Календарь на 18-е апреля

1165 — (4 ияра 4925) Маймонид с семьёй покинул город Фес и отправился на корабле в Святую Землю, обещанную Творцом первому еврею, праотцу Аврааму, и его потомству примерно за 1800 лет до новой эры.
 

Метки:

1389 — (22 Нисана 5149) В Праге, где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам, произошел крупный погром, в ходе которого погибло около трех тысяч человек; принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество. www.eleven.co.il
 

Метки:

1845 — (11 Нисана 5605) В возрасте 79 лет умер Симон фон Лемель

В молодости предложил новые методы обработки шерсти, добился выдающегося коммерческого успеха, создав в Богемии (см. Чехия), а затем и во всей Австрийской империи шерстяную промышленность, что дало толчок к оживлению экономической жизни в стране. Во время наполеоновских войн Лемель оказывал финансовые услуги правительству: ссужал казначейство значительными суммами для ведения войны и предоставил затем в долг все свое движимое имущество (1809).

Несмотря на это, австрийское правительство в 1811 году отклонило прошение Лемеля разрешить ему приобрести недвижимость в Вене на том основании, что евреям запрещено жить в столице Австрии. В том же году, однако, запрет был обойден: Лемель стал одним из первых австрийских евреев, получивших титул потомственного дворянина. В 1813 году Лемель был назначен военным комиссаром (главным поставщиком австрийской армии) и на этом посту оказал правительству Австрии и ее союзникам новые значительные услуги.

Признание заслуг Лемеля во время наполеоновских войн (король Саксонии, в частности, удостоил его письменной благодарности) способствовало его успешной деятельности в пользу немецких евреев. Ему удалось добиться (в 1817 году) смягчения налогового бремени для евреев Богемии и несколько улучшить правовое положение евреев в некоторых немецких государствах. Усилия Лемеля во многом содействовали отмене средневековой формы еврейской присяги (см. Клятва). Лемель был также крупным филантропом и оказывал поддержку еврейским ученым.

По поручению дочери Лемеля, Элизы Герц, австрийский поэт Людвиг Август Франкль (1810–94) в 1856 г. основал в Иерусалиме школу имени Лемеля, где преподавание было построено на новейших в то время педагогических принципах, что описано им в книге «К Иерусалиму» (1858); эта школа существует по сей день.

Сын Лемеля, Леопольд (1790–1867), был одним из крупнейших финансистов империи Габсбургов. В 1831 году он, по примеру отца, предоставил значительный заем австрийскому правительству. Активно участвуя в еврейской общественной жизни, он входил в правление компании, взявшей на откуп взимание налогов с евреев и добившейся некоторого сокращения их, был одним из основателей еврейской больницы в Теплице, участвовал в организации спасения населения во время эпидемии холеры в 1832 году. Леопольд Лемель был высокообразованным человеком и состоял в переписке с И. В. Гете

  - австрийский промышленник и еврейский общественный деятель
 

Метки:

1902 — (11 Нисана 5662) В Николаеве родился рабби Менахем-Мендель Шнеерсон

Его отец — каббалист рабби Леви-Ицхак Шнеерсон, мать — раббанит Хана.В этот день повторилось то, о чем рассказывается в связи с рождением Моше-рабейну, первого из ВЕРНЫХ ПАСТЫРЕЙ Израиля: С того момента, как родился Моше, наполнился дом светом — до такой степени, что египтяне сказали: Сегодня родился освободитель Израиля. И как сказали наши мудрецы: В то время, когда праведники приходят в мир — добро приходит в мир, а бедствия уходят из мира. Все это раскрыл Ребе Раяц (предыдущий Любавичский Ребе), который в ночь второго пасхального сейдера сказал: В 5662 году в отношении евреев было вынесено много дурных приговоров, а до праздника Песах они были аннулированы чудесным образом. Предлагаем вам ознакомиться с краткой хроникой деятельности Ребе:1924 Начал заниматься общественной работой под началом предыдущего Ребе. Занимал различные должности, в частности был министром просвещения.1929 По указанию Предыдущего Ребе начинает отвечать на вопросы по еврейскому закону, каббале и хасидизму 1941 Прибывает в Нью-Йорк. 1950 Работает над расширением организаций и учебных заведений, открытых предыдущим Ребе по всему миру.Основывает школы в Северной Африке.Основывает институты для учителей, раввинов, шохетов, сойферов.Начинает выпускать письма для всех евреев.Начинает давать советы и благословения.Начинает выпускать тексты бесед 1951 Принимает руководство движением Хабад.Издает первый маамар.Дает указание приближать молодежь к Торе.Дает указание распространять учение хасидизма для прихода Мошиаха.1952 Основывает Молодежную организацию Хабада и Женскую организацию Хабада в Израиле.Основывает сеть школ в Израиле и Австралии.Открывает еврейские гостиницы для молодежи в Мадриде. Подчеркивает необходимость для молодежи сдавать экзамен на раввина.Основывает йешиву Ахей Тмимим в Ришон ле-Ционе.Призывает студентов йешив давать лекции по хасидизму в синагогах. Делает заявление, что обучение еврейских детей отменяет все обвинения.1953 Основывает Женскую организацию Хабада в США и Европе.Указывает на необходимость изучения законов Торы на каждый день.1954 Побуждает хасидов выполнять с евреями заповедь ЧЕТЫРЕ ВИДА в праздник Суккот символизирующую единство еврейского народа.Основывает сельскохозяйственную школу в Кфар-Хабаде.Побуждает хасидов раздавать евреям на праздник Песах особу мацу ручной работы.1955Основывает Молодежную организацию Хабада в США и Канаде.Основывает рабочую школу в Кфар-Хабаде.Объявляет о запрете путешествовать на еврейском корабле в субботу.Выступает против изучения светских предметов в йешивах.1956 Основывает йешиву ШАТРЫ ТОРЫ.Основывает организацию БЕЙТ РИВКА в Австралии и Канаде.Основывает летний лагерь ГАН ИСРАЭЛЬ в США.1957 Основывает любавичскую йешиву в Торонто.1958 Призывает сильнее распространять Иудаизм и хасидизм.1959 Основывает школы для мальчиков и девочек в Тунисе.Основывает йешиву Томхей Тмимим в Кирьят-Гате.Открывает отделение Центра по воспитанию в Милане.Открывает Дом Хабада в Риме, Болонии и Ладисполи.1960Провозглашает о 200-летии исталкута Баал-Шем-Това и о усилении распространения хасидизма.Дает указание передавать по радио в Америке уроки по Тании и редактирует их.Основывает район Хабада в Иерусалиме.1961Основывает первый в мире ДОМ ЛЮБАВИЧ в Лондоне. 1962Основывает КОЛЕЛЬ для женатых мужчин.Открывает отделение Центра по воспитанию в Минесоте и Филадельфии.Призывает во время каникул изучать Тору.Открывает первую в мире йешиву для баалей тшува.1963Провозглашает о 150-летии исталкута Алтер Ребе и о усилении распространения хасидизма.Призывает начать работу по освобождению советских евреев.1964Основывает фонд помощи нуждающимся.1965Начинает каждую субботу давать объяснения на комментарий Раши к недельной главе Торы.Основывает район Хабада в Лоде.1966Основывает ФОНД ХАНА для помощи девушкам для получения еврейского образования.Основывает женский школы и семинары БЕЙТ ХАНА во всем мире.1967Объявляет год собрания.Основывает йешиву в Мельбурне.Объявляет о начале операции тфиллин.Перед началом Шестидневной войны призывает усилить операцию тфиллин как средство для победы в войне.Предсказывает полную победу над врагами.Призывает использовать пробуждение евреев под впечатлением чудес во время войны для того, чтобы приблизить их к Торе и заповедям посредством ОПЕРАЦИЯ ТФИЛИН.Начинает бороться против отдачи территорий, которые были захвачены во время войны и отданы врагу.1968Основывает правление для работы синагоги Цемах-Цедек в Старом Городе Иерусалима.Призывает евреев США влиять на окружающих в образовании.1969Призывает поддерживать районы проживания евреев.Основывает хабадский район в Кирьят-Малахи1970Заканчивает написание Свитка Торы Для встречи Мошиаха.Начинает открыто бороться против закона КТО ЕВРЕЙ.1971Призывает завоевать мир с помощью изучения Торы.Основывает в Северной Африке филиал Центра по вопросам образования.1972Основывает правление для постройки 71-го учреждения Торы и цдаки в том числе Дома Хабада в США и других странах.Призывает помогать иммигрантам из Грузии и Бухары.Призывает помогать иммигрантам из России в проведении Пурима.Подчеркивает необходимость помощи в образовании выходцев из России и их детям.Выступает против призыва девушек и женщин в армию.1973Призывает основывать библиотеки со святыми книгами по всему миру.Чтобы каждый еврейский дом был полон святых книг.Призывает оказать особое внимание обучению маленьких детей для обеспечения победы над врагами.Основывает хабадский район в Цфате.1974Основывает йешиву в Майами.Призывает к распространению заповедей Тора, мезуза, цдака, дом полный книг и субботние свечи.Дает указание, чтобы у каждого еврейского солдата был молитвенник, Псалмы и купат цдака.Призывает членов семьи совместно встречать субботу.Начало работы ТАНКОВ.1975Объявляет о начале операции кашрут и чистота семьи.1976Снова подчеркивает о необходимости получить раввинское звание.