Календарь на 8-е сентября
Метки:
Метки:
Метки:
Турки завоевали территории Ближнего Востока в 1516 году. В Цфате тогда проживала довольно большая и богатая еврейская община. В середине XVI века число евреев в ней достигало 10 тысяч. В 1571 году турки захватили Кипр у венецианцев. С завоеванных земель турки имели обыкновение депортировать значительную часть местного населения и заменять его насильственно же переселяемыми жителями других частей империи. Так было проще управлять вновь присоединенными территориями, не опасаясь восстаний на завоеванных землях. Вместе с тем турки не забывали и о доходах. Чтобы восстановить ранее процветавшую на острове торговлю, вместо изгнанных венецианцев турки решили переселить на Кипр евреев из Цфата. Некоторое время спустя, уже в 1577 году, по тому же поводу были отправлены еще два распоряжения, в основном касавшиеся конвоя для переселяемых. В этом же году еврейский поэт из Дамаска Исраэль Нажара написал главному раввину Стамбула жалобу на то, что происходило в Цфате. Поэт сообщал, что многие жители города были вынуждены бежать в Дамаск во избежание насильственной депортации. Ни в турецких, ни в еврейских источниках более нет никаких сведений о том, прибыли ли на Кипр евреи из Цфата. Возможно, что их стамбульские единоверцы активно вмешались в процесс и с помощью того же Иосифа Наси или какого-то другого влиятельного лица им удалось обойти грозный султанский указ.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Леон Бланк родился в Кишинёве в 1867 году. Юношей служил певчим в синагогальном хоре, в 15 лет примкнул к гастролировавшей в Кишинёве театральной труппе Зейлика Могулеско хористом. После запрета еврейского театра в России в следующем году переехал с труппой в Румынию, работал в Яссах и Бухаресте, сначала в сопровождающем труппу хоре, а к 1886 году – уже полноправным артистом (первая серьёзная роль – в спектакле «Корона короля Александра»). Вместе с актёрским костяком труппы (Зейликом Файнманом, Мойше Финкелем и Дувидом Кесслером) в 1886 году последовал за Могулеско в Америку, где продолжил работать в его труппе – теперь первой профессиональной еврейской труппе в Новом Свете. Поначалу труппа базировалась в Union Theatre, a в 1889 году Могулеско создал «Румынский оперный театр» (Roumania(n) Opera House) на нижнем Ист-Сайде Манхэттена, специализирующийся на водевилях и опереттах. В середине 1890 годов Бланк постепенно начал карьеру характерного актёра, играл у Бориса Томашевского (1868-1939) в Arch Street Theatre в Филадельфии, в частности в знаменитой шекспировской адаптации тех лет «Ешиботник, или еврейский Гамлет» (Дэр ешивэ-бохер, одэр дэр идишер hамлет, 1897/1898), затем с Томашевскими в нью-йоркском театре Виндзор (Windsor Theatre) – пьеса Исидора Золотаревского «Чёрный свадебный балдахин, или еврейский мученик» (Ди шварце хупэ, одэр идишер мартирэр; с Борисом и Бесси Томашевскими, 1898). Широкую известность приобрёл в 1897 году после главной роли в спектакле «Скрипка Давида» И. Латайнера. В конце 1890 годов Бланк присоединился к расположенному в районе Боуэри театру Thalia под руководством Кесслера и Файнмана, некоторое время был его менеджером. Из постановок этих лет с участием Бланка выделялись пьесы Якова Гордина «Бог, человек и дьявол» (Гот, мэнч ун тайвл; с Кесслером, Бертой Калиш, Диной Файнман и Морисом Мошковичем, 1900), «Неизвестный» (Дэр умбакантэр, с З. Могулеско и Кени Липцин, 1905), «Ненормальный, или человек с того света» (Дэр метурэф, одэр дэр мэнч фун ан андэрэр вэлт; с мадам Шейнгольд, Яковом и Сарой Адлер, 1905) и «Элиша, сын Абуйи» (о еврейском эпикурейце I столетия н.