Календарь на 9-е ноября
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
- поэт (по другим сведениям он родился 9 января).Хаим-Нахман Бялик (1873 -1934 гг.) Замечательный еврейский поэт, прозаик и публицист, один из первых еврейских авторов новой эпохи, создававших свои произведения на иврите, Хаим-Нахман Бялик родился 9 ноября 1873 года (1 кислева 5634-го - по еврейскому календарю) в местечке Рады Волынской губернии, неподалеку от Житомира (ныне здесь нет жилых домов, вместо них сиротливо стоит сторожка железнодорожного полустанка). Безрадостным было детство Хаима-Нахмана. Его отец, корчмарь, не имел удачи в делах - семья бедствовала. Не выдержав жизненных тягот, в 1880 году он скончался. Мать, овдовев, отдала семилетнего сына на воспитание деду - Яакову-Мойше. Позднее о своем детстве Хаим-Нахман напишет: Я рос одиноко, и в детстве безлюдном Любил притаиться, уйти в тишину; В душе моей жажда о светлом и чудном Шумела, бродила, подобно вину... Друзей было много: и пташка, и мошка, И куст, и березка, и кучка грибов, Луна, что стыдливо сияет в окошко... (перевод В. Жаботинского) В доме деда Хаим-Нахман прожил без малого десять лет. В семье Яакова-Мойше соблюдали законы еврейской традиции. Сам Яаков слыл в округе талмудистом и сумел привить внуку любовь к Торе. Учился Хаим-Нахман в знаменитой Воложинской иешиве. С годами, в юношеском возрасте, Бялик увлекся просветительскими идеями и в результате отдалился от соблюдения заповедей. Это стало трагедией всей его жизни. Будучи зрелым человеком, в одном из своих писем он написал: Я понимал, что, уходя от Торы, теряю будущий мир, но не понимал тогда, что теряю также и мир настоящий. Литературные способности проявились в нем еще в раннем возрасте, и в 17 лет он писал вполне профессиональные стихи. Его юношеские устремления не вмещаются в тесный мир малороссийской провинции. В 19 лет он едет в Одессу - город, который в конце 19-го века по праву считался достаточно крупным центром еврейской культуры. Здесь ему везет на знакомства, появляются друзья и наставники. Здесь, в Одессе, формируются его взгляды на жизнь и литературу. Он приобретает известность как знаток иврита (годы обучения в иешиве, влияние деда не прошли даром) и как поэт - опубликовано одно из его стихотворений (Эл а-ципор - К птице). Удача сопутствует Хаиму-Нахману, перед ним открываются заманчивые перспективы. Но его восхождение внезапно прерывается известием о смерти деда, к которому он испытывал чувство глубокой привязанности. Хаим-Нахман едет в родные края и возвращается в Одессу лишь через четыре года. Но теперь жизнь, будущее видятся ему иначе - он повзрослел, приобрел жизненный опыт. Постепенно Бялик становится заметной фигурой в движении еврейского литературного возрождения. В 1902 году выходит в свет первый сборник его стихов. В 1903 году евреи Кишинева становятся жертвами невероятного по своей жестокости погрома. Бялик выезжает на место скорбных событий. Ощущения, которые он испытал, увидев страшные картины гибели соплеменников, он передал во впечатляющих по эмоциональному накалу и документальной точности произведениях. Сначала им написано стихотворение Аль а-шехита (О резне), позднее - Сказание о погроме. Эти стихи облетели всю Россию… В 1908 году выходит полное собрание его произведений, в котором он выступает и как поэт-лирик (поэма Сияние, 1901; поэтическая зарисовка Пруд, 1904 и т.д.) и как поэт-публицист. Его поэтическая публицистика наполнена горечью. Бялик скорбит о духовной деградации своего народа, выразительно описывает его страдания, гневно обличает рабскую психологию и пассивность евреев, смирившихся со своим положением, надеется на духовное возрождение. Многие литературные произведения Хаима-Нахмана Бялика связаны с сионистским движением. Он полон сил и творческой энергии. Пишет статьи и рассказы, работает над составлением сборника еврейских народных легенд, переводит на иврит Дон-Кихота Сервантеса и произведения Шиллера, вместе с единомышленниками создает в Одессе еврейское учебно-педагогическое издательство Мория. Но наступает момент, когда Бялик осознает, что у ивритской культуры в советской стране нет будущего. Им овладевает стремление уехать на историческую родину. Это стремление проявлялось и в его раннем творчестве. В его юношеских произведениях звучал мотив, роднящий еврейского поэта 20-го столетия с его великим средневековым предшественником Иегудой а-Леви. В нем, как и в а-Леви, сначала непроизвольно, потом осмысленно пробуждается ностальгическая тоска по Эрец Исраэль. В начале своего поэтического пути он писал: Как нищий, стою перед нивой, могучей, веселой, богатой, И мучусь своей нищетою, и сердце так шепчет упорно: Не я вас, колосья, взлелеял, не я в вашем поле оратай, Не я эти зерна посеял, не мне и собрать ваши зерна. И все ж я люблю тебя, нива, и в сердце, тобою согретом, Мне вспомнились пахари-братья на нивах моей Палестины. Быть может, вот в это мгновенье они отвечают приветом На мой молчаливый, но страстный привет из далекой чужбины. (перевод В. Жаботинского) Теперь, в зрелом возрасте, эта тоска обретает реальные очертания… В 1921 году Бялик, вместе с несколькими другими еврейскими писателями одесского литературного кружка, в порядке исключения получает разрешение на выезд из советского государства. Он уезжает в Берлин, а в 1924 году перебирается в так называемую Палестину и поселяется в Тель-Авиве. Здесь он принимает активнейшее участие в жизни нового ишува - сионистского населения страны, присоединившись к сообществу, сформировавшемуся вокруг рава Кука, в тот период - главного раввина общины Израиля, который, также как Хаим-Нахман Бялик в свое время учился в Воложинской иешиве. В 1926 году в США Бялику присуждают почетную степень Еврейского института религии. В Израиле Хаим-Нахман Бялик стал одним из первых поэтов, писавших на иврите. По его глубокому убеждению, изучение и возрождение литературы на иврите было неотъемлемой частью сионистского движения. Он мечтал о создании современной, но вместе с тем - связанной с еврейской традицией, культуры на иврите. Воспроизведем отрывок из речи, которую он произнес на церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме: Эти молодые люди умеют возвысить простой и тяжелый физический труд до уровня веры, до уровня святыни. Наш долг - зажечь и поддерживать священное пламя в стенах здания, которое открывается сегодня на горе Цофим. Пусть молодые люди воздвигнут небесный Иерусалим, всемирный Иерусалим! Всегда, в течение всей своей жизни, Бялик выступал против ассимиляции евреев в чуждом еврейству обществе. В предисловии к книге о художнике Л.Пастернаке (Берлин, 1924) он написал: Душа их была отрезана от своего народа... Единственная дань, которую они отдали своему народу, это - несколько капель крови при обрезании, после рождения, и холодный труп - в могиле на еврейском кладбище после смерти. Все остальное, все, что - между этим: свет их жизни, мощь молодости, избыток духа и изобилие силы, крик души и биения сердца - все сокровенное и дорогое, накопившееся в их крови силой поколений и заслугами предков, все это они добровольно принесли в жертву чужим богам. Хаим-Нахман Бялик умер 4 июля 1934 года (21-го тамуза 5694-го - по еврейскому летоисчислению), во время своей поездки из Эрец Исраэль в Австрию
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
- восьмой чемпион мира по шахматам.8-й чемпион мира по шахматам (1960-1961), международный гроссмейстер (1957), заслуженный мастер спорта СССР (1960). Чемпион СССР (6 раз в 1957-78). Журналист, главный редактор журнала "Шахс" (1960-1970). В шахматы научился играть в 10 лет. Совершенствовался в шахматном кружке рижского Дворца пионеров. В 13 лет участник юношеской сборной команды Латвийской ССР; в 17 - чемпион республики. На командном чемпионате СССР (1953) разделил 1-2-е место на 2-й доске и получил право на матч за звание мастера спорта СССР, который выиграл (1954) у многократного чемпиона Белоруссии В. Сайгина - 8 : 6 (+6, -4, =4). В 1955 занял 1-е место в полуфинале 23-го чемпионата СССР и дебютировал (1956) во всероссийском первенстве: 5-7-е место. В 1957 Таль добился крупного успеха в 24-м чемпионате страны - завоевал звание чемпиона. Игру нового чемпиона отличали не только высокая результативность, но и необычайно агрессивный стиль игры, быстрота и точность расчёта вариантов, риск, возведённый в принцип игры. Последующие выступления. Таля - первенство мира среди студентов (8.5 очков из 10 на 1-й доске, 1957) и чемпионат Европы (3 из 5 на 4-й доске, 1957) - также прошли успешно. 25-й чемпионат страны (1958) вновь завершился победой Таля, который завоевал право участия в межзональном турнире ФИДЕ (Порторож), где также одержал победу (1958). Право бороться за звание чемпиона мира Таль подтвердил на 13-й олимпиаде в Мюнхене (13.5 очков из 15 - абсолютно лучший результат; 1958), 26 чемпионате СССР в 1959 (2-3-е место) и на международном турнире в Цюрихе - 1-е место, 1959. В турнире претендентов (Югославия, 1959) Таль одержал победу, набрав 20 очков из 28, и завоевал право на матч с чемпионом мира. Матч с М. Ботвинником завершился победой Таля- 12.5 : 8.5, который стал самым молодым в истории шахмат чемпионом мира. В качестве чемпиона Таль выступил на 14-й олимпиаде в Лейпциге (1960; 11 очков из 15 на 1-й доске) и победил на международном турнире в Стокгольме (1961). В повторном матче на первенство мира Таль не сумел противостоять отлично игравшему Ботвиннику и уступил звание чемпиона - 8 : 13. Несмотря на неудачу в матче, Таль продолжал борьбу за высший шахматный титул: турнир претендентов на о. Кюрасао - 7-8-е место (1962; выбыл по болезни) и Монпелье - 4-5-е (1985); межзональные турниры - Амстердам (1964) - 1-4-е, Рига (1979) - 1-е, Москва (1982) - 3-4-е, Таско (1985) - 3-е, Суботица (1987) - 4-5-е; последовательно выиграл (1965) матчи претендентов у Л. Портиша (5.5 : 2.5) и Б. Ларсена (5.5 : 4.5), в финальном матче проиграл будущему чемпиону мира Б. Спасскому (4:7). В последующих циклах борьбы за звание чемпиона мира Таль также выступал в матчах претендентов: четвертьфинальный матч со С. Глигоричем - 5.5 : 3.5; полуфинальный с В. Корчным - 4.5 : 5.5 (1968); четвертьфинальный с Л. Полугаевским - 2.5 : 5.5 (1980), дополнительный матч за 4-е место с Я. Тимманом - Монпелье (1985) - 3 : 3 (+1, -1, =4); по дополнительным показателям в полуфинальный матч претендентов допущен Тимман. Лучшие результаты Таля в чемпионатах СССР: 2-3-е место (1962 и 1971), 3-е (1964), 1-2-е (1967, 1974 и 1978), 1-е (1972), 2-5-е место (1975). Всего он завоевал звание чемпиона страны 6 раз. Ряд побед Таль одержал в международных соревнованиях: Блед (1961); Мишкольц (1963); Гастингс, Рейкьявик и Кисловодск (1964); Пальма (о. Мальорка; 1966); Гори (1968); Сухуми (1972); Вейк-ан-Зе, Таллинн и Сочи (1973); Люблин, Галле и Нови-Сад (1974); Таллинн и Сочи (1977); Малага (1979); Кёльн - Порц, Ереван и Сочи (1982); разделил 1-2-е место - Сараево (1966); Тбилиси (1969 и 1986); Таллинн (1971); Дубна (1973); Ленинград (1977); Монреаль (1979); Львов (1981); Москва (1982);; Таллинн (1983); Албена (1984); Юрмала (1985); разделил 1-4-е место - Гастингс (1974) и Юрмала (1987), 1- 3-е - Западный Берлин (1986). В составе сборных команд страны Таль 8 раз становился победителем Всемирных олимпиад, занимая, как правило, 1-е место на своей доске; трижды показывал абсолютно лучший результат на олимпиадах, участвовал в матчах с командой избранных шахматистов мира (1970 и 1984) - 9-я и 7-я доска. Он - 6-кратный чемпион Европы и 3-кратный чемпион мира среди студентов в командном зачёте. Выиграл 1-й неофициальный чемпионат мира по молниеносной игре (1988). За достижения в области шахмат награждён орденом "Дружбы народов" (1981) и "Знак почёта" (1960). Шахматное творчество Таля эволюционировало от острокомбинационного до универсального стиля. Если молодой Таль придавал особое значение интуитивной оценке позиции, необходимости творческого риска в сложной игре (многие жертвы, по его мнению, вообще не нуждаются в конкретном расчёте; достаточно взгляда на возникающую позицию, чтобы убедиться в том, что жертва правильна), то современную игру Таль отличают глубина идей, высокое техническое мастерство, умение проводить на практике цельные стратегические планы.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
После арабских волнений во второй половине 30-х годов 20-го века, англичане решили построить сеть полицейских участков-крепостей, названных "крепостями Тигарта", по имени британского специалиста по террору Чарльза Тигарта, порекомендовавшего план строительства. Один из таких участков располагался вблизи арабской деревни Ирак Свидан, 11 км восточнее Мажделя (Ашкелона). Полицейские силы контролировали дорогу от побережья через Бейт Гуврин к Иерусалиму (сегодня 35-я дорога). Ближе к окончанию британского мандата встал вопрос: к кому перейдет здание полиции? По плану разделу Палестины, этот район отходил к арабам, но земля, на которой стояло здание полиции принадлежало к евреям. Англичане ндержали свои силы в участке до последнего, и 13 мая 1948 года передали здание полиции под контроль арабских сил, состоящих как из местных жителей, так и из египетского подкрепления. Позже в крепость прибыла также и египетская артиллерия. С началом военных действий войны за Независимость стало ясно, что контроль египтян над крепостью представляет угрозу ближайшим еврейским поселениям (например Негбе), а также угрожает возможностью прорыва египетских войск в центр страны. Египетские пушки обстреливали Негбу прямой наводкой, так что среди защитников Негбы крепость получила название "Чудище на холме". С 14 мая до 9 ноября было предпринято 8 попыток взять крепость, в основном силами бригады Гивати. Лишь последняя увенчалась успехом после того как воины 8-й бронетанковой бригады пробили брешь в стенах здания, после чего египетские защитники сдались.
Метки:
Метки:
Метки:
- один из основоположников сионизма и создателей государства Израиль, его первый президент. На похоронах Вейцмана присутствовало 250 тысяч человек. В Стране - траур."Человечество потеряло одного из самых талантливых политических и государственных деятелей" - сказал Г. Трумен - президент США. Несколько афоризмов Вейцмана: "Все народы можно разделить на две категории: тех, кто изгоняет евреев, и тех, кто не впускает евреев к себе"."Эйнштейн объяснял мне свою теорию каждый день, и вскоре я уже был совершенно уверен, что он ее понял"."Быть может, мы - сыновья торговцев, но мы же - внуки пророков"."Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать"Одним из лидеров мирового сионистского движения и первым президентом Государства Израиль был уроженец местечка Мотоль Кобринского уезда Гродненской губернии Хаим Вейцман. В семье его отца Озера, который работал лесосплавщиком, было 15 детей. Хаим был третьим. После получения традиционного еврейского образования и окончания Пинского реального училища он изучал химию в Германии и Швейцарии. В 1897 г., когда ему было только 23 года, Вейцман получил степень доктора. Годом раньше он присоединился к сионистскому движению, а в 1897 г. Хаим Вейцман уже участвует в работе Всемирного сионистского конгресса. В 1920-1931 и 1935-1946 годах Вейцман избирался президентом Всемирной сионистской организации. Его деятельность способствовала тому, что в конце второй мировой войны в составе британской армии была сформирована Еврейская бригада. В 1947 г. Вейцман в составе еврейской делегации принял активное участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, обсуждавшей проблему раздела Палестины на два независимых государства - еврейское и арабское. И именно заслугой Вейцмана считается включение пространств Негева в территорию предложенного ОНН еврейского государства и обеспечение признания США провозглашенного Государства Израиль. Именно этот человек заручился обещанием президента США финансировать начало экономического развития нового государства путем предоставления займа в $100 млн на льготных условиях, а также установить дипломатические отношения с Государством Израиль сразу же после создания первого демократического правительства страны. Сначала Хаим Вейцман был избран президентом Временного государственного совета страны, а в феврале 1949 г. - первым президентом Государства Израиль. Имя Вейцмана носит один из крупнейших научных центров страны - Научно-исследовательский институт в Реховоте, на территории которого (в саду своего дома) он был похоронен.В 1948-м году Хаим Вейцман стал первым президентом Израиля, государства, за создание которого он последовательно выступал в течение нескольких десятилетий. Он умер 9 ноября 1952 года в городе Реховот. Там же находится и его могила. Научный центр в Реховоте назван именем Хаима Вейцмана.