Календарь на 1-е февраля
Метки:
- раввин, ученый, каббалист и писатель. В 1656 году, был одним из нескольких старейшин в Португальско-израильской общине в Нидерландах, которые отлучили Баруха Спинозу от общины.Абоаб-да-Фонсека, Исаак бен-Давид — хахам и проповедник в Амстердаме, род. в португальском городе Кастродэра в 1605, ум. в Амстердаме в 1693 г. Для отличия от современных однофамильцев он к отцовской фамилии «Абоаб» прибавил материнскую — «Фонсека». Когда ему минуло семь лет, родители бежали с ним от преследований инквизиции в пограничный между Францией и Испанией город С.-Жан де Луз, а оттуда — в столицу гостеприимной Голландии, Амстердам. Обучался вместе с знаменитым впоследствии Менассе бен-Израилем у амстердамского хахама Исаака Узиеля. Сделал такие быстрые успехи в талмудической науке, что уже на 21-м году был удостоен звания хахама. При объединении трех конгрегаций амстердамской общины (1639) сделался членом раввинской коллегии; но эта должность, по-видимому, его мало удовлетворяла, так как он вскоре (1642) принял приглашение на раввинский пост в новую еврейскую общину, образовавшуюся в городе Пернамбуко, в Бразилии, которая в то время находилась под властью Голландии. Поехал в Бразилию в сопровождении своего друга, грамматика Моисея де Агилара, и нескольких сот евреев. Он энергично занялся благоустройством новой общины-колонии, но последнюю скоро постигла неожиданная катастрофа: между Португалией и Голландией возгорелась война из-за обладания Бразилией (1646); евреи, стоявшие на стороне голландцев, претерпели все ужасы истребительной войны, так как португальцы повсюду одерживали победы. После перехода Бразилии под власть Португалии, евреям пришлось покинуть страну; в числе возвратившихся в Европу был и наш герой. Свои впечатления от пережитых бедствий он изложил в книжке, написанной в форме молитвенных гимнов «памятник, воздвигнутый мною чудесам Божиим». Рукопись ее, хранившаяся два с половиною столетия в архиве еврейской общины в Амстердаме, была издана лишь в последние годы. Кроме лирических описаний и молитв, составленных автором во время осады, книжка содержит также ряд стихотворений, написанных в разное время и не лишенных поэтических красот. Из Бразилии вернулся в Амстердам, где снова был принят в раввинскую коллегию в качестве «даяна». Здесь он, по-видимому, участвовал в деле отлучения Спинозы, совершенном этой коллегией (1656). После смерти известного по этому же делу хахама Саула Мортейры был назначен хахамом Амстердамской общины. Преподавал в знаменитой «Талмуд-Торе», заведовал новой Талмудической академией, или иешивой, «Эц-Хаим» и читал проповеди в синагоге три раза в месяц. Был прекрасным духовным оратором. Иезуит Антонио Виейра из Лиссабона, присутствовавший на проповедях его и коллеги по раввинату Менассе бен-Израиля, охарактеризовал обоих проповедников так: «Менассе говорит, что знает, Абоаб же знает, что говорит». Изучал Каббалу и перевел с испанского языка на еврейский два каббалистических трактата своего современника, марана Авраама де Герреро, «Врата неба» и «Дом Божий» («Schaar ha-Schamaim», и «Beth Elohim»; Амстердам, 1655). Когда началось саббатианское движение, увлекся им и тайно ему сочувствовал. Умер 4 апреля, 1693 года
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
- талмудист и общественный деятель Эрец-Исраэль.Учился в иешивах местечка Саланты (ныне Салантай, Литва), Воложина и Вильны , где его учителем был выдающийся галахист Аврахам Абеле Посвелер (1764–1836). В 1840 г. приехал в Эрец-Исраэль; по дороге, в Стамбуле, встретился с М. Монтефиоре, прибывшим туда ходатайствовать у султана об освобождении жертв Дамасского дела. Эрудиция и аскетизм молодого раввина произвели сильное впечатление на еврейского филантропа; Салант стал доверенным лицом и консультантом Монтефиоре во всех делах, связанных с еврейской колонизацией Палестины. Назначенный в 1841 г. раввином общины митнагдим в Иерусалиме, Салант проявил выдающийся организаторский талант и приложил значительные усилия по созданию ее организационных структур. Между 1848 г. и 1851 г., а затем в 1860 г. он предпринял поездки по странам Европы для сбора пожертвований и основал существующие поныне иешиву, талмуд-тору «Эц-хаим» и больницу «Биккур-холим» в Иерусалиме. В 1878 г. Салант был назначен первым главным раввином ашкеназской общины Иерусалима, в которую вошли представители всех колелим, и оставался в этой должности до конца жизни; даже лишившись зрения в 1893 г., продолжал выполнять обязанности раввина. Возраставшую численно ашкеназскую общину (от 500 человек в 1878 г. до 30 тыс. человек в начале 1890-х гг.) турецкие власти признали наряду с более старой сефардской. Салант содействовал строительству еврейских кварталов вне стен Старого города: Меа-Ше'арим, Кнесет-Исраэль и других. Отношение Саланта к новым веяниям еврейской жизни, к Хаскале и сионизму, было умеренным. В 1898 г. он запретил членам ашкеназской общины встречаться и вести переговоры с Т. Герцлем, поскольку тот приехал в Иерусалим в субботу, нарушив святость праздника. Вместе с тем Салант одобрил включение иврита и арабского языка в программу школ талмуд-тора и выступал против практиковавшегося ортодоксами отлучения «модернистов» от общины. Салант активно боролся с христианским миссионерством среди евреев Иерусалима. Он пытался создать атмосферу сотрудничества между ашкеназами и сефардами, а также между старым и новым ишувом; скромность и доброта Саланта вошли в легенду. В 1906 г. в день его 90-летия в честь Саланта был открыт благотворительный фонд его имени — Керен Шмуэль. Умер 16 августа 1909 года. Единственный сын Саланта, Бейнуш, участвовал в основании квартала Нахалат-Шив'а (1869).
Метки:
Один авторитетный в узких кругах московских сионистов сионист вспоминал своё гимназическое детство. Их было трое приятелей: русский, еврей и поляк. Как-то поспорили они о том, кто лучше, Пушкин или Мицкевич. Каждый защищал своего. Еврей поддержал русского. И тогда оставшийся в меньшинстве поляк с некоторой досадой спросил его: Ладно - он, а ты-то чего кипятишся? Автор воспоминаний не заметил в реплике ничего предоссудительного. Ему видней. Но эпизод этот замечательно показывает место еврея в любом обществе, кроме общества себе подбных. Чужой. И пусть он хоть трижды будет ДРУГ и четырежды ТОВАРИЩ И БРАТ и костьми ложится за общее дело, рано или поздно появится некто с тем же недоумением А ЧЕГО ЭТО ТЫ...?С 1831 года Франция держалась недолго, вопрос прозвучал ... в Деле ДрейфусаИ в этой связи трудно не вспомнить нервную реакцию лидеров французкой общины на невинный призыв Ариэля Шарона возвращаться на Историческую родину, прозвучавший летом 2004 года. Известный еврейский журналист Менахем Гурар, напрмер, писал тогда: Мы не хотим выглядеть в глазах французов людьми, считающими себя подданными двух государств.... Надеется, что время вопросов прошло и спрашивать некому?
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
(2 Адар-1 5660) Родился Янис Липке - рижский докер, чья семья в годы войны спасла 55 евреев. В 1966 году Липке было присвоено звание Праведник мира. Из 80000 латышских евреев в живых осталось 162 человека.Подробнее о людях января см. Блог рубрика "Имена".
Метки:
Метки:
Евреев не осталось, все ушли. Местечко горело семь раз. Увидев старинную синагогу, он зашел. Огромное количество разных новых и старых религиозных книг, религиозная утварь, принадлежности разбросаны, скамейки разграблены. Когда пришли войска, солдаты учиняли погромы, буйствовали и поджигали дома. Вначале удрали богатые, а затем бедные. Евреи действительно страдали больше других, с ними значительно хуже обходились, чем с поляками. Шабад приводит беседу с ксендзами. Он был в костеле и видел, что там был порядок. Много молящихся и никакого сравнения с тем, что было в синагоге. Но они не уехали потому, что к ним русские относились хорошо и во всем шли навстречу. Ксендзы удивились, когда узнали от Шабада, что недалеко от костела находится разграбленная синагога. Шабад узнал от них, что есть еще одна большая синагога и она, по утверждению ксендзов, в порядке. Он нашел большое здание, недалеко от главного шоссе. Зашел в него, все было разрушено, разграблено, уничтожено, разорваны книги. Полная разруха, часть столов и скамеек была разрушена, использована как дрова. На полу валялись религиозные книги, разорванные и загаженные. Виленские, львовские, краковские издания, религиозные принадлежности. Большие учетные книги, где родившиеся в Дембицах записывались с 1889 года – и все загажено, превращено в туалеты. Шабад пишет: «Невозможно было долго здесь находиться, сжималось сердце, хотелось что-то делать, как-то помочь. Но я был один, уже становилось темно, мой военный мундир полковника сдавливал меня и я должен был выйти из этого оскверненного святого места».