Календарь на 2-е декабря
Метки:
Метки:
Метки:
Будучи одним из самых больших залов в Ньюпорте, синагога служила во время Войны за независимость и в конце 18 века местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айлэнда. В 1781 г. Джордж Вашингтон присутствовал здесь на заседании Генеральной Ассамблеи штата. В 1790 г. Дж. Вашингтон получил приветственный адрес от старосты синагоги и главы местной масонской ложи Мозеса Зайксаса (Moses Seixas). Ответом было знаменитое письмо Вашингтона «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости в США: Джентельмены! Получив с большим удовлетворением ваше письмо, преисполненное выражениями преданности и уважения, я счастлив возможности ответить, что всегда храню благодарную память о сердечном приеме, который я испытал во время моего визита в Ньюпорт от всех классов граждан. Воспоминания о трудных и опасных днях прошлого скрашиваются сознанием того, что они сменились днями необычной безопасности и процветания. Если мы обладаем мудростью, чтобы найти наилучшее применение полученным нами теперь преимуществам, мы не можем избежать под управлением справедливого и добропорядочного правительства того, чтобы стать великим и счастливым народом. Граждане Соединенных Штатов Америки имеют полное право гордиться собой за те примеры великодушной и либеральной политики, которые они продемонстрировали человечеству, примеры, достойные подражания. Все обладают в равной мере свободой совести и правами граждан. Ныне это более не простое выражение терпимости, при котором один класс людей предоставлял другому право воспользоваться их неотъемлимыми правами. К счастью, правительство Соединенных Штатов, которое не предоставляет санкции предрассудкам и содействия притеснениям, требует от тех, кто живет под его защитой, только чтобы они проявляли себя добропорядочными гражданами и предоставляли ему в случае необходимости свою действенную помощь. Не соответствовало бы прямоте моего характера, если бы я не отметил, что польщен вашей благосклонной оценкой моей администрации и искренними пожеланиями моего процветания. Пусть же потомки сынов Авраама, обитающие в этой стране, продолжают ощущать добрую волю всех жителей, ибо каждый да пребудет в безопасности под собственным виноградником и смоковницей, и никто не должен быть ему угрозой. Да озарит Отец милосердный наш путь светом, а не тьмой, и сделает нас всех при наших ремеслах полезными здесь в подобающее время и подобающим образом, и постоянно счастливыми".
Метки:
Метки:
- публицист и ученый, автор, издатель и редактор трудов по географии Эрец-Исраэль. Умер в Иерусалиме в 1918 году.В 1869 г. был привезен в Эрец-Исраэль и поступил в иешиву «Эц-хаим» в Иерусалиме. Одновременно продолжал изучение светских предметов и читал произведения авторов Хаскалы. Участвовал в организации кружка иерусалимских маскилим и создании библиотеки имени М. Монтефиоре (1873–74). В 1873 г. начал публиковать статьи в газете «Хаваццелет»; критиковал систему халукки, однако выступил в защиту иерусалимской общины от критики Г. Греца, посетившего Иерусалим в 1872 г. и подвергшегося здесь оскорблениям религиозных фанатиков. Лунц написал несколько статей по географии Эрец-Исраэль и в 1876 г. опубликовал первый на иврите путеводитель по Иерусалиму «Нетивот Цион в-Ирушалаим» («Тропы Сиона и Иерусалима»). В поисках материала Лунц часто посещал библиотеки христианских учреждений, что для еврея в Иерусалиме того времени было смелым шагом. В 1877 г. Лунц начал терять зрение. Лечение в Вене и Париже не помогло, и в 1879 г. он ослеп, однако не отказался от своих творческих планов. В Вене он договорился с П. Смоленскиным об издании ежегодника по вопросам Эрец-Исраэль. Первый том ежегодника под названием «Иерусалим. Ежегодник, выпускаемый для распространения точных сведений о древней и современной Палестине» вышел в свет в 1882 г., после второй поездки Лунца в Вену. При жизни Лунца вышло 12 томов этого издания. Большая часть объемистого первого тома написана самим Лунцем. Второй том напечатан в 1887 г. в собственной типографии Лунца в Иерусалиме; Лунц по-прежнему — основной автор тома, но ряд статей принадлежит перу видных ученых Эрец-Исраэль и других стран. Том содержит уникальный материал по истории заселения Эрец-Исраэль евреями. Первые два тома выходили одновременно на иврите и английском языке; третий и четвертый тома — на иврите и немецком языке. В 1895–1915 гг. Лунц издавал литературный альманах «Луах Эрец-Исраэль». Научным подвигом слепого Лунца было издание Иерусалимского Талмуда по рукописи, обнаруженной им в Ватиканской библиотеке. Лунц публиковал и сочинения еврейских авторов прошлых веков (в том числе «Кафтор ва-ферах» — «Бутон и цветок» Эстори hа-Пархи, 1280–1355?), и документальные материалы об Эрец-Исраэль. Написал труд «Еврейские колонии Палестины» (на немецком языке, 1902). Лунц принимал активное участие в работе Комитета языка иврит (Ваад hа-лашон hа-иврит, см. Академия языка иврит). Он был одним из основателей Образовательного центра для слепых (1902).
Метки:
Метки:
Метки:
После погромной ночи с 9 на 10 ноября 1938 года, когда эскалация насилия против евреев приняла всегерманский характер, несколько еврейских политических деятелей (среди них – Хаим Вейцман и главный раввин Ицхак Герцог) обратились к премьер-министру Англии, требуя увеличить квоту для въезда евреев в Палестину, чтобы спасти хотя бы молодежь. Поскольку против присутствия евреев категорически возражали арабы, Кабинет министров Великобритании отклонил требование. Вместо этого было принято решение принять в самой Англии неограниченное число еврейских детей до шестнадцати лет при условии: их родители остаются на родине. Англия, едва оправившаяся от экономического кризиса, не могла допустить, чтобы на рынке труда беженцы-евреи конкурировали с ее гражданами. Второе условие: за каждого въехавшего ребенка нужно было внести 50 фунтов. Стоит напомнить, что летом 1938 года во французском городке Эвиан по инициативе Рузвельта состоялась конференция по вопросу еврейских беженцев из Германии . Присутствовали представители 32 стран. Ни одна из них не захотела спасать евреев, и США тоже не увеличили квоту на въезд. Сразу после заседания Кабинета министров Англии жена голландского банкира Гертруда Вайсмюллер-Майер вылетела в Вену, где добилась приема у Адольфа Эйхмана, руководившего еврейским отделом гестапо. Ее настойчивость увенчалась успехом: выезд детям был разрешен. 1 декабря 1938 года , через две недели после заседания Кабинета, первый транспорт с двумястами детьми покинул Берлин. Тем временем в Англии готовились к приему детей. Сразу возникли небольшие инициативные группы, как еврейские , так и христианские, особую активность проявили квакеры. Эти группы объединились в «Движение по спасению еврейских детей ». Были подготовлены общежития-приюты для приема, но главный расчет был на то, что беженцев примут в семьи. Премьер-министр лорд Болдуин обратился через газету «Таймс» к населению с просьбой помочь «Движению». За короткое время было собрано 200 тыс. фунтов пожертвований. Радиостанция Би-би-си ввела ежедневные получасовые передачи, освещая положение евреев в Германии и рассказывая о прибывающих детях, об их проблемах и нуждах. Владельцы сети магазинов «Маркс и Спенсер» выступили с инициативой: обязались снабжать продуктами питания все приюты, где разместились дети из Германии. Дом Кристи провел несколько аукционов в пользу беженцев. Слух о возможности отправить детей в Англию передавался из уст в уста по еврейским общинам. Решившиеся на этот шаг подавали заявления в управление общинами. Большинство сознавали, что они расстаются с детьми навсегда, но мысль о том, что дети будут спасены, поддерживала их. Тем не менее на вокзалах