Календарь на 7-е февраля

1413 — (или 6 февраля) (5 Адара 5173) В Тортосе (Арагон, Испания) начался религиозный диспут между раввинами и представителями христинства. Подробнее

диспут начался по инициативе антипапы Бенедикта XIII и Ибн-Вивеса (еврей Иеронимо де Санта-Фе (Иошуа бен Иосиф из Лорки (Мурсия); он себя называл также Ибн-Вивес Аллорки, врач и видный талмудист, в год севильской резни принял католицизм) в феврале 1413 года и закончился в ноябре 1414 года. Председательствовал сам папа, окруженный кардиналами и должностными лицами церкви. Вероотступник Иошуа из Лорки (Иеронимо де Санта-Фе) должен был доказать на основании Талмуда, что Иисус Христос был мессией, а двадцати двум наиболее выдающимся раввинам и ученым евреям королевства Арагона был предоставлен выбор опровергнуть его аргументы или - что было целью папы, озабоченного укрепить свое влияние в христианском мире обращением испанских евреев, - присоединиться к христианству. Со стороны евреев выступал в том числе поэт-сатирик Соломон бен Реубин Бонфед, прекрасный знаток латинского, арабского и еврейского языков, который нередко даже высмеивал талмудические строгости, никогда не был раввином и писал преимущественно лирические стихи. 69 заседаний диспута в Тортосе прошли без результата: ни лесть, ни угрозы папы, ни резкие выпады против Талмуда со стороны Лорки не заставили евреев принять католическую веру.

 

Метки:

1795 — (18 Швата 5555) Порт Хаджибей был переименован в Одессу. Первое упоминание о небольшом поселении Качибей (Хаджибей) встречается в одном из документов XV века об отправке в Константинополь судов, груженых зерном. В начале 1760-х годов турки построили там (в северной части нынешнего Приморского бульвара) небольшую крепость. В ходе успешной Русско-турецкой войны 1787–1791 годов она была взята отрядом генерала русской армии Осипа Михайловича Дерибаса (Де Рибаса) (1749–1800) в сентябре 1789 года. Когда Северное Причерноморье было полностью освобождено, для его укрепления взялись за возведение крепостей в Тирасполе и Овидиополе и за создание нового портового города на Черном море. В мае 1794 года правительство утвердило проект планировки пристани и города Хаджибея. Строительством руководили Дерибас и инженер Франц Павлович Деволан. Уже через год в новом порту швартовались корабли, и началась активная торговля. По примеру других причерноморских городов с древнегреческими названиями порт был переименован в Одессу, как того захотела Екатерина II. В ее указе от 27 января (по ст. ст.) 1795 года упоминается город Одесса, «татарами Хаджибей именованный». Далее

Одесса вскоре превратилась в цветущий город - порт европейского образца. Оживленная беспошлинная торговля привлекала в город представителей из разных стран и народов, причем, значительный процент его разноплеменного населения составляли евреи. Первоначальные жители еврейской общины Одессы состояли из прибывавших в город эмансипированных евреев Англии, Франции, Германии и Западных областей Украины, принадлежащих Австро-Венгрии. Это были крупные купцы, главным образом посредники в торговле зерном, а также: квалифицированные маклеры, ювелиры, фармацевты, врачи, учителя, представители творческих и свободных профессий. Во второй половине 19-го столетия Одесса была единственным крупным городом России, в котором просвещенное еврейское население имело право жительства и пользовалось многими привилегиями, недоступными ему в других городах и селениях не только в пределах всей страны, но и еврейской черте оседлости. В этот период начался приток населения из еврейских местечек Правобережной Украины, в 1855 году численность еврейского населения Одессы составляла 17 тыс. человек (21,7 % населения города). Основным занятием евреев была экспортная торговля зерном (89%), а также торговля различными импортными товарами в пределах городской черты Порто-франко. Экономическому и культурному развитию еврейского населения покровительствовала городская администрация генерал-губернатора графа Воронцова, чего не было в остальных губерниях. Особую благожелательность и покровительство проявлял попечитель Одесского учебного округа, выдающийся русский хирург И. Пирогов. В 1855 году в городе уже работал ряд еврейских учебных заведений: два мужских казенных еврейских училища и один женский, пансион для девочек, 51 хедер, талмуд-тора, ряд частных школ. Во всех светских учебных заведениях господствовали идеи Хаскалы, которых поддерживал выходец из Германии казенный раввин С.Швабахер. Статьи на еврейские темы публиковались в ряде русских газет, например, газета "Одесский листок" постоянно предоставляла свои страницы еврейским писателям и публицистам, увеличивалось количество евреев свободных профессий. Так, в 1855 году в городе работали 12 врачей-евреев, 6 нотариусов, четыре адвоката, в большинстве аптек провизорами были евреи. Наряду с развитием промышленности и торговли возрастали темпы роста еврейского населения в городе, по переписи 1897 года в Одессе уже проживало 138935 евреев, что составляло 34,4 % ее населения. источник

 
 

Метки:

1860 — (14 Швата 5620) В Литве родился Ицхак Лейб Гольдберг

рано включился в сионистскую деятельность, вступив в движение «Ховевей-Цион», занимавшемся организацией переселенческого движения евреев на Землю Обетованную. В качестве его активного участника он смог получить статус делегата на Первый Сионистский Конгресс. Постепенно Гольдберг стал крупным общественным деятелем, который параллельно довольно успешно занимался коммерческой деятельностью. Как бизнесмен он стал основателем двух еврейских газет. Оперируя серьезными финансами, Ицхак значительную часть их отдавал в качестве помощи евреям в Палестине. В конце 1800-х годов он направил в Эрец-Исраэль значительные средства, на которые, в частности, была создана компания Carmel, занимающаяся продажей еврейского вина. В начале ХХ столетия он стал тратить значительные средства на покупку земель. В 1903 филантроп купил и передал Еврейскому национальному фонду участок для выращивания оливок. Еще одна делянка на северо-востоке Иерусалима в районе горы Скопус была приобретена в 1908. На ней впоследствии возвели Еврейский университет. Есть и ряд других территорий, самой большой из которых стала земля между реками Яркон, Аялон и дорогой в Рамат-Гане, приобретенных бизнесменом в 1918 году. Там был разбит фруктовый сад для выращивания цитрусовых, получивший название «пардес Гольдберга». Заведовал им зять филантропа, агроном Шмуэль Толковский. Сад, просуществовавший 17 лет, став важнейшим производителем цитрусовых культур в Палестине. Качество же его продукции в Эрец-Исраэле было вне конкуренции. Сейчас на его территории действует учебная сельскохозяйственная ферма «Ха-Хава», а также располагается парковая зона «Рош ха-Ципор». Как истинный патриот своей исторической родины Гольдберг 7 раз посещал Палестину, пока в 1920 окончательно не остался жить в этих местах. Вместе с ним в Эрец-Исраэль перебрались и его жена с детьми, один из которых впоследствии погиб, защищая евреев от арабских погромов. Гольдберг регулярно вкладывал деньги в развитие еврейских поселений, давая им возможность расширяться. Он также стал создателем газеты «Га-арец», которая существует и поныне. В части культурной деятельности за ним числятся средства, выделенные на проведение археологических исследований и выпуск полного собрания сочинений поэта Х. Н. Бялика. В конце жизни он организовал благотворительный Фонд, цель которого состояла в покупке новых земель.

  - сионистский деятель и филантроп. Умер в 1935 году в Швейцарии
 

Метки:

1923 — (21 Швата 5683)Газета "Гаарец": «В понедельник утром в сопровождении Герберта Сэмюэла, А. Рупина и Ш. Гинцберга Эйнштейн посетил район Боне-Баит (современное название - Бейт-ха-Керем). Его встретили комитет района и общественные деятели. Он прошел по улице Хе-халуц и зашел в несколько домов. Он заходил и в мастерские, спрашивал у хозяев, как идет работа и как протекает общественная жизнь». Дневник Альберта Эйнштейна, 5 февраля: "Посещение двух еврейских строительных колоний на западе от Иерусалима, принадлежащих городу. Строительство ведется еврейским товариществом рабочих, в котором начальники избираются. Рабочие приезжают без специальных знаний и опыта, но вскоре начинают прекрасно работать. Начальники получают не большую зарплату, чем рабочие". источник
 

Метки:

1929 — (27 Швата 5689) Выступление доктора Я. Выгодского (см. 24 августа) при обсуждении бюджета польского Министерства по делам религии и общественного образования: «Одна школа – это школа польская, школа с польским языком образования, школа с воспитанием и образованием ассимиляционного характера… Другая школа – это народная школа с еврейским или древнееврейским языком преподавания, с воспитанием и образованием в национальном характере». Далее

Первая получает полностью для своего содержания ассигнования у государства, другие ничего. «В конечном счете, еврейские школы платные, а польские бесплатные. Что касается среднего образования, то министерство делает все возможное, чтобы затруднить еврейской молодежи получить среднее образование в Польше (процентная норма 6 %). Если в Польше есть 267 средних школ, то дайте нам около 30 для еврейских детей, конечно на тех же условиях, что и польские. Нет ни одной еврейской средней школы, которая содержалась бы государством. Министерство с самого начала поставило перед собой цель затруднять еврейской молодежи получить профессиональное образование. Что касается высшего образования, то для него существует отчетливая процентная норма, и особенно на медицинских факультетах. Это позор». Выгодский закончил свою речь следующим образом: «Для нас, евреев, Министерство образования уже давно стало министерством публичного затмения в полном значении этого слова. Если мы зададим себе вопрос, чего же мы, евреи, лояльной борьбой в сейме и вне его достигли в течение этих 10 лет, то я должен ответить, что конкретные результаты этой борьбы равны нулю. Если учесть, что на другом поприще нашей борьбы, также лояльной, на экономическом, результаты так же равны нулю, то станет понятно, что в наших мыслях все больше растет горечь и отчаяние (аплодисменты на скамьях еврейских фракций)»

 

Метки:

1939 — (18 Швата 5699) Лондон. Началась конференция по палестинскому вопросу. Участвовали представители ишува, в т. ч. Вейцман и Бен-Гурион, арабов - муфтий Д. Эль-Хуссейни и пяти арабских государств англичане в качестве хозяев и посредников, т. к. арабы отказались разговаривать с евреями. В результате Британия приняла сторону арабов, предложила создать палестинское государство с отдельными еврейскими и арабскими кантонами и ограничение алие до 75 тысяч в течение 5 лет (см. 17 мая ).
 

Метки:

1947 — (17 Швата 5707) Ишув. Созданы поселения в Северном Негеве Мивтахим, Цеэлим, Алумим (см. 6 октября )). Это был район, в котором евреям запрещалось селиться. Тем не менее, создание поселений было необходимо для удержания под контролем Ишува Негева. Вновь созданные поселения подключались к проложенному от колодцев Нир-Ам водоводу, в каждом имелся "дом безопасности" - железобетонное двухэтажное здание с бойницами и месячным запасом пищи и медикаментов.
 

Метки:

1948 — (27 Швата 5708) Война за Независимость. Первый самолёт приземлился в центре поселений Гуш-Эциона, с этого дня почти каждый день прибывали самолёты, доставляли оружие, увозили раненных (см. 11 декабря , 14 января , 16 января , 27 марта , 4 мая , 12 мая , 1 4 мая ). Эти поселения были изолированы от остального Ишува, но принцип никогда не покидать свою землю соблюдался поселенцами строго, и гарнизон Гуш-Эциона держал оборону.
 

Метки:

1948 — (27 Швата 5708) Дневник Цви Зиппера (см. 12 декабря ): "Трепещущие мышцы живота подпрыгивают на земле, я чувствую, как мои внутренности медленно переворачиваются от страха, сладкий запах травы и цветов обжигает ноздри, я даже не ощущаю ручной гранаты, которая впилась в бок подобием горячего ананаса. И ужасный рев британского танка, монстра, сокрушающего землю и вжимающего нас в ров у обочины дороги, наша добыча с триумфом прокатывается мимо и мы становимся преследуемыми. Британский сержант смотрит на наш пулемет и амуницию, потом снова на нас, бойцов секретного ополчения “Палмах”, но что это? Могло ли такое произойти еще месяц назад? Они не сажают нас в тюрьму, не отбирают оружие, не наводят ужасающее дуло этой пушки на наш бронетранспортер, не препятствует нашему возвращению домой. Но наш план сорвался, и арабы, которых мы преследовали, смогли улизнуть".
 

Метки:

1950 — (20 Швата 5710) Израиль. Сильнейшее похолодание за 20 лет. Снег выпал даже в Хайфе и Тель-Авиве. В течение 2 дней от Страны был отрезан Иерусалим. Толщина снежного покрова составила 30 мм., 25 человек пострадали от гололёда. Зима в 1950 году вообще выдалась холодная. Накануне снегопада Израиль залили дожди. Лагеря репатриантов были затоплены. По призыву газет многие дети из них нашли приют у коренных израильтян.
 

Метки:

1961 — (21 Швата 5721) Израиль. Из оборота выведены деньги - лиры 1952 года выпуска.
 

Метки:

1970 — (1 Адара 5730) Война на Истощение. В ответ на египетскую атаку (см. 6 февраля ) ВВС Израиля потопили в Суэцком канале несколько египетских минных тральщиков.
 

Метки:

1983 — (24 Швата 5743) Израиль. Комиссия, расследующая резню в лагерях Сабра и Шатила, обвинила в этом министра обороны Шарона и начальника генерального штаба Эйтана. Были опрошены 47 свидетелей, в т. ч. и премьер-министр. Комиссия пришла к выводу, что трагедию можно было предотвратить. Шарона комиссия порекомендовала уволить, Эйтана - оставить, т. к. срок его каденции истекал.
 

Метки:

1994 — (26 Швата 5754) Атака "Хизбаллы", 3 солдата Армии Оборны Израиля погибли, 5 ранены.
 

Метки:

2007 — (19 Швата 5767) Израиль. Серьёзная перестрелка на северной границе между ЦАХАЛом и ливанской армией. Поводом послужила попытка наших сапёров обезвредить взрывные устройства на одном из участков границы с Ливаном, Командование международных сил по поддержанию мира в Ливане - UNIFIL подтвердило, что ливанцы "первыми начали". А командование ЦАХАЛа разъяснило, что бульдозеры действовали на территории, находящейся под израильским суверенитетом.
 

Метки:

2013 — (27 Швата 5773) Израиль. Первый день работы Кнессета 19-го созыва.
 

Метки:

2015 — (18 Швата 5775) Шоа. В Тарту открылась "юмористическая" выставка польских художников, посвященная Холокосту. 11 февраля представители Министерства культуры Эстонии объявили о её закрытии, а директор музея в Тарту Раэль Артель принес официальные извинения еврейской общине и заявил, что оскорбление еврейскому населению было нанесено неумышленно.
 

Метки:

2019 — (2 Адар-1 5779) Теракт. В районе Хеврона араб Арафат Арафайя ножом убил жительницу поселка Ткоа 19-летнюю Ори Ансбахер. Вечером 8 февраля Арафат Арафайя был задержан в районе Эль-Биры (на северо-восточной окраине Рамаллы) в ходе совместной операции общей службы безопасности (ШАБАК), военных и спецназа пограничной полиции (ЯМАМ). Он скрывался в мечети.
 

Метки: