Календарь на 2-е июня
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Я'аков бен Ашер (1270?, Германия, – 1340, ?), галахический авторитет (см. Галаха), сын и ученик Ашера бен Иехиэля. В 1303 г. вместе с отцом переехал из Германии в Испанию, жил в крайней бедности в Толедо, отказываясь от поста раввина и посвящая все свое время ученым занятиям. В своих трудах Я'аков бен Ашер избегал многословия и казуистики. Первым сочинением Я'акова бен Ашера была «Сефер ха-ремазим» («Книга намеков»), содержавшая галахические установления, выведенные из труда его отца «Сефер ха-Ашери». Однако славу великого галахиста принес Я'акову бен Ашеру его основной труд «Арба'а турим» («Четыре ряда»). Я'аков бен Ашер считал, что наступил определенный кризис в развитии Галахи («аргументы стали ошибочны, разногласия усилились, мнения умножились, так что не осталось ни одного галахического правила, относительно которого существует согласие»), поэтому он решил написать труд, который охватывал бы все халахот и обычаи, касающиеся как индивида, так и общины. Книга делится на четыре части. Первая, Орах хаим, посвящена благословениям, молитвам, законам субботы, праздникам и постам (всего 697 глав); вторая, Иоре де'а, трактует ритуальные законы (исур ве-хеттер, буквально `запрет и дозволение`; всего 403 главы); третья, Эвен ха-'эзер, — законы, касающиеся женщин, в частности, законы о браке, разводе, халице и ктуббе (всего 178 глав); четвертая часть, Хошен мишпат, — гражданское право и личные отношения (всего 427 глав). Я'аков бен Ашер цитирует Талмуд и комментарии к данному отрывку, мнения следующих поколений ученых, а затем устанавливает халаху. В своих галахические решениях Я'аков бен Ашер преимущественно следует мнению Маймонида и своего отца. Содержательность, простота слога и рациональная структура сочинения, обычно следующая структуре Мишны, превратили его в основополагающий трактат еврейского законодательства. Книга ознаменовала этап в процессе кодификации Закона. Труд быстро завоевал известность и признание в еврейском мире. Ученые последующих поколений, в том числе Иосеф Каро и Моше Иссерлес, писали комментарии к книге. Как и «Арба'а турим», сочинения Каро «Бет Иосеф» и Шулхан арух подразделяются на четыре части, которые носят те же названия. Я'аков бен Ашер также составил обширный комментарий к Пятикнижию, содержащий лучшие образцы пшата — комментария, основанного на буквальном толковании текста, а также комментарии к трудам Са'адии Гаона, Раши, Аврахама Ибн Эзры, Давида Кимхи и Нахманида. Хотя Я'аков бен Ашер никогда не занимал раввинской должности и не получал никакого вознаграждения от общины, он принимал участие в ее жизни: его подпись стоит среди прочих на смертном приговоре доносчику. Он также написал духовное завещание своим детям. Согласно легенде, Я'аков бен Ашер отправился в Эрец-Исраэль, но умер в пути.www.eleven.co.il
Метки:
В Новом гетто места уже не осталось. Поэтому решено было поселить их в расположенном рядом Старом гетто. Убрали ворота, прежде разделявшие два квартала, и соорудили новый вход в увеличенный еврейский квартал. Новый вход появился возле Фондамента-делла-Пескариа, старого рыбного рынка. Он выходил на канал Каннареджо, где его можно видеть по сей день.
Хотя с тех пор две группы евреев жили вместе, они не ассимилировались друг с другом. И относились к ним по-разному; левантинцы пользовались гораздо большими привилегиями. Они подчинялись Cinque Savi alla Mercanzia, в то время как остальные подчинялись Sopraconsoli. Они сохраняли раздельное корпоративное существование. Они не были обязаны платить такие же высокие налоги и подати. При этом они не имели права на профессии, разрешенные их не столь удачливым братьям – ростовщичество и торговлю старыми вещами. Зато власти неоднократно подтверждали право левантинцев вести международную торговлю, к чему они и стремились. Максимальная продолжительность проживания в качестве гостей города для них составляла четыре месяца; впоследствии этот срок увеличили до двух лет.
Метки:
Метки:
(6 Сивана 5576) В семье купца, предки которого бежали когда-то вследствие религиозных преследований из Испании в Англию, родилась Грейс АгиларПодробнее о людях июня см. Блог рубрика "Имена".
- английская писатель-ница.Первая её книга — поэтический сборник «Магический венок» — вышла (анонимно), когда ей было всего 19 лет. Интерес к еврейской истории, с детства отличавший Агилар, проявился в ряде ее беллетристических произведений, наиболее известным из которых был роман «Кедровая долина, или мученик» о преследовании марранов инквизицией. В сборнике рассказов на еврейские темы «Домашние сцены и наука сердца» (1843) Агилар впервые в английской литературе показывает уклад жизни современной еврейской семьи. Сентиментально-дидактической направленностью характеризуются семейные хроники «Домашнее влияние» и «Материнское вознаграждение» (написаны до 1836 г., изданы соответственно в 1847 г. и 1857 г.). Будучи глубоко верующим человеком и соблюдая мицвот, Агилар выступала против формализма в обрядах и проявляла интерес к реформизму в иудаизме. Ей принадлежит ряд религиозно-назидательных сочинений, в том числе «Дух иудаизма» — в защиту веры и ее приверженцев (1842), «Женщины Израиля» (1845), «Иудейская вера» (1846). Важнейшим средством борьбы против ассимиляции Агилар считала изучение еврейской истории; ее труд «История евреев в Англии» (опубликован в журнале «Чемберс мисселени», 1847) был одним из первых сочинений на эту тему. Большой популярностью пользовался роман «В дни Брюса» (1852), посвященный Шотландии 14 в. Произведения Агилар многократно переиздавались, переводились на немецкий язык и иврит. Особым успехом пользовались они у юношества, писательница пробуждала среди еврейской молодежи гордость за прошлое своего народа, а также сочувствие к требованию равноправия евреев в английском обществе. Умерла 16 сентября 1847 года в Чарльстоне, штат Южная каролина.
Метки:
- врач, путешественник. Умер 30 марта 1888 года.Родился в Гейдельберге. В местном университете изучал медицину и зоологию. В 1869 году совершил свое первое путешествие в Северный Ледовитый океан, в ходе которого исследовал влияние Гольфстрима к востоку от Шпицбергена. В 1870 году вступил в немецкую армию в качестве военного хирурга и получил публичную благодарность от курфюрстая земли Баден за свои заслуги. Через год в качестве хирурга и естествоиспытателя принял участие в экспедицией Холла в Арктику, которая отправилась на корабле "Поларис" из Бруклинской (Нью-Йорк) военно-морской базы. Когда корабль достиг 82 ° 9 'северной широты, Капитан Холл заболел (октябрь 24, 1871). Бессельс лечил его, но пациент несколько раз отвергал советы врача. 2 ноября у Холла проявлись признаки безумия, он отказывался принимать пищу, думая, что отравлен. Холл умер 8 ноября 1871. По возвращении экспедиции в 1873 году Мортон, второй помощник капитана "Полариса", обвинил в убийстве Холла Бесселса, утверждая, что он вводили морфин вместо хинина. Секретарь военно-морского флота открыл следствие, который было проведено Главным Хирургом армии К. Барнсом и Главным хирургом военного флота Дж. Билом, сообщиших, что "капитан Холл умер от естественных причин, а именно, кровоизлияния в мозг и что лечение болезни д-ром Бессельсом было наиболее целесообразным в данных обстоятельствах". Бессельс после этого провел несколько лет в Смитсоновском институте, подготавливая к публикации научные результаты рейса.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
. На ней присутствовало всего 32 человека, включая представителей центрального еврейского комиссариата и некоторых местных комиссариатов.ЕВСЕКЦИЯ, название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главной задачей таких национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в -строительство социалистического общества-. Одной из специфических целей Евсекции являлась борьба с Бундом и другими еврейскими социалистическими партиями, а также с сионизмом. Создание Евсекции знаменовало передачу от правительственных органов партийным компетенции в решении проблем еврейства Советского Союза. Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах с еврейским населением. Евсекция начала свою деятельность в тесном контакте с еврейскими комиссариатами, и ее первая конференция (открылась 20 октября 1918 г. в Москве) проводилась совместно с еврейскими комиссариатами. На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича, М. Альского, Ш. Агурского и А. Криницкого-Бампи. Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности. Но в докладе о формах организации Евсекции подчеркивалось, что она не представляет собой нечто обособленное от российского коммунистического движения и не преследует особых национальных задач, а также, что идиш не является для Евсекции самоцелью, так как -сам по себе язык для нее совершенно неважен-, он необходим лишь как средство общения с еврейскими массами на их родном языке. Этим, однако, стремление к автономии части политических деятелей, связанных с Евсекцией, не было сломлено. Например, на Украине в мае 1919 г. (после ухода с ее территории германской армии) с согласия местных коммунистов вместо Евсекции был образован отдельный еврейский Коммунистический союз (Комфарбанд). Его создали Комбунд и другие группы Бунда и Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия, а возглавили М. Рафес, А. Чемерисский, А. Мережин и др. (Подобный этому Комфарбанд в Белоруссии был основан в январе–феврале 1919 г.) Но уже в июне 1919 г. решением второй конференции Евсекции Комфарбанды были ликвидированы, а их члены подлежали индивидуальному приему в коммунистическую партию. Голоса делегатов о том, что -еврейское коммунистическое движение все же нуждается в независимых организационных формах-, были расценены как -отрыжка бундизма-, а при вступлении комфарбандовцев в компартию к ним относились крайне подозрительно. На третьей конференции Евсекции (июль 1920 г.) влившиеся к тому времени в компартию бывшие члены еврейских партий выступили с предложением превратить Евсекцию в автономную еврейскую организацию внутри партии. Ответом было решение конференции, в котором подчеркивалось, что Евсекция -является лишь техническим массовым аппаратом в партии-. Эту роль Евсекции подтвердило и решение ее четвертой конференции (1921). Одной из насущных задач советской власти была борьба с пауперизацией, достигшей среди еврейского населения колоссальных размеров. На территории Белоруссии и Литвы при помощи Евсекции были образованы в 1919 г. еврейские земледельческие артели. Однако советско-польская война (1920) заглушила это начинание. С 1924 г. деятельность Евсекции по трудоустройству -деклассированных элементов- выражалась в содействии направлению евреев в промышленность и сельское хозяйство, а также в руководстве созданием ОЗЕТа, в пропаганде Биробиджанского проекта, в осуществлении которого на начальных этапах Евсекция непосредственно участвовала. Главную свою задачу члены Евсекции видели в -коммунистическом воспитании еврейских масс- и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников и т. д. как -служителей культа-. Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен -реакционным языком-. В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр Хабима, левые Поалей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты -еврейской пролетарской культуры-, еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности -мелкобуржуазных и антисоветских- еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу. В то же время Евсекция проводила идею -идишизации- еврейской жизни, помогала создавать суды и местные советы, в которых официальным языком был идиш (к 1931 г. на Украине таких судов было 46, местных советов свыше 150, из них три районных; в Белоруссии десять судов и около 25 местных советов). Вся эта деятельность Евсекции парадоксальным образом превращала ее из -технического аппарата- приобщения еврейского населения -к социалистическому строительству- в центр консолидации еврейской жизни в Советском Союзе. Это обстоятельство стало главным объектом полемики, развернувшейся на совещании Евсекции в 1926 г. Сторонники форсирования ассимиляции советского еврейства объявили всякую особую работу среди еврейского населения -националистическим уклоном-, тогда как часть членов Евсекции считала такого рода работу необходимым средством сохранения еврейского народа. ЦК ВКП(б) расценил вторую точку зрения как -националистические тенденции в работе Евсекции- и сразу после совещания Евсекции принял решение о преобразовании ее в Еврейское бюро, что резко сокращало ее полномочия. В январе 1930 г. Еврейское бюро было закрыто в порядке общего решения о ликвидации национальных секций в коммунистической партии Советского Союза. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Виктора Клемперера (1881-1960)Новые постановления касательно евреев. Удавка затягивается, изматывание сопровождается всё новыми издевательствами. Каких только подлых постановлений о большом и малом ни обрушилось на нас в последние годы! Иной булавочный укол мучительнее удара топором. Я наконец сведу постановления вместе и составлю единый список:
1) После 8 или 9 часов вечера не выходить из дома. Контроль!
2) Изгнание из собственного дома.
3) Запрет слушать радио, пользоваться телефоном.
4) Запрет на посещение кино, театров, концертных залов, музеев.
5) Запрет выписывать и покупать газеты.
6) Запрет на пользование транспортом, три этапа: а) запрещены автобусы, разрешено ездить только на передних площадках трамваев; б) запрещён проезд на всех видах транспорта, исключение – езда на работу; в) на работу также следует ходить пешком, если расстояние до неё не превышает 7 километров и если человек не болен (но официальную справку о болезни выбить очень сложно).
7) Запрет на покупку "дефицитных" товаров.
8) Запрет покупать сигары, сигареты и все виды курева.
9) Запрет покупать цветы.
10) Невыдача молочных карточек.
11) Запрет посещать парикмахера.
12) Приглашения мастера для какой-либо работы только по ходатайству общины.
13) Принудительная сдача: пишущих машинок,
14) мехов и шерстяных одеял,
15) велосипедов – правда, на работу на них можно ездить (запрещены лишь воскресные прогулки и поездки в гости),
16) шезлонгов,
17) собак кошек и птиц.
18) Запрет пересекать городскую черту и покидать пределы города,
19) входить в здание вокзала,
20) ходить по Министерской набережной, посещать парки,
21) Бюргерскую поляну и все улицы, граничащие с большим садом. Это последнее ужесточение запретов действует только со вчерашнего дня. С позавчерашнего дня запрещено также посещать рынки.
22) С 19 сентября обязательное ношение звезды Давида или "еврейской звезды", как её теперь называют.
23) Запрет иметь дома запас продуктов. (Гестапо отбирает и то, что законно куплено по талонам)
24) Запрет брать книги из библиотек.
25) Из-за звезды для нас закрыты все рестораны. […]
26) Никакой карточки на получение одежды.
27) Никакой рыбной карточки.
28) Никаких товаров специального распределения, таких, как кофе, шоколад, фрукты, сгущенное молоко.
29) Особые налоги.
30) Постоянное сокращение максимального размера дохода, не облагаемого налогом. Для меня он сначала был 600 марок, затем – 320, теперь – 185 марок.
31) Ограничение времени покупок одним часом (с трёх до четырёх; в субботу с двенадцати до часу). Думаю, что эти 31 пункт всё исчерпывают. Но все вместе они – ничто по сравнению с постоянной угрозой домашнего обыска, издевательств, рукоприкладства, тюрьмы, концлагеря и насильственной смерти.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Израильская экономика стала пробуксовывать. Появилась нехватка некоторых продуктов. Всё больше мелких и крупных бизнесов стали испытывать серьёзные трудности, некоторые закрывались - ведь уже третью неделю десятки тысяч милуимников были мобилизованы, да и блокада проливов начала сказываться. Некоторые министры, во главе с министром труда Игалем Алоном, стали требовать решительных действий и "врезать" по Гамаль абд-эль-Насеру. ...Два с половиной часа, с 9:00 и до 11:30 утра, шло "обсуждение наболевшего". Премьер дал министрам и генералам, что называется, "излить душу" - спокойно выслушивал нападки в свой адрес. Ниже приводится описание (с необходимыми сокращениями) этого совещания, впервые опубликованное журналистом Рони Софером в интернет-версии "Едиот ахронот" к 40-летию "Шестидневной войны". Начальник Генштаба И.Рабин:"На лицо усиление военной мощи и взаимодействия между арабскими армиями. Военные приготовления носят явно угрожающий Израилю характер. Присутствующие здесь офицеры Генштаба, вообще - большинство офицеров, и я в первую очередь, не хотим ни с того ни с сего “повоевать”... но все могут оказаться, не хочу использовать слишком резкие выражения, в ситуации, где само существование Государство Израиль станет под вопросом. Война будет тяжелой, бескомпромиссной и с большими потерями."(...) "Наше ожидание привело к тому, что арабы определяют теперь свои политические цели - вернуться к 1948 году... Мы не имеем права дожидаться, пока ситуация усугубится ещё более, - не хочу сейчас приводить подробности, но мы должны действовать немедленно. Несомненно, что нашей главной целью должен быть мощный и победный удар по Насеру. Этим мы изменим всю ситуацию на Ближнем Востоке в свою пользу. К тому же, если сегодня мы сделаем это сами, то я думаю, что наша победа получит иной, чем в 1956-м году, смысл... Меня не волнует, что кто-нибудь сделает это за нас, - я просто в это не верю." Затем слово было предоставлено главе военной разведки АМАН. После доклада о египетских приготовлениях на Синае, о сотнях танков и 80-ти тысячах пехотинцев, сосредоточенных на полуострове, генерал Аарон Ярив затронул политические аспекты кризиса, подчеркивающие изоляцию страны. "Надо относиться к кризису не только как к региональному противостоянию, но и как к части большой глобальной игры между Западным и Восточным Блоками. В этой шахматной партии оба игрока стараются достичь цели, избежав глобального столкновения. Мы с Египтом - всего лишь пешки в этой игре."(…) "Американское руководство состоит из партий. Одна из них, все ещё жизнеспособная, считает, что США должны опираться на Египет в своей ближневосточной политике. Они говорят - подождите, сейчас из-за Израиля мы можем потерять и Фейсала, и Хуссейна и нефть. Есть признаки того, что американское "нефтяное лобби" действует в Египте и пытается прощупать возможность диалога. Я думаю, что Андерсон[6] пытался изучить ситуацию, но я сейчас не говорю, что он пытался заключить с Насером союз." Большинство министров, присутствовавших на заседании склонялись к продолжению дипломатических мер. Лагерь "голубей" возглавляли министр просвещения и культуры Залман Эран(МАПАЙ) и министр внутренних дел Хаим Моше Шапира (МАФДАЛ). Оба считали, что, даже если авиаудар по Египту удастся, север Израиля окажется беззащитным перед сирийцами, что нельзя начинать кампанию без твердой поддержки США. "Я готов воевать",- сказал Шапира,"но не надо сходить с ума... Как обстоит дело с обороной наших городов от бомбёжек?" Новоиспеченный министр Менахем Бегин спросил начальника Генштаба: "Если на юге мы на атакующих позициях, а на севере - на оборонительных,- каков риск танкового прорыва на наш Север?" Министр Зерах Верптиг спросил: "Входит ли в наши планы возможность того, что на нас нападут? … Мне бы не хотелось, чтобы мы начали первыми." Моти Ход, командующий ВВС, которые через три дня уничтожили 400 самолетов в считанные часы, пытался успокоить министров. "Пока что лучшая наша оборона - сила наших ВВС. Я боюсь, что мощь ВВС может сойти на нет, ведь невозможно оборонять Израиль в его воздушном пространстве от авианалётов. Мы должны атаковать бомбардировщики, или дать им понять, что в наших силах предотвратить их вторжение в израильское воздушное пространство. ВВС готовы действовать немедленно. Мы сможем справиться с поставленной целью. Нам не надо и суток для приготовлений." Затем, молчавшие до этого генералы Генштаба подняли большой шум. Они давно чувствовали дискомфорт от продолжительного "Периода Ожидания" - подозревали, что правительство не доверяет военным. Генерал Шайке Гавиш: "С момента закрытия проливов... против нас было лишь 2 египетские дивизии. Если бы мы ударили в тот же день - война стала бы простой прогулкой." Генерал Авраам Яфе: "Я сижу в Негеве уже 14 дней с кадровыми и резервными частями. Общее чувство - отсутствие инициативы с нашей стороны, по всему фронту. Пока единственная наша инициатива - поездки главы МИД в США и другие места... От нашей безынициативности сила Насера только прибавляется. Грозовые тучи все темнее и ближе, а мы сидим себе и ничего не предпринимаем. Пора перехватить инициативу у Насера !" Генерал Мати Пелед требовал от правительства: "Генштаб так и не получил никаких объяснений - чего мы ждем. Я могу понять, что чего-то мы ждем, так давайте расскажите нам!... Египетской армии необходимы ещё полтора года, чтобы подготовиться к войне. По-моему, Насер поставил на нерешительность израильского правительства. Он думает, что мы не посмеем, поэтому он послал на границу неготовую армию... У Насера единственный козырь - наше правительство. Чем ЦАХАЛ заслуживает такого пренебрежения ? ... Ваши вопросы здесь, да и раньше тоже, свидетельствуют о вашем глубоком недоверии к нам. Что мы можем сделать больше, чем победа во всех сражениях, чтобы вы нам стали доверять ?!",- уже не на шутку разозлился Пелед. Слово предоставляется генералу Ариэлю Шарону: "Армия готова, как никогда ранее, отразить египетскую агрессию. Наша цель - полное уничтожение египетских сил, но из-за нерешительности мы потеряли наше важное оружие - страх арабских государств ... С 48-го года мы не сталкивались с этой проблемой... Выхода у нас другого нет, как ударить... Наши надежды на некоторые великие державы - иллюзия. Мы должны добиться, чтобы в течении одного или двух поколений у египтян не возникало желание воевать с Израилем". Далее Шарон продолжал: "Наша беготня, я не хочу использовать слово "лоббирование", в прихожих великих держав, просьбы о спасении - все это далеко от защиты наших интересов. Если мы хотим остаться здесь надолго - мы должны уметь отстаивать свои интересы. Нельзя ограничиваться подсчетом соотношения количества танков и самолетов... Сегодня это уже не так важно - только быстрое принятие смелого решения правительством. Остальное - предоставьте нам." Моше Даян за день до этого заседания стал министром обороны. Особой любви между Даяном и Шароном не было уже давно. Новоиспеченный министр язвительно заметил: "Ну что же, раз армия рассуждает об идеологии, мне остается обсуждать технические детали...". Леви Эшколь тоже не остался в долгу перед Генштабом: "Я отвечу Арику Шарону. Он упомянул "лоббирование" - мне оставалось лишь скривить нос. Ещё он говорил о "беготне". Что вам сказать... Все известные и неизвестные возможности нашей армии стали нашими - в результате вот этой самой "беготни". Давайте не будем об этом забывать. Мы - не голиафы,- если наши кулаки не вооружены - мы бессильны" Эшколя критика на смущала. Он был сначала возмущен словами генералов, требующих немедленной войны с арабскими армиями, в несколько раз численно превосходящими ЦАХАЛ. "Утром я спросил себя... что сделает СССР ? Может быть - ничего, а может и сделает что-то... Кстати и Европа пока придерживается особой позиции. В стране с населением в два миллиона человек надо утром задавать такие вопросы, скажу я вам. Предположим, я заразился вашей верой в победу. Это не трудно, видя ваш гнев на нашу нерешительность. И, предположим, мы победили врагов. Но, ведь назавтра нам снова надо будет восстанавливать свои силы, потраченные в войне... Если мы будем воевать каждые десять лет - нам надо будет подумать, есть ли у нас союзник. Или, сегодня мы разговариваем с союзником, а завтра - плюём на него... Надо сказать Джонсону, де Голлю и Вильсону о сложившейся ситуации... Всё, что тут происходит, представляет для нас серьёзную опасность... Им надо дать время... Мы заинтересованы в союзе с двумя-тремя державами, если, конечно, такие найдутся. Можно, конечно, сказать, что Израиль справится сам... но какое-то время им надо дать, а потом сказать : всё, пора начинать..." Выступавший ранее Мати Пелед не выдержал и сказал: "Так мы же просили объяснений - чего мы ждём?" Эшколь ответил ему резко: "Если я не объяснил это до сих пор, то повторять не буду. Мы хотим, чтобы Джонсон потом не говорил, что мы его обманули. Он нам может пригодиться, дай Б-г, конечно, чтобы он нам не понадобился во время кампании. Я позволю себе усомниться, что Вам известно больше, чем правительству, о том, что делают министерства и ведомства, о том, что творится в стране и сколько у неё осталось запасов. Естественно, во всех отраслях ожидаются трудности. Но когда люди начнут погибать - тоже будут трудности... Так что, днём раньше, днём позже - какая разница, не это определит исход войны... Нам самое главное - добиться военной победы и сохранить хотя бы несколько друзей в мире, с помощью которых мы сможем потом восстанавливать наши силы. Военный успех ещё ничего не решит, ибо арабы останутся на своих местах" Эшкол так и не сдался.
Метки:
. во всех исторических исследованиях, опубликованных по сей день, называются две формальные причины, по которым атака была отложена на 5 июня. Первая: необходимо было дождаться возвращения из Америки главы "Моссада" Меира Амита, запланированного на моцаэй-шабат(вечер 3-го июня), и выслушать его доклад. Вторая: ЦАХАЛ должен был завершить последние приготовления. Здесь Арье Ицхаки сообщает удивительные подробности операции по дезинформации, ранее не публиковавшиеся, и утверждает, что судьба синайского фронта в 67-м году была решена ещё ДО 5 июня. Дислокация египетских войск на Синае между 16 и 23 мая оказалось неожиданным для израильской разведки. АМАН считал, что египтяне учтут результаты Синайской кампании 56-го года и усилят южный фланг(линия Эль-Кцейме - Кунтилла), где в свое время прошел Шарон, не встретив сопротивления. Но египтяне опять сосредоточили свои главные силы на севере, вокруг Рафиаха, Эль-Ариша, Джибль-Ливни, Бир эль-Хасны, Абу-Агилы. Более того, главная египетская ударная группировка, имевшая целью атаковать израильтян в районе Сектора Газы, вышла на исходные позиции вокруг Рафиаха. В свою очередь, атака ударной группировки ЦАХАЛ планировалась изначально на левом фланге этого направления . Но из-за появления крупных бронетанковых сил египтян (4-я танковая дивизия) южнее Эль-Ариша 24-го мая и решения Генштаба ЦАХАЛ атаковать на этом же участке фронта, создалось положение, когда против главных сил израильтян (дивизия Талика) должны были действовать главные силы египтян. В этой ситуации появилась острая необходимость заморочить египтянам голову и оттянуть их главные силы на юг. Операция была сложной, она включала в себя, в частности, создание и развертывание в районе Кунтиллы целой "фальшивой дивизии". В массовом порядке создавались пустые палаточные городки и развертывались многочисленные звенья, состоящие из картонных танков. Наряду с этими мерами, дивизия Шарона в дневное время суток перебрасывала часть бронетехники на южный фланг, а ночью, с потушенными фарами, возвращала всё обратно. В Египет шел постоянный поток дезинформации, который направляли туда израильские спецслужбы через разоблаченных египетских агентов. Это сработало. Ицхаки отмечает, что египтяне решили поменять дислокацию своих войск на Синае. Три отборные пехотные дивизии и весь танковый резерв ушли на юг. Более того, 28 мая началась переброска дополнительных войск в район Кунтиллы и вдоль дорог к северу и югу от неё. В частности, там была развернута 6-я пехотная дивизия, "маджмуа Яакот"( две пехотные бригады,45 танков и 72 пушки) и вышеупомянутая "маджмуа Шазли", переброшенная из-под Рафиаха. За 5 дней, с 1-го по 4-е июня, египтяне продолжали посылать дополнительные танковые части в южном направлении. Так, например, упомянутая 4-я танковая дивизия двинулась к Кунтилле в ночь со 2-го на 3-е июня. Было ясно, что эта дивизия не сможет достичь цели и выйти на исходные позиции до 6-го июня. Таким образом, положение египетской армии на Синае существенно ухудшилось ещё до начала боевых действий. На главном направлении южного фронта против 380-ти танков изрaильтян теперь оказалось всего 82 египетских. А на южном участке южного фронта против 450-ти египетских танков(которые, как мы помним, ещё не заняли исходных позиций) оказался 61(настоящий) танк 8-й танковой бригады ЦАХАЛ. Историк Ицхаки считает, что ему первому удалось докопаться, таким образом, до истинной причины, почему именно 5-е июня стал днем начала войны: "Согласно информации, поступавшей к нам, на Синае начался настоящий хаос, вызванный массовым передвижением войск. Египетское командование потеряло контроль над происходящим. Пиком неразберихи должен был стать день 5-е июня 1967-го года. Рабин решил, что этот день подойдет для атаки и потребовал, чтобы до этого времени никто ничего не предпринимал. Его предложение было принято."
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
, касающейся мира на Ближнем Востоке.Венецианская декларация стран-членов ЕЭС (13 июня 1980 г.), принята в Венеции (Италия) на заседании Совета министров ЕЭС. В ней, в частности, страны-члены ЕЭС заявили, что они готовы принять максимально возможное участие в процессе ближнево- сточного урегулирования, для чего предполагалось сначала про- вести серию зондирующих переговоров со всеми заинтересо- ванными сторонами, с тем чтобы выработать предложения, обеспечивающие наилучшие условия для достижения компро- мисса, затем подключиться к самому переговорному процессу и, наконец, участвовать в системе конкретных гарантий мира на Ближнем Востоке. В Венецианской декларации го- ворилось о необходимости найти «справедливое» решение пале- стинской проблемы, которая, как указывалось в документе, «не сводится к проблеме беженцев». Кроме того, окончательно при- знавалось право арабского народа Палестины на самоопределе- ние, а процесс арабо-израильских переговоров «увязывался» с участием в них представителей ООП