э. Элише бен Абуйя; с мадам Шейнгольд, Яковом и Сарой Адлер, 1906). В 1899 году Бланк основал профсоюз еврейских артистов (Hebrew Actors' Union) с артистическим клубом, располагавшийся в доме № 31 по Второй авеню. В последующие два десятилетия работал в Национальном театре (National Theatre) Томашевского и в театре Либерти (Liberty Theatre) на Второй авеню нижнего Ист-Сайда (теперь район Ист-Виллидж). Среди прочих, был занят в постановках по пьесам Иосефа Латайнера (1853-1935) «Сердце матери» (А мутэрс hарц; постановщик, 1913); комедии-фарсе Аврома Шайкевича (Бен Шомер, 1876-1946) «Миллионщик из новоприбывших» (Дэр гринэр мильонщик; с Рудольфом Шильдкраутом и Борисом Томашевским, National Theatre, 1914/1915); мелодраме Исидора Леша «Район красных фонарей» (Дэр ройтэр дистрикт, также известна под названием «На пути в Буэнос-Айрес, или под красным фонарём» – Афн вэйг кин Буэнос-Айрес, одэр унтэр дэм ройтн ламтэрн; постановщик и актёр, дебютировала 13 июля 1917 года); мелодраме Уильяма Сигела (1893-1966) «Подложные боги, или пьяница» (Фалше гэтэр, одэр дэр шикер; режиссёр, дебют в Детройтском оперном театре – Detroit Opera House, 31 августа 1917 года); в семейной драме Шлоймэ Штейнберга «Товарищ на всю жизнь» (А хавэр ин лэбм, сменил Д. Кесслера после дебютных постановок, 1919). В 1920 году начал постоянное сотрудничество с Морисом Шварцем (1890-1960), затем с Ароном Лебедевым (1873-1960), играл в последних открывшихся на Второй Авеню (1926) театрах – The Public Theatre (на 1752 зрительских места) и The Yiddish Art Theatre (Еврейский художественный театр Мориса Шварца на 1236 зрительских мест). Был занят в драме Гари Калмановича (1886-1966) и Вильяма Сигела «Страж» (Дэр вочман, также известна как дэр вахтэр, одэр готс мишпэт – страж, или господний суд; постановка Бланка, 23 сентября 1922 года); в двухактной оперетте Шлоймэ Штейнберга на музыку Шолома Секунды (1894-1974) «Желание ребе» (Дэм рэбмс хейшек; в Parkway Theatre с Арн Лебедевым, 1924/1925); мелодраме Вильяма Сигела «Отец гетто» (Дэр татэ фун дэр гето, 1925); комедии Исидора Золотаревского «Три невесты» (Ди драй калэс; National Theatre, дебют 23 января 1925 года); играл с Бетти Франк в спектакле «Моя девушка» (Майн мэйдэлэ), с Арн Лебедевым в спектаклях «Папенькин сынок» (Дэм татнс зиндэлэ), «Одержимый» (Роя Дэйвидсона, 1931), «Счастливая ночь» Вильяма Сигела на музыку Германа Воля (1871-1936) и других в Нью-Йорке и Бостоне. В начале 1930 годов работал в театрах Одеон (Odeon), бруклинском Rolland Theatre Михла Михалеско (музыкальный директор – Шолом Секунда) и в Национальном театре на Второй Авеню. На протяжении 1920-1930 годов выступал как декламатор и рецитатор, записал восемь грампластинок на 78 оборотах для лэйблов Victor и Columbia с исполнением произведений Шолом-Алейхема, Якова Гордина, поэта Морриса Розенфельда (1862-1923) и других еврейских прозаиков и поэтов (некоторые из этих записей были переизданы в последние годы). Писал слова к песням для спектаклей еврейских театров. В 1927 году театральная общественность Нью-Йорка отметила 45-летие сценической деятельности Бланка – к этому времени последнего представителя первой профессиональной театральной труппы Могулеско. На протяжении октября 1928 – января 1929 года в нью-йоркской ежедневной газете на идише «Форвертс» (Вперёд) с продолжением печатались театральные мемуары Бланка. Последний представитель труппы Могулеско Леон Бланк умер 8 сентября 1934 года в Нью-Йорке.
Метки:
В мае 1940 года видных представителей общины, в том числе директора еврейской школы, депортировали в Освенцим; они были в числе первых евреев, погибших в этом лагере смерти.
В марте 1941 г. германские власти создали в Тарнуве гетто, куда в начале июня 1942 года свезли всех евреев из окрестных местечек и деревень.
11–13 июня 1942 года около двенадцати тысяч человек были депортированы из Тарнува в лагерь смерти Белжец,
10 сентября — восемь тысяч,
15 ноября — три тысячи. После первой массовой депортации гетто Тарнува разделили на две части: в первой («гетто А») разместили тех, кто мог работать, во второй («гетто В») — всех остальных.
Зимой 1942–43 годов многие обитатели «гетто В» умерли от голода.
2 сентября 1943 года последовала депортация пяти тысяч евреев из обоих гетто в Освенцим, трех тысяч — в концлагерь Плашув. Около 500 человек нацисты расстреляли в самом Тарнуве, около 700 — по дороге в концлагерь Шебня. В Тарнуве остался небольшой рабочий лагерь (около 300 евреев), однако
в декабре 1943 года всех, кто находился в нем, отправили в Плашув. Почти все евреи, депортированные из Тарнува в Белжец, Освенцим и Плашув, погибли.
После окончания войны около 700 евреев пытались обосноваться в городе, но, враждебно встреченные польским населением, вскоре большей частью покинули его. В 1965 году в Тарнуве проживали 35 евреев источник