Календарь на 28-е июня

67 — (27 Сивана 3827) Иудейская война. Сражение римлян с самарянами на горе Гаризим. "Самаряне также не избегли несчастья. Они собрались на свято­почитаемую ими гору Гаризим и оставались здесь хотя в покое, но в самом этом соединении и во всем их поведении было уже нечто, вызывающее на войну. Далее

Поражение их соседей не отрезвило их: невзирая на свои слабые силы, они вздумали поспорить со счастьем римлян и нетерпеливо ждали случая к мятежу. Веспасиан счел самым благоразумным предупредить всякое движение с их стороны и подавить их мятежнические стремления. Ибо хотя во всей Самарии кругом находились римские гарнизоны, тем не менее огромное число и по­ведение собравшихся на горе должно было вызвать опасения. Он отправил поэтому против них предводителя пятого легиона Цереала с 600 всадниками и 3000 пехоты. Взобраться на гору и вступить в битву с находившимся наверху неприятелем Цереал, ввиду многочисленности последнего, считал неразумным; вместо этого он оцепил подошву горы своими отрядами со всех сторон и наблюдал за ним весь день. Самаряне терпели от недостатка воды и как раз день тогда был неимоверно жаркий; к тому же они не заготовили себе самых необходимых припасов, так что некоторые еще в тот же день умерли от жажды, а многие, предпочитая рабство, такой мучительной смерти, перешли к римлянам. Когда Цереал узнал от них, что и оставшиеся наверху совершенно изнемогли от своих страданий, он поднялся на гору и вы­строился кругом, заключив неприятелей в средину. Вначале он их вызывал на добровольную сдачу, уговаривал их не губить самим себя и обещал вместе с тем пощадить жизнь тому, кто положит оружие. Но видя, что его слова не производят никакого впечатления, он напал на них и приказал истребить всю толпу, в общем 11,600 человек. Это совершилось в 27-й день месяца Десия. Так несчастливо окончили самаряне" (Иосиф Флавий)

 

Метки:

69 — (20 Таммуза 3829) Иудейская война. "В ночь с 27 на 28 июня Веспасиан в большой тайне от всех вызвал к себе Иоханана бен Заккаи. - Вы человек очень ученый, - сказал он. - Прошу вас, просветите меня и дальше относительно сущности вашего народа и его веры. Есть ли у вас какой-нибудь основной закон, золотое правило, к которому можно свести все эти ваши до жути многочисленные законы? Далее

Ученый богослов покивал головой, закрыл глаза, сообщил: - Сто лет назад жили среди нас двое очень знаменитых ученых, Шаммай и Гиллель. Однажды к Шаммаю пришел неиудей и сказал, что желает перейти в нашу веру, если Шаммай успеет сообщить ему самую суть этой веры, пока он будет в силах стоять на одной ноге. Доктор Шаммай рассердился и прогнал его. Тогда неиудей пошел к Гиллелю. Доктор Гиллель снизошел к его просьбе. Он сказал: "Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе". Это все. Веспасиан глубоко задумался. Он сказал: - Я полагаю, доктор и господин мой, что вы лучший человек в этой стране. Мне важно, чтобы вы поняли мои побуждения. Я против вашей страны решительно ничего не имею. Но хороший крестьянин обносит свои владения забором. Нам нужно иметь забор вокруг империи. Иудея - это наш забор от арабов и парфян. Несмотря на увядшее, морщинистое лицо, глаза Иоханана были светлы и молоды. - Неприятно только одно, - сказал он, - что ваш забор проходит как раз по нашей земле. Забор-то очень широкий, и от нашей страны мало что остается. Но пусть, стройте ваш забор. Только одно: нам тоже нужен забор. Другой забор - забор вокруг закона. То, о чем я вас просил, консул Веспасиан, и есть этот забор. В сравнении с вашим он, конечно, скромен и незначителен: несколько ученых и маленький университет. Мы не будем мешать вашим солдатам, а вы дадите нам университет в Ямнии. Вот такой университетик, - добавил он настойчиво и показал своими крошечными ручками размеры этого университета. - Кажется, ваше предложение не лишено смысла, будьте готовы принять от меня послезавтра документы с согласием на ваше требование, и затем передать мне в совершенно точной формулировке заявление о верноподданстве вместе с печатью Великого совета." (Л. Фейхвангер "Иудейская война")

 

Метки:

70 — (1 Таммуза 3830) Иудейская война. Бой у замка Антонии. "Новые валы послужили источником забот, как для иудеев, так и для римлян. Первые предвидели, что если им не удастся сжечь опять и эти сооружения, покорение города неизбежно; римляне же, если бы и эти валы были уничтожены, лишились бы всяких видов на завоевание города (Иерусалима). Далее

Ибо добыть еще лесного материала не было никакой возможности, да кроме того, солдаты уже изнурились от постоянных напряженных трудов и приуныли духом от последовавших одна за другой неудач. Даже бедствия осажденных привели к большому упадку духа среди римлян, чем среди жителей города. Ибо последние, не взирая на самые ужасные невзгоды свои, нисколько не смягчились и каждый раз разби­вали надежды врагов, с успехом противопоставляя валам хитрость, машинам — крепкие стены, а в рукопашных сражениях — бешеную отвагу. Видя эту силу духа, которой обладают иудеи и которая возвышает их над внутренним раздором, голодом, войной и другими несчастиями, римляне начали считать их жажду брани непреодолимой, а их му­жество в перенесении несчастья—неисчерпаемым, и сами предлагали себе вопрос: чего бы только такие люди не могли предпринимать при счастливых условиях, когда несчастье все более и более их закаляет? Ввиду этих соображений, римляне еще более усилили караульные посты на валах. Войско Иоанна в Антонии, подумав об опасности, угрожавшей им в случае если бы стена была пробита, поспешило, еще прежде чем был установлен таран, сделать нападение на неприятельские сооружения. Но на этот раз дело их не удалось: бросившись с факелами в руках, они, не дойдя еще близко к валам, потеряли надежду на успех и потянулись назад. Видно было, что их план страдает прежде всего отсутствием единства: они выступили разрозненными партиями, робко и медленно, одним словом, совсем не в прежнем иудейском духе; не доставало всего того, что всегда отличало иудеев, а именно: смелости, быстроты натиска, общности набега и искусства в прикрытии отступления. Кроме того, совершив на этот раз вылазку с меньшей решимостью против обыкновенного, они встретились с более твердым строем римлян, чем всегда: последние своими телами и воору­жениями прикрывали насыпи вплотную, не оставляя незащищенного места, куда можно было бы бросить огонь, и стояли на своих постах с твердым намерением не давать прогнать себя живыми. Ибо, не говоря уже о сознании, что с сожжением этих укреплений все их надежды превратятся в ничто, солдатская честь уже начала в них возмущаться против того, что хитрость всегда берет верх над храбростью, безумная отвага — над военным искусством, численность — над опытностью, иудеи — над римлянами. Были пущены в ход также и метательные ма­шины, стрелы которых долетали до нападавших. Каждый выбитый из строя образовал препятствие для следовавшего за ним с тыла; да и кроме того опасность, с которой был сопряжен дальнейший натиск, лишала их решимости; находившиеся уже в районе выстрелов, отступили еще до боя, одни устрашенные видом выстроенных в образцовом порядке тесно сплоченных рядов неприятеля, другие раненные метательными копьями. Так они, упрекая друг друга в трусости, все рассеялись, не достигнув никакого результата. Это нападение произошло первого Панема (Таммуз)". (Иосиф Флавий)

 

Метки:

1240 — (7 Таммуза 5000) В Париже в присутствии короля состоялся диспут по поводу Талмуда. Защитниками выступали четыре раввина, возглавляемые крупнейшим знатоком Талмуда той эпохи рабби Иехиэлем бен Иосефом из Парижа. (см. 9 июня, 3 марта). Они не смогли убедить судей в отсутствии «злодейских измышлениях» Талмуда и вследствие этого 17 октября 1244 г. было публично сожжено огромное количество еврейских книг. Этот день впоследствии стал днем поста. Этим событиям Меир бен Барух

ученый-талмудист и тосафист. Его отец Барух носил почетный титул ха-рав, дававшийся в тот период выдающимся ученым, преимущественно — главам иешив; в респонсах Меир бен Барух упоминает двух своих дядей и 12 других родственников, также носивших этот титул. Уже в возрасте 12 лет в Вюрцбурге Меир бен Барух стал учеником известного талмудиста рабби Ицхака бен Моше. После шестилетнего обучения в иешиве рабби Ицхака, а также у рабби Шмуэля бен Менахема, Меир бен Барух отправился в Майнц, где продолжал изучение Талмуда у рабби Иехуды бен Моше ха-Кохена, а затем — во Францию, к великим тосафистам Шмуэлю бен Шломо из Фалеза и Иехиэлю бен Иосефу из Парижа. Меир бен Барух был во Франции, когда в 1240 г. оба его учителя-тосафиста участвовали в диспуте о Талмуде с отступником Николаем Донином; спустя два года он стал свидетелем публичного сожжения Талмуда, что побудило его к написанию элегии «Шаали сруфа ба-эш...», включенной впоследствии в кинот (скорбные песнопения) на Девятое ава по ашкеназскому ритуалу. После этого события Меир бен Барух вернулся в Германию и через несколько лет обосновался в Ротенбурге, где прожил более 40 лет. Слава Меира бен Баруха как непревзойденного авторитета в талмудических вопросах распространилась по всей Германии и соседним странам, а основанная им школа привлекала многочисленных учеников. Возникший в 1249 г. конфликт между еврейскими общинами Богемии и Моравии по вопросу о налогах был передан на разбирательство Меира бен Баруха, что свидетельствует о его авторитете величайшего ученого своего поколения. Почти полвека Меир бен Барух фактически представлял верховную апелляционную инстанцию раввинских судов в германских и прилегающих землях и был арбитром в конфликтах между общинами и частными лицами. К Меиру бен Баруху обращались и известные раввины из Германии, Австрии, Богемии, Италии, Франции, даже Испании. Сохранилось около тысячи респонсов Меира бен Баруха, что превышает общее число сохранившихся респонсов всех остальных тосафистов. Подавляющее большинство респонсов Меира бен Баруха посвящено имущественным вопросам, наследованию, брачным контрактам, проблемам коммерции и налогов, опекунству и общинному управлению. Более 80 респонсов по вопросам публичного права и общинного управления содержат четкую формулировку идей охраны прав личности, необходимости согласия членов общины на введение новых законов, ограниченного характера права большинства и коллективной ответственности. Эти принципы, выработанные на основе традиционного еврейского права, нашли в респонсах Меира бен Баруха наиболее универсальное выражение, а также усилили позиции простых членов франко-германских еврейских общин в управлении ими и, возможно, повлияли на формирование муниципального и цехового самоуправления у неевреев. Респонсы Меира бен Баруха собирались, переписывались и изучались поколениями и оказывали влияние на кодификаторов последующих столетий. Меир бен Барух внес определенные изменения в молитвенный ритуал и религиозный минхаг, установил многие обычаи, которые позднее приняли евреи Центральной и Восточной Европы. Влияние Меира бен Баруха на жизненный уклад и общинную организацию распространялось через его учеников, следовавших за ним повсюду (дома, в школе, в синагоге) и оставивших записи своих наблюдений над его поведением, привычками и отправлением обрядов. Впоследствии они включали эти записи вместе с халахот Меира бен Баруха в свои галахические труды. Многие из учеников Меира бен Баруха стали со временем лидерами еврейских общин в Германии, Австрии и Богемии и виднейшими раввинистическими авторитетами. Галахические труды ряда учеников Меира бен Баруха, в первую очередь, Ашера бен Иехиэля и его сына Я'акова бен Ашера, основанные на халахот и респонсах Меира бен Баруха, способствовали распространению его идей в Испании и повлияли на ряд концепций сочинения Шулхан арух, а труды других его учеников («Мордехай», «Хаггахот Маймунийот» и др.) легли в основу работ Моше Иссерлеса, включившего в Шулхан арух ашкеназские обычаи. С восшествием в 1286 г. на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, означавший радикальные перемены в статусе и реальном положении немецкого еврейства. Евреи, формально считавшиеся «рабами казны» (servi camerae), не только зависели от императора, но и пользовались его покровительством. Новый налог превращал их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии, вождем которого стал Меир бен Барух. Он был арестован и заточен в тюрьму, сначала в Вассербурге, а затем — в Энзисхейме. Попытки еврейской общины добиться его освобождения даже путем колоссального выкупа оказались безуспешными, так как император рассчитывал, что глубокая преданность евреев своему учителю и лидеру заставит их согласиться на уплату налога. Меир бен Барух не мог пойти на такую сделку. Он умер в заточении, и его останки не выдавали евреям для погребения вплоть до 1307 г., когда евреи выкупили их за большую сумму и похоронили в Вормсе.

