвата власти нацистами в доме Лихтенберга периодически устраиваются обыски. 31 марта 1933 г, Лихтенберг организует встречу еврейского банкира Оскара Вассермана с президентом Германской конференции епископов кардиналом Бертрамом, пытаясь убедить кардинала протестовать против бойкота еврейского бизнеса. В 1935 г. Лихтенберг в письме Герингу протестует против порядков в концентрационном лагере Эстервеген. В августе 1938 г. Лихтенберга назначают викарием католиков еврейского происхождения, многим из них он помогает избежать преследований и эмигрировать из Германии. После 9 ноября 1938 г., – погромов Хрустальной ночи, – Лихтенберг на каждой вечерней службе в соборе св. Ядвиги в Берлине молится уже за весь еврейский народ со словами "Снаружи горит синагога, и она – тоже Дом Божий!", а также за всех, кто подвергается гонениям. 23 октября при обыске в доме Лихтенберга гестапо находит текст проповеди, которую Лихтенберг собирался прочесть на ближайшей воскресной проповеди. Проповедь была направлена против листовки, распространявшейся геббельсовским министерством пропаганды. Проповедь начиналась со слов: "Анонимная клеветническая антиеврейская листовка распространяется по домам Берлина. В листовке говорится, что каждый немец, помогающий евреям… совершает преступление против своего народа. Не давайте вести себя в заблуждение нехристианской идеологией, но следуйте твердой заповеди Иисуса Христа: Люби ближнего как самого себя!" На допросе Лихтенберг отказался дезавуировать свои слова. Насчет найденного в его доме экземпляра "Майн Кампф" Лихтенберг заявил, что как католический священник, он осуждает книгу. Он также заявил, что готов ко всем личным для него последствия своего противостояния государственной политике: "Все мое нутро протестует против депортации евреев в лагеря, во всех ее аспектах, поскольку она противоречит главной заповеди христианства: "Люби ближнего как самого себя". Я признаю еврея своим ближним, с такой же бессмертной душой и сотворенным по образу Божьему. Поскольку я не могу воспрепятствовать правительственным мерам, я решил быть вместе с депортированными евреями и евреями-христианами в изгнании, чтобы оказывать им духовную поддержку. Прошу гестапо дать мне эту возможность". В мае 1942 г. Лихтенберга приговорили к двухгодичному тюремному заключению. На вопрос, есть ли ему что добавить к судебному решению, Лихтенберг ответил: "Заявляю, что граждане, молящиеся за евреев, не приносят вреда государству". Уже из тюрьмы, в 1942 г., Лихтенберг в письме к главному врачу Рейха протестует против программы эвтаназии: "Я как человек, христианин, священник и немец, требую от Вас, главного врача Рейха, ответить за преступления, совершающиеся по Вашему распоряжению и с Вашего согласия, и за которые кара Господня падет на головы немцев". В тюрьме здоровье Лихтенберга сильно ухудшилось. В конце срока заключения берлинский епископ Прейзинг передал ему предложение от гестапо об освобождении при условии, что тот в дальнейшем будет молчать. В ответ о.Лихтенберг попросил отправить его в еврейское гетто в Лодзи, где он смог бы совершать свой пастырский долг. По окончании срока тюремного заключения служба безопасности СД отправила неисправимого Лихтенберга в Дахау. По дороге священник, страдающий тяжелыми болезнями сердца и почек, умирает. На похороны несгибаемого борца с нацистами – случай небывалый – в Берлине пришло более четырех тысяч человек. В июне 1996 г. Бернард Лихтенберг беатифицирован римско-католической Церковью.
Метки:
- еврейский политический и общественный деятель, российский военный, один из наиболее известных активистов раннего сионистского движения. Организатор отрядов еврейской самообороны в поселениях еврейских репатриантов Палестины.Иосиф Трумпельдор родился шестым из семи сыновей в 1880 г.в Пятигорске, в семье своего отца Владимира (Вульфа-Зеева) Трумпельдора, бывшего кантониста и ветерана Кавказской войны, участвовавшего в пленении имама Шамиля в ауле Гуниб, о чем Владимиор-Вульф всегда любил рассказывать в кругу семьи. Иосиф выучился на дантиста, стал вегетарианцем и толстовцем – и тут грянула Русско-японская война. И Трумпельдор пошел в армию добровольцем. С одной стороны, несомненно, сказались семейные традиции - «военная косточка». С другой стороны, Иосиф, по его собственным воспоминаниям, «хотел показать, что не все евреи – трусы». И, хотя был по образованию дантистом, с сеемого начала стремился попасть не в медсанчасть, а на фронт. Его хотели направить на унтер-офицерские курсы, но он боялся, что не успеет понюхать пороха (все в России тогда думали, что война с «макаками» будет недолгой!) и добился срочной отправки в Манчжурию и успел попасть в Порт Артур до того, как эта главная военно-морская база России на Дальнем Востоке оказалась отрезанной японской армией. В боях за Порт-Артур был ранен и стал полным Георгиевским кавалером. После сдачи крепости попал в японский плен. Получил серебряную японскую медаль за образцовое поведение в плену. Кстати, эту медаль получили многие русские пленные, не стеснявшиеся носить ее вместе с другими наградами. После большевицкого переворота и кровавой гражданской войны в России. Положивших начало нескончаемой череде жесточайших конфликтов, мир так неузнаваемо изменился, что сегодня себе ничего подобного и представить невозможно! По возвращении из японского плена в Россию после окончания войны Иосиф Трумпельдор получил чин прапорщика, был уволен в запас и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета – ему, как герою России, полному Георгиевскому кавалеру и офицеру запаса, никакие «процентные нормы», естественно, преградой не были. А пенсия давала возможность безбедного существования. В годы учебы в университете его толстовство стало приобретать определенную социалистическую окраску, вероятно под влиянием лекций крупнейшего русского «легального марксиста» той поры М.