Календарь на 26-е июня

67 — (25 Сивана 3827) Иудейская война. Под натиском римлян пала соседняя с Иотапатой крепость Иафа. "В те дни Веспасиан отрядил начальника десятого легиона, Траяна, во главе 1000 всадников и 2000 пехотного войска против соседнего с Иотапатой города Иафы, который, ободряемый неожиданным сопротивлением иотапатцев, также примкнул к восстанию. Далее

Траян нашел город трудно поборимым, так как, кроме природных укреплений местности, он был защищен двойной стеной; но видя, что жители идут ему навстречу в боевом порядке, он вступил с ними в битву и обратил их в бегство после лишь краткого сопротив­ления, оказанного ими. Они устремились за первую городскую стену; рим­ляне же, преследовавшие их по стопам, ворвались вместе с ними; они хотели бежать дальше, за вторую стену, но их же сограждане заперли пред ними ворота для того, чтоб вместе с ними не вторглись также и римляне. Бог как будто сам на радость римлянам вверг галилеян в такое несчастье, отдав всю массу народа, оттолкнутую соб­ственными руками сограждан, на заклание кровожадному врагу. Стесненные густыми кучами у ворот, громко обзывая по имени караульщиков, они с мольбой на устах падали под мечами римлян. Первую стену заперли враги, вторую их же сограждане, и так, скученные между двумя обводными стенами, многие закалывали друг друга, многие и сами себя, но бесчисленное множество пало от рук римлян, прежде чем кто нибудь мог подумать об обороне, ибо, кроме страха пред врагами, их поразила еще измена своих друзей. Они умирали, проклиная не римлян, а своих же собратьев. Так легли мертвыми на месте 12 000 человек. Полагая, что город лишился теперь всего своего ратного войска и что остав­шиеся в нем из страха ничего не предпримут, Траян отложил взя­тие города для полководца и отправил послов к Веспасиану с просьбой послать своего сына Тита для довершения победы, Веспасиан, однако, полагал, что предстоит еще борьба, и дал своему сыну отряд из 500 конных и 1000 пеших солдата. Тит поспешно двинулся к городу, выстроил свое войско в боевой порядок и, поручив Траяну команду над левым крылом, сам во главе правого крыла открыл наступление. Когда солдаты со всех сторон приставили лестницы к стене, галилеяне после краткой обороны отступили от нее. Люди Тита вскочили на стены и быстро заняли город. Но внутри последнего им пришлось еще выдержать ожесточенный бой с иудеями: в тесных улицах бросилась им навстречу самая сильная часть населения, в то время как женщины из домов бросали все, что им попадалось в руки, на головы римлян; шесть часов длилось их сопротивление; но когда пали все бойцы, остальная масса народа на открытых местах и в домах была уничтожена, стар и млад без различия, и никто из мужского пола не был пощажен, за исключением бессловесных детей, которые вместе с женщинами были обращены в рабство. Число убитых в го­роде и в предшествовавшей битве простиралось до 15 000, число пленников было 2130. Это поражение галилеяне потерпели 25-го числа месяца Десия." (Иосиф Флавий).

 

Метки:

363 — (28 Сивана 4123) Погиб император Рима Юлиан

В 312 году по Рождеству Христову произошло одно весьма драматичное событие. Константин, только что разгромивший в битве при Мильвианском Мосте армию Максентуса - своего соперника на трон императора Рима - провозгласил, что его победа была результатом помощи со стороны Бога христиан. Христианство, в весьма, как мы знаем, извращенной форме, после этого стало государственной религией Римской Империи. Иерусалим с того времени перестал именоваться Аелией Капитолиной и служить всего-навсего пристанищем римскому гарнизону, но вместо этого был превращен в святой град новой возобладавшей религии. В 361 году на трон взошел новый император - молодой человек двадцати шести лет от роду по имени Юлиан, снискавший себе в истории титул Юлиана Отступника из-за того, что с самого начала своего правления отверг Христианство и провозгласил, что восстановит старые языческие верования и религию. Частью его антихристианской политики было оказание разных милостей и привилегий иудеям. В июле 362 года Юлиан встретился с иудейскими предводителями и старейшинами в Антиохе и спросил их, почему они больше не приносят жертв Богу. Те ответили, что жертвы можно приносить исключительно в том случае, если бы был восстановлен их храм в Иерусалиме. Юлиан был в достаточной степени образованным и сведущим человеком и, поэтому, знал, что разрушение храма и изгнание иудеев из Иерусалима постоянно использовалось в проповедовании христиан с 70 г. н.э. в качестве доказательства истинности Христианства. Таким образом, он понимал, что разрешение иудеям вернуться в Иерусалим и вновь жить на их старой родине, а также восстановление храма, нанесло бы серьезнейший удар по Христианству. В соответствии с современными источниками, император пообещал собравшимся к нему иудеям: "Я предприму все усилия со всяким рвением для того, чтобы восстановить храм Всевышнего Бога". Затем он еще раз подтвердил свое намерение, выразив его письменно в своем послании: "Я восстановлю святой город Иерусалим за счет своей казны и населю его, как вы и хотели того на протяжении всех этих многих лет" ("История Иерусалима" - Харпер Коллинз, Лондон, 1996, стр. 195). То, что последовало за этим, заслуживало самого пристального внимания: "Повсюду среди еврейских общин наблюдался просто дикий энтузиазм. Торжествующие звуки шофара раздавались по всем улицам и казалось, что вот-вот должен был придти Сам Мессия. Многие иудеи стали относиться к христианам, которые в течение столь длительного времени торжествовали в своей вере, с крайним негодованием и злобой. Иудеи толпами стали прибывать в Иерусалим, заполоняя собой все его улицы впервые за последние более чем 200 лет. Те, кто не мог приехать сам, слали пожертвования на новый храм. Новыми переселенцами в те дни была построена временная синагога на месте одного из разрушенных входов на Храмовой Горе, и Юлиан, возможно, даже приказал христианским обитателям города возвратить ту собственность иудеев, которой они пользовались после изгнания последних из города. Он назначил одного из своих друзей - Алипиуса, руководить строительством храма, а также отдал ему приказание начать запасать все необходимые для этого материалы. Были изготовлены специальные серебряные инструменты, поскольку использование железа при изготовлении алтаря было запрещено по Закону Моисея". В марте следующего года Юлиан возглавил свою армию в походе против Персии. Перед этим он пообещал самолично принять участие в освящении храма после того, как он вернется домой с победой. Тем временем, работа по возведению храма началась. Рабочие из иудеев начали расчищать место под храм от всего того мусора, который покрывал место прошлого храма, построенного еще Иродом. В то же самое время активно шло накопление стройматериалов. Положение, таким образом, начало складываться самое что ни на есть серьезное. Прежде всего, восстановление Иерусалима для евреев и строительство храма однозначно должно было опровергнуть пророчество Христа о том, что "Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лук. 21:24). (Это, в свою очередь, безусловно могло бы возбудить преждевременные ожидания среди христиан в отношении того, что времена язычников подходят к концу и что возвращение Господа не за горами.) Далее, все эти изменения свели бы на нет пророчества Книги Откровения о том, что языческая Римская Империя должна была принять в качестве своей новой религии искаженную форму Христианства. Тем не менее, Бог никогда не позволяет Своему Слову быть пренебрегаемым и находиться в поношении у людей, и уж тем более, никому не дано опровергнуть его. Всё это привело к тому, что слова Бога, много веков назад записанные еще пророком Иеремией, вступили в действие и на сей раз: "Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер. 1:12). Двадцать седьмого мая внезапно разразившееся землетрясение поколебало пределы Иерусалима. В кладовых на Храмовой Горе, где запасали строительные материалы, разразился пожар, то ли вызванный самим землетрясением, то ли учиненный теми, кто был озабочен грядущими переменами в Святом Городе. Всего лишь через месяц после этого, 26 июня, Юлиан был поражен копьем в бок в ходе неожиданной атаки персиян. Ночь, сменившая тот день, унесла с собой жизнь императора. По преданию, его последними словами были: "Ты победил, Галилеянин..." Следующим императором стал начальник имперской стражи Джовиан. Он был христианином и, возвратившись с потерпевшей неудачу армией назад в Антиох, издал указ, восстанавливающий христианство в качестве официальной государственной религии Римской Империи. Помимо этого, его указ восстанавливал запрет на проживание и нахождение евреев в Иерусалиме. Таким образом, все планы по возвращению евреев в Иерусалим превратились в ничто.

 по прозвищу Отступник, получив смертельную рану в битве с персами близ Ктесифона.
 

Метки:

1170 — (11 Таммуза 4930) В Израиле началась серия землетрясений, продолжавшаяся 5 месяцев. [По - Д.Амиран, «Кадманиот» (Древности) №111]
 

Метки:

1523 — (13 Таммуза 5283) Появилось первое печатное издание Сефер ха-Чинух. Книга была опубликована анонимно, ученым так и не удалось найти автора. Её создание датируется Испанией 13 века и представляет собой подробное описание 613 заповедей. Они расположены в соответствии с их появлением в Пятикнижии. Описание каждой заповеди включает (а) концепцию мицвы и ее библейский источник, (б) философские основы заповеди и (в) краткое изложение законов регулирующие его соблюдение
 

Метки:

1541 — (23 Сивана 5301) В Люблине в возрасте 81 года умер раввин Якоб Поллак. Был первым крупным польско-еврейским ученым-раввинистом. До него великие центры Талмуда находились в Германии. Помог создать талмудический метод обучения под названием «Пилпул». Некоторые называли его умственной акробатикой. Поллак служил раввином в Кракове, на какое-то время переехал в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Люблин
 

Метки:

1643 — (19 Таммуза 5403) Во время Тридцатилетней войны разграбление шведской армией города Кремзира (в Чехии) за отказ накормить и напоить войска, убито 17 евреев, многие ранены
 

Метки:

1743 — (15 Таммуза 5503) В возрасте 47лет в Иерусалиме умер раввин Хаим бар Моше Ибн Атар

Родился в марокканском городе Сале – в богатой семье выходцев из Испании. Изучал Тору у своего деда, р. Хаима Ибн Атара, в честь которого он был назван. Когда период ученичества завершился, р. Хаим организовал ешиву в своем доме и преподавал в ней. Значительную часть своих средств он тратил на благотворительность. В 5492 /1732/ году, когда он еще жил в Сале, в амстердамской типографии вышла его первая книга Хэфец Ашем (Желание Б-га), содержащая его хидушим – аналитические заметки к Талмуду. Впоследствии р. Хаим Ибн Атар переехал в более крупный город Мекнес, а затем и в Фес, старинный духовный центр евреев Марокко. В 5498 /1738/ году, когда в районе Феса началась засуха и сопутствующий ей голод, р. Хаим был вынужден перебраться из центра страны на север, в г. Тетуан, расположенный недалеко от Гибралтарского пролива. Решив совершить алию – подняться в Землю Израиля, р. Хаим вместе с группой учеников отплыл на корабле вдоль северного побережья Африки на восток. Сделав промежуточную остановку в г. Алжире, они временно изменили курс: следующей остановкой на их пути стал итальянский город Ливорно. В итальянских типографиях р. Хаим Ибн Атар издал ряд своих книг. В 5499 /1739/ году в Венеции вышла в свет книга Ор ахаим (Свет жизни) – глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество кабалистических откровений. Во время своего путешествия по Италии р. Хаим Ибн Атар выступал в различных общинах со своими драшот (толкованиями Торы) и этическими проповедями, производя на многочисленных слушателей глубочайшее впечатление. В этот период возник проект, согласно которому р. Хаим должен был на средства еврейских богачей из Ливорно организовать ешиву в Йерушалаиме: в этой ешиве обучались бы юноши из итальянских общин, и несколько учеников прибавилось к его группе уже в Италии. В рош ходеш (первый день месяца) ав 5501 /1741/ года автор книги Ор ахаим отбыл из порта Ливорно с группой своих учеников и их семьями – всего около тридцати человек. На корабле они достигли Александрии, а затем, в конце месяца элуль 5501 /1741/ года сошли на берег в аккском порту. Поскольку в Йерушалаиме свирепствовала эпидемия, они почти год прожили в Акко, посетив за это время многие святыни Северной Галилеи. В Тверии р. Хаим Ибн Атар сблизился с главным раввином города р. Хаимом Абулафией. Восьмидесятилетний мудрец, стремившийся возродить Тверию, увидел в авторе книги Ор ахаим своего возможного преемника во главе общины, и поэтому предложил ему основать ешиву в этом городе. По этому вопросу списались с ливорнскими меценатами – но тем временем завершилась эпидемия в Йерушалаиме, и к концу 5502 /1742/ года, после длительных и опасных странствий, р. Хаим Ибн Атар и его ученики прибыли в святой город. Здесь, во временно пустующем доме своего друга раввина Иммануэля Рики, Ибн Атар открыл ешиву Кнессет Исраэль (Собрание Израиля), которая сразу привлекла наиболее способных молодых знатоков Торы. Согласно традиции, Ибн Атар создал в Йерушалаиме не только «открытую» ешиву, но также и еще одну,«скрытую». В «скрытой» ешиве, доступ в которую был строго ограничен, под его руководством изучались сокровенные тайны Торы (Сарей амеа 6:7). Р. Хаим Ибн Атар прожил в Йерушалаиме меньше года: пятнадцатого тамуза 5503 /1743/ года, на исходе шабаты недельной главы Пинхас, он был призван Всевышним в Небесную ешиву

, известный по названию своего библейского комментария, Ор-Хаим, один из духовных лидеров поколения.
 

Метки:

1881 — В Слуцке в семье зажиточного торговца родился Яаков Кахан (Фихман) — израильский поэт, драматург, переводчик и лингвист, лауреат Государственной премии Израиля. Образование получил в хедере и у домашнего учителя. В 14 лет ушел из дома, бродяжничал по Херсонской области и Подолии, жил случайными заработками, самостоятельно освоил русский и немецкий языки, приобщился к русской и мировой литературе. В молодости преподавал иврит, жил в разных городах России и Западной Европы, в 1912 году переехал в Эрец-Исраэль, где занимался литературной и издательской деятельностью. Первые публикации Фихмана появились в 1900 году в журнале для юношества – стихотворение «Весенняя песня» и перевод стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Первый сборник стихов «Легенды и стихи» вышел в 1910 году и предназначался для детей. Далее были сборники стихов «Стебли», «Весна в Шомроне», «Окраина поля», сборник сонетов «Скалы в Иерусалиме», поэма «Рут», а также множество критических эссе и биографий писателей. Лирика Фихмана отличалась редкой для литературы на иврите певучестью, пластичностью и задушевностью. Фихман перевел с немецкого языка произведения Г.Гейне, И.В.Гете, Г.Гессе, трагедию К.Хеббеля «Ирод и Мариамна»; с французского языка перевел детские рассказы Анатоля Франса; с русского – произведения М.Ю.Лермонтова и А.А.Блока. Фихман одним из первых занялся теоретическими проблемами перевода на иврит, значителен его вклад в развитие детской литературы на иврите. Умер 20 ноября 1960 года в Тель-Авиве
 

Метки:

1899 — (18 Таммуза 5659) Выступление Герцля в Лондоне на огромном митинге. В нём он рассказал публике о намерении вступить в контакт с турецким султаном и под его протекторатом заселять Палестину евреями.
 

Метки:

1903 — (9 июля н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "Из Киева "Новому Времени" телеграфируют: В Никольской слободке подле Киева скончался еврей Наум Фалькович, 121 год. Он оставил сыновей и дочерей по 80-ти лет и рассказывал, что видел императрицу Екатерину и Наполеона. Среди евреев слободки насчитывается около 25 лиц в возрасте от 80 до 100 лет."
 

Метки:

1921 — (20 Сивана 5681) Ишув. На совещании лидеров Гистадрута и Хаганы одобрено решение о превращении последней во всенародную организацию. Это был принципиальный спор бывших членов Хашомера во главе с И. Шохатом, с выходцами из Еврейского легиона, представителем которых был Э. Голомб. Первые продолжали настаивать на Хагане - организации профессионалов, вторые - на привлечении в её ряды практически всего способного носить оружие Ишува.
 

Метки:

1938 — (27 Сивана 5698) Ишув. Методом "Ограда и башня" основан кибуц Аллоним

Находится на севере Изреельской долины, к северу от шоссе Хайфа—Афула, примерно в 3 км к востоку от Кирьят-Тив'она. Принадлежит движению Ха-Тну'а ха-киббуцит ха-меухедет. В 1935 году, ещё до создания кибуца в этом районе в доме семьи Зайд в Шейх-Абреке поселились члены группы Агуддат ро'им (Союз пастухов), к которым присоединилась молодежная группа из Эйн-Харода. В 1938 было основано поселение по методу хома у-мигдал. В него влились выходцы из Польши и Германии и некоторые члены киббуца Ревивим. В конце периода британского мандата здесь базировался ПАЛМАХ (арабское подразделение) и действовали курсы подготовки бойцов Хаганы. сновные отрасли хозяйства: полеводство, садоводство, разведение мелкого и крупного рогатого скота, птицеводство. Есть несколько промышленных предприятий. Площадь Аллоним 800 га; население — 556 человек (2003). На территории киббуца обнаружены остатки древнего поселения (Тель-Кускус).

 
 

Метки:

1939 — (9 Таммуза 5699) Ишув. Методом "Ограда и башня" создан мошав Кфар Неттер. Расположен в центральной части Израиля на прибрежной равнине близ Нетании, находится под юрисдикцией регионального совета Hof Хашарона. В 2006 году насчитывал 765 жителей. Основан выпускниками сельскохозяйственной школы Mikveh Исраэль. Назван в честь Чарльза Неттера, который основал Mikveh Исраэль.
 

Метки:

1941 — (3 Элула 5701) Шоа. Создано гетто Белостока

1 июля 1941 г. подразделение эйнзацгруппен вошло в Белосток. 3 июля эсэсовцами было расстреляно более трехсот человек, представителей еврейской интеллигенции. В июле 1941 г. было осуществлено еще две массовые акции по уничтожению еврейского населения. В ходе одной из них были схвачены и расстреляны более пяти тысяч мужчин, в ходе другой — более тысячи женщин с детьми. Наряду с массовыми расстрелами, оккупационные власти обкладывали еврейское население Белостока многочисленными поборами. Все евреи Белостока обязаны были носить отличительный знак — желтые звезды на спине и груди, за пределами гетто евреи обязаны были ходить только по мостовой и только в составе рабочих колонн в сопровождении немцев.

Руководители юденрата, особенно Э. Бараш, надеялись спасти жизнь узникам гетто, если евреи будут как можно больше работать на различных предприятиях и выпускать продукцию, необходимую для немецкой армии и немецкого народного хозяйства. В апреле 1943 г. на предприятиях и мастерских в самом гетто работало 14 250 евреев, за пределами гетто — 2,7 тыс. Зарплата евреев составляла 40–50% от зарплаты рабочих других национальностей. Но рабочие получали только половину этой суммы, остальные деньги в основном шли на нужды городского бюджета. Лишь незначительная часть этой суммы поступала на счета юденрата. Зимой 1941–42 гг. не работавшие жители гетто получали по 200 грамм хлеба в день, работавшие вне гетто — 230 грамм, а работавшие внутри гетто — 500 грамм. Но летом 1942 г. норма для работающих в гетто была снижена до 375 грамм, а с ноября 1942 г. — до 300 грамм.

Юденрат Белостока предпринимал большие усилия для помощи жителям гетто. Так, при помощи членов организации Хе-Халуц были организованы огороды и жителям гетто по льготным ценам было продано 190 т овощей. Были организованы так называемые суповые кухни, которые бесплатно или за символическую плату предоставляли обеды жителям гетто. Число таких обедов выросло с апреля 1942 г. по апрель 1943 г. с трех до семи тысяч в день. Уже в августе 1942 г. в гетто была открыта больница, а всего в Белостоке функционировало две еврейские больницы, поликлиника. Так, как многие дети потеряли своих родителей, а старики остались без присмотра, были организованы два детских дома и дом для престарелых, в гетто была создана школа.

В октябре–ноябре 1941 г. четыре тысячи узников гетто были депортированы в трудовой лагерь в Пружанах. Хотя осенью 1941 г. — январе 1943 г. бывали отдельные случаи расстрелов евреев за незначительные провинности, (например, за попытку пронести в гетто продукты), массовых акций по уничтожению еврейского населения в Белостоке не проводилось. Осенью 1942 г. — марте 1943 г. были ликвидированы все гетто дистрикта «Белосток», за исключением самого Белостока. Их узники были депортированы в лагеря смерти (см. Концентрационные лагеря). В ночь на 5 января 1943 г. гетто было окружено подразделениями войск СС, вермахта и отрядами украинских полицейских. Арестовывались не работавшие или работавшие за пределами гетто. Около десяти тысяч человек были вывезены в лагерь смерти Треблинка. Около 900 человек, многие за вооруженное сопротивление, были расстреляны на территории гетто.

В ноябре 1941 г. в подвале больницы гетто состоялось совещание коммунистов, представителей левых молодежных сионистских движений и левой части Бунда. Был создан антифашистский комитет Белостока, выработан план работы в гетто и в «арийской части города». Но в декабре гестапо получило точную информацию и в гетто было арестовано и расстреляно 4 подпольщиков. В начале 1942 г. было организованно еще несколько групп сопротивления в гетто. В марте 1942 г. был создан Объединенный антифашистский блок, в который вошли коммунисты во главе с бывшим унтер-офицером польской армии Д. Мошковичем (1905–43), представители движения Ха-Шомер ха-ца'ир во главе с Хайкой Гроссман и левой частью Бунда во главе с Э. Бораксом. В начале 1942 г. в гетто было создано еще одно движение еврейского сопротивления, в которого вошли представители правого крыла Бунда, сионистской организации Дрор и ряда других сионистских движений. Организацию возглавил М. Тененбаум (Тамаров).

Одна из главных задач еврейского подполье заключалась в добывании оружия. Оружие закупалось у местных крестьян, похищалось еврейскими рабочими из оружейных мастерских и армейских складов, где они работали, бывали случаи, когда его приобретали у немецких солдат. Подпольщики устраивали вооруженные налеты на склады оружия, в том числе, на склады войск СС и гестапо. Подпольные мастерские по выпуску оружия были организованы внутри гетто. В них производили гранаты и мины, бутылки с зажигательной смесью, собирали из различных деталей стрелковое оружие. Добытое оружие с необыкновенными сложностями переправляли в гетто. В гетто и за его пределами создавались тайные склады оружия, часто в самых неожиданных местах, например, часть оружия хранилось на территории базы немецкой воинской части. Подполье осуществляло акты саботажа — порчу и уничтожение оружия, одежды, обуви, предназначенных для немецкой армии. В октябре 1942 г. немцы обнаружили акты саботажа на фабриках по производству одежды и обуви. Им не удалось найти виновных, но трое еврейских рабочих были повешены.

С конца 1942 г. подпольные организации гетто стали готовить отправку в леса первых партизанских групп. В районе Белостока создание еврейских партизанских отрядов было значительно сложнее, чем в других районах оккупированной Польши. Основная польская подпольная организация Армия Крайова, в которой действовал еврейский сектор и, которая в остальной части Польши помогала евреям, в Белостоке не только не оказывала никакой помощи еврейскому подполью даже во время восстания 1943 г., но в лесах, где отряды Армии Крайовой вели войну с немцами, они в то же время уничтожали еврейских партизан. Первая группа еврейских партизан в составе восьми человек ушла из Белостока в лес 7 января 1943 г. Через несколько дней к ним присоединилось еще девять человек, в том числе и командир группы Моше Слапак (партизанская кличка — Максим; 1913?–43). В феврале в боях погибли 8 партизан, в том числе М. Слапак, остальные через некоторое время были вынуждены вернуться в гетто. Несмотря на неудачный опыт, в конце февраля 1943 г. в лес были отправлены новые еврейские партизанские группы. Из этих групп был составлен еврейский партизанский отряд «Форойс» («Вперед») под командованием типографского рабочего из Варшавы Ионы Сухачевского (партизанская кличка — Саша; ?–1943). В марте–апреле 1943 г. в лесах были образованы еще две еврейские партизанские группы, часть членов которых, в том числе командир одной из групп И. Кот бежали из эшелонов, которые везли их в Треблинку после массовой акции в Белостокском гетто в феврале 1943 г.

5 февраля 1943 г. еврейские боевые группы оказали вооруженное сопротивление немецким солдатам и украинским полицейским, вошедшим в гетто. В ходе боев было убито около тринадцати немецких солдат и полицейских. Большинство. вступивших в бой с немцами было уничтожено.

После февральской акции резко увеличилось число еврейских юношей и девушек, вступивших в боевые организации, увеличилось число людей, которых отправляли в леса в еврейские партизанские группы. Подпольщики всеми возможными способами добывали и изготовляли оружие и под руководством Д. Мошковича занимались военной подготовкой. Руководители юденрата стали понимать, какая судьба уготовлена всему населению гетто. Э. Бараш установил контакт с представителями еврейского сопротивления, встречался несколько раз с Хайкой Гроссман и М. Тенебаумом и даже передал ему деньги и драгоценности для приобретения оружия, но до последнего момента он продолжал сотрудничать с немецкими властями. Активные действия подполья затруднялись раздробленностью сил, отсутствием единого командования. С марта 1943 г. начались переговоры об объединении, которые велись очень медленно из-за нежелания коммунистов сотрудничать с правыми бундовцами и сионистами. Только в конце мая 1943 г. удалось добиться объединения всех еврейских организаций и создания единого штаба, во главе которого встали: член сионистской организации «Дрор» М. Тененбаум и коммунист Д. Мошкович.

В начале августа 1943 г. власти нацистской Германии приняли решение об окончательной ликвидации Белостокского гетто. В Белосток был послан генерал СС О. Глобоцник, руководивший в 1942–43 гг. всеми операцими по уничтожению еврейского населения Польши. Он вместе с местными эсэсовскими руководителями выработал план уничтожения Белостокского гетто. Немцы учли уроки восстания в Варшавском гетто (см. Польша) и основательно подготовились к операции. В ночь с 15 на 16 августа гетто было окружено тремя кольцами немецких войск, состоявших из подразделений немецкой жандармерии, трех специальных полицейских батальонов, два из которых были украинскими, частей СС и подразделений вермахта. Войскам были приданы полевая артиллерия, танки, броневики и самолеты. В ночь на 16 августа немецкие войска заняли фабрики гетто, утром 16 августа в гетто были вывешены объявления, в которых населению приказывали собраться в указанных местах, якобы для переселения в г. Люблин. Еврейские подпольщики уже 14 августа знали о планах немцев. В подпольных организациях насчитывалось около двухсот человек. На тайных складах находилось около 130 единиц оружия: 25 немецких винтовок и обрезов, около 100 пистолетов, несколько автоматов, один пулемет. Оружие было своевременно выдано подпольщикам. Но на всех бойцов сопротивления оружия не хватало. Поэтому бойцов вооружали топорами, штыками, косами, бутылками с серной кислотой и зажигательной смесью. Были созданы укрепленные бункеры и два штаба по руководству восстания. В бункере на улице Теплой находился главный штаб восставших во главе с руководителями М. Тененбаумом и Д. Мошковичем. Другой штаб был создан в центре гетто, его возглавляли З. Зильберберг и Й. Каве (1897–1944). По плану руководителей восстания диверсионные группы, в которых было много девушек, подожгли и взорвали фабрики на территории гетто. При попытке разрушить забор и прорвать кольцо блокады около сорока человек погибло. Небольшой группе восставших удалось вырваться за пределы гетто, но их дальнейшая судьба неизвестна.

К повстанцам присоединились всего несколько десятков человек. 16 августа тяжелые бои велись у бункера на улице Теплой. Во время боя Фрида Рыбаловская (1925–43?) отбила у немцев пулемет, Рена Верник взорвала гранатой себя и окруживших ее немцев и украинских полицейских. Столкнувшись с тяжелым сопротивлением, немецкое командование решило использовать танки. Недалеко от юденрата путь танкам перегородили боевые группы под командованием Й. Кове и Юдит Новогрудской (партизанская кличка — Юдита; 1908?–43). Танки были забросаны гранатами. Особенно мужественно сражалась с немцами боевая группа, состоящая из мясников во главе с М. Татой. Другим очагом сопротивления стала фабрика металлических изделий, которую обороняли группа повстанцев во главе с З. Фельдером и З. Зильбербергом. Все немецкие атаки были отбиты. Фабрика была подвергнута бомбардировке с воздуха и ее защитники погибли.

В ночь на 17 августа бойцы еврейского сопротивления перешли в контратаку. Им удалось ворваться в покинутую жителями центральную часть гетто. Здесь было захвачено несколько фабрик. Весь день 17 августа в этой части гетто шли тяжелые бои. Немцы захватили здания фабрик только после гибели всех защитников. Организованное сопротивление продолжалось до 20 августа. Восставшие действовали по ночам, устраивали вылазки из бункеров, нападали на патрули, в основном состоящие из украинских полицейских, и добывали у них оружие. План руководства восстанием заключался в том, чтобы собрать как можно больше бойцов, прорвать стену, окружавшую гетто и уйти в леса.

19 августа немцы и украинские полицейские ворвались в бункер на улице Хмельной. После ожесточенного боя оставшихся в живых евреев схватили, вывели наверх и расстреляли. 19 августа была предпринята еще одна отчаянная попытка штурма ограды гетто. Большая группа бойцов во главе с Юдит Новогрудской пыталась прорвать кольцо окружения, но неудачно, большинство бойцов, в том числе Юдит Новогрудская, погибли. 20 августа, после того как кончились патроны, руководители восстания Д. Мошкович и Н. Тененбаум вместе с группой бойцов покончили жизнь самоубийством. После гибели главного штаба в руках восставших оставалась только еврейская больница, куда доставляли всех раненых в ходе боев. Немцы и украинские полицейские столкнулись с группой бойцов во главе с Ханкой Левинсон и только после тяжелого боя, уничтожив всех бойцов, захватили больницу. Все больные, раненые и медицинские работники были убиты.

Несмотря на огромное преимущество немецких войск в живой силе и вооружении, в ходе боев немцы понесли значительные потери. Так, согласно сведениям, опубликованном в подпольном «Бюллетене польского совета помощи евреям — Жегота» (см. Польша), в гетто было уничтожено около ста немецких и украинских солдат и полицейских, несколько сот было ранено.

Отдельные группы повстанцев продолжали скрываться в развалинах гетто, главным образом в надежно замаскированных бункерах. Они выходили по ночам из укрытия и нападали на патрули, состоявших из украинских, литовских и немецких полицейских. Последними группами повстанцев гетто командовал В. Волковысский. Но лишь единицам удалось вырваться из гетто и попасть в партизанские группы. Последняя известная попытка прорыва произошла в середине октября 1943 г., но прорваться никому не удалось. При ликвидации гетто немцы депортировали в лагеря смерти Майданек и Освенцим около 30 тыс. человек. Сотни евреев были уничтожены в ходе боев в гетто или расстреляны после подавления восстания. 22 августа немцы отправили из Белостока эшелон, в котором находилось 1200 еврейских детей и около 40 взрослых, которые их сопровождали. Эшелон привез детей в Терезиеншдадт (см. Терезин). После трехмесячного пребывания в Терезиенштадте еврейские дети из Белостока были депортированы в Освенцим и уничтожены. После ликвидации гетто в Белостоке немцы отобрали около 800 евреев рабочих и инженеров, которые под руководством председателя юденрата Э. Бараша были поселены в организованном «малом гетто». Еврейские рабочие и инженеры демонтировали несколько фабрик. По завершению работ в сентябре 1943 г. все узники «малого гетто» были отправлены в Майданек и уничтожены. Около ста человек смогли вырваться из гетто или выпрыгнуть из эшелонов, которые везли их в лагеря смерти и добраться до еврейских партизанских групп, как правило, с помощью связных еврейского подполья, находившихся на арийской стороне: Хайки Гроссман, Марыли Ружицкой (1919–82), Лизы Чапник (1922–2016), Хаси Белецкой-Борнштейн (1921–2012), Брони Виницкой-Клебанской (1923–2011), Анны Руд (1918–?) и Ривки Мадайской (1921–43).

После ликвидации восстания в гетто немцы направили карательные отряды против еврейских партизанских групп. Несмотря на тяжелые потери, которые понесли партизаны, уничтожить еврейское партизанское движение немцам не удалось. В конце апреля 1944 г. в леса под Белостоком пришла советская партизанская бригада имени К. Калиновского. Еврейские партизанские группы и отряд влились в бригаду и были распределены по различным отрядам.

 : на улицах города были вывешены объявления, предписывавшие всему еврейскому населению перебраться в гетто, площадь которого занимала около четверти городской территории. В гетто было заключено около пятидесяти тысяч человек. Всего в округе «Белосток», включенном непосредственно в состав Рейха, было создано около 110 гетто. Территория гетто была окружена высоким дощатым забором с колючей проволокой. На двух пропускных пунктах стояли немецкие и украинские полицейские Источник
 

Метки:

1942 — (11 Таммуза 5702) Холокост. Радиостанция Би-би-си расссказала о убийствах евреев в Польше. Однако этому не поверили

Тотальный геноцид евреев, находившихся на контролируемых Германией территориях, должен был, по замыслу нацистского руководства, осуществляться в глубокой тайне. Прежде всего чтобы не вспугнуть до времени потенциальных жертв, не вызвать паники, попыток бегства или сопротивления. Во-вторых, чтобы не всполошить общественность зарубежных государств, не дать поводов для протестов и антигерманской пропаганды. В-третьих, чтобы не вызвать -нежелательной реакции- среди немецкого населения. Наконец, секретность диктовалась стремлением организаторов и исполнителей избежать личной ответственности.В целях предотвращения УТЕЧЕК была разработана и проведена в жизнь особая система мер, в значительной степени доказавшая свою эффективность.Евреи долго не представляли себе всей трагичности ситуации, в которой они оказались, не понимали, что речь идет не о преследованиях и погромах, как уже не раз бывало в истории, а о чем-то неизмеримо худшем. Так, например, Норберт Вальхайм, один из руководителей молодежных организации Германии, рассказывал в 1979 году Лакёру, что о существовании лагерей смерти он не слышал вплоть до того дня, когда в марте 1943 года вместе со своей семьей был выгружен с поезда в Освенциме. В теплушках по дороге в лагеря смерти немецкие евреи продолжали цепляться за официальную версию -переселения на Восток- с целью -трудового использования (Arbeitseinsatz)-.Неосведомленность жертв подчас поражала самих палачей. Так, в оперативной сводке шефа полиции безопасности от 5 января 1942 года указывалось, что прибывшие из рейха в гетто Минска, Риги и Лодзи люди -находились в заблуждении относительно своего будущего и рассматривали себя как пионеров, которые должны быть полезными при колонизации Востока-. Они верили в обещания о том, что после войны вернутся в свои дома. Отправляясь в душегубки, немецкие евреи надевали выходные костюмы и пропускали женщин вперед.Французские евреи в пересыльном лагере в Дранси не представляли себе судьбы депортируемых. Голландские евреи не слышали о лагерях смерти. В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ гетто Терезина почти никто не знал о происходившем в Освенциме, куда периодически отправляли транспорты. Так же обстояло дело с польскими и советскими евреями. В одном из донесений айнзатцгрупп (оперативные соединения СД и полиции безопасности) от 3 ноября 1941 года отмечалось: -Собранные 30 тыс. евреев вплоть до самой экзекуции… верили в предстоящее переселение-.Конечно, со временем отрывочная информация о том, что происходит в действительности, становилась достоянием все большего числа людей. Но слышать о чем-то и верить услышанному – разные вещи. Евреи, обреченные на смерть в газовых камерах, долго не хотели верить доходившей до них информации. Не верили передачам Би-би-си (их считали антигерманской пропагандой типа рассказов о ЗВЕРСТВАХ ВРАГА, которые распространяли обе воюющие стороны во время первой мировой войны). Не верили предупреждениям друзей-неевреев, рассказам беженцев из других стран. Не верили подчас даже людям, чудом спасшимся из расстрельных рвов или лагерей. В лучшем случае их рассказы считали чудовищными преувеличениями, фантазиями душевно травмированных от пережитого людей. Зачастую их обвиняли в дезинформации и паникерстве.Евреи Германии и Австрии допускали, что немцы способны на любую жестокость по отношению к евреям ВОСТОЧНЫМ – русским и польским, но вряд ли по отношению к -людям своего культурного круга-. Французские, бельгийские, голландские евреи были убеждены, что нацисты ненавидят главным образом собственных, немецких евреев и совсем не обязательно питают такие же чувства к евреям других стран, с которыми до тех пор непосредственно не сталкивались. Польские евреи надеялись, что массовые убийства будут ограничены территорией СССР, где гитлеровцы сводят счеты с ЕВРЕЙСКИМ БОЛЬШЕВИЗМОМ. Когда аналогичные акции начали проводиться в Польше, они предпочитали думать, что речь идет о самоуправных действиях местных комендантов. И даже после того, как почти все МАЛЫЕ гетто были ликвидированы, преобладало мнение, что уничтожить сотни тысяч людей в Варшаве не решатся. В итоге, когда большинство европейских евреев были уже мертвы, надежда, что произошедшее ТАМ, в других местах, здесь, У НАС, не случится, все еще одерживала верх. Отторжение реальности, не укладывающейся в привычную картину мира – особенно если речь идет о фактах, вселяющих ужас и таящих в себе непосредственную угрозу, стремление бежать от нее коренится, видимо, в самой природе человека (Ларошфуко писал: -Человек не может пристально смотреть в лицо ни солнцу, ни смерти-). Это – нормальная защитная реакция психики.Колебания потенциальных жертв между незнанием, знанием и нежеланием верить иллюстрирует следующий случай. Еврейка из Штутгарта обратилась к адвокату (тоже еврею), выполнявшему функции посредника между еврейской общиной и гестапо, с просьбой составить для нее прошение о возвращении из Освенцима ее престарелой матери. Адвокат, будучи, видимо, лучше информирован, ответил: -Ходатайство вы, конечно, можете подать, но мать вашу вы никогда больше не увидите. Освенцим – это лагерь уничтожения-. И все же, когда пару месяцев спустя пришло стандартное уведомление о смерти ее матери -от флегмоны и сепсиса-, дочь сочла указанные причины ВОЗМОЖНЫМИ. -Что такое Освенцим и как погибла наша мать, мы узнали лишь после 1945 года-.Возникает естественный вопрос: что было бы, если бы потенциальные жертвы лучше представляли себе уготованную им судьбу? Любой ответ имеет, конечно, гипотетический характер. Лакёр полагает, что в этом случае бoльшее число людей были бы склонны к сопротивлению, бегству, уходу в подполье. И хотя большинство наверняка погибло бы, но в целом жертв было бы меньше. Важно и другое: еврейское движение Сопротивления могло быть более эффективным, и нацистам был бы нанесен больший ущерб.Что касается международной общественности, реакции которой опасались нацисты, то и она долгое время не принимала информацию, поступавшую из оккупированной Европы. Это относилось, увы, и к правительствам стран антигитлеровской коалиции. Конечно, их позиция объяснялась в первую голову политико-стратегическими соображениями – нежеланием отвлекаться на ВТОРОСТЕПЕННЫЕ для хода и результатов войны вопросы и лить воду на мельницу нацистской пропаганды, утверждавшей, что война ведется союзниками -в интересах евреев- (последнее диктовалось и оглядкой на распространенные в собственных тылах, особенно в Соединенных Штатах Америки, антиеврейские настроения). Но нельзя не учитывать и то, что сообщения о тотальном геноциде не укладывались в привычные для западного человека представления о ведении войны. Информация не соответствовала и распространенному представлению о немцах как народе ЦИВИЛИЗОВАННОМ и КУЛЬТУРНОМ. Поэтому, например, в английских правительственных кругах долгое время не хотели верить поступавшим из Польши (от командования подпольной Армии Крайовой и делегатуры польского эмигрантского правительства в Лондоне) сообщениям об истреблении евреев в газовых камерах. В Министерстве иностранных дел, Министерстве информации, спецслужбах считали информацию ненадежной, преувеличенной, -пропагандой со стороны страдающего народа-. По указанной причине польское эмигрантское правительство с середины 1942 года стало даже занижать данные о числе жертв, поступавшие к нему от представителей подполья.И в американских правительственных кругах (Госдепартаменте, Министерстве обороны и пр.) расценивали сообщения о массовом уничтожении евреев в Европе как ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ и ПРОДУКТЫ ФАНТАЗИИ. Главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе Р.Х. Джексон в 1946 году признал: -Я был одним из тех, кто в течение этой войны подозрительно и скептически выслушивал большинство рассказов о самых ужасающих зверствах-.Эта реакция вполне совпадала с умонастроением ЧЕЛОВЕКА С УЛИЦЫ. По данным опроса общественного мнения, проведенного в начале 1943 года, более половины американцев не верило, что немцы умышленно умерщвляют евреев. Другой опрос, через полтора с лишним года, показал: большинство американцев считают, что убито не более 100 тыс. человек.О чем говорить, если и после войны многие американцы не хотели верить рассказам вернувшихся из Европы солдат и офицеров о том, что те видели в освобожденных ими немецких лагерях. Так же было и в Англии – сотрудники Министерства иностранных дел, например, не поверили руководителю Комитета британских спецслужб лорду Кавендишу-Бентинку, когда тот, выступая перед ними в конце 1945 года, сообщил, что в нацистских лагерях убиты миллионы людей.Не составляли исключения и еврейские организации и учреждения. Их руководители долгое время отказывались верить информации о происходившем на территориях Польши и Советского Союза даже от собственных представителей. Они считали ее -неоправданно пессимистичной- и вредной, порождающей уныние и отчаяние. Характерный пример: когда в июне 1944 года секретарь сальвадорского консульства в Берне Жорж Мантелло (Георг Мандель) представил собранию швейцарских раввинов показания четырех беглецов из Освенцима и отчет о судьбе депортированных венгерских евреев, документы вызвали не только шок, но и, по крайней мере на первых порах, нежелание верить.Руководство Еврейского агентства для Палестины, в том числе Бен-Гурион и председатель Комитета по спасению евреев Европы Ицхак Гринбаум, тоже сомневалось в правдивости сообщений о массовых убийствах (-какие-то несчастья, вероятно, имели место, но число жертв преувеличено безмерно-). Еврейская пресса в Эрец Исроэл выступала против -распространителей слухов-, упрекая информационные агентства и корреспондентов в том, что те -соревнуются в передаче ужасающих историй и леденящих сердце подробностей-. Даже печатая -тревожные сообщения-, редакторы газет дистанцировались от них. Только после прибытия в ноябре 1942 года группы репатриантов из 78 человек, в том числе 69 жителей Эрец Исроэл, настроение изменилось. Рассказы очевидцев убедили наконец руководство ишува в реальности геноцида, однако и после этого оно сомневалось в возможности убедить в этом американское еврейство.Подчас отказывались верить и немецкие евреи-эмигранты, еле успевшие унести ноги от нацистов и, казалось, не имевшие на их счет никаких иллюзий. Так, например, Ханна Арендт вспоминала: -Мой муж и я, собственно, всегда считали, что эта банда способна на все. Однако в такое (т. е. в тотальный геноцид) мы не верили, в том числе и потому, что это противоречило всем военным надобностям и потребностям… Да, это был шок… как будто перед нами открылась бездна… Тут произошло нечто, к чему мы не были готовы-.И, наконец, о реакции населения рейха. Большинство немцев, как известно, одобрительно или равнодушно отнеслись к вытеснению евреев из немецкого общества, тем более что многие получили за их счет личные выгоды. Безучастно наблюдали они и за депортацией, не интересуясь дальнейшей судьбой этих людей – в годы войны у каждого хватало своих забот, тревог и горестей. Многие полагали, что на Востоке депортированные пребывают в трудовых лагерях – в условиях, конечно, худших, нежели в Германии, но зато, по крайней мере, не страдая от бомбежек.Постепенно, однако, стали просачиваться слухи о массовых расстрелах – их свидетелями, а то и участниками становились многие военнослужащие. Но полное уничтожение, осуществляемое индустриальными методами в специально созданных лагерях, оставалось пока тайной за семью печатями почти для всех, кроме непосредственно в нем задействованных. Причем, что следует подчеркнуть, независимо от взглядов, которых тот или иной немец придерживался. Психолог Михаэль Мюллер-Клаудиус осенью 1942 года в косвенной форме прозондировал отношение 61 старого члена НСДАП к ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ (-что же нам все-таки делать с ним-). Две трети собеседников (42 человека) не пожелали говорить на эту тему, 13 высказались за создание для евреев собственного государства, 3 открыто поддержали право на уничтожение -чуждых рас-, 3, напротив, осудили политику режима. Но – -в осуществление на деле права на расово мотивированное уничтожение, которое уже идет, очевидным образом не верил ни один из опрошенных-.Даже люди антинацистски настроенные отказывались, например, верить в существование газовых камер. Журналистка Урсула фон Кардорф, которая с конца 1942 года заносила в дневник слухи об ИСТРЕБЛЕНИИ евреев, прочитав в декабре 1944 года в одной из швейцарских газет описание этих камер и крематориев, воскликнула: -Этого просто не может быть; столь зверски не могут действовать самые жестокие фанатики-.Во многих случаях немцы не желали верить даже свидетельствам очевидцев. Адольф Диамант из Франкфурта-на-Майне недавно вспомнил в газете Юдише Альгемайне: когда в мае 1945 года, после пребывание в лодзинском гетто и Освенциме, он вернулся в родной Хемниц и обратился за медпомощью в местную больницу, его рассказ о пережитом был встречен там с явным недоверием. Врач осведомился, не был ли он когда-либо засыпан развалинами и не имел ли каких-то иных травм головы. -Я понял, что они считают меня сумасшедшим-.Особенно невыносимо было связывать такую информацию с судьбой родных, друзей, знакомых. Известная антифашистка Рут Андреас-Фридрих занесла в дневник: -Могли ли бы мы жить дальше, если бы осознали, что наша мать или наш брат, наша подруга или возлюбленный далеко от нас в невыносимых страданиях были замучены до смерти?- Люди хотели жить, и не только существовать физически, но жить полной жизнью со всеми ее радостями: смеяться, влюбляться, слушать музыку, писать стихи. А все это было бы невозможно, если не отвлекаться мысленно от того, что происходило вокруг.Если даже порядочные, не лишенные моральных ориентиров немцы временами испытывали желание не видеть и не слышать, гнали от себя мысль о непоправимой вовлеченности своего народа в нечто чудовищное, что уж говорить о тех – а их было гораздо больше – кому это помогало избавиться от чувства ответственности за злодеяния режима, который они активно или пассивно поддерживали.Подводя итоги, повторим: да, представить себе в полном объеме масштабы и способы геноцида было действительно трудно. Ибо он был во всех отношениях явлением неслыханным, беспрецедентным. Известный нидерландский историк Луис де Ионг пишет: -Холокост... превосходил возможности воображения большинства людей… Что… тысячи, миллионы мужчин, женщин, детей, старых и молодых, здоровых и немощных могут быть убиты… индустриально, так сказать, истреблены как вредные насекомые – такое представление выходило за рамки постижимого для человека. Происшедшее было настолько ужасающим, что инстинктивная и вполне естественная реакция большинства людей выражалась словами: Этого не может быть! Патриарх современной немецкой историографии Ганс Моммзен, со своей стороны, добавляет: -Возможно, что -нормальная- реакция на столь неслыханно ужасное… и состоит в вытеснении, в нежелании допустить возможность такого… А профессор Вольфганг Бенц, руководитель берлинского Центра по изучению антисемитизма, считает, что -невероятность сообщений о массовом умерщвлении евреев представляла собой, возможно, даже большее препятствие их распространению, нежели официально предписанное сохранение тайны-. Что касается применявшихся нацистами методов целенаправленной дезинформации, то они, как отмечает Лакёр, сами по себе, без описанных психологических предпосылок, не могли бы привести к такой дезориентации жертв, собственного населения и противника.Нацисты знали и учитывали эту особенность человеческой психики. В одном из докладов, представленных министру по делам оккупированных восточных территорий Розенбергу в 1943 году и сообщавшем об уничтожении 5 тыс. евреев, говорилось: -Представим себе, что случится, если эти события станут известны и будут использованы другой стороной. Скорее всего, распространение информации не имело бы никаких последствий. Люди, услышавшие и прочитавшие про это, просто были бы не готовы во все это поверить-. По свидетельству узников Освенцима, эсэсовские палачи, развлекаясь, бросали своим жертвам: даже если кто-то из вас уцелеет и захочет рассказать об испытанном, никто вам не поверит. Известная фраза чеховского персонажа – этого не может быть, потому что этого не может быть никогда – стала формулой самоуверенного невежества. Со временем, однако, она приобрела и иной оттенок – наивного, чтобы не сказать сильнее, оптимизма. ХХ век – ВЕК-ВОЛКОДАВ – доказал, что все может быть – и всегда. http://www.lechaim.ru/ARHIV/182/mad.htm июнь 2007

, расценив информацию как пропоганду.
 

Метки:

1943 — (23 Сивана 5703) Шоа. Очередной расстрел 1650 евреев города Хмельника Винницкой областиостальные произошли 9, 16 января, 12 июня, 3 марта, 15 августа разных лет окупации.
 

Метки:

1944 — Цитаты и мнения. Дневник Нины Герасимовой: "Было открытие стадиона. Ровно на три года опоздание. Ли была на открытии. Она весело живет, время не теряет. Вернется Алеша, она опять будет примерной женой. На заводе ничего не делают, занимаются только очковтирательством. Страшный наплыв евреев, пищат и лезут, занимают теплые места" (см. 11 июля 1941 года, см. блог)
 

Метки:

1945 — (15 таммуза 5705) Создана ООН.
 

Метки:

1951 — (22 Сивана 5711) Газета «Джерузалем пост» сообщила, что подписаны контракты на расширение устья реки Кишон возле Хайфы, строительство моста через неё, а также строительство там порта и сухого дока
 

Метки:

1963 — (4 Таммуза 5723) Израиль. Сформированное после добровольной отставки Бен-Гуриона правительство возглавил Премьер-министр Л. Эшкол. Он также взял на себя министерство обороны. Министром финансов стал П. Сапир, министром образования - З. Эран, вице-премьером - А. Эвен.
 

Метки:

1967 — (18 Сивана 5727) Число арабских жителей Иерусалима сократилось до 60000.
 

Метки:

1967 — (18 Сивана 5727) В Испании вышел закон, разрешающий протестантам и иудеям открыто практиковать свои религии и регистрировать религиозные организации. До того еврейские общины существовали под видом коммерческих компаний с такими названиями, как Бейт Сион (Дом Сиона) или Бейт Кнессет (Синагога) Инкорпорейшн… После этого указа последовал следующий – отменяющий знаменитый эдикт католических королей об изгнании евреев, изданный в год открытия Америки. Это позволило еврейской общине получить официальный статус – через 500 лет. Оба документа стали звеньями в цепочке реабилитации испанских евреев и признания их важной роли в испанской истории. В 2005 году в Испании ввели день памяти Холокоста – 27 января. www.booknik.ru
 

Метки:

1968Имена.

Подробнее о людях июня см. Блог рубрика "Имена".

(30 Сивана 5728)   Офицеры-парашютисты Армии Оборны Израиля капитан Г. Манела и полковник А. Регев погибли при преследовании террористов, проникших в Страну через Иордан.
 

Метки:

1996 — (9 Таммуза 5756) Обстрелян патруль ЦАХАЛа в Иорданской долине. Трое убитых, двое раненых. Террористы проникли из Иордании.
 

Метки:

2002 — (16 Таммуза 5762) Отчёт статистики ЦАХАЛа об интифаде Аль-Акса. С 29 сентября 2000 по 24 июня 2002 годатеррористы атаковали Израиль 13421 раз, 6358 - в Иудее, Самарии, 6470 - в Газе, 593 - в пределах Зелёной черты; погибли 561 человек: 385 гражданских, 176 военнослужащих.
 

Метки:

2007 — (10 Таммуза 5767) В Варшаве прошла церемония закладки первого камня фундамента Музея истории евреев Польши. Музей истории польских евреев, которая насчитывает почти 900 лет, будет открыт в 2010 году и его прототипом станет музей-мемориал Холокоста в Вашингтоне. Для музея выделен участок на месте Варшавского гетто.
 

Метки:

2008 — (23 Сивана 5768) Кибуц Эйн-Дор, расположенный в Изреэльской долине, впервые в Израиле начал строительство домов, с возможностью установки на крышах фотоэлементов мощностью в 1 киловатт, а при желании владельцов и большей. Фотоэлементы позволяют владельцам домов использовать произведенное электричество для домашних нужд, а остатки продавать "Хеврат Хашмаль" по цене в 2,01 шекеля за киловатт/час (в четыре раза больше, чем потребитель платит "Хеврат Хашмаль").
 

Метки:

2012 — (6 Таммуза 5772) Начался снос пяти домов домов квартала Гиват а-Ульпан в поселении Бейт-Эль. По признанию Высшего суда справедливости они были построены на спорной с арабами территории. Были выселены 33 семьи. Их вместе с имуществом переселили в установленные на территории военной базы бригады "Биньямин" "каравиллы" (жилые вагончики).
 

Метки:

2017 — (2 Таммуза 5777) При университете Тель-Авива открылся музей природы, крупнейший на Ближнем Востоке.
 

Метки: