Еврейские погромы Гражданской войны

1 Января
1920
— Евреям Богуслава, Каневского уезда. (20.000 жителей, 2/3 евреев. Много фабрик, заводов). удалось добиться разрешения большевистских властей и с этого дня организовать оборону, которая выросла в крепкую организацию. Никакие повстанцы из окрестных деревень не решались напасть на Богуслав. Перед наступлением поляков 389-й Богунский полк разоружил охрану, и после ухода большевиков местечко подверглось погрому Сюрюпы.

1 Января 1919 года — Доклад тов. Миндлина на заседании Минского Совета о результатах обследования мест, пострадавших от набегов банд Балаховича: “Мозырь. Все без исключения еврейское население г. Мозыря, насчитывающее 11000 человек, подверглось повальному ограблению. Разграблены — белье, одежда, посуда, домашние вещи, коровы; забраны все инструменты у рабочих и ремесленников. Убито 32 человека, изнасиловано свыше 300 женщин, в том числе девочки от 12 до 15 лет, а также беременные и только что родившие женщины.
Ст. Птичь. Все еврейское население (200 человек) разграблено; забраны все инструменты, человеческих жертв не было, изнасиловано несколько женщин.
Дер. Житковичи. Еврейское население в деревне и на станции составляет 600 чел. Ограблено 400 человек, убито 4, изнасиловано 7 женщин.
Мест. Туров. Еврейское население до 4000 человек. Забрано все имущество. Убит 71 человек, в том числе жители окрестных деревень, часть из них убита балаховцами, а часть поляками в то время, когда евреи хотели спастись от балаховцев и скрыться за демарклинией. Изнасиловано 100 женщин. Разрушения значительнее, чем в Мозыре.
Мест. Петриков. Еврейское население в 2200 человек (христианского населения в два с половиной раза больше). Все еврейское имущество разграблено, много домов сожжено. Убито 45 человек, в том числе евреи из окрестных деревень. Изнасиловано до 100 женщин, из которых 10 заразились, 30 забеременели.
Мест. Копоткевичи. Из еврейского населения в 1600 человек большая часть ограблена. Местечко в 1915 году пострадало от пожара, в 1919-20 гг. было охвачено тифозной эпидемией. 60 семейств остались без родителей. В окрестных деревнях убито 44 человека. Изнасиловано 15 женщин.
Мест. Скрыгалово. Еврейское население в 800 чел. Все разграблено; значительное число домов сожжено, забрано 120 коров и все рабочие инструменты. Убито 15 чел.
Мест. Лельчицы. Еврейское население в 300 человек. Все разрушено.
Мест. Микашевичи. Еврейское население в 200 человек. Все разграблено.
Дер. Бубички, Касайск, Городятичи. Еврейское население в 100 человек. Почти все убиты. Большая часть убита окрестными крестьянами в то время, когда подходили балаховцы.
Колония Редьки. Еврейских домов 30. Все здания или сожжены, или разрушены. Разграблено все имущество: коровы, инвентарь, продукты и семена. Убитых 3.
Колония Черемишни. 8 еврейских домов, убитых 2.

Общая сводка. Ограблено 20550 человек. Убито свыше 300 человек. Изнасиловано свыше 500 женщин”.

5 января
1919
— Погром в колонии Трудолюбовка Александровского уезда Екатеринославской губернии. Бандиты врывались в дома, вытаскивали евреев-мужчин из их домов. Во дворе шульца (старосты) Моше Ноля они собрали приблизительно сто пятьдесят человек и потребовали сдать имеемое оружие. Когда евреи передали им некоторое количество оружия, бандиты загнали всех в сарай и окружили его. Люди, пытавшиеся бежать через крышу, были зарублены саблями. Так погибли шестеро, остальные были сожжены. В то время, как одна бригада была занята сожжением, другая в домах убивала оставшихся мужчин и насиловала женщин и молодых девочек. И плач и вопль замученных, смешанных с криками сожженных, и острый запаха горящей человеческой плоти стоял в воздухе.

12 января
1919
— Сообщение симферопольской газеты “Южные ведомости” “Разгром еврейской колонии”: “Прибывшие из Александровского уезда передают о тех ужасах, которые творились неделю-две назад, особенно в северной части уезда. Шайкой бандитов было произведено нападение на три еврейские селения: Трудолюбовка, Нечаевка и
Сладководное. В Трудолюбовке все мужчины бандитами были собраны на сход, где им было предложено внести контрибуцию. Деньги были собраны и вручены бандитам.
После этого 70 человек были загнаны в клуню и там сожжены живьем. 130 человек было перебито. В Нечаевке было убито 18 человек, в Сладководном 9 человек. Учитель еврейской школы Рабинович, случайно выпущенный из плена, вернувшись в родное село после пережитых ужасов повесился. Много убийств было совершено в соседних селах. Разгром еврейских селений объясняют местью за то, что еврейская дружина из Екатеринослава защищала город от махновцев.”

16 января
1919
— Погром в Овруче. 80 с лишком убитых и замученных, свыше 1200 разграбленных домов.

15 Февраля
1919
— Погром в Проскурове. Атаман Самосенко приказал применять только холодное оружие, и 1.600 евреев были убиты в течение 4-х часов саблями и штыками.

15 февраля
1919
— Погром в Фельштине.

23 февраля
1919
— Погром в Бородянке.

16 марта
1919
— Погром в Смеле. Среди белого дня григорьевская банда ворвалась в Смелу и принялась убивать и грабить. Всех встречных евреев арестовывали и направляли на вокзал, где их помещали в товарные вагоны. Через некоторое время эти вагоны были вывезены за город, и там, в поле, несчастных пленников стали выбрасывать из вагонов, посылая им в догонку по несколько пуль. В течение короткого времени на линии железной дороги в лужах крови валялись 42 бездыханных трупа.

17 марта 1918 года В Середина-Буду вошли большевистские части. Солдаты сразу же рассыпались по городу и бросились грабить еврейские лавки. Опустошив их, они разбрелись по еврейским квартирам, где, в большинстве случаев, хозяев уже не оказывалось: евреи попрятались, нередко намеренно оставив ключи на столе, чтобы погромщики не взламывали шкафов и дверей. Однако отсутствие людей вызывало раздражение громил, которые стали убивать всех, не успевших или не пожелавших спрятаться. Всего убито 20 человек.
20 марта пришли немцы и, ввиду нового наступления большевиков, евреи уехали вместе с предоставившими им вагоны немцами”. Рассказ очевидца.

7 апреля
1919
— Погром атамана Струкав в Чернобыле.

10 апреля
1920
— Погром в местечке Тетиев: “…кровавый туман объял все местечко — повстанцы подожгли его со всех сторон и никому не дали выйти из его пределов. Посреди местечка бандиты разложили костер и бросали в огонь пойманных на улице евреев. Всех пойманных привязывали к лошадям и волокли к тому месту, где жарились человеческие тела. Три дня и три ночи жгли они местечко… Запах жареного человеческого мяса чувствовался за много верст. Синагога, переполненная взрослыми и детьми, была сожжена вместе с ними. Из 7-8 тысяч жителей осталось всего 10-15 семейств и то полуразгромленные…
Точно так же пострадали Борщаговка и Лукашевка… Число убитых в этих двух местечках достигает 7 тысяч душ. Много женщин от ужаса сошли с ума… Я переехала в Винницу. По целым дням работаю в канцелярии, проходят светлые летние дни — противны они мне и с ненавистью смотрю на них, вспоминая своих родных, их ужасную смерть…” Соня Люмкис.

“В апреле отступление большевиков продолжалось, войска проходили через Новгород-Северск… 19 апреля 1918 года в город ворвалось 600 солдат, в течение 3-4 часов город оказался разграбленным. Зарегистрировано 72 убитых. Погром сопровождался своеобразными издевательствами: евреев собирали, выстраивали для расстрела и иногда отпускали по домам, продержав сколько полагается под взведенными ружьями (одну женщину освободили за “красоту”). Все, что имело ценность, большевики увезли. Виновные, хотя были всем известны, остались безнаказанными…” Рассказ очевидца.

27 апреля
1919
— Погром в городе Цибулеве, Липовецкого уезда, где до первого погрома насчитывалось 2.000 евреев и 20.000 христиан. Его заняла банда Сокар-Дременчука в 50 чел. и в тот же час начали громить еврейские квартиры. Взято 100.000 руб. контрибуции.

9 мая
1919
— Погром в Тростинце.

12 мая
1919
— Погром в Умани.

12 мая
1919
— Погром еврейской колонии Горькой. Ночью по дороге из Успеновки подъехал вооруженный отряд в 22 человека, цепью окружил колонию и начал расправу… Одна часть отряда хватала… жителей, попавших под руку на улице и тащила в Совет, где  всех раздевали, били, а после рубили и расстреливали. Другая часть отряда рассыпалась по домам, насиловала невинных девушек, а после расстреливала всех, кто только попадется. Разгул продолжался около трех часов.

13 мая
1919
— Погром в Ротмистровке, продолжавшийся 2 дня.

15 мая
1919
— Погром в Елисаветграде.

16 мая
1919
— Погром в Словечно Волынской губернии. во время погрома группа евреев в числе около 80 человек пыталась убежать из города по направлению к Овручу, но на окраине местечка они были задержаны бандитами, которые вернули их обратно, загнали в один дом и заперли в двух комнатах. Через некоторое время вооруженная банда окружила этот дом, начала его обстреливать и бросать бомбы и гранаты. Несчастные пленники улеглись на полу в два ряда друг на друга и стали умолять о помощи. Тогда бандиты ворвались в квартиру и принялись рубить, резать и колоть лежавших на полу. Из верхних рядов никто не остался в живых, из нижних рядов некоторые тяжело раненые остались живы только потому, что находились в обморочном состоянии или притворились мертвыми.

16 мая
1919
— Погром в Черкассах, продолжался 5 дней. Убито 700 евреев.

17 мая 1919 —  Погром в Новомиргороде.

25 мая
1919
— Погром бандой атамана Григорьева еврейской колонии Добрая. Погибли 67 евреев. Погром на этом не закончился. Его продолжили крестьяне соседних деревень Явкино и Новоегоровки. Они разграбили все, что не успели сделать за 6 часов григорьевцы.

1 июня 1921. гор. Бобруйск. Доклад Гольдмана. “Погромы произошли в дер. Тремлев, в усадьбе Мошны, в м. Щедрин, Печище, Давидовка, Озаричи, Ковшицы…
В Козловичах 45 еврейских семейств бандиты ограбили дочиста среди бела дня. Издевались над евреями: заставляли прыгать, петь выдуманные ими песни, оскорбительные для еврейского народа, и в то же время не жалели нагаек, чтобы евреи посильнее скакали. К этой процедуре были созваны все живущие там крестьяне: все хохотали, только один крестьянин плакал при виде такой картины…
Я, как представитель двух несчастных еврейских колоний в 800-900 душ, уже два месяца все время обращаюсь с ходатайством в Бобруйск, к властям, и все пока остается гласом вопиющего в пустыне. Всюду встречаю невнимание. Время не терпит. Жизни сотен честных граждан грозит смертельная опасность. Как передают шайки пока небольшие, всего по 10-15 чел., гнездо их в хуторах “Качай Болота” Черненской волости. Единственное спасение для нас — вооружение еврейских земледельцев. Если бы в каждой из наших колоний было хотя бы штук 10-15 винтовок, мы бы защитили себя и честь наших жен и дочерей. Повторяю, дело не терпит отлагательств… У окружающих крестьян создается мнение, что нападения и погромы на евреев делаются с ведома Советской власти…”

Рассказ очевидца Об убийствах и издевательствах, учиненных бандитами “золотоношской группы” в городе Сквире. “Это произошло во вторник 29-го августа… Один из бандитов заметил мою маленькую сестру и начал к ней придираться. Она просила его оставить ее, говоря: “Я маленькая девочка, что вы от меня хотите?” Другой бандит спросил меня: “Это твоя сестра?” Я ответил: “Да”. Тогда он сказал: “Расцелуйся с ней в последний раз”. — Вынул револьвер и застрелил ее. Я стал плакать. Бандит крикнул, размахивая нагайкой: “Чего ты плачешь? Як ще не знаешь, що с тобою буде!” И начал бить меня нагайкой до тех пор, пока не сломал ее. Тогда он закричал: “Плоти за нагайку!” Я сказал, что у меня нет денег, и попросил его пойти со мною в аптеку, чтобы взять их. Мы пошли. По дороге он остановился и говорит: “На що менi тоi грошi, лучше я тебя убью”. Он зарядил винтовку и выстрелил. Пуля зацепила кожу на левой части головы, но я остался жив. Бандит был изумлен: “То ты счастливый, то плоти за пулю”. Мы вошли в аптеку, я одолжил деньги и дал ему. Он получил 213 рублей и ушел. Я остался в аптеке обессиленный и сидя уснул от пережитых волнений. Проспал 2 часа и проснулся от криков: “Давай зробим Ваньку начальником!” Это бандиты спорили с начальником, который приказывал им оставить город, а им этого не хотелось…” 15 июня 1921 г. Подпись

17 июня
1919
— Погром в местечке Дубово. Погромщики из банды Соколовского по обыкновению согнали несколько десятков евреев в свой “штаб”, и затем началась обычная кровавая расправа. Пленников подводили по одному человеку к двери подвала, куда приказывали спускаться по лестнице. Тут же у дверей по обе стороны лестницы стояли два палача с обнаженными шашками и на-отмашь наносили смертельные удары несчастной жертве, которая, зарубленная или обезглавленная, скатывалась в подвал. В этом подвале оказалось потом много зарубленных и обезглавленных трупов.

23 июня
1919
— 2-й погром в Сквире. Город занял Мазуренко… Убито 65 чел. Большинство жертв были расстреляны… Были случаи и истязания. На еврея Боруха Шнорина напали громилы, избивали, рубили шашками. В это время подошел еще один хулиган и с возгласом: “Хиба так бьют жида!” показал, как нужно “бить” — откусил кусок мяса от его руки. Христиан (даже коммунистов) не трогали… (Показания г. Лабунского)

9 июля
1919
— Погром в Володарке. Длился 3 дня. Убивались только старики, женщины и дети (73 чел.)
(Год неизвестен. 1919-й указан условно).

9 июля
1921
— Погром в белорусском местечке Копаткевичи, устроенный отрядами С. Булак-Балаховича, действовавшими в 1920 г. в составе русских частей польской армии под общим командованием Б. Савинкова, а в 1921 — самостоятельно. Убито около 120 евреев.

9 июля
1920
— По согласованию с ЦК РКП(б) учреждён Еврейский общественный комитет по оказанию помощи пострадавшим от погромов (Евобщестком).

10 июля
1919
— Погром в Ободине (Брацлавского уезда) убивали только холодным оружием, т. к. за патрон приходилось платить по 50 руб. (Год неизвестен. 1919-й указан условно).

10 июля
1921
— Погром в местечке Глубоковичи Бобруйского уезда. Ночью в деревню ворвалась небольшая группа бандитов, приступившая немедленно к грабежам и убийствам. Из всего населения в 27 человек было убито 24 человека. Бандиты действовали тупым оружием, отпиливали руки и ноги, выкалывали глаза.

10 июля
1921
— Погром в местечке Копоткевичи.

16 июля
1921
— Погром в местечке Ковчицы, Бобруйского уезда, где насчитывалось 150 еврейских семейств, занимающихся главным образом земледелием и отчасти ремеслами. В 12 часов дня появились  бандиты-балаховцы, к ним присоединились крестьяне из ближайших сел, вооруженные топорами, лопатами, пилами, ножами, серпами и ломами; огнестрельного оружия у них не было. Собрав все население в квартиру Шаи Ренбурга, они начали их там зверски убивать, не щадя ни женщин, ни детей. Бандиты выводили пленников по одному во двор и там сразу убивали холодным оружием, вследствие чего запертые в доме совершенно не знали о происходящем во дворе. Погром носил самый зверский характер. У женщин распарывали животы, вырезывали груди, топорами разбивали спинные хребты, рассекали пополам, или отрезывали конечности. Некоторых девушек увели в лес, и они больше уже не вернулись. Погром продолжался 6 часов. И в результате оказалось 84 человека убитых. Раненых 80 чел. — в том числе 50 тяжело раненых, из которых несколько человек по доставлении в Бобруйскую больницу скончалось. Осталось много сирот.

28 июля
1919
— Протоколы опросов этого дня: “…с 9 час. стали нас посещать казаки и грабить. Ночью нас посетили 13 раз. Одна из шаек грабителей бросила моего мужа на пол, стала топтать и бить его нагайками. Приказали сыну нашему принести веревку, чтобы повесить отца… В грабежах принимали участие и местные — “занасыпские” и “с гор”. Особенно отличались мальчишки, указывавшие грабителям местонахождение “жидов”. Во время моего отсутствия жена моя была изнасилована 4-мя злодеями, только 5-й из них был тронут ее просьбами и оставил ее в покое. Все они были пьяные, едва держались на ногах. После этой банды явилась другая, и моя жена была изнасилована еще 2-мя казаками”.
Протокол N 48 опроса Кац Фени Абрамовны и Пончика Лейбы Давидовича, живущ. в Житомире по Екатерининск. ул., д. 66, кв. 3.

“…в 11 часов утра к нам в дом ворвалась целая ватага казаков, вооруженных с головы до ног, с криками — “Долой коммунистов!”, “Бей жидов, спасай Россию!”, “Все мы несчастные из-за вас погибаем!”, “Эх, проклятый Троцкий!”, “Будете вы нам комиссарами!” и т. п. словами. Потребовали контрибуцию с каждого члена семьи по 1.000 руб. и по 1.500 руб., угрожая при этом винтовками и револьверами. Им уплатили требуемые деньги. В 3 часа дня в наш дом ворвалась новая банда с криками — “Давай женщин!”. Мне удалось убежать из дому. Мать же моя осталась в доме, приготовила им обед, накормила и напоила их. К вечеру мы все оставили дом, который был разграблен казаками, женщинами “с гор” и даже маленькими русскими девочками”.
Протокол N 71 опроса Майзель Зины Вульфовны, живущ. в Житомире по Екатерининской ул., д. 66, кв.

13 августа
1920
— Погром в Богуславе Каневского. уезда.  20.000 жителей, 2/3 евреев.

20 августа
1919
— Восставшие 58-й дивизии свергли красное руководство, избрали командующим командира 7-го Заднепровского полка махновцев Калашникова. Часть отряда с целью грабежа направилась в Новополтавку, там они встретили отпор самообороны и привезли назад двух убитых бойцов. Получив подкрепление, бандиты окружили Новополтавку. Завязался короткий бой. Патроны у оборонявшихся быстро закончились. Ворвавшись в колонию, бандиты учинили зверскую расправу над еврейским населением. Убито 130 человек (по другим данным более 150).

20 августа
1921
— Погром колонии Красноселка № 3 Новозлатопольской волости.

25 августа
1919
— Погром в местечке Животово… Это было в субботу, в 10 час.

25 августа
1919
— Погром в м. Тетиев… Многие бежали в пруд, но бандиты стреляли им вслед и убивали их в воде. Страшно издевались они над женщинами: к убитой кормящей матери приложили ребенка, чтобы он сосал мертвую грудь, разрезали брюхо мужчинам и женщинам и наполняли их перьями разорванных подушек, на глазах у матери резали ребенка и заставляли ее пить его кровь. Собравшиеся в Синагоге мужчины хотели убежать, но не успели. Бандиты вошли в синагогу и стали всех поголовно резать. Перерезав половину, они не могли уже ходить из-за трупов, лежавших на полу и приказали оставшимся в живых выйти из Синагоги. В дверях уже стояли двое с обнаженными саблями, готовых отрубать головы выходившим. Все были преданы смерти. В Синагоге лежала трехэтажная груда изрубленных мертвых и полуживых. Трупов в м. Тетиеве было до 1.000, раненых и изнасилованных невозможно пересчитать…

25 августа
1919
— По приказу Соколовой, бандиты оставили местечко (Тетиев) и отправились в Погребище, находившееся в 16 верстах от него… Не поддается описанию кошмарная картина: крики детей и вопли женщин были слышны за несколько верст…

26 августа
1919
— …На следующий день стали свозить мертвых на кладбище. По улице тянулись повозки с высоко наваленными трупами, с возов торчали женские ноги, обутые в белые туфли, свисали длинные женские волосы, торчали руки утопленников. Трудно на все это было смотреть, и приехавший в тот день доктор, увидя обезображенные тела, изрубленные и валявшиеся по улицам, — выпил яд и сказал: “Я больше не хочу жить и видеть это”. Он умер, и петлюровские санитары, с которыми он ехал, сбросили его с брички посреди улицы. Убитых тогда в м. Погребище было более 1.000, раненых более 4.000, изнасилованных женщин без числа…

26 августа
1919
— Погром в Белой церкви. 300 чел. — жертвы погрома. (Год неизвестен. 1919-й указан условно).

20 сентября
1921
— Городищенский погром. Длился 2 дня.

22 сентября
1919
— Погром в Фастове, организованный терскими казаками из Добровольческой армии Деникина,  продолжался 6 дней. Погибло около 1000 человек.

29 сентября
1919
— Протокол  N 119 опроса мещанина Герша Нохума Зеликова Финкельштейна 34 лет, занятие — бухгалтер кооператива “Общая польза”, живущ. в г. Кременчуге по Переяславской ул., д. 18, кв. 2. (1919, сентября 29 дня).
“…От жены я узнал следующее: двое, одетые в казачью форму, зашли в дом, третий остался в коридоре. Один из них спросил: “Жидовка?” Другой сказал: “Разве не видно? Икон же нет”. На вопрос — “где муж?” — жена ответила, что в больнице. Они сейчас же вошли в спальню, раскрыли спящих детей. Девочка встала — один ей пригрозил кинжалом. Плачущего ребенка казак взял в одну руку и вынул висячим образом из кроватки. Жену несколько раз бросали на пол и приказали молчать, пригрозив, что иначе они всех разрубают. Набрали в мешок все белье, полотенца и др. вещи. Затем по очереди изнасиловали жену, старуху мать бросили в спальню, жене стукнули в рот кулаком и потом ушли…”.

1 октября
1919
— Начало многодневного погрома в Киеве. (”По ночам на улицах Киева наступает средневековая жизнь. Среди мертвой тишины и безлюдья вдруг начинается душераздирающий вопль. Это кричат жиды. Кричат от страха… В темноте улицы где-нибудь появится кучка пробирающихся вооруженных людей со штыками, и, увидев их, огромные пятиэтажные и шестиэтажные дома начинают выть сверху донизу… Целые улицы, охваченные смертельным страхом, кричат нечеловеческими голосами, дрожа за жизнь… Это подлинный непритворный ужас, настоящая пытка, которой подвержено все еврейское население” (Василий Шульгин, газета “Киевлянин”)

4 октября
1919
— Погром в Бобруйске в Йом-кипур. Все еврейское мужское население было выгнано поляками из всех синагог и под конвоем отправлено за 8 верст от города для погрузки сена. По случаю поста евреи были в одних чулках, без обуви, но солдаты не позволили им обуться и всю дорогу осыпали их градом побоев. Сено находилось на топком, болотистом лугу, и евреям приходилось бродить по колена в воде и оттуда носить сено к возам, которые были поставлены за полверсты от стога. Вся эта работа, как и многие другие, носили характер острого издевательства над еврейским населением.

19 ноября
1919
— В Харькове при власти Деникина началась конференция партии Кадетов. Из резолюции: “Российское еврейство должно понять, что если оно не станет определенно за полную и безусловную поддержку национальной диктатуры и “Добровольческой” армии, которые восстановляют русскую государственную жизнь, то для него нет спасения”.

22 ноября
1918 — Погром во Львове, который устроили оккупировавшие город польские войска. Погибли около 150 человек.

23 ноября
1920
— Погром в местечке Большие Городятичи
Мозырьского уезда. Был организован балаховцами при участии местных дезертиров. Бандиты оцепили деревню и никого не выпускали. Из 85 человек еврейского населения убито 72 человека, в том числе 55 трупов найдено обезглавленными. На сараях и стенах домов были найдены куски мяса и мозгов.

25 мая
1926 —
В Париже, на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина, Шломо Шварцбард тремя револьверными выстрелами убил 48-летнего Симона Васильевича Петлюру – с конца 1918 по начало 1920 года фактически военного диктатора Украины. В годы его правления на Украине, по разным оценкам, погибли от 50 до 100 тыс. евреев и не менее 300 тыс. еврейских детей остались сиротами.
Как и левый националист полтавчанин Петлюра, уроженец Измаила Бессарабской губернии Шулэм-Шмил Шварцбурд (за границей он «переделал» себя на европейский лад – Шварцбард) оказался в Париже после бурных лет молодости, исполненных революционной борьбы и ратных испытаний (в 1914–1917 годах он воевал во Французском легионе, а в 1919–1920 годах в бригаде Г.К. Котовского). В Париже Шварцбард жил исключительно тихо-мирно: зарабатывал на жизнь ремонтом часов и занимался писательским трудом. Но когда ему, потерявшему в еврейских погромах на Украине не менее 15 ближайших родственников, стало известно, что в столице Франции нашел приют и Петлюра, тихой жизни пришел конец. Застрелив врага, Шварцбард не попытался скрыться и спокойно дождался полицейского. Судебный процесс получил широкую огласку. За подсудимого вступилось множество знаменитостей: Ромен Роллан, Альберт Эйнштейн, Максим Горький, Александр Керенский, Анри Барбюс и многие др. Оправданный судом, Шварцбард был незамедлительно выпущен из тюрьмы «Ля Санте», в камере которой он провел около полутора лет предварительного следствия. После освобождения Шварцбард остался в Париже, работал в страховых компаниях и продолжал литературную деятельность, а спустя 10 лет выехал в США, откуда вскоре перебрался в Южно-Африканский Союз, где в марте 1938 года скоропостижно скончался от сердечного приступа. Он был похоронен в Кейптауне, но в 1967 году его прах был перенесен в израильский мошав Кфар-Авихайиль – поселение евреев из бывших французских легионеров; несколько улиц в Израиле носят имя Шварцбарда.

БЫЛА В ОДЕССЕ, А МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЬ И ТЕПЕРЬ, ГАЗЕТА ТАКАЯ “ШОМРЕЙ ШАБОС”. И ПУБЛИКОВАЛА ОНА В 2000-2001 ГОДАХ КНИГУ Ф. КАНДЕЛЯ “ОЧЕРКИ ВРЕМЁН И СОБЫТИЙ” О ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ В 18-20 ВЕКАХ. АВТОР ЗАКОНЧИЛ ЕЁ 20-МИ ГОДАМИ-УСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, ТО ЕСТЬ О СОБЫТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ РАССКАЗАЛ ОЧЕНЬ ДОХОДЧИВО. НО “ШАБОС” СВОЮ ПУБЛИКАЦИЮ ОГРАНИЧИЛ “ДЕЛОМ БЕЙЛИСА”. ТИПА, КТО СТАРОЕ ПОМЯНИТ, ТОМУ ГЛАЗ ВОН. ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ, БЛИН!

Оставить комментарий