Календарь на 20-е сентября

-824 — До н. э. (22 Тишри 2936) Закончились торжества освящения Храма, которые продолжались четырнадцать дней, после чего народ вернулся к своим очагам в приподнятом настроении и с глубокой благодарностью Б-гу за все то, что Он сделал для них. (см. 13 марта 1312 года).
 

Метки:

1012 — (1 Тишри 4773) Раввин Амнон претерпел мученическую смерть; он является автором торжественной молитвы «Унесане тоикеф», которую читают во время службы Мусаф Рош-Хашана и Иом-Киппур.
 

Метки:

1457 — (2 Тишри 5218) Папа Николай V издал буллу, разрешающую евреям жить в Австрии, в том числе в Каринтии, Штирии, Тироле. Добился буллы герцог Фридрих III (император Германии в 1440–93 гг.), к которому перешли австрийские земли в 1457 году. Однако сословия требовали от императора подтверждения запрета на проживание евреев в Австрии. Враждебные чувства к евреям подогревались католическим духовенством. Но евреи продолжали селиться в землях, откуда они были ранее изгнаны. Императору удалось добиться от папы Павла II издания в 1469 г. буллы (31 мая 1469), в которой объявлялось, что евреи вправе требовать справедливого обращения. Император защищал евреев от кровавых наветов. Его хорошее отношение к евреям привело к тому, что в Австрии его стали презрительно называть «королем евреев».
 

Метки:

1789 — (29 Элула 5549) Родился Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон

Его отцом был рабби Шолом-Шахна, а матерью — раббанит Двора-Лея, дочь Алтер Ребе. Имя ему дали в честь р. Менахем-Менделя из Городка, который ушел из этого мира за год до этого.После его рождения его дед, Алтер Ребе, передал его родителям специальный отрез полотна, хранившийся у него, для того, чтобы в него завернули ребенка, после его первого купания. После ухода из этого мира рабби Дов-Бера (второго главы Хабада), была создана группа посланников, включавшая в себя десять особо известных людей, среди которых были: р. Иллель из Парич, р. Ицхок-Айзек из Витебска, р. Ицхок-Мейше из Ясс, р. Перец Хейн и другие. Эта группа посланников предстала перед Цемах-Цедеком и передала ему решение хасидов, которое уже было распространено во всех поселениях хасидов Хабада, что он должен стать новым главой Хабада.Однако, к их огорчению, Цемах-Цедек отказался. Он предложил им направить свой выбор на р. Хаим-Авроома, сына Алтер Ребе, или на р. Нохума, сына Миттелер Ребе, или на р. Аарона из Кременчуга, внука Алтер Ребе. Услышав это, община хасидов была в великом горе. Так рассказывает известный хасид р. Перец Хейн: — Во вторник, первый из трех дней, предшествующих празднику Шавуот, осенил меня дух Всевышнего, и стоя вместе с р. Иллелем из Парич и р. Ицхок-Айзиком из Витебска, молили мы Цемах-Цедек от имени тысяч хасидов, чтобы принял он на себя руководство, в соответствии с волей хасидской общины. Сказал я ему, что есть у меня довод, прямым текстом приводящийся в словах благословенной памяти наших мудрецов, что только он, внук Алтер Ребе, достоин принять на себя руководство.— Ответил Цемах-Цедек: Запрещено пренебрегать высказыванием благословенной памяти наших учителей. Выскажи, что в устах твоих! И сказал я, что написано: Женщина, когда зачнет, — и родит мальчика. И сказали мудрецы: Мужчина зачинает первым, — и рождается девочка — и родилась ваша мать, а женщина зачинает первой, — рождается мальчик, — и родился господин и учитель наш. Поэтому Ребе обязан выполнить волю хасидов. — Цемах-Цедек короткое время размышлял, а после этого произнес: Получено согласие. С условием, что меня не будут утруждать вопросами, связанными с материальными вещами. Движение АСКАЛА, направленное на подрыв основ еврейства, начало действовать среди евреев России в 5588 году. Основные действия были направлены против Торы хасидизма. Посланники движения АСКАЛЫ завязали связи с властями и убеждали их в необходимости вынесения указа о том, что все еврейские дети обязаны изучать общеобразовательные предметы: государственный язык, математику, географию и т.п.Министр внутренних дел созвал заседание раввинов с целью осуществить в еврейской религии несколько изменений, в соответствии с требованиями МАКСИЛИМ, т.е. приверженцев АСКАЛЫ. А первым из них был запрет на изучение хасидизма. Начиная с кануна Рош а-Шана 5603 года ощутимы были изменения, произошедшие в поведении Цемах-Цедека. Он послал Пидьен нефеш (досл.: Выкуп души, здесь: письмо с просьбой о привлечении милосердия от Всевышнего) на могилу своей матери в Лиозно. Цемах-Цедек писал: Берлинцы усиливаются. Решение готово к распространению. Их план — созвать раввинов, чтобы, в любом случае, согласились на их предложения, — буду я жив или... Соблаговоли сходить во дворец отца твоего и передай ему мою просьбу пробудить милосердие Всевышнего, дабы были отменены эти решения, и, если удостоюсь я, то пусть будет угодно, чтобы были отменены моими силами. На съезде раввинов Цемах-Цедек ясными доводами доказывал, что запрещено вносить исправления в законы Торы, и разъяснял обязательность изучения Торы хасидизма. Министр внутренних дел в дополнение к тому, что был злодеем, все желание которого сводилось к тому, чтобы притеснить и нанести вред боящимся Всевышнего, — был подкуплен МАКСИЛИМ и твердо держал их сторону. Он требовал, чтобы все раввины подписали подготовленный правительством протокол. Цемах-Цедек противостоял этому изо всех сил, в результате чего на протяжении съезда 22 раза оказывался в заключении! Министр внутренних дел спросил Цемах-Цедека: Но, ведь ваше поведение — это бунт против царской власти?! Ответил ему Цемах-Цедек: Тело бунтующего против земного царства должно быть умерщвлено. Напротив этого, бунтующий против Царства Небес рискует душой. Какой бунт страшнее?!Цемах-Цедек находился тогда в большой опасности. О происходящем было известно на всей территории России, и евреи были взволнованы создавшимся положением. Во всех центрах проживания евреев евреи собирались на общественный пост и прекращали работу. Массовые волнения, твердость позиции и самопожертвование Цемах-Цедека произвели свое действие, и министр внутренних дел отказался от осуществления всех предложений об исправлении религии, и изучение хасидизма стало разрешено, как прежде. В месяце кислев 5620 года Цемах-Цедек сильно заболел и болезнь его продолжалась более шести лет, вплоть до его ухода из мира. Последние полгода ему было тяжело говорить, однако видели от него в эту пору много чудес. Цемах-Цедек отказывался принимать на личную беседу по вопросам материальным и говорил, что не видит тело, но видит лишь свет души, посему не может отвечать на связанные с материальным вопросы. Вопросы задавались ему только в письменной форме и передавались через слуг.За несколько дней до своего ухода Цемах-Цедек очень ослабел. Пригласили врача из Любавич, который заявил, что ничего особенного не видит. На следующий день положение стало еще более тяжелым, и хасиды весь день читали Псалмы. К вечеру сообщили, что состояние Ребе улучшилось, но через короткое время увидели, что надежды нет. Кровать Ребе стояла посередине комнаты, а вокруг нее собрались люди с зажженными свечами. Цемах-Цедек лежал безо всякого движения и только смотрел на людей. В половине первого ночи он скончался. На могиле Цемах-Цедека в Любавичах Его сын, Ребе Шмуэль сказал: Пусть будет известно вам, что отец мой не умер, и тот, кто хочет попросить чего-либо, может просить. Также я направил ему некоторую просьбу. Рассказывал Ребе Раяц: Когда ушел из жизни Цемах-Цедек, хасиду рабби Екусиэлю Леплеру не рассказывали об этом в течение полугода. Когда ему стало известно об этом, он закричал: Глупцы! Почему вы дали Ребе умереть? Похороните Свиток Торы! Похороните сами себя!.. Он разбил окна дома своего и вышел пешком в Любавич. Придя в Любавич, рабби Екусиэль Леплер сказал: Не буду я ничего делать, не буду молиться... вначале мне надо услышать, что скажет мне Ребе. Он явился на могилу Цемах-Цедека и пробыл там в течение всего дня. В конце концов, его вынесли оттуда в состоянии обморока. Очнувшись от обморока, он сказал: Надо выйти плясать! А после этого сказал сыновьям Цемах-Цедека: Идите и слушайте маамар хасидизма от вашего отца.

