Календарь на 10-е апреля
Метки:
Метки:
При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу — нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохранились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они исполняли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела, — все убивали своих ближайших родственников одного за другим...Не будучи в состоянии перенести ужас совершенного ими дела и сознавая, что они как бы провинятся пред убитыми, если переживут их хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Расположившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собою: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все таким образом верили друг другу, что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение как над другими, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло десятому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства. Рано утром римляне, в ожидании вооруженного сопротивления, приготовились к сражению, накинули наступательные мосты на крепость и вторглись в нее. Каково же было их удивление, когда вместо ожидаемых врагов на них отовсюду повеяло неприветливой пустотой и кроме клокотавшего внутри огня над всей крепостью царило глубокое молчание. Озадаченные этим явлением, они, наконец, как при открытии стрельбы, подняли боевой клик для того, чтобы этим вызвать находившихся внутри. Этот клик был услышан женщинами, которые вылезли из подземелья и по порядку рассказали римлянам о всем происшедшем. В особенности одна из этих женщин сумела передать в точности обо всем, что говорилось и делалось. Римляне все-таки не обратили внимания на их рассказ, так как не верили в столь великий подвиг, а постарались потушить пожар, быстро пробили себе путь и втеснились во внутренние помещения дворца. Увидев же здесь в самом деле массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей".(Иосиф Флавий)
Метки:
Метки:
, человек умный, инициативный, неравнодушный к делам соплеменников. Он смог убедить выступить в пользу евреев архиепископа Майнца, ответственного за политику в отношении евреев в Германии, гебраиста Иоганна Рейхлина, добился аудиенции по тому же вопросу у самого императора. В итоге Максимилиан 23 мая 1510 приостановил действие своего указа от 10 ноября 1509, а затем и вовсе приказал вернуть книги евреям, что и было сделано 6 июня. Впрочем, этим вопрос исчерпан не был, и в Германии развернулся так называемый "Спор о еврейских книгах" между "гуманистом" Рейхлиным и "консерватором" Пфефферкорном, за спиной которого стояли монахи-доминиканцы. Историки называют этот эпизод одним из первых и явных признаков надвигающейся Реформации. Но непосредственно евреев спор не касался. Их судьба не волновала ни ту ни другую сторону.Служение еврейству Йосельман начал с участия в «споре о еврейских книгах». В ту пору ему было тридцать лет, и занимался он финансовой деятельностью, имея активную помощницу в лице жены. И ей чем дальше, тем больше приходилось заниматься делами мужа, поскольку его общественное служение поглощало все его силы и время. Рабби Йосельман принадлежал к семье известных талмудистов и кабалистов, из недр которой (по материнской линии) вышел когда-то Раши – рабби Шломо Ицхаки, великий комментатор Торы и Талмуда. Отец Йосельмана осел в Эльзасе, и его первенец родился в Росхайме. Их родственник был личным врачом императора Фридриха III, ему доверял и Максимилиан I. Очевидно, это облегчило рабби доступ ко двору. Рабби Йосельман оказался по своим делам в имперском городе Франкфурте как раз в тот момент, когда прозелит Пфефферкорн начал там свое черное дело: стал реквизировать еврейские свитки и книги. Евреи Франкфурта растерялись, не зная, как быть: то ли попытаться откупиться от злодея (тот потребовал неслыханную сумму – 100 тысяч талеров), то ли обратиться с жалобой к императору в Зальцбург. Это ныне на экспрессе «Иоганн Штраус» от Франкфурта до австрийского Зальцбурга рукой подать. А тогда путь был не близкий. Пока доберется ходатай до места, пока добьется приема (и примут ли?), глядишь – книги окажутся в костре. И тут рабби Йосельман подает своим соплеменникам спасительную идею – обратиться к архиепископу Майнца, тем более, что Пфефферкорн в своем рвении уже добрался и до его владений, реквизировал еврейские книги в местечке Визенау. Это хороший предлог осадить ретивого наглеца. Задача состояла еще и в том, чтобы опередить противника и предстать перед архиепископом до того, как Пфефферкорн успеет оболгать евреев в его глазах. Удача сопутствовала Йосельману. Его визиты к архиепископу Майнца и к известному гебраисту Иоганну Рейхлину, включенному в экспертную комиссию императора по решению вопроса о еврейских книгах, прошли успешно. Добровольный ходатай по делам евреев радовался, узнав, что Рейхлин не обманул его ожиданий. И в самом деле, отзыв Рейхлина был написан со страстью. Ученый защищал книги, говоря о том, что преступно лишать евреев их достояния, что из этих древних книг черпали на протяжении веков свою мудрость христианские теологи. В дневнике рабби Йосельман запишет (дневник сохранился!), что стал свидетелем настоящего чуда: нееврей отстаивал еврейские книги, да при том столь вдохновенно и убедительно! Но, кроме Рейхлина, высказались еще семеро. Неважно, что они повторяли лживые измышления Пфефферкорна, неважно, что они были невежами в гебраистике. Их было семеро! К тому же на их стороне оказалась любимая сестра императора – Кунигунда Баварская. И рабби Йосельман собирается в путь-дорогу: он решает ехать в Зальцбург добиваться аудиенции у императора. Император Максимилиан I почитался одним из величайших правителей из дома Габсбургов. Он был настоящим рыцарем – своевольным, амбициозным, склонным к рискованным приключениям и фантастическим прожектам. Рассказывают, что в Мюнхене он вошел в клетку ко льву и открыл ему пасть, а в Ульме забрался на самую высокую башню собора и балансировал на железной перекладине, стоя на одной ноге. При этом он был человеком живого ума и огромного честолюбия. Он никогда не забывал о своей главной миссии – «Римского императора германской нации». Он мечтал о лаврах Цезаря, хотел быть достойным потомком Карла Великого. Он жаждал выкинуть турок из Европы и под своей эгидой восстановить старую Византийскую империю. Он первым заключил союз с Россией, рассчитывая на ее мощь в своих далеко идущих планах. В своих мечтах он видел себя папой римским. Письмо к своей единственной дочери Маргарет, регентше Нидерландов, посланное 18 сентября 1511 года, он подписывает так: «Твой отец Максимилиан, будущий Папа». Стань Максимилиан I папой, он реформировал бы церковь. Идеи коренной, радикальной Реформации носились в воздухе, и он не был глух к ним. Вот каков был человек, перед которым предстал рабби Йосельман, сумевший добиться аудиенции. Выслушав еврея, его императорское величество повелело канцлеру огласить результаты «экспертизы». Увы! Большинство высказалось за сожжение книг, а воле большинства надлежит подчиняться... Но тут Йосельман испросил разрешения рассказать одну историю. Это была притча о короле, сын которого очень опасно заболел. Король собрал сотню старейших и уважаемых людей города, среди которых были купцы, законники, художники, ремесленники и один единственный – врач. Девяносто девять из собравшихся сочли нужным пустить кровь больному. И лишь доктор посоветовал довериться природе, которая поможет больному организму исцелиться. Король не принял сторону большинства, а последовал совету того, кто остался в одиночестве – но это был совет специалиста! И королевский сын выздоровел. Выдержав небольшую паузу, ходатай продолжил: – Имперский советник Иоганн Рейхлин, единственный человек во всей Германии, кроме евреев, сведущ в иврите. Лишь его мнение заслуживает доверия. – А мнение Рейхлина сводится к тому, – подхватывает канцлер, – что отцы церкви многое почерпнули из еврейских книг при толковании Священного Писания. Глупцы полагают, что сейчас еврейские книги без надобности, поскольку всю премудрость из них уже якобы извлекли. Тот, кто заявляет, что прекрасно обойдется и так, напоминает человека, который готов обойтись летним нарядом зимой лишь потому, что у него попросту нет теплой одежды. – Прекрасно! Узнаю своего храброго умницу Рейхлина! Прежде чем отпустить просителя, император пожелал узнать, действительно ли Талмуд содержит такие ужасные вещи, о которых твердят доминиканцы и Пфефферкорн? Его интересовало, как Талмуд толкует вечное спасение, только ли евреи его достигнут или... Ответ о том, что согласно Талмуду вечное спасение ждет всех добродетельных людей, которые веруют в единого Б-га, творят добро и не делают зла своим собратьям, – обескуражил, но и удовлетворил императора: – Клянусь Б-гом, наша церковь утверждает то же самое! Как подумаешь, что большинство ждет впереди вечное проклятие... Последний вопрос к Йосельману прозвучал еретически: – Скажи мне, почему маги и чародеи имеют власть над злыми духами, в то время как честный человек не может ничего добиться от ангелов? Йосельман напомнил императору, что тот ведь был однажды спасен ангелом от смерти на скалистом уступе в Тироле. Максимилиан рассмеялся и ответил, что спас его не ангел, а охотник, которому он за то пожаловал дворянство. – Ваше величество, у евреев ангела называют малах, или посланец. Это была милость Б-жия – послать охотника, чтобы спасти вас, так что охотник был ангелом, посланником Б-жественного провидения. Мысль о том, что на нем почиет милость Создателя, произвела впечатление на императора. Но еще более поразило его то, что этот пришлый еврей так просто и ясно объяснил случившееся и говорил так уверенно, будто ему была ведома воля Б-жия. – Не будь он евреем, сделал бы я его канцлером, – подумал Максимилиан. И распорядился подготовить указ о возвращении священных книг евреям. На следующий день вместе с указом рабби Йосельман получил мандат, удостоверявший, что он назначается попечителем и руководителем всего немецкого еврейства, – Befehlshaber und Regierer der Juden (как сказано в документе). Облеченный властью рабби Йосельман попытался создать сплоченную организацию германских евреев. Он разделил их на десять групп согласно десяти округам империи. Руководство организации находилось во Франкфурте. Так что вряд ли следует удивляться, что и сегодня «Совет еврейских общин Германии» под председательством Пауля Шпигеля заседает именно в этом городе: традиция! Дважды в год округа должны были посылать во Франкфурт своих представителей для обсуждения общих дел. В 1530 году рабби Йосельман представит рейхстагу в Аугсбурге свои «Уложение и правила», регулирующие жизнь евреев Германии. Но это время – впереди. Сокрушительное поражение разъярило не только самого Пфефферкорна, но и тех, кто стоял за ним – кельнских доминиканцев. Они обрушились на Иоганна Рейхлина как на спасителя Талмуда. Вот тогда и появился их памфлет «Ручное зеркало», на который последовал ответ Рейхлина, а затем подоспели и «Письма». Рейхлин отважно сражался с обскурантами. Но и рабби Йосельман не сидел сложа руки. Книги были возвращены, но вместе с императорским мандатом он принял на себя бремя ответственности за свой народ. В его помощи и защите нуждались многие евреи. Вступаясь за них, рабби Йосельман наживал могущественных врагов. К тому же щупальца Пфефферкорна тянулись не только к Рейхлину, но и к нему. Бургомистр Оберенхайма Якоб Брант, затаивший злобу на Йосельмана из-за его успешного заступничества за беззаконно брошенных в темницу евреев, а фактически – за вмешательство в свою епархию, охотно пошел на союз с Пфефферкорном. Брант арестовал рабби Йосельмана и посадил его на хлеб и воду, лишив воздуха и света. В ту пору не только князья и маркграфы, но и бургомистры вели себя достаточно вольно и независимо. Якоб Брант повел себя так, будто императорский мандат ему не указ. А между тем молва об аресте рабби Йосельмана распространялась. Однако она не достигла слуха императора, потому что двор в ту пору не находился в постоянном месте, а то и дело переезжал, и лишь немногие знали, где находится Максимилиан в данный момент. Далее
Метки:
Метки:
«Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии» - первый европейский труд по тропической медицине и новое слово в области фармакологииРодился предположительно в 1501 году, в городе Каштелу-ди-Види. Его родителями были испанские евреи Фернандо (Исаак) де Орта и Леонор Гомес. В 1492 году, после издания Альгамбрского эдикта, они переехали из Валенсия-де-Алькантара в Португалию, где, в 1497 году, были вынуждены принять христианство.
Гарсия изучал медицину и философию в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанки. Вернулся в Португалию в 1525 году, через два года после смерти отца. Преподавал медицину в университете Лиссабона и был доктором при дворе короля Жуана III. В 1534 году он был назначен главным врачом во флоте Мартина Афонсу де Соуза, навсегда покинув Португалию и отправившись в Индию. Возможно, это было связано с преследованиями «новых христиан» в метрополии.
В Индии Гарсия де Орта приобрел большую известность благодаря своей медицинской практике. Он был придворным лекарем у ахмаднагарского султана Бурхан Низам-шаха I и у португальских вице-королей в Гоа. В 1554 году вице-король Педру ди Машкареньяш подарил де Орте в личное владение один из бомбейских островов. В 1543 году де Орта женился на своей кузине Брианде де Солис. В 1549 году к нему из Португалии переехали родственники, опасавшиеся преследований со стороны инквизиции. По многим свидетельствам, Гарсия де Орта тайно придерживался иудаизма. В 1565 году инквизиция была введена и в португальских владениях в Индии, но де Орту защищал от возможных преследований его покровитель Мартин Афонсу де Соуза. Однако в 1569 году, его сестра Катарина де Соуза была сожжена за исповедание иудаизма. Гарсия посмертно был признан еретиком, в 1580 году его останки были эксгумированы и сожжены, а пепел развеян над Индийским океаном.
Помимо сочинения «Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии», ди Орта дал первое научное описание холеры. Книга была написана по-португальски в форме диалога. Она получила разрешение инквизиции и рекомендацию официального врача вице-короля. Труд ди Орты нередко рассматривается как одно из главных достижений европейской мысли 16 в., он был переведен на латинский, испанский, французский, итальянский и английский языки.
В 1991 и 1992 годах Португалия выпустила двухцветную монету (200 эскудо) с портретом учёного.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
убитыми. (см. 9 апреля ).Информация, переданная из Иерусалима на радио ЭЦЕЛ, не соответствовала действительности: -Командир иерусалимского ЭЦЕЛ Раанан сознательно преувеличил число погибших в деревне. Таковы были законы психологической войны. Раанан рассказывал, что когда он передавал сообщение для радио в Тель-Авиве, ему не было известно точное числи убитых. -240- он придумал, хотя знал, что число убитых намного ниже. Сообщение о таком большом количестве убитых, по мнению Раанана, посеет страх среди арабов, что осложнит их попытки атаковать евреев-. Дейр-Ясин Верховный Арабский Комитет тоже увидел выгоду в преувеличении количества убитых: это должно было вызвать желание отомстить и, тем самым, поднять боевой дух повстанцев. Поэтому, Комитет продублировал сообщение радио ЭЦЕЛ, но убитых стало уже 254. Лишь через какое-то время арабскому руководству стало ясно, что сообщение вызвало страх в сердцах арабов, но было уже поздно. Исследования арабского университета Бир-Зейт о Дейр-Ясине сообщают о том, что количество жертв едва превышало 100.В Хагане, как выяснилось, уже на третий день после боя знали, что количество убитых намного ниже, чем число, переданное по радио ЭЦЕЛ.Йеошуа Ариэли, сменивший с силами Хаганы ЭЦЕЛ и ЛЕХИ в деревне, и руководивший захоронением погибших, сообщает, что всего было похоронено 110 тел. Исследование из Бир-Зейта говорит о 107 погибших. Точный подсчет погибших был произведен после боя двумя врачами, посланными Сохнутом в деревню, чтобы проверить заявления о ЗВЕРСТВАХ. Д-р Авигдори (председатель профсоюза медработников в Иерусалиме) и его заместитель д-р Друян обошли каждый дом в Дейр-Ясине и проверили каждый труп. Из их рапорта выясняется, что в деревне ими обнаружено 46 убитых. Причина смерти всех - огнестрельные ранения или последствия взрывов. Все были одеты в свою одежду и никаких признаков ЗВЕРСТВ обнаружено не было. В телевизионной передаче Би-би-си, посвященной 50-летию арабо-израильского конфликта, было показано интервью с Хасаном Нусейба, бывшем в 1948 году редактором новостей на арабском языке на британской радиостанции в Палестине. Он рассказал о встрече у Яффских ворот между эвакуированными из Дейр-Ясина и арабскими руководителями, включая Хусейна Халиди, секретаря Верховного Арабского Комитета. Ныне живущий в Аммане Нусейба спросил у Халиди: -Как нам освещать всю эту историю в Дейр-Ясине?-Тот ответил: -Нам надо извлечь из неё максимальную выгоду-. Поэтому Нусейба и сообщил по радио об убийствах детей и насилованиях беременных женщин в Дейр-Ясине.В той же передаче, один из жителей деревни, Абу-Махмуд, рассказал, что жители тогда протестовали:-Мы им сказали, что никаких изнасилований не было-.Халиди им ответил: -Нам это необходимо для того, чтобы арабские армии пришли и спасли нас от евреев-. Понятие РЕЗНЯ означает убийство беззащитных людей. В августе 1929 года арабы устроили резню в Хевроне.В мае 1948 года Арабский Легион расстрелял жителей Кфар-Эцион, после того как те сдались в плен.А в Дейр-Ясине?Во-первых, нападающим приказали соблюдать женевскую конвенцию.Во-вторых, ЭЦЕЛ и ЛЕХИ приказали пожертвовать внезапностью и послать броневик с громкоговорителем в деревню, чтобы у мирных жителей была возможность уйти из деревни.В-третьих, все признают, что в Дейр-Ясине шел тяжелый бой. Между двумя вооруженными группами, одна из которых заняла оборону в жилых каменных домах со стальными дверьми. Вторая группа, поэтому, была вынуждена применять гранаты и заряды взрывчатки. Так появились жертвы среди мирных жителей.События 9 апреля 1948 года в Дейр-Ясине оказали огромное влияние на ход всей Войны за Независимость.Так описан этот бой в книге -История Войны за Независимость-, подготовленной отделом истории при Генштабе ЦАХАЛ:-События в Дейр-Ясине стали известны во всем мире как резня в Дейр-Ясине. Это нанесло вред доброму имени Ишува. Все арабские пропагандистские каналы, тогда и сейчас, старательно пересказывали и пересказывают свою версию произошедшего. Но нет никакого сомнения, что Дейр-Ясин способствовал разброду, шатаниям и неуверенности в арабских тылах. Даже не сам бой, нет, - а та истерия, начатая в арабских СМИ. Они хотели показать народу ЖЕСТОКОСТЬ ЕВРЕЕВ, чтобы поднять боевой дух, но получилось, что породили страх. Сегодня они признают свою ошибку-.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
бюро определило, что в романе “грубо искажается наша советская действительность. Касаясь вопросов национальной политики, автор допускает националистические высказывания о некоторых народах нашей страны. Роман изобилует вульгарными, пошлыми, циничными выражениями”. Бюро постановило изъять книгу из книготорговой сети, снять с работы непосредственного редактора “Желтого металла” Г. Прусову (похоже, что наказание постигло ее за то, что она на проработках первоначально не пожелала каяться), а ее непосредственных начальников (но не директора издательства) наказать строгими выговорами. В тот же день редактор романа была вынуждена написать объяснительную — сразу на имя заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС А.В. Романова (в том же году он стал начальником Главлита и проработал на этом посту тридцать лет), в которой утверждала, что первоначальный текст романа В. Иванова, переданный для редактуры 15 мая 1954 года, по совету ее и старшего редактора, литературного критика М.С. Шкерина был подвергнут автором глубокой переработке. В частности, автора заставили отказаться от главы “Космополиты” и “целой сюжетной линии, связанной с цыганами”, а также добавить нескольких нерусских положительных персонажей. В работе над рукописью принимал участие и директор издательства “Молодая гвардия” И. Васильев — один из ближайших помощников первого секретаря ЦК ВЛКСМ А. Шелепина. 11 апреля объяснительную был вынужден писать уже сам Васильев. 15 апреля А. Романов вместе с одним из инструкторов отдела С. Аветисяном подготовил записку, в которой выразил удовлетворение решением Бюро ЦК ВЛКСМ и отдельно выразил обеспокоенность, что “многие высказывания в этом романе носят шовинистический, клеветнический характер и легко могут быть использованы за рубежом для антисоветских выпадов”, а потому он не только поддержал изъятие книги из продажи, но и порекомендовал перевести ее в “закрытый фонд” в библиотеках. Дело “Желтого металла” интересно и тем, что это, по всей видимости, был один из первых эпизодов деятельности формирующейся под эгидой ЦК ВЛКСМ и “группы Шелепина” “русской партии”. Впоследствии директор издательства И. Васильев лоббировал сочинения не только В. Иванова, но и такого известного антисемитского автора, как И. Шевцов, о чем тот с благодарностью упоминает в воспоминаниях. Старший редактор “Молодой гвардии”, принимавший участие в работе над романом Иванова, известный антисемит М.С. Шкерин входил в московское окружение М. Шолохова. Мягкость в наказании сотрудников издательства и полное отсутствие упреков в адрес самого автора свидетельствовали только об одном — идейной солидарности руководства ЦК ВЛКСМ с ксенофобской позицией автора и стремлением всеми силами уладить конфликт с внешними силами и в наименьшей степени пожертвовать “своими” источник