Календарь на 5-е февраля

-11 — До н. э. (12 Адара 3749) Царь Ирод освятил Второй Храм после ремонта, продолжавшегося 11 лет. источник, переводчик дат Подробнее

"(Царь Ирод) объявил о своем решении (перестроить Храм) на специально созванном приблизительно в 22 году до н.э. собрании народа. Не все одобрили его заявление из-за опасения, что он снесет старое здание и никогда не построит нового. Чтобы рассеять эти страхи, Ирод еще до начала работ подготовил все планы и предал их широкой огласке. Для строительства должен был использоваться мягкий белый камень, из которого строился храм Соломона. Его намеревались добывать из находившихся в нескольких сотнях ярдов к северу Соломоновых каменоломен. Чтобы не нарушать тишины святого места, камень предстояло обрабатывать на месте, до того как доставлять на строительную площадку. Предполагалось занять 10 000 рабочих, из них 1000 священников, обученных профессиям каменщиков и плотников, поскольку Закон запрещал мирянам входить в здание святилища. Перестройка началась примерно через два года после первоначального объявления, но, начавшись, стала продвигаться весьма быстро.".Майкл Грант "Ирод Великий"

 
 

Метки:

1523 — (20 Швата 5283) Книгой в Венеции вышло в свет печатное издание Tzror Еммора, библейский комментарий раввина Авраама Себа.
 

Метки:

1616Имена.

Подробнее о людях февраля см. Блог рубрика "Имена".

(27 Швата 5376) Умер Муэль Фаладжи - авантюрист, дипломат, шпион, каббалист и корсар. Подробнее о нём http://community.livejournal.com/jewish_past/23614.html
 

Метки:

1840 — (1 Адара 5600) В Дамаске исчезли настоятель местного монастыря капуцинов и его слуга-мусульманин. Монахи распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки маццы. Подробнее