Основывает йешиву в Сиэтле.Посылает посланников в Иерусалим и Цфат.Объявляет год образования.Призывает начать работу среди еврейских заключенных.Призывает выучить повторять 12 псуким.Призывает изучать Законы Храма в дни траура.Призывает проводить уроки Торы в синагогах.1977Основывает йешиву в Каракасе.Рекомендует проводить вторые акафот в Хевроне и в Старом Городе.Призывает каждого выбрать себе рава.1978Призывает, чтобы в каждом городе была учреждение Торы и миква.Выступает против КЭМП ДЭВИД.Основывает йешиву в Лос-Анжелесе.Посылает дополнительных посланников в Иерусалим и Цфат.Призывает напечатать книгу ТАНИЯ во всех странах мира.1979Призывает создать женскую организацию для укрепления соблюдения законов о семейной чистоте.Участвует в спасении детей из Персии.1980Выступает с призывом -И возвратит сердце отцов через детей-.Основывает йешиву в Буэнос-Айрес (Аргентина). Призывает организовать парады в Лаг ба-Омер для единства евреев во всех местах.Призывает привести в синагоги на праздник Шавуот детей, даже самых маленьких, случать чтение 10 заповедей.Призывает выполнять заповедь -плодитесь и размножайтесь- чтобы рожали больше детей и выступает против -планирования семьи-.Призывает открывать учебные заведения (колель) для стариков, женщин и молодежи.1981Объявляет год собрания.Призывает детей до бар- и бат-мицвы вступить в -Цивот а-Шем- (Армию Б-га) под девизом -мы хотим Мошиаха сейчас-.Основывает йешиву в Касабланке (Мароко).Призывает детей принять участие в написании Свитка Торы для еврейских детей.Протестует против прекращения помощи выходцам из России.1982Призывает приобрести букву в Свитке Торы для единства всех евреев.Объявляет, что заповедь написания Свитка Торы завершает список 613 заповедей и связана с окончанием изгнания.Призывает написать Свиток Торы для солдат Армии Обороны Израиля.Призывает к распространению источников хасидизма.Сообщает, что этот год – год прихода Мошиаха.Призывает закончить операцию Мир Галилие чтобы избежать ненужных жертв.1983Сообщает, что этот год – год раскрытия Мошиаха. Призывает побуждать народы мира соблюдать 7 заповедей Бней Ноах.Призывает установить минуту молчания во всех школах мира перед занятиями.Просит правительство США подписать призыв об этом.1984Сообщает, что этот год – год слов Мошиаха.Призывает, чтобы у еврейских детей были игрушки только кашерных животных. То же самое касается рисунков и фотографий.В связи с положением в мире просит, чтобы каждый перед утренней молитвой произнес -Я принимаю на себя заповедь любить ближнего как самого себя-, а после молитвы -Только праведники удостоятся...-Основывает йешиву в Йоханесбурге.Призывает напечатать книгу Тания в каждом городе, где живут евреи. До сих пор было 201 издание, а в 2000 году – 4500!Призывает просить Всевышнего немедленно привести Освобождение посредством праведного Мошиаха.Просит изучать каждый день книгу Рамбама Мишне Тора посредством этого объединяя евреев изучением включающем в себя всю Тору.1985Сообщает, что этот год – год Короля Мошиаха. Призывает построить 20 новых микв там, где их еще нетНачало операций кашрут, субботние свечи и чистота семьи.Призывает увеличить число посланников в мире.1986Призывает распространить слова мудрецов, что желание освобождения приводит нему.Призывает увеличить число организаций и строит их в местах, где их еще нет.Призывает всех выполнить слова Мишны -Сделай себе рава-.С 11 нисана начинает раздавать доллары для выполнения заповеди цдака.Призывает усиливать веру в приход Мошиаха.1987Сообщает, что этот год – год Мошиаха.Призывает открывать Дома Хабада.Призывает укрепить -Шир амаалот- возле роженицы и новорожденного.Основывает хабадский район в Иерусалиме для выходцев из России.1988Сообщает, что этот год – год свободы Мошиаха.Объявляет год собрания.Призывает, чтобы на собраниях ООН выступал религиозный еврей и рассказывал о вере в Творца.После кончины жены призывает повсеместно основывать организации в ее честь.Призывает праздновать день рождения Моше рабейну 7 адара.Сообщает о важности празднования дня рождения.Призывает больше изучать Шулхан Арух.Начинает проводить фарбренген каждую субботу.Призывает, чтобы каждый старался дать своим детям еврейское образование.1989Сообщает, что этот год – хороший год Мошиаха.Объявляет год годом постройки и годом детей. Призывает расширять квартиры и застраивать районы, строить синагоги и школы.1990Сообщает, что этот год – год чудес.Посылает посланников в Россию для укрепления иудаизма.Призывает установить обычай в каждом учреждении, чтобы начальник раздавал сотрудникам монеты для цдоки и советует делать это перед субботой.Сообщает, что бескровные перевороты, которые произошли в некоторых странах, свидетельствуют о годе чудес.В 5-ый день Хануки организовывает всемирный съезд детей.Призывает создать 1000 организаций Хабада в мире.Сообщает, что исполнение заповеди цдака предотвратит землетрясения в мире.Призывает каждого организовать урок Торы для окружающих.В начале войны в Персидском заливе призывает евреев не покидать Израиль и советует всем ехать в Израиль.1991Сообщает, что этот год – год чудес.Дает указание опубликовать, что это год раскрытия Мошиаха и пришло время Освобождения.Делает заявление, что приближение Освобождения зависит от каждого из нас.Призывает учить о Мошиахе, чтобы прочувствовать, как жить в Дни Мошиаха.Призывает распространить всем, что необходимо слушать указания пророка поколения который является Мошиахом поколения.1992Сообщает, что этот год – год чудес во всем.Призывает проводить церемонии освящения новой Луны как средство для ускорения прихода Мошиаха.Призывает твердо стоять на позициях защиты Святой Земли.Сообщает, что Мошиах не только существует, но он уже раскрылся и нужно принять его власть.Сообщает, что осталось только открыть глаза и увидеть, что все готово к Освобождению.

, седьмой руководитель любавичского движения.
 

Метки:

1905 — (13 Нисана 5665) Погром в Мелитополе, продолжался 2 дня, был остановлен самообороной из представителей еврейской и русской молодежи, получив отпор, погромщики стали грабить магазины и лавки христиан.
 

Метки:

1928 — (28 Нисана 5688) Ишув. День рождения сатирического театра "Мататэ" (Метла), просуществовавшего до 9 августа 1952 года. Он возник после того, как отделилась часть труппы театра "Кумкум", не согласная с авторитарным стилем управления им Авидоа Хамеири. Хамеири прибыл в Страну по приглашению Э. Бен-Иехуды. Он был поэтом, журналистом. Создал первое в Эрец-Исраэль сатирическое кабаре.
 

Метки:

1930 — (30 Нисана 5690) Родился Н. Эйдельман - писатель, историк, литературовед. Темой его работ была русская история 18-19 веков и история русской литературы того же времени. Был блестящим профессионалом. Еврейской литературой и историей не интересовался. Помимо книг, которые пользовались успехом, стал известен благодаря своей Переписке

Письмо Эйдельмана Астафьеву, 24 августа 1986г. Уважаемый Виктор Петрович! Прочитав все, или почти все Ваши труды, хотел бы высказаться, но прежде представлюсь. Эйдельман Натан Яковлевич, историк, литератор (член СП), 1930г. рождения, еврей, москвич. Отец в 1910г. исключен из гимназии за пощечину учителю-черносотенцу, затем журналист (писал о театре), участник I мировой Отечественной войны, в 1950-55гг. сидел в лагерях; мать – учительница; сам же автор письма окончил МГУ, работал много лет в музее, школе, специалист русской истории XVII-XIX веков (Павел I, Пушкин, декабристы, Герцен). Ряд пунктов приведенной "анкеты" Вам, мягко говоря, не близок – да ведь читателя не выбирают. Теперь же позволю себе высказать несколько суждений о писателе Астафьеве. Ему, думаю, принадлежат лучшие за многие десятилетия описания природы ("Царь-рыба"), в "Правде" сказал о войне, как никто не говорит. Главное же – писатель честен, не циничен, печален, его боль за Россию – настоящая и сильная: картины гибели, распада, бездуховности – самые беспощадные. Не скрывает Астафьев и наиболее ненавистных, тех, кого прямо или косвенно считает виноватыми. Это – интеллигенты-дармоеды, "туристы", те, кто орут "по-басурмански", москвичи, восклицающие "вот когда я был в Варне, в Баден-Бадене", наконец, инородцы. На это скажут, что Астафьев не ласкает также и своих русских крестьян, городских обывателей. Как доходит дело до "корня зла", обязательно все же появляется зловещий Гога Герцев (имя и фамилия более чем сомнительные: похоже на Герцен, а Гога после подвергнется осмеянию в связи с Грузией). Страшна жизнь и душа героев ("Царь-рыба"), но все же Гога куда хуже всех пьяниц и убийц вместе взятых, ибо от него вся беда… Или по-другому: голод, распад, русская беда – а тут "было что-то неприятное в облике и поведении Отара. Когда, где он научился барственности? Или на курсе он был один, а в Грузии другой, похожий на того, всем надоевшего типа, которого и грузином-то не поворачивается язык назвать. Как обломанный, занозистый сучок на дереве человеческом, торчит он по всем российским базарам, вплоть до Мурманска и Норильска, с пренебрежением обдирая доверчивый северный народ подгнившим фруктом или мятыми полумертвыми цветами. Жадный, безграмотный, из тех, кого в России уничижительно зовут "копеечная душа", везде он распоясался, везде с оттопыренными карманами, везде он швыряет деньги, но дома усчитывает жену, детей, родителей в медяках, развел он автомобилемание, пресмыкание перед импортом, зачем-то, видать, для соблюдения моды, возит за собой жирных детей, и в гостиницах можно видеть одышливого Гогию, восьми лет отроду, всунутого в джинсы, с сонными глазками, утонувшими среди лоснящихся щек (рассказ "Ловля пескарей в Грузии", ж-л "Наш современник", 1986, №5, с.125) Слова, мною подчеркнутые, несут большую нагрузку: всем надоели кавказские торгаши, "копеечные души", т.е., иначе говоря, у всех у нас этого нет, только у них: за счет бедных ("доверчивых") северян жиреет отвратительный Гогия (почему Гогия, а не Гоги?) Сила ненавидящего слова так велика, что у читателей не должно возникнуть сомнений: именно эти немногие грузины (хорошо известно, что торгует не более 1 процента народа) – в них особое зло и, пожалуй, если бы не они, доверчивый северный народ ел бы много отнюдь не подгнивших фруктов и не испытывал бы недостатка в прекрасных цветах. "Но ведь тут нет правды" – воскликнет иной простак,- есть на свете такие Гоги, и Астафьев не против грузинского народа, что хорошо видно из всего рассказа о пескарях в Грузии. Разумеется, не против: но вдруг забыл (такому мастеру не простительно), что крупица правды, использованная для ложной цели в ложном контексте – это уже кривда и, может быть, худшая. В наш век, при наших обстоятельствах, только грузины и могут так о себе писать, или еще жестче (да, кстати, и пишут – их литература, театр, искусство, кино не хуже российского), подобное же лирическое отступление, написанное русским пером, та самая ложка дегтя, которую не уравновесят целые бочки русско-грузинского застольного меда. Пушкин сказал: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделит со мной это чувство". Стоит