Календарь на 20-е апреля
, переводчик датИз пустыни Цин (см. 13 апреля -1312 года) еврейский народ ушел в Рефидим – еще одно безводное место в пустыне. Люди начали опять роптать на свих вождей за то, что они их повели через места, где им и их стадам угрожала смерть от жажды. Б-г велел Моше собрать старейшин Исраелевых к скале, которую ему следовало ударить жезлом. Тогда из сухой скалы ударит фонтан воды в изобилии, достаточном для утоления жажды сыновей Исраелевых и их скотины. Моше выполнил Б-жье повеление и вновь спас людей и животных. Место, где это произошло было в дальнейшем названо «Масса» (испытание) и «Мерива» (раздор) в память об отсутствии надлежащей веры в Б-га и в Моше, проявленном сынами Исраелевыми в этом месте. href="http://chassidus.ru/library/history/our_people/034.htm">Источник
Метки:
Метки:
Метки:
(6 Ияра 5104) В Перпиньяне умер Леви бен Гершон (LEVI BEN GERSHON RALBAG. Герсонид) (род. 1288), еврейский философ и талмудист, выходец из ученой семьи, родился в Баньоле (Франция) в 1288, жил в Оранже и Авиньоне. Герсонид был выдающимся талмудистом, хотя никогда не занимал должности раввина, а средства к существованию зарабатывал медицинской практикой. Он оставил после себя сочинения по философии, психологии, физиологии, медицине, математике, физике, метеорологии и астрономии, а также комментарии к Библии и Талмуду. Главный труд Герсонида – Милхамот Адонай (Войны Господа, 1329), где он пытался примирить религиозные догматы с философией Аристотеля (в изложении Аверроэса). Он полагал, что Священное Писание по своей сути рационально, а Провидение не требует от человека ничего, что противоречило бы разуму. Многие его работы были переведены на латынь и высоко оценивались учеными эпохи Возрождения. Герсониду приписывается первое описание radius astronomicus («астрономического радиуса»), иначе называемого Посохом Якова. Посох Якова — один из первых инструментов для астрономических наблюдений, служащий для измерения углов. Используется в астрономии, навигации и геодезии. В навигации инструмент называется поперечным жезлом и используется для определения широты судна путём измерения высоты Полярной звезды или солнца. Прибор был в широком употреблении у мореплавателей вплоть до XVIII века, до того как его постепенно вытеснили еще более удобные и точные угломеры (секстанты).Подробнее о людях апреля см. Блог рубрика "Имена".
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
(Editto sopra gli Ebrei) папы Пия VI.Собранный из разных канонов и булл, весь змеиный яд римского католицизма сосредоточился в 44 параграфах этой -конституции гетто-. Евреям нельзя жить вне гетто; днём они могут выходить по своим делам в город, но ночевать там строго запрещается, под опасением штрафа и телесного наказания. Привратники у ворот еврейского кватрала не смеют пропускать туда никого и выпускать оттуда после часа ночи. Вне стен гетто не должно быть еврейских магазинов; только в редких случаях разрешаетс открывать торговлю вне гетто, неподалёку от него. В дачных окрестностях города евреям нельзя жить ни под каким предлогом, даже для того, чтобы подышать чистым воздухом. Еврею нельзя ездить по Риму в карете. Евреи обоего пола обязаны носить постоянно и повсюду, в гетто и вне его, -знак желтого цвета, для отличия от других-; мужчины пришивают этот жёлтый кусок материи к своим шапкам, а женщины носят его на головном уборе, причём тем и другим запрещено накрывать этот знак шалью или повязкой; еврей же, выходящий из дому в обычной, а не -форменной- фуражке, должен носить её в руках и ходить с непокрытой головой; за нарушение сих законов установлены строжайшие кары, -по усмотрению-. Евреям запрещается: продавать христианам мясо и молоко, давать им пасхальный хлеб (мацу), нанимать их в слуги и кормилицы, приглашать повивальную бабку из христиан, вводить христиан в свои синагоги, есть, пить и играть с ними, даже беседовать с ними в домах, трактирах и на улицах, - под страхом телесных наказаний и штрафов для обеих сторон. Особенно охранялись от -тлетворного- влияния обитателей гетто их несчастные братья, сёстры и дети, попавшие в сети католических миссионеров и содержавшиеся, как в тюрьме, в -доме катехуменов- (приготовляемых к крещению). Никому из евреев не разрешалось приближаться к домам катехуменов и к церкви Благовещения св. Марии в Риме, под опасением штрафа в 300 скуди, ссылки на галеры -и прочих телесных наказаний, по усмотрению-. Вздёргивание на -столб для пыток- грозило всякому еврею, приютившего у себя беглого катехумена или неофита из своих соплеменников. За склонение же их к иудейству виновный подвергался тюремному заключению, конфискации имущества или ссылке на галерные работы. Узда наложена и на интимнейшую духовную жизнь еврея. Восемь яростных параграфов направлены против -безбожных, осуждённых талмудических, каббалистических и прочих книг, полных заблуждений и хулы против таинств христианства-. Такие книги то есть все еврейские книги, кроме молитвенников и Библии запрещается евреям держать у себя, читать, продавать, дарить, и так далее. Еврей не вправе ввозить, покупать или принять в дар какую бы то ни было книгу на еврейском языке, не отдав её предварительно на цензуру Pater Maestro апостолического двора в Риме, епископам и инквизиторам в других местах, под страхом семилетнего заключения в тюрьме. Издевательством над священнейшими чувствами человека является запрещение евреям хоронить своих мертвецов с церемониями, чтением псалмов и зажженными свечами, ставить надгробные памятники на могилах своих покойников и помещать там надписи. Новые синагоги в гетто строить нельзя, но и ремонтировать старые запрещено. В христианские праздничные дни жители гетто могут работать в своих домах лишь при закрытых дверях. Раввин не имеет права носить костюм, присвоенный духовенству, а должен одеваться, как мирянин. Раввины обязаны принимать меры, чтобы на проповедях католических миссионеров присутствовало установленное число евреев, ибо -проповедь наилучшее средство для обращения евреев-. В заключение, папа повелевел настоящий Эдикт о евреях, для лучшего ознакомления с ним, расклеить на улицах и площадях Рима и в синагогах гетто. 20 апреля 1775 года это приказание было исполнено и жители Рима толпились вокруг громадных плакатов, заключавших параграфы папской -конституции для евреев-.
Метки:
к еврейскому народу, находящемуся в изгнании. Называлось это воззвание «От Бонапарта – законным наследникам Святой земли».Израильтяне – уникальный народ, на протяжении тысячелетий лишенный земли своих предков, отнятой тиранами-завоевателями, но не утративший ни своего имени, ни национальной сути! Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами народов, даже если они не обладают провидческим даром Исаии и Иоиля, убедились в справедливости предсказаний великих пророков. Накануне разрушения Сиона эти избранные мужи возвестили, что дети Господа вернутся на родину и -найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся- (Ис. 35:10). Восстаньте в радости, изгнанные! Эта беспримерная в истории война начата во имя защиты народа, чьи исконные земли рассматривались его врагами как добыча, которую надо лишь разодрать. Теперь этот народ мстит за два тысячелетия бесчестия. Хотя время и обстоятельства кажутся малоблагоприятными для предъявления или хотя бы выражения ваших требований, эта война, вопреки всем ожиданиям, предлагает вам достояние Израилево. Провидение направило меня сюда во главе молодой победоносной армии, чтобы восстановить справедливость. Моя штаб-квартира находится в Иерусалиме, а через несколько дней я достигну Дамаска, близость которого не будет более угрозой для города Давида. Законные наследники Палестины! Великая нация, не торгующая людьми и странами, как те, кто продавал ваших предков в рабство народам, не призывает вас отвоевывать ваше достояние. Нет, мы предлагаем вам просто взять то, что уже отвоевано с нашей помощью, и с нашего разрешения оставаться хозяевами этой земли и хранить ее наперекор всем врагам. Поднимайтесь! Покажите, что вся мощь ваших угнетателей не смогла убить мужество в наследниках героев, которые сделали бы честь Спарте и Риму. Покажите, что два тысячелетия рабства не смогли искоренить это мужество. Поспешите! Настал ваш час! Потребуйте восстановления гражданских прав, предоставления вам законного места среди народов мира. Быть может, еще тысячу лет такая возможность не представится! У вас будет право на существование как нации в ряду других наций. У вас будет право свободно -славить имя Господа, Бога вашего…- (Иоил. 2:26), как того требует ваша религия!
Метки:
Метки:
Евреи поддерживали либеральную оппозицию и накануне революции 1848 г. играли в пештской прессе очень заметную роль. В мартовские дни они были в рядах борцов за свободу, и три еврея (Куневальдер, Келети и Юст) были избраны в городской "комитет общественного спасения". На собрании 15 марта была принята резолюция, четвертый пункт который гласил: "равенство всех вероисповеданий". На следующий день "патриотам" рекомендовалось записываться в национальную гвардию, и еврейские юноши массами стали поступать в нее. Вскоре, однако, в связи с общими политическими событиями возникла в Венгрии агитировавшая против евреев партия, особенно сильная в Пресбурге и Пеште (Будапешт). Что было дальше см. 19 апреля
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Операция готовилась как в Брюсселе, так и в самом Мехелене. В марте в лагере оказалось много арестованных подпольщиков-евреев; их, а также участников побега из 19-го эшелона (см. 15 января ) немцы собирались включить в ближайшую депортацию в Освенцим. Все они присоединились к подготовке побега из поезда; в частности, раздобыли инструменты – ножи, пилы, щипцы. Накануне депортации лагерная организация перераспределила личные номера заключенных таким образом, чтобы назавтра все участники побега оказались в двух смежных вагонах. За первый час пути они должны были подпилить решетки так, чтобы их можно было выломать. Поезд, который вез в Освенцим 1631 еврея, включая 262 детей, отходил 19 апреля, в 10 часов вечера. В это же самое время Юра Лившиц, Местрио и Франклемон (члены Группы Ж – организации выпускников Свободного университета Брюсселя, включавшей немало евреев, в том числе медика Юру Лившица, уроженца Киева) прибыли в район Бортмербек, где лес подступал к железной дороге. Чтобы остановить поезд, Местрио поставил на путях фонарь-молнию, который можно было принять за красный сигнал. Поезд встал; Местрио бросился к вагону в середине состава с плоскогубцами – открывать. Он начал кричать: Выходи, выходи! вышли не все – ехавшие в этом вагоне не были посвящены в план побега. Немцы-охранники находились в голове и в хвосте состава и плохо понимали, что происходит в середине; они решили, что имеют дело с большим отрядом. Юра Лившиц стрелял по немцам из разных точек. Те, кто выскочил, побежали к лесу. Местрио начал открывать второй вагон; но тут немцы опомнились и открыли огонь. Поезд двинулся снова. Франклемону не удалось открыть свой вагон. Между тем участники лагерной организации начали выскакивать из состава сами, когда поезд проехал Лёвен. Первыми выскочили заключенные из вагона, где ответственным за побег был подпольщик Йозеф Зильбер, немцы открыли по ним огонь. Из тех, кто выскочил, многие были убиты или ранены. Некоторых из раненных и тех, кто покалечился при прыжке, Зильбер довел до деревни. Пока немцы были увлечены стрельбой по убегающим из первого вагона, заключенные сумели вырваться из другого вагона, за который отвечал Жак Сенжисер. Некоторые из них также погибли, однако люди продолжали выпрыгивать из поезда до самой германской границы. Заключенные (231 человек), бежавшие из 20-го эшелона с помощью CDJ, а еще более – самостоятельно, нашли приют у бельгийцев-христиан. Возможно, самое примечательное в истории этой операции – это то, что ни один из них не был выдан немцам до самого освобождения Бельгии. www.eleven.co.il
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
кедр был посажен 41 год назад в память о восьми бойцах ЦАХАЛа, погибших во время Войны Судного Дня, в мемориале «Андертат ха-нагмаш ха-теэна веха-эрез» (мемориал бронетранспортера, смоковницы и кедра). В канун Суккота 1973 года, когда война была в разгаре, 134-й батальон разведки расположился на ночлег возле деревни Эйн-Зиван в северной части Голанских высот. Но сирийцы выследили бойцов и открыли артиллерийский огонь. Вражеский снаряд попал в бронетранспортер, в результате чего погибли 8 израильских солдат. Пробоину, которую оставил снаряд в броне боевой машины, использовали архитекторы мемориала, который был построен по заказу ЦАХАЛа. В нее был помещен саженец кедра, из которого за эти годы выросло могучее дерево. Теперь пробоина стала слишком тесной для кедра, и дерево начало чахнуть. И ЦАХАЛ обратился за помощью к лесникам Еврейского Национального Фонда – Керен Каемет ле-Исраэль, которые утром 20 апреля 2015 прибыли на место с необходимым оборудованием. В операции по спасению дерева принимали участие главный ученый ЕНФ-ККЛ д-р Омри Бонэ, профессор Йоси Райов из института «Вулкани» и многие другие специалисты. Эфи Наим, лесник округа Голан ЕНФ-ККЛ: «Это потрясающее дерево может прожить много веков, символизируя память о погибших. Когда к нам обратился командир батальона Эйтан Сат с этой очень особенной просьбой, мы решили спасти его любой ценой! Мы подлезли под бронетранспортер и увидели, что ствол дерева пережат броней, на месте появилось опасное утончение, из-за которого дерево может переломиться под тяжестью собственного веса. Лучшим выходом было расширить пробоину, но делать это пришлось хирургически, чтобы газовые резаки не нанесли непоправимый ущерб дереву».