  из Ротенбурга посвятил траурную элегию «Шаали сруфа ба-эш...» (1242; «Спроси, сожженная огнем...»). Публичные сожжения Талмуда устраивались в 1230, 1235, 1240, 1242 и 1248 гг.
 

Метки:

1591 — (16 Таммуза 5351) Герцог Генрих Юлиус издал указ об изгнании евреев из Гёттингена. Совет Гёттингена пытался оспорить указ. 13 августа того же года он обратился с протестом в отношении предлагаемого изгнания евреев. Совет отметил, что в уставе, предоставленном предыдущему составу совета, у евреев имелось еще несколько лет законного права в городе, кроме того, указал, что изгнание создаст трудности для малоимущих граждан Гёттингена, поскольку не даст им достаточно времени, чтобы выкупить свои залоги у евреев. Ответ от 18 августа был неутешительный и в 1591 году евреев изгнали
 

Метки:

1712 — Цитаты и мнения. «Мы никогда не узнаем внутренние мотивы евреев до того дня, пока у них не будет собственного свободного государства, школ и университетов, где они смогут говорить и спорить без страха. Тогда и только тогда мы узнаем, что они на самом деле хотят сказать» (Жан-Жака Руссо)
 

Метки:

1773 — (7 Таммуза 5533) Ещё один указ Императрицы Австрии-Венгрии, подтверждающий запрет евреям Галиции вступать в брак без разрешения властей.
 

Метки:

1825 — (12 Таммуза 5585) Сын еврейского купца из Дюссельдорфа, поэт Генрих Гейне (1797–1856), слава которого в Германии уже соперничала с байроновской, в городке Хейлигенштадт, неподалеку от Геттингена, в университете которого он месяцем позже с грехом пополам сдал экзамен на степень кандидата юридических наук, принял лютеранство, отказавшись от данного родителями имени Хаим. По нормам тех времен иудеи не допускались на государственные и академические должности
 

Метки:

1865 — (4 Таммуза 5625) Принят закон, дозволяющий евреям-механикам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам проживать повсеместно в России, имея при себе членов своих семейств, т. е. жен, детей и несовершеннолетних братьев и сестер. Евреям, имеющим не более 18 лет от роду, хотя бы они и не принадлежали к ремесленному сословию, дозволено для обучения мастерствам приезжать в местности, лежащие вне черты еврейской оседлости, но с ограничением времени их пребывания там (не свыше 5 лет) сроком тех договоров, которые будут ими заключены с принявшими их для обучения мастерами. Те из этих лиц, которые по окончании учения получат от мастеров своих одобрительные аттестаты, могут остаться на жительстве вне черты еврейской оседлости.
 

Метки:

1914 — (4 Таммуза 5674) На 58-м году жизни умер Элиэзер Роках

В ранней молодости проникся убеждением в первоочередности выполнения галахической заповеди о неразрывной связи еврейского народа и Земли Израиля и посвятил свою жизнь борьбе за ее практическое осуществление. С этих позиций в середине 1870-х гг. в брошюре о положении ашкеназской общины Цфата и в статьях в газете «Хаваццелет» выступил с резким осуждением системы халукки и призвал евреев Эрец-Исраэль отказаться от подаяний и обратиться к производительному труду, особенно земледелию. Подвергся жестоким преследованиям, включая херем, со стороны верхушки религиозной общины Цфата (к которой, кстати, принадлежала семья его жены), увидевшей в этом угрозу своему богатству и влиянию, основанным на халукке и бесконтрольном распоряжении ее средствами. В 1878 г., чтобы доказать возможность еврейского земледелия, основал вместе с несколькими последовавшими за ним семьями сельскохозяйственное поселение Гей-Они (на месте приобретенной у арабов половины села недалеко от Цфата; позднее там выросло поселение Рош-Пинна). Поселившись там, продолжал публиковаться в периодической печати на иврите в Европе, особенно в газете «Ха-Маггид», пропагандируя свою поселенческую инициативу. В 1880 г., вопреки предостережениям и прямым угрозам врагов, отправился в Европу в надежде собрать средства, необходимые для развития хозяйства. Обосновался в Румынии, а не в России, как первоначально намеревался (анонимный донос из Цфата представил его русским властям как нигилиста и революционного агитатора). Потерпел полную неудачу в сборе средств из-за того, что в одном из доносов в адрес религиозных лидеров Румынии ему приписывалось намерение «уничтожить веру Израиля»; однако за пять лет жизни в Румынии Роках добился немалых успехов в пропаганде своих взглядов. Первая значительная али из Румынии в 1882 г. была в большой мере подготовлена деятельностью основанной им организации «Хеврат ишшув Эрец-Исраэль ал-иедей аводат адама» (которая уже в 1881 г. имела отделения в 32-х городах и местечках), издаваемыми Рокахом на иврите и идиш газетами и многочисленными страстными выступлениями перед евреями по всей стране. Роках вернулся в Эрец-Исраэль в 1885 г. как секретарь прибывшего туда с миссией Ховевей Цион К. Высоцкого (эту должность Роках получил по рекомендации высоко ценивших его способности и деятельность в Румынии Л. Пинскера и М. Лилиенблюма). До 1897 г. он оставался в составе местного представительства этого движения, а также с братом Шим'оном сотрудничал некоторое время в обществе Эзрат-Исраэль. Снова покинуть родину его вынудил конфликт с чиновниками администрации барона Э. де Ротшильда, особенно обострившийся после безоговорочной поддержки Рокахом «бунтовщиков» против этой администрации в Ришон-ле-Ционе. Живя в Яссах, а в послевоенные годы в Дрогобыче, Роках продолжал журналистскую и публицистическую деятельность, оставаясь до конца верным своим взглядам и убеждениям. К сионистскому движению Роках отнесся настороженно, особенно после принятия плана Уганды 6-м Сионистским конгрессом.

  - публицист и еврейский общественный деятель.
 

Метки:

1917 — (8 Таммуза 5677) Командующим "Египетскими экспедиционными силами" назначен генерал Алленби, освободивший Палестину от турок. Сэр Алленби до войны командовал кавалерийской бригадой, в её ходе стал командовать Третьей британской армией во Франции.
 

Метки:

1917 — (8 Таммуза 5677) Письмо И. Трумпельдора из России с надеждой на формирование в российской армии еврейской воинской части, направления её на фронт на Кавказ или Персию, потом он переберётся в Палестину и примет участие в её освобождении. "Может быть, через месяц получим разрешение, а там через 2 или 3 месяца уже на фронте, и знамёна русской революции - красные и еврейского возрождения - бело-голубые будут развиваться над нашими головами".
 