же задуматься: кто же презирает, кто же иностранец? Однако продолжим. Почему-то многие толкуют о "грузинских обидах" по поводу цитированного рассказа: ведь в нем находится одна из самых дурных безнравственных страниц нашей словесности: "По дикому своему обычаю, монголы в превосходных церквах устраивали конюшни. И этот длинный и суровый храм (Гелати) они тоже решили осквернить: загнали в него мохнатых лошадей, развели костры и стали жрать недожаренную, кровавую конину, обдирая лошадей тут же, в храме, и пьяные от кровавого разгула, они посваливались раскосыми мордами в вонючее конское дерьмо, еще не зная, что созидатели на земле для вечности строят храмы вечные" (там же, стр.136). Что тут скажешь? Удивляюсь молчанию казахов, бурятов. И кстати бы тут вспомнить других монголоидов-калмыков, крымских татар, как их в 1944 году из родных домов, степей, гор "раскосыми мордами в дерьмо"… Чего тут рассуждать? Расистские строки. Сказать по правде, такой текст, вставленный в рассказ о благородной красоте христианского храма Гелати, выглядит не меньшим кощунством, чем описанные в нем надругательства. 170 лет назад монархист, горячий патриот-государственник Николай Михайлович Карамзин, совершенно не думавший о чувствах монголов и других "инородцев", иначе описал Батыево нашествие, перечислив ужасы завоевания (растоптанные конями дети, изнасилованные девушки, свободные люди, ставшие рабами у варваров, "живые завидуют спокойствию мертвых"), ярко обрисовав это, историк-писатель, мы угадываем, задумался о том, что, в сущности, нет дурных народов, а есть трагические обстоятельства, и прибавил удивительно честную фразу: "Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римской империей… когда северные дикие народы… громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собой только в силе". Карамзин, горюющий о страшном несчастье, постигшем его родину, даже тут опасается изменить своему обычному широкому взгляду на вещи, высокой объективности: ведь ужас татарского бедствия он сравнивает с набегами на Рим "северных варваров", среди которых важнейшую роль играли древние славяне, прямые предки тех, кого громил и убивал Батый. Мало этого примера, вот еще один! Вы, Виктор Петрович, конечно, помните строки из "Хаджи-Мурата", где описывается горская деревня, разрушенная русской армией: "Фонтан был загажен, очевидно, нарочно, так, чтобы воды нельзя было брать из него. Также загажена была мечеть… старики-хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы, от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми, и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их было таким естественным чувством, как чувство самосохранения". Сильно написал Лев Николаевич. Ну, а если вообразить эти строки, написанные горцем, грузином, "иностранцем"? С грустью приходится констатировать, что в наши дни меняется понятие народного писателя: в прошлом – это, прежде всего, выразитель высоких идей, стремлений, ведущий народ за собой; ныне это может быть и глашатай народной злобы, предрассудков, не понимающий людей, а спускающийся вместе с ним. На этом фоне уже не пустяк фраза из повести "Печальный детектив", что герой в пединституте изучает Лермонтовские переводы с немецкого вместе с "десятком еврейчат". Любопытно было бы только понять, к чему они в рассказе, если ни до, ни после больше не появляются? К тому, может быть, что вот где в городе развивается странный печальный детектив. Десяток инородцев (отчего десяток?), видно, все в пединститут сконцентрировались? Как видно, конкурс для них особенно благоприятный? Эти люди заняты своей ненужной деятельностью? И тут обычная Астафьевская злая ирония насчет литературоведения: "Вот де "еврейчата" доказывают, что Лермонтов портил немецкую словесность, а сами-то хороши?" Итак, интеллигенты, москвичи, туристы, толстые ноги, Гоги, Герцевы, косомордые, "еврейчата", наконец, дамы и господа из литфондовских домов, на них обрушивается ливень злобы, презрения, отрицания, как ни на кого иного. Они хуже всех. А если всерьез, то Вам, Виктор Петрович, замечу, как читатель, специалист по русской истории, Вы (да и не Вы один!) нарушаете, вернее, очень хотите нарушить, да не всегда удается – собственный дар мешает – главный закон российской словесности и российской мысли. Закон, завещанный величайшими мастерами, состоит в том, чтобы, размышляя о плохом, ужасном, прежде всего, до сторонних объяснений, винить себя, брать на себя, помнить, что нельзя освободить народ внешне более чем он свободен изнутри. Любимое Л.Толстым изречение Герцена. Что касается всех личных общественных и народных несчастий, то, чем сильнее и страшнее они, тем в большей степени их первоистоки находятся внутри, а не снаружи. Только подобный нравственный подход ведет к истинному высокому мастерству. Иной взгляд – самоубийство для художника, ибо обрекает его на злое бесплодие. Простите за резкие слова – но вы сами своими сочинениями учите подходить без прикрас. С уважением, Н.Эйдельман. 24 августа 1986г. В.П.Астафьев – Н.Я.Эйдельману "Не напоивши, не накормивши, добра не сделавши, врага не наживешь". Русская пословица Натан Яковлевич! Вы представить себе не можете, сколько радости доставило мне Ваше письмо. Кругом говорят, отовсюду пишут о национальном возрождении русского народа. Но говорить и писать одно, а возрождаться не на словах, не на бумаге – совсем другое. У всякого национального возрождения, тем более у русского, должны быть противники и враги. Возрождаясь, мы можем дойти до того, что станем петь свои песни и танцевать свои танцы, писать на родном языке, а не на навязанном нам "Эсперанто", "тонко названном литературным языком". В своих шовинистических устремлениях мы может дойти до того, что пушкиноведы и лермонтоведы у нас будут русские тоже. И жутко подумать – собрания сочинений и всякого рода редакции, театры, кино тоже "приберем к рукам". И, о ужас! О кошмар! Сами прокомментируем "Дневники" Достоевского. Нынче летом умерла под Загорском тетушка моей жены, бывшая вместо матери. Пред смертью она сказала мне, услышав о комедии, разыгранной грузинами на съезде: "Не отвечай на зло злом, оно и не прибавится". Последую ее совету. На Ваше черное письмо, переполненное не только злом, а перекипевшим гноем еврейского, высокоинтеллектуального высокомерия, вашего, привычного уже "трунения", не отвечу злом. Хотя мог бы, кстати, привести цитаты, и в первую голову из Стасова, насчет клопа, укус которого не смертелен. Но… Лучше я разрешу Ваше недоумение, недоумение русских евреев по поводу слова "еврейчата", откуда, мол, оно взялось, мы его слыхом не слыхали?! "…Этот Уликовский был из числа тех панов, которых мой отец вывез маленькими из Польши и присвоил себе в собственность, между ними было несколько и жиденят…" (Н.Эйдельман "История и современность в художественном сознании поэта", с.339). На этом я кончу, пожалуй, хотя цитировать мог бы многое. Полагаю, что память у меня не хуже Вашей, а вот глаз зрячий один, от того я пишу на клетчатой бумаге, по возможности кратко. Более всего меня в Вашем письме поразило скопище зла. Что же Вы, старый человек, в душе то носите?! Какой груз зла и ненависти клубится в Вашем чреве? Хорошо, что хоть фамилией своей подписываетесь, не предаете своего отца. А то вон, не менее чем Вы, злой, но совершенно ссученный атеист – Иосиф Аронович Крывелев – и фамилию украл, и ворованной моральной падалью питается. Жрет со стола лжи и глазки невинно закатывает, считая всех вокруг людьми бесчестными и лживыми. Пожелаю Вам то же, что пожелала дочь нашего последнего царя, стихи которой были вложены в "Евангелие" - "Господь! Прости нашим врагам. Господь, прими их в объятия". И она, и сестры ее, обезноженные окончательно в ссылке, и отец с матерью, расстрелянные евреями и латышами, которых возглавлял отпетый махровый сионист Юрковский. Так что Вам, в минуты утешения души, стоит подумать и над тем, что в лагерях Вы находились за преступления Юрковского и иже с ним, маялись по велению "Высшего сердца", а не по развязности одного Ежова. Как видите, мы, русские, еще не потеряли памяти, и мы еще народ "Большой" и нас еще мало убить, но надо и повалить… За сим кланяюсь. И просвети Вашу душу всемилостивейший Бог! 14.09.1986г. с.Овсянка. За почерк прощения не прошу – война виновата. Н.Я.Эйдельман – В.П.Астафьеву Виктор Петрович! Желая оскорбить – удручили. В диких снах не мог вообразить в одном из "властителей душ" столь примитивного, животного шовинизма, столь элементарного невежества. Дело не в том, что расстрелом царской семьи (давно установлено, что большая часть исполнителей была екатерининбургские рабочие) руководил не "сионист Юрковский", а большевик Юрковский (сионисты преследовали, как Вам, очевидно, известно, совсем иные цели – создание отдельного еврейского государства в Палестине); но дело не в том, что ничтожный Крывелев носит, представьте, собственную фамилию (как и множество столь же симпатичных "воинствующих безбожников" разных национальностей), дело даже не в логике "Майн Кампф" о "наследственном национальном грехе" (хотя если мой отец сидел за "грех Юрковского", тогда Ваши личные беды, выходит, плата за разделы Польши, унижение инородцев, еврейские погромы и прочее). Наконец, дело не в том, что Вы оказались неспособны прочесть мое письмо, ибо не ответили ни на одну его строчку (филологического запроса о происхождении слова "еврейчата" я не делал, да Вы, кстати, ведь заменили его в отдельном издании на "вейчата" – неужели цензуры забоялись?) Главное: найти в моем письме много зла можно было лишь в цитатах – Ваших цитатах, Виктор Петрович, быть может, обознавшись, на них обрушились? Несколько раз, елейно толкуя о христианском добре, Вы постоянно выступаете неистовым "око за око" ветхозаветным иудеем. Подобный тип мышления и чувствования – уже есть ответ о причинах русских и российских бед: "Нельзя освободить народ внешне более, нежели он свободен изнутри". Спор наш (если это спор) разрешится очень просто: если сможете еще писать хорошо, лучше, сохранив в неприкосновенности нынешний строй мыслей, тогда – Ваша правда! Но ведь не сможете, последуете примеру Белова, одолевшего-таки злобностью свой дар и научившегося писать вполне бездарную прозу (см. его роман "Все впереди"- "Наш современник", 1986, №7-8). Прощайте, говорить, к сожалению, не о чем. Главный Ваш ответ – собственный текст, копию которого – чтоб не забыли! – возвращаю. 28 сентября 1986г.

  с писателем Астафьевым.
 

Метки:

1938 — (17 Нисана 5698) Газета "Палестин пост" сообщала о том, что 16 арабских террористов, включая их лидера, Ареф Абдул Раззака, убиты и десятки ранены в бою между британской армией и арабскими террористами в пресловутом "треугольнике террора" - холмистой местности между Наблусом, Тулькармом и Дженином. Бой продолжался более 6 часов. С английской стороны только один солдат ранен; четверо молодых евреев, Джозеф Ротблатт, 19, Авраам Даниэли, 23, Давид Бен Гоан, 25, и Зеев Aнав, 24, погибли в результате нападения арабских террористов. Они обстреляли из засады возвращающееся из Ханиты в Нахарию такси; взрывное устройство брошено в арабское кафе в Хайфе, один человек убит и восемь ранены; новый Верховный комиссар сэр Гарольд MacMichael нанес свой первый официальный визит в Тель-Авив.
 

Метки:

1940 — (10 Нисана 5700) Родился Джозеф Леонард Голдстайн - американский учёный-генетик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1985 года.
 

Метки:

1942 — (1 Ияра 5702) Шоа. В Варшавском гетто убиты 52 человека. Событие известно под названием "Ночь крови".
 

Метки:

1942 — (1 Ияра 5702) Шоа. Вступил в строй лагерь смерти Собибур в Люблинском воеводстве Польши. Казнены 2500 евреев (по другим данным он начал действовать 1 марта или 15 мая).
 

Метки:

1948 — (9 Нисана 5708) Война за Независимость. После 10 дней боёв взята Тверия (см. 8 апреля ). Особенно упорно шла борьба за небольшой еврейский квартал Старого города, оборонявшийся двумя отделениями бригады Голани, несколько высот вокруг города и гостинцу "Тивериада", где находился арабский штаб. 17 апреля с участием роты ПАЛМАХа бригады Ифтах гостиница была взята, Старый город разделён надвое, и арабы с помощью британских войск начали эвакуацию. 19 апреля в Тверии объявлена независимая еврейская власть.
 

Метки:

1948 — (9 Нисана 5708) Арабами из Армии Каукджи расстрелян Барух Мизрахи

Хамуда Абу Эль-Эньян (официальное имя Мухаммад Ахмад Эньян), родился в 1926-ом в Цфате в известной и зажиточной арабской семье. Учился в государственной арабской школе, в 14 лет перешел в еврейскую школу АЛЬЯНС, несмотря на противодействие семьи. Тогда же начал попытки присоединиться к организации БЕЙТАР, подслушивая под окном молокозавода, где собиралась городская ячейка. Бейтаровцы подозревали его в шпионаже, пытались отвадить и неоднократно били, но Хамуда не оставлял своих попыток. Конфликт с семьей усиливался всё больше и больше, и в 1943-ем, после смерти матери (некоторые говорили, что она имела еврейские корни) и угрозы отца убить его, если он не перестанет якшаться с евреями, Хамуда окончательно порвал с родными и решил стать евреем. Он проходит гиюр в хайфском раввинате, и рав Барух Маркус дает ему традиционное для геров новое имя: Авраам, сын Авраама и Сары. Хамуде не нравится имя, явно указывающее на новообращенца и подвергающее его риску опознания, и он берет себе имя Барух Мизрахи. -По мне видно, что я не ашкеназский еврей. Если бы я назвался Эфраимом Гольдманом, люди бы задавали вопросы. А Барух Мизрахи вопросов не вызовет-, - говорил он потом друзьям. Сразу после перехода в иудаизм Барух становится членом хайфской ячейки БЕЙТАРа и вскоре присоединяется к подпольной организации ЭЦЕЛЬ. После прохождения начальной подготовки он участвует в боевых операциях против британских властей. Его принципом было: Я еврей, эта страна принадлежит евреям, и она будет еврейской. Кроме национального самосознания для него также было важно и религиозное, и он ревностно соблюдал заповеди иудаизма. В 1945-ом Баруха арестовывает полиция, он проводит несколько месяцев в Латруне, затем депортируется в лагеря заключения в Эритрее. Его родственники договариваются с властями об освобождении в обмен на возвращение к исламу и семье, но он отказывается: Я не предам свой народ и свою Родину. 17 января 1946-го суданские часовые открывают огонь по заключенным, двое убитых, двенадцать раненых, среди тяжелораненных Барух. Я потерял документы о гиюре, если я умру, позаботьтесь, чтобы меня похоронили как еврея, - просит он главного раввина Ицхака Герцога, посещавшего лагеря зимой 1946-го. После выздоровления Барух участвует в подготовке туннелей для побега, в декабре 1946 освобожден администрацией, возвращается в Палестину и возобновляет участие в акциях ЭЦЕЛя. Семья теряет всякую надежду вернуть его и устраивает несколько покушений на его жизнь, чтобы смыть с себя позор предательства. -Хамуда еще попадет нам в руки и умоется кровавыми слезами-, - говорит его отец. Через несколько месяцев Барух снова арестован, и выпускается под обязательство ежедневно отмечаться в полиции. Тогда же он присоединяется к поселенческому ядру МАРГОЛИН (по имени подполковника Элиезера Марголина, командира 39-го батальона королевских фузилеров в составе Еврейского легиона во время Первой Мировой), из которого в дальнейшем вырастет поселок Нордия вблизи Нетании. Как и в лагерях, он сразу же находит общий язык со всеми, его все любят, он шутник и душа компании, работает за двоих и помогает всем. К концу 1947-го Барух действует в арабском отделе ЭЦЕЛя, его происхождение помогает ему добывать разведданные, не навлекая подозрений. В разгаре первый этап войны за независимость, идут бои с иррегулярными арабскими формированиями. Весной 1948-го Барух вызывается взорвать штаб АРМИИ СПАСЕНИЯ Каукджи в Дженине. 18 апреля он выезжает на арабском автобусе в Дженин, перед въездом в город люди Каукджи останавливают автобус для проверки. Один из них, арабский полицейский из участка в Бейт-Лиде, опознает Баруха. Его избивают, связывают и увозят в деревню Джаба. Вместе с ним арестовывают трех арабских пассажиров, с которыми он разговаривал по дороге. В Джабе устраивается военно-полевой суд, и всех четверых расстреливают в тот же день. Назавтра ЭЦЕЛь публикует сообщение: Командиры и солдаты Национальной Военной Организации отдают честь своему брату, убитому арабскими бандами во время выполнения боевого задания за линией фронта. Место захоронения Баруха остается неизвестным, памятник ему устанавливается на участке пропавших без вести на горе Герцля. После Шестидневной войны, когда Самария переходит под израильский контроль, друзья отыскивают место захоронения и опознают останки по следам ранения и золотому зубу. 9 октября 1969-го года Барух Мизрахи похоронен с воинскими почестями на военном кладбище в Нетании. Менахем Бегин произносит надгробную речь, которую Янкеле Дитковски, друг Баруха, подытоживает одной фразой: Он отдал свою душу евреям. www.War Online.org

- боец ЭЦЕЛ, участник первого этапа Войны за Независимость.
 

Метки:

1953 — (3 Ияра 5713) В возрасте 95 лет умерла Сара Адлер - американская театральная артистка на идиш. Играла в труппе еврейского театра в России до 1883 года. С 1884 года жила в Нью-Йорке. Актриса еврейского театра более тридцати лет.
 

Метки:

1954 — (15 Нисана 5714) Полковник Насер захватил власть в Египте.
 

Метки:

1955 — (26 Нисана 5715) Израиль. Между командующим Иерусалимского военного округа Х. Герцогом и иорданским комендантом Старого города установлена прямая телефонная связь.
 

Метки:

1955 — (26 Нисана 5715) Умер А. Эйнштейн. В своём завещании он обратился к правительствам государств мира искренне и справедливо относится к Израилю.
 

Метки:

2002 — (6 Ияра 5762) Статистика потерь Израиля, начиная с 29 сентября 2000 года: погибших 466, из них солдат 152, раненых 3827, из них солдат 1130.
 

Метки:

2016 — (10 Нисана 5776) Теракт. Взрыв в автобусе в Иерусалиме. 21 человек был ранен. В социальных сетях под хэштегом "#???_?????_??????" ("Взлетающая крыша автобуса") арабы распространяли радостные комментарии по поводу теракта в иерусалимском автобусе и призывали к новым подобным терактам, сообщало палестинское агентство Safa. Во многих комментариях под хэштегом "#???_?????_??????" говорилось о необходимости "непрерывности восстания", начавшегося осенью 2015 года, которое арабы именовали "интифадой Эль-Кудса" (см. 14 октября 2015 года).
 

Метки:

2018 — (3 Ияра 5778) Газета "Исраэль ха-йом" - к 70-летию образования Государства Израиль (День Независимости праздновался 20 мая или 5 Ияра 5778 года по еврейскому календарю): "...После ужасной Катастрофы народ Израиля восстал из пепла, создал государство, начал вбирать в себя диаспору. По прошествии 70 лет из маленького государства, окруженного врагами, вынужденного постоянно вести войну за собственное существование, Израиль превратился в мощную и уверенную страну, предмет зависти, удивления и подражания многих. Большинство израильтян чувствуют себя счастливыми людьми, они благодарны за личную безопасность и благополучие. Сильная демократия, бурно развивающаяся экономика, минимальная безработица, создающиеся в стране технологии, завоевывающие мир, объединенный Иерусалим, вечная столица еврейского народа, отношения с арабскими странами, центр и периферийные районы страны становятся все ближе благодаря развитию транспорта. Можно добавить к этому списку еще многое. .... Израильтяне любят свою страну, большинство близки к еврейской традиции, с уважением относятся к первопроходцам, создавшим государство и к солдатам ЦАХАЛа, защищающим их от врага"
 

Метки: