Календарь на 21-е января
Метки:
В 1391 г. погромы и резня во всей Испании привели к гибели многих евреев Пальмы и к полному истреблению общин в городах Инка, Сольер, Синеу и Алькудия. Части евреев Мальорки удалось бежать в Северную Африку, некоторые приняли христианство, а многие предпочли мученическую смерть (см. Киддуш ха-Шем) насильственному крещению. Власти пытались вернуть беженцев на Мальорку, обещая возместить им убытки и гарантируя неприкосновенность. Губернатор острова был казнен как главный виновник беспорядков; королева Виоланта присудила христианское население к значительному штрафу. Но через год король Хуан I отменил штраф, амнистировал погромщиков и аннулировал все долговые обязательства христиан евреям за последние 10 лет. В 1395 г. по приглашению короля, пытавшегося возродить еврейскую общину на Мальорке, туда переселились 150 еврейских семейств из Португалии.
Метки:
Метки:
Метки:
, основатель иешивы в Воложине (см. 3 февраля).Воложинер Хаим бен Ицхак (1749, Воложин, Польша, — 1821, там же), раввин и педагог, ученик Виленского гаона Элияху бен Шломо Залмана. В 1803 г. основал знаменитую иешиву в Воложине, ставшую прототипом и образцом крупных талмудических учебных заведений в Восточной Европе в 19 и 20 вв., а также в Израиле, США и в других местах. Его иешива сформировала религиозно-духовный облик литовского еврейства. Ведущий религиозный авторитет митнагдим начала 19 в., Воложинер признавал ценность проповедуемого хасидизмом учения о значении религиозного чувства в служении Богу, но вместе с тем утверждал, что еврейская религиозная жизнь проявляется в неукоснительном исполнении всех предписаний, законов и обрядов иудаизма. Выступления Воложинера против хасидов умеренны по тону и даже несколько примирительны. Самый большой труд Воложинера «Нефеш ха-хаим» («Основа жизни») издан посмертно в 1824 г.
Метки:
Метки:
- писатель, автор знаменитого исследования под названием "Рим и Иерусалим".Моше Гесс родился в Бонне, был воспитан дедушкой в духе ортодоксальных еврейских традиций. Родители Гесса переехали в Колонь в интересах бизнеса. Моше смог присоединиться к ним только в возрасте 14 лет. В 1837 - 1839 гг. он изучал философию в Боннском Университете, но не получил диплома. В Колоне Мозес Гесс основал первую социалистическую ежедневную газету и с конца 1842 года был её парижским корреспондентом. В качестве журналиста Гесс много путешествовал по Бельгии и в 1845 году примкнул к коммунистическому движению в Бельгии. В 1848 году он вернулся в Париж, в 1849 году попросил убежища в Швейцарии. Двумя годами позднее Гесс переехал в Бельгию и, наконец, в 1853 году окончательно поселился в Париже, где прожил до смерти. После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей христианство. В 1861 - 1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу -Рим и Иерусалим-, представляющую из себя классическую теорию сионизма. В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет Соединёных Штатов и Германии. Когда началась Франко-Прусская Война, Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её. В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на еврейском кладбище возле Колони. В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в киббуц Кинерет. Издание первой книги Гесса, историко-философского произведения, написанного под воздействием философии Спинозы и Ветхого Завета, а также второй книги, в которой он ратовал за объединение трёх великих держав (Англия, Франция и Германия) в единое европейское государство, поставило его имя в одном ряду с именами известных писателей. Позднее имя Гесса ассоциировалось с именами первых известных немецких социалистов. Самой знаменитой книгой Гесса стало произведение -Рим и Иерусалим-, опубликованное в 1862 году в Германии. Мозес Гесс полагал, что свободный труд должен заменить капиталистическую систему, основанную на эксплуатации человека человеком. Хотя идеи Гесса были подвергнуты критике Марксом и Энгельсом в их Коммунистическом Манифесте, он был одним из первых, кто признал величие Маркса и непреложность его идей. Однако, следует отметить, что Гесс так и не стал марксистом. Отношение Гесса к еврейскому вопросу претерпело изменения в течение его жизни. В 20-ые годы он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны ассимилироваться. Позднее, реагируя на всплеск антисемитизма в Европе, он выражал сострадание своим собратьям. Так, в -Риме и Ирусалиме- - своей классической сионистской книге - Гесс заявил, что он возвращается к своим людям. После певого личного столкновения с антисемитизмом Моше Гесс вернулся к еврейской национальной концепции, основанной на том, что еврейский народ, живя в изгнании, обязан сохранить свою национальную самобытность и стремиться к возвращению в Эрец Исраэль, на землю предков. Единственное средство сохранения национальной самобытности Гесс видел в еврейской религии. При этом он считал, что надо придерживаться всех религиозных традиций в их первозданном виде, не подвергая их никаким модификациям - до возвращения народа Израиля в Палестину. И только затем, Синадрион, высший совет мудрецов, сможет внести изменения в законы Галахи, в соответствии с требованиями времени. Будущее еврейское государство, писал Гесс, должно быть построено на своей земле, при соответствующих социально-экономических условиях, направленных на повышение благосостояния рабочих, стимулирующих их труд. Работы Мозеса Гесса были по настоящему оценены только с расцветом сионистского движения. Статьи о Гессе и ранние переводы его трудов стали появляться в 80-ые годы. -Избранное- Гесса было опубликовано на немецком, польском и иврите под редакцией Мартина Бубера. http://www.jafi.org.il/education/100/russian/people/Forerunners/MosesHess.html
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
"Это не были сионистские организации. Палестина у них не стояла на повестке дня. Но это было совместное заседание профессиональных сборщиков денег, людей с огромным опытом, контролировавших еврейскую машину денежных сборов в Соединенных Штатах, и я понимала, что если мне удастся их пронять, то, возможно, и удастся собрать нужные суммы - ключ к нашей самообороне. Я говорила недолго, но высказала все, что у меня было на сердце. Я описала положение, создавшееся в Палестине ко дню моего отъезда, и продолжала: "Еврейское население в Палестине будет сражаться до самого конца. Если у нас будет оружие - мы будем сражаться этим оружием. Если у нас его не будет, мы будем драться камнями. Я хочу, чтобы вы поверили, что цель моей миссии - не спасение семисот тысяч евреев. За последние несколько лет еврейский народ потерял шесть миллионов евреев, и было бы просто дерзостью беспокоить евреев всего мира из-за того, что еще несколько сот тысяч евреев находятся в опасности. Речь не об этом. Речь идет о том, что если эти семьсот тысяч останутся в живых, то жив будет еврейский народ как таковой и будет обеспечена его независимость. Если же эти семьсот тысяч теперь будут перебиты, то нам придется на много веков забыть мечту о еврейском народе и его государстве. Друзья мои, мы воюем. Нет в Палестине еврея, который не верил бы, что, в конце концов, мы победим. Таков в стране моральный дух... Но этот дух не может противостоять в одиночку винтовкам и пулеметам. Без него винтовки и пулеметы не много стоят, но без оружия дух может быть сломлен вместе с телом. Наша проблема - время... Что мы сможем получить немедленно? И когда я говорю "немедленно", я имею в виду не месяц. И не через два. Я имею в виду - сейчас, сегодня. Я приехала довести до сознания американских евреев один факт: в кратчайший срок, не более, чем за две недели, нам нужно собрать чистоганом сумму от двадцати пяти до тридцати миллионов долларов. Через две-три недели после этого мы уже сумеем укрепиться. В этом мы уверены. Египетское правительство может провести такой бюджет, который поможет нашим противникам. То же самое может сделать и правительство Сирии. У нас нет правительств. Но в диаспоре у нас миллионы евреев, и я верю в евреев США не меньше, чем в нашу палестинскую молодежь; верю, что они поймут, в какой опасности мы находимся, и сделают то, что должно. Знаю, что сделать это будет нелегко. Мне приходилось участвовать во всяких кампаниях по сбору средств, и я знаю, как непросто сразу собрать ту сумму, которую мы просим. Но я видела таких людей там, дома. Видела, как, когда мы призвали общину отдавать кровь для раненых, они пришли прямо со службы в больницы и стояли в длинных очередях, чтобы отдать свою кровь. В Палестине отдают и кровь, и деньги. Мы не лучшей породы; мы не лучшие евреи из еврейского народа. Случилось так, что мы - там, а вы - здесь. Уверена, что если бы вы были в Палестине, а мы в Соединенных Штатах, вы делали бы там то же самое, что делаем мы, и просили бы нас здесь сделать то, что придется сделать вам. В заключение я хочу перефразировать одну из самых замечательных речей времен Второй мировой войны - речь Черчилля. Я не преувеличиваю, говоря, что палестинский ишув будет сражаться в Негеве, в Галилее, на подступах к Иерусалиму до самого конца. Вы не можете решить, следует нам сражаться или нет. Решать будем мы. Еврейское население Палестины не выкинет белый флаг перед муфтием. Это решение уже принято. Никто не может его изменить. Вы можете решить только одно: кто победит в этой борьбе - мы или муфтий. Этот вопрос могут решить американские евреи. Но сделать это надо быстро - за дни, за часы. И прошу вас - не запаздывайте. Чтобы не пришлось вам через три месяца горько сожалеть о том, что вы не сделали сегодня. Время уже настало". Они слушали, они плакали, они собрали столько денег, сколько еще не собирала ни одна община. Я провела в Штатах шесть недель - больше я не могла находиться вне дома - и повсюду евреи слушали, плакали и давали деньги, иногда даже делая для этого банковские заемы. В марте я вернулась в Палестину, собрав 50000000 долларов, немедленно ассигнованные на тайные закупки в Европе оружия для Хаганы. И даже когда Бен-Гурион сказал мне: "Когда-нибудь, когда будет написана история, там будет рассказано о еврейской женщине, доставшей деньги, необходимые для создания государства", я никогда не обманывалась. Я всегда знала, что эти доллары были отданы не мне, а Израилю" ГОЛДА МЕИР "МОЯ ЖИЗНЬ".
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Около 15 тысяч человек посетили мероприятия «Та ве-са» («Посади деревом проездом»), в том числе 3 тысячи на севере в лесу Масад, на юге – вдоль шоссе 40 между развязками Хативат ха-Негев и Сара – было роздано 7 тысяч саженцев (выдавался только один саженец на семью), и около 3 тысяч человек посадили 2 тысячи саженцев в парке Модиин. Люди парковались на обочине, шли пешком к месту посадки, получали саженец и сажали его в землю всей семьей. Тысячи людей приняли участие в массовых посадках в пятницу в Модиине и Омере. В парке Иерушалаим состоялся хэппенинг для всей семьи с посадкой саженцев в Эмек-Аразим – Эйнот-Телем. Кроме посадок ККЛ организовал развешивание скворечников и кормушек для птиц, уголки детского творчества, театр историй, можно было покататься верхом на лошадях и совершить прогулку по лесу в сопровождении экскурсовода. В Тель-Авиве на бульваре Ротшильда было столпотворение. С раннего утра воспитанники детских садов устроили настоящий уличный спектакль, посвященный празднику Ту би-шват. К полудню на бульваре расположились инструкторы и экскурсоводы ККЛ. Было открыто 15 разных уголков, начиная от раздачи саженцев и семян растений, включая инструктаж по уходу за ними, и заканчивая историческими рассказами о выдающихся людях, чья судьбы была связана с ККЛ и чьи имена носят тель-авивские улицы. Или, например, уголок синей «пушки» - копилки ККЛ, или уголок, где любой желающий мог научиться украшать домашний вазон с цветами. А уголки детского творчества, конечно, были самыми популярными среди молодой публики. Дети сами изготавливали израильские флажки