разыгрывались душераздирающие сцены. Матери не помня себя рвались в вагоны. Маленькие дети (некоторых буквально отдирали от родителей) отчаянно голосили. Утешить и успокоить их было нелегко, поскольку сопровождающих было немного, пришлось подросткам брать на себя заботу о самых маленьких. Ехали все налегке. Каждый мог взять лишь столько груза, сколько в состоянии был сам унести. В руках у малышей были их любимые игрушки, а за спиной – рюкзачки, куда родители сунули с вещичками и несколько фотографий. Для большинства эти снимки останутся единственной памятью о погибших родителях, старших братьях и сестрах. На шее у каждого ребенка висела бирка с номером и главными сведениями о нем. Транспорты отправлялись из Берлина, Вены, Франкфурта, Мюнхена и Праги. В вагонах размещалось до пятисот детей. В Голландии их ждала пересадка на корабли, которые держали курс на Харвич, откуда детей доставляли в Лондон. Небольшая часть беженцев прибыла пароходами из Гамбурга в Саутгемптон. В Лондоне на Ливерпульской улице вдоль здания приюта стояли длинные деревянные скамейки, где детей поджидали те, кто намерен был их принять в семью. Были и такие, кто рассчитывал задешево заполучить прислугу. С началом второй мировой войны возможность выезда исчезла, в Англию успели вывезти 10 тыс. детей. Огонь Холокоста поглотил 1,5 млн еврейских детей.
Метки:
, его давний друг коммунист Михал Розенфельд; член партии Поале-Сион Левица, бежавший в 1939 г. из немецкого лагеря, лодзинский рабочий Герш Берлиньский; Ицхак Цукерман; бундовец Марек Эдельман. источникЭто был молодой человек двадцати четырех лет, среднего роста, с узким бледным лицом. Таким его запомнил Эмануэль Рингельблюм, у которого Анелевич часто брал книги по истории. Активный деятель Хашомер-Хацаир с довоенных лет, член руководства этой организации, Анелевич в гетто вначале занимался культурно-просветительской работой. У себя на квартире в доме 8 на улице Лешно он держал радиоприемник и, регулярно слушая сводки с фронтов, передавал информацию в бюллетень, ежедневно издававшийся в гетто на трех страницах. Анелевич готов был пожертвовать всем, чтобы выручить кого-либо из арестованных. Еще до начала <операции Рейнхард> он понял, какая судьба ждет гетто, и решил посвятить себя активной борьбе. Научные кружки и семинары для него более не существовали, он жалел, что потратил три года на культурно-просветительскую работу. <Мы не поняли новой гитлеровской эпохи>, - говорил Анелевич
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Согласно данным отчета, за прошедший год уровень ненависти и подстрекательства против государства Израиль достиг высшей точки. Это нашло отражение в заявлениях высокопоставленных должностных лиц ПА, на официальных сайтах, в средствах массовой информации и в системе образования Палестинской автономии. Кроме прочего, в отчете были предоставлены примеры "использования теории Гитлера, восхваление террористов-смертников, антисемитские карикатуры, удаление Израиля с официальных карт и призывы к возвращению в Яффо и Хайфу", сообщает пресс-служба канцелярии главы правительства. По мнению составителей отчета, особое внимание стоит уделить двум последним речам Махмуда Аббаса в ООН, в которых "использовались подстрекательские выражения". Кроме этого, отчет свидетельствует об отсутствии программ по развитию диалога, мирного сосуществования и примирения в палестинской системе просвещения. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил, комментируя отчет: "Это дополнительное доказательство, что речь идет не о территориальном конфликте, а об отрицании существования государства Израиль. Их нежелание признать еврейское государство в любых границах и есть корень конфликта". Премьер-министр дал указание передать информацию, исходящую из данного отчета, странам, проголосовавшим за предоставление ООП статуса "государства, не состоящего в ООН".