И. Туган-Барановского. В 1910 г. Трумпельдор за участие в студенческой демонстрации по случаю смерти своего тогдашнего «вождя и учителя» Льва Толстого, арестовали, но быстро выпустили – опять же, как полного Георгиевского кавалера. По окончании университета в 1912 г. он, однако, увлекшись идеями сионизма, уехал из России в Палестину, находившуюся тогда под властью турецкой Османской империи, но сохранил российское подданство. Когда в 1914 г. Турция, в союзе с Центральными державами, вступила в войну против России, проживавшим в Палестине 85 000 евреев было предложено принять турецкое подданство. Интересно, что Трумпельдор отказался и был на турецком корабле вывезен в Александрию (зону английского влияния, хотя формально Египет также считался частью Османской империи). В конце 1914 г. Трумпельдор встретился с прибывшим в Египет лидером т.н. «сионистов-ревизионистов» Владимиром (Зеевом) Жаботинским и внес предложение сформировать еврейского полка в рядах британской колониальной армии. Поначалу дело ограничилось созданием еврейского транспортного отряда численностью 650 человек (и 750 мулов) под командованием британского подполковника Паттерсона. Трумпельдор, получивший сразу чин капитана английской армии, стал его заместителем. Еврейский отряд официально назывался «Сионским корпусом погонщиков мулов» и имел собственное знамя с изображением шестиконечной «звезды Давида» (могендавида, ставшего к тому времени символом иудейской религии и сионизма), неофициально – «Еврейским легионом». Бойцы легиона участвовали в боях с турками в ходе неудачной Галлиполийской операции 1915 г. и были эвакуированы с залитого кровью полуострова в Александрию одними из последних. В июле 1917 г. Временное правительство Керенского дало английским «союзникам» разрешение мобилизовать проживавших на территории Британской империи российских граждан, в т.ч. и евреев. Жаботинский (имевший чин британского сержанта) и капитан Трумпельдор начали формировать в Англии состоявший из российских граждан Еврейский полк (вскоре достигший численности 1200 штыков). Но, когда полк был сформирован, его командиром был назначен все тот же полковник Паттерсон, а Трумпельдору и Жаботинскому предложили стать рядовыми. Иностранец не мог быть офицером полка регулярной британской армии (в отличие от «Корпуса погонщиков мулов», считавшегося, несмотря ни на что, нестроевой частью). Между тем в России при Временном правительстве начали, как грибы, расти «национальные части» (латышские, польские, украинские, чехословацкие и пр.). Трумпельдор решил попытать счастья и добиться от Керенского разрешение на формирование еврейской национальной части. С этой целью он отправился в Россию. Однако убедить Временное правительство в необходимости сформировать «Еврейскую Армию» на Кавказском фронте (с тем, чтобы оттуда пробиться в Палестину) ему так и не удалось. Тогда он занялся формированием из российских евреев т.н. «халуцев» («пионеров», «первопоселенцев») для колонизации Палестины «га основе производительного труда и сознательного коллективизма». Написав и опубликовав в 1918 г. брошюру «Халуц, его сущность и ближайшие задачи», Трумпельдор занялся в 1918-1919 гг. переправкой «халуцев» из северных районов России (Петрограда и Белоруссии) на черноморское побережье и организации там учебно- тренировочных лагерей («Хахшары»). Занимаясь переправкой своих «пионеров» морским путем, Трумпельдор лично вел переговоры и с белыми, и с красными властями. И. видимо, успешно, раз умудрился остаться в живых. В августе 1919 н. он и сам отплыл из Ялты в оккупированный войсками Антанты Константинополь, где пробыл 3 месяца, организуя перевалочный пункт для переселенцев в Палестину – «Новый Путь» («Месила Хадаша»). В октябре 1919 г. Трумпельдор объявился в Земле обетованной, жившей под знаком разгоравшейся войны между оккупировавшими Сирию (на управление которой, а также Ливаном, Франция получила «мандат» от Лиги Наций) французскими войсками и обманутым Антантой эмиром Фейсалом (знаменитым другом Лоуренса Аравийского, получившим за свою помощь «союзникам» в войне против турок не «новый арабский халифат от Красного моря до Средиземного», как ему было обещано, а «фигу с маслом» и «еврейский национальный очаг» в Палестине!). Фейсал стал знаменем арабского национализма (в чем, кстати Лоуренс Аравийский – ярый антисемит! – его поддерживал), открыто претендовавшего на Палестину, которую именовал «Южной Сирией» (и «мандат» на управление которой Лига Наций вручила Англии).. Английские оккупационные власти, верные своей всегдашней политике «разделяй и властвуй» это мало волновало, тем более, что исход войны между французами и бедуинами Фейсала сомнений у них не вызывал. Англия объявила о своем нейтралитете во франко-арабском конфликте и, как бы чего не вышло! – вывела свои войска из граничивших с Сирией районов Палестины, в т.ч. и Верхней Галилеи, где имелись еврейские поселения, объявившие о своем нейтралитете. Но бедуины требовали от еврейских поселенцев признать власть Фейсала и – в знак этого поднять над поселениями фейсаловский флаг. Евреи отказывались, ссылаясь на боязнь бомбардировки французской авиацией. В сложившейся ситуации Трумпельдор принял в декабре 1919 г. решение лично поехать в Верхнюю Галилею и, используя свой богатый военный опыт, организовать работу по обеспечению безопасности поселений. Там он и погиб от пули бедуина...