Метки:

1925 — (6 Таммуза 5685) Родилась Эстер Cailingold - героиня Войны за Независимость. Погибла 29 мая 1948 года в Иерусалиме.
 

Метки:

1941 — (3 Таммуза 5701) Шоа. В Нестерове (Жолква, Львовская область) сожжена синагога с несколькими десятками евреев
 

Метки:

1944 — (7 Таммуза 5704) Шоа. Освенцим. Рекорд. Уничтожено за день 24000 евреев.
 

Метки:

1955 — (8 Таммуза 5715) Движение Хейрут и МАКИ вынесли вотумы недоверия правительству за его подход к делу Кастнера. После того, как Сионистская партия, находившаяся в коалиции, воздержалась во время голосования, Глава правительства Моше Шарет ушёл в отставку. Позже Моше Шарет возглавил шестое правительство.
 

Метки:

1984 — (28 Сивана 5744) Обмен пленными после Ливанской компании - 6 израильтян живых (трое военнослужащих и трое гражданских) и тела шести погибших солдат - на 291 сирийца. После этого обмена число израильских солдат, пропавших в бою у деревни Султан-Якуб (см. 11 июня ), уменьшилось с 6 до 4-х. В мае 1985 года вернётся ещё один - ст. сержант Х. Шай. Судьба Ц. Фельдмана, Е. Каца, З. Баумеля неизвестна.
 

Метки:

1984 — (28 Сивана 5744) Израиль. Верховный суд справедливости разрешил партии Меира Каханы и «Прогрессивному списку мира» принять участие в выборах в Кнессет.
 

Метки:

2001 — (7 Таммуза 5761) Израиль. Первой в Стране женщиной-пилотом боевого самолёта ВВС стала двадцатилетняя жительница кибуца Лохамей ха-Гетаот лейтенант Рони.
 

Метки:

2004 — (9 Таммуза 5764) Израиль. В Сдероте по дороге в детский сад от ракеты Кассам, выпущенной с территории Газы, погибла мать и её 3-хлетний сын. Первые жертвы ракетных обстрелов Сдерота.
 

Метки:

2006 — (2 Таммуза 5766) Израиль. Ночью началась операция «Летние дожди», главной целью которой является освобождение похищенного солдата Гилада Шалита. Крупные силы ЦАХАЛа при поддержке авиации и бронетехники вошли в южную часть сектора Газа. Это произошло через 10 месяцев после того, как последний израильский солдат покинул территорию сектора.
 

Метки:

2006 — (2 Таммуза 5766) Израиль. Организация раввинов «Цахар» опубликовала галахическое постановление, запрещающее еврейским жителям территорий ездить «тремпом» (автостопом). Постановления было принято после того, как террористам удалось похитить 18-летнего жителя поселения Итамар Элиягу Ашери и ряд неудавшихся попыток захвата израильтян в Иудее и Самарии. Так, например, 15 июня террористы пытались похитить двух девушек, Адас Ман (14) из Бейт-Эля и Эмуну Шахар (15) из Иерусалима. Эти планы не осуществились по чистой случайности – террористы испугались проезжавшего мимо офицера ЦАХАЛа.
 

Метки:

2016 — (22 Сивана 5776) Израильская компания Elbit Systems объявила об успешном окончании испытательных торпедных стрельб, проведенных разработанным ею нового торпедного катера для ВМС Израиля. Особенность и уникальность его в том, что на нем нет экипажа. Судно предназначено для борьбы с подводными лодками противника, а также для ликвидации минных заграждений в море
 

Метки:

2024 — (22 Сивана 5784) Официальный статус получили населенные пункты (бывшие поселенческие форпосты) Сде-Эфраим и Гиват-Асаф в Биньямине, Эвьятар в Самарии, Халец в Гуш-Эционе и Адураим в региональном совете Хар-Хеврон
 

Метки: