Календарь на 5-е августа
Метки:
События, имевшие место в Эрец-Исраэль с 115 по 135 год новой эры, оказали огромное влияние на историю евреев. Самым важным, однако, для страны стало восстание 132–135 годов. Причины бунта против римского владычества были весьма серьезными. В 117 году умер император Траян. К власти пришел его приемный сын Публий Элий Адриан, один из самых умных и деятельных правителей в истории Рима. Превосходный воин и государственный деятель, он был еще и незаурядно образованным человеком. Адриан учился в Афинах и не только освоил язык эллинов, но по праву соперничал с ними в пении, рисовании, ваянии, математике и медицине. Характер же имел капризный, даже заносчивый. С годами дурные стороны его натуры усугубились, что отмечали и античные авторы: Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, откровенным и лицемерным, жестоким и милостивым и всегда, во всех своих проявлениях был переменчив. Вскоре после восшествия на трон Адриан объявил евреям, что намерен разрешить восстановление Храма, но несколько лет спустя отказался от этой идеи. Вероятно, потому, что, будучи эллином по воспитанию и убеждениям, то есть последовательным политеистом, исполнился неприязни к вере иудеев в единого Б-га. В результате Иерусалим был низведен до статуса обычного римского города. Одновременно император издал эдикт, запрещающий обрезание: оно приравнивалось теперь к нанесению умышленного увечья и, следовательно, являлось уголовным деянием. Нарушение эдикта каралось смертной казнью. Документ поставил целый народ в положение преступников, подлежащих уничтожению. Есть сведения, что плохо знакомые с иудаизмом римские юристы вообще трактовали обрезание как кастрацию. Римский историк Дион Кассий свидетельствует: В Иерусалиме он (Адриан) основал город на месте настоящего и назвал его Элия Капитолина, а на месте Храма Б-га он воздвиг храм Юпитера. Это вызвало войну, свирепую и затяжную, ибо евреи сочли нестерпимым, чтобы чужаки поселились в их городе и чтобы отправляли там чужие культы. Далее Дион Кассий пишет, что евреи долго и тщательно готовились к восстанию. Накапливали оружие, создавали укрепленные позиции по всей стране, налаживали четко действующую систему связи. В ту же пору началось брожение среди иудеев по всей Римской империи. Оно охватило и другие народы, практиковавшие обрезание, – самаритян и египтян. Мыслям евреев о восстании в немалой степени способствовали бесчинства Тиния Руфа, наместника Эрец-Исраэль. Пока сам Адриан пребывал в восточных провинциях, ситуация представлялась людям более или менее контролируемой. В честь венценосца даже чеканились особые монеты. Но после возвращения императора в Рим вспыхнуло восстание, переросшее в длительную, яростную борьбу за национальное освобождение. Непосредственным толчком к мятежу послужило нападение легионеров на свадебную процессию в Тур-Симоне. Борьбу против римлян возглавил Шимон бар-Косева, получивший впоследствии прозвище Бар-Кохба, что в переводе с арамейского значит сын звезды. Народ воспринял его как вождя, ниспосланного самим Небом. Правда, ранние талмудические летописцы, жившие уже после разгрома восставших, называли его Бар-Козива. Имя это по написанию схоже с именем Бар-Кохба, но смысл имеет принципиально иной -сын лжи-. Считается, что в нем отразилось глубокое общее разочарование: восстание было подавлено, римляне разграбили, опустошили страну. Шимон Бар-Кохба взял себе титул -Князь Израиля-. По дошедшим до нас отрывочным данным, войско его состояло из двухсот тысяч тяжеловооруженных воинов, тридцати тысяч легковооруженных лучников и двадцати тысяч всадников. На знамени вождя золотились слова: -Взошла звезда от Яакова-. Те, кто желал вступить в армию Бар-Кохбы, поначалу проходили суровое испытание: каждый доброволец отрезал себе палец в доказательство преданности великому делу и решимости идти до конца. Но законоучителя запретили этот обряд как противоречащий духу иудаизма. Тогда военачальники предложили добровольцам другое: на полном скаку выдергивать из земли молодые кедры. Духовный вождь восстания, рабби Акива бен-Йосеф, родился примерно в 50 году. Выходец из бедной семьи, он женился на дочери иерусалимского богача, хотя тот был против этого брака. Молодые жили в крайней нужде. Жена Акивы, Рахель, однажды продала свои волосы, чтобы купить еды. Но именно по ее настоянию Акива начал учиться. Глубокий и своеобразный ум выделял Акиву среди учеников ешивы города Лидда. Тринадцать лет спустя, давно закончив образование, рабби Акива открыл в Бней-Браке собственную ешиву, и там собрались на редкость одаренные молодые иудеи. Акива с юности отличался смелостью и независимостью суждений; это он внес немалый вклад в упорядочение Устного Закона. Когда вспыхнула война против римлян, рабби Акива приветствовал ее всем сердцем. Талмуд цитирует его слова о Бар-Кохбе: -Вот он – царь-избавитель, Мессия!- Впрочем, этот всплеск восторга одобрили отнюдь не все еврейские мудрецы. Один из оппонентов рабби Акивы, рабби Йонатан бен Торта, опроверг собрата: -Акива! Скорее трава прорастет сквозь твои [мертвые] челюсти, а сын Давидов всё не придет!- По совести говоря, история донесла до нас некоторые высказывания полководца иудеев, свидетельствовавшие о том, что благочестия ему подчас не хватало. Как-то он воскликнул: -О Б-же, не хочешь помогать нам – не помогай, но хотя бы не мешай!- По талмудическим преданиям, Акива перед самым восстанием посетил Парфянское царство, Аравию и некоторые страны Европы и Африки. Надо полагать, эти поездки он совершил, надеясь склонить еврейские общины в дальних краях к восстанию против Рима или, в крайнем случае, убедить их обеспечить посылку добровольцев в Эрец-Исраэль и материальную помощь. В начале войны боевые действия против римлян протекали весьма успешно. В руках восставших оказались вся Галилея, вся Иудея, плато Голан. Иерусалим был освобожден, страну разделили на военные и административные округа. Восставшие чеканили монеты с надписью: -Первый год после освобождения Иерусалима», -Второй год-, -Третий год-. Шимон Бар-Кохба сосредоточил в своих руках всю военную и политическую власть. Сохранились его письма и распоряжения. Речь там идет не только о боевых действиях и тыловом обеспечении, но и о проблемах административного, политического характера. Читая эти документы, понимаешь: командующий войском иудеев был человек поистине выдающийся. Как раз такого военачальника народу и недоставало в эпоху первой Иудейской войны. Тем не менее сохранились свидетельства о том, что Бар-Кохба был весьма вспыльчив, а временами даже неоправданно жесток… Не придавая поначалу волнениям в Эрец-Исраэль большого значения, император Адриан поручил усмирение страны Тинию Руфу. Однако усилия наместника не увенчались успехом, и тогда на помощь ему был отправлен легат Сирии Публий Марцелл. Вопреки ожиданиям, прибытие дополнительных воинских частей не изменило положения в пользу римлян. Бар-Кохба разбил и Марцелла. Теперь уже успехи повстанцев вызывали у императора вполне обоснованную тревогу. Если бы евреям удалось восстановить независимость Эрец-Исраэль, за ними неизбежно восстали бы и другие римские провинции. А ухудшение внутренней ситуации в империи могло спровоцировать нападение внешних врагов – германских племен и сарматов на Рейне и Дунае, парфян на восточных рубежах. Поэтому Адриан отзывает из Британии своего лучшего полководца Юлия Севера и дает ему для подавления восстания Бар-Кохбы двенадцать легионов. Мало того. Он присовокупил к ним еще и вспомогательные отряды. В этом походе Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик (Урбан), бывший ранее наместником Нижней Германии. Известно, что и сам Адриан некоторое время находился на театре военных действий. Операции могучего сухопутного войска римлян поддерживались имперским флотом. Словом, активные боевые действия велись и на суше, и на море. А ведь во время первой Иудейской войны армия императора Веспасиана состояла всего лишь из пяти-шести легионов и нескольких вспомогательных частей… Начав вторжение с севера, римляне заняли хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу. Ареной кровопролитных сражений стала долина Римон. Натолкнувшись на ожесточенное сопротивление, Юлий Север стал избегать открытых сражений и применил тактику выжженной земли. Страна подверглась страшному опустошению: крепости были разрушены, деревни уничтожены, население частью перебито, частью продано в рабство. По свидетельству Диона Кассия, римляне разгромили пятьдесят укреплений и почти тысячу деревень. Погибло при этом не менее пятисот восьмидесяти тысяч человек. Еще до окончания боевых действий имперская администрация обнародовала целый свод антиеврейских законов. Под запретом оказались еврейская система судопроизводства, изучение Торы, строительство новых синагог. Таким способом римляне, похоже, пытались осуществить одну из первых в обозримой истории попыток -окончательного решения еврейского вопроса-. Но и захватчики понесли жестокие потери. Это подтверждает послание Адриана, извещающее сенат о победе в жестокой войне – в послании отсутствует обычная в подобных случаях фраза: -Если вы и дети ваши здоровы – хорошо. Я и мои легионы здоровы-. К 135 году новой эры римляне добились коренного перелома. Для этого, по талмудическим источникам, им пришлось выдержать более пятидесяти сражений. Последним оплотом евреев стал Бейтар – крепость на горном хребте, высившемся над долиной Сорек. Взятие Бейтара римскими легионами произошло 9 ава 135 года. Причиной падения крепости была не слабость повстанцев, а то, что они полностью лишились продовольствия и воды. По другим данным, взятие Бейтара врагами стало следствием измены двух братьев-самаритян – Менаше и Эфраима. Сам Шимон Бар-Кохба погиб, вероятно, несколько раньше – во время одной из многочисленных вылазок бойцов. Об осаде Бейтара упоминает, в частности, ранний христианский историк Евсевий Кесарийский. -Война, – пишет он, – достигла наибольшего размаха в восемнадцатый год правления Адриана в Бетере (Бейтаре), которая была сильной крепостью недалеко от Иерусалима. Осада ее продолжалась долгое время, покуда мятежники не погибли от голода и жажды, а зачинщик этого безумия получил заслуженное наказание-. В том же 135 году они казнили и рабби Акиву. После падения Бейтара несколько уцелевших еврейских отрядов скрывались в горных пещерах и продолжали неравную борьбу. Наиболее крупным был отряд, воевавший близ Тивериадского озера и возглавлявшийся некими братьями из Кефар-Харубе. Но римляне методически истребляли и истребили последних повстанцев. Однако еще до окончания боевых действий имперская администрация обнародовала целый свод анти-еврейских законов. Под запретом оказались еврейская система судопроизводства, изучение Торы, строительство новых синагог. После подавления восстания множество евреев продали в рабство на невольничьих рынках Хеврона и Газы. Тех, кого не удавалось продать в Эрец-Исраэль, отправляли в Египет. Значительная часть этих людей погибла от голода или в результате кораблекрушений. Страна обезлюдела. Началась эпоха галута – изгнания и скитаний
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
(По другим данным умер 5 Ава 5332 или 15 июля 1572 года)Одним из его учителей здесь был раввин, галахист и каббалист Давид Ибн Аби Зимра. Жизнь Лурии в Египте окутана легендами. Несколько лет он прожил отшельником на принадлежавшем его тестю острове Рауда на Ниле. Увлекаясь мистикой, он занимался в основном книгой Зохар и трудами ранних каббалистов, а из современников — учением Моше Кордоверо. В этот период создана, как полагают, единственная написанная им лично книга — комментарии к «Сифра ди-цни'ута» («Книга сокровения» — часть книги Зохар), близкая к системе Кордоверо. В 1569 г. или в начале 1570 г. Лурия с семьей переселился в Цфат, где занимался каббалой у Моше Кордоверо вплоть до смерти последнего (конец 1570 г.). Здесь он начал излагать и собственную, оригинальную систему каббалы в кругу учеников (известны имена 30 из них), среди которых особо выделялся Х. Витал. Лурия не записывал своего учения и не распространял его за пределами своей школы; при жизни он был более известен народу как святой человек, а не как каббалист. Иногда произносил проповеди в ашкеназской синагоге Цфата. Лурия совершал частые прогулки по окрестностям Цфата в окружении учеников, открывая им могилы святых людей, о которых узнавал якобы по наитию. Он первым упоминает о связи праздника Лаг ба-'омер с днем смерти Шим'она бар Иохая. Лурия прослыл человеком, которому открывается пророк Илия, и учил своих последователей способам общения с душами умерших праведников. Об учении Лурии мы узнаем из сочинений его учеников, написанных после его смерти (умер во время эпидемии в Цфате), в основном из книги Х. Витала «Эц ха-хаим» («Древо жизни»). Лурия использует три каббалистических понятия, в значительной мере связанные с космогонией: цимцум (`сокращение`), швират ха-келим (`ломка сосудов`) и тиккун (`исправление`). Цимцум — это добровольное сокращение Божественного начала, прежде заполнявшего все пространство Вселенной, с целью дать место материальному миру. Швират ха-келим — катастрофа, выразившаяся в том, что сосуды, проводившие в этот мир Божественный свет, тождественный добру, не выдержали напряжения и разбились; свет рассыпался на отдельные искры, и в мир проникла тьма, то есть зло. Чтобы мир стал царством добра, необходим тиккун — исправление разбитых сосудов и собирание рассыпанных искр, что является задачей человека. Таким образом, учение Лурии переносит идею мессианства из общественно-исторического плана в космометафизический. Еврейская история — это отражение описанных космических процессов. Разрушение Храма и изгнание евреев из Эрец-Исраэль соответствует «ломке сосудов», а рассеяние еврейского народа и связанные с этим испытания — рассыпавшимся во тьме искрам Божественного света. Итак, космические процессы, а не людские грехи были первопричиной этих бедствий. Но поведение народа и каждого еврея может и должно повлиять на космические процессы, привести к исправлению мира, искуплению грехов, приходу Мессии и конечному избавлению. Учение Лурии оказало огромное влияние на духовную жизнь евреев в последующие века и, в частности, подготовило почву для возникновения саббатианства, а затем и хасидизма. Еще при жизни Лурия заслужил славу религиозного поэта. Наиболее известны три его гимна к субботним трапезам, включенные в большинство молитвенников. Написанные языком Зохара и полные символики, они раскрывают в каббалистическом духе значение субботы и особую связь человека с мирозданием в этот день. По свидетельству учеников, Лурия занимался с ними, наряду с каббалой, и галахическими предметами. В отличие от новаторства в области каббалы, в отношении еврейских ритуалов Лурия был крайне консервативен, оправдывая и местные народные обычаи, в которые вкладывал мистический смысл: он считал, что каждое из колен Израилевых имеет свой особый доступ к Богу, что и породило различия в обрядности. Тем не менее, Лурия лично отдавал предпочтение сефардской литургии, основывая на ней мистические размышления о молитве. Могила Лурии в Цфате является объектом почитания и паломничества. Его именем названы две ашкеназские синагоги города.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Армии Обороны Израиля (или 28 августа).Несмотря на ту поистине великую роль, которую роты Пальмах сыграли в войне за Независимость, в 1949 г. организация Пальмах прекратила свое существование, ибо стала преобретать не только военное, но и политическое влияние. Тем не менее, военные нуждались в элитных частях специального назначения, поэтому в том же самом 1949 г. майор Йоэль Пальги (в войну Пальги попал в лапы гестапо, спасся прыжком из поезда, который вез пленных в концлагерь), 32-летний воспитанный британской секретной службой парашютист-диверсант, приступил к формированию парашютно-десантного подразделения коммандос. Личный состав отряда набирался из людей, прошедших парашютно-десаитную подготовку под руководством британских инструкторов в годы Второй мировой войны и после войны в Чехословакии. Таких людей оказалось совсем немного. Качество новобранцев оставляло желать лучшего: необученные, плохо дисциплинированные (даже утреннее построение удавалось провести не всегда!). Постепенно ветераны парашютно-десантной службы сумели выправить ситуацию, они сумели создать настоящую кузницу бойцов без страха и упрека, с горячими сердцами, чистыми руками и холодными головами. Именно из парашютистов впоследствии вышли почти все самые видные лидеры вооруженных сил Израиля. История сохранила имена этих ветеранов: австриец Карл Кахана, в году Второй мировой войны сражавшийся в британских глубинных патрулях в Северной Африке; Марсель Тувиас, отличившийся во французском Иностранном легионе. На посту командира майора Пальги очень быстро сменил майор Иегуда Харари, начавший свою борьбу в рядах Иргун, а потом ставший офицером Еврейской бригады. С целью повышения мастерства своих людей и повышения их боевого духа, если угодно - элитарности, Харари практиковал «киднэппинг» - похищение солдат и офицеров из других частей. Боевой дух возрос, зато его моральная составляющая упала до опасного уровня. Тем не менее, первые учения по высадке «за линию фронта», которые прошли в 1950 г.. дали очень высокие результаты. 1952 г. небезопасные транспортные самолеты С-46 заменили более надежными С-47. Стало прибывать новое пополнение, которое отбирали на основе научно обоснованных критериев: высокий образовательный уровень, атлетизм, устойчивость к стрессам. Отбор велся исключительно на добровольной основе. Из 70 волонтеров, прибывших в отряд в 1953 г., лишь один являлся израильтянином по месту рождения. Личный состав представлял собой своего рода «вавилонское столпотворение» - солдаты и офицеры говорили на 40 языках. Неудивительно, что сей «иностранный легион» в 1953 г. не сумел выполнить поставленную боевую задачу: предотвратить вторжение террористических группировок на еврейскую территорию. В августе 1951 г. начальник Генерального штаба Армии Обороны принял решение о формировании элитной части, предназначенной для обороны границы. «Отряд 30» формировался на добровольной основе. Наряду с евреями сюда принимали бедуинов. Состав «отряда 30» никогда не превышал двух взводов, но немногочисленные бойцы части стали настоящими мастерами маскировки и разведки. В то время у Генерального штаба не существовало плана по интеграции «элитных» частей в общую структуру Армии Обороны, поэтому уже в 1952 г. «отряд 30» был расформирован. В 1949 - 1953 г.г. численность Армии Обороны постоянно росла, чего нельзя сказать о качестве. То был период роста молодой армии молодого государства. В армии сложилось самое тяжелое положение с неуставными отношениями - за 1949 - 1952 г.г. зафиксированы более 3000 тяжелых инцидентов. Тогда в Генеральном штабе решили, что небольшие элитные части с твердой дисциплиной послужат своего рода маяками для остальных армейских частей и подразделений. С другой стороны, на эти части возлагались бы «специальные» задачи, свойственные партизанской войне. В августе 1953 г. случилось эпохальное для всей Армии Обороны событие - на военную службу вновь был призван некий 24-летний майор резерва. Майора звали Ариэль Шарон. В августе 1953 г. родилось знаменитое подразделение - «отряд 101», ставший прообразом элитных формирований спецназа «Сайерет Маткаль» при Генштабе израильской армии. Шарону дали полную свободу действий в части комплектования вверенного ему подразделения. Шарон предпочел тех, кто не в особых ладах с дисциплиной и рутинно-показной стороной армии. Эти люди сразу ощутили в Шароне своего, а в подразделении установились теплые неформальные отношения и особая аура уважения и независимости каждого. Впрочем, не только отношение к формальному соблюдению уставов являлось критерием отбора. Храбрость и инициативность значили гораздо больше. Бойцов учили использовать самое различное оружие, от американских автоматов Томпсона до германских МП-40, от бутылок с горючей смесью до британских ручных гранат. Самым знаменитым солдатом отряда 101 стал Мейер Хаар-Цион, отличный разведчик, великолепный боец, неутомимый следопыт. В отряде не было принято отдавать воинское приветствие друг другу, отношения были насквозь неформальными. Девизом отряда стала следующая фраза: «Никто не вернется на базу, не выполнив поставленной задачи». Тренировки велись постоянно, стреляли по всему - от пивных бутылок до голубей. Стрельба и взрывы не стихали на полигоне отряда круглые сутки. Через два месяца после начала подготовки 40 бойцов отряда 101 отправились выполнять первую в истории части боевую задачу. Им предстоял рейд за границу Израиля. Рейд прошел успешно. На боевое задание, как правило, бойцы уходили в цивильном платье, не имея радиостанций. Медиков в состав групп не включали. Фактически каждый боец являлся командиром. По крайней мере, при необходимости мог выполнять командирские обязанности. Каждую группу, вернувшуюся из рейда, встречал лично Шарон, который приглашал бойцов на вкусный ужин (завтрак, обед, пир одним словом). Группы отряда 101 выполнили несколько ярких рейдов на территорию Египта и Иорданию, где их целью были базы по подготовке террористов. Молниеносные рейды израильтян наводили ужас на врага – как правило, в плен террористов не брали. У парашютистов стало традицией после карательной акции зайти в ближайший арабский духан и заказать у дрожащих от страха арабов чашечку кофе. 13 октября 1953 г. женщину и двух ее ребятишек зверски убили арабы. В ответ был спланирован рейд отряда 101 на деревню Кибия, где находился опорный пункт Арабского легиона. То был самый жестокий рейд за все историю элитного отряда спецназовцев. Вместе с подразделениями отряда 101 в операции «Шошана» приняли участие парашютисты во главе с капитаном Давиди. Операцией командовал лично Шарон. Рейдеры скрытно пересекли иорданскую границу, без помех заняли заранее выбранные рубежи атаки. Атака началась с ураганного огня. Арабы ответили не менее массированным огнем, но их сопротивление быстро сломили бойцы израильского отряда. Шарон отдал приказ взорвать каждый дом в деревне. Считалось, что все мирные жители успели покинуть деревню, но это было не так. Потом, в руинах, арабы обнаружили 69 тел мирных жителей. Через несколько лет после этого инцидента, получившего негативный международный резонанс, Шарон вспоминал о нем как о «случайной трагедии». Впрочем, это не навредило репутации будущего генерала: «отряд 101» был включен в 202-ю десантную бригаду, командиром которой и назначили Шарона ... источник