 ("Цемах-Цедек"), третий руководитель любавичского движения.
 

Метки:

1888Имена.

Подробнее о людях cентября см. Блог рубрика "Имена".

(15 Тишри 5649) Родилась Элишева (Елизавета Ивановна Жиркова) - ивритская поэтесса. Происходила из Рязани, семьи священника. В гимназии благодаря подруге - еврейке познакомилась сначала с языком идиш потом с ивритом. В 1921 вышла замуж за сиониста С. Быховского. Будучи издателем, он и издавал стихи жены.В 1925 семья переехала В Эрец-Исраэль. Елизавета Ивановна, принявшая имя Элишева, но не ставшая еврейкой и не поменявшая веру, писала стихи, выступала на литературных вечерах, пользовалась известностью. Но в 1932 году умер муж, экономическое положение вдовы пошатнулось, она должна была выплачивать многочисленные долги, переехала с дочерью в беднейший район Тель-Авива, всеми забытая, зарабатывала прачкой. Умерла в 1949 году.
 

Метки:

1890 — (6 Тишри 5651) Родилась Рахель - ивритская поэтесса.
 

Метки:

1901 — (7 Тишри 5662) Создана Итальянская сионистская федерация.
 

Метки:

1917 — (4 Тишри 5678) В Бруклине родился Арнольд Якоб «Рэд» Ауэрбах (Arnold Jacob "Red" Auerbach) — легендарный американский баскетбольный тренер. Тренер клуба НБА «Бостон Селтикс» (1950-66). Ауэрбах пионер современного баскетбола, он переосмыслил баскетбол, привнёс в игру доминирование команды и жесткую защиту, а не отдельные подвиги и высокую результативность, внедрил быстрый отрыв, как мощное наступательное оружие. Он воспитал многих игроков, которые введены в Баскетбольный Зал славы. Кроме того, Ауэрбах сыграл важную роль в разрушении барьеров дискриминация по цвету кожи в НБА. Он вошел в историю, как первый тренер пригласивший в НБА афроамериканца Чак Купера в 1950 году, и первый выставил на площадку полностью стартовую пятёрку из чернокожих игроков в 1964 году. Умер 28 октября 2006 года в Вашингтоне. Входит в Международный еврейский спортивный зал славы. http://ru.wikipedia.org/wiki/
 

Метки:

1921 — (17 Элула 5681) Гражданская война. Городищенский погром. Длился 2 дня. Из доклада: "...Описание всякого еврейского погрома я бы разделил на две части, назвав первую часть "сводочной" или "протокольной", из которой явствует, что такого-то числа бандою такого-то было расстреляно и вырезано столько-то мужчин, женщин и детей; а для второй части я не нахожу соответствующего заглавия, ибо ужасы, сопровождающие эту самую резню, грехопадение человека-зверя, сладострастно коверкающего, терзающего, ломающего и пилящего члены своей жертвы, превосходят всякую фантазию..."
 

Метки:

1944 — (3 Тишри 5705) Заявление Военного министерства Великобритании о формировании Еврейской бригады Палестины.
 

Метки:

1953 — (11 Тишри 5714) Израиль. Церемония открытия в Рамат-Гане четвёртой Маккабиады.
 

Метки:

1970 — (19 Элула 5730) Сирия двинула свои танки в Иорданию на помощь ООП, решать судьбу которой активно взялись вооружённые силы Иордании. (см. 17 сентября ).
 

Метки:

1989 — (20 Элула 5749) Израиль. Крупнейший лесной пожар на горе Кармиэль начался накануне. В его тушении приняли активное участие ВВС. Вертолёты CH-53D ("Ясъур") впервые использовали систему пожаротушения "Яарит" - специальную цистерну, несомую вертолётом на внешней подвеске, вмещающую 5 тонн воды.
 

Метки:

1993 — (5 Тишри 5754) Израиль. Министр от партии ШАС А. Дери покинул свой пост из-за обвинения в коррупции. Весной 1990 г. началось полицейское расследование против министра внутренних дел, тогда "человека номер два" в партии ШАС и создателя связанной с партией системы школ "Эль а Мааян". Дери подозревался в многочисленных финансовых нарушениях. В августе 1993 г. прокуратура решила передать дело в суд; судебное разбирательство началось в июне 1994 г. и закончилось в 1999 г. обвинительным приговором (по пункту о получении взятки в 60 тысяч долларов) и судебным решением: три года тюремного заключения. После года апелляций А. Дери был заключён в тюрьму. Тем временем из "человека номер два" в ШАСе Дери превратился не просто в "человека номер один", но в символ партии - и, в глазах многих. в символ способного сефарда, которого израильский истеблишмент ненавидит за его успехи и независимость и с котором он пытается свести счёты. "Он невиновен", - писали на многочисленных плакатах и скандировали сотни тысяч людей.
 

Метки:

1995 — (25 Элула 5755) В Кнессете была проанализирована ситуация в стране по истечении 2-х лет с момента подписания Соглашений Осло.
 

Метки:

2007 — (8 Тишри 5768) Израиль. На встрече в канцелярии Мени Мазуза (юридического советника правительства Израиля) представители ККЛ (Керен Кайемет ле Исраэль - Еврейского национального земельного фонда) и Земельного управления согласились на его предложение о продаже земель любому покупателю, без каких-либо этнических ограничений. В обмен, когда какой-то участок земли, принадлежащий ККЛ, продается нееврею, Земельное управление должно компенсировать это другим участком земли, чтобы площадь еврейских земель оставалась неизменной.
 

Метки:

2008 — (20 Элула 5768) Вступило в силу межправительственное соглашение России и Израиля об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан двух стран.
 

Метки:

2016 — (17 Элула 5776) Цитаты и мнения. В выступлении на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси сказал среди прочего, что «израильско-палестинский конфликт – главная причина нестабильности на Ближнем Востоке» и обратился к израильскому руководству и к гражданам Израиля: «У нас есть возможность открыть новую страницу в истории региона. Надо создать Фалястын, которая будет мирно сосуществовать с Израилем».
 

Метки:

2017 — (29 Элула 5777) Введена в эксплуатацию новая железнодорожная ветка Кармиэль -Тель-Авив. Маршрут состоит из двойного железнодорожного полотна протяжённостью около 23 км между Акко и Кармиэлем, двух новых станций – Ахиуд и Кармиэль, двух параллельных тоннеля протяжённостью около пяти километров каждый. Это первый железнодорожный маршрут, соединивший Нижнюю Галилею с Негевом. Маршрут - часть проекта "Поезд Негева" (17 сентября 2015 года)
 

Метки:

2018 — (11 Тишри 5779) Открыта новая железнодорожная ветка от международного аэропорта имени Бен Гуриона до Иерусалима: станции "Ицхак Навон" (А-Ума) в Иерусалиме, расположенной на глубине 80 метров под землей, здание которой оснащено лифтами и эскалаторами
 

Метки: