Календарь на 14-е декабря
Метки:
(или 23-го).Полтысячелетия - срок немалый даже для истории цивилизации. И если за это время из памяти человечества не изгладилось чьё-то имя, значит его обладатель действительно велик. Но что же совершил Мишель Нострдавус. родившийся 14 декабря 1503 года? Удивительно, но исходя из распространённого современного о нём мнения - ничего. Нострдамус в нашем понимании - провидец, астролог, предсказатель будущего. А об ином, гораздо более полезном для людей его занятии, известно мало. Евреи говорят: "Спасший одного человека сохранил целый мир". Нострдамус, чья семья под угрозой гонений перешла из иудаизма в христианство лишь за год до его рождения, спас не одну, а сотни человеческих жизней. Оба деда Мишеля Пьер Нострдам и Жан де Сент-Реми были занимавшими высококое положение врачами, лечившими французскую знать (Жан де Сент-Реми был одно время леб-медиком Рене Доброго, графа Прованса). В возрасте 26 лет закончил медицинский факультет университета в Монпелье и иих внук. Однако ещё до этого события жители Южной Франции часто встречали на своих дорогах путника, ведущего под узцы мула, гружённого медицинскими книгами и инструментами. Уже тогда, юношей, Мишель решил, что призванием его является борьба с эпидемиями. Ла-Рошель, Бордо, Тулуза, нарбонн, Кракассон - он, бакалавр, а потом доктор медицины, появлялся повсюду, где возникала угроза вспышек лёгочной и чёрной чумы, холеры, дизентерии. Для лечения использовал невиданные прежде методы фитотерапии и неожиданным сочетанием трав нередко побеждал болезнь. Нередко, но не всегда: в 1538 году не смог уберечь от смерти собственую жену и двоих детей. Но не только магические отвары растений применял Нострдамус. В своей деятельности он предвосхитил профилактические и санитарные мероприятия, вошедшие в обиход медиков в более позднее время. Остановка эпидемии в Марселе принесла Нострдамусу славу ещё при жизни. Благодарные жители Экса наградили его пожизненой пенсией. В 1547 году Нострдамус закончил, наконец, свои скитания, осел в городке салон де Кро, что между Авиньоном и Марселем (брат его был там бургомистром), занялся врачебной практикой, женился. В 1550 году начал издавать астрологический льманах, а через 5 лет в сборнике "Центурии" ("Столетия") опубликовал свои знаменитые пророчества. "Центурии" - это вображаемое путешествие автора в будущее с предсказаниями всего того, что ожидает человечество вплоть до 2199 года. "Столетия" или "Апокалипсис" принесли Нострдамусу бессмертную славу. Парадоксально, однако, то, что до сих пор нет ни одного пророчества Нострдамуса, понятого людьми до случившегося события. Во-первых, старофранцузским мало кто владеет, во-вторых, Нострдамус зашифровал свои четверостишия каким-то особенно хитрым способом. Поэтому переводчики и аналитики его текстов старются кто во что горазд в зависимости от таланта и воображения. "Иная династия будет в России. Страна за свободу свою восстаёт. Народ, став от горя единным "Месиией", К расцвету и славе всё царство ведёт" Речь, видимо, идёт о революции. И в лет 30 назад было даже ясно - какой. Сегодня - нет. В таком случае какой в этом гадании толк? Народ ведь желает знать будущее, чтобы, так сказать, "соломку подстелить", а когда рухнул уже без задних ног, а тебе вдогонку объясняю, что Нострдамус всё это давно предсказал, настроение и вовсе портится и по поводу этого пророка появляются нехорошие мысли. Впрочем, есть отдельные личности и целые слои населения, которым произведение старинного французского врача любо и полезно. Это те, кто паразитирует на общественном мнении. Здесь в ход идёт всё - и интерпретация какя нужно, и фальсификация, если потребуется. Например, первая подделка "Центурий" случилась уже в 1649 году. Тогда партия королевы Анны Австрийской боролась против кардинала Мазарини (см. "20 лет спустя" А. Дюма). И вот, чтобы этого хитрого итальянца уесть, появились фальшивые четверостишия Нострдамуса о скором его поражении. В 1781 году "Пророчества" были включены церковью в список запрещённых книг. Но уже через 8 лет на сборник ссылались, когда штурмовали Бастилию: Нострдамус, мол, предвидел успех революции. Гитлер поручил соему астрологу Крафту найти в "Центуриях" подтверждение будущих побед Гармании, что и было сделано. Зато когда Гесс сбежал в Англию, агументируя тем, что вычитал у Нострдамуса о поражении нацизма, книгу в Рейхе тут же запретили. Черчилль тоже не прошёл мимо предсказаний француза. И в Великобритании изготовили материалы о видении Нострдамусом конечного превосходства союзников. Говорят, даже линия Можино была построена из-за прорчеств Нострдамуса. Французский министр прочёл трактовку одного из катранов о нападении Германии на Францию и решил спешно укрепить границу. А вот свежий пример нечестного использования наследия великого астролога. После 11 сентября появились сообщения о предсказании им этого события. "На 11 день 9 месяца две птицы столкнутся с двумя высокими статуями в Новом городе и вскоре после этого наступит конец света". Все, конечно, ахнули, хотя, как оказалось, таких строк Нострдамус никогда не писал. Великий учёный, врач, астролог, писатель Мишель Нострдамус прожил 62 года. Рассказывают, прощаясь ночью, слуга сказал ему: "До завтра, мастер". "Завтра меня не будет" - ответил тот. Так и случилось. Нострдамус умер 17 июля 1566 года от разрыва сердца.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
, рядом с Эйн-Хародом группой членов Гдуд ха-'авода основан кибуц Тель-Йосеф, назван в память Иосефа Трумпельдора. Вначале киббуц находился у подножия горы Гилбоа, на нынешнее место переместился в 1929 г. В 1936–39 гг., во время арабских беспорядков, служил базой поселенческой программы хома у-мигдал, а затем базой Палмаха и Хаганы. Развита промышленность — завод по производству сельскохозяйственных машин, типография; другие отрасли хозяйства: молочное животноводство и производство молочной продукции, полеводство (включая хлопководство), садоводство (цитрусовые, маслины) и прочее. Есть школа ОРТ, музей и архивы Гдуд ха-'авода, третьей алии и киббуцного движения. Площадь киббуца — 1,5 тыс. га, население — 420 человек (начало 2003 г.).Изреельская долина (Эмек-Изре'эль), широкая, плодородная долина, протянувшаяся от горы Кармил на западе до Иордана на востоке. Вторая по размерам (367 кв. км) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Вместе с долинами Харод (116 кв. км; обычно рассматривается как часть Изреельской долины) и Бет-Шеан (219 кв. км) отделяет горные массивы Галилеи от гор Самарии, образуя сквозной проход от реки Иордан к низменности Хайфского залива (долина Звулун). Названа по израильскому городу Изре'эль (буквально «посеет /засевает/ Бог»), находившемуся в центре долины, ставшей зимней столицей династии Омри (I Ц. 21:1). В II Хр. (35:22) Изреельская долина называется «долина Мегиддо», в I Мак. (12:49) и в трудах Иосифа Флавия (например, Война 2:188; Древ. 5:83) — «великая равнина». Относительное обилие влаги (среднее количество осадков собственно в Изреельской долине около 480 мм в год; зимние разливы реки Кишон и потока Харод) и плодородная почва способствовали появлению в Изреельской долине поселений еще в доисторическую эпоху, а ее стратегическое значение как важной части так называемого морского пути из Египта в Месопотамию (от Нила к Евфрату) — возникновению с 3 тыс. до н. э. городов (Мегиддо, Та'анах, Шунем и другие), упоминаемых в египетских и аккадских источниках, а также в Библии. При Хасмонеях, а также при Ироде I и его преемниках Изреельская долина вместе с Галилеей входила в территорию их царств и многие земли долины стали царской собственностью. В период римского владычества (конец 1в. – 4 в.) в городе Бет-Ше'арим временно размещался Синедрион. Близ Мегиддо (а также в Бет-Шеане) были построены лагеря легионеров. Запустение Изреельской долины, начавшееся в 7 в. после завоевания Эрец-Исраэль арабами, усугубилось нашествием крестоносцев и особенно тем, что после их изгнания долину заняли бедуины, назвавшие ее Мардж ибн Амир. Биньямин из Туделы в 1170 г. нашел в городе Изре'эле лишь одну еврейскую семью. Опустевшая долина стала местом кочевья бедуинов, покрылась болотами — источниками малярии, — сделавшими проживание в ней невозможным, и евреи переселились на ближние холмы. Стратегическое значение Изреельской долины сохранялось, и в 1799 г., например, Наполеон I близ крепости крестоносцев Ла Фев (по-арабски ал-Фула) сражался с турецким войском, а в 1918 г. бросок по Изреельской долине австралийской конницы ускорил победу Э. Алленби. В начале 20 в. на землях в Изреельской долины, приобретенных для Еврейского национального фонда И. Ханкиным у христианской семьи Сурсук, владевшей большей частью земель в долине, были основаны поселения Мерхавия (1911 г., с 1929 г. — киббуц) близ руин крепости Ла Фев и Тель-'Адашим (1913 г., с 1923 г. — мошав). Но широкое освоение Изреельской долины началось лишь в период британского мандата на Эрец-Исраэль. В 1920-х гг. обширные части долины (около 7 тыс. га) были приобретены Еврейским национальным фондом. На осушенных и дренированных участках в 1921 г. возникли мошавы Кфар-Иехезкель, Нахалал, киббуцы Эйн-Харод, Гева, Тель-Иосеф, в 1922 г. — мошав Бальфурия, киббуцы Бет-Альфа, Хефци-Ва, в 1923 г. — мошав Кфар-Гид'он, киббуц Мизра, а позднее киббуц Мишмар-ха-'Эмек (1926), мошавы Кфар-Барух (1926), Кфар-Иехошуа (1927) и многие другие сельскохозяйственные поселения. В полевых культурах преобладают зимой пшеница, летом хлопок (поливное хлопководство). Как побочные отрасли развиваются овощеводство, выращивание фруктов, молочное скотоводство и другие. Искусственное озеро близ поселения Кфар-Барух, созданное посредством плотины на реке Кишон, водопроект Харод и многие местные резервуары обеспечивают водоснабжение Изреельской долины. Основанное в 1925 г. поселение Афула (город с 1972 г.) стало после 1948 г. центром района Эмек-Изре'эль (относится к северному административному округу страны), в который помимо Изреельской долины (с долиной Харод) входят долина Бет-Шеан, нагорье Нацрат-Тир'ан, плато Кохав и Менашше. В 2003 г. в районе было 68 поселений (в том числе четыре арабских) с 70 тыс. жителей. Быстрое сельскохозяйственное освоение и заселение Изреельской долины было выдающимся достижением сионистского халуцианского движения и основополагающим опытом применения в одном из самых запущенных районов Эрец-Исраэль прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. В Изреельской долине сложились основные формы кооперативного (мошав) и коллективного (киббуц) сельскохозяйственного труда. www.eleven.co.il
Метки:
Инициатива создания технического училища в Хайфе принадлежала лидерам организации Хильфсферейн. Благодаря пожертвованиям Дж. Шиффа (100 тыс. долларов) и переданным наследниками К. Высоцкого, согласно его завещанию, 100 тыс. рублей (огромные по тем временам суммы), идея стала претворяться в жизнь, и в 1912 г. в Среднем городе Хайфы было заложено здание училища по проекту архитектора А. Бервальда. Наряду с руководителями Хильфсферейна в попечительский совет нового учебного заведения вошли Ахад-ха-'Ам, И. Членов и Ш. Левин. С приближением даты открытия училища (называвшимся по-немецки Техникум) в попечительском совете вспыхнул спор о языке, на котором должно вестись преподавание. Сионистское меньшинство настаивало на иврите, однако большинство членов совета проголосовало за немецкий язык. Это решение вызвало волну протестов, в которых приняли участие практически все еврейские организации и общества; Союз учителей Израиля запретил своим членам занимать преподавательские должности в новом учебном заведении. Этот «языковой конфликт» способствовал ускорению создания сети учебных заведений на иврите. Открытие Техниона было отложено, и разрешение конфликта было отодвинуто разразившейся Первой мировой войной. Пустующее здание Техниона было использовано под военный госпиталь — сначала турками, а затем англичанами. По окончании войны Сионистская организация получила от Хильфсферейна право собственности на здание, и в декабре 1924 г. Технион начал действовать в качестве высшего инженерного учебного заведения.
Метки:
Метки:
- израильский дипломат.Во время работы в Англии подвергся покушению арабов. Был ранен. Этот эпизод стал формальным поводом начала Первой ливанской войны. Был участником военизированной группировки Пальмах, служил в Цахал с момента его образования в 1948 году. Принимал участие в арабо-израильской войне 1948—1949 годов, был ранен. В 1950—1952 году учился в США, в Джорджтаунском университете, а затем — в Лондонской школе экономики. С 1959 года на дипломатической службе. Работал в Гане, Нигерии, США. В 1971—1974 годах был послом Израиля в Мексике. Затем работал послом в Нидерландах, в 1979 году был назначен на один из наиболее престижных постов в МИД Израиля — послом в Великобритании. В ночь с 3 на 4 июня 1982 года Аргов выходил из Дорчестерского отеля в Лондоне после банкета, когда внезапно был атакован тремя неизвестными. Он получил огнестрельное ранение в голову, после которого три месяца находился в коме (некоторые источники ошибочно утверждают, что Аргов погиб в результате этого покушения). Как впоследствии выяснилось, нападавшие были членами террористической организации Абу-Нидаля, отколовшейся от Организации освобождения Палестины. Группировка Абу-Нидаля и ООП враждовали между собой. Существует информация, что руководству Израиля было известно о причастности к покушению Абу-Нидаля, однако последовавшая карательная операция была направлена против лагерей ООП в Ливане (авианалёты 4 июня). В ответ палестинцы начали обстрел территории Израиля, для прекращения которого 6 июня 1982 года израильская армия вторглась в Ливан, начав противоречивую и кровопролитную войну. Аргов после ранения остался инвалидом. До самого дня смерти он был госпитализирован в реабилитационном отделении больницы Адасса Ар Ацофим в Иерусалиме. Он был парализован и постоянно нуждался в медицинской помощи. Жена Аргова, Хава, ухаживала за ним все это время, вплоть до ее кончины в 2002 году. В 2003 году Шломо Аргов скончался в возрасте 74 лет от последствий своего ранения, спустя 21 год после покушения. Гидон, один из троих детей Шломо и Хавы Аргов, инициировал учебную программу имени отца для студентов-отличников в Междисциплинарном центре в Герцлии. В Бар-Иланском университете существует центр изучения еврейского народа и государства Израиль имени Шломо Аргова.
Метки:
) , С. Юшкевич, Д. Кнут, Дон Аминадо, М. Шагал и другие. Хотя круг читателей «Рассвета» состоял главным образом из евреев — эмигрантов из России, олим в Эрец-Исраэль и жителей вновь образованных после распада Российской империи государств, его влияние выходило далеко за пределы этих групп. Статьи из «Рассвета» часто переводились и перепечатывались другими изданиями, их широко обсуждали как сионисты, так и люди, далекие от еврейского национального движения. Был закрыт из-за бедности, т. к. количество русскоязычных читателей постоянно падало.I Вернемся к упомянутой уже в прошлой статье Гельсингфорской программе. Как один из ее авторов, я менее всего, конечно, склонен сомневаться в ее справедливости. Она гарантирует и гражданское равноправие, и национальное самоуправление. Твердо уверен, что каждый беспристрастный судья признает ее идеальной основой для мирного и добрососедского сожительства двух народностей. Но нет большего безумия, как требовать психологии беспристрастного судьи от тех самых арабов, которые в этом споре - одна из сторон, а не судьи. Прежде всего, если бы они даже и верили в добрососедское сожительство, остается ведь еще первый и главный вопрос - хотят ли они иметь "соседей", хотя бы и добрых, внутри страны, которую они считают своей. Что одноплеменность удобнее многоплеменности - этого ведь и самые сладкогласные из наших заклинателей не решатся отрицать. С какой стати народу, который вполне доволен своим уединением, добровольно пускать к себе добрых соседей в таком серьезном количестве? "Не хочу я ни вашего меду, ни вашего жала" - вот его естественный ответ. Но и помимо этого основного затруднения, требовать именно от арабов веры в Гельсингфорскую программу - или вообще в какую бы то ни было программу разноплеменной государственности - значит требовать невозможного. Всей теории Шпрингера едва 30 лет отроду. До сих пор ни один народ, даже самый культурный, не согласился честно применить ее на практике. Даже чехи под руководством самого Масарика - учителя всех автономистов - не сумели или не пожелали ее осуществить. Что касается до арабов, то и интеллигенция их об этой теории никогда не слыхала. Но зато она знает, что меньшинство всегда и всюду страдало: христиане в Турции, мусульмане в Индии, ирландцы под властью англичан, поляки и чехи прежде под властью немцев, немцы теперь под властью чехов и поляков, и так далее без конца. Надо опьянить себя словами до полного дурмана, чтобы после этого требовать от арабов веры в то, что именно евреи способны (или хоть искренно намерены) осуществить план, который другим, гораздо более авторитетным народам, не удался. Настаиваю на этом не потому, чтобы и нам следовало отказаться от Гельсингфорской программы как основы будущего Modus vivendi. Напротив, мы - по крайней мере, пишущий эти строки - верим и в нее, и в нашу способность провести ее в жизнь, несмотря на провал всех прецедентов. Но расхваливать ее теперь арабам бесполезно: не поймут, не поверят и не оценят. II А если бесполезно, то и вредно. Политическая наивность еврея баснословна и невероятна: он не понимает того простого правила, что никогда нельзя "идти навстречу" тому, кто не хочет идти навстречу тебе. Был типичный случай, когда один из подчиненных народов старой России весь, как один человек, пошел крестовым походом против евреев под лозунгами бойкота и погрома. В то же время этот самый народ добивался для себя автономии, открыто при этом заявляя, что он намерен использовать автономию для еще большего угнетения евреев. Но, несмотря на это, еврейские публицисты и политики, даже из националистов, считали своим долгом всячески поддерживать автономные стремления своих врагов; ибо, видите ли, автономия есть вещь святая. Мы вообще. как я писал уже раз на этих столбцах, считаем своим долгом, как только заслышим "Марсельезу", застыть навытяжку и кричать ура - хотя бы играл эту мелодию сам Гаман и хотя бы в шарманке его при этом трещали еврейские кости. Это мы считаем политической моральностью. Это не мораль, а разврат. Человеческое общежитие построено на взаимности; отнимите взаимность, и право становится ложью. Тот господин, который в эту минуту проходит за моим окном по улице, имеет право на жизнь лишь потому и лишь постольку, поскольку он признает мое право на жизнь; если же он хочет убить меня, то никакого права на жизнь я за ним не признаю. Это относится и к народам. Иначе мир станет звериным бегом взапуски, где погибнет не только слабейший, но именно кратчайший. Мир должен быть миром круговой поруки. Если жить, то всем поровну, и если погибать, то всем поровну; но нет такой этики, по которой жадному полагается есть досыта, а скромному издохнуть под забором. Практический вывод из этой этики, которая есть единственная возможная этика человечности, гласит в нашем случае вот что: даже если бы имелись у нас, помимо Гельсингфорской программы, еще полные карманы всяких других уступок, вплоть до согласия стать участниками какой-то фантастической арабской федерации od morza do morza, то и тогда заговорить о них можно было бы только назавтра после того, как с арабской стороны будет изъявлено согласие на еврейскую Палестину. Деды наши это понимали. В Талмуде есть поучительный юридический казус. Двое идут по дороге и находят кусок сукна. Один говорит: это я нашел его, он весь принадлежит мне. Второй говорит: неправда, нашел я, сукно мое. Тогда судья разрезает сукно пополам, и каждому из упрямцев достается половина. Но вообразить казус, когда только один из них упрямец, а другой, напротив, решил удивить мир джентльменством. Он говорит: мы нашли сукно вместе, я претендую только на половину, вторая половина полагается г-ну Б. Зато другой твердо стоит на своем: нашел я, сукно мое. В таком случае Талмуд рекомендует судье решение мудрое, но для "джентльмена" грустное. Судья говорит: об одной половине спора нет, г-н А. сам признает, что она принадлежит г-ну Б. Спор идет только о второй половине - следовательно, разрежем ее пополам. Итого упрямец получает три четверти, а "джентльмен" только четверть. И поделом. Ибо джентльменом быть хорошо, но фофаном быть не следует. Деды наши это понимали, но мы забыли. Следовало бы нам это помнить особенно потому, что в нашем случае дело с уступками обстоит особенно печально. Объем уступок арабскому национализму, на которые мы можем согласиться, не убивая сионизма, чрезвычайно скромен. Отказаться от стремления к еврейскому большинству мы не можем, допустить арабский надзор за нашей иммиграцией не можем, допустить парламент с арабским большинством не можем и ни в какую арабскую федерацию никогда не пойдем; более того, так как все арабское движение нам пока враждебно, то мы не только не можем его поддерживать, но сердечно радуемся (все, даже арабофильствующие декламаторы) каждому провалу его не только в соседнем Заиорданьи или в Сирии, но даже в Марокко. И так оно будет, ибо иначе быть не может, пока железная стена не заставит арабов примириться с сионизмом раз навсегда. III Станем на минуту на точку зрения тех, которым кажется, что это все имморально. Разберемся. Корень зла заключается, конечно, в том, что мы хотим колонизировать страну против воли ее теперешнего населения, т.е., следовательно, колонизировать ее насильно. Все остальные неприятности вытекают из этого корня с автоматической неизбежностью. Что же остается делать? Простейший выход - поискать другую страну для колонизации. Например, Уганду. Но при ближайшем рассмотрении и тут окажется та же беда. И в Уганде есть туземное население, и оно, конечно, по примеру всех других туземцев в истории будет инс тинктивно или сознательно противиться наплыву колонизаторов. Тот факт, что эти туземцы - чернокожие, существа дела не меняет: если колонизировать страну против воли туземцев имморально, то ведь мораль должна быть одна и та же для чернокожих и белых. Конечно, есть надежда, что эти чернокожие еще не настолько развиты, чтобы посылать делегации в Лондон; надежда слабая, ибо всюду найдутся добрые друзья белого цвета, которые их научат: но если даже так, если эти туземцы, слава Богу, окажутся беспомощными детьми, то дело еще хуже. Раз колонизация без согласия туземцев подобна грабежу, то ведь преступнее всего грабить беспомощных детей. Следовательно, и Уганда "имморальная". Следовательно, "имморальна" и всякая другая территория, как бы она ни называлась. Необитаемых островов на свете больше нет. В какой оазис ни сунься - всюду сидит уже туземец, сидит с незапамятных времен и не хочет пришлого большинства или даже просто большого наплыва пришельцев. Следовательно, если есть на свете безземельный народ, для него даже самая мечта о национальном доме есть мечта имморальная. Безземельные должны навсегда остаться безземельными: вся земля на свете уже распределена, и кончено. Так требует этика. В нашем случае эта этика особенно любопытно "выглядит". Нас на свете, говорят, 15 миллионов; из них половина живет теперь в буквальном смысле жизнью гонимой бездомной собаки. Арабов на свете 38 миллионов; они занимают Марокко, Алжир, Тунис, Триполитанию, Египет, Сирию, Аравию и Месопотамию - пространство (не считая пустынь) величиной с пол-Европы. В среднем на этой огромной территории приходится по 16 арабов на квадратную английскую милю; для сравнения полезно напомнить, что в Сицилии на кв. милю приходится 352 человека, а в Англии - 669. Еще полезнее напомнить, что Палестина составляет приблизительно одну двухсотую часть этой территории. Но когда бездомное еврейство требует Палестину себе, это оказывается "имморальным", потому что туземцы находят это для себя неудобным. Такой этике место у каннибалов, а не в цивилизованном мире. Земля принадлежит не тем, у кого ее слишком много, а тем, у кого ее нет. Отчудить участок у народа-латифундиста для того, чтобы дать очаг народу-скитальцу, есть акт справедливости. Если народ-латифундист этого не хочет - что вполне естественно, - то его надо заставить. Правда, проводимая в жизнь силой, не перестает быть святой правдой. В этом заключается единственная объективно возможная для нас арабская политика; а о соглашении будет время говорить потом. ("Рассвет", № 44/45 (81/82), 1924 г.)
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
«Число евреев, покидающих Советский Союз, достигло рекорда. В этом году уехало более 62 500 евреев, что более чем на 20 процентов превышает рекорд в 51 320 человек, установленный в 1979 году. В последние годы большинство советских евреев ехали в Соединенные Штаты. Но из-за иммиграционных ограничений, введенных недавно Вашингтоном, число евреев, приезжающих в Израиль, за последние месяцы резко возросло. В результате Израиль готовится к самому большому потоку иммигрантов с первых дней своей независимости. В начале этой недели правительство прогнозировало, что Израиль может поглотить до 750 000 советских евреев в течение следующих шести лет, что на 20 процентов увеличит еврейское население страны. Хотя прогноз может быть преувеличен, на самом деле несколько сотен тысяч советских евреев обратились за израильскими визами, главным образом потому, что опасаются растущих националистических волнений в Советском Союзе, а также из-за решения Америки принять меньшее количество советских беженцев. Приток, даже близкий к прогнозируемому, укрепит чувство национальной идентичности Израиля после многих лет, в течение которых из страны эмигрировало больше евреев, чем прибыло, но это также создаст серьезные проблемы для страны.
Здесь принято считать, что Израиль просто не готов принять такое количество иммигрантов, и многие израильтяне возмущаются такой миграцией в то время, когда безработица высока, а жилья мало. Но для Израиля цифры — это только половина проблемы. Люди этой волны отличаются от других больших групп евреев, приехавших в Израиль или Палестину после «первой алии» из царской России 100 лет назад. Большинство приезжающих сейчас советских граждан не являются сионистами. У них практически нет еврейской идентичности. И многие люди обеспокоены тем, что отсутствие у них еврейского образования может затруднить им жизнь на своей новой родине.
Около 65 из этих иммигрантов, таща за собой сонных детей и набитую ручную кладь, прибыли в международный аэропорт Бен-Гурион в Лоде незадолго до рассвета в понедельник. Как и многие другие советские граждане, выходящие из самолетов, которые приземляются здесь почти каждый день. Люди выглядели испуганными и даже немного встревоженными, когда два десятка студентов ешивы приветствовали их, аплодируя и распевая традиционные еврейские песни, которые русские никогда не слышали. «Эта алия отличается от советской алии 70-х годов», — сказала Лизи Злотник, сотрудница Министерства абсорбции, которая занималась оформлением документов на новых иммигрантов в аэропорту. «Большинство этих людей очень образованы. Но они ничего не знают об иудаизме, и он их особо не волнует». Многие из новых еврейских иммигрантов покидают Советский Союз, «потому что в России хаос, и они боятся того, чем он закончится», — сказал Симха Диниц, председатель Еврейского агентства (Сохнут). «Мы напуганы» - сказал Леон Коставич, 26-летний инженер, который только что прибыл. «Там опасно находиться. В стране революция, и мы не знаем, что с нами произойдет». Также имеются неподтвержденные сообщения от некоторых прибывающих сюда иммигрантов о распространении антисемитизма, особенно в Узбекистане, преимущественно мусульманской советской республике, в которой также проживает около 250 000 евреев. У Израиля и Советского Союза нет дипломатических отношений, и пока эмигранты летят в Бухарест, Вену или другие города, прежде чем отправиться в Тель-Авив. Однако израильские чиновники утверждают, что национальная авиакомпания «Эль-Аль» подписала соглашение с советской авиакомпанией «Аэрофлот» о начале прямых рейсов между Москвой и Тель-Авивом в начале следующего года. Коммерческое соглашение еще не одобрено МИД СССР, но если и когда это произойдет, число приезжающих сюда евреев, вероятно, будет расти еще быстрее.
Даже при наличии прямых рейсов маловероятно, что все из нескольких сотен тысяч человек, подавших заявления на получение израильской визы, переедут сюда. Но какова бы ни была окончательная цифра, неосведомленность об иудаизме среди этих иммигрантов создает «реальные проблемы для абсорбции», сказал Натан Щаранский, лидер местных советских евреев. Вера и сионистские идеалы, как согласны большинство здесь присутствующих, может помочь многим сегодняшним новым иммигрантам пережить трудные испытания и трудные времена в Израиле. Стоя в очереди в аэропорту на регистрацию в иммиграционных органах, один из прибывших, 24-летний Олег Финкельштейн из Ленинграда, сказал: «Я никогда не исповедовал иудаизм, но, думаю, меня он заинтересует, потому что это то, что объединяет людей этой страны». Однако г-на Финкельштейна, как и других, пришлось заставить встать, когда студенты ешивы начали петь «Хатикву», государственный гимн. А когда мальчики ешивы держались за руки и танцевали в кругу, распевая «Хавену Шалом Алейхем», одну из самых известных еврейских народных песен и танцев, оказалось, что почти никто из вновь прибывших не узнал ее. В большинстве случаев эти люди приехали в Израиль потому, что это страна, которая их пригласила, и ни по какой другой причине. Они просто ищут лучшей жизни и надеются, что смогут найти ее здесь. «Это люди, которые хотят приехать и добиться успеха в своей работе», — сказал г-н Щаранский. Многие с таким же успехом могли бы уехать в Соединенные Штаты. Но в сентябре администрация Буша, ссылаясь на гуманитарные, финансовые, политические и бюрократические проблемы, установила потолок числа советских беженцев в 50 000 человек в каждый из предстоящих лет.
Израильские чиновники горячо приветствовали американские изменения, зная, что советские евреи, которые не смогли попасть в США, скорее всего, приедут сюда. Но по мере того, как их число растет, г-н Щаранский и другие открыто жалуются, что Израиль просто не может справиться с этим "наводнением". И в то же время как Израиль отчаянно хочет, чтобы евреи переселились сюда, чтобы реализовать принцип сионизма, согласно которому Израиль должен быть домом для всех евреев мира. Ведь иммиграция уже много лет находится на относительно низком уровне. В 1980 году сюда переехало чуть более 20 000 человек, но с тех пор в большинстве лет их число колебалось от 11 000 до 14 000. В последние годы гораздо больше граждан уезжало, чем прибывало, и этот факт глубоко ранит многих израильтян. Хотя число эмигрантов неизвестно, грядущая волна советских евреев может наконец склонить чашу весов вспять.
Когда в понедельник утром израильтяне тепло приветствовали вновь прибывших в аэропорту, организатор мальчиков ешивы сказал своим подопечным: «Самое главное — улыбаться им, потому что вы знаете, что у них будет много проблем. Так что улыбнитесь сейчас». Но, несмотря на улыбки в аэропорту, в Израиле растет негодования многих по поводу усилий правительства найти работу для вновь прибывших, в то время как тысячи местных жителей остаются безработными. Уровень безработицы в стране составляет 9,1 процента. В начале этого месяца правительство начало классическую израильскую политическую ссору, опубликовав статистические данные, показывающие, что почти полмиллиона из 4,5 миллионов граждан страны сейчас живут за чертой бедности, 390 долларов в месяц на семью из двух человек. В связи с этой новостью ежедневная газета «Едиот Ахронот» написала: «То, о чем шептались, начинает прорываться наружу. Скоро прибудет волна русских иммигрантов, но многие жители еврейского государства, как теперь ясно, не хотят их». Г-н Диниц и другие предполагают, что прибытие хорошо обученных советских иммигрантов может помочь израильской экономике. Но это может занять годы. А в краткосрочной перспективе в аэропорту приезжие понятия не имеют, что их ждет. Г-н Финкельштейн сказал, что, возможно, он мало что знает об иудаизме, «но я знаю, как работать». «Я знаю, что если люди захотят работать, то эта страна найдет нам работу»
Метки:
Метки:
Перемирие окончено (см. 19 декабря, 19 июня) ХАМАС взял на себя ответственность за обстрелы Сдерота Несколько ракет попали в дома в Сдероте. Одна ракета разорвалась на дороге, повредив несколько автомобилей, еще одна ракета повредила электрический столб. По данным службы "скорой помощи", по меньшей мере один человек получил осколочные ранения. Еще четверым понадобилась медицинская помощь для выхода из состояния шока. 70-летняя женщина, получившая легкие осколочные ранения, была эвакуирована в больницу "Барзилай" ВВС ЦАХАЛа нанесли удар по звену палестинских ракетчиков в секторе Газы выпустившему одну из ракет. По крайней мере двое ракетчиков, входящих в группировку "Батальоны Муджахедин", приближенную к "Исламскому джихаду", получили ранения. С 11:00 до 11:30 в городе Ашкелон дважды сработал сигнал воздушной тревоги, предупреждающий о ракетных обстрелах из сектора Газы. В районе Ашкелона разорвались две ракеты