Календарь на 9-е июня
- внук Раши, тосафист и крупнейший еврейский ученый 12 в.Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия. Там требовал признания своего бет-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии. Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь. В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Такканот раббену Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин. Тосафот к Вавилонскому Талмуду основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама. Основное сочинение Тама – «Сефер ха-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из респонсов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его респонсов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы). Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. «Сефер ха-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест. Последующим поколениям ученых были известны «Сефер ха-псаким» («Книга постановлений") и комментарии к Пятикнижию Тама, которые не сохранились. Его «Хилхот сефер ха-Тора» («Законы, относящиеся к свитку Торы») напечатаны в Махзоре Витри. Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал рифмованные стихотворения. Он обменивался стихами с Аврахамом Ибн Эзрой. Там также слагал пиюты во франко-германском стиле. www.eleven.co.il
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
- один из основателей, идеолог и духовный руководитель халуцианского движения в сионизме.происходил из состоятельной семьи, вырос в деревне и получил традиционное еврейское воспитание. Самостоятельно изучил русский, немецкий и французский языки и получил широкое общее образование. Стремление переехать в Эрец-Исраэль и начать новую жизнь осуществил только после смерти родителей в 1904 г. Несмотря на возраст (48 лет) и отсутствие навыков к физическому труду, стремился работать сельскохозяйственным рабочим, упорно отказываясь от более легкого труда служащего. Работал на виноградниках и апельсиновых плантациях Петах-Тиквы и на винном заводе в Ришон-ле-Ционе, в 1912 г. переселился в Галилею. Гордон испытал все тяготы, которые выпали в те годы на долю еврейской трудовой Палестины: лихорадку, безработицу, голод. Во время нападения арабов он был тяжело ранен; в годы Первой мировой войны подвергся преследованиям турецких властей. В 1909 г. начал писать статьи, которые публиковал большей частью в журнале «Ха-По'эл ха-ца'ир». Гордон не интересовался политикой, хотя и участвовал в работе 11-го Сионистского конгресса (1913 г., Вена) и конференции партии Ха-По'эл ха-ца'ир (1920 г., Прага). Последние годы жизни провел в Дгании-Алеф. Система взглядов Гордона сложилась под влиянием идей Л. Толстого, американского социолога и борца за социальную справедливость Г. Джорджа и, отчасти, американского писателя и общественного деятеля Г. Д. Торо, резко критиковавших пороки современного им общества. Путь к исправлению мира они усматривали в самоусовершенствовании человеческой личности, признании ее самодовлеющей ценности, в естественной простоте, близости к природе, в занятии сельским хозяйством. У Гордона эти идеи получили особую окраску под влиянием духа Библии и высказываний мудрецов Талмуда. Центральной для Гордона была «идея труда», требующая радикально изменить отношение к работе: из средства к существованию работа должна стать целью жизни человека, ее органической частью, ее сущностью. Подчеркивая прогрессивную роль всякого продуктивного труда, Гордон особо выделял сельскохозяйственный труд как наиболее естественный, служащий непосредственному удовлетворению естественных потребностей человека и требующий от него напряжения всех душевных и физических сил. Гордон считал, что только занятие земледелием обеспечивает органическую связь человека с землей, природой, вселенной и заполняет пропасть, которая образовалась между личностью и миром в эпоху развития науки и машинной цивилизации. До тех пор, пока человек испытывает отвращение к труду и видит в нем зло, от которого можно спастись за счет труда других, народ будет разделен на угнетателей и угнетенных. Гордон рассматривал добровольное занятие физическим трудом как средство интуитивного постижения и даже мистического восприятия Бога. Последователи Гордона определяли его мировоззрение как «религию труда». Гордон был ярым противником частной собственности на землю и средства труда, но отвергал марксизм, так как видел в нем продукт городской жизни и индустриального производства, далекий от природы и от естественных условий существования. Гордон требовал изменения личности трудящегося и обновления его отношения к труду, тогда как марксизм, по его мнению, стремился лишь исправить механизм экономической жизни и общественного уклада и не давал ответа ни на один из фундаментальных вопросов бытия. Гордон полагал, что отношения господства и подчинения не будут устранены из общественной жизни до тех пор, пока из людских сердец не будут выкорчеваны культ богатства и стремление к эксплуатации себе подобных. Добиться же этого можно не разговорами и партийными заявлениями, а совместной трудовой жизнью всех людей. Гордон считал, что народ как «совокупная личность» живет так же, как и отдельный индивидуум, и имеет те же достоинства и недостатки. Его возмущало, что действия, запрещенные в отношениях между людьми (обман, грабеж, убийство), считаются дозволенными в отношениях между народами, служат средством решения национальных конфликтов и почитаются как героические. Гордон признавал за народом те же права и ту же ответственность, что и за отдельной человеческой личностью, и призывал к установлению между народами отношений прямоты и братства; тогда появится, по его словам, ам-адам (народ, воплощающий совершенную личность, народ-человечество). Трагедию еврейского народа Гордон видел не только в рассеянии, преследованиях и погромах, а главным образом в том, что в силу определенных исторических обстоятельств он был оторван от производительного труда. Гордон не верил в эффективность политической борьбы и не пришел в восторг от Декларации Бальфура. Он не возлагал больших надежд на Еврейский легион и выступал против создания еврейских полков в 1918. Гордон предлагал сначала осуществить идею труда и возродить национальную трудовую жизнь на земле Израиля. Не испытывая враждебности к арабам и требуя примирения с ними всеми доступными путями, Гордон был решительно против использования арабского труда в еврейском хозяйстве, так как видел в этом элемент национального паразитизма, прививаемого здоровому организму еврейского ишува. Необходимость физического труда для каждого рассматривалась им как обязательное условие возрождения еврейского народа. Обаяние личности Гордона, его жизнь, осуществление им самим на практике слияния возвышенных идеалов и сурового труда оказали огромное влияние на современное ему поколение созидателей страны. Именем Гордона было названо молодежное движение Гордония. Гордон противился партийности в сионистском движении. Однако, не будучи официальным членом Ха-По'эл ха-ца'ир, он более чем кто-либо определил путь этой партии и принимал участие в ее решениях. В Дгании-Алеф создан музей имени Гордона. Умер 22.02.1922 Сочинения Гордона изданы посмертно (1-е издание, 5 томов, 1928–29; 2-е издание, 3 тома, 1951–53). www.eleven.co.il
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
по разгрому группировки сирийских войск в Ливане. Решение о её проведении было принято накануне. Продолжалась до 11 июня. (см. 8 июня ).9 июня в 4 часа утра в соответствии с оперативными планами генштаба ЦАХАЛа начались разведывательно-демонстративные полеты больших групп израильских самолетов в непосредственной близости от боевых порядков сирийских средств ПВО. За 4 часа до первого удара израильская авиация усилила ведение всех видов разведки (радиотехнической, радиолокационной, телевизионной) специально оборудованными самолетами. Они засекали рабочие частоты радиолокационных станций(РЛС) и аппаратуры наведения сирийских ракетных комплексов. Самолеты - разведчики, вызывая на себя огонь сирийских ЗРК, тем самым отводили его от боевых самолетов. Впервые в мире израильтяне широко использовали беспилотные самолеты-разведчики. Летая над позициями противника, они вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командные пункты. Получая такую наглядную информацию, израильское командование принимало безошибочные решения на нанесение ракетных ударов В группу радиолокационного обеспечения входили самолеты раннего предупреждения E-2C Hawkeye, оборудованные огромными РЛС раннего обнаружения, патрулировавшие ливанское побережье. Они выполняли задачу по обнаружению и контролю активности действий сирийских самолетов. Самолеты «Боинг-707»,вертолеты CH-53, самолёты IAI-202 «Арава», оборудованные для ведения радиоэлектронной борьбы(РЭБ), прослушивали радиосети сирийских ВВС и ПВО и забивали их помехами. Пеленгуя работающие сирийские РЛС, они уточняли их координаты и передавали на командный пункты, что способствовало нанесению точных ударов. В начале операции Израиль использовал ложные цели «Шимшон» (Tactical Air-Launched Decoy). 9 июня были сброшены десятки таких ложных целей. На экране РЛС они создают отметку полноразмерного самолёта. За час до удара израильтяне начали постановку пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150-200 км; за 12 минут - интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5-7 минут - активных помех большой мощности, подавивших средства радиолокационной разведки противника. Затем началось тотальное уничтожение сирийских средств ПВО. Удары по сирийским позициям наносились ракетами класса «земля-земля», дальнобойной и реактивной артиллерией, при этом использовались шариковые и кассетные боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель с помощью инфракрасного и лазерного луча. Через 10-12 минут после ракетного удара по сирийским позициям, был нанесен удар силами около 100 самолетов. Израильская авиация действовала группами в 2-6 истребителей-бомбардировщиков. «Скайхоки», «Кфиры», «Фантомы» и F-16 наносили удары с применением обычных, кассетных, шариковых и кумулятивных бомб, а также управляемых и самонаводящихся ракет AGM-78 «Стандард-АРМ» («Эгроф Саголь»), «Шрайк», «Мейверик», специально доработанными под рабочие частоты сирийских РЛС. Израильские самолеты уничтожали оставшиеся сирийские РЛС и пусковые установки, причем с дальностей, превышающих радиус действия сирийских зенитных ракет средней дальности (с рубежа 60-80км). Эти были самолеты, предназначенные для подавления системы ПВО. На них были установлены специальные двигатели, которые не оставляли за собой следа конденсата, что затрудняло визуальное обнаружение самолета. Таким образом, за сутки ведения операции «Арцав» израильтяне уничтожили подавляющее большинство сирийских зенитно-ракетных бригад. Как пишет советский генерал Г. Яшкин израильтянам удалось захватить и удержать превосходство в воздухе и над полем боя. В эти же дни израильские ВВС уничтожали сирийскую авиацию . Одновременно в небе Ливана разворачивалось крупнейшее воздушное сражение. С обеих сторон в нем участвовало около 350 самолетов, причем одновременно в воздушных схватках вели смертный бой по 120-200 самолетов. Сражение превратилось в настояющую бойню: Как пишет израильский военный историк О.Грановский, 9 июня израильские летчики-истребители сбили 29 сирийских самолетов, 10 июня счет воздушных побед израильтян вырос еще на 30 вражеских самолетов, а 11 июня противник потерял еще 19 своих самолетов. Всего сирийцы потеряли в воздушных боях 7-11 июня 82 своих самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22. Примерно половина сирийских лётчиков, чьи самолёты были сбиты, погибли или стали инвалидами. В этом воздушном сражении израильские ВВС не потеряли ни одного своего самолета. Это была абсолютная победа израильтян в воздухе. «Оглушенные» и «ослепленные» сирийские летчики попадали под внезапные удары израильских ракет класса «воздух-воздух» типа «Сайдуиндер», «Питон-3», способных поражать цели с больших дальностей и под различными ракурсами. В течение всего сражения израильтяне интенсивно использовали передатчики дезориентирующих помех для увода ракет с РЧ-наведением и ИК-ловушки для увода ракет с ИК ГСН. Как только израильский летчик обнаруживал сирийский МиГ на своем ИЛС, все, что он должен был сделать, так это наложить символ целеуказания ИЛС на самолет противника, нажать кнопку применения оружия для задействования наиболее соответствующей, выбранной компьютером, системы оружия. Вся остальная работа делалась ИК-датчиком безжалостной ракеты Sidewinder. Ливанец Дияб Абу Джахья, очевидец этого воздушного сражения, так описывает катастрофу сирийской авиации: «Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх - и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей. Израиль бомбардировал сирийские ракеты, размещенные в долине Бекаa, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО израильтянами. На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израильские истребители подстреливали сирийские самолеты один за другим, как мух, и поддержка с земли была бес-полезной. Но сирийские пилоты продолжали взлетать, хотя они, вероятно, знали, что им не суждено вернуться на землю...Сионистские самолеты методично уничтожали установки ПВО, радары и все, что только ещё могло представлять угрозу их воздушному превосходству...»