В Дамаске, кроме еврейского населения, число которого было очень значительно, и мусульман, жило довольно много католиков. Католические монахи и особенно французский консул Рати-Ментон, желая вызвать в стране общее возбуждение, чтобы оправдать вмешательство Франции в сиротские дела, решили воспользоваться этим случаем, чтобы обвинить евреев в убийстве с ритуальной целью (Кровавый навет); им удалось привлечь на свою сторону также дамасского губернатора, Шерифа-пашу. Арестовав и ложно обвинив еврея-парикмахера, они подвергли его жестокой пытке, во время которой арестованный оговорил семерых из наиболее уважаемых в городе евреев – Давида Арари с семьёй, восьмидесятилетнего Йосефа Ланиадо, Моше Абулафью и Моше Салоники. Ни жесточайшие пытки, которым эти люди были подвергнуты, ни взятие заложников, ни истязание 60 еврейских младенцев, ни разгром в еврейском квартале, не вынудили у них признания в своей виновности. Тогда угрозами заставили одного турка, служившего у Давида Арари, дать ложные показания, будто он убил Томаса по приказанию и при содействии евреев, после чего в марте было арестовано по обвинению в участии в убийстве ещё несколько самых видных еврейских жителей Дамаска, пользовавшихся уважением на всём Востоке, – Рафаэль Мурад Фархи, Пейксото и, позже, Меир Фархи. Ещё раньше были подвергнуты аресту и истязаниям три дамасских раввина – рав Яаков Антери, рабаним Шломо и Азария Халфены. Обвинения сопровождались ужасными пытками, во время которых некоторые погибли. Положение в Дамаске осложнилось тем, что одновременно вспыхнуло подобное же обвинение против евреев на острове Родос, где также повторились подобные зверства по отношению к арестованным евреям. В возбуждении этих обвинений против евреев, как на Родосе, так и в Дамаске, принимали деятельнейшее участие европейские консулы, главным образом, французский. В Дамаске этому последнему и его сподвижникам удалось различными путями вызвать возбуждение среди нееврейского населения, натравить фанатизированную христианскую и мусульманскую чернь на евреев и вызвать ряд нападений. Единственным из всех европейских консулов, выступившим тогда в защиту невиновных, был австрийский консул в Дамаске – Мерлато. Это, однако, не приостановило, истязания евреев и подготовки дальнейших обвинений. Консул Рати-Ментон посылал во Францию лживые сведения о дамасском деле, которые распространялись как клерикальной, так и либеральной печатью; затем всё это перепечатывалось в Германии. Потрясающие известия о кровавых событиях в Дамаске и на Родосе заинтересовали, наконец, западных евреев, переживавших в то время в Англии и Франции эпоху сравнительного гражданского благополучия. Первый отклик дамасские события нашли во Франции у Адольфа Кремье, тогда вице-президента центральной еврейской консистории. В Англии Моше Монтефиоре, Натаниэль Ротшильд, Саломонс и Гольдсмиты созвали совещание (21 апреля 1840 года), на которое приехал и Кремье, и было решено обратиться за содействием в прекращении ужасов в Дамаске к европейским державам. На такое содействие можно было рассчитывать, поскольку в тогдашнем политическом мире, где разгорался ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС и шла борьба за влияние на Востоке, некоторые державы, особенно, Англия и Австрия, были недовольны усилением французов в Сирии и их влиянием на египетского хедива. Хлопоты, предпринятые Кремье во Франции у Луи-Филиппа, не только ничего не дали, но и вызвали противодействие со стороны французского премьер-министра Тьера. Действовавшие по его указанию французские консулы на Востоке начали противодействовать попыткам других держав прекратить гонения на евреев в Дамаске. Зато в Англии Монтефиоре, хлопотавшему у лорда Пальмерстона, было определённо обещано содействие. Английскому послу в Константинополе были посланы соответствующие инструкции. Выразил готовность оказать содействие также князь Меттерних в Австрии, куда к тому времени стали уже проникать сообщения об истинном положении дел в Дамаске. Ряд других государств также выразили готовность помочь. Под их влиянием египетский хедив Мехмед-Али назначил суд для разбора дамасского дела при участии консулов Англии, Австрии, России и Пруссии, без участия французского консула. Но противодействие Франции (Тьера) задержало принятие благоприятного для евреев решения суда. Действия Тьера вызвали у многих во Франции возмущение, и 2 июля ему был сделан в парламенте резкий запрос со стороны депутатов – еврея Фульда, а также христиан – графа Делабора и Изамбера. Последний представил документ католического миссионера, преемника убитого Томаса, возмущавшегося деятельностью французского консула в Дамаске. С другой стороны, клерикальные круги Франции, Италии и Бельгии объединились для сопротивления прекращению преследований дамасских евреев. Продолжавшиеся жестокости в Дамаске вызвали новые мольбы о помощи со стороны еврейства Востока – в Константинополе, Александрии, Бейруте и др. – обращённые к представителям западноевропейских евреев. Последние решили отправить виднейших представителей из своей среды в Александрию к Мехмеду-Али, чтобы воздействовать на него для прекращения гонений в Дамаске. Во Франции для этой цели был избран Кремье, в Англии собрался специальный комитет, который постановил командировать Монтефиоре. Комитет собрал также денежную сумму для раскрытия дела и объявил премиюв 1000 фунтов стерлингов тому, кто откроет истинного виновника убийства в Дамаске. Он обратил внимание также на то, чтобы привлечь общественное внимание к этому делу. Все европейские державы, кроме Франции, выразили готовность помочь прекращению дамасского дела – Австрия, Испания, некоторые итальянские государства, Дания, Голландия и, особенно, Соединённые Штаты, где в пользу евреев происходил ряд митингов. Митинг в Нью-Йорке носил грандиозный характер. В России граф Нессельроде послал русскому посланнику в Лондоне (31 августа 1840 года) извещение, что императорское правительство искренне разделяет общее сочувствие к евреям по поводу возмутительных жестокостей, причиняемых им в Дамаске. Но больше всего сочувствие жертвам Дамаска выражено было в Англии; в парламенте в их пользу говорили Роберт Пиль и вождь ирландцев О’Коннел. Их защищали Джон Россель и другие. 3 июня был устроен в Лондоне под руководством Томпсона митинг протеста видных государственных и общественных деятелей Англии против дамасских жестокостей. Подобный же митинг состоялся и в Манчестере. Против ритуальных обвинений евреев выступили многие видные европейские богословы и учёные - Август Неандер, Франц Делич, Ветцштейн, Фейт и другие. При таком настроении, которое вызывалось, без сомнения, недоброжелательным отношением к Франции и её влиянию на Востоке, Моше Монтефиоре, его жена Юдифь и Кремье выехали в Египет в сопровождении некоторых других лиц, в том числе, знаменитого учёного Соломона Мунка, на пароходе, предоставленном Монтефиоре королевой Викторией. По дороге их встречали с приветствиями еврейские общины Авиньона, Нима, Марселя, Ливорно и других городов. В Каире Монтефиоре добился аудиенции у Мехмеда-Али (август 1840), чтобы побудить его к защите евреев; но переговоры эти, благодаря противодействию французского консула в Египте, затянулись на три недели. Однако, под влиянием настойчивых хлопот еврейских представителей и давления девяти европейских консулов Мехмед-Али вынужден был обнародовать 28 августа указ об освобождении дамасских жертв. Указ этот, в котором говорилось о помиловании, принципиально не снимал с евреев обвинения в ритуальном убийстве и, по настоянию Монтефиоре и Кремье, был заменён другим. 6 сентября по новому указу девять оставшихся в живых дамасских мучеников были освобождены (четверо умерли во время пыток), и шесть бежавших обвиняемых получили возможность вернуться в Дамаск. Когда вскоре после этого английская и австрийская армии свергли Мехмеда-Али и вернули Сирию Турции, Монтефиоре отправился к султану и выхлопотал у него обнародование фирмана (6 ноября 1840) о недопустимости в дальнейшем обвинения евреев в употреблении христианской крови. На обратном пути в Европу Монтефиоре и Кремье (ноябрь и декабрь 1840) были встречены восторженными и единодушными приветствиями еврейских общин со всех концов света. Дамасское дело, помимо своего выдающегося значения в истории ритуальных процессов, имело весьма важные косвенные последствия: будучи первым случаем выступления эмансипированного западноевропейского еврейства в защиту своих братьев, оно послужило решающим моментом для ознакомления еврейства Европы с положением евреев на Востоке. Во время своего пребывания в Египте Кремье занялся устройством школ для евреев в Каире и Александрии (школы Кремье), а Соломон Мунк отдался изучению восточного еврейства. Дамасское дело явилось позже поводом к созданию в Европе постоянной организации помощи преследуемым восточным евреям. В 1860 был создан Alliance Isra e lite Universelle . Дамасское дело дало материал для нескольких парижских писем Г. Гейне о преследовании евреев в Дамаске www.eleven.co.il

 

Метки:

1921 — (27 Швата 5681) Меморандум английского сиониста Д. Идера министру иностранных дел РСФСР Чичерину с просьбой разрешения деятельности сионистских организаций в России, подвергавшихся преследованиям. Доктор Идер просил разрешить минимальную эмиграцию, его выступление перед сионистами с докладом о положении дел в Палестине и издание доклада в виде брошюры за счёт автора (см. 10 февраля ).
 

Метки:

1922 — (7 Швата 5682) (до 12 февраля) Харбинский еврейский комитет оказания помощи еврейским беженцам(т. е. Дальневосточный комитет оказания помощи еврейским беженцам) организовал и провёл Неделю финансовой поддержки, чтобы помочь детям евреев в Европе.
 

Метки:

1923 — (19 Швата 5683) В Иерусалиме заложен новый квартал Бейт-ха-Керем (Дом в винограднике). В этот день пустырь посетил бывший в Эрец-Исраэль с визитом Альберт Эйнштейн. Воспоминания очевидца: "Мы объяснили ему (Эйнштейну), что на этом пустыре вскоре будет построен новый обширный квартал для старейших учителей и педагогов города, и название кварталу уже выбрано: Бейт-ѓа-Керем [Дом в винограднике]...Альберт Эйнштейн терпеливо карабкался по валунам и скалам и словно невзначай заметил, что должен быть осторожен, поскольку у него есть лишь одна пара обуви. Эта фраза отпечаталась в моей памяти – она была так органична для этого простого и скромного человека. (Кстати, и другие ученые ходили тогда по улочкам Иерусалима как самые обыкновенные люди: я каждое утро встречал профессора Хуго Бергмана, бывшего в ту пору директором Национальной библиотеки, с ведром, в котором он носил воду для питья из дальнего колодца.)" источник
 

Метки:

1942 — (18 Швата 5702) А. Лозовский направил секретарю ЦК , начальнику Совинформбюро А. Щербакову предложение о создании Еврейского антифашистского комитета в качестве пропагандистского органа и одного из комитетов в составе Совинформбюро. Был утвержден президиум комитета, в который вошли: Ш. Михоэлс (председатель), Ш. Эпштейн (секретарь), И. Фефер, Ш. Галкин, П. Маркиш, академик Лина Штерн, врач Б. Шимелиович (1892–1952), Д. Бергельсон, Л. Квитко. По замыслу создателей, комитет должен был проводить свою работу в основном за рубежом: пропагандировать роль СССР в войне, способствовать оказанию СССР широкой международной помощи. Благодаря воздействию Еврейского антифашистского комитета в США возникло 2230 еврейских комитетов помощи СССР, объединившихся в Еврейский совет помощи СССР во главе с А. Эйнштейном и Ш. Ашем. Подобные комитеты были созданы в Англии, Канаде, Мексике. Комитет собрал на нужды Красной армии около 45 млн. долларов. www.eleven.co.il
 

Метки:

1948 — (25 Швата 5708) Беседа будущего министра иностранных дел Израиля М. Шарета с представителем СССР при ООН А. Громыко о возможностях поставок оружия Израилю. Однако, к тому времени Сталин уже принял решение о снабжении евреев Эрец-Исраэль оружием через Чехословакию.
 

Метки:

1951 — (29 Швата 5711) В Кнессете обсуждение отчета подкомиссии о положении во временных лагерях для репатриантов и сообщение министра образования и культуры Давида Ремеза об уровне образования в лагерях репатриантов.
 

Метки:

1985 — (14 Швата 5745) Фракция Тхия-Цомет вынесла вотум недоверия правительству Израиля из-за его беспомощности в обеспечении безопасности жителям Иудеи и Самарии.
 

Метки:

1990 — (10 Швата 5750) Председатель Кнессета и правительство сообщили Кнессету о теракте, направленном против израильских туристов на территории Египта (см. 4 февраля)
 

Метки:

1997 — (28 Швата 5757) Израиль. День национального траура по погибшим солдатам (см. 4 февраля ). Приспущены национальные флаги, отменены спектакли и концерты, закрыты рестораны и кафе.
 

Метки:

1997 — (28 Швата 5757) Шоа. 3 крупнейших швейцарских банка под давлением общественности согласились внести на счёт жертв Холокоста 71 млн. долларов.
 

Метки:

2008 — (29 Швата 5768) Израиль. Посёлок Эльдад на юго-востоке от Петах-Тиквы получил статус города. Эльад был заложен в 1997. В 2008 году его в основном ортодоксальное население составляло 35 тыс человек, более 60% из них – младше 18 лет.
 

Метки:

2009 — (11 Швата 5769) Израиль. Открылось регулярное движение по новому транспортному шоссе № 431. Модиин – Ришон ле-Цион. Трасса пересекает "Аялон" у южного въезда в Ришон и шоссе № 1 к западу от Модиина. Её протяженность составила 23 км, имелось 12 развязок. В проект было инвестировано порядка 2 млрд шек. Шоссе № 431 уже открывалось для движения, однако затем комиссия приостановила эксплуатацию трассы из-за выявленных нарушений в разметке.
 

Метки:

2018 — (20 Швата 5778) Теракт. На бульваре Иерушалаим в Ариэле араб ножом убил 29-летнего Итамара Бен Галя, жителя поселка Ар Браха
 

Метки: