Календарь на 11-е апреля
Метки:
Напрасно христиане-фанатики возражали против такой уступки, а патриций Людовико Фоскарини пытался добиться отмены указа, пользуясь своим влиянием на духовника дожа. Все попытки не увенчались успехом, и врачи-евреи продолжали практиковать в городе. В конце XV века в Венеции некоторое время укрывался Илия дель Медиго, уроженец Крита, который прославился как врач, переводчик, философ и величайший последователь Аристотелевой системы. Именно там он в 1480 году написал комментарий к трактату Аверроэса (Ибн Рушда) De substantia orbis, благодаря которому приобрел такую славу, что его призвали в Падую, где он выступил арбитром в научном споре. В Падуе дель Медиго познакомился с Пико делла Мирандола, чьим наставником впоследствии стал во Флоренции. Слава венецианских врачей распространилась далеко за пределами самого города-государства. Один из них, еще один мастер Леоне, стал придворным медиком Великого князя Московского; в 1409 году его публично сожгли в Москве за то, что он не сумел исцелить больного.
Метки:
Метки:
Эмиль Жакоб (3 декабря 1800 — 5 января 1875) и Изак Перейра (25 ноября 1806 — 12 июля 1880), внуки Жакоба Родригеса, братья, французские экономисты, банкиры и журналисты. В юности некоторое время увлекались идеями утопического социализма К. А. Сен-Симона; в начале 1830-х годов. Изак активно пропагандировал их в газете «Глоб». Под влиянием этих идей стали активными сторонниками индустриального развития и его важнейшего инструмента– кредита; занимались коммерческой и финансовой деятельностью. В годы так называемой июльской монархии (1830–48) были инициаторами, инвеститорами и администраторами широкого железнодорожного строительства, к участию в котором они привлекли банкирский дом Дж. де Ротшильда, а с середины 1840-х гг. — крупного финансиста А. Фульда (1800–1867). В период Второй империи (1852–70) Перейры стали также основателями современной банковской системы во Франции: созданный ими в 1852 году совместно с А. Фульдом «Креди мобильё» — первый инвестиционный банк современного типа (с первоначальным капиталом 20 млн золотых франков) — в большой мере способствовал оживлению экономической жизни в годы правления Наполеона III (однако в 1867 г. банк потерпел крах, в 1871 году был ликвидирован). Братья Перейра были членами Законодательного корпуса и авторами серьезных статей по вопросам экономики, финансов, банковского дела и политики (газеты «Тан», «Журналь де деба», «Насьональ», «Либерте» и др.). Именем Эмиля Перейры назван один из бульваров в Париже.
Метки:
Метки:
Хотя император приказал генерал-губернатору Белоруссии обратить внимание на «способы промышленности и прокормления для переселения евреев на места нового жительства», практически ничего не было сделано. К январю 1824 г. было выселено около 20 тыс. человек, многие из которых остались без крыши над головой и кочевали по дорогам. Тяжелое положение высланных заставило кабинет министров России рассмотреть эту проблему. Осудив поспешность, с которой евреи были изгнаны из деревень, он не предложил отменить указ от 11 апреля 1823 г., а лишь увеличил срок его выполнения до восьми лет (позднее, в 1835 г., Государственный совет был вынужден признать, что изгнание из сельской местности «разорило евреев, и отнюдь не видно, чтобы улучшилось от того состояние поселян»). Указ Императора был реакцией на тяжелое положение крестьян Белоруссии после очередного неурожая в 1821 году. Вина за бедность была возложена на сельских евреев. www.eleven.co.il
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
- израильская поэтесса. Умерла 18 сентября 1950 года в кибуце Гват.родилась в 1908 году в городе Щучин, расположенном на территории современной Гродненской области Белоруссии. Отец Фани был учителем иврита, он сам обучил дочь этому языку. С раннего детства она читала на иврите – повести Переца Смоленскина и Мордехая Файерберга, стихи Йегуды-Лейба Гордона и Хаима-Нахмана Бялика. С началом Первой мировой войны семья Бергштейн перебралась из прифронтовой зоны на восток – в Донбасс, в город Славянск. Там Фаня пошла в русскую школу и вскоре начала читать книги по-русски. Из Славянска семья Бергштейн перебралась в Сумы, где их и застала Октябрьская революция. В России началась гражданская война, по городам и местечкам бывшей черты оседлости прокатилась волна жестоких погромов. Родители Фани решили вернуться во вновь обретшую независимость Польшу. Они поселились в городе Августов.
Там Фаня окончила гимназию и присоединилась к сионистскому движению «Ха-Халуц». Ей было 18 лет, она была полна сил и мечтала о скором переезде в кибуц в Эрец-Исраэль. Но год спустя выяснилось, что Фаня страдает от сердечной недостаточности. Врачи запретили ей заниматься активной физической деятельностью, и это едва не поставило крест на мечте девушке о жизни в кибуце. Тем не менее от своего решения перебраться в Эрец-Исраэль она не отказалась. Фаня была уверена в том, что работа в кибуце для нее найдется в любом случае. Кроме того, она уже начала писать стихи и надеялась, что это тоже поможет ей заработать на хлеб. Свой первый гонорар юная поэтесса получила в 1926 году – за стихотворение «Моя мечта», опубликованное в варшавской газете «Хайнт». После этого ее стихи и статьи стали охотно печатать в еженедельнике «Ха-Халуц» – издании движения, к которому она принадлежала.
В 1930 году Фаня со своим спутником Аароном Вайнером, впоследствии изменившим фамилию на Исраэли, приехала в Палестину. Молодая пара поселились к кибуце Гват на севере страны. Врачи считали, что Фане не стоит иметь детей, так как роды при ее заболевании означали серьезный риск. Но желание иметь ребенка пересилило все опасения. В 1934 году у Фани и Аарона родился сын Гершон. После этого болезнь Фани обострилась. Она была вынуждена все время находилась в кибуце, практически никуда не выходя из дома. Фаня писала стихи, а на жизнь для своей семьи зарабатывала, будучи портнихой, – примерно так она и представляла свое будущее в Эрец-Исраэль.
Первая книга Фани Бергштейн вышла в свет только через 15 лет после ее приезда в Палестину. Это был рассказ «Золотые утки Дани». В том же 1945 году был напечатан и ее первых стихотворный сборник. Книги принесли Бергштейн успех и популярность. С 1947 по 1949 год ее новые сборники выходили в свет ежегодно. В 1950 году Фаня Бергштейн скончалась от сердечной недостаточности. Ей было всего 42 года. Одной из ее последних работ стал перевод стихотворения поэта Самуила Маршака «Почтальон». В отличие от уже существовавшей версии этого стихотворения на иврите Бергштейн сумела сохранить ритм строк «Это он, это он, ленинградский почтальон» и была этим очень горда. «Почтальон» в переводе Фани Бергштейн вышел в свет уже после ее смерти. источник
Метки:
В 1906 г. было создано общество Ахуззат-Баит, ставившее целью основание «еврейского центра городского типа». Во главе общества стоял Акива А. Вайс (1868–1947). Тель-Авив, созданный в 1909 г. как зеленый пригород Яффы, назывался вначале по названию общества — Ахуззат-Баит. В 1910 г. было завершено строительство первых 60 жилых домов и гимназии «Герцлия» — первой гимназии в мире, в которой преподавание всех предметов велось на иврите. В том же году квартал был переименован в Тель-Авив («весенний курган») в соответствии с переводом на иврит Н. Соколовым названия книги Т. Герцля «Альтнойланд» (в русском переводе «Страна возрождения», 1902). Название Тель-Авив перекликается с названием города, упоминаемого в Библии (Иех. 3:15): так называлось еврейское поселение в Вавилонии. Тель-Авив времен основания делился на несколько кварталов: на востоке Нахалат-Биньямин и Мерказ Ба'алей-Мелаха, на севере — Хевра-Хадаша (ныне улица Алленби) и Геулла — первый квартал Тель-Авива, выходящий к морю. К 1914 г. площадь Тель-Авива превысила 100 га, а население — две тысячи человек; в городе было 112 одноэтажных и 70 двухэтажных домов (всего 1424 комнаты). 1-я мировая война прервала рост города. Иностранные подданные были высланы из страны, а оставшиеся жители подвергались преследованиям турецких властей. 28 марта 1917 г. почти все евреи Тель-Авива, как и евреи Яффы, были изгнаны из города. Многие поселились в сельской местности, некоторые выехали в Дамаск и в Египет. Немногие оставшиеся организовали Эмигрантский комитет, заботившийся об имуществе изгнанных. В ноябре 1917 г. английские войска заняли Тель-Авив—Яффу и вскоре изгнанные начали возвращаться. После 1919 г. многие репатрианты, прибывавшие с третьей алией, не найдя ни дома, ни работы, разбивали палатки на берегу моря и в других местах Тель-Авива. Из-за кровавых беспорядков, развязанных арабами в Яффе 1 мая 1921 г., многие евреи бежали оттуда в Тель-Авив, что увеличило число палаточных городков. В том же месяце Тель-Авив был временно отделен от Яффы; в 1922 г. к городу присоединили шесть кварталов Яффы, в том числе Неве-Цедек и Неве-Шалом. Население Тель-Авива достигло пятнадцати тысяч человек В 1921 г. был избран первый мэр города. Им стал М. Дизенгоф, представитель правых фракций (Ха-Гуш ха-эзрахи) в городском совете. В 1923 г. заместителем мэра был избран член руководства партии Ахдут ха-'авода Д. Блох-Блуменфельд. Вторым заместителем мэра в 1925 г. стал И. Роках (Ха-Гуш ха-эзрахи). В том же году М. Дизенгоф ушел в отставку из-за разногласий с представителями левых фракций по вопросам бюджета и образования. Обязанности мэра до следующих выборов исполнял Д. Блох-Блуменфельд. На выборах 1928 г. мэром вновь был избран М. Дизенгоф, остававшийся на этом посту до конца жизни. В 1924 г. началась четвертая алия, что привело к развитию мелкой промышленности в Тель-Авиве. В 1925 г. его население достигло тридцати четырех тысяч человек. Возникли театры «Хабима» и «Кумкум», опера, организатором и первым дирижером которой был М. Голинкин. Тель-Авив рос на юг и на север (на востоке и юго-востоке город был ограничен арабскими деревнями Сумейл, Саламе и другими, а также немецкой колонией Сарона). Развитие приостановил экономический кризис 1926–29 гг. Пятая алия вызвала новый расцвет города. В 1932 г. в Тель-Авиве состоялась первая Маккабиада. В 1934 г. неподалеку от реки Яркон была открыта Ярмарка Востока — специально оборудованный участок для проведения выставок и ярмарок. В 1936 г., в связи с нападениями арабов на еврейских репатриантов и блокированием ими грузовых поставок в Яффском порту, на севере города был открыт небольшой порт, предназначенный для приема лодок и других мелких судов, перевозивших грузы с судов, стоявших на якоре в открытом море (сейчас не действует). Был основан филармонический оркестр, заложен первый камень постоянного здания театра «Хабима». В архитектуре Тель-Авива в 1930-е гг. преобладал интернациональный стиль, который был местным вариантом модернистского направления в европейской архитектуре 1920–30-х гг.; ряд зданий построен с учетом концепций академии «Баухауз». В 1935 г. население города составляло сто двадцать тысяч человек, а к 1939 г. достигло ста шестидесяти тысяч человек, или 35,9% всего еврейского населения Эрец-Исраэль. Начавшаяся «нелегальная» иммиграция вызвала резкий конфликт с англичанами; первые суда («Тайгер хилл» и другие) бросали якорь вблизи берегов Тель-Авива. Тель-Авив — первый еврейский город в Эрец-Исраэль в новое время, то есть город, основанный евреями и с момента своего основания населенный почти исключительно евреями, — с конца 1920-х гг. стал общественно-политическим, экономическим и культурным центром ишува. Здесь находились центральные учреждения Хистадрута, политических партий, молодежных движений, штаб Хаганы, командование Эцела и Лехи, правления основных фирм и компаний, редакции газет, издательства, театры. В городе жили большинство писателей, художников и артистов страны. Деятельность муниципалитета, общественных и других учреждений и организаций, полиции, а также практически вся культурная жизнь в городе осуществлялась на иврите. Тель-Авив стал символом возрождения национальной жизни еврейского народа на его исторической родине. Во время 2-й мировой войны Тель-Авив дважды подвергался бомбардировкам военно-воздушных сил Италии (9 сентября 1940 г.; 117 убитых) и французского правительства Виши (11 июня 1941 г.; 20 убитых). Война приостановила строительство города, однако промышленность развивалась, некоторые предприятия стали поставщиками армий стран антигитлеровской коалиции. Улучшились пути сообщения; в 1942 г. в южном Тель-Авиве была открыта центральная автобусная станция. В 1943 г. верховный комиссар удвоил принадлежавшую Тель-Авиву площадь (с 630 га до 1260 га), включив в его пределы еще остававшиеся в составе Яффы еврейские кварталы на юге и пустующие земли на севере. К началу Войны за Независимость в Тель-Авиве жили двести десять тысяч человек. В первые месяцы войны яффские арабы обстреливали Тель-Авив. Положение изменилось после взятия Яффы еврейскими силами и ее капитуляции, подписанной в Тель-Авиве в штабе Хаганы 13 мая 1948 г. На следующий день в Тель-Авиве была провозглашена Декларация Независимости Израиля. В Тель Авиве до 13 декабря 1949 г. работало первое правительство Израиля (размещалось на территории бывшей немецкой колонии Сарона) и заседал Кнесет 1-го созыва (в здании кинотеатра «Кесем»). 24 апреля 1949 г. Тель-Авив и Яффа были объединены в один город. Покинутые арабами деревни на востоке и северо-востоке (Шейх-Мунис, Джамусин, Сумейл) были включены в Тель-Авив—Яффу, и площадь объединенного города достигла 4242,5 га. Яффа и другие новые районы требовали значительной реконструкции. В 1950-х гг. возникли новые пригороды к северу от реки Яркон (Яд-ха-Ма'авир, Цахала, Рамат-Авив и другие). Начиная с 1960-х гг. стали строиться многоэтажные и высотные дома; здание Мигдал Шалом Меир (свыше 30 этажей) долгое время было самым высоким на Ближнем Востоке. Центр общественной и коммерческой жизни постепенно сдвинулся на север и северо-восток города (улицы Бен-Иехуда, Дизенгоф пересекают площадь Зины Дизенгоф и Ибн Гвирол, где было построено новое здание городского совета). Вдоль берега моря возник ряд гостиниц. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. началось строительство жилого района по проекту «Ламед» на песчаной почве, на территории от реки Яркон к северу до Герцлии. Между ним и морем находится аэродром Сде-Дов. Другие зоны жилищного строительства возникли на севере, востоке и юго-востоке (Тель-Каббир, Гив'ат-ха-Тмарим, Неве-Афека, Неве-Шарет и другие). Были созданы и две новые индустриальные зоны. К парку Ха-Яркон (на северном берегу Яркона) прибавились парки в районе проекта «Ламед» и парк Ха-Хистадрут на юге. В 1980-х гг. был открыт комплекс Лев-Дизенгоф (магазины, рестораны, кинотеатры) в центре города. Огромное семиэтажное здание новой центральной автобусной станции, вмещающее множество магазинов, кафе и т. п., было открыто в 1993 г. В 1990-е годы в разных районах Тель-Авива было построено значительное число высотных зданий (административно-деловых, жилых, отелей, торговых центров, в том числе знаменитые башни Азриэли). Скоростная автострада Нетивей-Аялон (проходящая вдоль русла потока Аялон, расширяется и благоустраивается. Параллельно автостраде идет железнодорожная линия (три остановки внутри города). Во время войны в Персидском заливе (начало 1991 г.) Тель-Авив и примыкающие к нему города подверглись обстрелу иракскими ракетами. Было повреждено много зданий, но пострадало сравнительно небольшое число людей. Тель-Авив—Яффа — экономический, коммерческий, финансовый и общественно-политический центр страны. Здесь сосредоточены центральные отделения и представительства основных промышленных, торговых и банковских учреждений Израиля, штаб-квартиры израильских политических партий и молодежных движений, национальных организаций и объединений (Дом Бней-Брит, Дом инженера, Дом земледельца, Дом учителя, Дом врача, Дом писателя имени Ш. Черниховского, Дом журналиста имени Н. Соколова, Дом «Маккаби», Дом Ха-По'эл ха-мизрахи и т. п.), профессиональных союзов, большинство периодических изданий, а также посольства и другие дипломатические представительства (в связи с отказом большинства государств признать Иерусалим столицей Государства Израиль). В правительственном городке (Ха-Кирья) располагается часть министерств. Тель-Авив—Яффа — центр культурной и научной жизни: здесь находится один из крупнейших университетов, большинство театров страны, в том числе «Хабима» и «Камери», «Гешер», «Израильский филармонический оркестр, Камерный оркестр, Израильская опера, многочисленные музеи: Музей искусства в Тель-Авиве, Музей Эрец-Исраэль (комплекс, в который входят Археологический музей в Яффе; Музей истории Тель-Авива—Яффы; павильоны стекла, монет, керамики, этнографическая экспозиция; постоянная выставка, посвященная развитию науки и техники; Музей алфавита; Бет-Нехуштан — экспозиция археологических находок из медных копей Тимны близ Красного моря); Музей диаспоры (Бет ха-тфуцот); Музей вооруженных сил Израиля (Бет ха-Хагана); Музей Иргун цваи леумми Музей журналистики имени А. Рембы и др.; художественные галереи; библиотеки и архивы: городская библиотека Ша'ар-Цион — Бет Ариэлла; Дом-музей Х. Н. Бялика — библиотека и архив поэта; Бет-Леванон — собрание еврейских периодических изданий со времени зарождения еврейской прессы; Институт П. Лавона — библиотека и архивы рабочего движения; Мецудат-Зеев — Музей В. Е. Жаботинского и архив движения сионистов-ревизионистов, Бетара, Херута, Эцела и Лехи; Бет Миха Иосеф — библиотека и архив писателя М. И. Бердичевского; спортивные залы и т. п. www.eleven.co.il
Метки:
Наряду с руководителями Хильфсферейна в попечительский совет нового учебного заведения вошли Ахад-ха-'Ам, И. Членов и Ш. Левин. Хильфсферейна - Союз помощи немецких евреев, одна из крупнейших еврейских филантропических организаций (см. Филантропия). Учрежден в 1901 г. в Германии в целях повышения «морального, умственного и экономического уровня евреев, живущих в Восточной Европе и Азии». Организаторы Хильфсферейна — 20 общественных деятелей, филантропов и профессоров — предусматривали, что он будет действовать, основываясь не только на пожертвованиях богачей, но и на благотворительности широких слоев немецкого еврейства, поэтому минимальный годовой взнос был установлен низкий (пять марок). Первым председателем Хильфсферейна был финансист О. Ландау (1852–1935), вскоре его сменил промышленник Дж. Симон (1851–1932), остававшийся на этом посту до конца жизни и финансировавший многие мероприятия Союза. Управлял работой Хильфсферейна инициатор его создания, известный леволиберальный политический деятель, доктор П. Натан (1857–1927).